Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Достойно — справедливо. Воистинну — истинно, совершенно. Блажити Тя — ублажать, прославлять Тебя. Блаженную — счастливую. Пренепорочную — в высшей степени непорочную, пресвятую. Херувимы и Серафимы — высшие и самые близкие к Богу Ангелы. Пресвятая Дева Мария, как родившая во плоти Бога, несравненно их выше. Истление — порча, разрушение. Без истления — без нарушения (девства). Бог Слова — Сын Божий, Иисус Христос. Он называется Словом, потому что Он, когда жил во плоти на земле, открыл, то есть показал нам, невидимого Бога Отца так, как наше слово открывает или показывает мысль, находящуюся в нашей душе. Сущую — истинную.
В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших Ангелов: Серафимов и Херувимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех — не только людей, но и святых Ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, став от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.
Перевод: Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна почитания больше Херувимов и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без болезней родила Бога Слова (Сына Божия), и как истинную Богородицу мы Тебя прославляем.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и вполне непорочную и Мать Бога нашего. Ты достойна почитания больше херувимов и по славе Своей несравненно выше серафимов, Ты без болезней родила Бога Слова (Сына Божия), и как истинную Богородицу мы Тебя прославляем.
Достойно есть – достойно, справедливо; яко воистину – истинно, по всей правде; блажити Тя – ублажать, прославлять Тебя; присноблаженную – всегда имеющую высшую радость (счастливую), достойную постоянного прославления; пренепорочную – вполне непорочную, чистую, святую; херувимы и серафимы – самые высшие и близкие к Богу ангелы; без истления – безгрешно и без болезней; Бога Слова – Иисуса Христа, Сына Божия, (так Он назван во святом Евангелии); сущую – настоящую, истинную.
В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и вполне непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших ангелов: херувимов и серафимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех – не только людей, но и святых ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, ставши от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.
ВОПРОСЫ: Кого мы восхваляем в этой молитве? Как прославляем Ее? Что значат слова: присноблаженную, пренепорочную, Матерь Бога нашего? Что значат слова: честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим? Без истления Бога Слова рождшую? Сущую Богородицу?
О тце́в все Афо́нское мно́жество, / собери́теся, ве́рно пра́зднующе, / днесь ра́дующеся и све́тло восклица́юще вси в весе́лии, / Бо́жия бо Ма́ти ны́не от А́нгела пресла́вно воспева́ется. // Те́мже, я́ко Бого́родицу, при́сно Сию́ сла́вим.
П ритеце́м, ве́рнии, со дерзнове́нием/ к Ми́лующей Цари́це Богоро́дице/ и умиле́нно воззове́м к Ней:/ низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя:/ град сей изба́ви от вся́каго обстоя́ния,/ мир да́руй ми́рови // и спасе́ние душа́м на́шим.
П ритеце́м, ве́рнии, со дерзнове́нием/ к ми́лующей Цари́це Богоро́дице/ и уми́льно воззове́м к Ней:/ низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя:/ Це́рковь на́шу сохрани́,/ лю́ди во благоде́нствии соблюди́,/ зе́млю на́шу изба́ви от вся́каго обстоя́ния,/ мир да́руй ми́рови // и спасе́ние душа́м на́шим.
П ра́зднует днесь весь Афо́н,/ я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно/ Тебе́, Чи́стей Богома́тери,// Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи.
А рха́нгельский глас вопие́м Ти, Всецари́це:/ досто́йно есть, я́ко вои́стинну,/ блажи́ти Тя, Богоро́дицу,/ Присноблаже́нную и Пренепоро́чную, // и Ма́терь Бо́га на́шего.
Д осто́йно есть/ велича́ти Тя,/ Богоро́дице,/ Честне́йшую Херуви́м/ и Сла́внейшую // без сравне́ния Серафи́м.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
В X веке к одному афонскому послушнику в отсутствие старца пришел таинственный гость, монах, назвавшийся Гавриилом. Когда во время службы пришло время величать Богородицу, и послушник начал петь «Честнейшую Херувим. », то гость сказал: «А у нас не так величают Божию Матерь», — и произнес слова молитвы «Достойно есть. », а потом уже «Честнейшую Херувим. ». Послушник попросил гостя записать молитву, но бумаги и чернил в келье не было, и тогда Гавриил начертал молитву пальцем на камне, который стал на время мягким, как воск. Затем гость внезапно исчез.
