Зачем нужен день поста и молитвы? 4
Предложения по планированию 5
Предложения для руководителей отдела молитвенного служения 8
Ходатайство о наших семьях (основные темы молитв и пояснения) 10
«Когда развод является лучшим решением», размышления 14
Молитвы и обетования для вашего брака 19
«Мое единственное желание». Молитвенный листок для людей,
Зачем нужен день поста и молитвы?
Представьте себе, что вы родитель, уезжающий от своих детей, и знающий, что в следующий раз вы увидитесь с ними только в Царстве Небесном. Что самое важное могли бы вы сказать им в данный момент?
У Иисуса возникла подобная ситуация, когда Он готовился вернуться на небеса после Своего распятия. Какие слова Он сказал Своим ученикам в то время? Когда мы читаем Его последние молитвы и наставления в Иоанна, главах 15 – 17, мы замечаем повторение определенных тем: единство, любовь, поиск Бога через молитву. Иисус хотел, чтобы Его новорожденная церковь была едина в целях, стремлениях и миссии. Сегодня, возможно, на фоне беспрецедентной поляризации в мире, в наших странах, и церкви, мы так же должны прислушиваться к совету Иисуса о том, что нужно искать Его Духа и быть едиными в миссии. Данная задача может показаться пугающей и невыполнимой в нашем человеческом восприятии. Именно поэтому мы должны молиться, как никогда ранее, о чуде единства, которое может принести только Бог.
Мы призываем вас молиться «у себя в тайной комнате». Мы призываем вас молиться с вашей местной общиной. И мы призываем вас присоединиться к всемирной инициативе дня поста и молитвы. Возможно, вы решите не отказываться от пищи полностью. Возможно, вы воздержитесь от десертов или социальных СМИ, или предпочтете в течение некоторого времени питаться только растительной пищей.
«Сегодня и каждый день, вплоть до самого конца времени, народ Божий должен быть более настойчивым и более бдительным, полагающимся не на собственную мудрость, но на мудрость своего Вождя. Дети Божьи должны выделить дни для поста и молитвы» (Эллен Уайт, Review and Herald, 11 февраля 1904 года).
Когда вы принимаете решение больше сосредоточиться на молитве, Бог благословляет вас и укрепляет ваше сердце для сложных дней, которые ожидают впереди.
Комитет по возрождению и преобразованию
Предложения по планированию
· Ключевые тексты: 1 Кор.13; Еф. 5:21-28; Еккл.4:9
· Возможные темы проповедей или размышлений в церкви:
Сражение за благочестивый брак
Создание в вашей семье атмосферы небес
Когда развод является лучшим решением
· Возможная история для детей:
Во-первых, расскажите историю создания Богом помощницы для Адама. Затем поделитесь рассказом о первом чуде, которое совершил Иисус на свадьбе в Кане (Ин. 2:11). Почему Иисус уделяет такое большое внимание браку? Потому ли это, что крепкий брак отражает ту близость, которая присутствует в Троице?
Объясните, что Бог учредил два института (суббота и брак), и они особо оберегаются и защищаются, даже после грехопадения. Поделитесь опытом (из своей жизни или жизни ваших знакомых) о том, как муж и жена становятся сильнее, если они работают вместе, по сравнению с тем, когда делают что-то поодиночке.
· РУКОВОДИТЕЛЮ: Возможный вариант молитвенной программы прилагается. Мы рекомендуем вам запланировать встречу продолжительностью минимум один час. Многие планируют ее проведение в течение дня. Позвольте Святому Духу управлять продолжительностью встречи.
· РУКОВОДИТЕЛЮ: Смотрите «Предложения для руководителей отдела молитвенного служения» (стр. 8, 9)
· РУКОВОДИТЕЛЮ И ПРИСУТСТВУЮЩИМ: Сделайте копии молитвенных тем (страница 10-12) для присутствующих.
