Предлагаем Вам ознакомиться с подробным описанием икон Тихвинского храма, а также узнать больше о значении иконостаса и пространстве храма из статьи нашего священника Антония Лакирева.
Как должны распределяться права и обязанности в семье? Правильно ли мы относимся к нашим самым близким людям? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.
Воспользуйтесь опубликованным на сайте расписанием, чтобы уточнить, когда в Тихвинском храме проводятся богослужения и спланировать свой визит заблаговременно.
Творения святых отцов, учебники, художественная и детская литература, многие редкие издания и духовные книги ждут своих читателей в библиотеке.
Мы будем рады видеть Вас на службе в нашем храме. Всегда помните священные слова Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20).
Разъяснение и толкование Господней молитвы от митрополита Антония Сурожского и протопресвитера Александра Шмемана в этом разделе.
09:00 — Божественная литургия.
09:00 — Божественная литургия.
- 29 марта 2019
Анонс паломнической поездки в Новый Иерусалим - 28 марта 2019
Фото отчет паломнической поездки в Александровскую Слободу - 12 Января 2019
Выставка в поддержку строительства часовни cвященномученика Федора (Грудакова). - 9 Января 2019
Рождественский праздник! - 21 декабря 2018
Встреча со священником Антонием Лакиревым: «Сие Творите в Мое воспоминание. «
В молитвословах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слава, и ныне:
или
Слава: И ныне:
Слава:
Только в случае, когда указаны в Псалтири после каждой из трех частей кафизмы
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа (Трижды)
Трисвятое по Отче наш
или
Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Приидите, поклонимся
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
Богородичен:
Пресвятая Богородице, Спаси нас
Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе
или
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
Нигде не могу найти ответа:
В молитвах Последования ко Святому Причащению по окончании Песни 8 есть указание:
Троичен: Трепещу…
Что такое Троичен:? Если это сокращение как Богородичен: или Слава, и ныне:, то, где можно найти этот текст.
Если нет, то как понять значение и назначение это слова?
Если перед словом Троичен или Богородичен стоит Слава: или И Ныне:, то тогда вместо Слава: читаем: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» — и то что написано (Сам троичен или Богородичен). А вместо и И Ныне:, читаем: «И Ныне и Присно и во веки веков. Аминь» — и то что написано ныже
Если написано просто Троичен или Богородичен, то вместо Троичен читаем: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» — и текст ниже, а вместо Богородичен читаем: «Пресвятая Богородице, спаси нас» — и текст ниже
То есть Троичен или Богородичен — это название читаемх ниже тропарей.
Для православных христиан естественно обращаться в молитве к Пресвятой Богородице как к Матери Господа, но часто верующие решаются читать длинные акафисты и каноны, но не знают, что существует короткая молитва «Богородице Дево, радуйся». Если разобраться с её толкованием, то станет ясно, что она помогает во многих случаях жизни, как и сама Дева Мария, к которой может обращаться любой человек независимо от степени своей воцерковлённости.
Икона Владимирской Божьей матери
Мало кто из людей не слышал про Богородицу. Её место в церковной иерархии особое: она Матерь Господа — Иисуса Христа, который пришёл в мир спасти каждого человека. С самого её рождения была заметна её избранность и отличие от других людей. Она не хотела выходить замуж, а желала посвятить свою жизнь Богу, но он приготовил для неё особое служение — избрал Пресвятую Деву Матерью Спасителя человечества. Мария всю жизнь так и осталась Девой — зачатие Иисуса произошло чудесным образом, от Святого духа.
Иисус Христос в течение всей своей земной жизни относился к своей Матери с большим почтением, что передалось и всем верующим. В православии благодатная Богородица почитается выше ангелов и всех святых, люди верят, что она способна творить настоящие чудеса. Это подтверждается многочисленными случаями исцелений после молитв перед образами Девы Марии.
Она всю жизнь была рядом с Иисусом Христом, разделяя все его тяготы и страдания, поэтому Пречистая Матерь как никто понимает людские скорби.