Когда вернулся старец, то послушник рассказал ему о ночном посещении и показал молитву, написанную на камне. Старец понял, что явившийся гость — архангел Гавриил. Камень с письменами передали в Константинополь, и с тех пор молитва «Достойно есть. » стала частью православного богослужения.
В келье находилась икона, которая с тех пор получила название «Достойно есть» в честь нового песнопения, а впоследствии прославилась чудесами. Однако перед самой той иконой
«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» — [греч. ῎Αξιόν ἐστιν; слав. ], одно из наиболее известных правосл. песнопений во имя Пресв. Богородицы. Текст «Д. е.» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей, приписываемых разным гимнографам: припева величания … Православная энциклопедия
ДОСТОЙНО ЕСТЬ — чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Карейском монастыре, который был основан Константином Великим в 335, она стоит там в соборном храме в алтаре на горнем месте. Прославилась эта икона следующим образом. Один старец жил… … Русская история
Достойно есть — 1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, которое исполняется на литургии свт. Иоанна Златоуста в ее заключительной части, после освящения Святых Даров; одна из самых распространенных Богородичных молитв. 2. Наименование… … Православие. Словарь-справочник
«Достойно есть» — или Милующая икона Божией Матери, находится на Афоне. Названа икона так потому, что, по преданию, архангел Гавриил, явившийся в келье, воспел пред нею хвалу Богородице словами Достойно есть и т. д. Произошло это в X в., с тех пор молитва… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Достойно есть — Молитва Пресвятой Богородице … Краткий церковнославянский словарь
ДОСТОЙНО ЕСТЬ — Церковь Божией Матери Милующей (Большой пр. В.О, 100) … Словарь Петербуржца
ДОСТОЙНО ЕСТЬ (икона) — «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» («Милостивая» или «Милующая»), чудотворная икона Божией Матери, святыня монастыря Протатон на Афоне (см. АФОН). Согласно афонскому сказанию, название иконы связано с новым стихом песнопения, воспетым архангелом Гавриилом… … Энциклопедический словарь
«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (Милующая), (празд. 11 июня), чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил. Икона Божией Матери Достойно есть . Ок. Х в. (?) (храм Успения Богородицы в Протате) Икона Божией Матери Достойно есть . Ок. Х … Православная энциклопедия
Икона Божией Матери «Достойно есть» — Дата появления: X век Место нахождения: Успенский собор в Карее, Афон Дата празднования 11 июня по юлианскому календарю «Достойно есть» (греч … Википедия
Вязь молитвы «Достойно есть яко» — Вязь молитвы «Достойно есть яко» замысловатая вязь, приближающаяся к тайнописи … Википедия
Досто́йно и и́стинно для ка́ждого ве́рующего прославля́ть и восхваля́ть Тебя́, Пресвяту́ю Богоро́дицу, Ты ве́чно счастли́вая и Пресвяте́йшая, роди́вшая на́шего Бо́га.
И мы сла́вим моли́твой Тебя́, настоя́щую Святу́ю Богоро́дицу, Пра́веднейшую и честне́йшую Херуви́мов и са́мую славне́йшую Серафи́мов, кото́рой суждено́ без наруше́ния де́вства роди́ть Сы́на Бо́жьего.
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу,
Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего.
Честне́йшую Херуви́м и славне́йшую без сравне́ния Серафи́м,
Без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
По произнесении этой анафоры хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову. Евхаристический канон читается в алтаре священником, в некоторых храмах верующие слышат только возгласы, которые помечены особо.
Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!
Хор: Милость мира, жертву хваления.
Священник: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами.
Хор: И со духом твоим.
Священник: Горе имеим сердца.
Хор: Имамы ко Господу.
Священник: Благодарим Господа.
Хор: Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
Священник (тихо): Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!
Хор: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.
Священник (тихо): С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек (возглас): Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов!
Священник (тихо) Подобне и чашу по вечери, глаголя (возглас): Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов!
Священник: (тихо) Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!
Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
Священник (тихо): Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия.
Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.
Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Благослови, владыко, святый хлеб.
Священник: и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего.
Диакон: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу.
Священник: А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего.
Диакон: Аминь. Благослови, владыко, обоя.
Священник: Преложив Духом Твоим Святым.
Диакон: Аминь, аминь, аминь.
Священник: Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Еще приносим Ти словесную сию Службу о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:) изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!
