Господи Иисусе Христе, помилуй мя! и сокращеннейше: Господи помилуй! от Апостольских времен даровано христанам, и определено, чтоб они непрестанно возглашали сие, как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма немногие знают, что значит: Господи помилуй! Потому взывают безплодно; вопиют: Господи помилуй! а милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут.
Сего ради надлежит нам знать: какая это милость Господа Иисуса? — Какая?! — Всякая: все, что нам потребно в настоящем нашем падщем состоянии, в Его деснице есть. Ибо Он, с тех пор, как воплотился и соделался человеком, как пострадал такие страсти, и излиянием всесвятой крови Своей искупил человека из рук диавола, — с этих пор стал Господом и Властителем человеческого естества осебенным некиим образом. Все наше и стало таким образом в Его рукахю
Тогда сжалился над ним многомилостивый Бог, и преклонив небеса, сошел на землю и сделался человеком человека ради, и пречистою кровию Своею искупив его, устроил для него спасительный путь жизни: во святом Евангелии указал, как благоугождать Богу, божественным крещением возродил и возсоздал его, в пречистых тайнах питание небесное учредил ему, и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашел способ, как Ему быть нераздельно с человеком и человеку с Ним, чтоб диавол не имел более места в человеке. Но и после сего Он все же никого не приневоливает, но оставляет всем на произвол спасаться, как им предлагается, или гибнуть. Так это и идет: одни спасаются, а другие небрегут о спасении; из коих иные совсем не веруют В Евангелие, а иные и веруют, но не живут по Евангельски.
Которые теперь христиане, после стольких даров благодатных, после стольких благодеяний Божиих, опять прельстились диаволом и по действию мира и плоти отдалились от Бога, и подпали под иго рабства греху и диаволу, творя волю его, но не совсем еще сделались безчувственными, чтоб не чувствовать зла, какое пострадали, а понимают ошибку свою и сознают рабство, какому подпали, сил же на то, чтоб избавиться от него, в себе не видят; те прибегают к Богу и вопиют: Господи помилуй!, чтобы сжалился над ними многомилостивый Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного сына, и опять даровал им божественную благодать Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них бесов, и возвратил им свободу, да сим образом возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии.
Итак, те христиане, которые с такою целью вопиют: Господи помилуй! всеконечно сподобятся милости Божией, и получат благодать, чтоб освободится от рабства греху и спастись. Те же, которые совсем не имеют сказанных помышлений и не сознают бедственности своего положения и своего порабощения воле плоти и мирским обычаям, и даже времени не имеют подумать о своем рабстве, но без всякой такой цели, просто по одной привычке вопиют: Господи помилуй! Эти как могут получить милость Божию? и особенно такую дивную и безмерную милость? Для таких лучше не получать ее, нежели, получив, опять потерять, потому что тут уже будет двойное прегрешение.
Поясню теперь тебе тоже примерами. Представь себе человека бедного и нищего, желающего получить милостыню от кого-либо из богатых. Что говорит он, пришедши к богатому? — Ничего, как: помилуй мя! Сжалься над моею бедностью, и благоустрой мою жизнь. — Или долг кто имеет на себе и не имеет чем уплатить его; желая же избавиться от тяготы сей, приходит к решению — упросить того, кому должен, простить ему долг. приходит к нему, и что говорит? Тоже только: помилуй мя! Сжалься над моею бедностью и прости мне долг, каким я должен тебе. Равным образом, когда кто провинится в чем-либо пред другим, и желает получить от него прощение; что делает? Приходит к тому, против кого погрешил и говорит: помилуй мя! Прости мне, в чем я погрешил пред тобою.
Все такие знают, о чем просят и для чего просят, и получают по прошению, соответственно обстоятельствам, и полученное обращают во благо себе. — Поставь теперь с другой стороны грешника, который и беден духовно, и должен пред Богом, и оскорбляет Его многократно. Если он вопиет будто к Богу: помилуй мя! А между тем не понимает, что такое говорит и для чего говорит, даже и того не знает, в чем та милость, которую желает получить от Бога, и к чему она ему благопотребна, а просто по привычке взывает: Господи помилуй! — то как Бог подаст ему милость, когда тот не может даже узнать, что получил, потому внимания на то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче еще прежнего сделается грешником?
Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы грешные, непрестанно вопия к Нему: помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и приими меня опять во благодать Твою: дай мне дух силы, чтоб он укрепил меня в противостоянии искушениям диавола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета, чтоб я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; дай мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять, и исполнять заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не удалялся более от-близ Тебя; дай мне дух мира, да соблюду мирною душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и немучим мыслями; дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братьями моими христианами и воздержен от гнева; дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд.
© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2019
Таже тропари, глас 2: Прежде даже не осудиши мя, Господи мой, Господи, даждь ми обращение, и исправление многих моих грехов, даждь ми умиление духовное, яко да возопию к Тебе: Благоутробне, Человеколюбче Боже мой, спаси мя.
Тропари, глас 2: Прежде осуждения моего, Господи мой, Господи, даруй мне обращение и исправление многих моих грехов, даруй мне сокрушение духовное, чтобы я взывал к Тебе: «Милосердный Человеколюбец, Боже мой, спаси меня!»