Иверская икона Богоматери
Почитание Богородицы многогранно и всеобъемлюще, ярче всего оно выражено в большом количестве молитвословий, посвящённых ей, среди них:
- «Богородице Дево, радуйся»;
- молитвы перед различными иконами Пресвятой Матери;
- каноны Деве Марии, посвящённые определённым событиям из её жизни или читаемые перед теми или иными иконами;
- акафист Пресвятой Богородице — древнейший гимн, читаемый во время Великого Поста в храмах;
- акафисты, связанные с иконами Божией Матери, наиболее известные — Владимирская, Феодоровская, Тихвинская, Иверская, Всех скорбящих радосте, празднование которых отмечается в конкретные даты.
В православии установлено несколько церковных праздников, посвящённых событиям из земной жизни Богородицы:
- Рождество Пресвятой Девы;
- Успение;
- Благовещение;
- Введение во храм.
Первым по хронологии является праздник Благовещения Пречистой Богородицы, отмечаемый ежегодно 7 апреля — за 9 месяцев до Рождества Христова. Суть Благовещения: Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что Она зачала Господа Иисуса Христа, который будет Спасителем людей. Прочитать об этом можно в Евангелии от Луки, это ангельское приветствие — Богородица Дево, радуйся — стало молитвой. Дословно эти слова на русском языке звучат следующим образом:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
На латыни аналогичные слова называются Аве Мария. Обращение «Богородице, радуйся» встречается в акафистах Деве Марии и указывает на их радостный и воодушевляющий характер, способный вернуть к жизни отчаявшегося человека. Обращённая к Богородице Деве такая молитва свидетельствует о первостепенной важности этого события, явившегося благой вестью о спасении человеческого рода.
Священный текст имеет глубокий смысл. Каждое слово очень важно:
Семистрельная икона Богоматери
Эта молитва по сути своей является хвалебным гимном благодатной Богородице, который появился примерно в V в. Он прочно занял своё место в богослужебной практике:
- поминается на всенощном бдении (вечерняя служба);
- употребляется на литургии (утренняя служба).
Также это обращение к Божией Матери включается в текст утренних и вечерних молитв из молитвослова.
Святой Серафим Саровский при нехватке времени на полное молитвенное правило советовал читать:
- 3 раза молитву «Отче наш»;
- 3 раза «Богородице Дево, радуйся»;
- единожды «Символ веры».
Читать молитву Богородица Дева в виде молитвы можно в различных случаях, она обладает большой силой и помогает многим:
- когда одолевает тоска, в т. ч. без причины, рекомендуется 40 раз подряд проговорить текст молитвы;
- при непонятных жизненных ситуациях, когда непонятно, как правильно поступить;
- когда нападают грешные мысли;
- при серьёзных болезнях;
- для защиты дома от нечистых духов и злых людей;
- чтобы наладить отношения с родственниками;
- научиться проявлять милосердие по отношению к ближним;
- уменьшить гнев со стороны близких людей;
- приносит мир в семьи, улаживает конфликты;
- помогает понять волю Божию о себе;
- способствует замужеству одиноких девушек;
- выступает как эффективная молитва матери о детях;
- направляет на богоугодную жизнь;
- является благословением на путешествие;
- освящает приём пищи.
Обращение Богородица Дева в молитве помогает тем, кто читает её вдумчиво, с вниманием, задерживаясь на каждом слове, пропуская его через душу и сердце.
Перед началом чтения необходимо разобрать все церковнославянские слова, если их смысл трудно понять, то следует обратиться к толкованию. Читать молитву на современном русском языке лучше дома вслух в полной тишине перед образом Девы Марии. При необходимости можно проговаривать её про себя в дороге, когда на душе тяжело и тревожно.
Державная икона Богоматери
Любая молитва — это общение с Богом, в данной ситуации — ещё с Богородицей, нельзя вести это общение дерзко и требовательно, просить о чём-либо следует терпеливо, со смирением ожидать просимого и спокойно принять тот факт, что не всё исполняется так, как мы хотим. Если человек молится не только за себя, а за родных и близких, то ему понадобится ещё больше душевных сил и стойкости, чтобы отражать возможные нападения тёмных сил.
Помимо чтения молитвы Богородице Дево, необходимо посещать храм (там тоже нужно читать эту молитву пред иконами Богоматери), участвовать в церковных таинствах, стараться не грешить, не ссориться с окружающими, ко всем проявлять снисхождение, как учит нас Пресвятая Богородица. Она исполняет прошения тех, кто старается очистить от зла своё сердце и искренне верит в силу молитвы.