Хор: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Священник (тихо): О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных Апостолех, о святем имярек, егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже.
И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя (перечисляет по именам поминаемых). И упокой их, идеже присещает свет лица Твоего.
Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и всякий священнический чин.
Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о святей, соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих, о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте.
Священник (возглашает): В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина нашего (Высоко)преосвященнейшего (имя и титул правящего епископа, архиепископа или митрополита), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины!
Хор: И всех и вся.
Священник: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них.
Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их.
Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя низпосли (перечисляет по именам поминаемых)..
И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!
Священник (лицом к народу): И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!
А уже после этого пропел — «Честнейшую Херувим…». Инок попросил записать незнакомца эту песнь, однако под рукой не оказалось никакой бумаги и письменных принадлежностей. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался архангелом Гавриилом и исчез. (По этой причине молитву Достойно есть называют также «архангельской песнью»).
Константинопольский патриарх Николай II Хризоверг в конце X века установил прибавить к «Честнейшую Херувим…» ангельскую песнь «Достойно есть…». С тех пор используется архангельская песнь «Достойно есть…», а икона, именовавшаяся «Милующая», пред которою она была воспета архангелом, перенесена в Карейский собор. Плита с начертанною архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных.
Празднование иконе совершается 24 июня (11 июня по старому стилю).
Многоголосные обработки (гармонизации) одноголосных распевов (разной традиции, старейшие принадлежат XVI в.) в XIX—XX вв. осуществляли церковные композиторы А. Ф. Львов, А. Д. Кастальский, Н. Н. Черепнин, П. Г. Чесноков и многие другие.
Популярность приобрели авторские сочинения на текст молитвы, которые создали Д. С. Бортнянский, П. И. Чайковский, А. А. Архангельский.
- ↑ ΙΕΡΑ ΣΥΝΟΨΙΣ ΚΑΙ ΤΑ ΑΓΙΑ ΠΑΘΗ. Athens: Papadimitriou Publishing Co., 2005, πλ. 14, 25.
- ↑ Достойно есть // Православная энциклопедия. Т.16. М., с.100.
- ↑Портал analogion.gr.
- Старикова И. В. Достойно есть // Православная энциклопедия. Т.16. М., 2010, с. 100—103 (см. там дальнейшую библиографию).
- Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб. : Вера, 1997. — С. 349-350.
и праздники
Wikimedia Foundation . 2010 .
«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» — [греч. ῎Αξιόν ἐστιν; слав. ], одно из наиболее известных правосл. песнопений во имя Пресв. Богородицы. Текст «Д. е.» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей, приписываемых разным гимнографам: припева величания … Православная энциклопедия
ДОСТОЙНО ЕСТЬ — чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Карейском монастыре, который был основан Константином Великим в 335, она стоит там в соборном храме в алтаре на горнем месте. Прославилась эта икона следующим образом. Один старец жил… … Русская история
Достойно есть — 1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, которое исполняется на литургии свт. Иоанна Златоуста в ее заключительной части, после освящения Святых Даров; одна из самых распространенных Богородичных молитв. 2. Наименование… … Православие. Словарь-справочник
«Достойно есть» — или Милующая икона Божией Матери, находится на Афоне. Названа икона так потому, что, по преданию, архангел Гавриил, явившийся в келье, воспел пред нею хвалу Богородице словами Достойно есть и т. д. Произошло это в X в., с тех пор молитва… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Достойно есть — Молитва Пресвятой Богородице … Краткий церковнославянский словарь
ДОСТОЙНО ЕСТЬ — Церковь Божией Матери Милующей (Большой пр. В.О, 100) … Словарь Петербуржца
ДОСТОЙНО ЕСТЬ (икона) — «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» («Милостивая» или «Милующая»), чудотворная икона Божией Матери, святыня монастыря Протатон на Афоне (см. АФОН). Согласно афонскому сказанию, название иконы связано с новым стихом песнопения, воспетым архангелом Гавриилом… … Энциклопедический словарь
«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (Милующая), (празд. 11 июня), чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил. Икона Божией Матери Достойно есть . Ок. Х в. (?) (храм Успения Богородицы в Протате) Икона Божией Матери Достойно есть . Ок. Х … Православная энциклопедия
Икона Божией Матери «Достойно есть» — Дата появления: X век Место нахождения: Успенский собор в Карее, Афон Дата празднования 11 июня по юлианскому календарю «Достойно есть» (греч … Википедия
Вязь молитвы «Достойно есть яко» — Вязь молитвы «Достойно есть яко» замысловатая вязь, приближающаяся к тайнописи … Википедия
Один из самых известных образов Богородицы, ходатайствующей за нас перед Своим Сыном и нашим Господом Иисусом Христом – это икона Божией матери “Достойно есть” (празднование 24 июня). Этот образ Богородицы еще называют Милующая. Ведь именно великая милость Девы Марии позволяет Пресвятой Владычице просить за нас, недостойных и грешных людей, Бога.