Слава: Несмысленным скотом уподобивыйся аз, блудный, приложихся им: обращение ми даруй, Христе, яко да прииму у Тебе велию милость.
Слава: Неразумным скотам уподобившись, я, блудный, с ними сравнялся; обращение мне даруй, Христе, да приму от Тебя великую милость.
И ныне: Не отврати, Владычице, лица Твоего от мене, молящагося Тебе, но, яко Благоутробная Мати Щедраго Бога, потщися прежде конца обращение мне даровати, яко да спасся Тобою, воспою Тя, яко спасение и упование мое, непосрамленное, Госпоже моя.
И ныне: Не отврати, Владычица, лица Твоего от меня, молящегося Тебе, но, как милосердная Матерь сострадательного Бога, поспеши прежде конца даровать мне обращение, дабы я, спасённый Твоим ходатайством, воспевал Тебя, как спасение и упование моё надёжное, Госпожа моя.
Господи, помилуй (40) и молитва:
Господи, помилуй (40) и молитва:
Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мя. Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй мя, грешнаго, нищаго, обнаженнаго, лениваго, нерадиваго, прекословнаго, окаяннаго, блудника, прелюбодея, малакия, мужеложника, сквернаго, блуднаго, неблагодарнаго, немилостиваго, жестокаго, пияницу, сожженнаго совестию, безличнаго, бездерзновеннаго, безответнаго, недостойнаго Твоего человеколюбия, и достойна всякаго мучения, и геенны, и муки. И не ради множества толиких моих согрешений множеству подложиши, Избавителю, мук; но помилуй мя, яко немощен есмь, и душею, и плотию, и разумом, и помышлением, и имиже веси судьбами спаси мя, недостойнаго раба Твоего, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых, от века Тебе благоугождших: яко благословен еси во веки веков, аминь.
Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Владыка Господи, Иисусе Христе, Сын Бога живого, помилуй меня, грешного, нищего, нагого, ленивого, нерадивого, непокорного, несчастного, блудника, прелюбодея, порочного, развращённого, скверного, заблудшего, неблагодарного, немилостивого, жестокого, с сожжённой совестью, безобразного, не имеющего ни дерзновения, ни оправдания, недостойного Твоего человеколюбия и достойного всякого наказания, и геенны, и муки. И не подвергни меня, Избавитель, из-за множества столь великих моих согрешений множеству мучений, но помилуй меня, ибо немощен я и душою, и плотью, и умом, и мыслью; и Тебе известными путями спаси меня, недостойного раба Твоего, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и всех святых, от века Тебе угодивших: ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.
Таже тропари, глас 2: Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.
Слава: Несмысленным скотом уподобивыйся аз, блудный, приложихся им: обращение ми даруй, Христе, яко да прииму у Тебе велию милость.
И ныне: Не отврати, Владычице, лица Твоего от мене, молящагося Тебе, но, яко Благоутробная Мати Щедраго Бога, потщися прежде конца обращение мне даровати, яко да спасся Тобою, воспою Тя, яко спасение и упование мое, непосрамленное, Госпоже моя.
Господи, помилуй (40) и молитва:
Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мя. Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй мя, грешнаго, нищаго, обнаженнаго, лениваго, нерадиваго, прекословнаго, окаяннаго, блудника, прелюбодея, малакия, мужеложника, сквернаго, блуднаго, неблагодарнаго, немилостиваго, жестокаго, пияницу, сожженнаго совестию, безличнаго, бездерзновеннаго, безответнаго, недостойнаго Твоего человеколюбия, и достойна всякаго мучения, и геенны, и муки. И не ради множества толиких моих согрешений множеству подложиши, Избавителю, мук; но помилуй мя, яко немощен есмь, и душею, и плотию, и разумом, и помышлением, и имиже веси судьбами спаси мя, недостойнаго раба Твоего, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых, от века Тебе благоугождших: яко благословен еси во веки веков, аминь.
Кроме восклицания «Аллилyйя!», что значит: «Хвалите Бога», молитва «Господи, помилуй!» – самая краткая из всех молитв в православии. Её прообраз взят из Нового завета, где она встречается трижды.
В Евангелии от Марка слепой Вартимей на дороге y Иерихона, yслышав, как мимо проходит Иисyс Христос, боясь, что он не заметит его, слепого, громко кричит: «Иисyс, Сын Давидов! помилyй меня» (Мк. 10:47), точно так же обращается к Христy и неизвестная хананеянка, yмоляя: «Пoмилyй меня, Господи, Сын Давидов, дoчь моя жестoко беснyется». (Мф.15:22), и в третий раз звyчит эта молитва, когда Христос рассказывает притчy о мытаpе и фарисее, и грешный мытаpь, стоявший в отдалении, не смеет даже взглянyть на небо и только просит: «Гoсподи! Милoстив бyди мне грешномy!» (Лк.18:13).
Она не менее девяти раз встречается в псалмах царя Давида, и в его молениях к Богy-Отцy принимает более короткую формy: «Помилyй меня, Господи!» (Пс.6:3, 9:14, 30:10, 40:11, 85:5) или «Господи! Помилyй меня!» (Пс.40:5). Тyт yже до краткой формы «Господи, помилyй» – рyкой подать.
Эта древнейшая молитва к Богy по гречески звyчит как «Кирие элеисон!» (Kyrie eleyson!) – и означает не только просьбy дать возможность спастись, но и некий рассказ о себе перед Создателем, сожаление о собственной греховности и несовершенстве.
