Молитва Елена дивеевская

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва елена дивеевская - подобранную специально для Вас!

Святая Елена Дивееская происходила из старинного дворянского рода и была родной сестрой Михаила Мантурова — ученика и помощника преподобного Серафима Саровского (Михаил был исцелен Серафимом от страшной болезни и много помогал святому).

Дети рано остались без родителей и в наследство получили имение, в котором и жили. В юности Елена стремилась к светской жизни, но в 17-летнем возрасте чудом была обращена к жизни духовной. Девушка увидела страшного змия, готового поглотить ее и в страхе взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!». Змий тут же исчез. С того дня Елена переменилась — стала читать духовные книги и мечтала исполнить свой обет.

За благословением она отправилась к Серафиму Саровскому. Старец долго испытывал Елену и только через три года благословил ее на поступление в Дивеевскую Казанскую общину. Елена не боялась труда и исполняла самые тяжелые послушания. Она была очень доброй и часто тайно помогала сестрам. Однажды брат Елены Михаил тяжело заболел. «Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!» — сказал ей Серафим Саровский. «Благословите, батюшка», — смиренно ответила Елена. Вскоре она тихо скончалась, сподобившись перед смертью нескольких чудесных видений. Мощи подвижницы покоятся в храме Рождества Богородицы рядом с мощами преподобных Александры и Марфы. По молитвам святых совершались и совершаются чудесные исцеления.

Хотя Елена и была сестрой Казанской общины, монахиням Мельничной обители Серафим Саровский говорил, что она их госпожа и начальница. Смиренная Елена, услышав эти слова, отвечала старцу: «Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Луч­ше прикажите мне умереть у ног ваших…»

Елена перед смертью сказала батюшке Серафиму, что боится умирать, на что старец ответил: «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная ра­дость».

День памяти 10.06 н.ст. (28.05 ст.ст.)

В 17 лет дворянка Елена Васильевна Мантурова, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни через видение страшного змия, собиравшегося поглотить ее.

Она закричала: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву — никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змий тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала скорее уйти в монастырь, страшась гнева Царицы Небесной за неисполнение данного ею обета. Но только через три года преп. Серафим благословил Елену Васильевну поступить в Дивеевскую Казанскую общинку, все это время испытывая ее. «Не монастырь путь твой, — говорил Батюшка, — ты замуж выйдешь, и жених у тебя будет преблагочестивейший. » Только потом Елена Васильевна поняла, о каком женихе говорил батюшка Серафим: он имел в виду Небесного Жениха — Самого Господа Иисуса Христа.

В 1826 г. прп. Серафим предполагал сделать Елену начальницей Казанской общины вместо болевшей Ксении Михайловны Кочеуловой. В 1827 г. прп. Серафим устроил Мельничную девичью обитель в Дивееве, в которую перевел 7 сестер из прежней общины. Начальницей назначил Елену, но она по смирению отказалась.
Батюшка Серафим приказал сестрам Мельничной обители благословляться и относиться, как к начальнице, к Елене Васильевне Мантуровой. Хотя Елена Васильевна до конца своих дней жила в Казанской общине, мельничным сестрам Батюшка говорил о ней: «Госпожа ваша! Начальница!» Но это так смущало юную подвижницу, что она повторяла: «Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Лучше прикажите мне умереть у ног ваших…» Елена Васильевна наравне с другими сестрами трудилась на послушаниях и, кроме того, как «словесная», по выражению Батюшки, исполняла многие трудные поручения. Необыкновенно добрая от природы, она много помогала сестрам втайне. По заповеди, данной ей Батюшкой, она больше молчала и постоянно молилась.

В 1827—1830 гг. на средства от продажи ее с братом имения были выстроены церкви Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы при Казанском храме для сестер 2 дивеевских общин. Со времени освящения храмов, пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.

Однажды ее брат Михаил, также верный ученик Преподобного, тяжело заболел, и Старец сказал монахине Елене: «Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!» — «Благословите, Батюшка», — смиренно ответила она. После этого батюшка Серафим долго беседовал с ней. «Батюшка, я боюсь смерти», — призналась Елена Васильевна. «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная радость». Как только она шагнула за порог батюшкиной кельи, тут же и упала. Батюшка привел ее в чувство, но, вернувшись домой, она слегла в постель со словами: «Теперь я уже более не встану!»