· ДЛЯ НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧИ: Распечатайте «Мое единственное желание» для того, чтобы раздать не состоящим в браке участникам встречи (стр. 24)
· ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРИСУТСТВУЮЩИХ: По возможности составьте список всех пар в вашей общине, чтобы люди могли молиться о них поименно, независимо от того, присутствуют они или нет. Оставьте пустые строчки, чтобы была возможность вписать туда пары, которые придут в церковь в тот день. Раздайте этот список всем присутствующим перед молитвой. Если такой возможности нет, то просто молитесь за тех, кого вы помните.
· РУКОВОДИТЕЛЮ: Мы предлагаем особые размышления в день поста и молитвы: «Когда развод является лучшим решением» (с. 14). Данный материал может быть озвучен перед молитвой или в проповеди, если есть такая возможность.
Моменты, которые мы должны помнить о посте:
Не каждый человек может отказаться от пищи, но вы можете призывать людей отказаться от чего-либо в утренние и дневные часы этого особого дня.
Возможные варианты поста: воздержание от воды, воздержание от сока, пост Даниила, воздержание от десертов и жирной пищи, воздержание от средств массовой информации, и т.д. Побуждайте членов церкви просить Бога о мудрости, какой именно пост Он хочет, чтобы они предприняли.
Хотя в Библии даются рекомендации о посте (см. Мф. 6:16), мы должны помнить, что пост не является волшебным путем к праведности, благословениям, или каким-либо духовным преимуществам. Мы не можем заработать Божье благословение или ответы на молитву через пост, подобно тому, как и не можем посредством этого заработать спасение. Кроме того, пост не является заменой послушанию, христоподобной любви или способом снять с себя ответственность. На самом деле говорится следующее: «Пост или молитва, совершаемые для самооправдания, — мерзость в очах Божьих» (Эллен Уайт, Желание веков, с. 280)
Однако, даже если люди выбирают не поститься, мы не должны их удерживать от участия в молитвенной активности. Помните, Бог знает сердце, и решение поститься или не поститься (или каким образом поститься) должно приниматься между человеком и Богом, но не продиктовано кем-то.
Общая цель дня поста и молитвы заключается в том, чтобы не отвлекаться, ходатайствую за других людей. Когда мы ищем Господа в смирении сердец, и отказываемся от того, что нас отвлекает, мы будем более восприимчивы к тому, что Бог хочет сделать в наших жизнях и через наши молитвы.
Как говорит пастор Дэрек Моррис: «Мы постимся от мирского, чтобы могли радоваться Божественному!»
Формат программы
Место: Для проведения молитвенной встречи соберитесь в здании церкви
Открытие молитвенной встречи:Для создания благоговейной атмосферы предлагается спеть несколько гимнов, прося Бога, чтобы Он вел нас своим путем в наших домах, браках и даже нашем одиночестве.
Молитва и приветствие: Директор отдела молитвенного служения или назначенный лидер приветствует всех присутствующих на встрече. Если есть люди, которые не состоят в браке, их так же приглашают принять участие, поскольку есть особенное служение и для одиноких людей. Затем лидер делится размышлениями на тему: «Когда развод является лучшим решением» (см. стр. 14).
Далее следует чтение 13 главы из 1 Послания к Коринфянам.
Инструкции: Дайте полную информацию о данной встрече. Обратите внимание на подсказки, данные на страницах 8, 9.
· Раздайте список молитвенных тем для дня поста и молитвы (стр. 10-12)
· По возможности, раздайте список всех супружеских пар общины
· Раздайте материал «Молитвы и обетования для вашего брака» (стр. 19-23)
· Скажите людям, не состоящим в браке, что им будет выдан особый материал, когда группы будут делиться для молитвы
Время молитвы: Минимум два часа, которые включают молитвы по группам, в парах, и личные молитвы. Время пройдет очень быстро. Многим понравится проводить полдень в молитве. Следите, чтобы больше времени уделялось именно молитве, но не размышлениям и проповеди. Это день молитвы!