В церковной практике популярностью пользуется Богородичное правило, состоящее из 10 молитвословий, обращённых к Пресвятой Деве. Оно входит в Устав монастыря в Дивеево, основанного преподобным Серафимом Саровским, монахини и паломники должны прочитывать молитву Богородица Дева, радуйся 150 раз, проходя по монастырской канавке.
Богородичное правило ввёл священномученик Серафим Звездинский, живший в первой половине XX в. В каждом из десятков поминается молитва Отче наш, читается Ангельское приветствие, рассказывается о каких-либо событиях, происходивших с Божией Матерью. На каждом десятке следует поминать своих живых и усопших родственников.
Молитва Богородице Дево имеет важнейшее значение в православии, она отражает смысл христианского учения о спасении человека.
Её ценность в том, что её текст близок каждому человеку, затрагивает многие струны его души, но без собственных усилий по изменению себя и своей жизни в лучшую сторону все молитвенные усилия будут напрасны.
Сокращения, принятые в церковных календарях
бесср. — бессребреник, бессребреники
блгв. — благоверный (благоверная)
исп. — исповедник, исповедница
просвет. — просветитель, просветительница
прп. (вне календаря допустимо преп.) — преподобный
равноап. — равноапостольный, равноапостольная
свящ. (вне календаря) — священник
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
«Трисвятое по Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.(Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.(Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон).
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.
Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Аз — я; прибегаю — обращаюсь с молитвой. Кроме молитвы Ангелу хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы названы, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.
Перевод: Моли Бога о мне, святой (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к моему помощнику и молитвеннику о душе моей.
Слово Богородичен в молитвослове часто вводит начинающих христиан в ступор. Давайте для начала разберемся с этимологией слова Богородичен. В переводе с церковнославянского языка оно означает «принадлежащий Божьей Матери». Так православные христиане называют все молитвы, каноны и акафисты, обращенные к Пресвятой Богородице.
Но в молитвослове Богородичен означает самую распространенную православную молитву, содержащую одновременно прошение к Царице Небесной и ко всем лицам Святой Троицы: Пресвятая Богородице, спаси нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Само слово Богородичен читать при этом не надо.
Помимо Богородична, в молитвослове обычно содержится еще несколько сокращений. Так, слово Трисвятое означает молитву к Святой Троице, которая читается перед началом любого молитвенного правила: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, а когда мы видим сокращение Слава, и ныне, то следует произносить полностью: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Богородичен в молитвослове не ограничиваются упомянутой выше молитвой. За две тысячи лет христианства святыми старцами было написано огромное множество молитв, обращенных к Божьей Матери. Почитание Богородицы ведет свое начало от самых первых последователей Христа. Еще при жизни Пречистой слава о Ней разнеслась по всему христианскому миру, хотя Она Сама этого не хотела и не добивалась. Но как светильник трудно спрятать ночью, так и свет благодати, исходивший от Матери Спасителя нашего, привлекал к себе людей. Церковное предание повествует, что Богородица была необычайно кроткой и смиренной, никогда никого не обижала и не унижала, никому не говорила злых слов. Всех, кто приходил к Ней с молениями, Она принимала, несмотря на усталость и болезни.
Поэтому и сегодня, читая Богородичен в молитвослове, мы рассчитываем на Ее милосердие и помощь. Некоторые богословы пишут, что Матерь Божия является в то же время и Матерью всех христиан, заботливой и любящей, по молитвам Которой Ее Сын творит настоящие чудеса. Именно поэтому в православии так много Ее чудотворных икон, именно поэтому утренние и вечерние молитвы, а также молитвы к Причащению обязательно содержат в себе так много молитв к Божией Матери. А некоторые православные молитвословы даже содержат молитвы Богородице на всякий случай жизни – их называют молитвословами на всякую потребу. Таким образом, Богородичен в молитвослове – одна из самых распространенных молитв.
Православный молитвослов – это книга, которая помогает христианам общаться с Господом. Как и ко всякой святой книге, верующие стараются относиться к молитвослову с почтением и всячески его украшают. В последнее время большую популярность в связи с этим получили кожаные молитвословы, отличающиеся красотой и добротностью.