Она скончалась 27-ми лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет. Елена Васильевна была чрезвычайно красивой и привлекательной наружности, круглолицая, с быстрыми черными глазами и черными же волосами, высокого роста.
В тот же час батюшка Серафим, провидев духом, поспешно и радостно посылал работавших у него в Сарове сестер в Дивеево, говоря: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа ваша отошла ко Господу!»

Все это произошло 28 мая/10 июня 1832 года, накануне праздника Пятидесятницы, а на другой день, в саму Троицу, во время заупокойной Литургии и пения Херувимской песни, воочию всех предстоящих в храме покойная Елена Васильевна, как живая, три раза радостно улыбнулась в гробу своем.

Ее похоронили рядом с могилой первоначальницы матушки Александры, с правой стороны Казанской церкви. В эту могилу не раз собирались похоронить многих мирских, но матушка Александра, как бы не желая этого, совершала каждый раз чудо: могила заливалась водой и хоронить делалось невозможным Теперь же та могила осталась сухой, и в нее опушили гроб праведницы и молитвенницы Серафимовой обители.

Из образов Елены Васильевны остались в обители: икона Елецкой Божией Матери 1773 года в серебряно-золоченой ризе, родительское благословение ее; икона Успения Богоматери в фольге; икона Спасителя, несущего крест, по воску работана разноцветным бисером самой Еленой Васильевной. В настоящее время местонахождение их неизвестно.

Читайте так же:  Сильная молитва чтоб не отказали

Архиерейским Собором РПЦ 2004 г. прославлена к общецерковному почитанию. Мощи находятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Серафимова Дивеевского монастыря.

15 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых

Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Ца­ри­ца Небес­ная по­ка­за­ла ей оби­те­ли Небес­но­го Ди­ве­е­ва. Через несколь­ко дней бо­лез­ни она мир­но скон­ча­лась на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы. Еле­на Ва­си­льев­на бы­ла по­хо­ро­не­на ря­дом с пер­во­на­чаль­ни­цей ма­туш­кой Алек­сан­дрой. Не раз на этом ме­сте хо­те­ли хо­ро­нить мир­ских лю­дей, но мо­ги­ла все­гда за­ли­ва­лась во­дой. Ко­гда же хо­ро­ни­ли мо­на­хи­ню Еле­ну, это ме­сто оста­ва­лось су­хим.

Ди́вно бы́сть ко Го́споду призва́ние твое́, сла́вно бы́сть и равноа́нгельное житие́, кро́тко бы́сть твое́ крестоноше́ние, чу́дно бы́сть смиренному́дрие твое́. Послу́шлива была́ еси́ да́же до ча́ши сме́ртныя и из Диве́евской оби́тели в Небе́сную взошла́ еси́. Ра́дуйся, Еле́но преподо́бная, и не оста́ви ны предста́тельством твои́м.

Перевод: Удивительно было твое призвание ко Господу, славной была и жизнь, подобная ангельской, с кротостью несла ты свой крест, чудесно было смиренномудрие твое. Ты была послушна даже до смертной чаши и из Дивеевской обители взошла в Небесную (обитель). Радуйся, преподобная Елена, и не покидай нас в заступничестве твоем.

Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.

Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.

Ми́ра суету́ оста́вивши, блаже́нная Еле́но, в Диве́евскую оби́тель всели́лася еси́, и от избра́нника Влады́чицы Пречи́стыя услы́шала еси́: вску́ю сме́рти убоя́лася еси́? По́двигом до́брым подвиза́лася еси́, тече́ние сконча́ла, ве́ру соблюла́ еси́. Про́чее у́бо соблюда́ется вене́ц пра́вды ти, его́же возда́ст ти Госпо́дь в день он, я́ко всем возлюби́вшим явле́ние Его́. Потщи́ся же ско́ро приити́ к Пра́ведному Судии́.

Перевод: Мира суету оставив, блаженная Елена, ты поселилась в Дивеевской обители, и от избранника Владычицы Пречистой услышала ты: «Почему ты боишься смерти?» Ты подвизалась подвигом добрым, жизнь завершила и веру сохранила (2Тим.4:7). А теперь готовится тебе венец правды, который воздаст тебе Господь, в определенный Им день, как и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:8). Постарайся же скоро прийти к Праведному Судие (2Тим.4:9).