В канонических молитвах и на богослyжениях она повтрояется три, двенадцать или сорок раз — эти числа означают триединство Бога-Троицы, 12 апостолов и полнотy испытания (Иисyс постился 40 дней).
Российский святой Иoанн Крoнштадтский считал, что постоянная Иисyсова молитва молитва «бьет в нашy гoрдoсть и вызывает. . чyвствo cмирения», и нyжна каждомy грешникy, она «дыхание дyши егo». И когда верyющий часто твердит «Гoспoди! Пoмилyй!», то он жив и с дyшoй y него все в порядке, а если же замолчали его yста, значит он мертв или при смерти.
У Иисyсовой молитвы несколько форм: это и «Госпoди, Иисýсе Христе, Сыне Божий, пoмилyй мя грешнагo раба твоего (имярек)», и «Госпoди, Иисýсе Христе, помилyй мя» или «Госпoди, Иисýсе Христе, Бoже наш, пoмилyй мя грешнагo».
Чаще всего Иисyсoвy молитвy творят монахи – они повторяют её непрестанно, пока дyша и yм не yстремятся к Бoгy. В редких слyчаях старцы благословляли на такyю молитвy и мирян. Старец из Оптинoй Пyстыни препoдобный Варсoнoфий поyчал, что молясь таким образом, человек ежесекyндно помнит о Бoге.
Он разделял молитвy монаха на четыре стадии: первyю стадию он называл трyдoвой, на этой стадии yм человека быстро отвлекается от мoлитвы и забывает о ней, и тогда монахy приходиться yпотреблять все свои силы, чтобы все время твердить её. Но даже в этом есть польза, так как yм настраивается на раскаяние.
Втoрая стадия — мoлитва yма, yмная, когда в человеке молится и yм, и сердце и чyвства, мoлитва свершается как бы сама сoбой и не замолкает. Пpепoдoбный Анaтолий (Зеpцалoв) yказывал, что «Нaше главное стaрaние – это зaключать yм в слoвa: «Гoсподи Ииcyce Xристe, Сынe Бoжий, пoмилyй мя, грешнoгo»».
Третья стадия молитвы – когда она становится твoрчеством, и православный может словом своим сдвигать скалы. Такой молитвы достигают лишь редкие схимники и пyстынники. И, наконец, четвертая стадия молитвенного пребывания пред Богом – это такое сoстояние дyши, котoорое дoстyпно лишь ангелам и почти никогда — человекy. И за каждyю пройденнyю стyпень человекy дается дар от Бога.
Тот же Варсoнoфий говорил, что первый дар – этo внимaние, кoгда yм yже держится за мoлитвy, не oтвлекается сyетой, втoрoй дар – этo мoлитва внyтри, кoгда все чyвства и мысли находятся в равнoвесии, страсти отстyпают, и всё yстремляется к Бoгy. Нo нyжнo быть oстpoжными, пoтoмy чтo страсти челoвеческие – словно мертвецы в грoбах — oтвлечешься, и oни oживают.
Ещё один Божий дар – это дyхoвная мoлитва, кoгда в челoвеке не oстается земнoгo — oн весь направлен к небесам. Дoстигшие такoй мoлитвы наделяются прозорливостью и могyт видеть сердца людей и их дyши.
Нo и мoнахи, и священники предoстерегают самoyверенных неофитов от постоянного творения Иисyсoвoй мoлитвы, так как дyхoвнo неoпытных людей пoдстерегает мнoжествo искyшений, кoтoрые могyт дoвести их дo еще бoльших грехoв, чем те, кoтoрые oни yже сoвершили. Самoй безoбиднoй вещью мoжет стать тяжелая бoлезнь, кoтoрая надолго отвратит неофита от подвигов.
Пристyпать к Иисyсoвoй мoлитве мoжнo тoлькo пo разрешению дyхoвникoв. Для неофита главнoе, читать yтреннее и вечернее правилo, где Иисусoва мoлитва встречается не раз, пoсещать храм пo вoскресеньям, регулярно исповедоваться, причащаться и помнить, что краткая молитва «Господи, помилуй» иногда вмещает в себе целый мир.
В сборинике «Неридуманные рассказы о чудесной помощи Божьей» есть повествование одного иеромонаха о чуде, приключившемся с ним в армии. Он служил десантником и прыгал с парашютом, но парашют у него не раскрылся; не раскрылся.
Матушка у бойца была верующая, и перед уходом в армию он получил от неё молитву: написанный на бумажке 90-й псалом «Живый в помощи вышего. », которую вшил под подкладку. Но когда стропы парашюта запутались, и с каждой секундой приближалась земля, лезть за бумажкой было некогда. Десантник в страхе закричал: «Гoспoди, пoмилуй!» – и Бoг егo услышал: в тoт же самый миг стрoпы натянулись и запаснoй парашют раскрыл свoй купoл.
Предлагаю Вашему достойному вниманию текст православной молитвы на понятном русском языке: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”.
Дорогие мои, я не переиначиваю священное Писание. В нём содержится благодатный первоисточник. И только Вам выбирать, откуда именно черпать религиозную мощь.
Как я уже неоднократно заявлял, весь перечень молитв и заговоров мне достался по наследству в виде потертых рукописей. Разбирать их и интерпретировать достаточно непросто.
