Иисусова молитва для мирянина.
Прерывание другой молитвой.
б) составить десять молитв.
читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.
в) рассматривание помыслов.
Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.
г) крестное знамение и поклоны.
Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).
д) молитва на четыре стороны.
Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.
е) чтение писания или святых отцов.
Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.
ж) слово молитвы на узелке.
Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.
Изменения в молитве.
Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.
Применение вставок. Молитва перед иконами.
Изменение окончаний молитв.
Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.
Сокращение слов в молитве.
Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.
Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.
а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.
Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.
Посмотри на лежащие, на столе предметы, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой или изменением порядка перемещения взгляда по предметам, как обычно на одиннадцатом узле.
Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть пере тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в общественном транспорте.
На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.
в) при однообразной работе.
Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.
Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.
Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.
Способ это чтение молитвы, выбранное по расположению души, в зависимости от духовного роста и внешних обстоятельств.
Прием это действие для прерывания выбранного способа моления.
Молитва является неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина. С помощью молитв мирянин очищается от своих грехов, благодарит Всевышнего за каждый прожитый день и обращается к Господу за помощью в наставлении на путь истинный.
Молиться стоит каждый день. Только в случае непрестанной ежедневной молитвы душа верующего человека сможет не выпасть из молитвенной жизни и будет ежедневно устремляться к Богу. В противном же случае: лишь просыпаться от случая к случаю, всё остальное время пребывая в состоянии сна. Митрополит Московский Иннокентий писал, что: «не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться». Блаженный же Августин был еще более резок в своих высказываниях, считая, что те люди, которые не хотят молиться — не хотят быть и с Богом.
Если человек станет читать молитвы каждый день, то вскоре заметит, как начнёт меняться его жизнь. Он начнет ценить то, что имеет, поймет, что в его жизни по-настоящему важно, а что находиться на втором или третьем месте. Станет радоваться каждому прожитому дню. Обретёт веру в себя и главное примет такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди повседневной суеты даже не видит.
Несмотря на то, что согласно христианской традиции обязательным для ежедневного чтения считается только утреннее и вечернее молитвенное правило, не лишним для верующих будет знать и другие молитвы на каждый день. Так, принято читать молитвы до и после приёма пищи, перед чтением духовных книг, перед всяким делом, перед выходом из дома и в других ситуациях. Многие верующие ежедневно читают молитвы о родителях и детях, для успехов в делах и работе.
Надо сказать, что повседневная молитва необходима верующему человеку также как ежедневный приём пищи. Без неё невозможен духовный рост. Невозможно постоянно находиться под защитой Господа и сопротивляться козням Сатаны. Именно с помощью ежедневной молитвы происходит разговор верующего с Богом: с Ним беседуют о повседневных делах, делятся радостями и переживаниями, просят о помощи.
Ежедневное молитвенное правило — это список утренних и вечерних молитв, которые стоит обязательно читать каждому верующему.
Молитвенное правило может быть полным и кратким. Последнее читается в том случае, когда прочитать полное молитвенное правило в течение дня становится невозможно, например, во время интенсивных полевых работ.
Существует два варианта краткого молитвенного правила.
Первый вариант включает чтение таких молитв:
Утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш» (молитва Господня), «Песнь Пресвятой Богородице», «От сна восстав» (молитва ко Пресвятой Троице), «Помилуй мя Боже» (Псалом 50), «Символ веры», «Боже, очисти» (первая утренняя молитва Макария Великого), «К Тебе, Владыко» (третья утренняя молитва его же), «Святый Ангеле» (девятая утренняя молитва), «Пресвятая Владычице» (десятая утренняя молитва), призывание святого, имя которого носишь, молитва за живых и усопших.
Вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш» (молитва Господня), «Помилуй нас, Господи» (Тропари покаянные), «Боже вечный» (первая вечерняя молитва Макария Великого), «Благаго Царя» (десятая вечерняя молитва), «Ангеле Христов» (одиннадцатая вечерняя молитва), от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть» (кондак Богородице и первый абзац молитвы святого Иоанникия).
