Августовская икона Божией Матери – это изображение лика Богородицы, созданное по случаю её явления русским солдатам, в ночь с 7 на 8 сентября 1914-го года, когда полным ходом шла борьба за Восточную Пруссию. Богоматерь одной рукой держала младенца Иисуса, а другой указывала в направлении запада. Изумлённые войны преклонили колени и начали молиться. Это необычайное видение продолжалось примерно 30-40 минут и оказалось предзнаменованием победоносного сражения под уездным городом Августово, где не погиб ни один из наблюдавших чудесный образ.
Церковные и светские газеты оповестили всех о случившемся, что содействовало поднятию боевого духа войск. Первые иконы, запечатлевшие данное событие относят к 1915-му году, хотя по решению Святейшего Синода, принятому через полтора года рассмотрения вопроса, необходимость написания такой иконы была признана только 31-го марта 1916-го года. В результате, на сегодняшний день подобных реликвий существует несколько 9на данный момент около 50-ти), и с исторической точки зрения каждая из них также обладает значительной ценностью.
Ныне известный вариант Августовской иконы Божьей Матери был создан 12 ноября 1915-го года. В её нижней части прописана следующая фраза: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». После неё указаны имена казаков (всего 52), бывших свидетелями события и отмечена дата написания иконы. Более точно и правильно это изображение называется «Образ Пресвятые Богородицы Августовской, явленной героям воинам».
Художественное исполнение иконы весьма реалистично. Она является точным отображением события произошедшего в ту знаменательную ночь. Небеса абсолютно чисты и окрашены в золотистый цвет, а Богоматерь сидит на невидимом человеческому глазу престоле. Слегка склонившись в сторону и придерживая правой рукой младенца, она направляет свою левую руку к смотрящим на неё солдатам. Фигура Божьей Матери обрамлена лазурно-голубым плащом.
Вместе с этим священным образом на иконе присутствует изображение земли, закрытого лесами горизонта и холма, рядом с которым расположены обыкновенные походные палатки, «шатры» из винтовок и почти все воины стоят на коленях, кланяются и крестятся.
Почти сразу после создания икону передали Свято-Вознесенскому Кременскому монастырю (в Клетском районе Волгоградской области), где он оставалась до 1918-го года. После принудительного закрытия монастыря ответственность за сохранение реликвии взял на себя последний из её настоятелей – архимандрит Пантелеймон. Когда же он умер, то икону приютил старый храм г. Фролово.
После возвращения церкви Свято-Воснесенского Кременского монастыря лик Богородицы вновь оказался в родной обители, где и находится по сегодняшний день. Августовскую икону Божьей Матери используют при совершении крестного хода, проходящего через территорию Клетского района. Многие верующие приходят увидеть её, случаются даже свидетельства исцеления больных соприкоснувшихся с изображением Богородицы.
Списки с этого чудотворного образа можно найти в московском храме Христа Спасителя и в Государственном историческом музее (откуда его экспонировали для берлинской выставки в мае 2004-го года). Наконец, одна из икон хранится потомками императорской семьи, которые на данный момент проживают в Канаде.
Богородица всегда была защитницей рода человеческого и, обращаясь к ней, люди просят об очень разных вещах. «Августовская» Божья Матерь в это отношении имеет свою особую «сферу влияния». Молясь перед ней, нужно, прежде всего, просить о заступничестве, защите и победе над врагом.
С особенным почтением к этому образу относятся солдатские матери, ежедневно переживающих о находящихся на службе сыновьях. Они молят о том, чтобы воины благополучно вернулись домой, а после возносят благодарность Богородице, не покинувшей их детей.
Обращение к Августовской Богородице помогает сохранению и победе над явными и скрытыми врагами. В особой, обращённой к ней молитве (кроме того, имеется недавно созданный тропарь) есть прошение о том, чтобы сохранялось и процветало Российское государство.
С благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в официальном месяцеслове была установлена дата празднования, посвящённого Августовской иконе Божьей Матери – 1/14 сентября (по старому/ по новому стилю).
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.
В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.
С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам. »
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.
Все церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть «медовым»? Можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок — когда вместо серьезного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах — о счастье, о смерти — мы говорим о куличах и пасхах.
Перенесение Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа
1561 – завершена работа над Пересопницким Евангелием.
В этом году исполняется 775 лет со дня явления Феодоровской иконы Божией Матери (29.VIII 1239)
Санкт-Петербург, 16 сентября 2014 г.
В день памяти иконы Божией Матери «Августовская Победа», 14 сентября, на Дворцовой площади города на Неве был отслужен молебен, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии.
Молебен отслужил клирик Казанского собора протоиерей Александр Пашков. Место для молебна было выбрано не случайно: в Зимнем дворце в Первую мировую войну располагался лазарет.
По завершении богослужения директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поблагодарил всех присутствующих, что пришли почтить память героев Первой мировой войны: «Мы помним о павших. Мы пришли сюда под звуки вечного российского гимна «Коль славен», а расходимся под вечный марш России «Прощание славянки».
«События Первой мировой войны в советское время часто истолковывались превратно, — отметил в беседе с корреспондентом «Воды живой» отец Александр. — Нужно возвращать людям ту правду, которая во многом еще сегодня сокрыта. Этот молебен был совершен и в знак того, что люди стали переосмысливать события той войны. Важно, что это не просто светское мероприятие: совершается богослужение перед нашей Небесной Заступницей».
Икона, перед которой молились горожане, была принесена на Дворцовую площадь из храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье).
«Молебен в день 100-летия Августовского явления Божией Матери состоялся сегодня одновременно в трех местах: в местечке Августов на территории современной Польши, в кафедральном соборе в столице Сербии Белграде и здесь. В Августове молебен отслужил настоятель нашего храма протоиерей Геннадий Беловолов, — рассказала журналистам секретарь прихода Леушинского подворья Екатерина Ковина. — Молебен совершался перед совершенно одинаковыми списками, которые были созданы в Петербурге в одно и то же время, в 2010-2011 годах. Ровно сто лет назад Матерь Божия обещала победу русскому православному воинству. Мы верим, что Матерь Божия ту победу, которая была у нас украдена тогда, русскому народу вернет».
Явление Божией Матери, получившее название Знамение Августовской Победы, произошло в самом начале Первой мировой войны в ночь с 31 августа на 1 сентября (по ст. ст.) 1914 года в лесу между городами Августов и Мариамполь. Матерь Божия явилась на ночном небе на фоне сияющего креста с Богомладенцем на руках, десницей Она указывала на запад, в сторону неприятеля. На другой день русскими войсками была одержана первая победа в этой войне. О чуде было доложено императору Николаю II; специально образованная синодальная комиссия подтвердила подлинность чуда.
Синод подготовил документы для прославления иконы, но трагические события 1917 года помешали этому.
28 февраля 2008 года указом Святейшего Патриарха Алексия II икона Божией Матери «Августовская Победа» была внесена в список чудотворных икон Русской Православной Церкви.
Опубликовал Елена Панцерева в блоге «Елена Панцерева». Просмотры: 5292
НАСТУПЛЕНИЕ
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага
Николай Гумилев. 1914 г.
Песни неожиданные, стихи редко читаемые. Как хорошо они ложатся на сердце. Вот опять Гумилев:
Идущие с песней в бой,
Без страха — в свинцовый дождь.
Вас Георгий ведёт святой —
Крылатый и мудрый вождь.
Пылающий меч разит
Средь ужаса и огня.
И звонок топот копыт
Его снегового коня…
Он тоже песню поёт —
В ней слава и торжество.
И те, кто в битве падёт,
Услышат песню его.
Услышат в последний час
Громовый голос побед.
Зрачками тускнеющих глаз
Блеснёт немеркнущий свет!
