mirozha@mail.ru

г.Псков, Мирожская набережная 2

8 (8112) 576-403

История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть третья. XVIII–ХIХ века. Проект реставрации

Для истории Спасо-Преображенского собора и Мирожского монастыря в целом XVIII и почти весь XIX век – период архитектурного застоя. Это не значит, что в облике собора не происходило изменений. Это значит, что в сложившуюся архитектурную композицию уже ничего не добавлялось: собор отвечал главным – богослужебным – потребностям монастыря. Однако текущие, сиюминутные потребности обители и необходимость в экономных, часто убогих, ремонтах, понемногу сформировали иной, по сравнению со средневековым, образ Спасо-Преображенского собора. 

Начало XVIII века – сложный и очень тяжёлый период в истории Пскова. Ожидание военных действий, связанных с Северной войной, принудительный отток профессиональных мастеров-каменщиков на строительство Санкт-Петербурга, моровое поветрие и опустошительный пожар 1710-1711 гг. привели к упадку экономической жизни и запустению города. Резкое сокращение числа жителей отразилось на церковных и монастырских доходах.

«От ветхости похинувши на северо-восточную сторону»
 
Еще в конце XVII в., в мирные и сытые для Пскова времена, в Мирожском монастыре было начато строительство новой трапезной церкви Архидиакона Стефана (на месте храма 1404 г.). События рубежа веков не дали возможности достроить церковь, и она была освящена только в 1713 г.

Одновременно некоторые строительные работы были проведены и на Спасо-Преображенском соборе. Натурное исследование показало, что на северном и западном фасадах собора были прорублены, на месте прежних, новые, высокие и широкие, окна; строительные приемы и конструкции этих окон идентичны окнам Стефановской церкви. Дополнительное освещение собора понадобилось в связи с тем, что были заложены окна западного фасада и южный входной портал [ 1 ]. Система входов в собор вернулась к своей первоначальной схеме.

Возможно, в это же время было пробито новое окно на северном фасаде притвора [ 2 ], а сам притвор покрыт односкатной кровлей. Кроме того, необходимость в дополнительном освещении притвора говорит о том, что перед ним появилась еще одна пристройка – закрытая паперть [ 3 ] на столбах, поэтому окна на западном фасаде притвора были заложены.

В 1753 г., при архимандрите Иоасафе, был начат большой комплекс строительных работ, сведения о которых содержатся в описи недвижимого имущества и владений монастыря (т. н. «Офицерские описи»), составленных в 1766 г., в ходе подготовки к церковной реформе Екатерины II по секуляризации [ 4 ] и изъятию в собственность государства церковных и монастырских земель.

В описях отмечено, что все новые строения монастыря (кроме собора, настоятельских зимних келий и трапезной – Стефановской церкви, «издревле» бывших в монастыре) начаты строительством, но не достроены и уже требуют ремонта, о чем автор описи сообщает в приписках на полях документа. Мы видим, что в середине елисаветинского царствования (когда несколько активизировалась жизнь Пскова после запустения петровского времени) у Мирожского монастыря появились некоторые средства для строительной деятельности.
Документы свидетельствуют и о том, что в середине XVIII в. монастырь усиленно занимался обустройством приписных к нему небольших пригородных монастырей и вотчинных подворий.

Опись 1766 г. впервые дает характеристику соборного храма Мирожского монастыря, за два года до того покрытого более экономичной четырехскатной тесовой кровлей: «…каменная соборная однопрестольная церковь с притвором, крыта тёсом, окна застеклены. С запада у церкви паперть, на фасаде её надпись: «Писано постенное письмо Деисус и иные святые простыми красками» и металлическая доска. На ней одна глава, обитая деревянным лемехом, на главе восьмиконечный деревянный, обитый жестью крест, под крестом медное золоченое яблоко. В храме две палатки для хранения церковных ценностей. Иконостас трехъярусный, слева и справа два клироса, престол деревянный, жертвенник устроен в стене, в храме висит медное паникадило. Колокольня у церкви каменная, на ней 7 колоколов». [ 5 ]

Описью зафиксирована архитектурная композиция собора: одноглавый храм с западным притвором и папертью, с каменной колокольней. Таким образом, к 1766 г. композиционная основа собора была почти такой же, как и в настоящее время, с незначительной разницей в деталях (тесовое и лемеховое покрытие, иконостас, престол).

