(Молитвы на разные случаи переведены с греческого)
Молитва 2-я, или исповедание Богу
Молитва 5-я, ко Святому Духу
Человеколюбивый Иисусе Христе, Бог мой, на щедроты Твои твердо надеясь, умоляю Тебя, не поставь меня ошуюю Себя с козлищами, преогорчившими Тебя, и не скажи мне: аминь глаголю тебе, не вем тя (Мф.25:12), но, по благости Своей, дай мне непрестанные слезы, дай сокрушение и смирение сердцу моему и очисти его страхом Твоим в причащении Твоих Животворящих и Пречистых Таин, да соделается оно храмом благодати Твоей. Ибо, хотя много я грешен и недостоин, однако же непрестанно ударяю в дверь Твою; хотя нерадив и ленив я и небрегу о своем спасении, однако же Твоим иду путем. Спаси меня ради милосердия Твоего, потому что благ Ты, Господи, всяческим и щедроты Твои на всех делех Твоих (Пс.144:9), и Тебе слава во веки! Аминь.
Молитва 10-я
Будь помощником моим, Владыка всех Христе, защити душевную мою немощь, чтобы избавиться мне от мерзкого и греховного сего растления, стать свободным от уз греха, да не мучительствует во мне злоба, и мною, как пленником, да не обладает по силе греха враждебный демон, но да приидет на меня Царство Божественного и покланяемого Твоего Духа, чтобы удалились от меня скверные страсти, которые теперь преобладают и царствуют во мне. Ибо Ты — Бог милосердия, и человеколюбия, и щедрот, и Тебе возсылаем славу со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва 11-я
Помилуй, Господи, тех, которые ненавидят меня и завидуют мне, а также злословят меня и клевещут на меня; и никто из них ни в сем веке, ни в будущем, да не потерпит ничего худого ради меня, нечистого, но святи их милосердием Твоим и покрой их благостью Твоею, о Всеблагий!
Молитва 12-я
Господи и Владыка жизни моей, не дай мне духа праздности, суетной пытливости, любоначалия и празднословия, но даруй мне, рабу Твоему, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Ей, Господи, Царю, дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата своего, потому что благословен Ты во веки веков! Аминь.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+EnterЭта покаянная смиренная молитва читается во время Великого поста и занимает особое место среди великопостных молитв. Простая и не длинная молитва особым образом отображает все моменты покаяния и цель – избавления от тех нелицеприятных качеств, к избавлению от которых следует стремиться.
Написана молитва Ефремом, называемым Сириным, еще в IVв, ее, как одну из главных, читают во время Великого поста. Причем ее произносит не чтец и не диакон, только священник.
Начинают чтение молитвы со вторника масленичной недели, затем: в среду и в пятницу — на Сырной седмице, на протяжении всей Четыредесятницы, все дни кроме суббот и воскресений (первые 40 дней поста, при соблюдении строгого воздержания), 3 первых дня на Страстной седмице. Предписано ее чтение в этот период и в храме, и во время домашних молитв.
Данную молитву читают во время кратких богослужений (на часах) – первом (после утренней службы), третьем и шестом (перед литургией) и девятом (вначале всенощного бдения).
Читая эту молитву, святой отец, произнося каждое из трех содержащихся в ней прошений, совершает земной поклон. За ним эти поклоны повторяют молящиеся. После этого, 12 раз произносит, сопровождая каждый раз поясным поклоном:И снова повторяет полностью молитву Ефрема Сирина, завершив ее одним земным поклоном.
Слова молитвы священник произносит вслух, громко.
Так же громко вслух, совершая поклоны, молитву следует читать дома.
Ефрем – автор этой молитвы, по преданию был рожден в Сирии (поэтому его и называют Сирин).
Будучи сыном землевладельца, он пришел к Христу не сразу, изначально молодой человек вел веселую и греховную жизнь. Но однажды случай поменял его мировоззрение.
Ефрем был несправедливо обвинен в преступлении – краже овец, и оказался в тюрьме.
Он этого деяния не совершал – овцы были съедены дикими волками. Однако, прислушиваясь к рассказам заключенных, он начал узнавать в тех преступлениях, за которые они были осуждены, собственные грехи. И понял, что получает наказание на прошлые проступки.