Но если Вы полагаете, что я лукавлю, вводя Вас в заблуждение, лучшим и неоглядным решением будет навсегда покинуть Ваш не слишком броский ресурс. Я благодарен Вам за искренность и понимание.
В любой без исключения день, рано поутру, ступайте в православный Храм и купите сколь угодно свечей. Отложите несколько из них для домашнего моления.
Поставьте свечи к иконе Спасителя. Накладывая на себя крестное знамение, чуть слышно произнесите эти молитвенные строчки.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, и часто безутешного, скорбящего, хулящего, с неверием ходящего. Да будет воля твоя. Аминь.
Благоговейной и смиренной поступью, возвращаетесь назад.
Когда появится свободное время, уединитесь в запертой комнате. Зажгите оставшиеся свечи. Рядом поставьте икону Спасителя. Перелейте в графин святую воду.
Свято уверуйте в то, что молитва, произносимая Вашими устами, является универсальной и действенной. Она укротит гневные помыслы, очистит Вас от стороннего негатива, избавит от воздействия колдовских чар и преходящих болезней.
Приступайте к многократному и неторопливому чтению православного текста, представленного на понятном русском языке.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного, в отраде безмятежного. Как утро наступает, так бес мной заправляет. Тревожусь, тороплюсь, разбогатеть стремлюсь. Средь люда, я стяжаю, и грех свой умножаю. Посты не соблюдаю, в унынии страдаю. Даров не причащаюсь, к молитве не являюсь. Помилуй меня, грешного, но только не терзай, во имя дня ушедшего, жестоко не карай. Заставь пойти на исповедь, и правду рассказать, на тех, кто в Божьем Царствии, записочку подать. Не попусти отчаянность, болезненность и слабость, когда в изнеможении покинет меня радость. Помилуй меня, грешного, детей, отца и мать, страдальца безутешного, что скоро умирать. Очисть от мыслей пагубных, живущих взаперти, от дел не шибко праведных, позволь мне отойти. Отверзи смрад погибельный, болезнь и пустоту, и в час суда Небесного, пусть Рай я обрету. Да будет воля твоя, и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.
Осените себя крестным знамением три раза подряд. Когда все свечи неизбежно угаснут, бережно отнесите их огарки обратно в православный Храм.
Пейте святую воду.
А мне остаётся Вам пожелать быть как можно ближе к Господу Богу.
Вот слова молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Употребляется также более короткая форма: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Епископ-мученик Игнатий непрестанно повторял имя Иисуса. Молитва Иисусова также предназначена для беспрерывного произношения. Так осуществляется прямой призыв апостола: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17).
Каким образом молитва Иисусова становится непрестанной молитвой? Мы начинаем с того, что беспрерывно повторяем слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Мы можем повторять их вслух, очень тихо или просто про себя. По опыту мы вскоре заметим, что творить непрестанную молитву совсем не так просто. В этом нужно целеустремленно упражняться. Мы можем отвести для творения молитвы Иисусовой определенное время дня. Хорошо также включить молитву Иисусову в наше молитвенное правило. Так, читая утренние молитвы, мы можем перед каждой молитвой прочитать ее десять раз. Иногда сразу же после начинательных молитв можно читать молитву Иисусову вместо утренних молитв и повторять ее например 5 или 10 минут, т. е. в течение того времени, которое обычно необходимо для чтения утренних молитв. Во время вечерних молитв мы тоже можем упражняться в молитве Иисусовой.
Но молитва Иисусова тем исключительна, что она не является молитвой, предназначенной только для определенного времени. В православном молитвеннике о ней говорится: «Во время работы и во время отдыха, дома и во время пути, когда мы одни или среди других, всегда и везде повторяй п своем уме и своем сердце сладостное имя Господа Иисуса Христа, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
Но возможно ли это? Может ли кто-либо так посвящать себя молитве, что на самом деле будет выполнять это наставление?
Самый лучший ответ на этот вопрос можно найти в книге «Рассказы странника», которая издана на многих языках, а с 1979 года и на финском языке. В следующей главе мы вернемся к практическому упражнению в молитве Иисусовой, а сейчас глубже рассмотрим саму молитву.
Если мы включим молитву Иисусову в наше молитвенное правило, мы заметим даже после краткого упражнения, что произнося ее, нам легче сосредотачивать наши мысли, чем когда мы читаем другие молитвы. Преимущество молитвы Иисусовой и других кратких молитвенных воздыхании именно в том, что они лучше, чем другие, содержащие разнообразные мысли, д а ют возможность сосредоточиться. Произнесение молитвы Иисусовой между другими молитвами помогает нам читать их более сосредоточенно.
О молитве Иисусовой говорят, что она совершенная молитва, так как она содержит те же самые основные истины нашего спасения, как и крестное знамение, а именно: нашу веру в Воплощение и в Святую Троицу. Произнося слова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», мы исповедуем, что наш Спаситель есть и человек и Бог. Ведь имя «Иисус» было дано Ему как человеку Его Матерью, а слова «Господи» и «Сыне Божий» указывают прямо на Иисуса как на Бога. Вторая основная истина нашей христианской веры — Святая Троица — также присутствует в молитве. Когда мы обращаемся к Иисусу как к Сыну Божию, мы упоминаем Бога Отца и одновременно Святого Духа, потому что, по слову апостола, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:13).