Завершение встречи: В завершении встречи спойте несколько гимнов хвалы, благодаря Бога за то, что Он сделает. Побудите присутствующих продолжать молиться о семьях, которые им дороги.
Завершение дня поста и молитвы: Устройте особый ужин, чтобы вместе завершить пост. Вы можете подумать о том, чтобы сделать специальный «Банкет любви» для супружеских пар вашей общины, выделив время для того, чтобы люди могли поделиться тем, что они ценят в своем супруге или других парах. Они также могут рассказать о том, как они познакомились. Такие разговоры творят чудеса! Также побуждайте других делиться словами восхищения и благодарности о Боге. Он восполняет в нашем сердце те потребности, которые никто другой не в силах удовлетворить!
ТЕМА 14
МОЛИТВА И ПОСТ
Наряду с общими молитвами также важно совершать и личные (уединенные). Иисус учит нас: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Суть тайной молитвы в том, что мы открываем свое сердце Богу, а не показываем себя перед людьми, подстраиваясь под окружающих. Присутствие других людей может помешать нам или оказать негативное влияние на наши молитвы.
Не на все молитвы Бог отвечает так, как человек просит. Павел трижды просил Господа удалить от него «жало в плоть», но Господь не делал этого. Он сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8, 9).
Причина, по которой Бог отвечает на одну молитву и не отвечает на другую, не имеет ничего общего с формой, объемом или длиной самой молитвы, т.к. молитва предполагает личные отношения с Богом, при которых важнее всего быть искренним и бескорыстным. Ответ зависит от Божьей воли, которая по отношению к нам есть «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Если мы не получаем ответа на нашу молитву, мы должны продолжать доверять Богу, Который делает так, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и возлагать на Него все наши заботы, зная, что Он постоянно помнит о нас.
II. Пост
Упоминание о посте встречается по мере чтения Библии от Ветхого Завета до Нового, и мы можем видеть потрясающую силу и возможности поста.
Пост – это воздержание в течение определенного времени с целью поиска лица Божьего в молитве по поводу конкретной нужды или с целью проведения времени с Богом для укрепления внутреннего человека, вооружения себя в духовной брани. Воздержание должно быть:
– от пищи;
– от интимной (половой) близости (1 Кор. 7:5);
– от чтения других книг, кроме Библии и духовной литературы;
– от просмотра телевизора;
– от любого рода развлечения или действия, которое может стать препятствием в общении с Богом.
Пост может быть личным, т.е. в нем участвует только один человек, и групповым, который вовлекает всю семью, всю церковь или группу людей, даже целый город или страну: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься» (Есф. 4:16).
Хотя в Новом Завете нет требования поститься, обращенного к верующим, и не установлены какие-либо особые периоды для проведения поста, Иисус явно подразумевал, что мы будем поститься, так как Он говорил Своим ученикам: «Также, когда поститесь…». Кроме того, Иисус говорит: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Жених – это Иисус, а мы – Его ученики, Он «отнят» у нас до тех пор, пока не возвратится.
Пост сроком более трех дней должен совершаться с благословения пастора и под его духовной опекой.
Все, чего ни попросите в молитве с верою,
получите. Мф.21,22
Попробуйте каждодневно молиться раза два в день хотя бы полчаса, и вы увидите, как часто у вас будет являться сильное нежелание исполнить ваше намерение. Но вот вы победили это нежелание, становитесь на молитву начинаете молится. Вдруг вы замечаете, что целая фраза, иногда целая половина молитвы проскользнули мимо сознания, которое в это время было занято совсем другими мыслями, ничего общего с молитвой не имеющими, вы ловите себя, стараетесь больше сосредоточить внимание и через несколько минут опять то же самое, и только под конец, после многих усилий удается (а иногда так и не удается) продолжать молитву с должным вниманием и сосредоточенностью. Вот эта-то борьба внутренняя и составляет вышеупомянутую трудность молитвы, но зато в ней заключается источник укрепления.