Кожаные молитвословы представлены в разных ценовых категориях: от самых бюджетных до дорогих изданий с серебряными накладками и уголками, с золотыми срезами страниц. Некоторые переплеты даже украшают драгоценными камнями – такой молитвослов станет прекрасным подарком для любого верующего человека.
Книга кожаный молитвослов не стыдно преподнести в дар даже человеку, у которого, как сегодня принято выражаться, все есть. Однако купить кожаный молитвослов и поставить его на полку недостаточно – не забывайте, что по нему обязательно следует молиться, лишь в этом случае он будет оправдывать свое название.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:» ) — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Богородичен – значит, обращенный к богородице, обычно имеется в виду стих, канон, или христианская молитва. Есть особые Богородичены называемые Крестобогородичены это молитвенные песнопения о скорби и плаче матери у распятого Христа. Лучшие молитвы и стихиры Богородичен входят в состав всех ежедневных служб. Она является переменной частью службы, так они подразделяется на Богородичны праздников, Богородичны памяти известных святых, седмичные Богородичны.
Православные почитают Богородицу, так как от нее родился Иисус, абсолютно подобный человеку и несущий в себе божественное. Тем самым это открыло путь к спасению всем людям: все получили возможность преображения в бога, по мере причастности. Это стало достижимым лишь благодаря Марии, ведь она еще до воплощения совершила подвиг послушания Божьей воле. Этот поступок сделал воплощение сына Божия возможным и через него принес нам всем спасение. Богородичное правило пяточисленные молитвы и Богородицу еще почитают за то, что она передает Христу просьбы о помощи тех людей, которые стесняются лично обратиться к Христу. Такое почитание Божьей Матери и выразилось в молитвах и канонах Богородичен.
Среди православных церковных песнопений встречается такое понятие как Богородичен догматик, это тропарь или песнопение, которое наряду с прославлением самой Богородицы, как родившей Христа, так же содержит догмы и учения о Христе: о сочетании в нем и человеческого и божественного. В прославляющей правило молитвы Богородичен догматик воспевают хвалы Богородице, так как она свои чудесным зачатием разрушила стену греха, которая отдаляла человека от Бога. В нем поется о Божественном вмешательстве в природу хода вещей, разъясняется, почему Бог стал человеком, повествуется про переход через Красное море. По сути Богородичен догматик это краткое учение о христианстве. И поскольку поются догматики каждое воскресенье – это очень удобный способ запомнить основные правила.
Мати господа небесе и земли, подаждь заступление рабам твоим (имена) по исходе от временныя жизни сия, помози им безбедно прейти вся воздушныя мытарства миродержителя тьмы века сего и в райских обителех со избранными вселитися сподоби, да во светлостех святых воспевают великолепое имя отца и сына и святаго духа, ныне и присно, и во веки веков.
О, пресвятая госпоже, владычице моя богородице, небесная царице! Спаси и избави грешных рабов твоих (имена) от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Защити их, владычице богородице, от всех враг видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния: (просьба), и на всяком месте и на всякое время буди им, мати преблагая, необоримая стена и крепкое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Богородичен
Так именуются песни, составленные в честь Богородицы;
Слава и ныне: Богородичен Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре
Слава и ныне: Богородичен Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре
Слава и ныне: Богородичен Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.Эту молитву испокон веков
Каждый православный христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например: перед учением и после учения и т. п.).
Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.
Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.
Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.
Для выражения чувств наших к Богу и к святым Его угодникам, Церковью даны нам разные молитвы. Вот самые общеупотребительные:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
(Именем Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.)
Во имя — именем, в честь, в славу; аминь — истина, правда.
Молитва эта называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв.
В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.
Господи, благослови!
(Благослови, Господи!)
Эту молитву произносим мы при начале каждого дела.
Господи, помилуй!
(Помилуй, Господи!)
Помилуй — будь милостив, прости.
Молитва эта древнейшая и общая у всех христиан. Ее легко может запомнить и малое дитя; ее мы произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой Троицы мы, христиане, произносим эту молитву три раза. Произносим ее также 12 раз, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи; произносим и 40 раз, для освящения всей нашей жизни.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
(Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе).
Слава — хвала.
В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости нам.
Боже, милостив буди мне грешному.
