Итак, мы отправляемся в синагогу. Выходя из дома, мы видим прикрепленную к косяку двери «мезузу».
Сказано в Торе (Дварим, 6 и 11): «. и напиши их [т.е. определенные отрывки из Торы] на дверных косяках дома своего и на воротах своих». Этими словами Тора говорит нам о заповеди «мезузы».
Так что же находится внутри прикрепленного к косяку нашей двери футляра? Там – полоска пергамента, на котором особым шрифтом, каким пишут свиток Торы, начертаны два отрывка из Торы, которые, в определенном смысле, являются символом еврейской веры. Первый из них начинается словами: Шма Исраэль —«Слушай, Израиль: Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь – един!», а второй: «И будет: если послушаетесь Моих повелений. » Первый отрывок содержит в себе признание единства Творца Вселенной и выражает готовность еврея подчиниться верховной власти Вс-вышнего, любя Его «всем сердцем своим, и всей душою своею, и всем существом своим». Второй – готовность исполнять все повеления Вс-вышнего и признание того, что Он награждает исполняющих Его волю и наказывает тех, кто уклоняется от этого.
Вот эти два отрывка Тора и повелевает нам помещать на косяках дверей и ворот – прикреплять «мезузы» на всех входах, ведущих в помещения, где мы живем. Не прикрепляют «мезузы» на дверях помещений, не предназначенных для жизни людей, – хлева для скота и птицы, конюшни, склада.
Широко распространено ошибочное мнение о том, что достаточно прикрепить «мезузу» лишь ко входной двери в дом. На самом же деле «мезузы» должны быть у всех дверей – включая те, что ведут на балконы (но не на дверях ванных и туалетов). «Мезузу» прикрепляют в нижней части верхней трети косяка с правой стороны входящего в дверь. Принято, чтобы «мезуза» была закреплена не в строго вертикальном положении, но была слегка наклонена по диагонали – верхней своей частью вперед, по направлению ко входу. Перед тем как вложить «мезузу» в футляр, ее скатывают в трубочку слева направо – так, чтобы имя Вс-вышнего «Ш-а-д-а-й», написанное на внешней стороне полоски пергамента, оказалось видным снаружи, и в таком положении ее укрепляют на косяке – чтобы имя Вс-вышнего было снаружи. Приготовившись прикрепить «мезузу» к ее месту, произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам устанавливать «мезузу»!»
Еврей обязан исполнить заповедь о «мезузе» немедленно после въезда в новую квартиру. Это никак не связано с так называемым «новосельем», как ошибочно думают некоторые. Если вы сняли квартиру, в которой нет «мезуз» на косяках дверей, следует как можно скорее позаботиться о том, чтобы ваш дом выглядел так, как подобает еврейскому дому. Если вы снимаете квартиру, имейте в виду, что эта обязанность лежит именно на вас, на жильцах дома, а вовсе не на ее хозяине.
Так обстоит дело в Стране Израиля. За ее пределами обязанность исполнения этой заповеди ложится на еврея лишь после того, как он проживет в квартире 30 дней. Почему Галаха делает такое различие? Дело в том, что есть еще одна заповедь: ишув Эрец-Исраэль, «заселение Страны Израиля», которая была чрезвычайно дорога нашим мудрецам и ради которой они приняли целый ряд постановлений, в частности, обязав еврея в Стране Израиля прикреплять «мезузу» сразу же при въезде в дом для того, чтобы он как можно быстрее почувствовал, что живет именно там, где надо.
По обычаю, проходя мимо «мезузы» – при входе в дом или при выходе из него, – прикладывают.к ней руку, которую затем целуют. Смысл этого обычая – напоминать нам о великих духовных ценностях, которые хранит в себе «мезуза».
Имя Вс-вышнего «Ш-а-д-а-й», написанное на оборотной стороне «мезузы» (часто также и на футляре «мезузы»), означает «Всемогущий». Но в кабалистических книгах указывается, что оно имеет также символическое значение, непосредственно касающееся заповеди о «мезузе»: оно расшифровывается как аббревиатура слов шомер длатот Исраэль – «Страж дверей Израиля».
В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что раби Йегуда Ганаси[1] получил однажды очень ценный подарок от могущественного иноземного царя. В качестве ответного подарка раби Йегуда послал. «мезузу». Это вызвало чрезвычайное неудовольствие царя: «Как?! Я послал ему такой дорогой подарок, а он ответил мне мелочью, стоимость которой даже сравниться не может с ценностью моего подарка! Не иначе как он пренебрегает и мною, и элементарной вежливостью! Узнав об этом, раби Йегуда ответил: «Ты мне послал подарок, который я вынужден буду постоянно охранять, а я послал тебе подарок, который сам будет охранять тебя всю жизнь. »
В Вавилонском Талмуде, в трактате Авода зара рассказывается еще одна история о «мезузе»: о том, что именно она послужила одной из причин того, что знаменитый гер (прозелит, нееврей, перешедший в еврейство) Онкелос[2], переводчик Пятикнижия на арамейский язык, решил присоединиться к еврейству. На него произвел очень глубокое впечатление тот факт, что земные цари только тогда могут спать спокойно, когда многочисленные слуги и воины охраняют их дворец, -в то время как Вс-вышний позволяет Своим служителям, исполняющим Его волю, спокойно спать в своих домах, а Он, «Страж дверей Израиля», Сам охраняет их.