Конечно, возможен и другой путь перерождения, где на первом плане стоит мысль, но первый путь встречается в жизни безусловно чаще и быстрее и вернее ведет к цели. В этом смысле особенно поучительны некоторые каноны, которые представляют из себя высокохудожественные, духовные, поэтические произведения, проникнутые сильным чувством. Только для понимания всей их глубины необходимо освоить славянский язык, на котором они написаны. Иначе вся красота их скрывается, подобно тому как, по недостаточности знакомства с древними языками, малопонятно для нас изящество древнеклассических произведений (Вергилия, Горация, Гомера), приводивших в восторг современников. Перевод — уже проза, подчас неуклюжая, которая не может вызвать чувства, вызываемого поэтическим оригиналом.
Еще большее значение в этом отношении имеет общественное моление в храме, которое по какому-то недоразумению отрицается Л.Толстым. Здесь Церковь на помощь немощному человеку призвала, так сказать, все, что только можно, все пять чувств. Своды храма как бы уединяют вас от всего земного, со всех сторон смотрят на вас лики святых, исполненные кротости, любви, духовного благородства, церковнослужители провозглашают и читают исполненные вдохновения, чувства и поэтических образов духовные стихи, хор в стройном пении возносит свои мольбы к Богу. В такой обстановке невольно забудешь на время все земное и отдашься высшим мыслям и чувствованиям — духовной радости, умиления, сокрушения. Как известно из истории Государства Российского, даже послы князя Владимира, грубые язычники, во время богослужения в константинопольском Софийском соборе прониклись таким чувством, что не знали, где находятся — на небе или на земле.
Но главное значение молитвы — чисто духовное. Во время молитвы и особенно в Таинствах Церковных на человека сходит БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ особая сила, без которой даже самому сильному человеку невозможно спастись, именно приблизиться не на словах, а на деле к истинному христианскому идеалу, победить в себе страсти и похоти человеческие. Это та сила, которая и слабым натурам давала возможность достигать венца мучеников, отказываться от всего земного и становиться великими подвижниками. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал, что «молитва есть царица добродетелей».
Велико действие поста и молитвы на все существо человека. Но и то, и другое является не целью, а средством к спасению, средством ослабить действие злого начала, находящегося в нас, указанным премудрым Богом и Святою Церковью немощному и окаянному человечеству.
Христос был лишен немощей духовных, для учеников достаточно было присутствие Его — Самого Бога — и потому они не соблюдали еврейских постов, но «отнимется у них Жених»,- сказал Христос Господь, то есть будут предоставлены они самим себе со всеми немощами естества человеческого, и «они будут поститься». Кроме этих слов Спасителя, мы должны помнить, что перед вступлением на проповедь Иисус Христос выдержа 40-дневный пост, тем самым подав нам пример и указав на значение поста для просветления и укрепления духовных сил человека.
Плод такой жизни на земле — это любовь, радость, мир (Гал.5,22), как говорит апостол, а по воскресении — вечная жизнь, вечное блаженство.
Христианский публицист Джессика Галан рассказала о том, как пост и молитва помогают в построении близких отношений со Христом.
Желаете прорыва в своей духовной жизни? Хотите достичь совершенного подчинения Христу? Тогда вам стоит рассмотреть духовные дисциплины поста и молитвы.
Для тех, кто желает близких отношений с небесным Отцом, пост и молитва помогают достичь этой цели. Вот четыре духовные пользы, которые приносит пост.
Пост помогает подавлять нашу плотскую натуру ради достижения того, чего желает Бог. Через пост и молитву можно понять Его волю для нашей жизни и подчиниться ей.
Благодаря посту, наш дух и наша душа испытывают радость. Это – решение мгновенно умереть для своей плоти ради достижения более великих целей, которые важны всемогущему Богу.
Иисус сказал: “Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мр. 2:20).
