Молитва исаакия Оптинского

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва исаакия оптинского - подобранную специально для Вас!


Амвросий Оптинский, иеросхим.: †1891; Ин. 27; Окт. 10 || Тамб.
Анатолий Оптинский (Зерцалов), иеросхим.: †1894; Ян. 25
Анатолий Оптинский (Потапов), иеросхим.: †1922; Ил. 30
Антоний Оптинский, схиигумен: †1865; Ав. 7 || Ростов.
Варсонофий Оптинский, схиархим.: †1913; Ап. 1
Иларион Оптинский, иеросхим.: †1873; С. 18
Иосиф Оптинский, иеросхим.: †1911; М. 9
Исаакий Оптинский (Антимонов), схиархим.: †1894; Ав. 22 || Курск.
Исаакий Оптинский (Бобриков), архим., прмч.: †1938; Д. 26 || Новомуч.
Лев Оптинский, иеросхим.: †1841; Окт. 11 || Брянск.
Макарий Оптинский, иеросхим.: †1860; С. 7 || Брянск.; Курск.
Моисей Оптинский, схиархим.: †1862; Ин. 16 || Брянск.; Ростов.
Нектарий Оптинский, иеросхим.: †1928; Ап. 29
Никон Оптинский (Беляев), иером., исп.: †1931; Ин. 25 || Новомуч.

Молитва Оптинских страцев.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесет мне наступающий день.
Дай мне вполне предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня наставь и поддержи меня.
Какие бы я не получил(а) известия в течении дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течении дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

П равосла́вныя ве́ры свети́льницы,/ мона́шества непоколеби́мии столпи́,/ земли́ Росси́йския уте́шителие,/ преподо́бнии ста́рцы О́птинстии,/ любо́вь Христо́ву стяжа́вши/ и ду́ши своя́ за ча́да полага́вши,/ моли́теся ко Го́споду,/ да утверди́т земно́е Оте́чество ва́ше в Правосла́вии и благоче́стии// и спасе́т ду́ши на́ши.

В ои́стину ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ пу́стынь О́птину я́коже вертогра́д ста́рчества яви́вый,/ иде́же богопросвеще́нии отцы́,/ та́йная се́рдца челове́ческого ве́дуще,/ наро́да Бо́жия печа́льницы до́блии яви́шася:/ си́и бо на путь покая́ния грехо́м отягоще́нныя наста́виша,/ в ве́ре коле́блющияся све́том Христо́ва уче́ния просвети́ша/ и Бо́жии прему́дрости научи́ша,/ стра́ждующим и немощны́м спострада́ша и исцеле́ния дарова́ша./ Ны́не же, во сла́ве Бо́жии пребыва́юще,// мо́лятся непреста́нно о душа́х на́ших.

П еча́льницы те́плии наро́да Бо́жия,/ преподо́бнии отцы́ О́птинстии,/ гре́шныя в покая́нии утверди́вше,/ ни́щия ду́хом обогати́вше,/ пла́чущия уте́шивше,/ а́лчущия и жа́ждущия пра́вды насы́тивше,/ изгна́нным за пра́вду Бо́жию душе́ю спострада́вше,/ вся ко спасе́нию наста́вили есте́./ Ны́не же, во сла́ве Небе́сней пребыва́юще,// моли́теся непреста́нно о душа́х на́ших.

Настоятель Введенской Оптиной пустыни преподобный Исаакий, в миру Иван Иванович Антимонов, родился в 1810 г. в зажиточном купеческом семействе, поддерживавшем строгий патриархальный уклад жизни и отличавшемся благочестием и ревностью к посещению Божиих храмов.

С самого раннего детства Иван отличался сердечностью, скромностью, молчаливостью, простотой и ясностью ума. Рано обнаружилась в нем любовь к уединению и молитве. Первый знак Божиего благоволения, почивавшего на чаде, отец Ивана получил еще за год до рождения сына. Старец Киево-Печерской Лавры Парфений встретил его такими словами: «Блаженно чрево, родившее монаха». А сам преподобный любил вспоминать такой случай из своей жизни. Однажды в праздник пришлось ему, тогда еще молодому купцу, по необходимости перевесить товар. Внезапно перекладина, на которой были утверждены весы, обрушилась, и Ивану грозила неминуемая гибель. Но железное коромысло весом в 15 пудов упало, не задев его. С тех пор он дал обет не работать больше в праздники и страх Господень еще более укрепился в его душе.