Этот вариант молитвенного правила подойдет не только для случаев, когда у мирянина нет времени и сил для чтения полноценной молитвы, но и тогда, когда велик риск прочитать полное молитвенное правило торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя.
Второй вариант, составленный Серафимом Саровским, является ещё более коротким и предусмотрен лишь для тех исключительных дней, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского включает следующие молитвы: трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и один раз «Символ веры». Перед их чтением, по словам автора, необходимо оградить себя крестным знамением.
«Совершив это утреннее правило, всякий христианин, какого бы он ни был пола, званий или рода, пусть отходит на свое дело, на которое он поставлен или призван». Если же в силу обстоятельств мирянин не в состоянии придерживаться даже этих правил, то преподобный советовал исполнять его и на постели, и в ходьбе, и при самом исполнении дела, поминая слово Божие: «Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется».
Помимо обязательного для ежедневного чтения каждым верующим молитвенного правила существуют и другие молитвы, которые стоит читать каждый день. Они наиболее сильны и созвучны православной вере и могут читаться при любом удобном случае, но особенно — в периоды эмоционального опустошения и навалившихся житейских проблем.
Главных молитв, которые стоит читать ежедневно, немного — всего четыре и важнейшей среди них является Отче наш, которую, согласно Евангелию от Луки, даровал верующим сам Спаситель.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (Иисусова молитва).
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Четвёртой главной христианской молитвой считается Символ веры, вобравшая в себе основы христианского вероучения.
Ежедневные молитвенное правило нужно читать регулярно и постоянно. Не должно быть дней, когда оно опускается или читается второпях.
В тоже время чтение молитвенного правила не должно превращаться в формальность, а тем более в обязанность. Его стоит читать неторопливо и вдумчиво, полностью сосредоточившись на Боге, чтобы внимание наше не ускользало и чтобы каждое слово доходило до нашего сердца. О повседневных делах и заботах в эти минуты нужно забывать.
Что касается чтения остальных повседневных молитв, то, по словам святителя Иоанна Златоуста: «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа. Восстенай горько, вспомни о грехах своих, воззри на небо, скажи умом: «Помилуй мя, Боже» — и кончена молитва твоя. Кто сказал «помилуй» — тот сделал исповедь и сознал грехи свои, потому что желать помилования свойственно согрешившим».
Если молитву невозможно прочитать вслух, то стоит прочитать её мысленно. В любом случае помните о Боге и будет вам счастье!
Молитвы утренние читаемые после сна прихожанином Русской Православной церкви
Молитвы основные которые должен знать каждый верующий
Молитвы до и после еды которые читается ежедневно до и после каждого принятия пищи
Молитвы на принятие просфоры и святой воды для очищения тела и духа, направления мыслей в праведное русло
Молитвы перед выходом из дома которые читают каждый день для защиты от опасностей и сохранения чистоты души
Молитвы в течение дня читаемые в течение дня перед началом и окончанием всякого дела, и восхваляющие нашего Господа
Молитвы перед чтением духовных книг чтобы это чтение было вдумчивым и душеполезным
Молитвы на сон грядущим читаемые перед сном прихожанином Русской Православной церкви
Богородичное правило которое стоит читать для дарования духовных сил и разрешения сложных жизненных ситуаций
Молитвы Оптинских старцев читаемые для защиты от всяких напастей и излечения души
Символ веры служащий для напоминания основных истин христианской веры
Суточный круг представляющий собой цикл регулярных общественных богослужений
Молитвою своею не наведи на себя проси, но негодование себе того,
что достойно прося. А Бога, что достойно Бога, не отступай, получишь не
пока.
Свт. Василий Великий
Самое простое, трогательное и согласное определение душе молитвы находим в Законе Божием: беседа – молитва или разговор с Богом.
Каждый из чувствует нас, знает, что Господь любит буду. И его вам Отцем, и вы будете Моими дочерями и сынами, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы любое, в всегда время, как к своему родному или отцу родной матери можем обращаться к нашему, к Богу Отцу небесному, и к владычице нашей Матери Божией. Обращение наше есть молитва. необходима Она для нас, как хлеб необходим надсущный для души нашей. У нас Бога от все и нет ничего своего: жизнь, здоровье, способности, пища – все дается Богом. минуты в Поэтому печали, безутешного горя или, светлой, наоборот радости мы обращаемся к Богу, молимся Молитва.
