Икона Божией Матери Боголюбская |
Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-С венская. К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году — в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных — бояр Кучковичей.
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.
В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.
В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков (1844—1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению».
Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).
Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М. В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970-му удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою. ») уже в XVIII столетии; изначально их не было.
Хитон (нижнее одеяние) Богородицы — — зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) -коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.
Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил — в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.
Семь лет (1971 — 1976) ушло у М. В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась — — вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» — после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота • ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).
В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице — лишь домовый храм при Александре-Невском приюте — доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской губернии — в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии — — в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии — — в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.
В ее честь были устроены обители: мужская — «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).
Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.
Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.
Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
Молятся перед образом Боголюбской Богородицы, когда хотят узнать волю Божию. Ее просят указать верный путь, защитить от бед, искушений и скорбей.
Перед ней испрашивают справедливости, если человек несправедливо обижен или оклеветан. Боголюбская Божия Матерь – защитница дома от пожара, попадания молнии, а живущих в нем – от голода.
О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати!
Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и поклоняющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас.
О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте.
О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Икона Божией Матери «Боголюбская» (Боголюбивая)
Молитва перед иконой Божией Матери «Боголюбская»
Молитва 2
О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих; изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправедного и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.
Тропарь, глас 1
Боголюбивая Царице, неискусомужная Дево Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождашагося от Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, и мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Твоею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити, и спаси души наша.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу и всем верным во спасение.
Икона Образ Божьей Матери «Боголюбская» (Боголюбивая)
Молитва перед иконой Божьей Матери «Боголюбская»
Молитва 2 Божьей Матери
О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих; изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправедного и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Боголюбивая Царице, неискусомужная Дево Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождашагося от Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, и мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Твоею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити, и спаси души наша.
Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу и всем верным во спасение.
Все молитвы .
Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.
Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.
В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.
В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».
Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).
Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г. удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.
Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.
Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.
Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).
В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.
В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).
Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.
Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
Икона Богородицы «Боголюбская» почитается православными христианами всего мира. Молитвы Богоматери перед этой иконой способны полностью изменить вашу судьбу в лучшую сторону.
Боголюбская икона Девы Марии — одна из немногих, сохранившихся во время татаро-монгольского ига. В 1157 году князь Андрей Юриевич Долгорукий направлялся из Вышгорода в Суздальские земли в сопровождении иконы Богоматери. Возле города Владимира кони встали, как вкопанные, и перестали повиноваться. Князь и его дружина разбили лагерь и остались на ночлег.
Во сне князю явилась Богородица и повелела основать на этом месте храм в честь Рождества Ее, а чудотворную икону поместить в нем. Воодушевленный явлением Богоматери, князь Андрей тотчас отдал приказ о строительстве церкви и описал явленное ему чудо, повелев написать икону Пречистой Девы такой, какой Она явилась ему. Икона была написана, и в последствие прославила церковь в Боголюбово чудесами исцеления смертельных больных.
Татары не раз совершали набеги на Владимирские земли, среди прочего сжигая и разоряя церковь Рождества Богородицы в Боголюбово, однако чудотворная икона каждый раз оставалась невредимой. В 15 столетии Боголюбская икона была помещена в Дворцовую Сретенскую церковь в Московском Кремле. В настоящее время образ находится в Успенском Княгининском монастыре города Владимира.
Основой чудесной иконе служит кипарисовая доска. На иконе изображена Богородица, воздевшая руки в молитве к Господу. В правой руке Дева Мария держит свиток с молитвой Иисусу Христу и просит благословить избранное Ею место для строительства храма.
Самым примечательным чудом, совершенным Боголюбской иконой, считается избавление Владимира от эпидемии холеры и чумы в 1771 году. Череда чудесных исцелений безнадежно больных и стала окончательным подтверждением особенной силы этого образа. Именно поэтому Боголюбской иконе Богородицы молятся об исцелении болезней и о защите от врагов.
«О, Преблагая Владычица, силою Твоею наполнится ли позволишь? О, Богородительница, не оставь нас, грешных и недостойных рабов Божьих, склонись к нам и позволь смиренно молить Тебя: упроси Сына Твоего и Бога нашего, да избавит Он нас от проклятия диавольского и изгонит из душ наших грех и неверие. Да не посрамим благодать Божию и с радостью войдем в Царствие Небесное. Аминь».