Несмотря на достаточные средства Иван с юности довольствовался грубой пищей и одеждой, стесняя себя во всех отношениях. Он часто посещал церковь, пел на клиросе. Желание уйти в монастырь уже созрело в нем, но он ожидал особого указания Промысла Божия. Уступая отцу, Иван несколько раз сватался, но все эти попытки расстраивались: Господь явно хранил Своего избранника для высшего служения. Когда ему исполнилось 36 лет, Иван в последний раз съездил посмотреть невесту, которая не пришлась ему по душе. После этого он твердо решил оставить мир.

В 1837 г. Иван приехал в Оптину, где был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит. Он с усердием исполнял данные ему послушания, неопустительно посещал все богослужения, возгревал дух молитвой и сохранял расположение ко всей братии, чем вскоре заслужил любовь и уважение.

Не без искушений жил будущий старец в безмолвии скита. Позднее он вспоминал: «Шел я однажды по дорожке вдоль скитской ограды. Ай, махнуть через ограду? — мелькнул помысл. Но, образумившись, подумал: да уж если уходить, так ведь и ворота не затворены. Такое, хоть и нечаянное противоречие помыслу, с призыванием помощи Божией, ослабило брань».

В 1854 г. преподобный принял постриг в мантию и с тех пор безмолвие постепенно становилось его естественным состоянием. Большую часть времени преподобный Исаакий проводил в умном делании и чтении трудов святых отцов. Через четыре года, по настоянию своего духовного отца, он был рукоположен в иеромонаха. А еще через два года зашла речь о кандидатуре отца Исаакия на место уже престарелого настоятеля Оптиной архимандрита Моисея. Преподобный не желал столь высокого места, но благословению митрополита Филарета не мог противиться.

32 года, до самой кончины, длилось настоятельство преподобного Исаакия. В историю Оптиной он вошел как многопопечительный строитель: он возвел новые монастырские корпуса и гостиницы для паломников, обновил храмы, завершил строительство водопровода. По его молитвам доходы монастыря стали ощутимо увеличиваться и не оскудевали все время его настоятельства, а принял он обитель, как сам вспоминал, «с одним гривенником».

Но, обращая большое внимание на внешнее благоустройство монастыря, преподобный еще большее попечение имел о внутреннем благоустройстве его насельников: сам следил за строгим соблюдением церковного устава и благоговейным отправлением служб, чинным поведением в храме и неопустительном его посещении. Старался смирять иноков, если замечал за кем гордость или тщеславие, а особенно искоренял дерзость и упрямство, вплоть до выселения из обители (в крайних случаях). Дурной пример, по мнению старца, мог очень сильно отразиться на немощных. Сердечно же раскаявшихся настоятель всегда прощал и благословлял.

Молитва всегда была на устах преподобного Исаакия. Службы он посещал постоянно, не пропуская ни одной, до самой смерти. Так, в трудах и заботах о вверенной ему братии, дожил преподобный до старости. Здоровье его стало заметно ослабевать, а в 1894 г. у него началась предсмертная болезнь. Он был покоен духом, хотя готовился к исходу из жизни не без страха: «Страшно умирать, — говорил он. — Как явлюсь перед лицом Божиим и на Страшный Суд Его? А сего не минуешь». 22 августа 1894 г., 85-ти лет от роду, старец мирно почил. Тело его было с честью погребено множеством монашествующих и мирян, а святая душа воспарила в Обитель Отца Небесного в вечную блаженную жизнь.

Читайте так же:  Молитва к брату

ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ СТАРЦА ИСААКИЯ

— О смирении и терпении: «Смирение — это высота», «Вот так-то будет лучше — повиноваться и отвергать свою волю. Будешь так поступать, и впредь во всем тебе будет хорошо и радостно».

— Как победить гордость: «Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».