И вот, в точности так же, как обрезание отличает тела евреев от тел всех остальных людей на свете, как «кипа» и «цицит» отличают одежду еврея от одежды всех остальных людей на свете – так же «мезуза» отличает еврейские дома от прочих домов.
[1] Раби Иегуда Ганаси (обычно называемый в Талмуде просто Раби) -инициатор записи Мишны и редактор её окончательной варианта. Глава СанГедрина и важнейшей йешивы в Стране Израиля, духовный вождь народа Израиля (ок. 135-200 гг. н.э.). Был также представителем народа Израиля в глазах Рима и других народов, причем сумел добиться значительных успехов на благо Израиля и отмены многих антиеврейских декретов. Жил в городах Бейт-Шеарим и в Ципори, в Нижней Галилее, похоронен в Бейт-Шеариме.
[2] Онкелос (1-11 вв. н.э.) – римлянин, перешедшие в еврейство. Перевел Тору на арамейский язык, на котором говорили евреи в то время. Благодаря своей простоте и понятности, перевод Онкелоса стал – с одобрения мудрецов Торы – самым распространенным переводом Торы во всей еврейской диаспоре.
Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!
Мезуза
Интересная статья, рекомендую почитать..
Пару слов о мезузе и, для начала, пару легенд.
Один из римских императоров послал Рабби Йеуде а-Наси в подарок драгоценный камень и предложил рабби Иуде ответить ему не менее ценным подарком. Рабби послал императору мезузу. Император был разочарован. «Я послал тебе драгоценности, а ты отплатил мне куском пергамента», — сказал он. Рабби ответил: «Верно, но ты подарил мне то, что я вынужден охранять, а мой подарок будет хранить тебя и твой дом».
После того как Онкелос, племянник римского императора принял иудаизм, император дважды посылал отряд легионеров, чтобы арестовать его, но тот увлек их учением Торы, и они тоже приняли иудаизм. В третий раз послал император отряд легионеров и запретил им вступать с Онкелосом в разговоры. Схватили они Онкелоса и повели, но, выходя из дома, взглянул он на мезузу, прикрепленную у входа, положил на нее руку и улыбнулся. Тогда спросили легионеры,чему он улыбнулся. Ответил Онкелос: повелось в мире, что император сидит внутри своего дворца, а слуги охраняют его снаружи; однако же Святой, благословенно Имя Его, охраняет снаружи своих слуг, находящихся внутри дома, как сказано: «Б-г охраняет тебя при твоем выходе и при твоем входе отныне и во веки веков.»
Перешли в иудаизм и эти легионеры, и более император не посылал за Онкелосом солдат.
.
Вавилонский талмуд, трактат Шаббат, 23б
Сказал Рав Уна: «Ответственно отнесшийся к исполнению заповеди о мезузе удостоится красивого жилища».
Вавилонский талмуд, трактат Санъэдрин, 113а
Сказал Рабби Элиэзер: «Город, в котором хотя бы на одном дверном косяке есть мезуза, никогда не будет развращен идолопоклонством и не будет уничтожен за это».
Зоар, гл. Пинхас
«Мезуза отводит нечистые силы от еврейского дома».
Зоар хадаш, мегилат Рут
«Даже в час, когда ангелу-разрушителю дано право приносить вред людям, приближаясь к дому евреев, он поднимает взор и видит пред собой имя Бога — Шадай — на мезузе, и подчиняется сказанному в Торе: “И не даст [Бог] вредителю войти в ваши дома для разрушения”»
Рамбам, Законы мезузы, часть 6
Должен человек помнить о мезузе, — обязательна она в любое время и для всех. И каждый раз, когда он входит или выходит, да прикоснется в присутствии Всевышнего к Имени Пресвятого, Благословен Он, и вспомнит о Его любви. И вспомнит он о Его учении и о бренности земного. И поймет, что ничто не вечно, кроме Превечного. И опомнится он, и пойдет по праведному пути».
Рамбам, Законы о тфилин
«Сказали мудрецы древности: ”Каждый, кто крепит тфилин на голову и на руку, цицит — на край одежды и мезузу — в дверном проеме, находится в поле безгрешности. Ибо имеет такой человек множество напоминаний [о заповедях], и напоминания эти — ангелы, хранящие его от греха, о которых сказано ”Располагается ангел Бога вокруг трепещущих пред Ним и спасает их“».
Раби Моше Альшейх
«И у входа в комнату, которая заключена внутри другой комнаты, нужно прикреплять мезузу. Ведь даже когда человек находится в глубоких внутренних покоях и скрыт от взора людей, он должен помнить, что око Всевышнего видит все и там».
Дон Ицхак Абарбанель
«Есть врата и мезузы, которые принадлежат одному человеку, они — часть его дома. Однако есть врата и мезузы, принадлежащие всему еврейскому народу, — это врата Эрец Исраэль. Благодаря мезузе мы вспоминаем Святую землю, родину народа Израиля».
