231. К ЕВСЕВИЮ, ЕПИСКОПУ САМОСАТСКОМУ (239).
Просит его молиться об избавлении Церкви от людей негодных, каковы: Анисий и Екдикий, изгнавшие из Ниссы Григория, брата Василиева, и поставившие на место его какого-то раба, также и в Доаре рукоположившие епископом, в угождение какой-то женщине, беглого раба; упоминает о Фронтоне, которого ариане поставили епископом в Никополь; касательно сношения с Западными просит наставления, как писать к ним с отправляющимися туда Дорофеем и Санктиссимом; сомневается, чтобы сношения сии имели пользу, по причине гордости Западных Епископов. (Писано в 376 году).
чествующего и с поставившими его. А в селение Доару, к поношению жалкого имени епископского, послали человека гибельного, служителя сирот, бежавшего от своих господ, и сделали сие в угождение безбожной женщине, которая прежде, как хотела, располагала Георгием, а теперь его сделала преемником Георгиевым. Кто же, как должно, оплачет дела никопольские? Разумею дело жалкого Фронтона, который сперва носил личину защитника истины, а напоследок постыдно изменил вере и себе самому, в награду за измену получив бесчестное имя. Ибо хотя, как сам думает, принял от них сан епископства; однако же, по Божией благодати, внушил к себе общее омерзение в целой Армении. Впрочем, ничего не остается, на что и сами они не отважились бы, и в чем не имели бы достойных себе поспешников. О прочих же делах сирийских лучше меня и знает и перескажет брат Антиох.
Об известиях с Запада сам ты узнал еще прежде, как пересказал обо всем брат Дорофей. Какие надобно дать ему письма при отправлении? Ибо, может быть, будет он сопутником доброму Санктиссиму, у которого много ревности, и который путешествует по Востоку, и у каждого из людей значительных собирает подписи и письма. Итак, что должно написать с ними, и как согласиться с теми, которые пишут, сам недоумеваю. Если найдешь в скорости отправляющихся к нам, соблаговоли уведомить меня обе этом. Ибо мне приходит на мысль сказать словами Диомида; „лучше тебе не просить: потому что, говорят, он человек надменный“. Ибо действительно люди надменного нрава, когда им угождают, делаются еще большими презрителями. Если умилосердится над нами Господь, то чего еще нам желать сверх
этого? А если пребудет на нас гнев Божий, какая будет нам помощь от западной гордости? Они и не знают дела, как оно есть, и не хотят его узнать: но предубежденные ложными подозрениями то же теперь делают, что прежде делали касательно Маркелла, вступив с объявляющими им истину в споры, а ересь подтвердив своим согласием. Сам я желал бы не в виде общего послания написать к их верховному и не о делах церковных, кроме одного разве намека, что не знают они, как по правде идут у нас дела, и не берутся за тот путь, которым можно это узнать, но вообще о том, что не должно нападать на людей, угнетенных искушениями, и признавать достоинством гордость—этот грех, который и один может сделать нас врагами Богу.
Свт. Василій Великій († 379 г.)
Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.
Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
34. Къ Евсевію, епископу Самосатскому.
Жалуется, что, во время совѣщаній между епископами, Тарсъ занятъ еретиками; потомъ утѣшаетъ себя воспоминаніемъ объ Евсевіи, который употребилъ всѣ мѣры къ пользѣ Церкви. (Писано 369 г.).
К акъ умолчимъ о настоящихъ происшествіяхъ? Не въ силахъ будучи перенести сего, найдемъ ли какое слово, соотвѣтствующее событіямъ, чтобы голосъ нашъ уподоблялся не стонамъ, а плачу, достаточно выражающему тяжесть бѣдствія? Пропадаетъ у насъ и Тарсъ. И не это одно горестно, какъ оно ни несносно; ибо и сего тягостнѣе, что городъ имѣющій столько удобствъ, и потому соединяющій между собою Исаврянъ, Киликіянъ, Каппадокіянъ и Сиріянъ, напрасно погибаетъ по безразсудству двухъ или трехъ человѣкъ, между тѣмъ, какъ вы медлите, совѣщаетесь и смотритесь другъ на друга. Поэтому было всего лучше — послѣдовать выдумкѣ врачей (у меня, по причинѣ всегдашнихъ моихъ недуговъ, большое обиліе подобныхъ примѣровъ); и какъ они, когда боль достигаетъ крайней мѣры, искусственно приводятъ больнаго въ безчувствіе, такъ и намъ самимъ пожелать для душъ своихъ нечувствительности къ бѣдствіямъ, чтобы не подавляли ихъ невыносимыя страданія.