Знайте, что жертвенные элементы поста всегда воспроизводят блага, касающиеся вечности – именно те блага, которые мы хотим достичь в своем хождении перед Богом. Временный дискомфорт для плоти духовно вознаграждается.
Культура 21 века приводит к ослаблению рвения к тем вещам, которые важны в глазах Бога. Однако молитва и пост (с его «вызовом» для нашего тела) усиливают духовную проницательность.
Мы учимся отказываться от таких вещей, как соцмедиа, телевидение, еда и даже негативное умонастроение. Мы учимся таким вещам, как подчинение Богу, служение верующим в церкви и своим ближним.
Благодаря посту мы получаем мудрость и Божье руководство. Посредством поста и серьезной молитвы мы становимся способными различать волю Бога.
“Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).
Когда мы постимся и молимся, этим возжигаем в нас огонь Святого Духа. Во время поста мы становимся «агентами надежды» и ходатаями для страдающих и несчастных. Благодаря посту наша душа обновляется, мы получаем новые духовные силы.
“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли” (Деян. 1:8).
Источник силы есть в молитве и посте. Мы становимся более способными выполнять величайшее поручение из всех – приобретать души для урожая вечности (Мф. 28).
Когда ученики Иисуса не смогли изгнать злого духа из юноши, Иисус сказал им: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мр. 9:29). Молитва и пост – это очень важно для духовной победы.
Посредством глубокой молитвы мы можем преодолевать духовную оппозицию, разрушать сатанинские твердыни. Когда восстают трудности, последователи Христа могут использовать силу Святого Духа через пост и молитву.
Наши иссохшие сердца освежаются, словно дождем и оживают, когда мы постимся и молимся. Мы лучше снаряжены для борьбы с внезапными искушениями, потому что “на связи” с Богом, Его ангелами, и в нас действует сила Святого Духа.
“Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо” (Ис. 58:6).
В греческом языке слово сила звучит как “дунамис” – мы боремся с силами врага с помощью “духовного динамита”.
Если вы раньше никогда не постились, начинайте постепенно. Те, у кого есть диетические ограничения, могут использовать воздержание от соцмедиа и других развлечений.
Начните пропускать один-два приема пищи; заменяйте прием пищи молитвой, просьбами.Запишите в молитвенном дневнике или на молитвенной карточке имена дорогих вам людей, о которых молитесь. Выходите из поста постепенно – ешьте вначале бульон и овощи; не поглощайте сразу тяжелую, жирную пищу.
Празднуйте духовные достижения, когда они есть; верьте, что Бог видит и слышит ваши искренние молитвы и жертвы.
Августин Гиппонский как-то сказал: “С помощью нашего милостивого Господа и Бога все искушения мира, все ловушки дьявола, все страдания в мире, соблазны плоти, все бурные волны тяжелых времен и все духовные противники побеждаются… постом и молитвой”.
Пост и жертвенная молитва никогда не бывают напрасными. Они всегда приносят пользу людям вашего близкого круга и многим последователям Христа в вашей церкви, городе.
Позвольте Богу благотворить вам через пост и молитву. Как написано в Пс. 33:8, “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!”
Как часто можно встретить людей, которые находятся под властью грубых и противных грехов и никак не могут от них освободиться.
Вот некоторые из них: пьянство, блуд, гомосексуализм, лесбиянство, одержимость, вражда, непрощение и многое другое.
Иаков советует нам молиться друг о друге, чтобы исцелиться, и добавляет, что много может усиленная молитва праведного.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Усиленная молитва — это не только неотступная молитва, а и молитва и с постом о чём и пойдёт речь в этой статье.
Пост — это полное или частичное воздержание от пищи и воды.
В духовном плане, пост — это усиленная война против духов зла, которые стараются изо всех сил поработить и парализовать духовную жизнь христианина. Как долго человек может поститься? Исследуя Библию, мы находим, что фарисей постился два раза в неделю.