Рабби Моше-Хаим Луцатто (РАМХАЛь)
«…Все буквы, которые мы видим в Торе, — суть проявления 22-х потоков божественного света (орот), находящихся в высших мирах. Эти трансцендентные потоки божественного света передают свой «свет» буквам, откуда и берётся святость самой Торы, святость свитка Торы, тфилин, мезуз и всех священных писаний. И соразмерно святости, в которой они пишутся, возрастает влияние и энергия потоков божественного света на сами буквы. Поэтому свиток Торы, в котором есть одна ошибка, полностью некошерен, ибо высший свет через него не проникает, как должно, передавая святость народу посредством его чтения…».
Вот все пытаемся с Руахом прибить мне мезузу, но как то пока не выходит, на следующей неделе точно. Надеюсь что обязательно прибьем в итоге.Но тут же родилась и темка. Предлагаю обсудить здесь тему мезузы, ее функция, где первый раз упоминается, какие есть виды, что там за текст, какую она несет каббалистическую функцию. Защищает ли она только еврея или же нет?
Кроме отрывка из «Шма» мезуза содержит также отрывок из Дварим, 11:13-20. Широко распространен обычай писать красивыми буквами на футляре, содержащем мезузу, имя Всевышнего «Шадай».
[Пятикнижие и Ѓафтарот: Ваэтханан, С. 106. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, С. 3493 (ср. Дварим, С. 1109)].
Пусть останутся обе темы, здесь можно будет задавать вопросы по законам прикрепления мезузы, ее содержанию и пр. в том же ключе. В теме «Сила Буквы» будем обсуждать каббалистические вопросы.
Кстати, Bludazt, то, что Ваша новая квартира съемная не препятствует прикреплению мезузот на косяках ее дверей. Но при съезде ты должен снять их, чтобы гойим не осквернили. Более того, не следует приглашать в свою квартиру людей, которые увидив мезузу могут плохо о ней отозваться — посмеяться или иным образом осквернить. В этом случае, порча падет как на них, так и на тебя.
Кашеровать мезузу следует раз в три года.
Мезуза — клаф, обладающий святостью, вместе с Сефер Тора и тфилин: отношение соответствующее.
Что значит кошеровать мезузу?
В данном контексте это значит, отдать свою мезузу на проверку сойферу или равину, чтобы установили — кошерная она или нет. Ведь за 3 года могла отойти краска, испортиться пергамент и пр., что делает мезузу некошерной.
Если мезуза испорчена, но подлежит исправлению, ее исправят и вернут, если исправить невозможно и мезуза стала псула, то есть непригодная, то ее не вернут, а похоронят на еврейском кладбище.
А понял точно, так же делают с тфилином.
Также и с тфилин, раз в три года коробочки вскрываются и клафы проверяется сойфером или равином.
Один из римских императоров послал Рабби Йеуде а-Наси в подарок драгоценный камень и предложил рабби Иуде ответить ему не менее ценным подарком. Рабби послал императору мезузу. Император был разочарован. «Я послал тебе драгоценности, а ты отплатил мне куском пергамента», — сказал он. Рабби ответил: «Верно, но ты подарил мне то, что я вынужден охранять, а мой подарок будет хранить тебя и твой дом».
Эту историю все знают, просто хочу напомнить. Также известна и другая история из гемары, как тот же Рабейну аКадош подарил мезузу нееврею, которого преследовали шедим. Шедим убежали, когда нееврей получил мезузу.
Согласно законам о мезузе (начиная с места в Торе), заповедь имеет отношение, разумеется, только к евреям. Гой не должен прикреплять мезузу, так как само прикрепление им — это уже осквернение ее, так как гой делает это не в исполнение заповеди, а в корыстных интересах (прочитал, наверное, что она защищает от малах амавэт и пр.).
В некоторых случаям мезузу можно дарить нееврею, если есть побуждение свыше и уверенность в том, что он будет к ней относиться подобающим образом. Однако, это может быть верно только в случае, если этот нееврей – гер (до гиюра), так как гой никогда подобающим образом отнестись к мезузе не сможет. Но я не даю совет универсальный, так как сразу возникнет вопрос – где у такого гера написано, что он гер? И главное – как это прочитать?
Но есть некоторые аспекты. Главный: гер (предполагаемый) не должен думать, что мезуза будет его охранять, он должен думать, что собирается исполнить заповедь Всевышнего. Когда пишут мезузот, сойфер говорит: «ради заповеди», когда он говорит это, он открывает ворота между мезузой и заповедью, то есть у мезузы есть сила дающая человеку возможность выполнить заповедь.
Еще раз повторю, что все вышесказанное не должно быть воспринято как рекомендация, что мезузу можно дарить гою и что мезуза может быть прикреплена гоем.
Когда Великие Учителя, в ОТДЕЛЬНЫХ случаях дарили мезузу нееврею — это был особый духовный акт и, который, в то же время, имел прикладную задачу. Это как раз то исключение, которое подтверждает правило.