В прочемъ, хотя жалки мы въ другихъ отношеніяхъ, однако же пользуемся однимъ утѣшеніемъ, именно тѣмъ, что обращаемъ взоръ къ твоей кротости, твоимъ вниманіемъ къ намъ и памятованіемъ о насъ утоляемъ душевную скорбь. Глазамъ послѣ напряженнаго устремленія на что-нибудь блестящее, приноситъ нѣкоторое облегченіе переходъ къ цвѣтамъ голубымъ и зеленымъ: такъ и душамъ нашимъ, какъ бы нѣжнымъ какимъ прикосновеніемъ, утоляюшимъ боли, служитъ воспоминаніе о твоей кротости и о твоемъ усердіи, особенно, когда размыслимъ, что ты выполнилъ съ своей стороны все. Чрезъ это и намъ людямъ, если будемъ судить о дѣлахъ благопризнательно, доказалъ ты достаточно, что ничего не погибло по твоей винѣ, и у Бога стяжалъ себѣ великую награду за усердіе къ доброму.
Д а сохранитъ же Господь тебя намъ и Церквамъ Своимъ къ пользѣ міра и къ исправленію душъ нашихъ, и да удостоитъ насъ снова полезнаго съ тобою свиданія!
Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 48-49.
Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337 — 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.
Вступивший на престол император Грациан (375 — 383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Святитель Евсевий также возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. На место святителя был возведен его племянник, блаженный Антиох, и Самосатская Церковь продолжала твердо исповедовать православную веру, прочно насажденную трудами святого священномученика Евсевия.
232. К ЕВСЕВИЮ, ЕПИСКОПУ САМОСАТСКОМУ (241).
Объясняет, почему в письмах извещает Евсевия чаще о чем-либо горестном, а именно, чтобы и себя тем облегчить, и Евсевия побудить к ревностнейшей молитве за Церковь. (Писано в 376 году).
В письмах к твоей досточестности не скуплюсь я часто на горестные известия не для того, чтобы произвести большее уныние, но чтобы себе самому доставить некоторое облегчение сими воздыханиями, которые, как скоро дашь им свободу, сами собою, обыкновенно, истощают несколько таившуюся во глубине скорбь, а вместе чтобы и твой высокий ум возбудить к ревностнейшей молитве. Ибо и Моисей, хотя, конечно, всегда молился за народ, однако же, когда происходило у него сражение с Амаликом, не опускал рук с утра до вечера, и воздеяние рук святого прекратилось с окончанием битвы.
После напрасного ожидания помощи с Запада в продолжение тринадцатилетних бедствий на Востоке, снова изображением сих бедствий убеждает Западных прислать от себя способных людей, которые бы уврачевали болезнующих, и поощрили к терпению здравых к вере. (Писано в 376 году).
Вот уже тринадцатый год, как еретиками воздвигнута против нас брань, в которой Церквам более было скорбей, нежели сколько их упоминалось с тех пор, как возвещается Евангелие Христово. И я отказываюсь описывать вам их подробно, чтобы недостаточность моего слова не уменьшила очевидности бедствий, а вместе не думаю, чтобы вы имели нужду в извещении, будучи давно извещены молвой о действительном положении дел. Вот главное из бедствий: народ, оставив молитвенные дома, собирается в местах пустынных. Жалостное зрелище! Женщины, дети, старцы и другие немощные бедствуют под открытым небом при проливных дождях, снеге, ветрах, зимнем инее, или летом, на солнечном зное? И все это терпят потому, что не хотят приобщиться лукавого Ариева кваса. Как изобразить сие вам слово в ясности, если самый опыт и зрение собственными своими глазами не возбудит вас к состраданию?
Почему умоляем вас теперь по крайней мере подать помощь Церквам Восточным, преклонившим уже колена, послать людей, которые бы напомнили, какие награды предназначены за претерпение страданий Христа ради. Ибо не столько, обыкновенно, действует привычное слово, сколько доставляет утешения голос посторонних, и притом голос людей, которые, по милости Божией, известны с самой лучшей стороны, как и о вас возвещает молва всем людям, что пребываете невредимыми в вере, и неприкосновенным соблюдаете апостольский залог.
Но не таковы еще только дела наши; напротив того имеем у себя людей, которые из желания славы и по кичению, всего более совращающему души христианские, осмелились на нововведения неко-
торых речений. И Церкви, потрясенные ими, подобно дырявым сосудам, приняли в себя вливающееся еретическое растление. Но вы возлюбленные и дражайшие для нас, будьте врачами уязвленных, и наставниками здравых, делая здравым болезнующее, а здравое поощряя стоять в благочестии!