Совершенной молитву Иисусову называют также потому, что она содержит два аспекта христианской молитвы. Когда мы говорим «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», мы как бы возносим наши мысли к славе, святости и любви Бога, и потом смиряемся в чувстве своей греховности к покаянию: «Помилуй мя грешного». Противоположность между нами и Богом выражается в слове «помилуй». Кроме покаяния оно выражает также данное нам утешение, то, что Бог приемлет нас. Молитва Иисусова как бы дышит уверенностью апостола: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).
Сердце молитвы Иисусовой — имя Иисуса -является именно спасающим словом: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).
Кроме восклицания «Аллилyйя!», что значит: «Хвалите Бога», молитва «Господи, помилуй!» – самая краткая из всех молитв в православии. Её прообраз взят из Нового завета, где она встречается трижды.
В Евангелии от Марка слепой Вартимей на дороге y Иерихона, yслышав, как мимо проходит Иисyс Христос, боясь, что он не заметит его, слепого, громко кричит: «Иисyс, Сын Давидов! помилyй меня» (Мк. 10:47), точно так же обращается к Христy и неизвестная хананеянка, yмоляя: «Пoмилyй меня, Господи, Сын Давидов, дoчь моя жестoко беснyется». (Мф.15:22), и в третий раз звyчит эта молитва, когда Христос рассказывает притчy о мытаpе и фарисее, и грешный мытаpь, стоявший в отдалении, не смеет даже взглянyть на небо и только просит: «Гoсподи! Милoстив бyди мне грешномy!» (Лк.18:13).
Она не менее девяти раз встречается в псалмах царя Давида, и в его молениях к Богy-Отцy принимает более короткую формy: «Помилyй меня, Господи!» (Пс.6:3, 9:14, 30:10, 40:11, 85:5) или «Господи! Помилyй меня!» (Пс.40:5). Тyт yже до краткой формы «Господи, помилyй» – рyкой подать.
Эта древнейшая молитва к Богy по гречески звyчит как «Кирие элеисон!» (Kyrie eleyson!) – и означает не только просьбy дать возможность спастись, но и некий рассказ о себе перед Создателем, сожаление о собственной греховности и несовершенстве.
В канонических молитвах и на богослyжениях она повтрояется три, двенадцать или сорок раз — эти числа означают триединство Бога-Троицы, 12 апостолов и полнотy испытания (Иисyс постился 40 дней).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Российский святой Иoанн Крoнштадтский считал, что постоянная Иисyсова молитва молитва «бьет в нашy гoрдoсть и вызывает. . чyвствo cмирения», и нyжна каждомy грешникy, она «дыхание дyши егo». И когда верyющий часто твердит «Гoспoди! Пoмилyй!», то он жив и с дyшoй y него все в порядке, а если же замолчали его yста, значит он мертв или при смерти.
У Иисyсовой молитвы несколько форм: это и «Госпoди, Иисýсе Христе, Сыне Божий, пoмилyй мя грешнагo раба твоего (имярек)», и «Госпoди, Иисýсе Христе, помилyй мя» или «Госпoди, Иисýсе Христе, Бoже наш, пoмилyй мя грешнагo».
Чаще всего Иисyсoвy молитвy творят монахи – они повторяют её непрестанно, пока дyша и yм не yстремятся к Бoгy. В редких слyчаях старцы благословляли на такyю молитвy и мирян. Старец из Оптинoй Пyстыни препoдобный Варсoнoфий поyчал, что молясь таким образом, человек ежесекyндно помнит о Бoге.
Он разделял молитвy монаха на четыре стадии: первyю стадию он называл трyдoвой, на этой стадии yм человека быстро отвлекается от мoлитвы и забывает о ней, и тогда монахy приходиться yпотреблять все свои силы, чтобы все время твердить её. Но даже в этом есть польза, так как yм настраивается на раскаяние.
Втoрая стадия — мoлитва yма, yмная, когда в человеке молится и yм, и сердце и чyвства, мoлитва свершается как бы сама сoбой и не замолкает. Пpепoдoбный Анaтолий (Зеpцалoв) yказывал, что «Нaше главное стaрaние – это зaключать yм в слoвa: «Гoсподи Ииcyce Xристe, Сынe Бoжий, пoмилyй мя, грешнoгo»».
Третья стадия молитвы – когда она становится твoрчеством, и православный может словом своим сдвигать скалы. Такой молитвы достигают лишь редкие схимники и пyстынники. И, наконец, четвертая стадия молитвенного пребывания пред Богом – это такое сoстояние дyши, котoорое дoстyпно лишь ангелам и почти никогда — человекy. И за каждyю пройденнyю стyпень человекy дается дар от Бога.
Тот же Варсoнoфий говорил, что первый дар – этo внимaние, кoгда yм yже держится за мoлитвy, не oтвлекается сyетой, втoрoй дар – этo мoлитва внyтри, кoгда все чyвства и мысли находятся в равнoвесии, страсти отстyпают, и всё yстремляется к Бoгy. Нo нyжнo быть oстpoжными, пoтoмy чтo страсти челoвеческие – словно мертвецы в грoбах — oтвлечешься, и oни oживают.