— О скорбях: «Какие у нас скорби, у нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом».

— Как жить: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо», «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных».

Священномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.

О появлении в Оптиной пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту».

Преподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию принять Ивана Бобрикова к себе на добровольное послушание.

17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью».

Преподобный Исаакий принял настоятельство в тяжелое для России время: только что началась Первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения.

К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности.

Преподобный Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро. Мир душевный источали вся фигура преподобного, его неторопливые движения, его умные и добрые глаза. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

В «Летописи скита» говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском Церковном Соборе 1917 года.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля преподобного Исаакия власти отстранили от дел и поручили преподобному Никону передачу имущества монастыря музею.

Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.

В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.

. Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Преподобный Исаакий переехал в город Белев Тульской области.

В 1932 году преподобного Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя преподобный Исаакий сподобился от Господа мученического венца.

Священномученик Исаакий был обвинен в связи с делом Белевского епископа Никиты (Прибыткова), которому вменялось в вину, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме Святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста».

Сначала, в 1937 году, было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 16 декабря 1937 года было арестовано еще двадцать человек. Все они подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Они все отрицали. Преподобный Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: «В состав подпольного монастыря я не входил. »

Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор: расстрел.

Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия. Тихая, истинно по-монашески безмолвная жизнь его, чистая и твердая в своих православных устоях, увенчана страданием за Христа, верностью Ему до самой смерти. Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял священномученик Исаакий в своем исповедании: «От креста своего не побегу!» И кровью своею засвидетельствовал свою верность Господу нашему.

Читайте так же:  Молитва от врагов зла порчи

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии.

Старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.

Священномученик Исаакий Оптинский (Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.

Вот что рассказывал старец Нектарий о появлении Ивана в Оптиной Пустыни: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту».

Иван пришел в Оптину Пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году. Старец Амвросий благословил принять Ивана к себе на добровольное послушание.

17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, был рукоположен в иеромонаха.

30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала иеромонаха Исаакия настоятелем монастыря. Монахиня Мария (Добромыслова) писала: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью».

К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности.

Старец Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

23 января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина Пустынь». Настоятеля иеромонаха Исаакия власти отстранили от дел.

Старец Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на 65 лет.

В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника, и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки.

Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе со старцем Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Старец Исаакий переехал в город Белев Тульской области.

В 1932 году старца Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя старец Исаакий сподобился от Господа мученического венца.

26 декабря/8 января 1938 года старца вместе с другими мучениками за веру расстреляли по приговору «тройки».

Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял священномученик Исаакий в своем исповедании: «От креста своего не побегу!» И кровью своею засвидетельствовал свою верность Господу нашему.

Преподобный священномученик Исаакий, моли Бога о нас!

Старец Захария

2 сентября 1850 года в Калужской губернии у Ивана и Татьяны Минаевых родился одиннадцатый ребёнок. При крещении мальчику дали имя Захарий.

Когда Захарий немного подрос, то он стал часто убегать из дома в лес, где забирался на ель и молился.

Когда Захарию было семь лет, сельский священник о. Алексей предсказал его матери: «Твой сын на радость тебе будет, но не кормилец: он будет монах и доживёт до глубокой старости». В шестнадцать лет Захарий лишился матери. Перед смертью Татьяна Минаевна благословила сына на монашество, предвидя волю мужа, предостерегла: «Отец будет принуждать к семейной жизни, ты не слушай». Несколько лет просил Захарий отпустить его в монастырь, но отец настаивал на женитьбе сына. Пришлось юноше пойти на хитрость, обратился он к отцу с просьбой: «Отпусти меня сходить в Белые Берега. Мать дала обет и не успела выполнить. Я решил за неё выполнить его».

Игумен монастыря Белые Берега послал юношу в Оптину Пустынь к старцу Амвросию.

