Витр (в переводе с арабского — «нечетный») — желательный намаз, состоящий из нечетного количества ракаатов. Совершение молитвы Витр — сунна, хотя имам Абу Ханифа считал, что это ваджиб.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал молитву Витр ежедневно. Он сказал: «Воистину, Господь помогает вам молитвой, которая более ценна для вас, чем самый ценный скот». Сподвижники спросили: «А что это за молитва?» Пророк ответил: «Витр, время которой — между ночной молитвой и появлением зари» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа)
Ученые, основываясь при анализе хадиса на смысловом значении слова «помогает» («эмадда»), пришли к заключению, что Витр — это одна из основных молитв, которые восполняют неточности или погрешности, допущенные при совершении пяти обязательных молитв-фардов.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «Молитва витр — это обязанность. Кто не совершает ее, тот — не из нас» (Абу Дауд). Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Витр по степени обязательности не равнозначен пяти обязательным молитвам, однако Витр — это установление Пророка»
Время совершения молитвы Витр приходится на период после ночной молитвы и до начала утренней. Наилучший период, Последняя треть ночи содержит в себе особую благодать (подробнее).
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Читайте Витр до наступления утра» (Муслим)
Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Делайте так, чтобы молитва Витр была последней молитвой ночи» (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд)
Хадис от Са‘ида ибн аль-Мусайиба повествует о том, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, однажды вели беседу с Пророком о намазе Витр. Абу Бакр сказал: «Что касается меня, то я читаю Витр перед сном. Если просыпаюсь утром, читаю дополнительные молитвы по два ракаата до времени утренней молитвы». Умар сказал: «А я ложусь спать, прочитав двухракаатный намаз. Затем встаю в конце ночи и читаю Витр». Пророк Мухаммад, обращаясь к Абу Бакру, заметил: «Ты осмотрителен». «А ты — силен», — обратился он к Умару (Ибн Маджа, Абу Дауд и др.)
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять ракаатов, пусть читает. Кто — три (ракаата), пусть читает. Кто — один (ракаат), то пусть читает» (ан-Насаи, Ибн Маджа, Абу Дауд)
Богословы ханафитского мазхаба, основываясь на достоверном хадисе, считают, что наилучшим является совершение молитвы Витр в 3 ракаата. После первых двух ракаатов приветствие в обе стороны не выполняется. После ташаххуда молящийся поднимается для совершения третьего ракаата. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, совершал Витр в три ракаата, не делая заключительного приветствия, кроме как в самом конце молитвы» (ан-Насаи, Ахмад)
Шафиитские богословы, также основываясь на Сунне Пророка, говорят, что число ракаатов в Витре — от 1 до 11. Один ракаат — наименьшее, одиннадцать — наибольшее число, упоминаемое в хадисах. Теологи-шафииты отмечают, что совершение трех ракаатов — два ракаата с заключительным приветствием и один с отдельным намерением — является наилучшим.
«Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, научил нас разным формам совершения молитвы Витр, вследствие чего не следует ограничивать себя или искать в этом вопросе почву для разногласий», — отметил в свое время известный мусульманский богослов Мухаммад аш-Шавкяни.
Порядок совершения молитвы Витр идентичен порядку совершения трех ракаатов фарда вечерней молитвы, за исключением:
1) намерения. Ният на совершение молитвы витр: «Я намереваюсь совершить три ракаата молитвы Витр, делая это искренне ради Всевышнего»
2) коротких сур после «аль-Фатихи», которые читаются здесь во всех трех ракаатах. После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) является желательным чтение суры «аль-Аля» в первом ракаате, суры «аль-Кафирун» во втором и суры «аль-Ихляс» в третьем ракаате
Если молящийся не успел выучить дуа Кунут, то в первое время вместо него он может читать следующее известное дуа:
«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатэн, ва филь-аахырати хасанатэн ва кынаа ‘азаабан-наар»
Перевод: «Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».
У ханафитов дуа Кунут в Витре читается ежедневно в течение всего года, а у шафиитов — во второй половине месяца Рамадан.
У ханафитов дуа Кунут читается про себя в третьем ракаате до совершения поясного поклона после суры «аль-Ихляс». Молящийся со словами «Аллаху акбар» поднимает кисти рук на уровень ушей, затем опускает их в исходное положение и читает Кунут. После прочтения ду‘а молящийся делает поясной поклон и в обычном порядке завершает свою молитву.
У шафиитов это дуа также читается в третьем ракаате, но только без поднятия кистей рук, как у ханафитов, и вслух. После того как молящийся совершил поясной поклон и выпрямился, он не сразу опускается для земного поклона, а сначала читает дуа Кунут и лишь затем в обычном порядке заканчивает молитву, совершая земной поклон.
После завершения молитвы Витр пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил:
«Субхааналь-маликиль-куддуус»
سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ
Слава Святому Царю (Аллаху)!
В третий раз он произносил это протяжно и громко.