По другой версии легенды, к заключенному Ефрему явился загадочный посетитель и напомнил ему о другом проступке, совершенном ранее, заставив задуматься – возможно в ситуации есть высшая справедливость и юноша получает наказание за прошлый проступок? Ефрем для забавы выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. Скотину, бывшую большим подспорьем в нелегко жизни этого бедняка, растерзал дикий зверь, и пострадавшему от шалости Ефрема бедняку пришлось совсем несладко и без того в полной неурядиц жизни. В тот раз виноватый не был наказан.
Ощутив угрызения совести, парень полностью изменился. Он стал вести праведную жизнь, занялся подвижничеством, отрешившись от всех окружающих соблазнов. Он стал признанным поэтом, его толкования Священного писания и молитвы переводились на множество языков при жизни святого.
Он всю дальнейшую жизнь переживал и развивал в своих произведениях тему огромной благодарности Творцу и глубокое покаяние за все человеческие грехи.
Слова молитвы:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прогрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
В словах молитвы есть особый настрой, смирение и покаяние, наиболее подходящий для поддержания смиренного душевного состояния, необходимого в дни Великого поста. В каждой из коротких, но точных фраз молитвы отражено стремление приблизиться к Господу путем отрешения от грешных стремлений и направления к праведному поведению.
Просьба не давать овладеть человеком духу праздности – желание избавиться от лени, которая присуща в разной степени всем людям, и из-за которой часто теряются, не развиваются таланты, дарованные свыше. Эти пропадающие таланты и знания могли бы послужить во славу Господа и на пользу другим людям, но из-за лености и праздности они этой пользы не приносят.Уныние мешает человеку служить Богу и другим людям, реализовывать свои таланты.
Любоначалие – стремление к власти, противоречащее кротости и смирению, которые лежат в основе духовного роста человека. Желание властвовать над другими может превратиться в презрение, отсутствие уважения и сочувствия к другим людям.
Празднословие можно считать за дополнение лени, праздности. Когда ведутся лишь пустые разговоры, не направленные на совершение полезных для окружающих поступков.
Все вместе эти качества, от которых просит Господа избавить нас Ефрем Сирин, ведут к духовному падению, очерствению и, в результате, потере истинного, божественного смысла жизни, заключения человека в греховном, порочном существовании.
В противовес качествам, от которых Ефрем просит избавления, чтобы возродить истинно христианское поведение и состояние духа, он просит Господа даровать такие светлые качества, как любовь, смирение, терпение и терпимость к другим людям.
Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)
(Ещё раз читается молитва, с одним земным поклоном в конце)
Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Когда начинается Великий пост, верующие люди, пришедшие в церковь, слышат большое количество различных молитв. Но молитва Ефремов Сирина звучит намного чаще всех остальных. Необходимо читать эту молитву два раза в течение одного дня, это является обязательным условием. Но молитва звучит не каждый день, по субботам и воскресеньям ее читать не нужно.
Во время первого чтения данной молитвы человек делает земной поклон после каждого прошения. Затем ему необходимо повторить 12 раз: «Боже, очисти меня грешного», при этом нужно делать небольшие поклоны. Далее снова следует прочесть всю молитву и сделать один земной поклон.
Молитва Преподобному Ефрему Сирину необходима для покаяния. В ней указаны все грехи, что люди совершают чаще всего и все те, которые являются очень страшными, они мешают человеку каяться. О чем просят в молитве:
- очень часто люди проводят беспечно свое время или просто ленятся что-то сделать, это считается грехом, люди в этой молитве просят о прощении. Ведь каждый человек наделен Господом каким-либо уникальным талантом, который он должен использовать для блага человечества;
- молитва Ефрему Сирину направлена на то, чтобы человек избавился от гнева, стал более терпеливым и ему были прощены его грехи;
- также люди просят избавиться от злых и пустых разговоров, которые они периодически делают;
- читая молитву Ефрема Сирина в пост, люди хотят приобрести терпения, ибо грех делает людей нетерпеливыми.
Иногда люди не понимают, почему эта, на первый взгляд, простая и небольшая молитва занимает такое высокое место в богослужении в пост. Ответ достаточно прост, в молитве Преподобного Ефрема Сирина были собраны все позитивные, а также негативные элементы покаяния. Также читая данную молитву, человек определяет для себя список подвигов.
