Общая исповедь — это хорошо или плохо для кающегося? В каких случаях она допускается? Нужно ли еще раз исповедоваться после нее, чтобы причаститься?
Таинство Покаяния в богослужебных книгах называется Исповедь. Церковно-славянское слово «исповедаю» значит: открыто признаю, объявляю. Следовательно, уже по определению во время этого таинства человек должен с сокрушенным сердцем конкретно называть свои грехи. Такая практика берет начало уже с апостольского века: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Ученик св. апостола Петра священномученик Климент Римский пишет: «Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения» (Первое послание к коринфянам. Гл. LI).
Исповедь должна быть обстоятельной не только для полного очищения души, но и в целях пасторского руководства. Долг священника помогать прихожанам, духовно возрастать и исправляться. Исполнить это пастырь лучше всего может во время исповеди. Среди кающихся почти всегда бывают люди, пришедшие впервые. К таким должно проявить особую чуткость и внимание. Священник должен помочь им освободиться от бремени грехов, которые они накапливали годами и десятилетиями. Многие из них исповедоваться еще не умеют. Наконец, надо указать и на канонические соображения. Большинство пришедших на исповедь желает причаститься. Только подробная исповедь дает возможность священнику определить, насколько человек готов приступить к святой Чаше. Если были смертные грехи, то от кающегося прежде причастия требуются плоды покаяния. Так нам заповедовали святые отцы.
Понимая высокую значимость таинства Покаяния, многие настоятели храмов стремятся начинать исповедь с вечера и использовать время перед началом Божественной литургии. Однако время и физические силы священников ограничены. Поэтому и приходиться проводить общую исповедь, поскольку в воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться. Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи. Если не было смертных грехов, то еще раз каяться не надо.
Каждый, кто хоть однажды приносил извинения за сознательное или нечаянное причинение вреда или боли, и получал прощение, знает — чувство облегчения, которое приходит на смену мукам совести, не сравнить ни с чем.
Это одна из форм настоящего счастья, которое раскрашивает дни солнечным светом и убирает с горизонта самые тяжелые тучи.
Но прощение, которое мы просим у Господа за свои деяния, способно на большее. Благодаря молитве о прощении грехов можно не только снять со своей души тяжкое бремя, но и увидеть путь, по которому следует идти дальше так, чтобы жизнь приносила радость и была полна умиротворения.
Молитвы об отпущении грехов можно с полным правом назвать чудотворными и целительными.
В процессе обращения к Богу мы полностью абстрагируемся от жизненной суеты, и все, чего хотим — великодушия нашего Отца, и его прощения за наши поступки, мысли и намерения, которые вызваны слабостью духа и неумением противостоять жизненным соблазнам.
Перед тем как приступить к молитве, следует избавиться от всех отвлекающих мыслей и создать нужный настрой. Главное, нужно быть честным перед самим собой и искренне раскаиваться за умышленные и неумышленные деяния, которые обременяют душу грехами.
Такое обращение к Господу, совершаемое регулярно, несет в себе очищение — заканчивая ее, человек чувствует просветление сознания. Это и есть покаяние.
«Господи Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне; и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешен и немощен; не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое и Тебе слава и благодарение во веки. Аминь».
Будьте искренни в своем обращении к Богу и не забывайте: не имеет значения, совершили вы что-то плохое в действительности или только хотели это сделать, но отказались от неправильного поступка.
Особенного различия между желанием согрешить и совершенным проступком нет — любое неправедное действие начинается с неправедного намерения.
Обращаясь к Богу, мы обращаемся к тому, кто пожертвовал собой ради отпущения наших грехов и был ради этого распят на кресте.
Силу его прощения и милосердия нельзя измерить, поэтому в любое время — самое счастливое и самое тяжелое — мы возносим ему свои молитвы, так как никто больше не способен очистить нас от скверны и сделать наш взгляд чистым и незамутненным соблазнами.