Несовершение Витра, по мнению большинства богословов, не будет грехом, однако станет потерей того блага, что содержит в себе следование сунне Пророка, мир ему и благословение.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Кто проспал Витр или забыл о нем, тот пусть совершит его, когда проснется или когда вспомнит о нем» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад и др.). На основе упомянутого хадиса богословы сошлись во мнении о канонической оправданности и допустимости восполнения молитвы Витр в случае несовершения ее вовремя.
Некоторые ученые (Ибн Хазм, Абу Ханифа) считали обязательным восполнение молитвы Витр, но большая часть ученых сходится в том, что это — возможно, хотя не обязательно.
Относительно времени, до которого можно совершить пропущенную молитву Витр, мнения богословов расходятся:
— до совершения утренней молитвы (Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха‘и и др.);
— до вхождения солнца в фазу зенита (аш-Ша‘би и др.);
— после совершения утренней молитвы и до восхода солнца Витр не совершается, но затем может быть выполнен до послеполуденной молитвы (аль-Авза‘и);
— в соответствии с фетвой богословов шафиитского мазхаба молитву Витр можно восполнить на протяжении последующих лет в ночное или дневное время.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что Пророк, мир ему и благословение, совершал два ракаата дополнительной молитвы после Витра (Муслим). Таким образом, если Витр не откладывается на конец ночи, а совершается в начале ее, то после него можно читать дополнительные молитвы, но затем повторно читать Витр нельзя. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Две молитвы Витр в одну ночь не читаются» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи)
Хотя Витр и является заключительной молитвой, однако если человек совершил ее в начале ночи, опасаясь проспать, затем, по воле Всевышнего, проснулся до начала времени утренней молитвы (Фаджр), то он может читать дополнительные молитвы, например Тахаджуд, не перечитывая вслед за этим Витр-намаз.
4. Калимату-ш-Шахада: Ашхаду альля иляха ильлялла; ва ашхаду анна Мухаммадан Абдуху ва Расулюх (3 раза) и тихо: Салл-Аллаху алейхи ва саллям.
Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад — Его слуга и Посланник) — Мир ему и благословения Аллаха.
6. Сурату-ль-Ихлас ((Сура № 112) (3 раза).
Субхана Раббикя, Рабби-ль-ыззати амма ясыфун, ва салямун аля-ль-мурсалин ва-ль-хамду ли-Льляхи Рабби-ль-алямин.
Слава Тебе, Господь, Господь Мощи, (Который за перделами, превышает) всё, что люди принписывают Ему и да будет мир Посланникам. Хвала принадлежит Аллаху, Господу Миров.
7. Дуа: Иля шарафи-н-Набиййи (Салл-Аллаху алейхи ва саллям) ва алихива сахбихи-ль-кирам, ва иля Машайхина фи-т-тарикати-н-Накшбандийяти-ль-Алийя, хассатан иля рухи имами-т-тарикати ва Гауси-ль-халика, Шах Бахауддин Накшбанди Мухаммадини-ль-Уэсийи-ль-Бухари ва иля Мауляна Султани-ль-Аулийя Шейх Абди-Лляхи-ль-Фаизи-д-Дагестани, ва саири садатина ва-с-Сидикиюн. Аль-Фатиха.
Да будет честь Пророку (сас) и его семье и его выдающимся сподвижникам. И нашим Шейхам в превосходном Накшбандийском тарикате, особенно духу Имана Тариката, Гаус аль-халика, Шейх Бахауддину Накшбанд Мухаммад аль-Уэйс аль Бухари и нашему Учителю, Султану Авлия, Шейху АбдАлла аль-Фаиз ад-Дагестани и всем нашим учителям и правленикам. Аль-Фатиха.
8. Икамат (второй призыв на молитву).
(По желанию): Ля иляха ильляЛла (3 раза) Мухаммаду-р-Расулю-Лла.
(Шёпотом): Салл-Аллаху алейхи ва саллям.
Истигфар (испрашивание прощения): Астагфиру-Ллаха-ль-Азыма — ль-ляЗи ля иляха ильля Хува-ль-Хайю-ль-Кайюм ва атубу иляйх. (3 раза)
(Я прошу прощения (3 раза) у Аллаха Всемогущего, нет бога кроме Него: Вечноживущего, Само-Существующего, и я предстаю в покаянии перед Ним).
Дуа: Альляхумма анта-с-салям ва минкя-с-салям, табаракта ва тааляйта, я За ль-Джалали ва-ль-Икрам. Ля иляха ильляЛлаху, вахдаху ля шярикя лях. Ляху- ль-мульк, ва ляху-ль-хамду, ва Хува аля кулли шайин кадир. Самиана ва атаана, гуфранакя, Раббана, ва иляйка-ль-масыр.