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.

О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Еле́но, Диве́евская сла́во и похвало́, от огнеды́шащего зми́я, тя поглоти́ти тща́вшагося, моли́твами ко Го́споду и де́вственнаго жития́ обетова́нием чуде́сно изба́вленная, святы́м преподо́бным Серафи́мом ко и́ночеству предугото́ванная и Самому́ Го́споду уневе́щенная, нача́льницею общи́ны деви́ческия избра́нная, оба́че слуго́ю всем смиренному́дренно я́вльшаяся, послу́шлива да́же до сме́рти ста́рцу твоему́ бы́вшая, по словеси́ его́ за бра́та твоего́ многострада́льнаго младо́ю уме́ршая, еще́ на земли́ Цари́цу Небе́сную и Христа́ Го́спода ви́девшая и во оби́тели Небе́сныя восхище́нная, моли́ся за ны, малоду́шныя и непослу́шливыя, да и мы сподо́бимся благода́тнаго вразумле́ния, скоре́йшаго исправле́ния и ве́чнаго спасе́ния. Ами́нь.

Святая Елена Дивеевская прожила недолгую, но глубоко праведную жизнь. Сегодня к её мощам приходят за помощью и исцелением. А ведь когда-то юная девушка вовсе не собиралась принимать постриг, а тянулась к светской жизни и мечтала о замужестве.

Елена Васильевна Мантурова — уроженка села Нуча, находившегося в Нижегородской губернии. Воспитанием рано осиротевшей девочки занимался её старший брат, Михаил Васильевич Мантуров. Они были потомками старинного дворянского рода. Брат Елены Васильевны был намного старше неё и нёс военную службу в Лифляндской губернии.

Читайте также похожие статьи:

Молодая Елена, которой на 1821 год должно было исполниться 17 лет, была весела, любила светские мероприятия и готовилась выйти замуж. Но однажды в её жизни произошёл случай, который в корне изменил судьбу девушки раз и навсегда.

Единственным живым кровным родственником Елены и Михаила был их дедушка по матери. Перед смертью он попросил своих внуков приехать к нему, чтобы получить в наследство всё его имущество. Так сложилось, что Михаил Васильевич на тот момент дома отсутствовал, и его сестра отправилась к деду одна. Застать в живых родственника ей не удалось, Елена Васильевна попала уже на похороны. Закончив все дела, она отправилась обратно. На почтовой станции экипаж княжны остановился, и, пока прислуга ушла готовить хозяйке чай, Елена осталась в карете одна. К слову, девушка тогда приболела и чувствовала себя неважно.

В отсутствие свиты, она увидела страшное видение — огромный чёрный змей, спускался с небес прямо на неё. В испуге Елена Васильевна взмолилась о помощи Царице Небесной и дала обет, что не выйдет замуж и уйдёт в монастырь. Видение тут же рассеялось.

Именно после этого Елена Мантурова очень переменилась, стала серьёзной, углубилась в чтение духовной литературы и молитву. Свадьба с женихом расстроилась. Беседуя с братом, девушка поделилась с ним, что светский образ жизни ей опротивел, а к своему жениху она внезапно охладела и никаких нежных чувств к нему больше не питает. Михаил Васильевич Мантуров в то время был уже знаком с преподобным старцем Серафимом из Сарова, который наставлял его на верный путь ради спасения души. Елена решила ехать к отцу Серафиму за благословением для ухода в монастырь.

Статьи о преподобном старце Серафиме:

Читайте так же:  Скульптура антокольского Ангел молитвы

Вскоре она прибыла к Серафиму Саровскому, но мудрый старец не дал ей того, чего она просила. Молодая темпераментная княжна не была готова к жизни в обители, но не понимала этого. Серафим это знал и три года, незаметно для самой Елены, готовил её к подвижничеству. Спустя это время Елена Васильевна была принята в Дивеевскую Казанскую общину. Преподобный отец дал ей наставления, согласно которым нужно было больше молиться и меньше вступать в разговоры. Добрая и отзывчивая от природы девушка послушно выполняла советы старца, помогая во всём сёстрам обители.

Михаил Васильевич, в свою очередь, принимал активное участие в построении церквей и храмов при монастыре. Всё своё имущество он пожертвовал в пользу нуждающихся и переселился с семьёй в скромное жильё, терпя нужду.