Ирмос: Посе́ченный несеко́маго пресече́, и ви́де со́лнце зе́млю, ю́же не ви́де, лю́таго врага́ вода́ потопи́, и непроходи́мое про́йде Изра́иль, пе́снь же воспева́шеся: Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.
Соверше́нным све́том осия́емь, и свяще́нным лико́м, блаже́нне, сочиня́емь, и му́ченическим благосла́вием украша́емь, ве́рою пра́зднующия твою́, Евсе́вие блаже́нне, па́мять сохраня́й, Христа́ ми́лостива творя́.
Сла́достне жела́нием Христо́вым разжига́емь от ю́ности, пло́ть покори́л еси́, преблаже́нне, души́ свяще́нными си́лами и, сосу́д свяще́н показа́вся, лю́ди в преподо́бии, преподо́бне, упа́сл еси́, пома́зався мѵ́ром благода́ти.
Тя́ пастыренача́льника Ду́х Святы́й предлага́ет, ерети́чествующих мглу́ словесы́ светоно́сными твои́ми разоря́юща, му́дре, и я́ве показу́юща стезю́ пра́вую в ню́ преподо́бно входя́щим, вели́кий Евсе́вие, свети́ло серде́ц на́ших.
Богородичен: Благослове́нная, Бо́га ро́ждшая, благословя́щия Тя́ ны́не, Пречи́стая, благослови́, к благи́м вхо́дом руководи́, и испо́лни боже́ственных бла́г, и пе́ти укрепи́: Го́сподеви пое́м, сла́вно бо просла́вися.
Ирмос: Стра́х Тво́й, Го́споди, всади́ в сердца́ ра́б Твои́х, и бу́ди на́м утвержде́ние, Тя́ во и́стине призыва́ющим.
Бы́л еси́ кро́ток и незло́бив, смиреному́др же и ти́х и любве́ боже́ственныя испо́лнен, му́ченическими при кончи́не украси́лся еси́ венцы́.
Оде́ждами, я́же от кро́ве, Евсе́вие свяще́нне, сия́я, во свята́я восте́кл еси́, све́тло святы́х сла́вою венча́емь.
Облича́я Ариевы единомы́сленники, гоне́ния, блаже́нне, подъя́л еси́ и ну́ждную сме́рть, те́мже безсме́ртныя сла́вы сподо́бился еси́.
Богородичен: Во́лею Отчею Сло́во родила́ еси́, наи́тием Боже́ственнаго Ду́ха, Пресвята́я Де́во Ма́ти, архиере́ев сла́во, те́мже Тя́ пое́м.
Уясни́в житие́ твое́ доброде́телей красота́ми, па́стырь наре́клся еси́, святи́тель че́стен, преблаже́нне Евсе́вие, кро́вию же муче́ния себе́ украси́л еси́, горе́ к невеще́ственным преста́вился еси́ лико́м. С ни́миже о на́с Христа́, о́тче, моли́ поми́ловати ду́ши на́ша.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
Чи́стая, Всенепоро́чная и Неискусому́жная, Яже еди́на Безле́тнаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия в ле́то ро́ждши, Сего́ со святы́ми и честны́ми патриа́рхи, и му́ченики, и проро́ки, и преподо́бными моли́ дарова́ти на́м очище́ние и ве́лию ми́лость.
КрестоБогородичен:
На Кресте́ Тя́ возвы́шена я́ко узре́ Пречи́стая Ма́ти Твоя́, Сло́ве Бо́жий, ма́терски рыда́ющи, веща́ше: что́ но́вое и стра́нное сие́ чу́до, Сы́не Мо́й? Ка́ко, Жи́знь все́х, вкуша́еши сме́рти, оживи́ти ме́ртвыя хотя́, я́ко Милосе́рд?
Ирмос: Из горы́ приосене́нныя, Сло́ве, проро́к, еди́ныя Богоро́дицы, хотя́ща воплоти́тися, богови́дно усмотри́, и со стра́хом славосло́вяше си́лу Твою́.
Уста́вил еси́, му́дре, пре́лести гное́ние со́лию твои́х изря́дных уче́ний и неду́гующия е́ресию злове́рия, блаже́нне, исцели́л еси́, Евсе́вие.
Напра́вив лю́ди к приста́нищу спасе́ния, Ариево погрузи́л еси́ неве́рие кро́вным наводне́нием, па́стырю и му́чениче, святи́телей удобре́ние.
Звезда́ светла́ возсия́л еси́ в ми́ре, сия́нием свяще́нным озаря́я мы́сли, преблаже́нне, правосла́вных, те́мже тя́ ве́рно ублажа́ем.