О Аллах! Ты — Мир, и от Тебя исходит мир. Благословен и возвышен Ты, О Господь Величия и щедрости. Нет бга кроме Аллаха. Он — Один, и нет у Него сотоварища. Его — Царство и Его вся хвала, и Он над всем властен. Мы услышали и послушались Твоё прощение, о наш Господь! Ты — наше направление.
10. Два Сунна и два Нафль Ракаата без произнеснеия Саляма после первых двух Ракаатовб т.е. только один Таслим (2+2). (Наш Шейх выполняет эти 4 Ракаата вместе или, на языке Шариата, без Таслима между каждым блком из 2-х Ракаатов).
11. Саляту-ль-Витр (3 Ракаата).
Молитва Кунут (Молитва Кунут вставляется в третий Ракаат после прочтения Суры аль-Фатиха и любой другой Суры Корана (Наш шейх обычно читает суру аль-Ихлас), и до позиции Руку, (наклон туловища, ладони на коленях). После того, как вы закончили читать Суру Корана, поднимте ладони к ушам, как вы это делаете в начале молитвы, и произнесите Такбир («Аллаху Акбар!»), и далее произнесите Дуа, указанное в тексте. После этого Дуа выполняйте Руку. И далее продолжайте выполнять как обычную молитву): Аллаху Акбар! Альляхумма инна настаинукя (ва настахдикя) ва настаГфирукя (ва натубу иляйка), ва нумину бикя, ва натваккялю аляйка, ва нуСни аляйка ль-хайра (кулляха), ва нашкурукя ва ля накфурукя, ва нахляу ва натруку ман йафджурук. Альляхумма иййяка наабуду, ва лякя нусалли ва нахфиду, ва нарджу рахматакя, ва нахша аЗабакя, инна аЗабакя-ль-джидда би-лькуффари мульхак. Ва салл-Аллаху аля н-Набиййи ва аля алихи ва саллям.
Аллаху Акбар! (переходите в Руку).
Аллах Велик! О Аллах! Тебе Одному мы молимся о помощи, о руководстве и о прощении. И перед Тобой мы предстаём в покаянии. Мы верим в Тебя и вверямся Тебе и возносим хвалу Тебе всем что етсь хорошего. Мы благодарим Тебя и не пребываем в неблагодарности. Мы оставляем тех, кто грешит против Тебя. О Аллах! МЫ служим только Тебе, и Тебе мы молимся и делаем земной поклон, и к Тебе мы устремляемся и стремимся. МЫ надеемся на Твою милость и боимся Твоего наказания, ибо, воистину, Твоё суровое наказание низойдёт на неверующих. Да пребудут благословения Аллаха и мир с Пророком и его семьёй. Аллах Велик! (переходите в Руку).
12. (После приветствий — Таслим): Аля Расулина ас-саляват. АстаГфиру-Лла, Субхан-Алла, ва- ль-хамду ли-Ллахи, ва ля иляха ильля-ллаху ва-Аллаху Акбар, ва ля хавля ва ля куввата ильля би-Лляхи-ль-Алиййи-ль-Азым.
Благослвения Пророку! Я прошу прощения у Аллаха. Слава Аллаху! Хвала Аллаху! Нет бога кроме Аллаха и Аллах Велик. Нет мощи и силы ни у кого кроме Аллаха, Всевышенго и Всемогущего.
13. Прочесть: (2:163) и Аяту ль-Курси (2:255).
Субханакя йа Азым. Субхан-Алла.
Аля ниамати-ль-ислям, ва шарафи-ль-Иман, даиман аль-хамду ли-Лла.
Тааля шаануху, ва ля иляха Гайрух, Аллаху Акбар.
Слава Тебе, О Всемогущий! Хвала Аллаху!
Ради дара Ислама, благородства Имана (веры), всегда, хвала Аллаху. Хвала Аллаху!
Велико Его деяние, и нет бога кроме Него.
Аллаху акбару кябиран, ва-ль-хамду ли-Льляхи кяСиран, ва субхан-Аллахи букратан ва асылян. Ля иляха ильля-Ллаху вахдаху ля шярикя ля, ляху-ль-мульк, ва ляху-ль-хамд, юхьи ва юмиту ва Хува аля кулли шайин кадир.
Аллах — Величайший в Своём Величии, и множество хвалы Аллаху. Слава Аллаху утренне и вечерне. Нет бога кроме Аллаха. Он — Один, нет у Него сотоварища. Его — всё Царство и вся хвала Ему. Он приносит жизнь и смерть, и Он над всеми вещами властен. Слава моему Господу, Всевысшему, Высочайшему, Вседарующему.
17. Шахада (Свидетельство веры):
Ашхаду альля иляха ильляЛла ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулю (и тихо): (Салаллаху алейхи ва саллям).
19. Дуа: АстаГфиру-Ллаха-ль-Азым, мин кулли Занбин ва маасыятин ва мин кулли ма юхалифу дина-ль-ислям, я Архама-р-Рахимин.