Главной целью подвигов является освобождение человека от какого-либо недуга, который мешает нормальной жизни, препятствует ему вступить на путь обращения к Богу. Наиболее распространенным недугом считается: лень, праздность, небрежность.
Эти негативные качества плохо влияют на человека, они тянут его вниз, тем самым он не только отдаляется от бога, но лень, нерадение постоянно мешают человеку, что-то изменить в своей жизни в положительную сторону. Когда читают молитву Ефрема Сирина, прихожане просят у Господа прощения за все те грехи, которые они сделали.
Еще одним сильным недугом является – уныние. Многие духовные учителя считают данную проблему главной опасностью для человеческой души. Когда человек находится в этом неблагоприятном состоянии у него пропадает возможность адекватно оценивать ситуацию и видеть что-то хорошее, все сводится к негативу.Большинство верующих людей придерживаются общего мнения, что в таком случае человеком начинает управлять дьявол, ведь он лжец, который преподносит человеку неправильную информацию о Боге и о всем мире в целом, наполняя весь его мир тьмой. Читая молитву Ефрема Сирина, люди просят, чтобы к ним никогда не пришло такое состояние, и они могли по полной ощущать все краски жизни.
Последним недугом является любоначалие – это излишняя любовь к власти. Любоначалие возникает у человека вследствие наличия двух вышеописанных недугов, которые извращают понимание человека. Он через власть желает возмездия в отношении к другим людям, стараясь подчинить их себе.
Человек должен каждый день обращать внимание на то, что он делает, как он проживает свою жизнь. Но именно в период поста необходимо сосредоточиться, определить свои грехи и сделать все возможное, чтобы исправить свои недостатки.
В период поста человек должен приложить еще больше усилий, чем обычно, чтобы преобразить свою жизнь в лучшую сторону. Но, для достижения этой цели необходимо Божие содействие именно для этого люди и читают данную молитву.
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами
Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!
Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!
Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.
Читая молитву Ефрема Сирина, люди просят избавить их от уныния, излишней любви к власти и лени, так как это считается тяжелыми грехами. Именно в период Великого поста человек должен максимально сильно обращать внимание на все деяния, что он делает.
Читать молитву необходимо только с чистым сердцем и благими намерениями. Необходимо также помнить, что ее произносят только по будним дням, в субботу и воскресенье – читают другие молитвы.
Православная церковь 10 февраля чтит память великого церковного писателя и учителя христианской жизни IV века, преподобного Ефрема Сирина
«Пророк покаяния» — так называли современники Святого Ефрема, который оставил многочисленные толкования на Священное Писание, проповеди, поучения и молитвы, которые еще при его жизни перевели на греческий язык. Впоследствии они вошли в современное богослужение.
В своих наставлениях он охватил почти весь круг нравственных предметов и преподал верное и полное понятие о нравственном совершенстве и добродетели.
Преподобный Ефрем Сирин (сириец) родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии.
Дар красноречия был предсказан Ефрему еще в детстве. Родителям будущего Святого приснился вещий сон: как будто виноградная лоза выросла из уст мальчика и наполнила все небо сладкими и неиссякаемыми гроздьями.
Однако с детства Ефрем был вспыльчивым и раздражительным, часто ссорился и совершал необдуманные, а порой и глупые поступки до тех пор, пока Господь не вразумил его.
Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу, где он во сне услышал голос, который призвал его к покаянию. Спустя время юношу оправдали и отпустили, и он удалился в горы, где стал отшельником и одним из учеников Святого Иакова, впоследствии святителя Низибийского.
Святитель Иаков высоко ценил достоинства своего ученика и употреблял их на благо Церкви, поручая ему читать проповеди и обучать детей.
Господь дал ему дар учительства — люди приходили к преподобному Ефрему, слушали его проповеди, читали его труды и учились покаянию, вере и благочестию. Говорили, что из уст его подобно сладкой реке истекала благодать, наполнявшая души его слушателей то умилением, то страхом Господним. А язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.
В конце своей жизни преподобный Ефрем отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников и пообщаться с ними. На обратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого и по его настоянию был посвящен им в сан диакона, в котором Ефрем пребывал до конца жизни.
Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.
Дожив до глубокой старости, Ефрем Сирин скончался примерно в 373 году и был погребен в своей обители, в сирийской пустыне.