Возвращаясь к мезузе. Могу сказать, что касается hалахических положений — то для категорического следования им нет необходимости заниматься каббалой. Каббала дает возможность найти подход к данному конкретному, уникальному случаю, к своей душе (или душе ближнего); hалаха же дает нам возможность совершить как можно меньше ошибок. Для каждого свой путь.
Но, раз уж эта тема посвящена Традиции, то здесь мы дарить мезузу нееврею не будем. Будем дарить ее в раздее «Сила Буквы».
1. Тора предписывает прикреплять мезузу на косяке каждой двери жилища еврея, а также на воротах, ведущих во двор с улицы (об исключениях см. ниже, п. 10).
2. Собственно мезузу — полоску пергамента с написанными на ней отрывками из Торы, составляющими два первых раздела молитвы «Шма» (Дварим, 6:4-9 и 11:13-21), — свертывают в трубку слева направо текстом внутрь. Затем ее помещают в футляр, который прикрепляют к косяку двери — чуть наискось, верхним концом вперед, по направлению входа. Если косяк узкий, лучше прикрепить мезузу в вертикальном положении, чем с внутренней стороны. Там, где евреи живут в окружении неевреев и есть обоснованные опасения, что мезузу могут украсть или испортить, разрешается прикрепить ее внутри, но обяза. тельно на косяке и на расстоянии не более 8 см от двери, когда она находится в закрытом положении.
3. Мезуза должна располагаться в нижней части верхней трети высоты косяка, не дальше 8 см от его внешнего края. Если дверь настолько высока, что мезуза, прикрепленная к верхней трети, оказывается заметно выше плеча человека среднего роста, ее следует прикрепить ниже; если дверь, наоборот, низка, мезузу следует прикрепить выше — но не ближе 8 см от притолоки.
Следует закрепить оба конца мезузы, в противном случае заповедь не исполняется (недо- ‘ пустимо, например, чтобы она висела на одном гвозде).
4. Перед тем, как прикрепить мезузу к косяку, произносят благословение: «Благословен. повелевший нам прикреплять мезузу», и немедленно приступают к этому делу. Если прикрепляют несколько мезуз подряд, достаточно произнести благословение один раз, но все время, пока не прикрепили последнюю мезузу, нельзя отвлекаться — даже говорить на посторонние темы.
Если мезуза была плохо закреплена и упала, ее прикрепляют снова и произносят благословение.
5. В отношении выбора косяка, на котором должна быть прикреплена мезуза, правила таковы. Для входной двери дома — прикрепляют к косяку -справа от входящего. На остальных дверях дома положение мезузы зависит от того, в какую сторону открывается дверь. Если дверь открывается вперед от входящего в комнату (т. е. по направлению движения входящего), мезузу прикрепляют справа; если, наоборот, дверь открывается навстречу ему, — то слева.
Если мезузу по ошибке прикрепили не там, где нужно, ее надо снять и вновь прикрепить на должном месте, произнеся благословение.
6. Если рядом с воротами двора есть калитка, то мезузы должны быть как на воротах, так и на косяке калитки.
7. Мезузу прикрепляют у входа в жилое помещение площадью не менее 3.68 м 2 , причем ведущая в него дверь должна иметь и косяки, и притолоку. Относительно помещений меньшей площади, а также веранд, балконов и т. п. следует проконсультироваться у раввина. Следует ли прикреплять мезузу на входе без косяков и притолок или на двери иной формы или иного типа, кроме створчатой, также надо спросить у раввина.
8. При постройке или ремонте дома мезузы прикрепляют только после установки дверей.
9. К косякам дверей временных помещений, которые по прошествии некоторого времени предполагается снести, мезузу не прикрепляют. В частности, это относится и к шалашу, который строят на время праздника Сукот. У входа в магазин мезузу прикрепляют, но не произносят благословения.
10. Не прикрепляют мезузу к косякам дверей, ведущих в нежилые помещения, а также помещения, предназначенные для гигиенических нужд (чердак, склад, оранжерея, хлев, сарай, ванная комната, туалет). Однако если через эти помещения проходят в жилые, то у входа в них мезузу надо прикреплять. Даже если нужно пройти десять служебных помещений, чтобы войти в квартиру, у дверей всех этих помещений следует прикрепить мезузы. Однако при входе во двор или в дом, где живут также неевреи, мезузу прикреплять не нужно. П. Мезуза, находящаяся с внутренней стороны двери в комнате, где находятся маленькие дети, которых подмывают и пеленают, должна быть прикрыта. Так же следует поступить с мезузой, находящейся в спальне супругов.
12. В Стране Израиля запрещается жить даже непродолжительное время в квартире, у дверей которой нет мезузы. За пределами Страны Израиля поступают так: вселяясь в квартиру, прикрепляют мезузы у всех дверей, не произнося благословения, а по прошествии 30 дней одну из них заменяют на лучшую или отдают на проверку и, прикрепляя ее, произносят благословение, имея в виду также все мезузы, уже находящиеся в доме.
13. При выезде из дома, в который вселяется другой еврей, следует оставить все мезузы. Новый жилец обязан оплатить их стоимость.