Когда пристроенные храмы были освящены, батюшка Серафим избрал Елену Васильевну на место церковницы и ризничей. Её постригли в рясофор. Все 8 лет, что жила матушка Елена в Дивеевской обители, она точно исполняла все распоряжения отца Серафима.

Интересно! Когда Елена оставалась одна, ей часто являлся в разных обликах хозяин мира злых духов, отчего она не раз лишалась чувств и была очень напугана. Батюшка Серафим, узнав об этом, успокоил её, но сказал не оставаться никогда одной в церкви. С тех пор матушка была всегда в сопровождении кого-то из сестёр, а видения не повторялись.

Кончина преподобной Елены Дивеевской вызывает удивление до сих пор.

Известно, что её брат Михаил Васильевич тяжело заболел. Отец Серафим как-то вызвал к себе свою духовную дочь и дал ей послушание — умереть за своего брата. По словам батюшки, Мантуров ему был ещё нужен для обустройства обители.

Называя её «Радость моя», старец долго беседовал с Еленой об уготованных в Царствии Небесном благах для всех праведников, после чего она со спокойствием и смирением ушла к себе в келью, где в скором времени слегла в постель. Рядом с ней до последней минуты находилась её послушница, Ксения Васильевна.

Матушка выполнила послушание и приняла смерть вместо своего брата на 27 году жизни. Серафим Саровский предсказал, что мощи матушки скоро будут перенесены для почивания в обитель.

Пророчество Серафима Саровского сбылось и в 2000 году состоялось обретение мощей Елены Дивеевской. Их перенесли в храм Рождества Богородицы.

До этого на месте погребения Елены свершались многочисленные чудеса исцеления. В монастырских книгах было много записей, свидетельствующих об этом. Но, после закрытия в 1927 году обители, они были утеряны.

Важно! В наши дни к святой обращаются с молитвами об исцелении болезней ног, костей, об избавлении от головных болей. Она помогает душевнобольным.

Память святой в Русской православной церкви почитается 28 мая и 8 июля.

Елена Васильевна Мантурова стала ярким образцом подвижнической жизни в русской православной истории XIX века. Она пользовалась большим уважением монахинь, но была всегда кротка и молчалива. Трудилась на благо монастыря наравне со всеми и тайно помогала нуждающимся, чем могла.

Проявляя высшую степень смирения перед Богом и Царицей Небесной, преподобная Елена удостоилась чудесных видений перед своим отходом в мир иной. Во время отпевания на лице святой три раза появлялась улыбка.

Важно! Святая продолжает помогать всем верующим, прибегающим к её заступничеству, и причислена к лику местночтимых святых Нижегородской Епархии.

Тропарь прп. Алекса ндре Дивевской, глас 5:

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено, преподобная мати Александро, слез источник непрестанный соделалася еси, молитву в Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную и изобилие благодати Божия стяжала еси, благословение Царицы Небесныя, об основании Четвертаго Ея Жребия во вселенней исполнивши; восхваляем тя с преподобным Серафимом, емуже и попечение об обители сей заповедала еси, и лобызающи стопы твоя смиренно молим тя: помяни нас у Престола Божия.

Кондак преподобной Александре Дивеевской, глас 3:

Воспоим днесь Пресвятую Деву, явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во вселенней, преподобную матерь нашу Александру, да ея молитвами Господь подаст нам грехов прощение.

Молитва преподобной Александре Дивеевской:
О, святая угоднице Божия преподобная мати наша Александро! Приими недостойныя молитвы наша, с пламенною верою к тебе возносимыя, и помози нам христианския добродетели стяжати, веру крепкую и любовь к Богу и к ближним имети, крест скорбей и болезней терпети. О, госпоже наша и мати! Прости, благослови, помолися за нас, да и мы будем прощены, яко ты прощена, и помяни нас у Престола Божия, да твоими молитвами спасаеми в нынешнем веце и в будущем, удостоимся хвалити и воспевати Всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной Марфе Дивеевской, глас 2:

Равноангельное житие стяжавшая, дивная отроковице и собеседнице преподобного Серафима, госпоже и мати наша Марфо, ныне в мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, моли о нас милостиваго Бога, Небеснаго Дивеева начальнице.