Эту молитву необходимо читать, когда вашей семье или лично вам угрожает опасность, либо вы не чувствуете достаточно сил для начала любого богоугодного дела.
«Пресвятая Владычица, утешительница и заступница рода человеческого! В слезах к тебе прибегая, смиренно молю Тебя: исцели, Богородица, раны и болезни телесные и душевные, не оставь живот мой в боли и болезненном жаре! Умоли Бога нашего и Сына Твоего избавить меня от проклятия дьявольского и освободи меня от всякого зла. Аминь».
Эта молитва способна помочь исцелить самые тяжелые болезни и укрепиться в истинной вере.
День памяти Боголюбской иконы Богородицы — 1 июня по новому стилю. В этот день с помощью искренней молитвы можно навсегда изменить свою жизнь. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
Б оголюби́вая Цари́це,/ Неискусому́жная Де́во Богоро́дице Мари́е,/ моли́ за ны Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти нам оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды на́ша и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Твое́ю покры́й нас от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых враг защити́,// и спаси́ ду́ши на́ша.
В сепе́тая и Всесла́вная Цари́це Богоро́дице,/ Ма́ти всея́ тва́ри Соде́теля,/ христиа́нская Наде́ждо и Засту́пнице,/ печа́льных утеше́ние, ненаде́ющихся и отча́явшихся ско́рое наде́яние,/ мо́лим Тя: ми́лостива бу́ди нам гре́шным,/ и не оста́ви раб Свои́х,/ и не отри́ни моле́ния ве́рных,/ в ско́рбях и беда́х пред честны́м о́бразом Твои́м избавле́ния тре́бующих./ О Влады́чице, Блага́я Помо́щнице!/ Ри́зою Твое́ю честно́ю нас защити́ и от всех зол изба́ви,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// да спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Д е́ва днесь предстои́т Сы́ну,/ ру́це Свои́ к Нему́ проостира́ющи,/ святы́й князь Андре́й ра́дуется,/ и с ним Росси́йская страна́ торжеству́ет, // нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица преве́чного Бо́га.
О Чу́дная и Вы́сшая всех тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти! Услы́ши нас, гре́шных и недосто́йных раб Твои́х, в час сей моля́щихся и припа́дающих к Тебе́ с воздыха́нием и слеза́ми и уми́льно глаго́лющих; изведи́ нас от ро́ва страсте́й, Влады́чице; изба́ви нас от вся́кия ско́рби и печа́ли; огради́ от вся́кия напа́сти и злых клеве́т, от непра́ведного и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о Благода́тная Ма́терь на́ша, не то́чию от вся́каго зла сохрани́ти лю́ди Твоя́, но и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́: ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниих и те́плыя Хода́таицы о нас, гре́шных, не и́мамы к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, Его́же умоли́, Влады́чице, да спасе́ннии Тобо́ю сла́вим и в бу́дущем ве́це Всесвято́е и́мя Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
В елича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ его́же благове́рный князь Андре́й даде́ нам на враги́ в побе́ду // и всем ве́рным во спасе́ние.
В одну из ночей, когда князь Андрей Боголюбский переносил из Вышгорода в Суздаль икону Богородицы, во сне ему явилась сама Пречистая. Она повелела поставить образ Ее во Владимире. На том же месте, где произошло видение, князь основал свою резиденцию. Он поручил написать икону, изображающую видение.
Специально для этого образа была построена церквушка, на месте которой вскоре образовался монастырь. Созданная в возвышенном и одновременно нежном стиле икона Богородица Боголюбская стала одной из главных святынь русской церкви. Можно сказать, что она – первая икона русского происхождения.
Материалы, использованные при вышивке иконы Богородицы Боголюбская : ткань — полностью зашита, лики написаны маслом на тонком холсте, бисер, стразы, трунцал, канитель, жемчуг, лунный камень.
Никогда не вышивали. Очень хотите попробовать, но боитесь у Вас ничего не получится.
«Перекопали» весь интернет, но не нашли схему вышивки нужной иконы.
