mirozha@mail.ru

г.Псков, Мирожская набережная 2

8 (8112) 576-403

Изографы Псковского междуречья, часть 1

У ИСТОКОВ ТРАДИЦИИ
 

В Пскове, на слиянии двух рек, Великой и Мирожки, расположился удивительно красивый, древнейший на Псковщине Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь.

 

Именно здесь, в Мирожском монастыре, был переписан и сохранился величайший памятник славянской письменности «Слово о полку Игореве». Уже одного этого достаточно для паломничества.

 

А еще больше знаменит монастырь Мирожский своим Спасо-Преображенским собором с уникальной фресковой стенописью домонгольской эпохи. Мирожские фрески занимают исключительное место в истории древнерусского искусства, имеют мировое значение.

 

Возведение Мирожского монастыря связано с именем видного деятеля русской церкви XII века –епископа новгородского и псковского Нифонта. Будучи греком по происхождению, он привлек к строительству монастыря греческих мастеров.

 

…Стенные росписи и техника фресковой живописи утвердились на Руси в конце Х века. В то время на Руси и в других странах Европы еще не было термина «фреска».

 

Только с конца XIV века в Италии этот термин утверждается за росписью по сырой штукатурке, а в русских документах он встречается не ранее XVIII века. До этого же выполнение росписей по сырой штукатурке именовалось у русских «стенным письмом на сыром левкасе».

 

Много времени прошло с тех пор, как византийскими иконописцами был расписан Спасо-Преображенский собор. Псковские мастера, помогавшие византийцам, живо восприяли мастерство фресковой росписи, добавив свой, русский, северный колорит и особенности письма.

 

Время основания Спасо-Преображенского Мирожского монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Поэтому напрасно было бы искать в мирожских фресках особые псковские черты и тот неповторимо псковский характер, который неотделим от понятия псковской школы живописи. Все эти характерные особенности местной школы сложатся позже, с годами. Но многие из присущих мирожской стенописи особенностей – суровые, монументальные образы, величественная неподвижность в постановке фигур, плоскостная их трактовка при относительно объемной лепке ликов, несколько удлиненный овал, любовь к тщательной разделке складок – стали отличительными чертами псковской фресковой росписи.

 

…Мирожка плавно впадает в Великую, образуя уединенный полуостров. Здесь, за стенами монастырскими, мастера чудо творят...

 

Оставили свои работы для потомков, бесценные иконы и фрески, безымянные иконописцы, которые силой своего таланта, художественной экспрессией могли сравниться с лучшими мастерами итальянского Возрождения. Сохранились в церковных списках и летописях имена некоторых монахов-иконописцев. Один из них – святой преподобномученик Корнилий, впоследствии легендарный настоятель Псково-Печерского монастыря, погибший от руки царя Ивана Грозного. Корнилий начинал свой монашеский путь именно в Мирожской обители. Здесь он получил иноческий постриг и научился азам иконописи. А затем, приняв игуменство в Печерском монастыре, он сам написал множество икон, которые весьма почитаются верующими и в наши дни.

 

В 1922 году Мирожский монастырь был упразднен советскими властями, и на долгие годы здесь воцарилось запустение. Но в 1994 году под сводами монастырских стен вновь зазвучала молитва.

 

Сегодня Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения и открыт для посещения. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

 

Собор Спаса Преображения (XII век) – находится в ведении Министертвакультуры РФ. Этот древ нейший монастырскийхрам – центр христианского просвещения в Пскове.Фрески, сохранившиеся на 80%, покрывающие стены храма – это всемирно известное достояние человечества. 

 

Стефановская церковь (XVII век) ныне принадлежит монашеской общине. Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века. Колокольня, дом Настоятеля также относятся к действующему монастырю.

 

Колокольня (1879г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны. Настоятельский корпус (XVIII-XIX вв.) находится к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете.

 

Стенная роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове – поистине уникальна: все пространство храма покрыто сплошным «ковром» фресок, рассказывающих все основные сюжеты Священного Писания!

 

Сам собор с его яркими фресками задумывался как звучащее Евангелие – Евангелие в красках, доступное любому, даже неграмотному человеку. Основатель монастыря епископ Нифонт ставил перед собой задачу христианского просвещения псковской паствы, для которой зрительный образ был единственно доступным.