Видео (кликните для воспроизведения).

К ондак преподобной Марфе Дивеевской, глас 8:

Небесною кротостию, молчанием и неземною радостию исполнилася еси, юная и невиданная доселе в Дивеее отроковице, преподобная мати наша Марфо, в великую схиму от преподобного Серафима облеченная; темже водворилася еси с мудрыми девами в Небесном чертозе и со Ангелы Всецарю непрестанно предстоиши.

Молитва преподобной Марфе Дивеевской:
О, богомудрая и дивная отроковице, сосуде благодати Божия, в простоте голубиной пожившая, кротостию небесною, чистотою и послушанием просиявшая, сотаиннице преподобнаго Серафима, Небеснаго Дивеева начальнице, госпоже и мати наша Марфо, буди любящим и чтущим тя ходатаица спасения, в страсе Божием нас утверди, да горняя мудрствуем, а не земная, изнемогающия силы наша на бодрость премени, в любве и единомыслии укрепи и помяни нас, грешных, у Престола Божия во Царствии Небеснем.

Тропарь преподобной Елене Дивеевской, глас 1:

Добродетельми кротости, смирения и воздержания просиявшая, таинственная начальнице Мельничныя общины в Дивееве явилася еси, преподобная мати наша Елено, даже до смерти в совершенном послушании старцу Серафиму пребыла еси и Господа лицезрети сподобилася еси, испроси и нам дерзновение Ему Единому служити во спасении душ наших.

Кондак преподобной Елене Дивеевской, глас 5:

В монашестве благочестно поживши и в юных летех путь свой скончавши, послушанием, постом и молитвою вечно неразлучною в сретению Жениха себе предуготовившая, богомудрая Елено, молим тя: от бед избави нас твоими молитвами, блаженная.

Читайте так же:  Молитва чтобы правда восторжествовала

Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4:

Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8:

Дивеевстия светильницы всесветлыя, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, в пощении, бдении, молитве и трудех добре подвизалися есте и по смерти нас освящаете чудес источеньми и исцеляете недугующих души; молите Христа Бога грехов оставление даровати любовию чтущих святую память вашу.

Молитва преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским:

О, преподобныя матери наша, Александро, Марфо и Елено, аще и скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете и наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце Христу Богу нашему. Вы, преподобныя, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Серафимом, Саровским чудотворцем, имеете дерзновение ко Пресвятей Троице и Пречистей Деве Марии. Будите молитвенницы о нас недостойных, жительствующих во святей обители сей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы всем приходящим с верою и ко святым мощам вашим припадающим, да, вашими молитвами сохраняеми, невредими от всякаго зла пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добродетельми кротости, смирения и воздержания просиявшая, таинственная начальнице Мельничныя Общины в Дивееве явилая еси преподобная мати наша Елено, даже до смерти в совершением послушании Старцу Серафиму пребыла еси и Господа лицезрети сподобилася еси, испроси и нам дерзновение Ему Единому служити во спасение душ наших.

В монашестве благочестно поживши и в юных летех путь свой скончавши, послушанием, постом и молитвою вечно-неразлучною к сретению Жениха себе предуготовившая, богомудрая Елено, молим тя: от бед избави нас твоими молитвами, блаженная.

Род. в семье титулярного советника В. Ф. Мантурова. Рано осиротела, жила со старшим братом Михаилом. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», ок. 1822 г. Мантурова пережила сильное духовное потрясение. Возвращаясь с похорон деда, она была напугана видением огромного черного змея, стремившегося ее поглотить. Только призывание Матери Божией и обещание уйти в мон-рь заставили чудовище исчезнуть. С этого времени Мантурова начала обращаться за советами и руководством к прп. Серафиму Саровскому, к-рый подготовил ее к монашеской жизни и в 1825 г. благословил поступить в небольшую (30 чел.) жен. общину при приходской Казанской ц. с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой)

В 1826 г. прп. Серафим предполагал сделать Е. начальницей Казанской общины вместо болевшей Ксении Михайловны Кочеуловой. В 1827 г. прп. Серафим устроил Мельничную девичью обитель в Дивееве, в к-рую перевел 7 сестер из прежней общины. Начальницей назначил Е., но она по смирению отказалась. Прп. Серафим распорядился сестрам во всем брать благословение у Е. и относиться к ней как к начальнице. При этом Е. до самой кончины проживала в своей келье в Казанской общине.