Старец Амвросий встретил Захария ласково, не успел Захарий и рта раскрыть, как старец, опередив его, сказал: «Ну что, голубчик, мать умерла твоя. Послушай меня, оставь невесту, не женись, а иди в монастырь. А об отце не думай, теперь он сам тебя отпустит, не будет препятствовать тебе в твоём намерении стать монахом. А что сюда пришёл, хорошо сделал. Видишь, на стене записаны твои четыре греха. Ты покайся в них, сходи в Белые Берега и отговей там. Помни, в царстве Небесном для тебя посажен зелёный дуб».

Читайте так же:  Чистый Крест молитва

Получив благословение прозорливого старца Амвросия, Захарий вернулся в монастырь Белые Берега. Не прошло и нескольких дней, как Захарий серьёзно заболел. Монахи отвезли послушника в больницу в Брянск и известили его отца, что сын при смерти. Три месяца находился Захарий между жизнью и смертью, однажды приснилась больному Пречистая Приснодева, Она коснулась его головы и сказала: «Ты ещё поживёшь, монахом будешь».

К всеобщему удивлению, проснулся Захарий совершенно здоровым.

Подробнее о жизни схиархимандрита Троице-Сергиевой Лавры старца Захария, о чудесах исцеления верующих по молитвам старца можно прочесть в книге: «Старец Захария».

Вот лишь несколько случаев из жизни старца:

Когда трое чекистов ворвались в его келью и потребовали, чтобы он уходил вон из лавры, старец взял крест, осенил им своё жилище и, проведя крестом границу между собой и «гостями», спокойно произнёс:

Видео (кликните для воспроизведения).

— Попробуйте-ка, осмельтесь перейти через эту черту, которой я как бы обвёл мою келью, попробуйте и тотчас вы упадёте мёртвыми.

Ни один из вооружённых молодых людей не осмелился переступить за черту.

Когда старец остался один, он ещё долго молился за всех монахов. Старец Захарий последним покинул Троице-Сергиеву лавру. В Москве старец поселился у своей духовной дочери. Многие верующие приходили к прозорливому старцу за советом. Каждого он согревал своей любовью, во время исповеди сам называл забытые грехи. По воле Божией ему открывалось прошлое и будущее людей.

Однажды во время службы в церкви одна из женщин, пришедшая посмотреть на старца, увидев его, подумала: «Ну, уж какой монах, где ему привлечь народ в церковь, он и ходячих-то всех разгонит».

Старец принял мысленный вызов, вместо того, чтобы пройти в алтарь, направился к женщине и, подойдя, сказал: «Ольга, не бойся, никого не разгоню».

Поражённая прозорливостью старца женщина тут же попросила прощения за свои мысли, и потом не раз приходила к нему за советами.

Поучения старца Захарии:

«Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает. Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется её творить, всё внимание поглощают разные желания и страсти.

Да тут как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек в уныние впадает. Это страсть — уныние — мертвит всё святое, всё живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. ».

Если у кого есть, прочтите канон честному и животворящему кресту Христову, а потом распнитесь крестом, и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то уныние, которое убивает вас.

Берегите совесть свою, она есть глас Божий — голос Ангела Хранителя. Как надо беречь свою совесть учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.

Помните слова отца Амвросия: «Где просто, там ангелов сто, а где мудрёно, там ни одного». Достигайте простоты, которую даёт только совершенное смирение. Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех.

Премудр тот, кто стяжал духа святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен».

Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов)

22 августа / 4 сентября празднуется память одного из Оптинских преподобных – Исаакия I (Антимонова). Почти полвека он подвизался в монашеском чине, из них 32 года нес тяжелый крест настоятельства. Именно при нем расцвела обитель великих старцев Оптинских, утешителей народных.Жизнь преподобного Исаакия была полна неустанных трудов, горячей молитвы, сокровенного предстояния пред Господом и глубоко назидательна для нас, современных людей.

Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца?

Воспитание детей в духе христианской любви, ответственности, безукоризненной честности, трудолюбия, милосердия к нуждающимся, усердия к церковным службам и благотворительности – всё это принесло большому купеческому семейству Антимоновых уважение горожан Курска и звание почетных граждан города.

Несмотря на довольно большие средства, детей не баловали, и еще в детстве и юности Иван (таково мирское имя старца) был приучен к самой простой пище, к труду и посту. Промысл Божий готовил Своего избранника к жизни подвижнической, без послабления немощам и страстям.