 

Само здание Спасо-Преображенского собора представляет собой крестовокупольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Отличительной чертой собора является абсолютная нерасчлененность его внутренних стен. Отсутствуют характерные для храмов того времени лопатки и арки, разделяющие пространство. В соборе широко обозреваемые из любой точки храма раскрытые стены и своды выглядят как открытая книга. Это архитектурное решение было не случайным. Псков начала XII века являл собой город, где христианство и язычество пока сосуществовали бок о бок. Единственным православным храмом был Троицкий собор, а неподалеку располагалось языческое капище. Грамотность была неразвита, Евангелия стоили очень дорого, проповедников не хватало. Источником христианского просвещения святитель Нифонт решает сделать монастыри, откуда пойдет проповедь христианства, подкрепленная примером монашеской аскезы. Поэтому первые монастыри – Мирожский и чуть позже возведенный – Иоановский, были построены в городской черте, чтобы любой мог сюда придти. Оба собора были расписаны фресками, но сохранились лишь мирожские, поражающие как сохранностью, так и мастерством исполнения вкупе с исключительной смысловой насыщенностью.

 

Исследователи не перестают восторгаться огромным многообразием и обилием сюжетов мирожских фресок. Главным их лейтмотивом является тема соединения в Христе Божественной и человеческой природы, его миссии искупления человечества от греха. Многочисленные сюжеты с изображением земной жизни Христа дают понимание о таинстве Евхаристии, о Его искупительной жертве, о Символе Веры. Помимо евангельского содержания, фрески посвящены Богоматери, Ее праведным родителям св. Иоакиму и Анне, повествуют о житии Иоанна Предтечи, изображают апокрифические сказания об Архангеле Михаиле, явление Троицы Аврааму и многое другое.

 

ЕВАНГЕЛИЕ В КРАСКАХ

 

Многие евангельские события описаны чрезвычайно подробно. Например, череда сцен «Отвержения даров» и «Благовещения у колодца», насчитывают более 20 сюжетов, что уникально для мировой монументальной живописи.

 

Мирожские росписи изображают 172 сюжета. По многообразию с ними могут сравниться разве только несколько мозаичных храмов в Сицилии, которые также исполнены византийцами. Это объясняется единой задачей, которая была поставлена перед мирожскими и сицилийскими иконописцами – просветительство и проповедь христианства.

 

Виртуозно владели византийские мастера также техникой изображения жеста, взгляда, передачи движения. Поэтому фигуры на фресках находятся в динамике, в них есть присущая только им экспрессия, живость. Неповторимость мирожских фресок также и в их удивительной целостности, композиционном совершенстве. Все изображенные на фресках сцены плавно переходят одна в другую без каких-либо разграничений, при этом все сцены остаются ясными и понятными.

 

Мирожские мастера использовали все цвета, свойственные средневековой живописи. Основу составляет плотный ярко-голубой и малахитовый фон, на котором выделяются изображения, написанные разбеленными красками самых различных оттенков. В написании одежд присутствуют светло-фиолетовые, вишневые, лиловые, светло-изумрудные, серо-голубые цвета, по которым белилами прочерчены складки. Встречаются колоритные темно-коричневые и глубоко-синие цвета, поверх которых лазуритом прописаны складки. Эти изысканные и нарядные сочетания дополнены яркими желтыми нимбами, которые сияют на фоне общей цветовой гаммы росписей. Все оттенки красных, розовых и фиолетовых тонов являются результатом сложного смешения красок.

 

Нужно особо отметить, что все краски, использованные для росписи, – природного происхождения и приготовлены они из полудрагоценных камней и минералов. Так, в основе синего лежит лазурит. Зеленая краска имеет две минеральные основы – малахит и глауконит, рефть – смесь черной сажи и известковых белил. Охра – желтая глина.

 

Довольно мистична сама история фресок. В XVII веке они были забелены, но, как оказалось – промыслительно, поскольку это способствовало их спасению. Они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Открытие и восстановление самих древних фресок началось в начале XX века и продолжается и по сей день.