В 1827-1830 гг. на средства от продажи ее с братом имения были выстроены церкви Рождества Христова и Рождества Пресв. Богородицы при Казанском храме для сестер 2 дивеевских общин. Со времени освящения храмов, 6 авг. 1829 г. и 21 сент. 1830 г., Е. была назначена прп. Серафимом ризничей и определена на пономарское послушание. Между 1829 и 1830 гг. Е. была пострижена саровским иером. Иларионом в рясофор. Под камилавку ей была сшита шапочка из поручей прп. Серафима и им самим надета при постриге. Е. читала неусыпаемую Псалтирь, т. к. в обители было мало грамотных сестер. Согласно летописи мон-ря, бесы неоднократно запугивали подвижницу, являясь в разных образах, поэтому прп. Серафим запретил Е. в любое время оставаться одной в церкви.

В 1829-1830 гг. Е. выкупила у господ Ждановых землю, на которой располагались строения и огороды Казанской общины. Е. помогала обеим общинам в случае недостатка денежных средств и занималась тайной благотворительностью неимущим.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записаны слова прп. Серафима, сказанные о Е., что «она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы, аки дева», что она «фрейлина Царицы Небесной» и «со временем ее мощи и Марии Семеновны [прп. Марфы Дивеевской] будут почивать открыто в обители». Он также называл Е. и прп. Марфу «начатком сестер Мельничной общины на небесах».

После кончины преподобной в обители остались Елецкий образ Божией Матери 1773 г. в серебряно-золоченой ризе, родительское благословение Е., икона Успения Пресв. Богородицы в фольге, икона Спасителя, несущего крест, выполненная Е. бисером по воску. К 2008 г. местонахождение святынь неизвестно.

Почитание Е. началось в Дивееве вскоре после ее кончины. С кон. 50-х гг. XIX в. в обители записывались чудеса и исцеления, происходившие на могиле Е. (записи не сохр.). После закрытия в 1927 г. Дивеевского мон-ря и последующего в 1937 г. закрытия приходской Казанской ц. могилы близ храма были снесены. В июле 1991 г. были проведены раскопки, выявившие места захоронений прп. Александры, прп. Марфы, Е. и Мотовилова. Были восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты. В кон. сент. 2000 г. в связи с подготовкой прославления прп. Александры, прп. Марфы и Е. были проведены раскопки, в ходе которых 27 сент. были обретены мощи подвижниц. 22 дек. 2000 г. Е. вместе с др. подвижницами была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. Архиерейским Собором РПЦ 2004 г. прославлена к общецерковному почитанию. Мощи находятся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Серафимова Дивеевского мон-ря.

Архивные материалы: РГИА. Ф. 796. Оп. 170. Д. 2484, 1889 г.; ЦА Нижегородской обл. Ф. 5. Оп. 45. Д. 116. Л. 35, 37; Ф. 152. Оп. 96. Д. 208, 593, 758; Ф. 570. Оп. 556. Д. 201. Л. 8-8 об., 17, 19, 1828 г.; ЦА Нижегородской обл.- 3 (Балахна). Ф. 570. Оп. 559 «А». Д. 310, 950, 966, 982, 999, 1014, 1029, 1060; Оп. 559 «Б». Д. 409. № 19; Д. 981. № 9.

Читайте так же:  Илья пророк икона и молитва

Литература: Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032, 1996р. С. XIII, 156, 164-171, 186, 191-192, 216-217, 259, 271-274, 276-277, 287-288, 293-294, 417-425, 732; Житие прп. Елены Дивеевской. [Дивеево,] 2000; Жития преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. [Дивеево,] 2001; Обретение св. мощей преподобных жен Дивеевских Александры Первоначальницы, Марфы и Елены // Дивеевский ПЦК, 2001. Дивеево, 2000. С. 98-101, 123-126, 170; Лебединский Л., прот. Ист. описание Дивеевской жен. общины 1839 г. // Нижегородская старина. 2004. Вып. 8. С. 35-40; Беляев С. А. Обретение дивеевских святынь // Прп. Серафим Саровский: Агиография, почитание, иконография. М., 2004. С. 211-222; Записки Н. А. Мотовилова. М., 2005. С. 152; Определение Свящ. Архиерейского Собора РПЦ 3-8 окт. 2004 г. // ПЦК, 2006. М., 2005. С. 10.