Информацию о ремонтах Спасо-Преображенского собора в XVIII в. содержат приходно-расходные книги монастыря за 1760-1770-е гг. В это время ежегодно «на починку монастыря и церквей и на содержание ризницы» из государственной Коллегии Экономии монастырь получал по 200 рублей (по 100 руб. каждые полгода). Приходно-расходные книги четко фиксируют расходование этих денег на ремонты.

С 1766 по 1799 гг. (на протяжении 33 лет) в соборе, снаружи и внутри, регулярно проводились ремонтные работы. Наружные работы касались постепенной замены тесовых кровель – вначале на соборе, потом на притворе и паперти. Были проведены незначительные подмазки фасадов и их побелка известью. После локального пожара 1769 г., когда пострадала новая кровля притвора, был сделан ремонт и все новые кровли собора выкрашены. Были заменены оконные заполнения, окна остеклены. Поставлены новые железные двери в собор (на главном западном входе). На колокольне добавилось два колокола, поставлены заново «русские часы».

Очевидно, что собор содержался в хорошем состоянии, однако каких-либо капитальных перестроек в этот период не производилось.
Уже в конце XVIII в. финансовое положение монастыря было очень неустойчивым, а начале следующего столетия стало крайне бедственным. В 1801 г. удалось лишь отремонтировать соборную главу, «которая от ветхости похинувши на северо-восточную сторону», и починить окна, в которых «окончины все ветхи, а стёкла многие выбиты». [ 6 ] Через пять лет (1805 г.) сократившаяся в результате секуляризации территория монастыря была впервые обнесена каменной оградой (ныне существующей), примкнувшей к алтарным апсидам собора.

Вынужденные, эпизодические ремонты собора происходили с интервалами в 36-65 и более лет. Основные ремонтные работы XIX в. касались замены кровель или были сосредоточены в западной части собора – в притворе и паперти. Стены четверика собора подмазывались и белились, заменялось покрытие главы, но капитальных переделок не происходило также, как и в XVIII веке.

После очередного ремонта и освящения храма 1 августа 1886 г. (в преддверии престольного праздника Спаса Преображения) в последующие три года в нём происходили обычные службы. А через три года началась новая история собора.

«Когда иконостас был отнят от восточной стены…»

Новая история была связана с развитием гуманитарных наук в России, подъемом интереса к отечественной истории и с пристальным вниманием к древнейшим памятникам российских научных сообществ. О существовании настенной живописи собора было известно еще с 1858 года, когда, при подготовке к знаменательной дате семисотлетия монастыря, соборный иконостас был «обновлен благовидно и утвержден на месте прочно». Как сообщает И. И. Василёв: «Когда иконостас был отнят от восточной стены, то последняя оказалась покрыта живописью. Возобновленный иконостас вновь был приставлен к стене». [ 7 ] Однако сведения о том, что в Мирожском соборе обнаружена древняя живопись, не были оставлены без внимания.
 
С 1889 г. начинается история исследования и реставрации собора в новейшее время, вначале под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, а позднее его коллег и последователей, выдающихся русских реставраторов П. П. Покрышкина и К. К. Романова.

Эти работы показали, какая глубокая пропасть лежит между интересами научного сохранения уникального памятника национальной культуры и его эксплуатацией, когда не учитывается необходимость особого обращения со зданием и фресковой живописью [ 8 ].

Наряду с первыми результатами исследований и первыми попытками ученых сохранить то ценное, что было обнаружено в памятнике, руками корыстных и невежественных служителей церкви и чиновников, ради мелких амбиций и сиюминутных выгод, производились необратимые разрушения. Их результаты мы видим сейчас и вот уже более ста лет лучшие профессионалы страны пытаются исправить ошибки, вернуть и сохранить в Спасо-Преображенском соборе то, что создано гениальными мастерами и самой историей России.