- Чревоугодие
- Гордыня
- Любостяжание
Слова о прощении — это лекарство для души. И также, как лекарство, их нужно использовать лишь тогда, когда вам это нужно, и вы чувствует внутреннюю готовность быть излеченным.
Молитесь каждый раз, когда:
- вы чувствуете свою вину перед кем-то;
- испытываете раскаяние за какое-либо намерение или совершенный поступок;
- вы приняли решение не повторять ошибок и поступать в соответствии с заветами Божьими.
Но главный признак, по которому можно понять, что пришло время обратиться к Господу Богу и попросить у него прощения — чувство дискомфорта и тяжести, которые, как кажется, заставляют вас пригибаться к земле. Это значит, что на душу лег еще один грех, который лишает вас силы.
Сильная молитва Господу способна совершить чудо. Но не ждите быстрых результатов: получение прощения — достаточно длительный процесс, и однократное моление не искупит намеренного или нечаянного вреда, который вы причинили кому-то или имели намерение причинить.
Регулярно посещайте Храм, где возносите молитвы Господу, Матери Божьей и Святым, соблюдайте законы Божьи, будьте милосердны к ближнему своему и Господь вас услышит. Обязательно нужно приступить к Таинству исповеди.
Следующая молитва относится к одним из самых сильных. Читайте ее каждый раз, когда чувствуете в этом потребность или когда вас начинают преследовать соблазны и сомнения.
Человек, получивший прощение — один из счастливейших людей на земле. Его душа наполняется умиротворением и покоем, мысли приобретают чистоту и слаженность, а сам он находит согласие с собой.
Это помогает не сбиваться с жизненного пути даже тогда, когда человека окружают соблазны, а обретенное великодушие и милосердие к окружающим дает ему силу и мужество.
Молитва о прощении грехов — очень сильное, но не единственное средство снять с души бремя и пройти своего рода очищение. Главный посыл, которые несут в себе эти особенные слова, можно также реализовать с помощью повседневных дел. Они должны быть направлены на проявление милосердия к ближнему своему и избавление от гордыни, которая часто становится спутницей заботы о материальном.
О чем еще необходимо каяться:
Такими делами могут быть визиты в дома престарелых, где вы поможете уходом за людьми, уже завершающими свой земной путь. Или примите участие в сборе пожертвования для малоимущих и больных, которые нуждаются в вашей помощи так же, как в Божьей.
Но, главное — не относитесь к молитве о прощении грехов как к некой «прививке», которая на какое-то время сделает вас безгреховным и неуязвимым перед лицом соблазнов.
Обратиться к Господу за прощением — это значит дать ему обещание впредь следить за собственными мыслями и поступками, которые определяют чистоту вашей души.
Скажите, пожалуйста, если вечером в субботу перед исповедью батюшка не читает молитву – это правильно или нет? Как к этому относиться?
Я позволю себе выразить сомнение в том, что такая молитва не читается. Священник обязательно произносит молитвы перед началом исповеди, может быть, он не читает все Последование, потому что оно достаточно обширное, но основные молитвы, конечно, читает. Здесь Ваше сердце должно быть спокойно, потому что если Вы исповедуетесь, то разрешительная молитва над Вами священником обязательно будет прочитана, не опасайтесь.
Вообще очень много искушений возникает, связанных с приходом к Причастию: то очередь очень большая, то батюшка не дает совета там, где мы этого ждем, а молча выслушивает и читает разрешительную молитву. Я-то, со своей стороны, считаю, что очень правильно делает священник, потому что исповедь – это выслушивание слов покаяния человека и прощения, даруемого именем Божиим. Духовная беседа, просьба о совете – совершенно другой жанр, исповедь – не то время, когда можно обсудить предстоящий переезд куда-нибудь или еще что-то, исповедь – это слова Господу Богу «прости меня». Люди смущаются, почему с ними не разговаривают на исповеди, смущаются, почему очередь большая или почему батюшка что-то не прочел. Кроме батюшки, прочитать некому, вы восполнить это не можете, вы идете ко Христу, а священник в этой ситуации свидетель, как он и говорит в молитве: «Аз точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Богом вся, елика речеши ми». Поэтому тут надо сосредоточиться на собственной исповеди и не обращать внимание на внешние обстоятельства.