По преданию, еще в юности, становясь на молитву, он полагал по тысяче поклонов, скрывая свои подвиги от домашних. Иван пел на клиросе, строго постился. Жизнь подвижника-монаха была его призванием, недаром Киевский старец Парфений сказал его отцу во время паломнической поездки: «Блаженно чрево, родившее монаха».

Заветное желание уйти в монастырь Ивану пришлось долго откладывать, уступая воле родителя, но Господь вел Своего избранника, посылая указания на монашеский жребий. Несколько раз расстраивалось сватовство, устраиваемое отцом. Старший брат Ивана уехал в Оптину и стал монахом, к нему и приезжал молодой человек, тоже мечтавший об иноческой жизни.

В Оптиной он был утешен встречей со старцем Львом, который назвал его ласково «Ванюшкой» и предсказал будущее монашество. Так и случилось через семь лет. Со старцем Макарием Иван Иванович вел переписку, и старец даже ходатайствовал перед отцом молодого человека о его уходе в монастырь.

Какие еще уроки мы можем извлечь из жизни преподобного Исаакия? Наверное, можем поучиться его трудолюбию и смирению, ревности, с которой он нес послушания повара и пекаря, убирал покос, копал картошку, рубил капусту, не пренебрегая черной работой. При усердии к внешним трудам не жаловался на усталость и на службы приходил первым, уходил последним, старался хранить безмолвие и держать непрестанную молитву. Сохранял мир со всей братией, чем заслужил всеобщее уважение и любовь.

Можем поучиться неприхотливости и умению обходиться малым: когда его родители, имеющие достаточные средства, привезли сыну меховую шубу, он не стал ее носить, не желая чем-либо отличаться в одежде от самых бедных братий. Если же родные посылали ему деньги, он тут же отдавал их старцу Макарию, избегая попасть в сети страсти сребролюбия.

В 1854 году принял постриг в мантию с именем Исаакия, в 1858 году стал иеромонахом и усилил ревность к монашескому подвигу. Его высокий нравственный облик и духовные дары уже были столь заметны окружающим, что старец Макарий ходатайствовал перед митрополитом Филаретом о будущем настоятельстве отца Исаакия. Настоятелем он стал спустя два года после смерти преподобного Макария – в 1862 году, когда почил о Господе прежний настоятель старец Моисей.

Читайте так же:  Тяжело на душе молитвы

При преподобном Исаакии велось большое строительство, украшались и расширялись храмы. Сам же в быту он был аскетичен и нестяжателен, считал излишнюю заботу о теле недостойной монашеского образа жизни и допускал лишь удовлетворение действительной потребности и нужды братии в одеянии и пище, избегая каких-либо излишеств или прихотливости.

В одежде старец не отличался от прочей братии. Простой поношенный подрясник для кельи, простая ряса и мантия для выхода в храм были обычным его одеянием. Сам обслуживал себя, вплоть до мелочей; так, он сам чинил себе носки. Всегда ходил вместе с братией в общую трапезу, хотя мог иметь отдельный лучший стол в силу своего положения. Посты соблюдал очень строго. Кроме общего благотворения нищим от обители преподобный Исаакий и сам от себя раздавал щедрую милостыню, стараясь всячески утаить свое доброе дело.

Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов)

Преподобный много заботился о внутреннем устроении братии, о монашеском делании и откровении помыслов старцам, сам относился с великим уважением и сыновней любовью к великому Оптинскому старцу преподобному Амвросию.

«Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», – часто повторял отец Исаакий. Он благоговейно, почти до умаления себя, ждал со всеми очереди к своему духовнику – преподобному Амвросию – и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.

К наградам и повышениям старец относился равнодушно и даже уклонялся от них. Так, он отказался по своему смирению от сана архимандрита в 1870-е годы и стал архимандритом уже только в 1885 году, и то в сан старца возвели без его предварительного согласия, чтобы он не смог отказаться.

Учил смирению и кротости братию, наставлял не искать самому пострига или рукоположения, вразумляя иноков из собственного опыта, что человек, не желающий почестей, скорее получит их, нежели гонящийся за ними.

