mirozha@mail.ru

г.Псков, Мирожская набережная 2

8 (8112) 576-403

Начались съемки первого серьезного научного фильма о псковских фресках

Серия фильмов расскажет о фресках Мирожского и Снетогорского монастырей и церкви в деревне Мелетово. Соответствующая договоренность между Президентской библиотекой и Псковским музеем была достигнута еще в июле. По договору обладателями авторских прав на конечный продукт в равной степени станут музей и библиотека.

В течение двух дней, 27 и 28 октября, режиссер (она же оператор и автор сценария) Татьяна Дьяконова работала в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря. Прямо там, среди установленного в храме осветительного оборудования, мы с ней и встретились, обсудив первые итоги работы.

– В чем уникальность псковских фресок по сравнению с тем, что вы видели в других городах?

– У вас уникальные специалисты. Первый специалист, которого я здесь снимаю, это Круглова Таисия Викторовна, хранитель монументальной живописи Псковского музея-заповедника. Она замечательно рассказала о храме в Мирожском монастыре, о ваших знаменитых фресках. Этот проект начат именно с Мирожки, но будет продолжаться и в других храмах, в Мелетово и в Снетогорском монастыре. Каждый из этих объектов уникален и интересен по-своему, а уникальные специалисты с большой любовью этим занимаются. В Мирожском монастыре прослеживается греческая школа, в других храмах – русская. Это то, чем славен Псков – своими мастерами. 

– Сколько по времени будет длиться первый фильм о фресках Мирожского монастыря?

– Я снимала в Пскове два дня. Пока я только взяла материал – шесть часов записи. Нужно будет приезжать еще, перед этим обработать взятый материал, осмыслить его. 

Эти фильмы будут отличаться от предыдущих. В Великом Новгороде получилось своеобразное методическое пособие для реставраторов и искусствоведов, в Старой Ладоге – каталог фресок и фресковых кусочков разных церквей XII века, которые находят в земле. По каждому кусочку можно определить, к какой школе он относится, к какой манере, можно проследить связи с Византией и другими школами, которые существовали в то время. 

Что получится по Пскову, я смогу сказать, когда обработаю материал. Пока прослеживается такой момент: на территории, где работали мастера Византии, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – единственный храм, который сохранился по фрескам так целостно. Но это в Пскове и без меня знают. Однако нет ни одного фильма, который был бы серьезно посвящен фрескам. Я имею в виду не развлекательный, а именно научный фильм. Ведь специалист рассказывает и о школе, и о том, какую роль играл этот храм в христианском мире, почему он здесь, кто такой Нифонт, который этот храм строил. Здесь и многослойная история, и традиции. Это храм, в котором выполнены программные для православия произведения. 

– О чем еще расскажет ваш фильм?

– Роспись целостная, мы видим движения художника. Не подмалевок – первоначальный эскиз – как мы видим во многих других сохранившихся фресках. В Мирожском монастыре мы видим, как художники рисовали эти слои. Реставраторы замечательно делают, оставляя подлинные фрагменты. Мы имеем возможность во всей полноте представить себе греческую школу. Обратите внимание на движения персонажей изображения. Это греки: их красота, внимание к телу, к жестам. Вот рука у человека поднята – это значит, что он говорит. Посмотрите на Христа, на его движение, за которым дальше будто движется камера. Движения очень кинематографичны, вербализованны. В каждом маленьком фрагменте много действия. Вот рисунок бесноватого с кривыми ногами и связанными руками – так зритель может понять, что это именно бесноватый. Обо всем этом наш фильм расскажет.

– Как налажено взаимодействие с Псковским музеем?

– Немаловажно, что музей откликнулся, передает в Президентскую библиотеку уже оцифрованные материалы из фондов. Один из примеров – Елеазаровское евангелие. А цикл наших фильмов – это продолжение разговора, который состоялся в Пскове в июле, когда сюда приезжал генеральный директор Президентской библиотеки Александр Вершинин и встречался с директором Псковского музея Юрием Киселевым. 

– Чем запомнился вам Псков за эти два дня?

– Сегодня утром я пришла раненько в монастырь, и он был освещен солнцем. Красота, и сразу настроение хорошее. Люди знали, в каком месте строить и как, чтобы это глаз радовало. К каждому городу и объекту проникаешься большой любовью, потому что это все с любовью было сделано до нас. Равнодушным ты не можешь остаться. Когда появляется возможность эту красоту зафиксировать электронным способом, показать ее через камеру и поделиться с другими – это, конечно, огромная радость. Красота – это всегда радость, особенно такая, как здесь.

За 20 лет работы по реставрации фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря отреставрировано чуть менее половины живописи. В 2015 году из-за отсутствия финансирования в работе на памятнике была взята пауза.

Президентская библиотека планирует снять в Старом Изборске фильм о Труворе – одном из легендарных основателей древнерусского государства, сподвижнике Рюрика. Это работа на отдаленную перспективу, так как, по словам Татьяны Дьяконовой, требует тщательного подбора экспертов и большой подготовительной работы по выверению материалов перед началом съемки. Перед тем как будет проведена эта работа, состоится фотофиксация экспонатов Изборского музея. Они лягут в основу соответствующей электронной коллекции Президентской библиотеки. Такая договоренность достигнута с директором Изборского музея Натальей Дубровской.