(Боже, будь милостив ко мне грешному).
Молитва эта мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи Спасителя, которую Он однажды рассказал людям для их вразумления. Вот эта притча.
Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь. А мытарь, сознавая себя грешным, стал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: Боже, милостив буди мне грешному! Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем гордого фарисея.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.
(Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь).
Помилуй нас — будь милостив к нам, прости нас; Иисус — Спаситель; Христос — Помазанник; молитв ради — ради молитв, или по молитвам.
Иисус Христос есть Сын Божий — второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он — истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святый.
Ангельская песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое»
Славословие Пресвятой Троице
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
(Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, теперь, всегда и вечно. Аминь.)
Слава — хвала; ныне — теперь; присно — всегда; во веки веков — вечно, или в бесконечные веки.
В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.
Ангельское приветствие Божией Матери
Хвалебная песнь Богородице
Самая краткая молитва к Божией Матери
Пресвятая Богородице, спаси нас!
В этой молитве мы просим Божию Матерь, чтобы Она, спасла нас грешных Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.
Молитва Животворящему Кресту
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
(Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.)
Благослови — осчастливь, пошли милость; достояние Твое — владение Твое; на сопротивныя — над сопротивниками, врагами; Твое жительство — Твое жилище, то есть общество истинно верующих, среди которых Бог невидимо пребывает; сохраняя Крестом Твоим — сохраняя силою Креста Твоего.
В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас нас, людей Его, и благословил православную страну — отечество наше, великими милостями; дал победы православным христианам над врагами и, вообще, сохранил нас силою Креста Своего.
Формы почитания святых разнообразны, каждому нужно возносить определенные тексты. Молиться Пресвятой Богородице тоже нужно по-особенному, поэтому стоит сразу выяснить, что такое Богородичен в молитвослове и какие правила нужно соблюдать при его прочтении.
Для верующих людей очевидно высочайшее положение Богородицы в религиозной иерархии. Она идёт второй за Богом, выше ангелов и святых. Согласно православному учению Бог представлен в 3 лицах:
Дева Мария стала матерью Иисуса Христа после того, как на неё снизошла Божья благодать, произошло непорочное зачатие. Через 9 месяцев появился Христос, соединивший в себе черты Бога и человека.
Богородица всегда была рядом с ним, разделяя тяготы и лишения, видела страдания Христа на кресте, смерть и воскресение. Всё это сделало возможным для неё понимать потребности людей и помогать им.
После смерти Божией Матери началось её почитание, многие иконы мироточили, на сегодняшний день существует около 800 икон, перед которыми верующие молятся и получают просимое, чудесная помощь выражается и в многочисленных исцелениях. Количество текстов, содержащих обращение к Пречистой Богородице велико.
Молиться перед образом Пресвятой Богородицы может любой человек, часто к её помощи прибегают:
- чтобы получить телесное исцеление;
- вымолить супруга/супругу, ребёнка;
- попросить помощи в воспитании детей;
- найти утешение в скорбях;
- разрешить сложные проблемы;
- обрести взаимопонимание с близкими;
- улучшить свою духовную жизнь;
- понять своё предназначение.
Все эти прошения выражаются в различных формах, выбирать ту или иную форму следует с учётом ряда обстоятельств. Наиболее распространённые формы:
- краткое молитвенное воздыхание;
- обращения в молитвословиях утром и на сон грядущий;
- молитва Богородица Дево, радуйся;
- правило к Богоматери — повторение вышеуказанной молитвы 150 раз;
- молебный или покаянный канон;
- акафисты, читаемые перед разными иконами Богоматери в храме и дома.
Молиться перед образами Девы Марии можно в домашней обстановке или в церкви, у каждого варианта имеются свои особенности. Существуют также особые песнопения — Богородичен, которые во многом универсальны.
На всех церковных службах слышны песнопения, посвящённые Божией Матери, потому что её роль в спасении человеческого рода огромна.
Богородичен можно услышать на богослужение, это особое песнопение, посвящённое Пресвятой Богородице. Оно может быть исполнено 3 разными способами:
- стихира — текст, напоминающий гимн, произносится вместе с псалмами из книги Псалтырь;
- тропарь — короткое песнопение, отражающее суть церковного праздника;
- седален — когда исполняют песнопение допускается сидеть.