Я прошу прощения у Аллаха за всякий грех и ослушание и за всё, что противостоит религии ислям, о Милостивый Милосредный!
20. Сурат-уль-Мульк: (Сура «Власть», № 67).
АуЗу би-льляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим. Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим. (Затем прочесть Суру аль-Фатиха и Суру аль-Мульк) (Иногда вместо суры аль-Мульк читают «Амана р-Расулю. » (2:285-286)).
21. Сурату-ль-Ихлас (№ 112) (3 раза).
24. Ля иляха ильля-Лла (10 раз), а после 10-го раза Мухаммадар-Расулю-Лла, салл-Аллаху тааля алейхи ва саллям.
25. Саляват: Альляхумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин ва саллим (10 раз).
26. Дуа: Аля ашрафи-ль-алямина Сайидина Мухаммадин ас-саляват (сас).
Аля афдали-ль-алямина Сайидина Мухаммадин ас-саляват (сас).
Аля акмали-ль-алямина Сайидина Мухаммадин ас-саляват (сас).
Самому благородному из творений — нашему Мастеру (Учителю) Мухаммаду — благословения (сас).
С самым совершенным их творений, нашим Учителем Мухаммадом — да пребудут благословения, с самым из самых совершенных из созданий, нашим Учителем Мухаммадом — да пребудут благословения)
Салявату-ллахи тааля ва Маляикятихи ва Анбияихи ва Русулих, ва джамии халькихи аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, алейхи ва алейхиму-с-салям, ва рахмату-ллахи тааля ва баракятух, ва радыя-Аллаху табаракя ва тааля ан садатина асхаби Расули-Льляхи аджмаин, ва ани-т-табиина бихим би-ихсан, ва ани-ль-аиммати-ль-муджтахидина-ль-мадын ва ани-ль-улямаи-ль-муттакин, ва ани-ль-Авлияи-с-салихин, ва ан Машайхина фи-т-тарикати-н-Накшбандияти-ль-Алийя, каддас-Аллаху тааля арвахахуму-з-Закийя, ва наввар-Аллаху тааля адрихатахуму-ль-мубаракя, ва аад-Аллаху тааля аляйна мин баракатихим ва фуюдатихим даиман, ва-ль-хамду ли-Льляхи Рабби-ль-алямин.
Благословения Аллаха (Он Восхвалённый!) Его ангелов, Его пророков, Его Посланников и всей Его нации да пребудут с Мухаммадом и семьёй Мухаммада, да пребудут мир и милсоть Аллаха (Он Восхвалённый!) и Его благословения с ним и на них. Да будет Аллах Благословенный И Возвышенный доволен каждым из наших Учителей, Сподвижниками Посланиика Аллаха и теми, кто следовал им в совершении благочестия. (Да будет Он доволен) первыми отважными имамами и набожными учёными и праведными святыми (Авлия) и нашими Шейхами в славном Накшбандийском тарикате, да оствятит Аллах (Он Восхвалённый!) их чистые души и прольёт свет на их могилы. Пусть продляет нам Аллах (Он Восхвалённый!) от их благодати и неиссякаемой щедрости, всегда. Хвала принадлежит Аллаху, Господу миров.
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим» (14:7)
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха («СубханаЛлах») есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха («АльхамдулиЛлях») есть милостыня. Каждое произнесение слов «ля иляха илля Ллах» («Нет бога, кроме Аллаха») – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха («Аллаху акбар») –милостыня. Побуждение к одобряемому – милостыня и удержание от порицаемого – это тоже садака (милостыня). Но всё это могут заменить собой два ракаата дополнительного намаза-зуха!» (Муслим)
В теле человека 360 суставов, и за каждый нужно давать милостыню, чтобы сохранить здоровье и целостность своего организма. Все тасбихи – это милостыня, благие поступки – это милостыня, однако ко всему этому приравниваются (такой же садакой являются) всего два ракаата дополнительного намаза аз-зуха (араб. الضحى — ад-Духа, аз-Зуха — «утро»).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Тот, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, получит награду, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Пророк, мир ему и благословение, трижды подтвердил полноценность такой молитвы.
Сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение, регулярно совершал намаз-зуха и говорил, что тот, кто регулярно совершает намаз-зуха, будет из числа кающихся рабов (таваббин).
Время намаза-зуха начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья относительно нашего зрения – приблизительно 3,5 м над горизонтом, и заканчивается в полдень, когда наступает время обеденного намаза. Лучшее время для него наступает по истечении 1/4 части светового дня.
Самое меньшее количество ракаатов намаза-зуха – два ракаата. Можно совершать намазы в четыре, шесть или восемь ракаатов. Самое большее количество – двенадцать ракаатов.
Совершение ракаатов попарно является сунной Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Если вы намеревались совершить намаз-зуха, но пропустили его, является сунной возместить этот намаз.
اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين
Аллагьумма анна ззухаа зу-хаука, валь-бахаа бахаука, вальджамала джамалука, валь куввата кувватука валь-кудрата кудратука, валь-исмата исматука. Аллахумма ин кана ризки фиссамаи фа анзильху, ва ин кана филь арзи фа ахриджху, ва ин кана муассаран фаяссиргьу, ва ин кана хараман фаттаххиргьу, ва ин кана ба’идан факаррибху, би хакки зухаика, ва бахаика ва джамалика, ва кувватика, ва кудратика, атини ма атайта ибадака ссалихина.
Перевод: «О мой Аллах, и время зуха (время утра) – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество, и защита – Твоя защита. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану, – на небесах,– ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего (времени) зуха (утра), ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим».
Многие хадисы указывают на важность совершения намаза Витр. Название этой молитвы переводится с арабского как «нечётный», она состоит из нечётного числа ракаатов, от 1 до 11, но чаще всего мусульмане выполняют 3 ракаата. Время совершения намаза Витр наступает после молитвы Иша и длится до зари. Выстаивание молитвы Витр является сунной муаккада (сунной, узаконенной в Шариате), хотя имам Абу Ханифа считал, что это ваджиб.
Молитва Витр, как правило, состоит из определенного числа намазов по 2 ракаата (от 1 до 5) и завершается намазом, состоящим из одного ракаата. Либо же, как вариант, она может состоять из намаза, в котором непрерывно выролняется чётное число ракаатов (от 2 до 10), и завершаться намазом, состоящим из одного ракаата. Не обязательно постоянно придерживаться какого-то одного метода из этих двух, их можно чередовать. Есть хадисы, указывающие на то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) мог совершать намаз Витр обоими указанными способами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для наглядности давайте рассмотрим два разных варианта выполнения намаза Витр, состоящего из трех ракаатов:
1. Выполните два ракаата, как в любой обычной двухракаатной молитве. Затем совершите один ракаат с чтением ду»а «Кунут» перед поясным поклоном;
2. Выполните три ракаата, как в молитве Магриб, но с двумя отличиями. Первое отличие состоит в том, что в Магриб-намазе, совершив земной поклон после второго ракаата, молящияся читает ташаххуд. В данном способе совершения Витр-намаза этого делать не нужно. Вы встаёте сразу на третий ракаат. Второе отличие состоит в том, что в третьем ракаате следует читать ду»а «Кунут» до или после поясного поклона.
Некоторые учёные указывают на первый способ совершения намаза Витр, как на более предпочтительный. Витр может рассматриваться как часть ночной молитвы, которая также является сунной, и желательно завершать её одним отдельным ракаатом. Молитву Витр можно читать как сразу после Иша-намаза, так и перед отходом ко сну или же в последней трети ночи, что содержит в себе особую благодать. Если же мусульманин боится, что не сможет встать в последнюю треть ночи для совершения Витра, то лучше сделать это перед сном.
При выполнении трёхракаатного намаза Витр рекомендуется читать следующие дополнительные суры после «Аль-Фатиха»: суру «Аль-А»ля» в первом ракаате, «Аль-Кафирун» во втором и «Аль-Ихляс» в третьем.
Ду»а «Кунут» читается ежедневно в течение всего года, по Ханафитскому мазхабу, и во второй половине месяца Рамазан, по Шафиитскому. Есть также мнения учёных, что это ду»а не обязательно читать каждый раз при совершении Витра, потому как нет указаний на то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал его каждый раз.
«Аллаахумма иннаа наста‘иинукя ва настахдиикя ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкяль-хайра кулляхь, нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуд, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, нарджуу рахмэтакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа Мухаммад, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим»
Что переводится как:
«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие и распутство. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и кланяемся. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников! Да благослови, о Всевышний, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников».
Если молящийся не знает это ду»а, то пока он его не выучил, вместо него можно произносить следующее:
«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатэн, ва филь-аахырати хасанатэн ва кынаа ‘азаабан-наар».
«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».
По завершении молитвы Витр, Поорок Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно произносил трижды вслух «Субхааналь-маликиль-куддуус», причём третий раз протяжно и громко.
По степени важности совершение молитвы Витр уступает обязательным пяти молитвам, но при этом превосходит сунна- и нафль-молитвы до и после обязательных намазов. Оставление молитвы Витр является нежелательным.
Намаз — это когда раб, оставив все свои дела и заботы, всецело отдается поклонению своему Господу. Молитва же, это вид прошения чего-либо из бескрайних богатств Всемогущего и Всесильного Творца. Хаджат намаз является в свою очередь когда потребность человека и его обращение с просьбой к Всевышнему Аллаху выливается в поклонение. Человек находится в постоянном движении, в переходе от одной достигнутой вершины к другой. Человек, проходя одно испытание, стремится к другому, и каждый раз хочет все только самое лучшее.