Богородичен: Усты́, Чи́стая, и язы́ком, и се́рдцем испове́даю Тя́, Зижди́теля Ма́терь, и молю́ Тя́: озари́ ду́шу мою́, омраче́нную согреше́ньми.
Ирмос: От но́щи неве́дения богове́дением просвети́вый концы́, просвети́ мя́ у́тром человеколю́бия Твоего́, Го́споди.
Уче́нии твои́ми, блаже́нне, правосла́вных утвержда́я мудрова́ние, за благоче́стие заточе́ние претерпе́л еси́.
Правосла́вия столпа́, и исцеле́ний исто́чника тя́ ве́мы, прему́дре святи́телю, и Це́ркве утвержде́ние.
Законоположе́нии боже́ственными беззако́ннующия утвержда́я, Евсе́вие, от руки́ беззако́ннующих непра́ведну претерпе́л еси́ сме́рть.
Богородичен: Све́тел све́щник, Богороди́тельнице, Боже́ственную свещу́ нося́щи, позна́лася еси́, вся́ озаря́ющую концы́.
Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя.
Пропове́дал еси́ Единосу́щное Сло́во и Собезнача́льнаго Отцу́ Сы́на, ме́рзкаго Ариева неи́стовства потреби́л еси́ су́етное мудрова́ние, Евсе́вие, благочести́вых неразсе́дное и тве́рдое огражде́ние.
Кропле́нием честны́х твои́х крове́й порфи́ру себе́ обагри́л еси́ ца́рску и вмести́лся еси́, о́тче, с весе́лием в Боже́ственное Ца́рствие, предстоя́ти Царю́ веко́в, всеблаже́нне Евсе́вие.
Яко ши́пок, я́ко благово́нен кри́н, я́ко ра́й Бо́жий, показа́лся еси́, посреде́ жи́зни име́я дре́во, Самоде́теля все́х и Го́спода, Евсе́вие. Ны́не на́с благово́ния исполня́еши Боже́ственнаго Ду́ха.
Богородичен: Разуме́вше богоглаго́ливии проро́цы та́инства Твоего́ безме́рную глубину́, сие́ я́ве провозвести́ша, Отрокови́це, гада́ньми и Боже́ственными прорече́нии: Сло́во бо Отчее па́че сло́ва, Чи́стая, воплоти́ла еси́.
Благоче́стно во святи́тельстве пожи́в и муче́ния пу́ть проше́д, и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, святи́телю Евсе́вие, но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Ирмос: Отроцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Пе́сньми упражня́яся, святи́телю, и мольба́ми, успи́л еси́ стра́сти и на́м, ве́рным, бо́др яви́лся еси́ храни́тель, благоче́стно пою́щим тя́ и творя́щим твою́ па́мять.
Му́ченик я́влься и святи́тель, небе́сная боже́ственне насле́довал еси́ и престо́лу предстоя́ Зижди́теля, вопия́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Утро возсия́л еси́, пропове́дая возсия́вшаго от Отца́ пре́жде денни́цы, Иису́са Христа́, свети́льниче церко́вный, святи́телей украше́ние, страда́льцев удобре́ние.
Богородичен: Зако́ны естества́, Де́во, рождество́м Твои́м обновля́еши пресла́вно и истле́вшия ны́ злы́м преступле́нием очища́еши. Те́мже Тя́ по до́лгу восхваля́ем.
Ирмос: Богоглаго́ливии о́троцы, в пещи́ со огне́м пла́мень попира́юще, поя́ху: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Со святи́тели и му́ченики моли́, я́ко святи́тель и му́ченик, священнопропове́дниче Евсе́вие, Спа́са все́х обрести́ на́м ми́лость.
Благи́м нра́вом пожи́в, слове́сною па́лицею свяще́нное твое́ ста́до упа́сл еси́ и ерети́ческия зве́ри, всеблаже́нне, отгна́л еси́.
Отягче́нныя пия́нством пре́лести, ерети́чествующия всу́е ты́ облича́я, Евсе́вие, от те́х убие́н бы́л еси́, страда́в тве́рдо.
Богородичен: Яко вы́шши небе́сных высо́т, вы́шнее родила́ еси́ Сло́во, от земли́ возне́сшее па́дшее существо́ челове́ческое, Всепе́тая.
Ирмос: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.
Ви́дети сподо́бился еси́, о́тче, да́льняя, свяще́нней твое́й души́ наде́емая, и к невече́рнему сия́нию, ра́дуяся, всели́лся еси́.