Ему – это возношение ума и сердца, выражается которое в благоговейном слове человека к Богу.
Молиться можно дороге – на везде, дома, на работе. Но особенным местом служит молитв Божий храм. В воскресные дни, а будни и в также, если позволяет время, мы должны для ходить молитвы в храм, туда, где наши собираются братья и сестры во Христе – христиане, молиться чтобы сообща, все вместе. Такая называется молитва церковною.
Отцы жены и пустынники непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во заочны области,
Чтоб укреплять его средь бурь дольних и битв,
Сложили множество божественных одна.
Но ни молитв из них меня не умиляет,
Как та, священник которую повторяет
Во дни печальные Великого Всех.
поста чаще мне она приходит на падшего
И уста крепит неведомою силой:
Владыко моих дней! Дух праздности унылой,
Любоначалия, сокрытой змеи сей,
И празднословия не дай душе дай —
Но моей мне зреть мои, о Боже, брат,
Да прегрешенья мой от меня не примет осужденья,
И смирения дух, терпения, любви
И целомудрия мне в оживи сердце.
О чудодейственной помощи и воздействии молитвы на говорит душу и другой наш великий поэт стихотворении в Лермонтов «Молитва»:
Видео (кликните для воспроизведения). |
В минуту жизни трудную
сердце ль в Теснится грусть:
Одну молитву чудную
наизусть я Твержу.
Есть сила благодатная
В созвучье живых слов.
И дышит непонятная,
Святая прелесть в души.
С них как бремя скатится,
Сомненье верится —
И далеко, и плачется,
И так легко-легко.
Молитва мытаря
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную!»
Читается сорок раз вместе с крестонаношением.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,молитв ради
Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава тебе.»
Читается утром и вечером по 3 раза
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Читается утром и вечером по 3 раза
Читается утром и вечером по 3 раза с крестонаношением и поясным поклоном
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Читается утром и вечером по 3 раза
Читается утром и вечером по 3 раза.
Читается утром и вечером, а так же когда нужна помощь и поддержка.
Символ Веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Читается утром и вечером, а так же при смуте в душе для укрепления веры, когда нужна помощь и поддержка.
Или-кратко (читать при крестонаношении горящей свечой. Это не православное действие, но необходимое для очистки)
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
Читается утром и вечером для защиты от всякого негатива.
Св. Архистратигу Божию Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, рабов Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О, всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Ангелу Хранителю
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.
Читается для защиты от злых духов и от колдовства.Утром и вечером.
Псалом Давиду, 140
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя.
Услыши мя, Господи.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего. Внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи.
Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
С человеки, делающими беззаконие, и нее сочтуся со избранными их.
Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея.
Яко еще и молитва моя во благоволениих их, пожерты быша при камени судии их.
Услышатся глаголы моя, яко возмогоша: яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.
Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою.
Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззакония.
Падут во мрежу свою грешницы, един есмь аз, дондеже прейду.
После проведения нами обрядов снятия негатива нужно учиться работать с молитвами. Для начала читайте молитвы в течении 40 дней, нужно наработать привычку к чтению и начать формировать молитвенный защитный щит.
Защита от негатива должна быть у любого человека.
- Зашита от негатива молитвенным щитом.
- Иметь при себе специальный, нами сделанный, магический оберег.
- Не генерировать негативные посылы на других людей.
- Использовать славянский оберег.
- Научиться энергетической защите в сложных ситуациях.
Приучение себя к ежедневному чтению молитв, наличие необходимой защиты, очищению жилья и своего тела приведет вас к таким результатам, которые другими способами человеку не добиться.
Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.
В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.
Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.
Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»
Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:
На 3-м и 6-м часе
«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».
В начале Литургии
«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.
Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.
Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».
Чтение Апостола и Евангелия
«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».
На ектениях
«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…
Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».
«Иже херувимы» и Великий вход
«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.
Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.