14. Следует относиться к исполнению заповеди о мезузе с чрезвычайным вниманием, так как ее исполнение продолжается непрерывно. В самом деле, каждый раз, когда мы выходим из дома или входим в него, мезуза на нашей двери напоминает нам о единстве Творца Вселенной, благословен Он, заставляет нас отвлечься от повседневных забот и осознать, что нет на свете ничего вечного и незыблемого, кроме нашего знания о Всевышнем. Поэтому, проходя мимо мезузы, мы целуем ее (обычно прикладываем к ней пальцы правой руки и затем целуем их).
15. Мезуза охраняет наш дом со всем, что в нем, и всеми, кто в нем живет, — даже в то время, когда они в дальней дороге. Мудрецы наши предупреждали, что за нарушение заповеди о мезузе, первыми расплачиваются наши малолетние дети, а за тщательное соблюдение этой заповеди Тора обещает долголетие — так как сказано в ней сразу после упоминания о мезузе: «. дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших» (Дварим, 11:21).
16. Еще сказали мудрецы наши: «Каждый еврей, который возлагает тфилин, носит цицит и к двери дома которого прикреплена мезуза, огражден от грехов».
17. По букве закона Торы мезузы в жилом помещении следует проверять дважды за семилетье, а в общественном — раз в 50 лет. Однако весьма желательно проверять их значительно чаще, так как они могут легко прийти в негодность из-за влажности, изменения температуры и т. д. Негодная же мезуза не только перестает быть «стражем дверей Израиля», но может навлечь на своего хозяина наказание свыше, так как он нарушает заповедь Торы. Поэтому принято проверять мезузы всякий раз, когда в жизни семьи происходят изменения (ср. с 9:19).
Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!
Когда римские солдаты пришли арестовывать перешедшего в иудаизм племянника императора Тита Аквиллу (известного также как Онкелос), им было строго-настрого запрещено разговаривать с задержанным (предыдущую «группу захвата» Аквилла уговорил принять иудаизм). Аквилла не сопротивлялся и только при выходе из дома, взглянув на дверной косяк, рассмеялся. Заинтригованные конвоиры спросили Аквиллу, почему он смеется (их недоумение понятно: человеку «вышак» ломится, а он улыбается. ). Аквилла сказал, что его смешат земные цари, которые прячутся внутри жилищ, выставляя у ворот стражу, в то время как у евреев все наоборот: внутри жилища находятся обычные люди, а Царь снаружи охраняет их. Солдаты попросили Аквиллу разъяснить свои слова и тогда он показал им на мезузу.
Мезуза — это первое, с чем сталкивается любой посетитель любого еврейского дома. Если вы захотите узнать, жили ли в этом доме евреи — посмотрите на дверной косяк. От еврейских хозяев непременно останется след. Это будет след мезузы. А раз так, то, пожалуй, следует познакомиться с тем, что такое мезуза.
Талмуд рассматривает мезузу как одну из семи мицвот (заповедей), данных Б-гом из любви к Израилю.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Буквально слово «мезуза» означает «дверной косяк». По сути же — это свиток пергамента (клаф). В тексте Торы дважды говорится о заповеди нанести слово Творца «на косяки (мезузот) твоего дома и твоих ворот» («Дварим», 6-9; 11-20).
Пергамент — внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал гладким. Это один из древнейших известных нам материалов для письма. Для его изготовления может быть использована только кожа кошерного животного. Пергамент из кожи кошерной птицы непригоден, потому что в нем много отверстий от перьев. Правда, если вы посмотрите на дверь еврейского дома, вы, вероятно, не увидите никакого пергамента. Он обычно помещается внутри защитного футляра. Это привело к определенной путанице по поводу того, что же такое мезуза. Некоторые ошибочно считают, что мезуза — это свиток вместе с футляром. Другие полагают, что футляр и есть мезуза. Люди даже покупают пустые футляры, считая что покупают мезузу! На самом деле мезуза — это свиток пергамента. И только свиток пергамента. Футляр нужен только для того, чтобы предохранить его от пыли и влаги. Некоторые евреи обходятся вовсе без футляров для мезузот внутри дома. Они оборачивают свиток в прозрачную пленку, чтобы видеть мезузу, а не футляр.
Итак, на пергаменте особым шрифтом (он называется СТаМ — аббревиатура слов Сейфер-Тора, Тфиллин, Мезуза) на двадцати двух строчках записаны первые две части (всего их три) молитвы «Шма». Текст этот целиком взят из Торы (Дварим, 6:4-9; 11:13-21). В этих отрывках декларируется наше признание Единства Творца и наша обязанность исполнять Его заповеди. Писать мезузы может только человек, освоивший эту специальность — сойфер. Профессия его названа так потому, что при записи священных текстов сойфер обязан строго контролировать количество знаков в тексте. Заметьте, даже не букв, а знаков. Контроль, естественно, сводится к подсчету этих знаков в тексте, а от глагола лиспор — считать — и произошло название этой профессии.
Вообще, к сойферу предъявляется целый ряд требований, смысл которых сводится к тому, что в праведности этого человека не должно быть сомнений. Мало того, что этот человек должен соблюдать субботу и кашрут, далеко не безразлично, о чем думал пишущий мезузу во время работы. Степенью доверия к сойферу порой объясняется стоимость мезузы. К некоторым сойферам, известным своей праведностью и добротой, выстраиваются очереди на написание тфиллин, мезуз и свитков Торы.