Красе́н яви́лся еси́ богоглаго́ланием, и благи́ми дея́нии, Евсе́вие, и всечестны́ми страда́ний, блаже́нне, светлостьми́.
Соста́вим ли́к ра́достен, свяще́ннаго восхваля́юще Евсе́вия, благоче́стия добро́тою укра́шена.
Ра́ка твоя́ дае́т благода́ть исцеле́ний, свята́я же па́мять твоя́, Евсе́вие, просвеща́ет ми́р, я́ко вели́кое со́лнце.
Богородичен: Благолюби́вая Де́во, озло́бленную грехми́ ду́шу мою́ ублажи́, Яже Преблага́го Бо́га пло́тию ро́ждшая.
+7 (8452) 23-04-38,
23-77-23, [email protected].
Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)
Главный редактор портала «Православие и современность» — Н.А. Горенок.
Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».
Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.
©2004—2019 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены
Священномученик Евсевий Самосатский
Косово, монастырь Грачаница.Около 1318 г.
Епископ малоазийского города Самосаты, живший в разгар борьбы между арианской ересью и Церковью.
В сущности, борьбы могло бы и не быть, потому что споры богословов сами по себе не ведут к борьбе; у богословов нет кулаков и армий. К тому же, епископы, на которых держится Церковь, вовсе не склонны к богословию и спорам, напротив, стремятся к миру и сглаживанию противоречий, и в IV веке абсолютное большинство в Церкви составляли епископы, которые вовсе не разбирались в богословских прениях, и не хотели разбираться, а хотели просто мира. Многие из епископов и простых людей, оказавшихся на стороне ариан, вовсе не были еретиками, а просто естественным образом хотели найти какой-то компромисс между разными словесными формулами. Но в условиях, когда Церковь стала государственной религией, слишком многое стало решать правительство: ему уж и вовсе наплевать на богословие, оно имеет один способ решать проблемы — силу. Всякий духовный конфликт от такого способа только обостряется и становится неразрешимым естественным способом.
Евсевий впервые столкнулся с правительством, когда ему православные епископы поручили хранить документы собора, избравшего на кафедру Антиохии св. Мелетия — хотя император уже назначил на эту кафедру другого епископа, готового к компромиссу с арианством.
Император потребовал от Евсевия отдать документы, тот отказался. Император пригрозил, что прикажет отрубить Евсевию правую руку. Евсевий заявил, что готов расстаться с обеими руками, но документов не отдаст. Император был восхищен такой смелостью и очень благородно отступился. Евсевий даже сохранил свою кафедру, однако в правление императора Валента все православные епископы были отправлены в ссылку. Евсевий покинул Самосаты сам, ночью, чтобы не вызвать драки между своими сторонниками и сторонниками противоположной стороны. Когда на престо взошёл новый, более терпимый и умный император, он приказал вернуть всех сосланных: пусть епископы сами разбираются в своих делах, пусть церковный народ сам выясняет, кто из епископов православный, кто нет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Около 380 года Евсевий приехал в город Долихины, где большинство населения были на стороне арианской партии. Одна женщина и решила “разобраться” с епископом, которого считала самозванцем и еретиком: бросила в него кусок черепицы, когда он ехал по улицы, да так, что проломила ему голову.
Умирая, Евсевий простил её и просил не наказывать; действительно, не женщина виновата была в том, что из размышлений о Христе сделали почву для ненависти.
На Римском соборе 378 г. еп. Александрийский Пётр утверждал, что Евсевий — еретик, арианин, но Василий Великий вступился за Евсевия, напомнив, что тот был арианами сослан.
Впрочем, для александрийских ортодоксов слишком многие были еретиками лишь от того, что не поддерживали их позицию с точностью до буквы — по принципу «кто не с нами, тот против нас». Позднее это привело к отделению египетского православия от византийского.
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
5 июля (22 июня по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 3-й седмицы по Пятидесятнице (третьей недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост. Сегодня на трапезе благословляется постная пища без растительного масла. В Русской Церкви совершается память 10 святых. Далее коротко расскажем о них.
Священномученик Евсевий, епископ Самосатский. Святой IV века от Рождества Христова, живший в Римской империи в Самосате (древний город на западном берегу реки Евфрат) в годы, когда равноапостольный император Константин Великий уже сделал её христианской. Однако после того, как этот святой царь скончался, в Империи вновь начались гонения на православных христиан. Сначала – император Констанций II (правивший в 337-361 годах от Рождества Христова) стал покровительствовать ереси арианства, отрицавшей Божественную природу Христа. Затем – император Юлиан Отступник (царствовавший в 361-363 годах) вовсе предал христианство и вернулся к язычеству.