Когда я был мирянином и искал себе духовного отца, то ходил в разные храмы, присматривался к богослужебным манерам священников, к тому, что они говорят на проповеди, и мне очень полюбился один батюшка, я к нему пошел на исповедь и вначале был очень расстроен тем, что он мне ничего не сказал. А потом я увидел, что он почти плачет, когда слушает людские исповеди, я понял, что ему некогда в это время говорить, он молится, просит Бога, ему жалко этих людей, которые так исковерканы грехом, поэтому исповедь – не время для духовных бесед.
Митрополит Сурожский Антоний
ФРАГМЕНТ ОБЩЕЙ ИСПОВЕДИ
(Эта общая исповедь — молитва произнесена во время Рождественского приходского говения в декабре 1978 г. )
Господи, предстою ныне пред Тобой со всей неправдой моей и облеченный благодатью Твоей; Господи, якоже блудного сына, яко овцу пропавшую, взыщи, прости и исцели! Господи, ежечасно пред Тобою согрешаю. Нет во мне радости о встрече с Тобой; нет во мне усердия в искании Тебя. Боже, как легко мне в суете житейской, в праздных мыслях; Господи, как трудно мне в молчании и поклонении, в молитве и одиночестве предстоять перед Тобой! Боже, прости. Если бы я любил Тебя, то искал бы Тебя ежечасно, тосковал бы о Тебе день и ночь, радовался бы каждому мгновению одиночества, чтобы быть с Тобой; но это не так. Господи. Ты мне дал жизнь. Ты призвал меня быть другом Твоим, Ты сошел на землю, став одним из нас, людей, родным нам по плоти; Ты умер на кресте, в тоске встречая смерть в Гефсиманском саду;
Господи, и в ответ на все это я не могу принести той благодарности, которая подвигла бы меня изменить жизнь, жить Тобой, для Тебя, для Твоего дела любви. Боже, если бы я Тебя любил, я бы Тебя искал, я бы Тебе служил. И прости ложь моих слов, когда я говорю о жизни моей; Господи, воздвигни мя! Мое тело пронизано благодатью причащения Твоего, вся жизнь моя соединена с Тобой крещением; Духа Твоего Святого Ты послал, в даре миропомазания запечатлев меня. Боже, апостолам Твоим Ты сказал, что ничто не может нас оторвать от любви Твоей: дай мне, Боже, проснуться от смерти греховной, от сна и от тления! Боже, избави меня от забвения, от малодушия, от неблагодарности, от окамененного нечувствия!
Боже, Ты и от меня, и от каждого из нас ожидаешь, чтобы мы к своему телу, уму, сердцу, воле — ко всему своему естеству относились благоговейно, потому что Ты нас сотворил, потому что Ты нас искупил, потому что наше тело касается святыни в водах крещения, в Хлебе и Вине причащения, в Теле и Крови Твоих. Боже, согрешил против тела моего небрежностью, страстностью! Согрешил против ума помрачением, увлечением, рассеянностью! Искривлением согрешил против сердца моего, не очистив его. Боже, не видать мне славы Твоей через помраченность его! Не отзывается оно на Твое слово, не трепещет Твоим присутствием; Боже, не оживает оно, когда Ты прикасаешься к нему: оно мертво, каменно, хладно. Боже, живу я только на поверхности жизни души моей, боюсь глубин, боюсь уйти в одиночество, боюсь пустыни, боюсь глубины и тьмы; а Ты, Господи, ждешь меня в глубинах. Боже, гублю я в себе человека, которого Ты создал для вечной жизни — прости и помилуй!