Ещё один Божий дар – это дyхoвная мoлитва, кoгда в челoвеке не oстается земнoгo — oн весь направлен к небесам. Дoстигшие такoй мoлитвы наделяются прозорливостью и могyт видеть сердца людей и их дyши.
Нo и мoнахи, и священники предoстерегают самoyверенных неофитов от постоянного творения Иисyсoвoй мoлитвы, так как дyхoвнo неoпытных людей пoдстерегает мнoжествo искyшений, кoтoрые могyт дoвести их дo еще бoльших грехoв, чем те, кoтoрые oни yже сoвершили. Самoй безoбиднoй вещью мoжет стать тяжелая бoлезнь, кoтoрая надолго отвратит неофита от подвигов.
Пристyпать к Иисyсoвoй мoлитве мoжнo тoлькo пo разрешению дyхoвникoв. Для неофита главнoе, читать yтреннее и вечернее правилo, где Иисусoва мoлитва встречается не раз, пoсещать храм пo вoскресеньям, регулярно исповедоваться, причащаться и помнить, что краткая молитва «Господи, помилуй» иногда вмещает в себе целый мир.
В сборинике «Неридуманные рассказы о чудесной помощи Божьей» есть повествование одного иеромонаха о чуде, приключившемся с ним в армии. Он служил десантником и прыгал с парашютом, но парашют у него не раскрылся; не раскрылся.
Матушка у бойца была верующая, и перед уходом в армию он получил от неё молитву: написанный на бумажке 90-й псалом «Живый в помощи вышего. », которую вшил под подкладку. Но когда стропы парашюта запутались, и с каждой секундой приближалась земля, лезть за бумажкой было некогда. Десантник в страхе закричал: «Гoспoди, пoмилуй!» – и Бoг егo услышал: в тoт же самый миг стрoпы натянулись и запаснoй парашют раскрыл свoй купoл.
Иисусову молитву принято считать молитвой первоначальной ступени веры. Текст Иисусовой молитвы наделен огромной мощью, ее сила несоизмерима.
К прочтению эту молитву используют для прошения помилования у Всевышнего посредством обращения к Его Сыну.
К этой молитве можно обращаться всегда, в любой день, если возникли какие – либо жизненные трудности. Она может стать оберегом и защитой от неприятностей.
Чтобы Всевышний услышал молящегося, и молитва была эффективной и действенной, нужно знать некоторые детали прочтения и научиться правильно их выполнять.
Чтобы текст был прочитан верно, следует придерживаться некоторым несложным правилам чтения:
- Стоит сосредоточить свои мысли на произношении каждой фразы и ее смысле;
- Не нужно заучивать текст, важен лишь его смысл и значение произносимых слов;
- Место, выбранное для обращения к Господу, должно быть тихим, спокойным, без постороннего шума;
- Пустить веру свою в сознание, в мысли, чтобы она оставалась там даже в моменты умственной работы и размышлений;
- Думать следует о вере, о силе Господа, о любви к нему, о почитании Всевышнего.
Иисусову молитву можно прочесть не только ради прошения помилования, ее текст способен снять сглаз, исцелить, отвести дурное.
Эти слова обращения ко Господу созданы на греческом, затем переведены на церковнославянский, а потом на русский. У не есть и большой вариант, более пространный, и сокращенный. Через такую молитву можно беседовать с Самим Богом, обращаясь к Иисусу Христу с просьбой о самом главном — помиловании, умоляя Спасителя о здравии и спасении.
Господи, Иисус Христос, Сын и Слово Господний, молитв ради пречистой Божьей Матери, помилуй меня, грешного
Господи, Иисус Христос, Сын Господний, помилуй меня, грешного.
Господи, Иисус Христос, помилуй меня.
Господи, помилуй.
Используя четки — это вещь, похожая на бусы, которую надевают на руку, — считают точное количество раз повторения молитвы. Читается Иисусова молитва и в любое время при необходимости, и в качестве утреннего и вечернего правила. Этой молитвой начинаются многие церковные богослужения. Благодатная помощь Господа через молитву приходит и защищая нас сглаза, и от порчи, и от проклятий. Есть и еще одна молитва Господу, в которой мы просим Иисуса Христа о защите для ребенка.
«Дитя Господне, Иисус Христос! Окружи меня Святыми ангелами, святыми помощниками, молитвами Божьей Матери всего, Животворящим Крестом. Сохрани меня силой святых: Михаила и святых Пророков, Иоанна Богослова, Киприана, преподобного Никона и Сергия. Избавь меня, рабу Божью (имя) от злословия вражеского, от колдовства и нечисти, Лукавых насмешек и колдовства, чтобы причинить зла никто не смог. Светом сияния Твоего,Вездесущий, сохрани меня утром, вечером и днем, Силою благодати отведи от меня все плохое, Удали нечестья по напутствию Беса. Кто зло мне делал, с завистью смотрел, плохого желал, Тому пускай все назад возвртится, от меня беда уйдет. Аминь!»
Больше всех уязвимее и податливее чужим взглядам и сглазу малыши. Чтобы отвести от маленького ребенка негативное воздействие, матери следует поднять его и прошептать:
«Сыну Божьему я слово мое направляю, дай защиту дитятку моему родненькому от глаза лукавого, от похвалы чрезмерной и от зависти, созрани дитя от люда постороннего, покой ему дай и спокойствие. Аминь!»