Святитель Евсевий, строго хранивший верность Православию, претерпел в годы правлений обоих этих императоров, а также во времена царствования императора-арианина Валента (364-378 годы), однако смог избежать мученической кончины. При последнем святителя изгнали с Самосатской кафедры, но верующие не приняли епископа-еретика. После воцарения православного императора Грациана (правил до 383 года) святитель Евсевий вернулся в Самосат, а также стал посещать различные места своей провинции, обращая еретиков-ариан в Православие. В одном из городов женщина-арианка сбросила на голову владыки с крыши кусок черепицы, нанеся святому Евсевию смертельную рану. Умирая, священномученик простил свою убийцу и настоял не причинять ей вреда. Смерть святого Евсевия наступила около 380 года от Рождества Христова.
Мученики Зинон и Зина. Эти святые жили в аравийском городе Филадельфии во второй половине III – начале IV столетия. Оба были благочестивыми христианами: Зинон, когда-то имевший огромное состояние, раздал его бедным и отпустил рабов; только один из слуг, преданный бывшему хозяину, Зина, остался с Зиноном вместе как друг, сомолитвенник и помощник. Однажды Зинон и Зина вместе пришли к местному правителю и обличили его в идолопоклонничестве. За это страдальцев подвергли страшным мучениям: подвесили на столбе, строгали их тела железными крючьями, поливали раны уксусом и посыпали их солью; наконец, бросили в яму с огнём, где обливали страдальцев кипящим маслом. Святые стойко вынесли все страдания и чудесным образом остались живы. В итоге язычники усекли их мечом. Это произошло около 304 года от Рождества Христова.
Мученики Галактион, Иулиания и Сатурнин. Раннехристианские мученики, годы жизни которых доподлинно неизвестны. Сохранились лишь сведения о том, что за веру во Христа святого Галактиона утопили в море, а святую Иулианию и её сына Сатурнина сожгли.
Святитель Григорий, митрополит Валашский. Святой Румынской Православной Церкви, митрополит Унгро-Влахийский Григорий IV (Даскэл) жил в 1765-1834 годах от Рождества Христова. Постриженик и ученик известного русского старца преподобного Паисия (Величковского), чьё Житие позднее составил. Переводчик на румынский язык и книгоиздатель многих святоотеческих трудов. Человек, во многом укрепивший родную ему Румынскую Церковь, которая в те годы ещё находилась в составе Константинопольского Патриархата.
Святитель Григорий, митрополит Валашский. Фото: www.pravoslavie.ru
Первомученик Албан Британский. Святой Западной Церкви, почитаемый и в Православных Церквах. Первый человек, пострадавший за Христа ещё в Римской Британии. Римский воин, обратившийся в христианство в III веке от Рождества Христова. За отказ принести жертву идолам со словами «Я поклоняюсь Живому и Истинному Богу, Творцу всего» был казнён. Существует несколько версий даты мученической гибели святого Албана, но чаще всего склоняются к тому, что это произошло в 305 году от Рождества Христова.
Священномученики Феодор Смирнов и Гавриил Архангельский, диаконы. Два московских священнослужителя, совершавших диаконское служение в разных храмах Москвы, но объединённых днём своей мученической смерти. Оба погибли за Христа и Его Церковь 5 июля 1938 года и были причислены к лику святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337–361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.
Вступивший на престол император Грациан (375–383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Святитель Евсевий также возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. На место святителя был возведен его племянник, блаженный Антиох, и Самосатская Церковь продолжала твердо исповедовать православную веру, прочно насажденную трудами святого священномученика Евсевия.
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Евсе́вие./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: И нравам Апостольским сопричастником и престола их наследником став, делами ты, богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Евсевий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Благоче́стно во святи́тельстве пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, святи́телю Евсе́вие,/ но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: В сане святительском благоговейно послужив и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы, святитель Евсевий, но как имеющий дерзновение ко Христу Богу, моли о спасении душ наших.
Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял на исповедании православной веры, которая была принята на I Вселенском Соборе в 325 году. При царствовании императора Констанция, сподвижника ариан, Евсевий получил указ: выдать императору соборный акт о назначении на Антиохийскую кафедру православного епископа Мелетия. Император угрожал, но священномученик Евсевий отказался и приготовился принять страдания. Император был настолько удивлен стойкости епископа, что не причинил ему никакого вреда.
Когда на императорский престол взошел Юлиан Отступник, гонения на христиан усилились еще больше. В эти смутные времена святительЕвсевий, переодевшись в военную одежду, обошел территорию Сирии, Финикии и Палестины, утверждая православных христиан стоять твердо в вере.