Святой Ефрем оставил после себя многочисленные письменные творения: догматические сочинения, толкования Священного Писания, церковные песнопения и молитвы, которые обогатили церковное богослужение.
Литературная слава была предначертана Святому с выше. Один из агиографических памятников рассказывает о видение старца, в котором преподобный Ефрем съел свиток, поданный ангелом. А вскоре после этого, Святой начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиленье каждого, читавшего их и слушавшего.
Ефрема Сирина называли Святым, который никогда не смеялся, более того из глаз его непрестанно лились слезы. О нем говорили, что плакать для Ефрема было так же естественно, как для других дышать воздухом.
Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его произведения были переведены и на другие иностранные языки: греческий, армянский, латинский, славянский.
Среди известных трудов Святого: молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божьему, Пресвятой Богородице, песнопения, которые исполняются в церкви на дни великих Господних праздников — Рождества Христова, Крещения, Воскресения.
Его молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом — в дни покаяния и очищения души.
«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
В кратких строках молитвы преподобного Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.
При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
На Руси у Ефрема было множество прозвищ: ветродуй, запечник, прибаутник, сверчковый заступник — соответственно, традиций и примет с этим днем было связано немало.
Для того, чтобы уберечь дом от нечистой силы и злых людей, пол в этот день в избе нужно было подмести веником из полыни. В этот день также категорически запрещалось убивать насекомых, которые жили в доме.
Главным событием этого дня были именины домового — доброго духа, хранителя дома и всего, что в нем находится. Люди, чтобы его задобрить, оставляли кашу на ночь на кухне.
В народе считали, что домовой не любит ссор, сварливых и неаккуратных людей и он их наказывает, пугая по ночам и создавая в доме беспорядок — гасит в печи огонь, опрокидывает лавки, разбрасывает посуду, прячет вещи.
А добрые и старательные люди всегда могли рассчитывать на его помощь.
В старину в каждой крестьянской семье держали кошку не только для охоты на мышей. Поговаривали, что кошка — это хозяйка дома, и она может поладить с домовым.
Видео (кликните для воспроизведения). |
На Ефрема весь вечер на посиделках посвящали рассказам о домовом, его повадках и проделках. Рассказывали байки, пели частушки и прибаутки.
По приметам этого дня судили и о предстоящем лете — ветер на Ефрема предвещал дожди и сырость.
Преподобному Ефрему Сирину молятся, если человека одолевают злоба или гнев. Женщины просят святого вразумить сердитых мужей, склонных распускать руки, а также молятся о мире в семье, доме и государстве.
О угодниче Христов, отче наш Ефреме! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, кротость и незлобие, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние. Да не во зло обратим дары Всеблагого Бога. Не забуди, чудотворче святый, и святый храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякого зла. Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Человеколюбивый Иисусе Христе, Бог мой, на щедроты Твои твердо надеясь, умоляю Тебя, не поставь меня ошуюю Себя с козлищами, преогорчившими Тебя, и не скажи мне: «аминь глаголю» тебе, «не вем» тя ( Мф.25:12 ), но, по благости Своей, дай мне непрестанные слезы, дай сокрушение и смирение сердцу моему и очисти его страхом Твоим в причащении Твоих Животворящих и Пречистых Таин, да соделается оно храмом благодати Твоей. Ибо, хотя много я грешен и недостоин, однако же непрестанно ударяю в дверь Твою; хотя нерадив и ленив я и небрегу о своем спасении, однако же Твоим иду путем. Спаси меня ради милосердия Твоего, потому что благ Ты, Господи, «всяческим и щедроты» Твои «на всех делех» Твоих ( Пс.144:9 ), и Тебе слава во веки! Аминь.
Будь помощником моим, Владыка всех Христе, защити душевную мою немощь, чтобы избавиться мне от мерзкого и греховного сего растления, стать свободным от уз греха, да не мучительствует во мне злоба, и мною, как пленником, да не обладает по силе греха враждебный демон, но да приидет на меня Царство Божественного и покланяемого Твоего Духа, чтобы удалились от меня скверные страсти, которые теперь преобладают и царствуют во мне. Ибо Ты – Бог милосердия, и человеколюбия, и щедрот, и Тебе возсылаем славу со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Помилуй, Господи, тех, которые ненавидят меня и завидуют мне, а также злословят меня и клевещут на меня; и никто из них ни в сем веке, ни в будущем, да не потерпит ничего худого ради меня, нечистого, но святи их милосердием Твоим и покрой их благостью Твоею, о Всеблагий!