История иконы “Достойно есть ” относится к X веку. Она появилась на Афонской горе. Образ был написан в скиту апостола Андрея Первозванного. По иконографии образ Богородицы Милующая представляет собою поясное изображение Пречистой Девы, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке.
Списки с чудотворной иконы “Достойно есть” хранились в Санкт-Петербурге, в Галерной гавани. Ведь именно там находится выстроенный в честь Милующей Богоматери знаменитый псевдовизантийский храм. 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита (“Белозерки”), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.
Перед иконой “Достойно есть” можно молиться о помощи в любых праведных делах. Часто люди, совершившие страшные грехи, обращаются с покаянием к Господу именно перед образом Милующая, уповая на милость Богородицы и Спасителя нашего.
Не существует образов, которые отдельно “ответственны” за те или иные прошения”, но считается, что перед иконой “Достойно есть” часто молятся и о помощи в семейных делах. Ведь и мы должны проявлять милость к нашим близким людям даже, если нам кажется, что они поступили с нами несправедливо.
Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
- Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.
- Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.
Читайте также:
Вязь молитвы «Достойно есть яко» — замысловатая вязь, приближающаяся к тайнописи. [Р. Пересветов преподносит эту вязь как «так писали иной раз царские титулы», что является неверным.] Текст молитвы и ее дешифровка представлены на рисунках.В итоге получается молитва… … Википедия
Достойно есть — Икона Божией Матери «Достойно есть» Дата появления: X век … Википедия
Вязь — У этого термина существуют и другие значения, см. Вязь (значения). Вязь молитвы «Достойно есть яко» на основе ск … Википедия
Древнерусские тайнописи — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия
Среди многих сотен образов Богородицы совершенно особое почитание заслужили те, что произошли с Афонской горы. С иконой «Достойно есть» связана невероятная история, которую бережно сохранило церковное предание. Неразрывная связь с известной молитвой придает глубокое значение и образу, и самим словам хвалебной песни.
История дошла к нам из глубины веков: жил в афонской пещере монах, однажды ушел он на службу, а молодого послушника оставил в келье. Время было вечернее, вдруг в дверь постучали. Юноша не удивился — гора Афон населена монахами, бывают здесь и паломники, иногда они просятся на ночлег друг к другу. Гости вместе стали молиться. Когда монахи начали величать Богородицу, гость предложил к традиционным стихам добавить слова:
Все это произошло перед иконой Божией Матери, которая стала излучать чудесный свет. Молодой инок попросил записать прекрасные слова. Когда не оказалось бумаги, гость начертал их прямо на камне. Он попросил научить этой молитве всех христиан. Сотворив это чудо, гость исчез. Все православные сегодня наизусть знают хвалебную молитву, которая затем стала частью богослужения.
Прозорливый старец потом сказал, что в келью к нему наведался сам архангел Гавриил. Икону с тех пор стали именовать первыми словами ангельской песни. Образ был перенесен в монастырский Успенский храм (Карея), где пребывает до настоящего момента. По вере многие получают перед ним исцеление от духовных и телесных болезней.
Прошло уже почти тысячелетие с того чудесного визита, а икона «Достойно есть» («Милующая») все еще находится на Афонской горе. Только несколько раз монахи вывозили ее в Грецию, чтобы дать верующим возможность поклониться святыне — посетила Царица Небесная Афины, Салоники, Кипр. Обычно же стоит она в алтаре соборного храма. Дважды в год монахи устраивают крестный ход вокруг острова, и те иноки, которые на него не приходят, бывают наказаны свыше (то пожар случался, то грабеж).