Кто вышел из советского времени, тот знает песню « Смело мы в бой пойдем за власть Советов. И как один умрем в борьбе за это». Оказывается, песня была совсем о другом и к Советам отношения не имела вообще: «Мы смело в бой пойдем за Русь Святую»…
Анна Ахматова в июле 1914 года:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.
Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
«Ранят тело Твоё Пресвятое,
Мечут жребий о ризах Твоих».
Что мы знаем о той войне, кроме Брусиловского прорыва?
Вот о таком чуде я услышала впервые:
В учебниках военной истории о явлении Божией Матери не говорится. Но даже в сухих протокольных строках ощущается некий вздох удивления перед этой неслыханной победой:
«Северо-западнее города Августов русская 10-я армия сражалась против немецкой группировки. Упорное сопротивление русских сорвало планы противника по глубокому обходу и окружению всего восточного фронта. Сопротивление (10 суток!) действовавшего в арьергарде 20-го русского корпуса генерала Булгакова (четыре пехотные дивизии ослабленного состава), окруженного в Августовских лесах между Августовом и Гродно девятью немецкими дивизиями, позволило русскому командованию к 26 февраля отвести основные силы 10-й русской армии на удобные позиции под Ковно. Личный состав 20-го корпуса почти полностью погиб».
Кружилась, бесновалась вьюга,
И на Десятую спустилась ночь.
Надежды нет, германцы стали кругом…
Мороз и снег. И некому помочь.
Лег на прицел ночной февральский иней.
Чужой холодный августовский бор.
Казалось, о Десятой все забыли.
Что ждет их? Смерть или позор?
В тяжелых тучах поднялась луна.
Уже костлявая смотрела в лес!
Но Русь храня, пришла Она –
К ним Богородица Великая с небес…
(Стихи неизвестного автора времен Первой Мировой войны)
А вот свидетельство очевидца. Писатель Михаил Пришвин, оказавшийся в то время на передовой, так описывает Августовское сражение:
Так что почти все первое отделение я провела с мокрыми глазами. И еще замечательный видеоряд: сцены военной жизни. Царь с наследником. Священники, благословляющие идущих в бой. Казаки, кони, артиллерийские повозки, раненые, сестры милосердия. Георгий Победоносец. И над всем этим – суровый, страдающий и любящий Лик Вседержителя.
Во втором отделении выступала сербская исполнительница Дивна Любоевич. Я про нее и не слышала. Мы пошли на концерт ради нашего хора.
Это ссылка на ее Пасхальный концерт в Петербурге. Если увидите ее имя на афише – идите, не пожалеете.
В Житомире, в Свято-Успенском храме на Подоле, который славится прежде всего своей чудотворной иконой Божией Матери «Подольская», находится еще один дивный образ Богородицы. В белоснежном одеянии, с Богомладенцем на руках, изображена Она как бы стоящей на облаке, повисшем над лесом. А у ног Ее – множество людей в военной форме. Называется этот образ Божией Матери «Августовская Победа».
Откуда такое название и почему изображены на ней военные? История написания этой иконы связана с чудом, которое произошло в самом начале первой мировой войны. В 1914 году на Северо-Западном фронте в районе уездного городка Августова, что в Восточной Польше, происходили ожесточенные бои между русскими и германскими войсками. Позиции здесь занимала 10-я Русская армия под командованием генерала Ф.В.Сиверса. Городок периодически переходил из рук в руки. 1 сентября Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк, двигаясь к русско-германской границе, расположился на бивуаке. Было 11 часов ночи, когда к поручику Р. прибежал рядовой солдат и говорит: «Ваше высокоблагородие, идите». Поручик вышел из палатки и увидел Божию Матерь на небе с Иисусом Христом на руках, одною рукою указывающую на запад. Все нижние чины видели это, упали на колени и молились. Видевшие еще долгое время любовались этим чудным видением, которое изменилось затем в большой крест и исчезло.