«Показать подлинный памятник, освобожденный от временных наслоений»

«Монументальные произведения, несущие духовные послания прошлого, остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности».

Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест [ 9 ]

«Реставрация есть укрепление памятника архитектуры и восстановление его исторического, а в какой-то мере и художественного значения».
Методика реставрации памятников архитектуры. (1977 г.)
 
Прежде, чем начинать говорить о конкретных методах и приемах реставрации, предлагаемых нами для собора Спаса-Преображения, следует напомнить об основополагающих принципах, ради которых проводятся все мероприятия по сохранению памятников в нашей стране.

«Реставрация… есть дискретный процесс, состоящий из отдельных, различных по своей сущности, видов деятельности. Так, уже в первой четверти ХХ в. было обращено внимание на существование в понятии «реставрация» таких отдельных и, по существу, различных видов ее, как «консервация», «раскрытие», «восстановление», «реконструкция», «воссоздание» и т. п. В некоторых случаях они сочетаются в едином процессе как отдельные, специфические формы, например консервация отдельных элементов здания может сочетаться с раскрытием других его частей, восстановлением или реконструкцией третьих и т.п. В других случаях они выделяются в самостоятельный изолированный процесс.

Цель реставрации определяется реставратором (должна определяться органами охраны памятников) не абстрактно и не на основе личных желаний и устремлений. Она должна являться и практически всегда является ответом на запросы и требования общества по отношению к конкретному памятнику архитектуры.

Памятник архитектуры в течение своего существования подвергается подчас существенным изменениям от воздействия атмосферных и других природных влияний, от стихийных бедствий или пожаров, от изменившейся или вообще несоответствующей эксплуатации, от переделок, связанных с изменениями вкусов или окружающей среды, от починок и ремонтов. Но при этом он, безусловно, сохраняет свою подлинность, так как все эти изменения – конкретный исторический документ соответствующих эпох. Если реставратор хочет восстановить памятник в его первозданном виде, он, естественно, должен пожертвовать иногда очень значительными элементами его подлинности, заменяя их подделкой. И, наоборот, сохраняя подлинность, реставратор теряет возможность обеспечить выразительность характерных черт конкретной эпохи». [ 10 ]

Работа над проектом реставрации Спасо-Преображенского собора поставила перед автором проблему выбора: оставить ли вид собора таким, каким он сохранился до сегодняшнего дня или показать современникам подлинный памятник, освобожденный от случайных временных наслоений?
 
Мы и многие поколения до нас видели собор Мирожского монастыря, измененный мелкими функциональными ремонтами XVIII–XIX вв. Эти внешние наросты, как завесой, укрыли собой действительно этапные изменения в архитектурной композиции собора. Этих этапов оказалось всего три:

- первоначальный, воплощенный в формах византийского храма XII в;

- второй, дополнивший западный фасад собора необходимой защитой от непогоды – притвором, сделанным в XVI в. в самобытных формах московского зодчества.;

- третий, дополнивший собор в XVII в. традиционной псковской звонницей.

Международная хартия реставрации в таких случаях прямо рекомендует:

«Наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью реставрации. Если здание несет на себе отпечатки многих культурных пластов, выявление более раннего пласта является исключительной мерой и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не представляют интереса, если композиция после этого свидетельствует о высокой исторической, археологической или эстетической ценности, если состояние сохранности раскрываемого памятника признано удовлетворительным. Суждение о ценности таких элементов и решение о возможности их устранения не могут зависеть единственно от автора проекта» [ 11 ].
 
Исходя из рекомендаций международной и отечественной методологии, учитывая, что собор Мирожского монастыря представляет огромную историко-художественную ценность именно в своей архитектурной первооснове, проектом реставрации предлагается сохранить и выявить три ценных архитектурных этапа жизни собора.