При благочестивом императоре Иовиане гонения на христиан прекратились и святитель посоветовал антиохийскому епископу созвать Поместный Собор, на котором присутствовало 27 епископов, вновь утвердивших все решения 1-го вселенского Собора.
Однако, после смерти императора Иовиана на престол взошел арианин Валент, который многих православных епископов отправил в заточение. Среди них был и святитель Евсевий, получивший указ о заточении во Фракию. Евсевий простился со своей паствой, и ночью тайно уехал в место ссылки, для того, чтобы не поднимать бунт среди народа, который уважал своего епископа. Он оставил им в назидание и благословение твердо стоять в православной вере, и не поддаваться угрозам еретиков.
Когда на императорский престол взошел император Грациан, все православные епископы, которые находились в заточении, были выпущены. Оказался на свободе и святитель Евсевий. Около 380 года он вместе с другими епископами направлялся в арианский город Долихины, для поставления в нём православного архиерея. Некая женщина-арианка скинула с крыши черепицу, которая проломила голову святителю Евсевию. Перед своей смертью святой, по примеру Спасителя Христа, простил этой женщине грех, и умолял людей, окружавших его, чтобы они не причиняли ей зла.
Святитель Евсевий был похоронен на своей родине своей паствой. Верующие скорбели о его кончине. Вскоре на Самосатскую кафедру был избрал блаженный племянник Евсевия, который по примеру своего дяди продолжил утверждать православное христианство.
Источник силы для человека – это его один на один предстояние перед Господом. И тот, кто совершил много евангельски великого и полезного, должен лишь одной стороной быть обращенным к миру и людям. Вторая половина его жизни по необходимости должна быть сокрыта в Боге, в общении с Ним.
Жить нужно не только для себя… Старайтесь тихонечко молиться за всех… Никого не отталкивайте и не унижайте.
Непременное условие успешной проповеди Евангелия в современном мире – жизнь по Евангелию.
В честь дня памяти мученика Евсевия Самосатского в храмах совершаются вечерня, утреня, часы и Божественная Литургия.
Вечерня, утреня и 1-ый час совершается накануне дня памяти святых. На время богослужений поются песнопения, прославляющие празднуемых в этот день святых.
На утрене читаются объединенные каноны: 1-ый и 2-ой каноны Октоиха и канон священномученика Евсевия, епископа Самосатского.
Утром совершаются 3-ий, 6-ой, 9-ый часы и Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста.
Кондак священномученика Евсевия, епископа Самосатского, глас 4
Благочестно во святительстве пожив/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие,/ но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
Первое послание к Коринянам святого апостол Павла, глава 3, стихи 18-23
18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. 19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. 20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. 21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: 22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; 23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.
Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 36-43
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. 37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; 39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
- Начальная страница
- Иконы Богородицы
- Иконы Христа
- Иконы Ангелов
- Иконы Святых
Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337 — 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.
Вступивший на престол император Грациан (375 — 383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Святитель Евсевий также возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. На место святителя был возведен его племянник, блаженный Антиох, и Самосатская Церковь продолжала твердо исповедовать православную веру, прочно насажденную трудами святого священномученика Евсевия.
Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.
Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
Совершенным светом осияемь, и священным ликом, блаженне, сочиняемь, и мученическим благославием украшаемь, верою празднующия твою, Евсевие блаженне, память сохраняй, Христа милостива творя.
Сладостне желанием Христовым разжигаемь от юности, плоть покорил еси, преблаженне, души священными силами и, сосуд священ показався, люди в преподобии, преподобне, упасл еси, помазався миром благодати.
Тя пастыреначальника Дух Святый предлагает, еретичествующих мглу словесы светоносными твоими разоряюща, мудре, и яве показующа стезю правую в ню преподобно входящим, великий Евсевие, светило сердец наших.
Богородичен: Благословенная, Бога рождшая, благословящия Тя ныне, Пречистая, благослови, к благим входом руководи, и исполни Божественных благ, и пети укрепи: Господеви поем, славно бо прославися.
Был еси кроток и незлобив, смиренномудр же и тих и любве Божественныя исполнен, мученическими при кончине украсился еси венцы.
Одеждами, иже от крове, Евсевие священне, сияя, во святая востекл еси, светло святых славою венчаемь.
Обличая Ариевы единомысленники, гонения, блаженне, подъял еси и нуждную смерть, темже безсмертныя славы сподобился еси.
Богородичен: Волею Отчею Слово родила еси, наитием Божественнаго Духа, Пресвятая Дево Мати, архиереев славо, темже Тя поем.