Прежде чем начать писать мезузу, софер нарезает пергамент на квадраты размером от 5х5 см для маленьких мезуз до 15х15 см для довольно больших. Затем он чертит едва заметные линии поперек листа, чтобы писать ровно. При этом буквы пишутся под каждой линией, как бы свисая с нее.
Мезуза пишется последовательно по порядку. Это означает, что если писец написал слово неверно и обнаружил это только, когда написал следующие слова, он не может просто вернуться и исправить слово. Если он это сделает, исправленное слово окажется написанным после слов, которые должны следовать за ним. Поэтому он должен стереть все, что было написано до ошибки и написать это все заново. Если одно из слов, которые нужно стереть — это имя Б-га, мезузу нельзя исправить, потому что имя Б-га нельзя стереть. Мезуза с ошибкой, которую нельзя исправить — псула, то есть непригодна к употреблению и должна быть похоронена. Такие мезузы и тфиллин, а также старые потрепанные священные книги хоронят на еврейском кладбище.
Закончив написание мезузы, писец отдает ее другому квалифицированному писцу на проверку. Некоторые проверяют свои мезузы сами. На писце лежит большая ответственность. Мезуза должна быть правильной, поэтому обращение к другому сойферу — это мера предосторожности.
Из соображений сохранности мезуза чаще всего помещается в футляр. На внешней стороне футляра пишут букву «шин», или буквы «шин», «далет», «йуд». Буквы эти образуют одно из имен Б-га, отражающее атрибут Его Всемогущества. Есть комментарий, согласно которому буквы эти — аббревиатура слов «Шомер длатот Исраэль» — «Страж врат Израиля».
Перед тем как поместить мезузу в футляр ее скатывают рулоном справа налево, так что, когда его разворачивают, прежде всего появляются первые слова. На обратной стороне клафа пишется одно из имен Вс-вышнего, состоящее из букв «шин», «далет», «йуд». Если вы свернули мезузу правильно, то это имя Вс-вышнего будет обращено к вам. Размещают мезузу в футляре таким образом, чтобы это имя находилось у передней части футляра.
Мезуза вешается на косяках дверей всех комнат еврейского дома или места работы, кроме дверей в ванную и туалет — эти помещения не считаются подходящими для священного предмета.
Правильное положение мезузы — на правом косяке при входе в комнату. Она должна находиться на верхней трети косяка, но не выше, чем 10 см от верха. В идеале она должна быть слегка наклонена в направлении комнаты. Если косяк слишком узкий для этого, мезузу вешают вертикально. Ее не вешают на дверях шкафов, кроме очень большого шкафа-кладовой, который представляет собой маленькую комнату.
Мезузы — это священные предметы, и еврей обязан заботиться о них. Особенно важно следить за сохранностью текста. Каждые три года мезузы отдают на проверку раввину или сойферу. Иногда слегка испорченные мезузы могут быть заново прописаны свежими чернилами. Если же повреждение более серьезное, мезузу следует заменить.
Многие относятся к мезузе как к своеобразному амулету или оберегу, способному охранить своего владельца. Это не так. Мезуза — это заповедь. Прикрепляя мезузу к дверному косяку мы тем самым выполняем волю Вс-вышнего, а уж Он в благодарность берется охранять наши жилища.
Кстати, Вавилонский Талмуд говорит, что после объяснений Аквиллы и вторая группа солдат также перешла в иудаизм.
Рабейну Моше бен Маймон (Маймонид, Рамбам) пишет: «Сказали мудрецы: «Каждый, у кого есть тфилин на голове и на руке, цицит на одежде и мезуза при входе в дом, наверняка воздержится от греха», потому что у него есть многие вещи, напоминающие ему об этом, и они охраняют его от греха» (Рамбам, Законы о мезузе, 5).
Переехав в новую квартиру после пятилетнего проживания в половинке вагончика, названного мною караваном, мы совершили по незнанию ошибку – повесили на входной двери старую мезузу.
Мезуза (ивр. — дверной косяк) — прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи чистого (кошерного) животного, содержащий часть стихов молитвы Шма. Пергамент сворачивается и помещается в специальный футляр, в котором затем прикрепляется к дверному косяку жилого помещения.
На внутренней стороне свитка нанесены стихи двух из трёх частей молитвы Шма, а на внешней стороне — слово Шаддай (Всемогущий, толкуется также как «Шомер далтот Исраэль» — Охраняющий двери Израиля)
Мезуза вешается на косяках дверей всех комнат еврейского дома или места работы, кроме дверей в ванную и туалет — эти помещения не считаются подходящими для священного предмета. Правильное её положение – на правом косяке при входе в комнату.
В момент прикрепления произносится благословение: «Благословен Ты, Господи… завещавший… нам укреплять мезузу».
Мезуза должна быть написана от руки квалифицированным софером (писцом) на пергаменте из кожи. Текст мезузы содержит 22 строки, которые состоят из 15 стихов и 713 букв.