Архитектурный образ собора оказывает необычайно сильное воздействие на чувства человека, положительно влияет на его эмоциональное состояние. Именно такая концепция чувственного восприятия была основой христианской эстетики византийского круга. Сможет ли наш современник ощутить хотя бы легкое дуновение этой культуры, просто подойдя к Спасо-Преображенскому собору после его реставрации?

«Христианская модель мироздания, воплощенная в форме храма»

Мы предлагаем небольшую экскурсию «После реставрации», на основе опубликованных графических изображений собора.

Любой человек – турист, паломник, любознательный пскович, представ перед парадным западным фасадом собора, увидит христианскую модель мироздания, воплощенной в форме храма. Таков был философский замысел зодчих XII в., а вот его материальная форма: точно выверенные пропорции фасада, завершенные волнообразным аккордом сводов, мощь и одновременно легкость барабана, осененного полусферой купола. Главная тема – соподчиненность объемов, устремленность ввысь, поддержанная волной сводов и второй волной арок притвора. Главная идея – преодоление инертной плотности мира. Устои колокольни, прозрачной и телесной в своем каменном полупрофиле, создают музыкальное эхо основной композиции.

Встреча собора с псковичами на протяжении восьмисот лет происходила от Святых ворот, с севера от собора. Здесь предстает он в облике защитника и покровителя. Непоколебимо и устойчиво тело храма, радостно открыт высокий барабан с мерным ритмом окон, увенчанный шлемом-куполом. Колокольня стала образом щита – атрибутом воина, и образ северного фасада являет символ неизбежной духовной победы.
 
С южной стороны образ собора неожиданно смягчается. Благодаря объемам тех же притвора и колокольни, видимых лишь отчасти, собор открывает простую и сердечную сторону своей архитектуры. Предстояние сменяется атмосферой тихой беседы, уединенной молитвы, приглашением войти в храм – через западные или южные двери. Спокойно смотрят окна и окошечки, чуток тонкий, провидческий сон воина духа, отдыхающего в своем доме – Мирожском монастыре.

Благодарную панораму явит собор Пскову, когда в полный рост предстанет в своем первозданном величии. Он, как и задумано, будет принадлежать всему Пскову, доверчиво, как на открытой ладони, выдвигая из ограды алтарные апсиды, не скрывая чистоты архитектурного замысла своих создателей. Ясный призыв к гармонии, душевному равновесию, вере, надежде, любви прочтут горожане в образе Спасо-Преображенского собора. [ 12 ]

Такова сила воздействия той архитектуры Мирожского собора, которую мы увидели и хотели бы донести до наших современников. Более чем восьмисотлетняя жизнь собора призывает нас преклониться перед ним и беречь его так, как подобает потомкам беречь память о предках.
Владимир Никитин, архитектор-реставратор
Ирина Голубева, искусствовед 
Примечание
 
1 Портал – архитектурно оформленный вход в храм. 
2 Притвор – закрытое помещение перед входом в церковь. 
3 Паперть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в притвор. 
4 Секуляризация – превращение церковной собственности в светскую; изъятие из церковного ведения. 
5 РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 535, 1766 г. 
6 ГАПО, ф. 39, оп. 3, д. 343. 
7 Псковские губернские ведомости, № 68, 1889 г. 
8 Ю. Селиверстов. Не быть провинциальной обочиной современности // ПГ, № 32 (401) от 13-19 августа 2008 г. 
9 Венецианская хартия принята на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции в 1964 г. Принята ИКОМОС (ICOMOS, Международный совет по охране памятников и исторических мест основан в 1965 г., после принятия Венецианской хартии, с целью поддержки идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест) в 1965 г. 
10 Методика реставрации памятников архитектуры. Издание Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Центрального научно-исследовательского института теории и истории архитектуры ЦНИИТИА. Под общей редакцией Е. В. Михайловского. М., 1977. С. 9. 
11 Венецианская хартия. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. Венеция, 1964. Ст. 11. 
12 Существующая луковичная глава собора была поставлена в начале XIX в., когда подлинные объемы собора уже были скрыты. Главу собора предлагается снять и сохранить, поставить на участке к югу от собора, включив в музейную экспозицию.