Память прп. Александры Дивеевской и Собор Дивеевских святых

Добродетельми кротости, смирения и воздержания просиявшая, таинственная начальнице Мельничныя Общины в Дивееве явилая еси преподобная мати наша Елено, даже до смерти в совершением послушании Старцу Серафиму пребыла еси и Господа лицезрети сподобилася еси, испроси и нам дерзновение Ему Единому служити во спасение душ наших.

В монашестве благочестно поживши и в юных летех путь свой скончавши, послушанием, постом и молитвою вечно-неразлучною к сретению Жениха себе предуготовившая, богомудрая Елено, молим тя: от бед избави нас твоими молитвами, блаженная.

Преподобная Елена Дивеевская , в миру – Елена Васильевна Мантурова.

Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.

В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее. Девушка взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змей тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить своё обещание.

Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Но только через три года преподобный Серафим Саровский благословил Елену поступить в Дивеевскую Казанскую общину.

Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освещения храмов пристроенных к Казанской церкви ( Рождества Христова и Рождества Богородицы ), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.

Так прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Через несколько дней болезни 28 мая 1832 года накануне дня Святой Троицы она тихо скончалась. Провидя это духом, святой Старец посылал всех в Дивеево : «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».

На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли.

26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, которые вместе с мощами схимонахини Александры (Мельгуновой) и схимонахини Марфы (Мелюковой), согласно пророчеству отца Серафима , Были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы . 22 декабря 2000 года состоялось её прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии.

Православные верующие вспоминают новоявленную святую Земли Русской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празднования Собора святых жён Дивеевских.

По молитвам преподобной Елены Дивеевской совершаются чудеса исцеления от болезней ног, суставов, зубной и головной боли, душевных расстройств и других заболеваний.

«О Святая новоявленная угодница Божия, Преподобная мати Елено, поминай нас в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь».

На верхнем фото фреска Казанского собора : Преподобный Серафим Саровский благословляет преподобную Елену Дивеевскую умереть за брата.
На нижнем фото монахиня Елена (Мантурова). Старинный портрет дивеевской работы. Репродукция скопирована из путеводителя « Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь ».

Страница создана 02.01.2011. Последнее обновление 24.06.2013. Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи.

Сегодня празднуется память преподобной Елены Дивеевской — удивительной святой, которую благословил на иноческий подвиг сам преподобный Серафим Саровский. Она скончалась, когда ей было 27 лет; преподобный Серафим говорил, что она всегда находится рядом с Пресвятой Богородицей в Царствии Небесном.

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к жизни ду­хов­ной.

Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее. Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.

Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.

Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась. Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей.

Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.

Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли». На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния.

В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.

26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы.

Читайте так же:  Молитва на изгнание дьявола из человека на латыни

22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии. Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.


Фрагмент статьи из т. 18 «Православной энциклопедии»

Род. в семье титулярного советника В. Ф. Мантурова. Рано осиротела, жила со старшим братом Михаилом. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», ок. 1822 г. Мантурова пережила сильное духовное потрясение. Возвращаясь с похорон деда, она была напугана видением огромного черного змея, стремившегося ее поглотить. Только призывание Матери Божией и обещание уйти в мон-рь заставили чудовище исчезнуть. С этого времени Мантурова начала обращаться за советами и руководством к прп. Серафиму Саровскому, к-рый подготовил ее к монашеской жизни и в 1825 г. благословил поступить в небольшую (30 чел.) жен. общину при приходской Казанской ц. с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой)

В 1826 г. прп. Серафим предполагал сделать Е. начальницей Казанской общины вместо болевшей Ксении Михайловны Кочеуловой. В 1827 г. прп. Серафим устроил Мельничную девичью обитель в Дивееве, в к-рую перевел 7 сестер из прежней общины. Начальницей назначил Е., но она по смирению отказалась. Прп. Серафим распорядился сестрам во всем брать благословение у Е. и относиться к ней как к начальнице. При этом Е. до самой кончины проживала в своей келье в Казанской общине.