И мы, Церковь Христова, общество, собранное в Твое имя, Господи, здесь — разве мы не грешны перед Тобой? Разве люди могут слышать истину, и видеть правду, и встретить любовь, и сострадание, и милосердие, и кротость, и воздержание, и долготерпение, и милость, и веру в нашей среде. Боже, Тебя судят по нам: прости нас! Ради нас хулится Твое имя. Прости нас, Господи, прости Церковь Твою, забывшую слово жизни и переставшую жить. Боже, дохни Духом Твоим Святым, сотряси глубины наши, обнови нас. Господи, силой Твоей, если нужно — страхом Твоим, если возможно — любовью Твоей.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Богородицы обнови нас, прости нас, очисти нас, исцели; даждь нам немощь Богоприимную, и крепость Твою дай вместо нашей ложной силы, и сделай нас новыми, Господи! Сподоби нас причаститься Твоих Тайн не в суд и не во осуждение! Дай нам так соединиться пречистому Телу и Крови, чтобы и телом, и душой, и духом быть с Тобой едиными, приобщаясь вечности Твоей и приемля и временную, земную судьбу Твою. Боже, подобно апостолам Иакову и Иоанну, и нам Ты говоришь: Готовы ли вы пить Чашу Мою и креститься Крещением, им же Я буду креститься. Дай нам Боже, подобно им, ответить: Готовы, Господи, причаститься Кресту Твоему, и испить Чашу Твою, и погрузиться в ужас, через который Ты прошел, во спасение нашей души и спасение ближнего. Боже, кающихся приими нас, спаси нас!
Пресвятая Богородице, вознеси всесильную, святую молитву Твою к Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши! Владычице, Ты поверила Богу, и в Тебе исполнилось все Им обещанное: умоли Христа, да обновит нас Он в меру нашу! Да будет Его воля в нас, чтобы нам без лжи, из глубин жизни и души быть способными произнести молитву Его, взывать ко Отцу небесному нашему подлинно как Отцу, будучи сынами и дщерями Его.
Мы не умели и не желали молиться Тебе. Мы не искали Твоей воли, и не пытались увидеть Твой промысел в обстоятельствах нашей жизни. Всегда и везде мы хотели следовать только своей воле. Мы не благодарили Тебя за жизнь, которую Ты дал нам, мы роптали и жаловались на нашу судьбу. Мы всегда были чем-то недовольны. Мы просили Тебя исцелить нас от телесных болезней, но не просили исцелить болезни нашей души.
Господи, прости нас грешных.
Мы не знаем и не любим Священное Писание. Мы не хотели глубоко и сознательно знать Православную веру, и уклонялись в суеверия. Мы боялись колдунов, сглаза и порчи, но не боялись быть Тебе злыми и неблагодарными детьми. Мы не пытались понять смысл молитв, с которыми мы обращаемся к Тебе в храме и дома, потому язык наш был близок к Тебе, а ум и сердце далеко от Тебя.
Господи, прости нас грешных.
Мы не хранили посты, не стремились чаще приобщаться Твоей Плоти и Крови, или же приобщались по долгу, с холодом и равнодушием. Когда мы молились Тебе, мы искали разрешения сиюминутных проблем, мы искали чудес и знамений, подобно лукавым и прелюбодейным людям, о которых говорит Евангелие (Лк. 11.39), но не искали Тебя, и жизнь наша стала далека от Тебя.
Господи, прости нас грешных.
Мы согрешили злобой и раздражительностью с другими людьми. Мы согрешили грубостью, хамством и дерзостью. Мы согрешили жадностью и мелочностью. Мы были суетливыми, мы лицемерили, пытаясь выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Мы завидовали тем, кто, как нам казалось, живет лучше нас. Мы были жестоки и равнодушны к тем, кто живет хуже, чем мы. Мы не накормили голодного, не ввели в дом странника, не посетили больного в госпитале и не позаботились о заключенном в тюрьме. Мы заботились только о себе и о своей жизни.