Заполнили вышивкой уже много однообразных и скучных схем, а душе хочется чего то творческого.
Хотите вышить по настоящему красивый и уникальный образ, который будет существовать в единственном экземпляре.
Заходите на наш мастер — класс по вышивке икон..
Если же нужна готовая икона — можете заказать и мы вышьем её для Вас
Или выбирайте из уже вышитых образов
Время не пощадило святыню. Еще в 1915 году авторитетные византологи отметили, что образ начинает разрушаться. В 1946 году образ был неудачно отреставрирован. Несмотря на качественные восстановительные работы, проведенные в 60-е годы прошлого века, состояние его ухудшается.
С 2009 года икона вновь передана на реставрацию. Тем не менее, первообраз сохранился до наших дней и это уже чудо! А ведь времена проносились над землей самые разные. Когда Батый вошел в Боголюбов, он сжег храм, в котором находилась икона. Но образ не пострадал. Много раз обитель разоряли половцы и татары, но святыня оставалась на своем месте невредимой.
В богоборческие советские времена икона Богоматери Боголюбская также избежала участи многих других святынь. Ее не уничтожили, а передали в музей. Однако какие бы климатические условия не создавали работники музея, образ не будет чувствовать себя столь комфортно, как в храме, где к нему припадают в молитве верующие.
В 1993 году возродился древний Успенский Княгинин монастырь. Величайшая святыня – Боголюбивая Богоматерь вновь стала доступной людям. Неисчислимо количество чудес, совершенных по молитве перед ней уже в наши дни. Есть случаи исцеления от рака, от паралича, от заикания. Многие супружеские пары, которым врачи вынесли вердикт «бесплодие», стали счастливыми родителями.
Согласно летописи, когда Тамерлан наступал на Москву, в Первопрестольную перенесли Владимирскую и Боголюбскую иконы. В ночь перед решающим сражением хану было страшное видение: огромное войско спускалось с небес во главе со Светоносной Девой. Тамерлан, простояв под Москвой почти две недели, отступил от города.
В 1774 году, когда закончилась русско-турецкая война, вместе с возвращающимися домой воинами, на Русь проникла моровая язва. Люди помирали сотнями за день. Один прозорливый владимирский старец посоветовал градоначальникам принести в город чудотворный образ из Боголюбова и отслужить перед ним молебен.
Как часто бывает, от такого шага городские власти стали отговаривать специалисты в своем деле, в частности, одно заезжее медицинское светило. Однако здравый смысл победил, и икона Богородицы Боголюбская пришла во Владимир, чтобы спасать людей. Две сотни тяжелобольных почувствовали себя лучше уже к вечеру того же дня. И только трое умерло. Это чудо! из уст скептически настроенного лекаря было лучшим доказательством победы искренней веры над земными знаниями.
Интересна история чудотворного списка, именуемого Боголюбская-Зимаровская Богородица. Она была надвратной иконой Пронска. Когда татары заняли город, они раскололи образ надвое и бросили в кусты. Но святыня чудесным образом срослась! Когда в 1771 году в Москве бушевала чума, ее принесли в столицу. Очень скоро эпидемия прекратилась и икона вернулась обратно в Зимарово.
Традиционно, иконе молятся во время эпидемий. Сегодня биологическая безопасность любой страны может быть нарушена в один момент. Поэтому нужно людям чаще обращаться к Пресвятой Богородице, чтобы вымолить спасение от этой страшной напасти.
С давних времен, по высочайшему императорскому повелению, совершались крестные ходы с иконой. Да еще какие! 3 июня образ покидал Боголюбов и направлялся во Владимир. Там находился целых четыре недели и только к 1 июля возвращался обратно. Нынче традиция таких ходов, правда, уже со списком образа, успешно возрождается.
Нынче насчитывается примерно три десятка доподлинно древних, еще домоногольского периода, образов. Среди них – икона Богородицы Боголюбская. Это деисусная часть композиции, изображающая Богородицу в молитвенной позе, без Младенца. В иконографии этот тип именуется Агиосоритисса. Богородица изображена в полный рост. Она молится Сыну, который на иконе изображен в сегменте в правом верхнем углу. Она – заступница человеческого рода и посредница между Богом и человеком. Часто у ног Пречистой изображают самого князя Андрея Боголюбского.