В 1827-1830 гг. на средства от продажи ее с братом имения были выстроены церкви Рождества Христова и Рождества Пресв. Богородицы при Казанском храме для сестер 2 дивеевских общин. Со времени освящения храмов, 6 авг. 1829 г. и 21 сент. 1830 г., Е. была назначена прп. Серафимом ризничей и определена на пономарское послушание. Между 1829 и 1830 гг. Е. была пострижена саровским иером. Иларионом в рясофор. Под камилавку ей была сшита шапочка из поручей прп. Серафима и им самим надета при постриге. Е. читала неусыпаемую Псалтирь, т. к. в обители было мало грамотных сестер. Согласно летописи мон-ря, бесы неоднократно запугивали подвижницу, являясь в разных образах, поэтому прп. Серафим запретил Е. в любое время оставаться одной в церкви. В 1829-1830 гг. Е. выкупила у господ Ждановых землю, на которой располагались строения и огороды Казанской общины. Е. помогала обеим общинам в случае недостатка денежных средств и занималась тайной благотворительностью неимущим.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записаны слова прп. Серафима, сказанные о Е., что «она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы, аки дева», что она «фрейлина Царицы Небесной» и «со временем ее мощи и Марии Семеновны [прп. Марфы Дивеевской] будут почивать открыто в обители». Он также называл Е. и прп. Марфу «начатком сестер Мельничной общины на небесах».

После кончины преподобной в обители остались Елецкий образ Божией Матери 1773 г. в серебряно-золоченой ризе, родительское благословение Е., икона Успения Пресв. Богородицы в фольге, икона Спасителя, несущего крест, выполненная Е. бисером по воску. К 2008 г. местонахождение святынь неизвестно.

Почитание Е. началось в Дивееве вскоре после ее кончины. С кон. 50-х гг. XIX в. в обители записывались чудеса и исцеления, происходившие на могиле Е. (записи не сохр.). После закрытия в 1927 г. Дивеевского мон-ря и последующего в 1937 г. закрытия приходской Казанской ц. могилы близ храма были снесены. В июле 1991 г. были проведены раскопки, выявившие места захоронений прп. Александры, прп. Марфы, Е. и Мотовилова. Были восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты. В кон. сент. 2000 г. в связи с подготовкой прославления прп. Александры, прп. Марфы и Е. были проведены раскопки, в ходе которых 27 сент. были обретены мощи подвижниц. 22 дек. 2000 г. Е. вместе с др. подвижницами была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. Архиерейским Собором РПЦ 2004 г. прославлена к общецерковному почитанию. Мощи находятся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Серафимова Дивеевского мон-ря.

Архивные материалы: РГИА. Ф. 796. Оп. 170. Д. 2484, 1889 г.; ЦА Нижегородской обл. Ф. 5. Оп. 45. Д. 116. Л. 35, 37; Ф. 152. Оп. 96. Д. 208, 593, 758; Ф. 570. Оп. 556. Д. 201. Л. 8-8 об., 17, 19, 1828 г.; ЦА Нижегородской обл.- 3 (Балахна). Ф. 570. Оп. 559 «А». Д. 310, 950, 966, 982, 999, 1014, 1029, 1060; Оп. 559 «Б». Д. 409. № 19; Д. 981. № 9.

Видео (кликните для воспроизведения).

Литература: Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032, 1996р. С. XIII, 156, 164-171, 186, 191-192, 216-217, 259, 271-274, 276-277, 287-288, 293-294, 417-425, 732; Житие прп. Елены Дивеевской. [Дивеево,] 2000; Жития преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. [Дивеево,] 2001; Обретение св. мощей преподобных жен Дивеевских Александры Первоначальницы, Марфы и Елены // Дивеевский ПЦК, 2001. Дивеево, 2000. С. 98-101, 123-126, 170; Лебединский Л., прот. Ист. описание Дивеевской жен. общины 1839 г. // Нижегородская старина. 2004. Вып. 8. С. 35-40; Беляев С. А. Обретение дивеевских святынь // Прп. Серафим Саровский: Агиография, почитание, иконография. М., 2004. С. 211-222; Записки Н. А. Мотовилова. М., 2005. С. 152; Определение Свящ. Архиерейского Собора РПЦ 3-8 окт. 2004 г. // ПЦК, 2006. М., 2005. С. 10.

Молитва Елена дивеевская
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here