Во времена Есфири евреи постились три дня. Давид же, после того как Нафан обличил его в грехе, постился семь дней. Даниил постился об освобождении своего народа частичным постом двадцать один день. А вот Моисей, Илия и Иисус Христос постились сорок дней и сорок ночей. Как мы видим из жизни и во время чтения Библии, бывают различные виды поста. Например, о Моисее написано, что он во время поста даже воды не пил и это было сорок дней и сорок ночей. «Может ли такое быть?» — задаемся мы вопросом. Можно только сказать, что это было сверхъестественное действие Господа.
Он ведь был на горе Синае и лицом к лицу говорил с Богом. Христос постился тоже сорок дней и сорок ночей. Пост Христа был полным воздержанием от пищи. Однако Библия говорит нам и о частичном воздержании. Вот что свидетельствует о себе Даниил: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней» (Дан.10:2-3). Пост может быть коллективный, общенародный, а также личный.
Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и, если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом, и голодом, и моровою язвою истреблю их» (Иер.14:11-12).
Поэтому Бог говорит, чтобы человек отпустил угнетенных на свободу, т. е. не заглушал голос истины. Затем дается повеление разделить с голодным хлеб. На это Господь обращает особое внимание. Об этом неодно-кратно говорится и в Новом Завете.
Продолжая тему, Бог повелевает скитающихся и бедных ввести в дом, нагого одеть и от единокровного не укрываться. Бывает так, что у человека предостаточно жилой площади, а его единокровный или родственник скитается без крова над головой.
Однажды, когда мы на опушке леса разложили костер, к нам подошел человек средних лет. Познакомились. Оказывается, это так называемый бомж. Его выгнала из дома мама из-за того, что они не нашли общего языка. А что уж говорить о других родственниках? Бог повелевает, чтобы мы своих единокровных ввели в дом, накормили и одели их. Но не только единокровных! И тогда наша молитва и наш пост будут угодными Господу.
Далее, изучая Библию, мы видим, что пост втайне является богоугодным постом.
Тщетным будет пост, направленный на получение славы от людей. Христос говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе ЯВНО» (Матф.6:17-18). Следующее, чему учит Писание: пост должен иметь чистые мотивы. Наши желания должны проистекать из сострадания к погибающему человечеству, которое нуждается в освобождении от греха, болезней, злых привычек и угнетения сатаны. Ведь дьявол может предлагать нам свои причины для поста. Иаков говорит, что люди обращаются к Богу в молитве, но не получают ответа, потому что мотивы их нечистые: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).
Как видим из повествований Библии, общенациональный пост практиковался нечасто.
Ученики Иисуса, находясь с Ним, вообще не постились, но Христос говорит, что настанет время, когда Он будет отнят у них, и тогда будут поститься (Матф.9:14-15). Так и произошло. Апостол Павел свидетельствует, что часто был в посте (2Кор.11:27).
Следуя примеру Павла, мы тоже имеем много причин для поста. Как уже говорилось выше, пост должен сопровождаться молитвой. Но человек, который находится на работе или же на учебе, не может постоянно пребывать в молитве. Однако внутренне может это делать, обращаясь к Господу, чтобы Он разрешил данный вопрос. Иногда люди говорят, что они вообще не могут поститься, поэтому даже не пробуют этого делать. Но хотелось бы отметить из наблюдений: бывает так, что из-за суеты и нехватки времени, такой человек может целый день не кушать и только к вечеру спохватиться, что он ведь не имел во рту сегодня ни крошки. И ничего, после всего этого чувствует себя нормально.
Но как только ему надо попоститься, тогда сразу же с утра у него начинает кружиться голова… Это не что иное, как действие лукавого, который не хочет, чтобы человек молился усиленной молитвой. С другой стороны, есть болезни, при наличии которых в самом деле нельзя поститься полным постом. Поэтому для таких людей хорошо поститься частичным постом, как это делал Даниил и другие Божьи люди.
То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.
Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.
Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».
Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.
Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).
Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!»
Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).
Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.
А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.
Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.
Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).
Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.
Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.
Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.
Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.
Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.
А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!
В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.
Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.
Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!
Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.
Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.
Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).
Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Больше всего проблем у болящих с молитвенным правилом. Часто их не заставить молиться, они постоянно отговариваются занятостью, семейными обстоятельствами, детьми. А если берутся, то обязательно нагружают себя так, что очень скоро срываются и охладевают к молитве. При этом в памяти у них остаётся, как они были “молитвенниками”, как вставали ночью, сколько клали поклонов.
— Как было хорошо, и всё потеряли. — с упоением рассказывают они.
Так враг играет с нами, и поэтому важно, чтобы каждому болящему духовник дал правило по силам, а потом проследил, чтобы выполнялось оно, как должно. Не надо посторонним рассказывать о своих молитвенных подвигах и успехах. Об этом беседуют только с духовником или старцем. Настоящего молитвенника можно узнать по плодам молитвы, а не по разговорам о ней. После того, как укрепимся в молитвенном правиле, с разрешения духовника можно некоторое время уделять ночной молитве. Но всё это обговаривается только с ним, духовным руководителем.
Старайтесь больше читать о молитве, делайте выписочки для себя из того, что ближе вашему сердцу. Собирайте духовный бисер в вашу копилку: он принесёт свой плод в нужное время.
Страшно самочиние, а в молитве оно особенно пагубно. В храме чтение молитв должно быть постоянным, пока священнослужители готовятся к литургии. Можно читать правило ко причащению, каноны. После службы обязательно надо читать благодарственные молитвы по причащении. Так болящие, многие из которых делают первые шаги в Церкви, привыкают к звучанию молитв, запоминают слова, учатся правильно ставить ударения. Чтение молитв с ошибками, с неправильным ударением в словах недопустимо. Поэтому на первых порах нужно уделять этому вопросу особое внимание. Далее — чтение на славянском языке, выяснение значения слов по словарю. Желательно дома иметь магнитофон и записи духовных песнопений, поучений, служб.
Приходящие только-только ко Господу обычно считают устную молитву чем-то второстепенным и сразу стремятся к молитве Иисусовой, забывая, что “каждому овощу своё время”. Начинающие прихожане порой берутся за то, что является уделом монахов или людей опытных в духовной жизни. Надо сдерживать свою горячность, стараться осваивать всё постепенно, но основательно.
Молитва должна стать нашей насущной потребностью, постоянным деланием. Как только мы ощутим, что Господь слышит нас, что молитва наша не остаётся втуне, — она станет радостью для нас и утешением.
Для больных особенно важны благодарственные и покаянные молитвы. Конечно, благодарность к Богу, даровавшему нам время на покаяние и исправление, должна быть основным ощущением души. Почитайте покаянные воздыхания преподобного Паисия Величковского или стихи Георгия, затворника Задонского.
О Боже! Временных, иль вечных благ ищу,
Всё будь, как хочешь Ты, не так, как я хочу,
Премудрый в мире сем желает одного;
Безумный всех вещей: что ж сыщет. ничего!
Не должны мы забывать, что молитва — наше оружие. Но оно только тогда опасно для бесов, когда мы умеем им пользоваться. Поэтому обратим особое внимание на сосредоточенность, нерассеянность нашей молитвы. Не спешите, не торопитесь! Пусть кратко, но со вниманием будет наше воздыхание к Богу.
Наконец, хочу предупредить, что для успехов в молитве нужны определённые условия. Главные из них: послушание, смирение и терпение. А также беспопечительность.
Общеизвестна и важность поста, но с удивлением приходится отметить, что никогда так плохо не соблюдали пост, как сейчас. Правила поста превращены в некий эталон, недосягаемую вершину, которую следует иметь перед глазами, но восходить на которую совсем не обязательно. Между тем, без соблюдения поста нам не спастись.
Теперь на вопрос: “Соблюдаете ли пост?”— часто получаешь стандартный ответ:
— Ноги, совсем ходить не могу.
— Так чем же пост-то вам помешал?