Авторство иконы исследователи приписываю византийскому изографу, который прибыл во дворец Боголюбского вместе с принцессой Комниной. Однако, несмотря на сходство с византийскими иконами, этот образ имеет много русских черт. В частности, в нем воплотилось представление славян об идеальной человеческой красоте.
В греческой традиции подобного рода изображения Богородицы называют Параклесис, что переводится как Просительница. В русской иконографии так именуют иконы Агиосоритиссы, на которых Пречистая изображена со свитком в руке. Празднование святыне установлено еще князем Андреем Боголюбским –1 июля по новому стилю.
Более 2000 изображений Пресвятой Богородицы
Вышитая икона в дар Храму
Вот уже более 15 лет мы занимаемся вышивкой икон. Вышиваем бисером, жемчугом, янтарём, полудрагоценными и драгоценными камнями. Используем в вышивке натуральные материалы. Как-то так само сложилось, что часть вырученных денег мы тратили на покупку материалов, чтобы вышить икону в дар.
Давайте поможем восстановить храм>>>
Купить или заказать вышивку иконы можно, связавшись с в ЧАТЕ в правом нижнем уголу сайта.
Срок вышивки 1,5 — 2 месяца. Точных копий не делаем. Каждый вышитый образ уникален. В вышивке используются драгоценные и полудрагоценные камни.
Для каждой иконы изготавливается деревянный киот. Размер вышивки 21х29 см. Размер иконы в киоте 28х36 см. При желании заказчика, вышиьем и большего размера. Иконы вышиваются по благословлению и освящаются в церкви.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 1
Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и Рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа и Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырям святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О, Мати, Боголюбивая Дево! О, Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
КОНДАК, ГЛАС 3
Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имжеточиши исцеления всем с верою притекающим.
АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕДЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «БОГОЛЮБСКОЙ» («БОГОЛЮБИВОЙ»)
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Боголюбивей Царице, превысшейвсякаго создания, Деве и Матери Христа Бога, похвальная восписуемтираби Твои, Богородице! Ты же, яко Боголюбивая и Всемилостивая Мати, благоизволившаяявити пресветлый Свой лик благоверному нашему князю Андрею, от бед и скорбей сохрани ны и храм сей, да зовем Ти: Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
Икос 1
Ангелов превысшую вся Небесныя Силы величают Тя, Богородицу Царицу, мы же грешнии на земли, чудному Божию о Тебе смотрению дивящеся, всею душею, сердцем и устнами дерзаем глаголати: Радуйся, благословенная в женах Дево Благодатная; радуйся, ВсевышнягоМати, Духа Святаго пребывание. Радуйся, Царице Небесе и земли и всех Небесных Сил высшая; радуйся, ангелы чтимая, от серафим воспевае-мая. Радуйся, благословляемая на Небеси и славимая на земли; радуйся воистиннуПрисноблаженная и Пренепорочная. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
Кондак 2
ВидящиПремилосердная Матерь Божия земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволиявити чудо, избрав сосуд благодати и милостей Своих к нам — благочестиваго князя Андрея. Обаче и мы с радостиюнесказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.
Кондак 4
Недоумевает ум наш, како достойно есть восхвалитиТя и дивное явление Твое, Пресвятая Владычице: яко солнце лучи испущающи, предстала еси молящемуся князю и такореклаеси: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его: на сем месте во Имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище иноком состави», и, воздевши Свои Божественнеируце ко Владычнему образу, скрыся от духовных очес его. Преклоняем и мы колена пред Тобою, Боголюбивая Мати, и Твоя чудная явления и веления разумеюще, из глубины души воспеваем Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивна дела Твоя, Владычице! Всилюдие, здравии и болящии, бога-тии и нищии, вси прибегаем к Тебе, сострадательнейшей Матери нашей; не отрини нас от лица Твоего, буди милостива к нам, недостойным рабом Твоим, во всех путех жизни нашел, защити и помилуй от всея души любовию вопиющих Тебе таковая: Радуйся, ненадеющихсянадеяние и печальных утешение; радуйся, о скорбящих попечение и бедствующим помоще. Радуйся, алчущих кормительнице и нищих одеяние; радуйся, убогих заступнице и болящих исцеление. Радуйся, старцев покровительнице и юных воспитательнице; радуйся, враждующих примирение и обидимых защитнице. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надежде и Прибежище наше.