Господи, прости нас грешных.
Мы рассказывали пошлости и смеялись над ними. Мы ругались матом. Мы осуждали других людей и смеялись над ними, и потому в нашей душе не было мира. Мы жалели для других доброго и ласкового слова, и многих ранили обидным, глупым и оскорбительным словом. В Твоем храме мы грубо одергивали людей и делали им замечания; многих мы соблазнили и оттолкнули.
Господи, прости нас грешных.
Мы согрешили неуважительным и непочтительным отношением к родителям. Мы изменяли нашим мужьям и женам. Мы не смогли воспитать в наших детях веру и любовь к Тебе. Мы не умели любить наших детей; мы были жестоки к ним, или, напротив, дозволяли им все. Мы убивали наших детей до того, как они рождались на свет. Мы были строптивыми и сварливыми. Мы были ревнивыми и нетерпеливыми, мы относились к членам нашей семьи как к нашей собственности. Мы относились к самым близким людям хуже, чем к чужим людям; мы кричали на них и оскорбляли их. Нам хотелось командовать. Мы лгали и оправдывались, мы поднимали руку на тех, кто слабее нас. Мы не молились за наших родителей, мужей, жен и детей. Мы не заботились о наших крестных детях и родителях и не молились за них.
Господи, прости нас грешных.
Мы были безжалостными и обидчивыми. Мы были любопытными и бестактными. Мы были мстительными и злопамятными. Мы были ленивыми и нерешительными. Мы согрешили унынием и тоской. Мы не верили, что Ты можешь изменить и обновить нас и нашу жизнь. Мы не доверяли Тебе будущее наших близких и нас самих. Мы не ожидали с радостью Твоего славного и страшного Пришествия. Мы заботились о многом, а остались ни с чем.
Господи, прости нас грешных.
Мы с подобострастием называли наших работодателей «сеньорами» и «господами», забывая о том, что Ты един Господь. Мы были малодушными, безответственными и боязливыми. Мы согрешили обжорством и пьянством. Мы отдавали свой разум и чувства компьютеру и телевизору. Мы воровали. На исповеди мы жалели себя, прячась за общие слова. Мы боялись думать о своей смерти и готовиться к ней, потому сейчас мы не готовы встретить Тебя лицом к лицу.
Господи, прости нас грешных.
Называясь христианами, мы жили также, как и все остальные, чаще гораздо хуже. Своими делами и словами мы соблазняли тех, кто слаб и немощен в вере, тех, кто надеялся увидеть в нас настоящих христиан. Мы думали о том, как видят нас люди, но не думали о том, как видишь нас Ты. Мы не хотели и не умели слушать других. Мы были эгоистами; всегда и везде мы думали только о себе. Нам было стыдно исповедовать свою веру перед другими людьми. Мы не были, по Твоему слову, «солью земли» и «светом миру» (Мф. 5. 13-14). Вопреки Евангелию, мы не свидетельствовали о нашей вере тем, кто страдает от неверия и внутренней пустоты, ибо сами страдали от безверия и душа наша была пуста.
Господи, прости нас грешных.
Мы согрешили фарисейством, обращая внимание на внешнее, но не стяжав простого, сильного и смиренного духа. Мы превратились, по Твоему слову, в раскрашенные гробы, которые снаружи красивы, а внутри полны мерзости и гнилья (Мф. 23.27). Мы осквернили в себе Твой образ, который Ты вложил в нас, когда Ты сотворил нас, и который Ты обновил в Крещении и обновляешь в Причащении.
Господи, прости нас грешных.
Господи! Ты призвал нас быть радостными и свободными детьми Тебе (Ин. 15.11, Ин. 8.32), а мы превратились в безрадостных и унылых рабов. Скучает душа наша по Тебе, и слезно ищет Тебя. И не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.
Господи, прости нас грешных
Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.
Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Прости нас, Милосердный Господи (для народа).
Прости мя, честный отче (для одиноких).
Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанные благодеяния, призыванием Имени Божия без нужды — всуе.
Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. Заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа.
Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и св. отцов преданиям от ленности и небрежения не поучался.
Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы — согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.
Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.
Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.
Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных.
Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию.
Согрешил: осуждением всех людей — живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.
Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным; осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.
Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.
Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.
Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.
Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.
Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телеснаго покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.
Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.
Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.
Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.
Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.
Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием — волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись.
Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.
/>* Данный текст читается священником перед исповедью и приводится здесь, как один из образцов исповеди, в целях лучшей подготовки верующего к этому таинству, а так же лучшего осознания своей греховности и возбуждения покаянных чувств при домашней молитве.
В качестве вступления :
Петр Юрьевич Малков, фрагмент из книги «Введение в Литургическое Предание — Таинства Православной Церкви» *
Но сейчас у нас с вами отцов Иоаннов Кронштадских, к сожалению что-то не видно. Поэтому современная общая Исповедь нередко превращается в какую-то формальность. Иногда дело доходит до весьма печальных примеров. Один мой знакомый священник, служивший в «глухие» советские годы в дальнем украинском сельце, рассказывал, что Исповедь в тех местах превратилась именно в такую формальность. В храмах ставился длинный стол, на который с обеих сторон укладывали головы — как на плаху — сразу по несколько человек исповедующихся. Священник набрасывал на них — во всю длину стола — епитрахиль и читал общую разрешительную молитву. При этом о какой-либо беседе кающегося с батюшкой не могло идти и речи. Когда этот попавший на Украину из Москвы священник стал спрашивать у сельских исповедующихся об их грехах, возмущению и недоумению здешних православных не было предела. Они даже посылали гонца к местному архиерею с наказом выяснить: имеет ли право батюшка «пытать грехи»…
Та общая Исповедь, которую практиковал святой Иоанн Кронштадтский скорее приближается не к нашему общему современному исповеданию грехов, а к публичной Исповеди первых столетий бытия Христианской Церкви. Она совершалась кающимися перед епископом и в присутствии всей общины. Человек открыто и гласно исповедовал свои грехи. Правда, такая Исповедь назначалась далеко не во всех случаях. Параллельно ей существовала и тайная Исповедь. Публичная Исповедь предназначалась только для тех людей, которые совершили тяжелейшие грехи, а также для тех, кто в годы гонений на Церковь из страха перед языческой властью отрекались от Христа. * (Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008.-320 с. )
Митрополит Вениамин (Федченков)(1880–1961), об истории и практике общей Исповеди и опыте общения со Святым и праведным Иоанно м Кронштадтским.
Митрополит Сурожский Антоний
ОБ ИСПОВЕДИ
Говоря о покаянии, я только коснулся исповеди, но вопрос об исповеди настолько важен, что я хочу на нем остановиться подробнее и глубже.
Исповедь бывает двоякая. Бывает личная, частная исповедь, когда человек подходит к священнику и открывает в его присутствии свою душу Богу. И бывает общая исповедь, когда люди сходятся большой или малой группой, и священник произносит исповедь за всех, включая себя самого. Я хочу остановиться сначала на частной исповеди и обратить ваше внимание вот на что.
Человек исповедуется — Богу. В поучении, которое священник произносит перед исповедью отдельного человека, говорится: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое; я же — только свидетель”. Это надо помнить: мы исповедуемся не священнику и не он является нашим судьей. Я бы сказал больше: даже Христос в этот момент не является нашим Судьей, а является сострадающим нашим Спасителем. Это очень, очень важно, потому что когда мы приходим на исповедь, мы находимся в присутствии свидетеля. Но что это за свидетель, какова его роль?