Господи и Владыка жизни моей, не дай мне духа праздности, суетной пытливости, любоначалия и празднословия, но даруй мне, рабу Твоему, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Ей, Господи, Царю, дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата своего, потому что благословен Ты во веки веков! Аминь.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 18 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Немалое количество почитаемых святых есть в православии. Каждый из них имеет определенную сферу своего воздействия. Ко всем ним мы обращаемся за помощью с молитвами. Если у нас чистые помыслы и искренняя молитва, то она не останется без внимания. Не исключением есть и Ефрем Сирин, которого считают учителем покаяния. Чаще всего с его именем ассоциируется молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Многие отмечают, что она имеет некое чудотворное действие и обладает чудесными способностями.
Точной даты его рождения не известно, но приблизительно ее относят к началу 4 века. Родители его были бедными земледельцами. Отец и мать старались воспитать сына в благочестии, но так как с самого детства он был раздражительным и вспыльчивым, то часто поддавал сомнению промысел Божий. Это продолжалось до тех пор, пока не получил весточку от Господа. Это направило его на путь истинный и заставило покаяться.
Однажды он был обвинен в краже овец. Его заключили в темницу и там он услышал голос Господа. После такого явления он покаялся и решил исправиться. Это послужило тому, что его оправдали и освободили.
После этого случая юноша решил уйти отшельником в окрестные горы. Он стал учеником святого Иакова. Учитель рассмотрел достоинства своего ученика и стал давать ему ответственные поручения: обучать детей в училище, читать проповеди, а также взял его с собой на первый Вселенский Никейский Собор. До кончины святителя Иакова, преподобный Ефрем был у него на послушании.
У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!
После того как персы взяли Низибию он покинул пустыню и переселился в монастырь около города Едессы. Господь даровал ему дар учительства. К нему выстраивалось большое количество людей, желающих послушать его проповеди. Немало он провел времени в толковании Священного Писания. Также им было написано большое количество песнопений и молитв. Самые известные из них:
- молитва к Пресвятой Троице,
- молитва к Сыну Божьему,
- молитва Пресвятой Богородице,
- -Молитва Ефрема Сирина о ненавидящих и обидящих,
- погребальное песнопение, а также прочие, которые были написаны для прочих Господних праздников.
Наиболее часто используют молитву Ефрема Сирина в Великий Пост «Господи и Владыко живота моего…». Ее основная цель – призвать людей к духовному обновлению. Его труды постоянно ценятся за их мудрость и в некоторых церквях их принято читать после Священного Писания. В наше время их принято читать во время поста. По своим преимуществам Ефим Сирин относится к молитвенникам. Именно его духовная опытность и позволила ему стать помощником пастырей и наставником иноков. Творения, написанные им были на сирийском. Со временем они были переведены на различные другие языки.
Залогом обожения в нас он считал Крещение Господнее, а главный двигатель христианской жизни – покаяние. Паломники, как и церковнослужители считали его учителем покаяния. Он говорил, что прощение грехов при проведении таинства Покаяния ведет к полному их уничтожению. Кроме того, пролитые слезы во время покаяния сжигают грех, а также помогают идти «путем заповедей Господних».
Все время преподобный считал себя ниже и хуже всех. Именно поэтому он отправился в Египет до конца своей жизни, чтобы лицезреть подвиг пустынников. Там его приняли очень радо. Когда он возвращался назад, то заехал чтобы проведать святителя Василия Великого. Тот пожелал посвятить его в пресвитеры. Но так как он считал себя не достойным, то принял только звание диакона.