Прежде чем начать писать мезузу, софер нарезает пергамент на квадраты размером от 5х5 см. для маленьких мезуз до 15х15 см. для довольно больших. Затем он чертит едва заметные линии поперек листа, чтобы писать ровно. Буквы пишутся под каждой линией, как бы свисая с нее.
Мезузы провозглашают единство Бога и существование завета между Ним и еврейским народом. В Пятикнижии дважды упоминается повеление нанести слово Господа на косяки дома: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём… и напиши их на косяках (мезузот) дома твоего и на воротах твоих.»
Лишь спустя годы, «похоронив» старую мезузу в положенном месте( как и должны были сделать несколько лет назад), повесили новые… Теперь живём в ожидании удачи…
. Веруя в силу мезузы, в её покровительство, мы прикладываем к ней пальцы правой руки, чтобы затем поднести их к губам. Такова традиция.
После того, как мы объяснили «на одной ноге», в чем заключаются замечательные права, которые Всевышний предоставил евреям, дав им заповеди, нам осталось только вспомнить народную пословицу: «Если не сейчас, то когда?» Жалко каждой минуты! Имеет смысл прямо сегодня начать исполнять хотя бы одну или две заповеди из 613-ти, и таким образом ваша еврейская душа медленно, но верно начнет раскрывать для себя тот факт, что она является самой настоящей частью Всевышнего.
Приведем примеры нескольких важных, но при этом легких в исполнении заповедей.
А. Каждое утро и каждый вечер надо произносить «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Един»).
Произнесение этих слов дважды в день, утром и вечером, является обычаем и основной и очень важной заповедью иудаизма, посредством исполнения которой выражается вера в Единого Б-га.
Для всех заповедей существует множество разъяснений, когда и как их следует осуществлять, поэтому очень важно изучить эти детали с квалифицированным раввином, или, по крайней мере, почитать о них в книге «Шулхан Арух». Но, тем не менее, важно начать выполнять эту заповедь еще до того, как вы приступите к изучению.
Общие объяснения, касающиеся заповеди о чтении «Шма Исраэль»:
1. Перед исполнением заповеди желательно помыть руки и убедиться, что находишься в чистом месте (нельзя это делать в туалете или в ванной).
2. Нужно произнести эти слова вслух (а не только в сердце) и после этого добавить шепотом предложение: «Барух Шем Кавод Мальхуто ле-Олам ва-Эд».
3. Принято, произнося эти слова, закрывать глаза рукой, поэтому, когда вы выучите их наизусть, рекомендуется делать именно так.
4. «Шма Исраэль» произносят дважды в день — утром и вечером.
Б. Укрепление мезузы на притолоке двери
Мезуза — это лист из натуральной кожи, на котором квалифицированным сойфером от руки написаны определенные отрывки из Торы. Мезузу укрепляют на дверном косяке справа, как сказано: «и запиши их на косяках твоих дверей и ворот».
Для этой заповеди также существует множество пояснений — как, на каких дверях, на какой части косяка нужно укреплять мезузу, и очень важно расспросить об этих деталях раввина, или, по крайней мере, почитать о них в «Шулхан Арух», но даже еще до того, как вы выяснили все детали, можно и нужно укрепить мезузу по крайней мере на входной двери.
1. Чтобы приобрести мезузу, обратитесь в вашу общину или к живущему неподалеку раввину. Преимущество этого способа в том, что так вы сможете сразу получить дополнительные пояснения по поводу того, как прикреплять мезузу.
2. Вы можете приобрести мезузу у нас, вместе с подробными пояснениями, как ее прикреплять.
Мезузу прикрепляют на входной двери, на притолоке справа (если повернуться ко входу), на верхней трети притолоки.
По поводу остальных дверей в квартире существуют подробные разъяснения, разные для разных дверей, поэтому здесь следует обязательно проконсультироваться с раввином.
Перед тем, как прикрепить мезузу к косяку, следует произнести благословение: «Барух ата… аль квиат мезуза», и после этого прибить гвоздями или же приклеить клеем футляр, внутри которого содержится мезуза.
Необходимо проследить за тем, чтобы мезуза не оказалась перевернутой. Один из способов убедиться, что все в порядке — найти букву «шин», которую обычно изображают на футляре для мезузы. Эта буква выглядит как три вертикальные палочки, стоящие на одной горизонтальной. Поэтому, если оказалось, что горизонтальная палочка буквы «шин», напротив, лежит на трех вертикальных, это значит, что мезуза перевернута, и следует ее снять и приделать заново правильным способом.
В. Еще одна заповедь, касающаяся в основном женщин: зажигание субботних свечей в пятницу вечером, перед заходом солнца.
Особенности еврейского календаря
Формирование национальных праздников — это сложный многоуровневый процесс, на который влияют культура, религия народа и его история. В праздниках наиболее ярко проявляются национальные особенности и связь с коллективной памятью народа. Большая часть праздников тесно связана с событиями реальной или мифологической истории этнической группы, и, по сути, является воспроизведением в настоящем какого-то священного события, происходившего в мифическом прошлом. Можно сказать, что посредством участия в праздничном .