Через несколько дней именно эти войска одержали блестящую победу над противником…
25 сентября 1914 года в газете «Биржевые Ведомости» под названием «Чудо» появилась первая печатная публикация о явлении Божией Матери русским воинам на Северо-Западном фронте. Она получила дальнейшую широкую огласку в церковной и светской печати. Информация о явлении вызвала большое воодушевление в войсках и в тылу. В различных городах тысячными тиражами были выпущены листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они широко распространялись по стране. Дабы поднять боевой дух солдат, были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. В разных губерниях многие люди обращались к священникам освятить изображения Божией Матери, явившейся русскому воинству, как иконы.
О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю Второму.
С сентября 1914 года по апрель 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял следующее решение:
«Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».
После такого решения Синода и были написаны многочисленные образы «Августовской Победы», один из которых и находится сейчас в Свято-Успенском храме в Житомире.
Но вскоре революционные события надолго омрачили народную память об Августовских иконах. После революции они уничтожались с особой озлобленностью.
Но время все возвращает на круги своя. В мае 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Новое празднование приурочено к 1/14 сентября — дню чудесного явления Пресвятой Богородицы.
Сколько раз за тысячелетнюю нашу историю силы небесные зримо приходили на помощь христолюбивому воинству. Сколько раз Взбранная Воевода Сама являлась врагам, обращая их в бегство, или же являла образ Свой для поклонения и испытания православных в вере. Брань духовная велась всегда, являясь уделом главным образом монахов. Но в наши дни каждый православный должен осознавать меру своей ответственности и понимать, что открываемые народу святыни такого рода есть резерв, который нам посылают «войска небесной обороны». Пренебрежение им недопустимо!
На следующий день «Августовскую Победу» встречали в учебном центре Житомирского военного института Национального авиационного университета. Так как через два дня молодые воины должны были разъехаться по местам дальнейшей службы, то Богородица словно пришла благословить их на нелегкий ратный труд.
Видео (кликните для воспроизведения). |
4 апреля Царица Небесная посетила 95-ю аэромобильную бригаду на Богунии. Солнечный день стал еще ярче, когда образ «Августовской Победы» был установлен перед более чем двумя стами воинами-десантниками, выстроившимися на плацу. Каждый из них внимал словам горячей молитвы, читаемой перед иконой. И слова эти, казалось, поднимались в синее небо, к Господу нашему Иисусу Христу и Его Божией Матери, дабы вернулись все с нелегкой ратной службы к своим матерям живыми и невредимыми.
Ты, Царица Небеси и земли, яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть врагов наших. Да будет милость Твоя на нас.
О чудесном явлении Царицы Небесной русским ратям в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему — Императору Николаю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии. По благословению Митрополита Московского Макария (Невского), — как и Император, он причислен к лику святых, — была написана икона Божией Матери, получившая название «Августовская Победа», или же «Явление Божией Матери на войне». Но вскоре революционные события надолго отбросили память об этой иконе, не успевшей получить широкого распространения, хотя и весть об Августовской Победе в то время всколыхнула всю Россию.
Ирина Евстигнеева: Утром 1 августа у меня возникло желание взять с собой в храм на праздник Серафима Саровского написанную, но еще не освященную икону. Это было столетие прославления Преподобного Серафима. Принесла икону в Петропавловскую церковь в Самаре, а там вдруг люди стали подходить и прикладываться к этой иконе. Монахини подходили, молились. Одна из монахинь меня оповещает: а ведь сегодня день начала Первой Мировой войны! Ведь та война началась в день памяти Преподобного Серафима. И как-то особенно на меня посмотрела. У меня мороз по коже прошел, я этого никак не ожидала. Это было просто чудо! Значит, не случайно эта икона была именно в этот день освящена у нас в редакции духовником «Благовеста» священником Сергием Гусельниковым. Вот мы и решили у нас в редакции считать днем памяти нашего образа — 1 августа.