Получить хорошее образование, работать на прибыльной интересной работе, построить семейную жизнь. Однако на пути постоянно возникают преграды, дабы человек, осознав свою слабость и бескрайнее величие Творца, уделил хоть какое-то время молитве. Просил помощи из первоисточника Силы и Мудрости, а не возвеличивал себя или иных, полагаясь на свою кажущуюся мощь и силу. Хаджат намаз является признанием человеком своей слабости и ограниченности, и прошением у Всесильного и Всемогущего, для которого не существует ограничений, а главное Он Щедрый и Дающий просящим.
В Коране Великий Аллах велит:
وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу». («аль-Бакара», 45 аят).
Передается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах):
كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا حزبه أمر صلى
«Когда Пророка ﷺ одолевало какое-то беспокойство, он совершал намаз» (Сунан Абу Дауда).
Также наш Пророк ﷺ говорил о предыдущих пророках:
وكانوا يفزعون إذا فزعوا إلى الصلاة
«Когда они были (чем-то) обеспокоены, они обращались за помощью к намазу»
Салятуль-хаджа (намаз нужды) представляет собой совершение двух или более ракаатов дополнительного намаза с целью исполнения чьей-то нужды, независимо от того, будет ли совершено дуа после него или нет. Основное понятие о салятуль-хаджа основано на первоисточниках шариата.
Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил:
من توضأ فأسبغ الوضوء ثم صلى ركعتين يتمهما، أعطاه الله ما سأل معجلا أو مؤخرا
«Кто совершил омовение (вуду) совершенным образом, а затем совершит два ракаата намаза, Аллах исполнит его нужду, немедленно или через некоторое время» (Муснад Ахмада).
Таким образом, если человек совершил два ракаата дополнительной молитвы с намерением исполнения нужды, это будет дозволенным и даже желательным, исходя из вышеупомянутых аята и хадисов. После совершения намаза можно совершить дуа, прося у Аллаха исполнения нужды.
Хаджат намаз совершается тогда когда есть нужда получить что-либо дозволенное или чтобы не коснулась беда. После исполнения Ночной молитвы и до начала исполнения молитвы Витр.
В книге «Таджнис» сказано что намаз нужды состоит из 4 ракаатов, и в одном из хадисов сказано, что в первом ракаате читается сура «аль-Фатиха» один раз и аят «аль-Курси» три раза, а в последующих трёх ракаатах читается по одному разу «аль-Фатиха», «аль-Ихлас», «аль-Фалак» и «ан-Нас», при этом человек получит воздаяние, как будто он совершил этот намаз в ночь Лайлат уль-Кадр.
Наши учёные-богословы сказали: «Мы совершали эту молитву, и исполнились наши нужды».
В одном из хадисов, передаваемых от Имама Зейнульабидина, намаз хаджат рекомендуется совершать в 4 раката. В первом ракате читаются суры «аль-Фатиха» и «аз-Зилзал», во втором – «аль-Фатиха» и «ан-Наср», в третьем – «аль-Фатиха» и «аль-Кафирун», а в четвертом – «аль-Фатиха» и «аль-Ихлас». В конце надо поднять руки к небу и прочитать эту молитву (приводится перевод молитвы): «О, Аллах! Ради Твоих имен, посредством которых открываются закрытые врата небес. О, Аллах! Ради Твоих имен, посредством которых стеснение превращается в свободу. О, Аллах! Ради Твоих имен, посредством которых врата трудностей откроются с легкостью. О, Аллах! Ради Твоих имен, посредством которых разверзнутся могилы. Пусть снизойдет Твоя благость на Мухаммада ﷺ и его семейство! Прими (исполни) мое желание!».
В другом предании нуждающемуся человеку рекомендуется в полночь (лучше в ночь на пятницу) совершить намаз в два раката, а затем 70 раз прочитать следующую молитву: «Йа абсаран-назирин, йа асраал-хасибин, йа асмаас-самиин, йа акрамаль-акрамин, йа архамар-рахимин, йа ахкамаль-хакимин» перевод: «О, лучший из всех наблюдающих, о, сводящий счеты раньше всех, о, лучший из всех слышащих, о, достойнейший из всех достойных, о, милостивый из всех милосердных, о, справедливейший из всех судей!».
В некоторых преданиях в первом ракате намаза хаджат после суры «Фатиха» рекомендуется трижды прочитать «аят аль-Курси», а в остальных ракатах после суры «аль-Фатиха» прочитать суры «аль-Ихлас», «аль-Фалак» и «ан-Нас». После намаза рекомендуется восхвалить Аллаха, произнести Салават Пророку ﷺ и его семейству, а после просить свои желания.
لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ الْحَلِيمُ الْكَرِيمُ سُبْحَانَ اللَّهِ رَبِّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مُوجِبَاتِ رَحْمَتِكَ وَعَزَائِمَ مَغْفِرَتِكَ وَالْغَنِيمَةَ مِنْ كُلِّ بِرٍّ وَالسَّلامَةَ مِنْ كُلِّ إِثْمٍ لا تَدَعَ لِي ذَنْبًا إِلا غَفَرْتَهُ وَلا هَمًّا إِلا فَرَّجْتَهُ وَلا حَاجَةً هِيَ لَكَ رِضًا إِلا قَضَيْتَهَا يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ
транскрипция: “Ла илаха илла-лЛахул Халимул Карим, субхана-лЛахиль-Раббил-Аршиль-азим, АльхамдулилЛахи Раббил аламин, Аллахумма инни ас-алука муджибати рахматик ва аза-има магфиратик вал ганимата мин кулли бир, ва саламата мин кулли исми, ла тадаъ-ли занбан илла гафартаh ва ла хамман илла фарраджтаh ва ла хаджата хия лака ридан илла кадайтаhа я Архамар-Рахимин”» перевод: «Нет божества кроме Аллаха.. Он одаривающий и терпеливый. Аллах, владелец высшего престола, далек от всех недостатков. Слава Аллаху, владельцу миров! О, Аллах! Прошу тебя, даруй мне Свое милосердие, прощение, от доброты Своей, обереги меня от всяких грехов. Не оставь за мной непрошенных грехов. Не посылай мне трудности, которые не облегчишь. Не посылай мне нужду, которая не способствовала бы Твоему довольству. О наищедрейший из всех щедрых!»
В этой статье рассмотрим каждую обязательную пятикратную молитву и его сунны. Просто расспишем их количество
Состоит из двух сунна-ракаатов, выполняемых перед фард-ракаатами, и двух фард-ракаатов.
Два фард ракаата читаютя имамом вслух при чтении джамагаатом. Если читаете один — можно вслух или про себя.
Настоятельно рекомендуется совершать два сунна-ракаата, потому как они несут в себе большую благодать. По уровню среди суннат намазов самая высокая. Так же, при его чтении является сунной читать в первом ракаате после Фатихи суру Кафирун, а во втором ракаате Ихлас.
Этот пятикратный ежедневный намаз состоит из четырёх сунна-ракаатов, выполняемых перед фард-ракаатами, четырёх фард-ракаатов, двух сунна-ракаатов , выполняемых после фард-ракаатов.
При коллективной молитве и по одиночке фард намаз читается про себя.
По пятницам вместо полуденного намаза читается Джума»-намаз.
Состоит из четырёх сунна-ракаатов, выполняемых перед фард-ракаатами и четырёх фард-ракаатов.
4 суннат намаза тут по уровню ниже остальных сунн в пятикратных намазах. Во многих мечетях его не читают.
Фард по одному и джамааатом читается про себя.
Состоит из трёх фард-ракаатов, двух сунна-ракаатов, выполняемых после фард-ракаатов.
Два первых фард ракаата нужно читать вслух имаму. Про себя можно вслух или про себя.
Сунна в сунна намазе в первом ракаате из дополнительных сур читать суру Кафирун, а во втором ракаате Ихлас.
Состоит из четырёх сунна-ракаатов, выполняемых до фард-ракаатов, четырёх фард-ракаатов, двух сунна-ракаатов, выполняемых после фард-ракаатов. Далее рекомендуется совершить трёх-ракаатную молитву Витр.
Два первых фард-ракаата желательно читать вслух.
Начальные 4 суннат намаза низкие. Во многих мечетях его не читают.
В последнем суннат намазе в 2 ракаата чтение суры Кафирун и Ихлас так же является сунной.
В Рамазан, как правило, сразу после ночной молитвы читается молитва Таравих.
Если подумать, нормальный человек, когда встает утром в здравии (хвала Аллаху), его глаза видят, уши слышат, суставы двигаются, встал бодрым по милости Аллаха, он, сколько сможет, заплатит цену в благодарность Всевышнему за эти блага.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха (субханаллах) есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха (альхамдулиллях) есть милостыня. Каждое произнесение слов «ля иляхаилляллах» – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) –милостыня. Побуждение к одобряемому – милостыня и удержание от порицаемого – это тоже садака (милостыня). Но всё это могут заменить собой два ракаата дополнительного намаза-зуха!» (Муслим).
أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال (يُصبح على كل سُلامى من أحدكم صدقة ، فكل تسبيحة صدقة، و كل تحميدة صدقة ، و كل تهليلة صدقة، و كل تكبيرة صدقة ، و نهي عن المنكر صدقة ، و يُجزي من ذلك ركعتان يركعُهُما من الضحى). رواه مسلم .
Если подумать, есть ли богатство больше, чем здоровье, а благодарность за это богатство выражается в совершении всего лишь двух желательных ракаатов намаза — зуха! Посмотри на щедрость твоего Господа: совершенный за две минуты намаз-зуха заменяет собой всё это! Вдобавок к этому Всевышний говорит:
لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим» (14:7).
Если ты проявляешь благодарность Всевышнему за здоровье, то будь уверен, что Всевышний даст ещё больше здоровья по Своей милости.