Списки иконы были отправлен и в Россию. Один находился в Санкт-Петербурге, там действовал храм Милующей Иконы, который в настоящее время находится на реставрации. Другой список подарен подворью Троице-Сергиевой Лавры. Сделали его иноки Никольского скита. Прославилась чудесами копия, находившаяся в Вятской губернии. Имеется образ в иерусалимской духовной миссии. Москвичи могут поклониться иконе в Даниловом монастыре (она находится в соборе), в Ильинском храме (Обыденский переулок).Человек во время жизненного пути не одинок — по крайней мере, верующий. Рядом с ним всегда пребывает Ангел-хранитель, Божия Мать и Сам Господь. Обращаться за помощью надо при помощи молитвы, традиционно православные делают это возле святых икон. В чем помогает икона «Достойно есть»:
- успешно завершить начатое предприятие (можно заказать молебен);
- обрести здоровье;
- наладить отношения в семье;
- получить прощение грехов — даже очень тяжких, называемых смертными.
Прибегать к Божией Матери можно даже в самых безнадежных ситуациях, потому что она известна своим терпением, усердием в молитве, всепрощающим отношением к грешникам.
Размышляя о значении иконы «Достойно есть», надо сначала внимательно вдуматься в слова похвалы. Всего два коротких стиха, но в них заключена целая богословская программа.
- Достойно славить Тебя, непорочную и блаженную Божию Мать.
- Слава твоя больше, чем Серафимов, ты достойная высшего почитания, чем Херувимы.
- Ты родила Бога-Слово, не нарушив чистоту.
- Мы величаем Тебя как Богородицу.
По мнению искусствоведов, оригинальная икона, перед которой впервые была произнесена новая молитва, являлась обычным поясным изображением Богородицы. Младенец сидел на правой руке, прильнув к Матери. После произошедших событий в образ были внесены соответствующие коррективы. На полотне появились фигуры ангелов — на уровне голов слева и справа. Они простирают руки к Христу и св. Марии.
Ангелы указывают на то, что молитва была прислана прямо с небес на грешную землю, как милость. Ведь повторяя такую короткую и приятную для слуха молитву, можно спасти свою душу, да и многих вокруг. Как говорил один старец, если спастись самому, вокруг спасутся тысячи. Недаром второе название иконы «Достойно есть» — «Милующая».
Головы Богородицы и Младенца украшены коронами. Взгляды обоих направлены на свиток — его держит Христос в правой руке. На нем написаны слова библейского пророчества о Спасителе — Царе мира.
Икона Божией Матери «Достойно есть» становилась и сюжетом для храмовых росписей в 17 в. Там сюжет разворачивался, как правило, более пространно, поскольку авторы не были жестко ограничены размером доски. Богородица здесь изображена уже в полный рост, держащей Богомладенца на руках. Вокруг присутствует ангельский мир, святые. Над Божией Матерью в облаках предстает Бог-Отец (позже постановлением одного из соборов изображать Первое лицо Святой Троицы в виде старца было запрещено).
Вокруг Св. Марии писался также текст молитвы «Достойно есть». Изображался такой сюжет и на сосудах, которые называются панагиарами. Предназначались они для хлеба, освященного в честь Богородицы. После трапезы в монастырях его раздавали каждому монаху.
О чем молиться иконе «Достойно есть»? Мысли любого верующего должны быть направлены, в первую очередь, на спасение своей души. Помиловать, спасти от вечного огня — вот о чем надо умолять Царицу Небесную и Господа Христа. Только потом можно просить о каких-то бытовых нуждах. Никогда не следует жаловаться на других, требовать их наказать, пытаться заставить близких поступать по-своему при помощи молитвы. Это уже больше похоже на колдовство, а не на молитву, угодную Господу.
Молиться следует, прежде всего, об исправлении собственных недостатков.
- Гордыня. Начало многих других отрицательных качеств, «мать всех грехов», как говорят святые отцы. Высокомерное отношение к другим мешает увидеть достоинства, искренне любить, уважать близких.
- Лень. Современные люди настолько изнежены, что часто малейшие препятствия кажутся им непреодолимыми. Царица Небесная при жизни много работала (обычную воду в древнем Израиле приходилось носить издалека), поэтому она научит трудолюбию, терпению, пошлет сил.
- Гнев. Признак того, что человек не примирился с собой, а значит, и с Господом. Может перерасти в зависть, нетерпение, злобу к окружающим. Необходимо молиться особенно усердно, Господь усмирит будущие в душе страсти.
