Азан читается сразу после наступления времени намаза. Азан — это призыв мусульман к чтению обязательной молитвы. Азан является оглашением времени молитвы. Человек, который дает азан, называется муадзином. Желательно, чтобы у муадзина был прекрасный голос. Единобожники читают 5 обязательных намазов в сутки, соответственно перед каждой молитвой звучит азан. Икамат (камат) — это приглашение мусульман к обязательной коллективной молитве. Азан — это сунна-му’аккада, близкая по силе и важности к ваджибу.
- Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха) - Хайя ‘аля ссоляя (два раза)
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фалях (два раза)
(Спешите к спасению) - Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)
Икамат (камат) — это призыв на намаз, произносимый непосредственно перед выполнением фард-намаза (обязательной молитвы)
Следует отметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хайя ‘аляль-фалях», перед «Аллаху акбар» добавляются слова: «Ассаляту хайрум минан наум! Ассаляту хайрум минан наум!»
- Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога) - Хайя ‘аля ссоля (два раза)
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фаляях (два раза)
(Спешите к спасению) - Кад каматис-соляту кад каматис-соля
(Молитва начинается) - Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)
- Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляха илляллах
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Единого Бога) - Хайя ‘аля ссоляя
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фаляях
(Спешите к спасению)
Кад каматис-соляяту кад каматис-соля - (Молитва начинается)
- Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)
Время прочтения 5 обязательных намазов:
- Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
- Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
- Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
- Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
- Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.
Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.
Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».
Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.
[muzmo.ru] I believe in Allah
Азан в Мекке,призыв мусульман на намаз. [muzmo.ru]
в утреннем призыв к молитве
[muzmo.ru] Исламский призыв к молитве (намазу)
Азан в Мемориальной мечети г. Москвы [muzmo.ru]
азан в саратовской мечете
Книга Намаз; Глава 2: Призыв на намаз
Молитва великий призыв исполнять намаз должным образом.
Книга Намаз; Глава 2: Призыв на намаз
Призыв к вечернему намазу (2017)
Книга Намаз; Глава 2: Призыв на намаз
Книга Намаз; Глава 2: Призыв на намаз
066 Книга 2: Намаз. Глава 12: Призыв на намаз. Хадисы 193-202
Является ли азан и икама обязательным Действителен ли намаз у мужчин без азана и икамы Чем является азан призывом
063 Книга 2: Намаз. Глава 12: Призыв на намаз. Хадисы 178-181
062 Книга 2: Намаз. Глава 12: Призыв на намаз. Хадисы 175-177
064 Книга 2: Намаз. Глава 12: Призыв на намаз. Хадисы 182-188
065 Книга 2: Намаз. Глава 12: Призыв на намаз. Хадисы 189-192
Деяния сердец. 26.06.15. ислам-не только в сердце, призыв к намазу и делам
Coca Cola feat. Призыв на намаз
НазратуЛлах Абу Марьям | Урок 64
Булуг Аль-Марам | Книга Намаза; Глава 2: Призыв На Намаз
50 Если был произнесен икама (призыв на молитву) и был подан ужин, то начинайте с ужина. Глава 2 О нежелательных действиях в намазе. Тайсир уль-‘Аллям, шарх Умдатуль Ахкам. Руслан абу Ибрахим.
64 Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит муаззин. 8 Об азане и икаме. Тайсир уль-‘Аллям, шарх Умдатуль Ахкам. Руслан абу Ибрахим.
Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части намаза звучат слова икамата.
Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».
Фактически азан должен произноситься пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин, говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени намаза как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.
Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть и совершить намаз, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты мечетей стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».
Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).
Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад, с.г.в. почти не оставлял. Если человек не будет произносить азан с икаматом при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.
В тексте азана и икамата есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Приведём транскрипцию обоих призывов.
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды при небольшом повороте направо)
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды при небольшом повороте налево)
Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Перевод текста азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.
Аллаху Акбар (четырежды)
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса направо не совершается)
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)
Кадъ камээти-с-саляях (дважды)
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».
В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.
Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях», ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»).
После азана читается следующая молитва-дуа:
Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»
Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Интересная история возникновения азана! То что он приснился сразу нескольким сахабам. Посланник Аллаха не стал удивляться, что рекомендации пришли не ему, а сподвижникам, и принял предложение!
Азан (Призыв на молитву)
Призыв на молитву состоит из семи формул, которые возвещает муэдзин (араб.-мугаззин), а в небольших мечетях сам имам с минарета или непосредственно от мечети, если минарета нет. При этом провозглашающий азан должен повернуться лицом в сторону Мекки (кибла) и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами.
Эти формулы таковы:
[Аллаху акбар!]
Аллах велик! — 4 раза;
[Ашхаду алля иляха илляллах.]
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! (такбир) — 2 раза;
[Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах.]
Свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха! (шахада) — 2 раза;
[Хаййа галяс-салях!]
Спешите на молитву! — 2 раза;
[Хаййа галяль-фалях!]
Спешите к спасению! — 2 раза;
(перед утренней молитвой добавляют еще слова:
[Ас-саляту хайрум-минан-наум]
Молитва благостнее сна! — (тазвиб) 2 раза)
[Аллаху акбар]
Аллах велик! (такбир) — 2 раза;
[Ля иляха илляллах]
Нет божества, кроме Аллаха! (шахада) — 2 раза;
(Азан также шепчут ребенку в правое ухо через некоторое время после рождения).
По окончании азана благославляют Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) и читают следующую молитву-мольбу:
[Аллахумма рабба хазихид-дагватит-таммати]
О Аллах, Владыка этого совершенного призыва
[уас-салятил-каимати]
и готовящегося Намаза!
[ати мухаммаданил-василата, уаль-фадыйлята]
Дай Мухаммеду «васила» (наивысшую ступень в Раю) и превосходство,
[уабгacхy макамам-махмуданиллази уагаттах]
и воскрешай его на похваль¬ном месте, которое Ты обещал ему (имеется в виду место, где в Судный День Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) встанет для оказания помощи и заступни¬чества за мусульман).
После азана и этой мольбы, непосредственно перед началом молитвы, следует второй призыв (икамат), состоящий из тех же формул, с добавлением после слов «Спешите к спасению!» фразы: «Молитва началась!», которую нужно произнести (произносят только мужчины) 2 раза (Кад камат ас-салят).
Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе «Намаз».
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1]. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2].
Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].
Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6].
Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.
Произносятся медленно и растянуто:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего).»>أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)
اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах[7] (2 раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Аллааху акбарул-лааху акбар
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм» النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.
Аллааху акбарул-лааху акбар
Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).
Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[10], а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной»)[11].
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават»[12] и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:
«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».
اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ
آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ
وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ
«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[13] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»
Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14].
Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах»[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.
[2]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.
[3]То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.
[4]Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.
[5]Ему не обязательно при этом иметь омовение.
[6]«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.
Видео (кликните для воспроизведения). |
[7]Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».
Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.
[8]При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.
[9]Здесь муаззин поворачивает туловище влево без смещения ступней ног.
[10]Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.
[11]См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 53–55, хадисы № 503 и № 504.
[12]Салават – испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Формула «салавата» может быть, например, такой: «Аллахумма салли ва сэллим ‘аля сайидина Мухаммад».
[13]Аль-васийля – одна из степеней в Раю.
[14]Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 56, хадис № 506.
[15]Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.
Некоторые рекомендуемые (сунна) действия, совершаемые еще до вступления в обязательный намаз
1. При наступлении времени намаза возвещают азан – призыв к намазу.
Порядок оглашения азана:
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар,
(Аллах превелик, Аллах превелик)
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
(Аллах превелик, Аллах превелик)
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh,
(Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh.
(Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh,
(Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.
(Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха)
Хаййя ‘аля-ссалят (h),
Хаййя ‘аля-ссалят (h).
Хаййя ‘аляль-фалях,
(Спешите к спасению)
Хаййя ‘аляль-фалях.
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
(Аллах превелик, Аллах превелик)
Ля иляhа илляллаh.
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха).
При оглашении утреннего азана после обеих «Хаййя ‘аляль-фалях» два раза читают:
اَلصَّلاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ
«Ассаляту хайру-ммина-ннавм»
Тому, кто оглашает азан, желательно после него читать «Салават» и дуа. Услышавшему азан желательно повторить каждую фразу за муэдзином. После слов «Хаййя ‘аля» — говорят:
لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ
«Ля хавля валя куввата илля билляh».
(Нет силы и могущества, чтобы удержаться от плохого и совершать благое, кроме как от Всевышнего Аллаха).
При призыве на утренний намаз, после слов муэдзина «Ас-саляту хайрун мина-ннавм» отвечают:
«Садакта ва барирта».
(Ты сказал правду, ты – обладатель добра).
После оглашения азана читают салават Пророку (мир ему и благословение) (более ценное – «Ас-Салят аль-Ибрахимийя»), затем эту специальную молитву:
اَللّهُمَّ رَبَّ هذِهِ الدَّعْوَةِ التّامَّةِ وَالصَّلاةِ الْقائِمَةِ آتِ سَيِّدَنا مَحَمَّدً الْوَسيلَةَ وَالْفَضيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقامًا مَحْمُودًا الَّذي وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنا شَفاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيامَةِ إِنَّكَ لا تُخْلِفُ الْميعادْ
«Аллаhумма рабба hазиhи-дда‘вати-ттаммати вассалятиль-каимати ати саййидана Мухаммаданиль-василята валь-фазилята, ваб-‘асhу макаман махмудани ллязи ва‘адтаhу, варзукна шафа‘атаhу явмаль-киямати иннака ля тухлифуль-ми‘ад».