Как уже было сказано Ефрем Сирин написал не малое количество работ по теме духовенства. Наиболее известная и часто используемая – молитва «Господи и Владыко живота моего». Ее читаю во время Великого Поста кроме субботы и воскресенья. Ее считают неким символом этого периода и поэтому выделяют среди прочих молитв и песнопений. В ней объединены как положительные, так и негативные качества жизни человека. Автор считает, что основной грех – праздность, ведь она отравляет человеческую духовность. Все это может привести к таким последствиям как:
Начало молитвы состоит из покаяния в грехах, после которого стоит сделать поклон. Затем стоит попросить о положительных целях:
Но самым страшным грехом считают гордыню. Стоит молится об избавлении от осуждений ближнего своего и возможности осознания своих грехов. После того, как Вы произнесли очередное прошение стоит сделать поклон. Читать ее стоит в конце богослужения 2 раза. Вот текст молитвы Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами
Иной известной есть молитва обидящих Ефрема Сирина. Святой считал, что важно читать молитвы за своих врагов. Если душа верующего человека избавится от гнева, обиды и зла, то он будет готов к приготовлению души к очищению. А это впоследствии оградит его от злого влияния. Для этого рекомендуют читать текст следующей молитвы:
Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!
Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!
Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.
Ее рекомендуют читать трижды в день на протяжении всей жизни.
При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (periergia) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, многоделания, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Получается вполне логично и симметрично: многоделание или суетливость – противоположность праздности, которое является пагубным «перекосом» уже в другую сторону. Как праздность, так и излишняя активность лишают человека возможности сосредоточиться на главном, «едином на потребу».
Впрочем, есть и еще интересные моменты, связанные с этой знаменитой молитвой. Дело в том, что тот её вариант, который был в богослужебном употреблении до раскола, и который до сих пор читается у старообрядцев, тоже отличается от сегодняшнего варианта, который звучит в наших храмах, и это тоже связано с древнегреческим языком.
Вот как молитва Ефрема Сирина звучит у старообрядцев:
Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене.
Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь.
Помимо поэтического «отжени от мене» вместо «не даждь ми» на месте духа властолюбия в дониконовском варианте стоит дух сребролюбия.
Связано это, вероятно, с тем, что древнегреческие слова ἡ φιλαρχία (philarhia) – «властолюбие», «желание первенствовать» и ἡ φιλαργῠρία (philarguria) – сребролюбие – очень похожи. Старообрядцы выбрали тот греческий текст, где стояла ἡ φιλαργῠρία.
Тут опять-таки получается интересная перекличка смыслов, если сравнивать тексты молитвы Ефрема Сирина у старообрядцев и у нас. Известно, что многие известные русские предприниматели были выходцами из старообрядческой среды. Зажиточных староверов было вообще очень много, Рябушинскими и Морозовыми их список никак не ограничивается.
Дело в том, что старообрядцы были вынуждены придавать большое значение сколачиванию капиталов и предпринимательству, поскольку деньги давали им возможность хоть как-то защищаться от преследований властей, давали независимость и поддержку. Для них, кстати, характерно сочетание истовой набожности и деловой хватки, подобное тому, которое социолог М. Вебер отметил у первых протестантов. Согласно Веберу, современный капитализм во многом вырос из духа протестантской этики. Парадоксальным образом, в этом сочетании глубокой религиозности и деловитости сошлись такие упрямые традиционалисты, как наши старообрядцы, и – ранние протестанты, которые, напротив, руководствовались духом обновления и модернизма в делах веры. Если душа протестантизма – это антитрадиционализм, то старообрядцы сделали своим фундаментом безусловную верность не только духу, но и букве «старины».
Так или иначе, старообрядцы были гораздо более деловиты и предприимчивы, чем христиане официальной Церкви. И в молитве Ефрема Сирина они молят «отженить» от них угрожающий им дух сребролюбия, как более очевидный для них соблазн. Действительно, упрекнуть их во властолюбии вряд ли кому-то придет в голову.
В то же время официальную Церковь или, как они говорили – «никониан», старообрядцы (и не только они) упрекали и упрекают во властолюбии, в стремлении слиться с властью, в излишнем огосударствлении. Обоснованны эти обвинения или нет – отдельный вопрос. Но, если рассматривать эти два варианта русскоязычного текста молитвы Ефрема Сирина в контексте раскола 17 века, получается любопытная картина: каждый молит Бога избавить его от такого греха, который больше угрожает или может угрожать именно ему, в силу сложившейся исторической ситуации.
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»
«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.
духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.
ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.»
Читается на богослужениях Великого поста.
При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.
Сохранить молитву в социальных сетях:
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Во время Великого Поста ежедневно кроме субботы и воскресенья читается молитва Ефрема Сирина. Она считается великопостным символом и очень выделяется среди других песнопений и гимнов.