Ирина Евстигнеева: Главное в этой иконе — Дух Победы. Но настоящая Победа возможна лишь на основе Веры, Надежды и Любви.
Икону я писала в редакции. И рабочая суета мне совсем не мешала, напротив. Икону было легко писать. Постоянно читалась молитва «Живый в помощи» — самая солдатская молитва, которая давала спасение от погибели. Только прикасалась кисточкой к иконе, как начинала сама идти молитва.
У меня дед участвовал в Первой Империалистической войне, а у Антона Евгеньевича — прадед. Наверно, потому в нас и «зазвучала» эта удивительная икона.
Были сложности в передаче цветовой гаммы. Но как раз в это время редактор привез сделанные им фотографии с ночной службы в Храме-на-Крови в Екатеринбурге 17 июля, в день памяти Царственных Мучеников. На этих фотографиях светилось ночное небо. Это было свечение святых Небес. И я решила этот свет взять за основу. Внесла в цветовую гамму иконы. Небеса определили весь колорит иконы.
Молитва пред иконой Божией Матери «Августовская победа»
28 февраля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери – последней воинской иконы Российской Империи. Празднование установлено совершать 1/14 сентября.
О чудесном явлении Царицы Небесной русским ратям в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему — Императору Николаю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии.
По благословению Митрополита Московского Макария (Невского), — как и Император, он причислен к лику святых, — была написана икона Божией Матери, получившая название «Августовская Победа», или же «Явление Божией Матери на войне» в память о чудесном явлении Царицы Небесной Русскому Воинству в 1914 году перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.) — битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской Империи (ныне — территория Восточной Польши) и избавлении защитников Отечества от неминуемой гибели.
Но вскоре революционные события надолго отбросили память об этой иконе, не успевшей получить широкого распространения, хотя и весть об Августовской Победе в то время всколыхнула всю Россию…
Поручик Александр Зернец не сразу вышел и застал такую картину: «Наши солдаты, конносаперы и другие, без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо». По его рассказу: «Это явление Божией Матери подействовало на них, бывших до того в большом душевном смущении и испуге, так успокаивающе и так ободрило их надеждой на благополучный выход из этого ужасного и опасного положения, что многие, горячо помолившись, легли спать. На следующее утро мы благополучно встретили нашу дивизии (сводную), двигающуюся нам навстречу».
По рассказам очевидцев (казаков, солдат, офицеров и войсковых священников), в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной Её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под г. Августовом, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб.
Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.
Сергей Самойленко, 52 года, из г. Котельниково, Волгоградской области, в письме передает рассказ бабушки:
«Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел в сознание в позднее время суток и увидел, как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем II».
С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Одна из первых икон написана 12 ноября 1915 г.: внизу находилась надпись «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже — 52 имени казаков-свидетелей явления и дата: «1915 г. 12-го ноября».
Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года. Таких святынь осталось около 50-ти в мире…
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
Днесь притецем, вернии, к Царице Богоматери, осеняеми Пречистыя Девы Образом, на воздусе русским воином явленным и путь победы указавшим, с верою к Ней взывавшим: «О, Пресвятая Владычице Богородице, воинство христолюбивое укрепи, землю Русскую и люди ея заступи, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша»
КОНДАК, ГЛАС 4
Днесь, вернии людие, светло почтим Пречистыя Богоматере пречудное явление, подавшей воином в вере православной укрепление, от смерти, ран и всяких лютых свобождение, и к Тоя честному Образу, зовуще, припадем: «Радуйся, Богородице Дево Преблагословенная, землю Русскую от вражеского обстояния избавляющая!»
Дне́сь притеце́м, ве́рнии, к Цари́це Богоматери,
осеня́еми Пречи́стыя Де́вы О́бразом,
на возду́се ру́сским во́ином явле́нным и путь побе́ды указа́вшим,
с ве́рою к Ней взыва́вшим: «О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице,
во́инство христолюби́вое укрепи́, зе́млю Ру́сскую и лю́ди ея́ заступи́,
от ви́димых и неви́димых враг защи́ти и спаси́ ду́ши на́ша!»