(О Аллах! Господь этого полноценного призыва (азана) и совершаемой молитвы, одари нашего господина Мухаммада степенью аль-Василат и доведи его до уровня Макам махмуд, который Ты обещал ему. Одари нас заступничеством Пророка в Судный день, поистине, Ты не нарушаешь обещаний).
Это дуа желательно читать оглашающему азан и услышавшему его. После можно просить у Всевышнего другие желания, так как мольба между азаном и икаматом принимается. Если прочитать салават Пророку (мир ему и благословение) и это дуа после азана муэдзина, то вы, несомненно, получите заступничество Пророка (мир ему и благословение).
2. После азана совершают ратибаты.
В промежутке между азаном и икаматом также очень желательно обращаться к Аллаху с мольбами.
4. Читают икамат – призыв к непосредственному совершению намаза.
Порядок оглашения икамата:
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
Аллах превелик, Аллах превелик.
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh.
Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха.
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.
Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха.
Хаййя ‘аля-ссалят (h).
Хаййя ‘аляль-фалях.
قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ
Кад камати-ссаляту кад камати-ссалят (h).
Настало время молитвы, настало время молитвы.
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
Аллах превелик, Аллах превелик.
Ля иляhа илляллаh».
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха)
Тому, кто читает икамат, желательно до и после него читать «Салават». Услышавшему икамат также желательно повторить каждую фразу за муэдзином. При этом после слов «кад камати-ссалату» он говорит:
أَقامَهَا اللهُ وَأَدامَها
«Акамаhаллаhу ва адамаhа».
5. Непосредственно перед вступлением в намаз читают молитву «Аманту»:
آمَنْتُ بِاللهِ وَمَلآئِكَتِه وَكُتُبِه وَرُسُلِه وَالْيَوْمِ اْلآخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِه وَشَرِّه مِنَ اللهِ تَعالى
«Аманту билляhи, ва маляикатиhи, ва кутубиhи, ва русулиhи, валь-явмиль-ахири, ва биль-кадари, хайриhи ва шарриhи миналлаhи та‘аля».
(Я верю (всем сердцем и подтверждаю это подчинением всех частей тела требованиям данной веры) в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Книги, и в Его посланников, и в Судный день, и в предопределение судьбы – что все хорошее и плохое в судьбе исходит от Аллаха Всевышнего).
6. Читают суру «Ан-Нас».
7. Искренне раскаиваясь в грехах, трижды произносят «Астагфируллаh» (Прости мои грехи, о Аллах).
8. Применяют сивак (природная зубочистка – корни и веточки дерева арак).
После этого приступают к выполнению обязательного намаза.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Аза́н (араб. أَذَان) — в исламе призыв к обязательной молитве. Читающий азан — муэдзин (тюрк.-азанчи).
Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Каабы. После азана читается икамат, после чего читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников.
Согласно сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), считается нежелательным без уважительной причины покидать мечеть в промежутке между азаном и икаматом. Продолжительность чтения азана зависит от растягивания его слов.
До появления азана мусульмане исполняли пятикратный намаз отдельными группами. Люди совершали намаз вместе с теми, кто присутствовал, и в результате на каждый намаз приходилось несколько маленьких групп. Желанием Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) было собрать всех сахабов в одно время, чтобы сформировать единую группу для каждого намаза. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) посоветовался со своими сподвижниками по этому поводу.
Некоторые сподвижники предложили разжигать большой костер для каждого намаза, чтобы сообщить людям о времени коллективной молитвы, другие предлагали использовать звук соударяющихся палок. Часть сахабов предложила использовать для этих целей колокол. Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) предпочел отвергнуть эти предложения, так как они были похожими на способы, которые использовали иудеи и христиане для созыва своих собраний.
В одно утро Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) в спешке пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) по поводу увиденного им сна. Во сне Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) увидел кого-то (ангела), держащего несколько палок, и предложил ему продать эти палки. Ангел спросил причину желания купить палки. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) объяснил, что он хотел созывать мусульман на совместную молитву соударением палок. Ангел сказал: «Не показать ли тебе лучший способ?» После чего ангел произнес весь азан. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) прочел азан перед Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), услышав о сне и азане, сказал: «Это правдивый сон». В сборниках хадисов также упоминается, что в ту ночь одиннадцать сахабов (р.а.) увидели тот же сон.
Впоследствии хазрат Джибриль (алейхиссалям) сказал посредством откровения Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) принять этот способ азана для созыва джамаата. После этого Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал Абдулле ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) показать Билялю (р.а.), как исполнять азан, так как Биляль (р.а.) обладал сильным голосом. Другой сахаб — Абдулла ибн Умме Махтум (р.а.) — был также назначен Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в качестве муэдзина.