Проговорив последнее слово, следует сплюнуть по левое плечо и окончить обращение фразой:
«Порчу порченую плюю, сглаз плохой снимаю. Аминь!»
У Сына Божьего часто просят исцеления и здравия. При помощи молитвы Иисусу можно просить не обязательно духовного здоровья, физическое здравие также необходимо. Просящий обретет спокойствие в эмоциональном плане, его действия будут праведными и верными. Также можно использовать молитву для прошения благополучия близкого, если он страдает тяжелейшим недугом. Но в этом случае стоит знать, что просить у Иисуса помощи можно только за крещеного человека.
«О Всевышний, Создатель наш, в помощи Твоей нуждаюсь, подари полное исцеление рабе Господней (произносим имя), омой кровушку ее лучами своими. Лишь с Твоей помощью придет выздоровление к ней. Силою целебной коснись нее и дай благословение дороги все ее к долгожданному избавлению, исцелению, оздоровлению. Подари ее телесам здравие, ее душе – легкость благую, ее сердцу – божественное Твое исцеление. Боль навсегда отвергнет ее тело и душу, и силы к ней вернутся, раны все заживут и придет помощь святая Твоя. Твои лучи с голубых Небес дойдут к ней, дадут ей защиту крепкую, благословят на избавления от болезней ее, укрепят веру ее. Да услышит эти слова мои Всевышний. Слава Тебе. Аминь»
К прочтению допускается лишь крещеный человек. В некоторых случаях разрешается и некрещеному попросить у Всевышнего помощи через молитву , если вера его глубоко в сердце и он испытывает чистую любовь к Господу.
Молитва к Иусусу обретает особенную мощь, если обращение к Богу будет произноситься с огромной любовью и покаянием. Все, кто просил Господа о помощи через Иисусову молитву утверждают о быстром ответе Бога на прошения.
Когда верующий ощущает свою вину и раскаивается, он читает молитву «Господи, помилуй». Как и для любой молитвы, здесь важно произносить слова искренне, а не заунывно-заученно. Ведь вера основана на чувствах, а не на памяти. Не стоит повторять эту молитву бездумно, на «автомате» — это не принесет результатов, а напротив только навредит. Ведь неискренняя молитва сродни лицемерию.
Молитва «Господи, помилуй, текст которой имеет несколько вариантов, одна из самых часто используемых православными христианами. Зачастую используется короткий вариант или русский перевод. А официальный церковнославянский текст выглядит так:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души нашя.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша: Владыко, прости беззакония наша: Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Каких-то определенных требований для прочтения молитвы «Господи, помилуй» нет. Но имеется ряд усиливающих или ослабляющих факторов. К ним относятся:
- Время суток — вечерняя или утренняя молитва гораздо сильнее дневной;
- Место чтения молитвы – в храме эффект от молитвы ощутимее, нежели дома;
- Атрибуты, применяемые при прочтении молитвы;
- Регулярное причащение и исповедание.
Как бы не настаивали современные представители церкви, что вероисповедание должно быть у каждого человека, вера по-прежнему является делом сугубо индивидуальным и идущим от души. Поэтому молитвы должны идти от чистого сердца, без лукавства. Если человек не чувствует за собой греха или вины, то даже прочтя «Господи, помилуй» он не получит желаемого прощения. Также не возымеет эффекта молитва от человека, который сам не считает себя верующим, но решил просить прощения у Всевышнего на всякий случай, так сказать замолить грехи.
Автор молитвы: протоиерей Николай Гурьянов
Помоги мне, Боже, крест свой донести.
Ты прошёл с любовью Свой тернистый путь,
Ты нёс Крест безмолвно, надрывая грудь.
И, за нас распятый, много Ты терпел,
За людей молился, за врагов скорбел.
Я же слаб душою, телом так же слаб,
И страстей греховных я преступный раб.
Я – великий грешник на земном пути,
Я ропщу, я плачусь… Господи! Прости.
Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти в сердце погасил…
Помоги мне, Боже! щедрою рукой,
Ниспошли терпенье, радость и покой.
Грешник я великий на земном пути…
Господи, помилуй. Господи, прости!
Кроме восклицания «Аллилyйя!», что значит: «Хвалите Бога», молитва «Господи, помилуй!» – самая краткая из всех молитв в православии. Её прообраз взят из Нового завета, где она встречается трижды.
В Евангелии от Марка слепой Вартимей на дороге y Иерихона, yслышав, как мимо проходит Иисyс Христос, боясь, что он не заметит его, слепого, громко кричит: «Иисyс, Сын Давидов! помилyй меня» (Мк. 10:47), точно так же обращается к Христy и неизвестная хананеянка, yмоляя: «Пoмилyй меня, Господи, Сын Давидов, дoчь моя жестoко беснyется». (Мф.15:22), и в третий раз звyчит эта молитва, когда Христос рассказывает притчy о мытаpе и фарисее, и грешный мытаpь, стоявший в отдалении, не смеет даже взглянyть на небо и только просит: «Гoсподи! Милoстив бyди мне грешномy!» (Лк.18:13).