При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.
Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».
Зачем нам нужны молитвы дома, если мы ходим в храм? Как правильно молиться дома? Может ли молитва быть вменена человеку во грех, если он “неправильно” или “плохо” молится?
Каждый христианин хочет, чтобы его молитва была услышана. В катехизисе для христиан мы читаем важные слова:«Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Разговор с Богом, молитвенный диалог – это естественная потребность верующего человека. Можно ли молиться неподобающим образом? Скорее, человек может совершать ошибки, но мы постараемся кратко рассказать о том, как правильно молиться дома.
К кому нам обращаться с нашими просьбами, как не к Небесному Отцу. Часто мы просим о помощи в решении даже самых мелких бытовых проблем, и в этом нет ничего плохого! Но, что, если они не исполняются? Не стоит таить обиду на Бога. Когда мы приводим маленького ребенка ко врачу, чтобы вылечить его и сделать болезненный укол, малыш плачет, мы жалеем его, но знаем – так будет лучше для него, хоть он в силу младенчества пока не может этого понять. Возможно, Господь так же смотрит на наши просьбы “помочь найти новую работу” или “познакомить с хорошим женихом”. Господь видит тайное и для нашего же спасения не вмешивается в нашу историю.
- Молитвослов рекомендован к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Мы не можем сказать, что один текст молитвы лучше, а другой – хуже. Но иногда молитвы составлены с участием странных суеверий и со словами, совершенно далекими от жизни Церкви. Нередко можно увидеть такие парадоксальные сборники молитв, как “молитвы на удачу в казино”, “молитвы для богатства и власти”, “молитвы от лихого глаза и изгнания злых духов”. Можно молиться и своими словами, но логично, что текст молитвы не противоречит христианскому вероучению, которое стоит хорошо изучить. Чтобы не ошибиться можно воспользоваться молитвословом, который составлен в Церкви.
- Разнообразнее – не значит лучше.
Вы произносите “Отче наш”, знаете нашу главную – евхаристическую молитву и никогда не обращались к новым текстам? Душа знает, чего просит. Даже, если все вокруг ищут новые молитвословы для “келейной молитвы”, верьте, что Господь ждет от нас не высот выдающегося красноречия, а искренней веры и покаяния.
- Не стоит ждать “особого состояния”.
Да, молитва призвана помочь нам “достучаться до Неба”, отвлечься от наших мирских сует, чтобы обратиться к самым важным для человека вопросам. Но не стоит ждать, что во время молитвы вы впадете в некий транс, увидите видения, обязательно станете свидетелями некого христианского чуда. Иногда, мы знаем из Жития Святых, во время молитвы действительно происходят чудеса. Но, если духовный опыт пока не позволяет достичь этого, то помните, что молитвенное общение с Богом – уже есть чудо.
- Не молитесь неодушевленным предметам.
Это может показаться странным, но иногда по незнанию люди, которые молятся в Церкви Господу нашему, вдруг начинают дома молиться природе, небесным светилам, куличу, абстрактному мирозданию. Не стоит уподобляться язычникам.
- Не стоит молиться формально.
Если вы очень устали, хотите спать, плохо себя чувствуете, но, вздыхая, думаете “надо помолиться, вдруг, иначе Господь накажет меня”, молиться не стоит. Как правильно молиться дома, если молиться сейчас не получается? Бог ждет от нас диалога, но это – не формальная беседа, а искреннее и живое общение. Не стоит считать Церковь карательным органом и думать “что же будет, если я не помолюсь”. В вопросах веры нет места слепому формализму. У каждого таинства, у каждого действия есть глубокий смысл. Смысл молитвы в общении с Богом, не формальном общении.
- Утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…» и один раз Символ веры.
- Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
- После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
- Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.
- главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
- утреннее и вечернее молитвенное правило
- каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи.
Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.
Что делать, если не успеваешь читать утренние или вечерние молитвы, подсказывает иерей Андрей Чиженко.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.
Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».
Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.
Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.
Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.
Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.
На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иноому. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.
То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.
А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.
После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.
Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».
То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.
Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.
Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».
Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.
О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.
Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».
Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».
То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.