Азан является одной из характерных, отличительных черт (символов) Ислама. Необходимо произносить азан перед каждым фард-намазом. Если в какой-либо местности не используют азан для призыва на совместный намаз, их небрежность может быть рассмотрена как грешная.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что когда произносится азан, шайтан поворачивается спиной, испуская газы, бежит до того места, откуда он уже не может слышать азан. (Мишкаат, том 1, глава об азане).
Хазрат Му’авиях (р.а.) передал, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «У муэдзинов будут самые длинные шеи в День Воскрешения». (Там же)
Хазрат Абу Саид Худри (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто из людей, джинов или иных живых созданий слышит голос муэдзина, будет свидетелем муэдзину в День Воскрешения.» (Там же)
Хазрат Джабир (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уааллям) сказал: «Кто бы ни ни произнес дуа Василя за меня (предписанное дуа после азана), мое заступничество за него в День Воскрешения станет обязательным.» (Там же)
Азан (Призыв на молитву)
Призыв на молитву состоит из семи формул, которые возвещает муэдзин (араб.-мугаззин), а в небольших мечетях сам имам с минарета или непосредственно от мечети, если минарета нет. При этом провозглашающий азан должен повернуться лицом в сторону Мекки (кибла) и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами.
Эти формулы таковы:
[Аллаху акбар!]
Аллах велик! — 4 раза;
[Ашхаду алля иляха илляллах.]
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! (такбир) — 2 раза;
[Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах.]
Свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха! (шахада) — 2 раза;
[Хаййа галяс-салях!]
Спешите на молитву! — 2 раза;
[Хаййа галяль-фалях!]
Спешите к спасению! — 2 раза;
(перед утренней молитвой добавляют еще слова:
[Ас-саляту хайрум-минан-наум]
Молитва благостнее сна! — (тазвиб) 2 раза)
[Аллаху акбар]
Аллах велик! (такбир) — 2 раза;
[Ля иляха илляллах]
Нет божества, кроме Аллаха! (шахада) — 2 раза;
(Азан также шепчут ребенку в правое ухо через некоторое время после рождения).
По окончании азана благославляют Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) и читают следующую молитву-мольбу:
[Аллахумма рабба хазихид-дагватит-таммати]
О Аллах, Владыка этого совершенного призыва
[уас-салятил-каимати]
и готовящегося Намаза!
[ати мухаммаданил-василата, уаль-фадыйлята]
Дай Мухаммеду «васила» (наивысшую ступень в Раю) и превосходство,
[уабгacхy макамам-махмуданиллази уагаттах]
и воскрешай его на похваль¬ном месте, которое Ты обещал ему (имеется в виду место, где в Судный День Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) встанет для оказания помощи и заступни¬чества за мусульман).
После азана и этой мольбы, непосредственно перед началом молитвы, следует второй призыв (икамат), состоящий из тех же формул, с добавлением после слов «Спешите к спасению!» фразы: «Молитва началась!», которую нужно произнести (произносят только мужчины) 2 раза (Кад камат ас-салят).
Азан читается сразу после наступления времени намаза. Азан — это призыв мусульман к чтению обязательной молитвы. Азан является оглашением времени молитвы. Человек, который дает азан, называется муадзином. Желательно, чтобы у муадзина был прекрасный голос. Единобожники читают 5 обязательных намазов в сутки, соответственно перед каждой молитвой звучит азан. Икамат (камат) — это приглашение мусульман к обязательной коллективной молитве. Азан — это сунна-му’аккада, близкая по силе и важности к ваджибу.
- Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха) - Хайя ‘аля ссоляя (два раза)
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фалях (два раза)
(Спешите к спасению) - Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)
Икамат (камат) — это призыв на намаз, произносимый непосредственно перед выполнением фард-намаза (обязательной молитвы)
Следует отметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хайя ‘аляль-фалях», перед «Аллаху акбар» добавляются слова: «Ассаляту хайрум минан наум! Ассаляту хайрум минан наум!»
- Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога) - Хайя ‘аля ссоля (два раза)
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фаляях (два раза)
(Спешите к спасению) - Кад каматис-соляту кад каматис-соля
(Молитва начинается) - Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)
- Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ашхаду алля иляха илляллах
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа) - Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Единого Бога) - Хайя ‘аля ссоляя
(Спешите на молитву) - Хайя ‘аляль-фаляях
(Спешите к спасению)
Кад каматис-соляяту кад каматис-соля - (Молитва начинается)
- Аллаху акбарул-лаху акбар
(Аллах превыше всего) - Ля иляха илляллах
(Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)
Время прочтения 5 обязательных намазов:
- Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
- Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
- Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
- Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
- Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.
Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.
Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.