Сначала надо прочитать молитвы, специально написанные для почитания пресвятой иконы «Достойно есть». Не стоит забывать и о песнопении, давшем иконе название. Если нет слуха, петь необязательно. Простого чтения будет достаточно.
Молитва «Достойно есть» также может использоваться совершенно самостоятельно, читать ее можно в дороге, в моменты, когда выдается свободная минутка. На чтение по четкам необходимо брать благословение. Обычно священники лишь поощряют желание молитвенных подвигов, если оно возникает. Только надо приготовиться к тому, что демоны будут всячески препятствовать укреплению этой новой привычки. Нельзя сдаваться, надо молиться ежедневно. Тогда Господь обильными дарами благословить всю земную жизнь.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
«Достойно есть» На Афоне особо почитается икона Богоматери «Достойно есть». История ее такая.Недалеко от Кареи есть келья с небольшой церковью Успения Богородицы. В этой келье некогда жили иеромонах с послушником. Однажды в воскресенье старец отправился в храм на
Глава III. Молитва, произносимая устами, умом же не внимаемая, есть ничто. Здесь не будет неуместным вспомнить некоторые неудобовразумительные апостольские изречения о творимой духом и умом молитве и тем положить начало рассуждению.В послании к Ефесянам св. ап. Павел
Ответьте, пожалуйста, что означает со славянского фраза из молитвы Пресвятой Богородице «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу…»?
Ответьте, пожалуйста, что означает со славянского фраза из молитвы Пресвятой Богородице «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПоистине правильно прославлять Тебя, как Богородицу, всегда
48. Его молитва есть моя молитва Я испытываю глубокую печаль при виде тех людей, которые хотели бы молиться, в которых обитает тайная тоска по молитве, но которые оставляют свои усилия, потеряв надежду на успех. Эта тоска по молитве, тем не менее, сохраняется у них в течение
«Достойно есть» Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя
ГЛАВА 3 Достойно есть Вот и верь потом этим батюшкам!Я проснулся в полседьмого утра по греческому времени, заметьте, своевременно переставленному на моих, как их называет Иришка, «водолазных» часах (а что?! в инструкции же заявлено, что до ста метров глубину держат!).
Благоухание от иконы «Достойно есть» Старец рассказывал: «В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом
Икона и молитва «Достойно есть» Согласно древнему преданию, 11 июня 980 года один из молодых монахов Карейского монастыря Святой Афонской горы служил всенощную в своей уединенной келье. Внезапно в дверь кто-то постучал. Монах отворил и впустил в свое жилище молодого
Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Да будет известно, что Божественные отцы наши называют это священное мысленное делание молитвы — художеством. Святой Иоанн Лествичник в слове 27-м о безмолвии, уча о таинстве этой умной молитвы,
Богородица хочет, чтобы мы чтили образ «Достойно есть» Свидетельство Ирины Бентенибту, уборщицы храма Святого Георгия на острове Порос: «Однажды вечером я чистила подсвечники. В этот момент я увидела, как в храм вошла Женщина.— Здравствуйте, — сказала мне
1. Что есть молитва Иисусова Когда молимся, надо умом стать пред Богом и о Нем Едином помышлять. Между тем в голове непрестанно толкутся разные мысли и отвлекают ум от Бога. Для того, чтобы научить ум стоять на одном, святые отцы употребляли молитовки и навыкли произносить
Икона и молитва «Достойно есть» Согласно древнему преданию, 11 июня 980 года один из молодых монахов Карейского монастыря Святой Афонской Горы служил всенощную в своей уединенной келье. Внезапно в дверь кто-то постучал. Монах отворил и впустил в свое жилище молодого
«Достойно есть» Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Согласно древнему преданию, 11
Икона Божьей Матери «Достойно есть» (Скоропослушница) Красота новой молитвы поразила монаха, и он попросил гостя записать ее. И на глазах у изумленного инока свершилось чудо – под руками пришедшего камень стал мягким, как воск, и на нем проступили святые слова. Под видом
«Достойно есть» («Милующая») В один из воскресных дней, живший неподалеку от Карей на Афоне старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь «Честнейшую
Поучение 2-е. Празднование Донской иконе Божией Матери (Происхождение церковной песни «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего!» с нравственными уроками)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Поучение 2-е. Празднование Донской иконе Божией Матери (Происхождение церковной песни «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего!» с нравственными уроками) I. В день прославления Божией Матери, честнейшей
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.