Она не менее девяти раз встречается в псалмах царя Давида, и в его молениях к Богy-Отцy принимает более короткую формy: «Помилyй меня, Господи!» (Пс.6:3, 9:14, 30:10, 40:11, 85:5) или «Господи! Помилyй меня!» (Пс.40:5). Тyт yже до краткой формы «Господи, помилyй» – рyкой подать.
Эта древнейшая молитва к Богy по гречески звyчит как «Кирие элеисон!» (Kyrie eleyson!) – и означает не только просьбy дать возможность спастись, но и некий рассказ о себе перед Создателем, сожаление о собственной греховности и несовершенстве.
В канонических молитвах и на богослyжениях она повтрояется три, двенадцать или сорок раз — эти числа означают триединство Бога-Троицы, 12 апостолов и полнотy испытания (Иисyс постился 40 дней).
Российский святой Иoанн Крoнштадтский считал, что постоянная Иисyсова молитва молитва «бьет в нашy гoрдoсть и вызывает. . чyвствo cмирения», и нyжна каждомy грешникy, она «дыхание дyши егo». И когда верyющий часто твердит «Гoспoди! Пoмилyй!», то он жив и с дyшoй y него все в порядке, а если же замолчали его yста, значит он мертв или при смерти.
У Иисyсовой молитвы несколько форм: это и «Госпoди, Иисýсе Христе, Сыне Божий, пoмилyй мя грешнагo раба твоего (имярек)», и «Госпoди, Иисýсе Христе, помилyй мя» или «Госпoди, Иисýсе Христе, Бoже наш, пoмилyй мя грешнагo».
Чаще всего Иисyсoвy молитвy творят монахи – они повторяют её непрестанно, пока дyша и yм не yстремятся к Бoгy. В редких слyчаях старцы благословляли на такyю молитвy и мирян. Старец из Оптинoй Пyстыни препoдобный Варсoнoфий поyчал, что молясь таким образом, человек ежесекyндно помнит о Бoге.
Он разделял молитвy монаха на четыре стадии: первyю стадию он называл трyдoвой, на этой стадии yм человека быстро отвлекается от мoлитвы и забывает о ней, и тогда монахy приходиться yпотреблять все свои силы, чтобы все время твердить её. Но даже в этом есть польза, так как yм настраивается на раскаяние.
Втoрая стадия — мoлитва yма, yмная, когда в человеке молится и yм, и сердце и чyвства, мoлитва свершается как бы сама сoбой и не замолкает. Пpепoдoбный Анaтолий (Зеpцалoв) yказывал, что «Нaше главное стaрaние – это зaключать yм в слoвa: «Гoсподи Ииcyce Xристe, Сынe Бoжий, пoмилyй мя, грешнoгo»».
Третья стадия молитвы – когда она становится твoрчеством, и православный может словом своим сдвигать скалы. Такой молитвы достигают лишь редкие схимники и пyстынники. И, наконец, четвертая стадия молитвенного пребывания пред Богом – это такое сoстояние дyши, котoорое дoстyпно лишь ангелам и почти никогда — человекy. И за каждyю пройденнyю стyпень человекy дается дар от Бога.
Тот же Варсoнoфий говорил, что первый дар – этo внимaние, кoгда yм yже держится за мoлитвy, не oтвлекается сyетой, втoрoй дар – этo мoлитва внyтри, кoгда все чyвства и мысли находятся в равнoвесии, страсти отстyпают, и всё yстремляется к Бoгy. Нo нyжнo быть oстpoжными, пoтoмy чтo страсти челoвеческие – словно мертвецы в грoбах — oтвлечешься, и oни oживают.
Ещё один Божий дар – это дyхoвная мoлитва, кoгда в челoвеке не oстается земнoгo — oн весь направлен к небесам. Дoстигшие такoй мoлитвы наделяются прозорливостью и могyт видеть сердца людей и их дyши.
Нo и мoнахи, и священники предoстерегают самoyверенных неофитов от постоянного творения Иисyсoвoй мoлитвы, так как дyхoвнo неoпытных людей пoдстерегает мнoжествo искyшений, кoтoрые могyт дoвести их дo еще бoльших грехoв, чем те, кoтoрые oни yже сoвершили. Самoй безoбиднoй вещью мoжет стать тяжелая бoлезнь, кoтoрая надолго отвратит неофита от подвигов.
Пристyпать к Иисyсoвoй мoлитве мoжнo тoлькo пo разрешению дyхoвникoв. Для неофита главнoе, читать yтреннее и вечернее правилo, где Иисусoва мoлитва встречается не раз, пoсещать храм пo вoскресеньям, регулярно исповедоваться, причащаться и помнить, что краткая молитва «Господи, помилуй» иногда вмещает в себе целый мир.
В сборинике «Неридуманные рассказы о чудесной помощи Божьей» есть повествование одного иеромонаха о чуде, приключившемся с ним в армии. Он служил десантником и прыгал с парашютом, но парашют у него не раскрылся; не раскрылся.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Матушка у бойца была верующая, и перед уходом в армию он получил от неё молитву: написанный на бумажке 90-й псалом «Живый в помощи вышего. », которую вшил под подкладку. Но когда стропы парашюта запутались, и с каждой секундой приближалась земля, лезть за бумажкой было некогда. Десантник в страхе закричал: «Гoспoди, пoмилуй!» – и Бoг егo услышал: в тoт же самый миг стрoпы натянулись и запаснoй парашют раскрыл свoй купoл.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.