Уяснив житие твое добродетелей красотами, пастырь нареклся еси, и святитель честен, преблаженне Евсевие, кровию же мучения себе украсив, горе к Невещественным преставился еси ликом. С нимиже о нас Христа, отче, моли помиловати души наша.
Богородичен: Чистая, Всенепорочная Неискусомужная, Яже едина Безлетнаго Сына и Слова Божия в лето рождши, Сего со святыми и честными патриархи, и мученики, и пророки, и преподобными моли даровати нам очищение и велию милость.
Крестобогородичен: На Кресте Тя возвышена яко узре Пречистая Мати Твоя, Слове Божий, матерски рыдающи, вещаше: что новое и странное сие чудо, Сыне Мой? Како, Жизнь всех, вкушаеши смерти, оживити мертвыя хотя, яко Милосерд?
Уставил еси, мудре, прелести гноение солию твоих изрядных учений и недугующия ересию зловерия, блаженне, исцелил еси, Евсевие.
Направив люди к пристанищу спасения, Ариево погрузил еси неверие кровным наводнением, пастырю и мучениче, святителей удобрение.
Звезда светла возсиял еси в мире, сиянием священным озаряя мысли, преблаженне, православных, темже тя верно ублажаем.
Богородичен: Усты, Чистая, и языком, и сердцем исповедаю Тя, Зиждителя Матерь, и молю Тя: озари душу мою, омраченную согрешеньми.
Учении твоими, блаженне, православных утверждая мудрование, за благочестие заточение претерпел еси.
Православия столпа, и исцелений источника тя вемы, премудре святителю, и Церкве утверждение.
Законоположении Божественными беззаконнующия утверждая, Евсевие, от руки беззаконнующих неправедну претерпел еси смерть.
Богородичен: Светел свещник, Богородительнице, Божественную свещу носящи, позналася еси, вся озаряющую концы.
Проповедал еси Единосущное Слово и Собезначальнаго Отцу Сына, мерзскаго Ариева неистовства потребил еси суетное мудрование, Евсевие, благочестивых неразседное и твердое ограждение.
Кроплением честных твоих кровей порфиру себе обагрил еси царску и вместился еси, отче, с веселием в Божественное Царствие, предстояти Царю веков, всеблаженне Евсевие.
Яко шипок, яко благовонен крин, яко рай Божий, показался еси, посреде жизни имея древо, Самодетеля всех и Господа, Евсевие. Ныне нас благовония исполняеши Божественнаго Духа.
Богородичен: Разумевше Богоглаголивии пророцы таинства Твоего безмерную глубину, сие яве провозвестиша, Отроковице, гаданьми и Божественными проречении: Слово бо Отчее паче слова, Чистая, воплотила еси.
Благочестно во святительстве пожив и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие, но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, моли спастися душам нашим.
Песньми упражняяся, святителю, и мольбами, успил еси страсти и нам, верным, бодр явился еси хранитель, благочестно поющим тя и творящим твою память.
Мученик явлься и святитель, Небесная божественне наследовал еси и престолу предстоиши Зиждителя, вопия: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Утро возсиял еси, проповедая возсиявшаго от Отца прежде денницы, Иисуса Христа, светильниче церковный, святителей украшение, страдальцев удобрение.
Богородичен: Законы естества, Дево, рождеством Твоим обновляеши преславно и истлевшия ны злым преступлением очищаеши. Темже Тя по долгу восхваляем.
Со святители и мученики моли, яко святитель и мученик, священнопроповедниче Евсевие, Спаса всех обрести нам милость.
Благим нравом пожив, словесною палицею священное твое стадо упасл еси и еретическия звери, всеблаженне, отгнал еси.
Отягченныя пиянством прелести, еретичествующия всуе ты обличая, Евсевие, от тех убиен был еси, страдав твердо.
Богородичен: Яко вышши небесных высот, вышнее пролила еси Слово, от земли вознесшее падшее существо человеческое, Всепетая.
Видети сподобился еси, отче, дальняя, священней твоей души надеемая, и к невечернему сиянию, радуяся, вселился еси.
Красен явился еси богоглаголанием, и благими деянии, Евсевие, и всечестными страданий, блаженне, светлостьми.
Составим лик радостен, священнаго восхваляюще Евсевия, благочестия добротою украшена.
Рака твоя дает благодать исцелений, святая же память твоя, Евсевие, просвещает мир, яко великое солнце.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Богородичен: Благолюбивая Дево, озлобленную грехми душу мою ублажи, Яже Преблагаго Бога плотию рождшая.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.