Кондак 8
Дивное чудо пронесенияпреславныя иконы Твоея, Владычице, торжественно вси чествуем и ежегодно в сей светлый праздник благодарно воспоминаем вся неизчетная благодеяния чудес, Тобою, Пречистая, от иконы дивно источаемых; и тебе, угодниче Божий Леонтие, в помощь призываем, чтуще с любовию честную память твою, да молитвами твоими сподобимся у Пречистыя обрести благодать, еще непрестанно воспевати Господу.Аллилуиа.
Кондак 9
Все упование возлагаем на Твою благость, Пресвятая Владычице! Милосердию Твоему несть конца, величие же Твое кто исповесть? Предстоящи с мольбою у Престола Всевышняго, коль многое множество чудес являла еси нам, Пречистая, коль дивно спасла еси славный град Москву от грознаго врага Тамерлана, коль чудно объят его великий страх пришествием Твоим в матерь русских градов и понуди абиеотступити со всем воинством. Не умолчим никогда, Заступнице наша преславная, о всех Твоих благодеяниих, да не будет под спудом свет чудес Твоих, и ныне, предстояще пред Пречистым Твоим образом и молящеся умиленною душею и сокрушенным сердцем, взываем Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветиямноговещанныя не довлеют по достоянию воспети хвалу и благодарение Пречистей, како царственный град сохрани от татарских полчищ. Егда вся рать вражияотступаше от предел Московских, царь Иоанн со скорбию и слезами отпусти чудотворный образ Твой, Боголюбивая Владычице, в избранную обитель Твою, идеже со умилением и радостию неизреченною сретоша его людие, и от мала до велика, вси, преклоньше колена, ублажахуТя, Пречистая. И мы сея радости мысленно причащающеся, Царице Небесней вопием благодарне: Радуйся, премилосердая Утешительнице наша, святую икону дати нам изволившая; радуйся, от нашествия врагов иноплеменных нас дивно спасшая. Радуйся, несокрушимый щите царей наших и отечества благонадежное утверждение. Радуйся, воинства, крепкая защито, от меча вражия сохраняющая; радуйся, от разорения, плена и лютыя смерти святою десницею Твоею всех уповающих на Тя избавляющая. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.
Кондак 10
Спасти хотя свою душу, благочестивый царь Феодор, любовию Божественною разжигаем, добре подвизася, пребывая в посте и в молитве, и, вельми любяще Боголюбивую обитель, часто ю посещаше: единожды же с теплою молитвою пред чудотворною Твоею иконою, Боголюбивая Мати, от усердия своего в дар Тебе принесе носимый на персех своих честный крест, каменьмидрагими украшенный. Взирающе на сие дивное украшение иконы Твоея, о Пречистая, радуемся вси духовно о сем, какоТя, Царицу и Владычицу, славят и чтут всивернии, и молящеся вопием Богу: Аллилуиа.
Кондак 11
Пение благодарственное всеумиленно приносит Тебе, Боголюбивая Мати, вся страна Российская за чудное избавление от смертоносныя язвы, толь гибельно ю поразившия. Светлии дни дивных исцелений начертаны на сердцах верующих, и моления теплыя возносятся ежегодно в память сего радостнаго торжества, егда святая икона Твоя, Владычице, с пении духовными приносится в славный град Владимир. Красуйся и ликуй, благословенный граде! Торжествуйте, правовернии, зряще несомую икону Владычицы, источающую неисчетныя исцеления всем притекающим к ней с верою и любовию! Преклоняем и мы колена пред Тобою, Пресвятая Богородице, величаем Тя и молим: приимимилостивно и от нас жертву хвалы и прославления, приносимую Тебе от недостойных раб Твоих, вопиющих Богу: Аллилуиа.
Видео (кликните для воспроизведения). |
О Мати Боголюбивая Дево!
Ризою Твоей покрый нас от всякого зла, от видимых и невидимых враг защити, и спаси души наша.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.