Свидетели бывают различные. Например: случилась авария на дороге. Какой-то человек стоял при дороге и видел, что случилось; его спрашивают, что произошло. Ему совершенно все равно, кто прав, кто виноват, он просто говорит: я видел то-то и то-то. Есть другой род свидетелей — на суде: один свидетельствует против подсудимого, другой — в его пользу. Это совершенно иное положение, и этому частично соответствует священник, потому что он стоит перед Христом и говорит: “Господи, он к Тебе пришел в покаянии, — прими его! Уж если мне его жалко, то, конечно, Тебе его жалко много больше, чем мне. Я его спасти не могу, я могу с ним кое-чем поделиться, чем-то помочь, но Ты можешь его преобразить”.
А есть третий род свидетеля. Когда совершается брак, приглашают самого близкого человека. Он — тот, кто в Евангелии назван “друг жениха” ( в нашей практике можно было бы сказать также “друг невесты”). Это самый близкий жениху и невесте человек, который может разделить с ними самым полным образом радость преображающей встречи, соединяющего чуда.
Это предельный пример того, как священник может подойти к покаянию другого человека, как он может быть другом жениха, как он может быть тем, который приводит кающегося ко спасению. Но для этого священник должен научиться состраданию, должен научиться чувствовать и сознавать себя единым с кающимся.
А произнося слова разрешительной молитвы, священник их либо предваряет наставлением, либо нет. И это тоже требует честности и внимания. Иногда бывает, что священник слушает исповедь, и вдруг ему явно, как бы от Бога, от Духа Святого открывается, чтó он должен сказать кающемуся. Ему может показаться, что это не к делу, но он должен слушаться этого голоса Божьего и произнести эти слова, сказать то, что Бог ему положил на душу, на сердце и в ум. И если он так поступит, даже когда это как будто не относится к исповеди, которую принес кающийся, он говорит то, что нужно кающемуся.
Иногда у священника нет чувства, что эти слова от Бога. (Знаете, и у апостола Павла в посланиях встречаются места, где он пишет: “Это я вам говорю именем Божиим, именем Христовым. ”, или “Это я вам говорю от себя. ”). Но это не значит, что тогда слова священника — “отсебятина”; это то, что он познал из личного опыта, и он делится этим опытом, — опытом греховности, опытом покаяния и того, чему его научили другие люди, более чистые, более достойные, чем он сам.
А порой и этого нет. Тогда можно сказать: “Вот что я вычитал у святых отцов, вычитал в Священном Писании. Я могу тебе это предложить, ты это прими во внимание, задумайся, и может быть через эти слова Божественного Писания тебе Бог скажет то, чего я не могу сказать”.
А иногда честный священник должен сказать: “Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу”. И у нас есть пример тому. В житии преподобного Амвросия Оптинского описываются два случая, как к нему приходили люди, открывали свою душу, свою нужду, и он три дня их держал без ответа. И когда наконец у него настоятельно просили ответа, он сказал: “Что я могу ответить? Вот три дня я молю Божию Матерь меня просветить и дать ответ, — Она молчит; как же я могу говорить без Ее благодати?”
Вот то, что я хотел сказать о частной, личной исповеди. Человек должен прийти и свою душу изливать. Не повторять чужие слова, смотря в книжку, а поставить перед собой вопрос: если бы я стал теперь перед лицом Христа Спасителя и всех людей, которые меня знают, что явилось бы для меня предметом стыда? что я не готов открыть перед всеми, потому что было бы слишком страшно, что меня увидели, каким я себя вижу. Вот в чем надо исповедоваться. Поставь себе вопрос: если моя жена, мои дети, мой самый близкий друг, мои сослуживцы знали бы обо мне то или другое, было бы мне стыдно или нет? Если стыдно — исповедуй. Если то или другое стыдно открыть Богу (Который и без того это знает, но от Которого я стараюсь это спрятать) или было бы страшно — открой это Богу. Потому что в момент, когда ты это откроешь, все то, что ставится в свет, делается светом. И тогда ты можешь исповедоваться и произносить свою исповедь, а не трафаретную, чужую, пустую, бессмысленную исповедь.