Дне́сь, ве́рнии лю́дие, све́тло почти́м Пречи́стыя Богома́тере
пречу́дное явле́ние, пода́вшей во́ином в ве́ре правосла́вной укрепле́ние,
от сме́рти, ран и вся́ких лю́тых свобожде́ние,
и к Тоя́ честно́му О́бразу, зову́ще, припаде́м:
«Ра́дуйся, Богоро́дице Де́во Преблагослове́нная,
зе́млю Ру́сскую от вра́жеского обстоя́ния избавля́ющая!»
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Икона Божией Матери «Августовская» (или «Августовская победа», «Явление Богоматери русскому отряду», «Свеча Августовская»), а точное ее название – «Образ Пресвятыя Богородицы Августовской, явленной героям-воинам», написана по указанию императора-Страстотерпца Николая II и по благословению митрополита Московского Макария (Невского) в память о чудесном явлении Царицы Небесной Русскому Воинству в 1914 году перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.) — битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской Империи (ныне — территория Восточной Польши) и избавлении защитников Отечества – казаков и кирасиров — от неминуемой гибели.
По рассказам очевидцев (казаков, солдат, офицеров и войсковых священников), в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной Её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под г. Августовом, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб.
Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.
25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском (ныне на территории Восточной Польши) театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально: “…После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…» После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».
Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения: «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».
«Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел в сознание в позднее время суток и увидел как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем II».
СОВРЕМЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ОТРАЖЕННОЕ В АКАФИСТЕ
Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками, и вновь радуют сердца прихожан и паломников.
По распоряжению Государя Императора Святейшим Синодом было заведено дело «О расследовании чудесного события явления Божией Матери русским войскам под гор. Августовом». Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».
С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Одна из первых икон написана 12 ноября 1915 г.: внизу находилась надпись «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже — 52 имени казаков-свидетелей явления и дата: «1915 г. 12-го ноября».
Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года.
Таких святынь осталось около 50-ти в мире…
28 февраля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери – последней воинской иконы Российской Империи.
Празднование установлено совершать 1/14 сентября
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшая от гибели в лесу Августовском Христолюбивое воинство русское, благодарственно взываем Ти: яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, зовущих:
Яко в лета древние, тако и ныне Христианам помощница и защитница явилася еси, Пресвятая Дева, не остави и нас, взывающих Ти:
Радуйся, в бранях с супостатами помогающая;
Радуйся, Крестным знамением врагов наших устрашающая;
Радуйся, Царица Небесная, на земли воинствующим помощница скорая;
Радуйся, в видении русским воинам явившаяся;
Радуйся, воинств чуждых сокрушение;
Радуйся, русских сил умножение;
Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», верным в бранях помогающая.
Во дни лютой брани с полчищами германскими, поднявшимися от западных предел славянское знамя растоптать, корону русскую сокрушить и народы Православные поработить, явилась в ночном небе в лесу Августовском русским ратникам Царица Небесная, на ополчение против иноверных призывающая. Мы же, чудное знамение сие прославляющие, к чудес подателю Богу взываем: Аллилуиа.
В звездном небе, яко яркая звезда воссияла еси, Пресвятая Дева, русским воинам в сиянии Креста явившаяся и на запад путь им указавшая, и в сердца их мужество вселившая. Мы же, милости Твоей дивящеся, в умилении сердец наших взываем:
Радуйся, страну Российскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшающая;
Радуйся, образами Своими вся пределы Российские чудесно защищающая;
Радуйся, в Доме Своем людям чуждым владычествовать возбраняющая;
Радуйся, Сына Твоего о нас молящая;
Радуйся, яко звезда в нощи греховной блуждающим сияющая;
Радуйся, яко гром врагов устрашающая.
Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», верным в бранях помогающая.