Пророк (мир ему и благословение) однажды отправил отряд в поход, но они быстро вернулись с победой и большими трофеями, и сподвижники удивились и сказали: «Мы не видели короче и богаче похода, чем этот!» Тогда Пророк (мир ему и благословение сказал): «Поистине, кто совершит намаз-зуха – он быстрее этого похода и богаче трофеями». Представь себе, совершенные два ракаата зуха более полезны, чем тот отряд, который вернулся с большими трофеями!
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
منْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ ، كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ ، وَعُمْرَةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Пророк (мир ему и благословение) подтвердил три раза, что она полноценна, после этого как может человек упустить такое большое и, в тоже время, лёгкое в совершении действие.
Как много достоинств намаза-зуха: легок в совершении, самое меньшее количество ракаатов – два, некоторые учёные говорят– четыре, другие – восемь ракаатов, а третьи говорят, что нет ограничения. Но, однако, хватает совершения двух ракаатов, и потом, времени для намаза-зуха отпущено достаточно много: от восхода и поднятия солнца и незадолго до обеденного намаза. У человека есть возможность совершить намаз-зуха дома перед выходом на работу или на работе в офисе, это не займет больше двух или трёх минут, но взамен человек получает огромную пользу. Как может человек упускать такой шанс заработать милость Аллаха?!
Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал читать в намазе-зуха следующие суры из Корана: 91сура «аш-Шамси» и 93 сура «аз-Зуха». В одном из изречений Пророка (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто регулярно совершает намаз-зуха, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане.
Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) регулярно совершал намаз-зуха и говорил, что тот, кто регулярно совершает намаз-зуха, тот будет из числа кающихся рабов (таваббин). Этим качеством сам Всевышний восхвалял даже пророков (мир им): «Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда каялся и обращался к Аллаху». И если ты тоже будешь регулярно совершать намаз-зуха, Всевышний запишет тебя в число кающихся рабов.
Если ты любишь Всевышнего Аллаха и жаждешь довольства и любви Аллаха, и, узнав от Пророка (мир ему и благословение) о достоинстве этих двух ракаатов за такой промежуток времени, как же человек после этого может не воспользоваться этой возможностью?!
И пусть Всевышний Аллах дарует всем нам помощи в его регулярном совершении, тем самым, записывая в число кающихся, и соседства с господином всех посланников Мухаммадом (мир ему и благословение).
Стенограмма лекции шейха Мухаммада ас-Сакафа.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз: «Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаза».
-
* Фард — обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.
- Утренний — 2 фарда.
- Дневной — 4 фарда.
- Послеполуденный — 4 фарда.
- Вечерний — 3 фарда.
- Ночной — 4 фарда.
Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) «Аллаху акбар».
Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.
Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите Суру «Фатиха»:
«Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль ‘алямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя на’бyдy ва ийякя наста’ийн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ан’амта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин.
Аамин. « (Произносится про себя)
Как правило, далее читают дополнительную суру или аят, равный по длине небольшой суре, например «Кяусар». Но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры «Фатиха».
Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.
Опустив руки, произнесите: «Аллаху акбар» и совершите руку’ (поясной поклон).
Руку’. Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина — на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.
После руку’ выпрямите тело до вертикального положения.
После выпрямления, со словами «Аллаху акбар», исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.
Сажда. Голова — между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.
После этого со словами «Аллаху акбар» поднимитесь с сажда в сидячее положение.
Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения «Субханаллах», со словами «Аллаху акбар» снова опуститесь в сажда.
Затем, со словами «Аллаху акбар», встаньте для исполнения второго рака’ата. Руки смыкаются на прежнем месте.
II рака’ат (намаз для новичка)
Сначала, как и в первом рака’ате, прочитайте суру «Фатиха», дополнительную суру, например «Ихлас» (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры «Фатиха» — см.выше) выполните руку’ (верхний поклон) и сажда.
После второго сажда второго рака’ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду’а) «Аттахийят»:
«Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака’атyх
Ассалямy алейна ва ‘аля ‘ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ‘абдyху уа расyлюх»
Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» указательный палец правой руки поднимается, а на «илля ллаху» — опускается.
Ка’да (сидение). Взгляд направлен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы — в свободном положении. Посадка смещена на голень левой ноги. Правая нога чуть отодвинута в сторону, пальцы ноги загнуты в сторону Киблы.
Произнесите приветствие: «Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах» с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем — в сторону левого.
Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы — в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд — на плечо.
Салям в левую сторону. Руки лежат на коленях, пальцы — в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают влево, взгляд — на плечо.
На этом Ваш намаз завершен.
В заключение Вы можете обратиться к Всевышнему Творцу с вашими ду’а.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ду’а. Руки соединены и приподняты, кончики пальцев — на уровне плеч. Ладони раскрыты вверх и располагаются под углом (примерно 45°) к лицу. Большие пальцы отведены в сторону.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.