А если речь идет о детях, надо помнить, что детям нельзя навязывать исповедь, которая не является их собственной исповедью. Нельзя им говорить: “Ты запомни, что ты меня рассердил тем-то, что в этом ты поступил не право, вот покайся в этом”. Надо дать ребенку свободу стать перед Богом как перед другом, и с Ним поделиться всей своей жизнью и душой, — даже своей болью о родителях, даже тем, как он их переживает иногда тяжело.
А теперь я хочу сказать коротко об общей исповеди. Общая исповедь может произноситься по-разному. Обыкновенно она произносится так: собирается народ, священник говорит какую-то вступительную проповедь и затем по книге читает как можно большее число тех грехов, которые он ожидает от присутствующих. Этот перечень может быть формальным. Сколько раз я слышал: “Я не вычитывал утренних и вечерних молитв”, “я не вычитывал канонов” , “я не соблюдал постов”, я не делал того, я не делал другого. Это все формально. Да, это не формально в том смысле, что это реальные грехи каких-то людей, может быть, даже самого священника, но это не обязательно реальные грехи этих людей; реальные грехи бывают иные.
Иногда приходят люди и вычитывают длинный список грехов — которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что у них. И я их останавливаю, говорю: “Ты не свои грехи исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые можно найти в номоканоне, в молитвенниках. Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние. Ты не можешь чувствовать, что осужден Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы или не читал каноны, или не так постился”.
Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.
Молитва вторая перед исповедью
Господи, помоги мне чистосердечно покаяться.
Бо́же и Го́споди все́х, вся́каго дыха́ния и души́ имы́й вла́сть, еди́н исцели́ти мя́ моги́й! Услы́ши моле́ние мя́, окая́ннаго, и гнездя́щагося во мне́ зми́я наи́тием Всесвята́го и Животворя́щаго Ду́ха умертви́в потреби́. И мене́, ни́ща и на́га вся́кия доброде́тели су́ща, к нога́м свята́го моего́ отца́ (духо́внаго) со слеза́ми припа́сти сподо́би, и святу́ю его́ ду́шу к милосе́рдию, е́же ми́ловати мя́, привлецы́. И да́ждь, Го́споди, в се́рдце мое́м смире́ние и по́мыслы бла́ги, подоба́ющие гре́шнику, согласи́вшемуся Тебе́ ка́ятися; и да не в коне́ц оста́виши ду́шу еди́ну, сочета́вшуюся Тебе́ и испове́давшую Тя́, и вме́сто ми́ра избра́вшую и предпоче́тшую Тя́. Ве́си бо, Го́споди, я́ко хощу́ спасти́ся, а́ще и лука́вый мо́й обы́чай препя́тствием быва́ет: но возмо́жна Тебе́, Влады́ко, су́ть вся́, ели́ка невозмо́жно су́ть от челове́ка. Ами́нь.
Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня. Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил. Прости нас, Милосердный Господи (для народа).
Прости мя, честный отче (для одиноких). Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанные благодеяния, призыванием Имени Божия без нужды — всуе. Прости мя, честный отче. Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. Заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа. Прости мя, честный отче. Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и св. отцов преданиям от ленности и небрежения не поучался.
Прости мя, честный отче. Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы — согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению. Прости мя, честный отче. Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися. Прости мя, честный отче. Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.
Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду. Прости мя, честный отче. Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение. Прости мя, честный отче. Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телеснаго покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах. Прости мя, честный отче. Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.
Прости мя, честный отче. Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров. Прости мя, честный отче. Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением. Прости мя, честный отче. Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия. Прости мя, честный отче. Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием — волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
* Данный текст читается священником перед исповедью и приводится здесь, как один из образцов исповеди, в целях лучшей подготовки верующего к этому таинству, а так же лучшего осознания своей греховности и возбуждения покаянных чувств при домашней молитве.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.