Эта небольшая по объему молитва была написана в 4 веке христианским святым Ефремом. Уникальна она тем, что смогла объединить все положительные и отрицательные качества в жизни человека. В ней говориться о том, что основной грех — праздность, так как она отравляет духовность человека. Именно он влечет за собой некие последствия:
- любовь к власти — если не направить все свои мысли к Господу и не ставить вечные цели перед собой, можно превратиться в самовлюбленного человека. Это приведет к использованию других личностей для достижения собственных желаний;
- уныние — опасность заключается в том, что такое состояние отрицает оптимистическое отношение к жизни,что приводит к самоубийству духовности и даже физического тела;
- празднословие — умение говорить является великим Божьим даром, но часто люди могут сквернословить и употреблять эту благодать для лжи и клеветы..
Молитва начинается из покаяния этих грехам, после чего обязательно нужно совершить поклон. Далее в молитве идет прошение о положительных целях:
смирение — способность полюбить себя, свою жизнь и умение жить по правде и с чистыми мыслями;
терпение — умение бережно относить ко всему окружающему, быть целомудренным и снисходительным;
целомудрие — призвано помочь человеку определять наиболее ценные вещи в жизни, выстраивая правильную иерархию;
Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona
любовь — дар, который характеризует всю готовность к вере и служению Богу.
И в самом конце текста указывается на самый страшный грех — гордыню. Идет мольба избавиться от осуждений ближнего своего и возможность сознать свои грехи.
После каждого прошения кладется поклон. Читается молитва в конце богослужения дважды. Молитва Ефрема Сирина «Господи Владыко» имеет следующий текст:
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами
Очень важно, по мнению святого Ефима, молиться ха своих врагов и недругов. Избавление души верующего человека от гнева, зла и обиды — залог формирования чистоты душевной и возможности оградить себя от злого влияния в дальнейшем. В таком случае рекомендую к прочтению молитву «О ненавидящих и обидевших нас». Текст ее приведен ниже:
Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!
Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!
Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.
Эту молитву рекомендуют к прочтению трижды в день на протяжении всей жизни. Именно так можно обеспечить себе неподступность сил зла.
Смотрите еще видео с молитвой святого Ефрема:
Молитва преп. Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
Молитва святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата
ОТ ЕФРЕМА СИРИНА ДО АНДРЕЯ КЕСАРИЙСКОГО Представление о пришествии в «конце дней» особенного врага Церкви оформилось в раннехристианскую эпоху, главным образом благодаря Иринею Лионскому и Ипполиту Римскому, оставившим на этот счет обстоятельные описания. Церковная
О молитве св. Ефрема Сирина [. ] Каждый день Великого Поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке в Сирии [. ] подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином —
2. ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв
ОТ ЕФРЕМА СИРИНА ДО АНДРЕЯ КЕСАРИЙСКОГО Представление о пришествии в «конце дней» особенного врага Церкви оформилось в раннехристианскую эпоху, главным образом благодаря Иринею Лионскому и Ипполиту Римскому, оставившим на этот счет обстоятельные описания. Церковная
Молитва святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон).Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему (поклон).Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не
Молитва святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата
Молитва Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего! Дух праздноcти, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Земной поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Земной поклон. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и
Молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон).Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (поклон).Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати
Молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон).Дух же целомурия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу твоему (поклон).Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати
Молитва о возвращении мирных времен (преподобного Ефрема Сирина) Куда бегу от Тебя, Господи наш? В какой стране скроюсь от лица Твоего? Небо – престол Твой, земля – подножие Твое, в море путь Твой, в преисподней владычество Твое. Если близок уже конец мира, то не без щедрот
Молитва Ефрема Сирина Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество Божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные
Молитва о возвращении мирных времён преподобного Ефрема Сирина Куда бегу от Тебя, Господи наш? В какой стране скроюсь от лица Твоего? Небо – престол Твой, земля – подножие Твоё, в море путь Твой, в преисподней владычество Твоё. Если близок уже конец мира, то не без щедрот
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва св. Ефрема Сирина, читаемая Великим Постом[44] Господи и Владыка жизни моей! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне. (Поклон земной)Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. (Поклон земной)Ей, Господи, Царь,
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.