Богородичны обычно употребляются по завершении стихиры, тропаря или седалена. Прочесть этот текст можно во всех богослужебных изданиях, кроме Евангелия. Услышать Богородичен можно на любой службе.
Также проводится разделение на 4 группы, когда их провозглашают:
- в Воскресенье и по праздникам — после стихир;
- в Воскресенье, а также по праздникам после отпустительных тропарей;
- в будние дни — после стихир;
- в будни — после отпустительных тропарей.
Обычно они находятся в финале стиха Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь, Богородичны делятся по гласам, их расположение — конец богослужебных книг (приложение).
Важной группой являются Богородичны догматики, их насчитывается 8 по числу гласов, в них в сжатой форме излагаются догматы — непреложные установления, касающиеся Пресвятой Богородицы.
Их наличие означает возвышение роли Пресвятой Девы в спасении человечества, она способна умолить Христа помиловать грешников. Основная мысль — Христос воплотился от девственной Марии через благодать Святого Духа.
На службах Богородичны догматики звучат очень красиво, их место в богослужении — после стихир На Господи, воззвании в ходе воскресной вечерни.
Ещё одна разновидность — Крестобогородичны, раскрывающие всю глубину страданий Богородицы, когда Господь находился на кресте, она всё пропустила через своё сердце. Время и место исполнения молитв:
- вечерня во вторник, четверг;
- утреня в среду, пятницу.
На этих службах происходит поклонение Кресту Господню, воспевается его величие и горе Божией Матери.
Многие верующие люди, которые только начинают внимательно читать молитвослов, часто натыкаются там на непонятные сокращения, которые разделяются запятой или двоеточием. Также эти сокращения присутствуют и в богослужебных книгах.
Цель их размещения — длинный текст занимает место, а сокращения помогают лучше приспособиться к воспроизведению их на службе чтецам и певчим. Наиболее распространённые сокращения, принятые в богословской практике нужно знать.
- Слава, и Ныне следует читать так:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Помимо молитвословов, они находятся в каждой из 20 кафизм Псалтыри, разделяя кафизму на 3 части.
- Трисвятое — 3 следует проговорить:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
Такое постоянное призывание Божией Матери позволяет всегда находиться под её защитой, даёт возможность убедиться, что роль её велика, она спасает людей, имеющих даже серьёзные грехи. В молитвослове малоопытных христиан сокращения могут ввести в заблуждение, но фразы следует проговаривать полностью.
Фразу «Пресвятая Богородица, спаси нас» необходимо читать не только во время правила, но и призывать Деву Марию на помощь кратким обращением всегда, когда тяжело, непонятно, как правильно поступать в запутанных ситуациях.
Причастие — важнейшее таинство для православного христианина, при котором он непостижимым образом входит в общение с Христом, принимая внутрь себя его тело и кровь, которые даются на литургии в виде хлеба и вина.
Чтобы принять эти святыни достойно, верующему необходимо тщательно подготовиться. Помимо поста на протяжении 3 дней, когда запрещено есть животную пищу, необходимо пройти исповедь у священника в храме, где предполагается причастие.
В продолжение 3 дней следует читать каноны:
- покаянный ко Господу;
- молебный Божией Матери;
- Ангелу-Хранителю.
Также многие прочитывают покаянный канон ко Пресвятой Богородице. Оба канона направляют верующего к познанию духовной мудрости, раскрывают перед ним библейскую историю, события которой актуально звучат и сейчас. Канон строится по одинаковой схеме: 9 песен, первая и последняя посвящены Божией Матери.
Первая песнь молебного канона содержит признание своих грехов, наличие многочисленных страстей, болезней душевных и телесных, которые излечить способна только Богородица. Завершающая песнь молебного канона является просьбой к Деве Марии принести радость, просветить мрачную душу.
Покаянный канон содержит в себе больше покаянных воздыханий, осознание своей греховности, единственной надежды на помощь Богородицы. У грешников сильный страх, но и вера велика в милосердие Пресвятой Девы, она может умолить Господа о прощении всех грехов.
В первых песнях молебного и покаянного канонов имеется Богородичен — «Пресвятая Богородица, спаси нас». Обычно в молитвословах он написан полностью.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.