Яко пресветлая звезда воссиял в ночи скорбей Твой дивный образ, Богородица. И люди русские, видение сие зрящие, в благоговении колена своя преклоняют и крестное знамение творят, и к Богу взывают: Аллилуиа.
Радость и ликование объяли сердца русских воинов, когда узрели в небе Царицу Небесную с Богомладенцем Христом, десницею Своею им путь на запад указующую и к битве с супостатом призывающую. Мы же, колена сердец своих преклоньше, радостно Тебе поем:
Радуйся, окруженных врагами от плена свобождающая;
Радуйся, страждущих от неисцельных ран исцеляющая;
Радуйся, отчаявшимся надежду подающая;
Радуйся, за Отечество павших венцами нетленными венчающая;
Радуйся, в скорбях нас утешающая;
Радуйся, молитвам нашим внемлющая.
Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», верным в бранях помогающая.
Ангелы на небесах удивились, видя мужество людей русских в Августовском лесу на поле брани малым числом победу над полчищами неприятельскими одержавших. Русские же ратники не себе, но Царице Небесной славу воздают, и в радости Богу поют: Аллилуиа.
Яко Гедеон, предводитель воинства Израильского, малым числом победу над врагами одержал, дабы не себе, но Богу воздали славу сыны иудейские, тако и ныне Новый Израиль в Августовском лесу малым числом неисчислимые полчища германские поборол, врагов вспять обратил, землю Польскую своей победою изумил, Царице Небесной победно воспевающе:
Радуйся, врагов наших вспять обращающая;
Радуйся, воинству русскому победу дающая;
Радуйся, пред Престолом Божиим за нас ходатайствующая;
Радуйся, побежденных милующая;
Радуйся, вражию гордыню сокрушающая;
Радуйся, победами людей Своих прославляющая;
Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», верным в бранях помогающая.
И в наши дни по молитвам матерей и жен пред Пречистым образом Твоим, «Августовская победа» именуемым, русским воинам во бранях помощь подаешь, от агарянского пленения избавляешь, Мати Света. В далекой Сибири материнскую молитву пред иконою Твоей услышавшая, и сына ее в Кавказскоих горах дивным явлением Своим от внезапной смерти защитившая, и этим чудом икону «Августовская победа» вновь прославившая, ныне и нас призываешь сей образ прославлять и к Богу взывать: Аллилуия.
Яко на крыльях голубиных долетела весть о победе Августовской до Благоверного Православного Государя Николая Александровича и до Святителя Московского Макария. Они же победе той возрадовались, Богу славу воздали, Царицу Небесную возблагодарили. И повелели по всей Державе Российской иконы о сем явлении писать. Ныне же и мы на те иконы взирающе Царице Небесной поем:
Радуйся, Державы Русской охранительница;
Радуйся, Православных Государей покровительница;
Радуйся, народа русского заступница и утешительница;
Радуйся, в дни лихолетий и смут страны нашей правительница;
Радуйся, в дни браней за Святую Русь воительница;
Радуйся, рубежей наших защитница.
Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», верным в бранях помогающая.
Не только в битве Августовской, но и во все времена русским воинам незримую помощь даровала еси, Богородице. Мы же Твои неисчетные милости к нам воспоминающе, Богу победную песнь поем: Аллилуиа.
Во дни испытаний и смут, нашествия иноплеменных и междоусобных браней к Тебе, Пречистая Дева, взываем мы и поем:
Радуйся, от конечного разорения татарского землю русскую избавившая;
Видео (кликните для воспроизведения). |
Радуйся, у стен осажденных градов наших русским воинам являвшаяся и на бой их поднимавшая;
Радуйся, во время Смуты русскому ополчению незримую помощь Свыше даровавшая;
Радуйся, двунадесять язык от пределов Российских отгнавшая;
Радуйся, над Царицын-градом во второе германское нашествие в небе победно явившаяся;
Радуйся, междоусобную брань в русской столице дивно прекратившая;
Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», верным в бранях помогающая.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.