Пост — это не только воздержание в пище, не только ограничение в количестве питания. Пост — ритм жизни нашей души, её дыхание. Как только мы нарушаем пост, наша душа грубеет и оказывается не способной ни молиться, ни сопереживать чужому горю. Чувствования становятся мирскими, земными, а не духовными. Мы плачем и рыдаем, да не о том, о чём следовало бы. Не о грехах своих плачем, а от жалости к себе.
Забываем мы, что тысячу лет крещена Русь, что предки наши свято чтили посты и нарушение их считалось серьезнейшим прегрешением. Человек, не соблюдающий пост, воспринимался как еретик, отщепенец, враг Церкви. Да так оно и есть! Годовой ритм постов и постных дней в неделе передан нам генетически, нарушение его ведет к нарушению жизнедеятельности всего организма. Не говоря уже о душе. Никакая диета не поможет, голодания и обливания не спасут, если мы не вернёмся на круги своя, не будем строго соблюдать святые посты Православной Церкви.
Трудности соблюдения поста надуманны. Были бы желание да решимость. Одна больная с удивлением рассказала мне, что её “щитовидка” стала нормальной после нескольких месяцев строгого соблюдения поста. Но что же здесь удивительного? Ведь многие болезни мы получаем именно “в награду” за несоблюдение поста.
Не буду говорить, чем современный человек питается. Об этом пишут медики, я же хотел бы обратить внимание болящих на то, чего им нельзя употреблять. Особенно, если они больны духовно и в них живёт бес.
Придётся отказаться от мяса, оно усиливает беса.
То же самое касается конфет, шоколада и кофе.
Запрещается употребление вина крепостью более 16°, желательно вообще от него отказаться. Для тех, кто страдает пристрастием к вину, вопрос об употреблении его отпадает. Ответ однозначный — нельзя!
Торты, мороженое, жвачка, пепси, кока-кола и прочие газированные напитки также под запретом.
Придётся обойтись и без острых соусов иностранного производства.
Советую меньше употреблять белого хлеба, картофеля, печенья. Особенно тем, у кого опухоль груди, киста, полипы. Нежелательно употребление взрослыми молока, особенно коровьего. Лучше простокваша, кефир, сыр.
И конечно, не забывать о главном — о посте духовном. Приходится об этом напоминать, потому что если над ограничениями в питании больные худо-бедно всё-таки работают, то духовные требования чаще всего выпадают из поля их зрения.
Что же включает в себя духовный пост, из чего он состоит?
Первое — это сдерживание своего языка. Человек, достигший совершенства, по мысли преподобного Силуана Афонского, говорит только то, что велит ему Бог. Нам же важно хотя бы избегать осуждения, пустословия, обсуждения мирских событий. Во время поста нельзя ходить в гости, праздновать дни рождения с неверующими, не соблюдающими пост. То же касается похорон и поминок.
Второе — бережение глаз, зрения. Для этого во время поста надо меньше ходить по улицам, базарам, общественным местам, воздерживаться от разглядывания кого- и чего-либо.
Третье. Ум наш должен больше заниматься богомыслиём, особенно размышлениями о временности земной жизни и адских муках, о страданиях за нас Христа.
Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом
Беседы на Евангелие от Матфея.
Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом
Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.
Дневник. Том I. 1856.
Отчего и постом? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12)), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два – два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15). Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост!
Дневник. Том III. 1859-1860.
Сей же род изгоняется только молитвою и постом
Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни.
Толкование на Евангелие от Матфея.
сей же род изгоняется только молитвою и постом
сей же род не исходит, токмо молитвою и постом
Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять.
Толкование Евангелия от Матфея.
сей же род изгоняется только молитвою и постом
(Мк. 9:29). Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк. 9:29. “Сей род” — относится, конечно, к демонам.
«Изгоняется только молитвой и постом,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов.
Толковая Библия.
Видео (кликните для воспроизведения). |
сей же род изгоняется только молитвою и постом
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.