ХАСИДЫ, МИТНАГДИМ, ХАБАД. Кто они?
Приходилось ли вам в жизни ли, на фотографии ли в журнале, или даже в карикатурном изображении видеть евреев, одетых странным образом: длинное черное пальто или черный сюртук, черные брюки с выглядывающими из под них чулками, ну и конечно же в огромной черной шляпе, а то и в меховой папахе, из под которой свисают по вискам замысловатые пряди завитых волос? Предполагаю, что большинству из вас все же приходилось. Любопытно, что, отвечая на мой вопрос, светский Израильтянин скажет: так это же датишник, ортодокс! Это .
Мезуза — исполнение заповеди
Проходя по городским улицам Израиля, вы можете увидеть на дверных косяках многих домов и магазинов небольшой продолговатый предмет. Это — мезуза. Нередко ее прикрепляют и те евреи, которые не считают себя «религиозными» и далеки от последовательного соблюдения еврейских традиций.Мезуза — доступный способ координации человеческих действий с Творцом в еврейском жилище. В Пятикнижии дважды упоминается повеление нанести слово Господа на косяки дома: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём… и напиши их на косяках (мезузот) дома твоего и на воротах твоих». (Втор. 6:9, 11:20) Этими словами Тора говорит о заповеди «мезузы».
Мезуза (מזוזה, буквально «дверной косяк») — свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного с двумя фрагментами Торы, написанными на иврите, прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме. Это первые два абзаца молитвы Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование завета между Ним и еврейским народом.
Первый отрывок содержит в себе признание единства Творца Вселенной и выражает готовность еврея подчиниться верховной власти Вс-вышнего и любить Его. Второй – готовность исполнять все повеления Вс-вышнего, помня о благословении и проклятии.Мезуза должна быть написана от руки глубоко религиозным и высоко квалифицированным софером (писцом). Текст мезузы состоит из 15 стихов, пишется в 22 строки, содержит 170 слов из 713 букв. Изготовить мезузу в домашних условиях практически невозможно — для этого нужно обладать очень широкими знаниями, найти опытных учителей и обладать специальным оборудованием. Прикрепляя мезузы к дверным косякам своего дома, еврей исполняет заповедь Творца, то есть живет согласно инструкциям Того, Кто создал этот мир.
Перед тем как вложить «мезузу» в футляр, ее скатывают в трубочку слева направо, так, чтобы имя Вс-вышнего «Шаддай» (שדי — «Всемогущий», толкуется также как акроним слов «Шомер длатот Исраэль»: «Охраняющий двери Израиля»), написанное на внешней стороне полоски пергамента, оказалось видным снаружи. Таким образом, на внутренней стороне свитка написаны стихи двух из трёх частей молитвы Шма, на внешней стороне — «Шаддай», в нижней части — «ירושלים» (Иерусалим). Пергамент сворачивается и помещается в специальный футляр, который крепится в верхней трети правого косяка дверного проёма. В большинстве своем мезуза наклонена внутрь верхним концом.
Мезузы крепятся на дверные косяки всех используемых помещений, которые принадлежат еврею (жилых или рабочих). Исключения составляют помещения, прямое использование которых относится к сфере отправления физиологических потребностей (туалет, ванная комната). Мезузы не крепят на дверях помещений, не предназначенных для жизни людей: хлев для скота и птицы, конюшни, склад. Мезуза на каждой двери дома напоминает о том, что все дела этого дома и все, что происходит в его стенах, должно быть служением Б-гу. Мезуза также символизирует взаимную преданность Б-га и еврейского народа, поскольку в ней записано краткое содержание договора между ними. Переходя с места на место в доме, еврей постоянно сталкивается с напоминанием о своих обязанностях по этому договору. В то же время, мезуза на каждой двери напоминает следующий стих: «Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» (Втор. 28:6). Это свидетельствует о выполнении Б-гом его части завета.
Еврей обязан исполнить заповедь о «мезузе» немедленно после въезда в новую квартиру.
По обычаю, проходя мимо «мезузы» – при входе в дом или при выходе из него, – прикладывают к ней руку, которую затем целуют. Смысл этого обычая – напоминать о великих духовных ценностях, которые хранит в себе «мезуза».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: (по материалам сайтов: http://www.jewish.ru/tradition/classics/practics/, http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://chassidus.ru/library/lau/mezuza.htm, http://www.moshiach.ru/study/judaism/mezuza.html http://www.jewishpetersburg.ru/ — подготовила Андрейкина В.П.)
Предлагая к рассмотрению тему заповедей, я не претендую на то, что в небольшой статье мы исследуем все аспекты этой темы. Мы коснемся здесь сложностей в понимании практики исполнения заповедей, ее актуальности в современной евангельской церкви. Существует некоторая недоговоренность в вопросе отношения к заповедям. С одной стороны мы читаем: «Блажен муж, крепко любящий заповеди… и о законе размышляет он день и ночь…». А с другой стороны: «…умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него…». На эту т
Из материалов V ежегодной московской межцерковной конференции «Израиль и Церковь в последние времена», 31 октября – 2 ноября 2013 г., церковь «Роса», г.Москва.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.