Монастырская братия питала к преподобному Исаакию нелицемерную любовь и уважение как к строгому, но любящему отцу, называя его в домашних беседах не иначе как «дедушкой». Иноки верили в благодатную силу молитв своего наставника и, поговорив в скорби с преподобным Исаакием, выходили от него утешенными и успокоенными.

Последним наставлением уходящего в вечную жизнь старца были слова: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию; в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных…»

В последние годы жизни преподобного многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. Здоровье его стало заметно слабеть и он келейно принял пострижение в схиму. Перед кончиной он дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите «Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Почил о Господе преподобный Исаакий 22 августа (ст.ст.) 1894 года.

Священномученик Исаакий Оптинский (до монашества — Иван Николаевич Бобраков) родился в набожной крестьянской семье в Орловской губернии.

В Оптину пустынь Иван Бобраков пришел в возрасте 19 лет и 13 лет трудился в ней как послушник, прежде чем его постригли в монахи с именем Исаакий.

Много лет Исаакий Оптинский послушание братского уставщика — монаха, который следит за соблюдением определенных правил и чинопоследованием во время церковных служб. После кончины старого архимандрита Ксенофонта в 1913 году, братия единогласно избрала о. Исаакия настоятелем монастыря. И он оказался последним настоятелем Оптиной пустыни в дореволюционный период.

О. Исаакий управлял обителью в самое тяжелое для России время: с 1914 по 1923 годы. На время его настоятельства выпала Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции и все, последовавшие затем гонения на Церковь. Архимандрит Исаакий вместе с братией твердо и безропотно перенес все беды, которые обрушились на них. Не скрываясь от гонителей, не боясь ареста, просто и уверенно отец-настоятель, достойный преемник оптинского старчества, показывал братии и мирянам пример настоящей веры. В 1919 году большевики закрыли монастырь, но еще четыре года она существовала в виде сельскохозяйственной артели.

Несколько раз Исаакия арестовывали вместе с братией закрытого большевиками монастыря. Обвинительный же акт на старца Исаакия и всех арестованных с ним «насельников подпольного монастыря» был составлен 25 декабря 1937 года НКВД города Белева Тульской области, куда о. Исаакий переехал после закрытия Оптиной. Затем монахи были переведены в Тулу, где 30 декабря 1937 года был вынесен приговор: расстрел.

Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, тела мучеников были тайно захоронены в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Рождение:
1865 г.

Постриг в мантию:
7/20 июня 1899 г.

Иерейская хиротония:
24 октября/6 ноября 1902 г.

Кончина (день памяти):
26 декабря/8 января 1938 г.

Преподобный Исаакий Оптинский II (Бобраков) был последним настоятелем старой Оптиной. Он принял обитель под своё управление после кончины настоятеля архимандрита Ксенофонта и управлял ею в самое тяжёлое для обители время: с 1914 по 1923 годы. На время его управления монастырём выпала Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революция и гонения на церковь. Архимандрит Исаакий вместе с братией испытал все скорби, которые обрушили на них враги православной веры и Церкви. Не отступая ни на шаг, не прячась от гонителей, преподобный Исаакий показывал пример исповедничества. Он был достойным преемником Оптинских старцев. Достойным венцом его многотрудного и неуклонного восхождения по лестнице духовной и свидетельством пламенной любви к Богу стала его мученическая кончина за Христа.

Священномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобраков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец Николай Родионович Бобраков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.

О появлении в Оптиной пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту».

Преподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию принять Ивана Бобракова к себе на добровольное послушание. Юный послушник стал безотказно трудиться везде, куда ни поставят, при этом держал себя скромно, молчаливо. Ему вот так бы и хотелось — в труде и молитве, перед лицем Господа, остаться незаметным для других, последним из последних. Пророчество блаженного встревожило его. «Каким ещё там быть архимандритом! Нет, нет, это для других. » И долго не решался он, трудясь в монастыре, даже вступить в число братии. Шли годы, о нём как бы забыли, что он всё ещё неприукаженный послушник. Он же и не напоминал.

Читайте так же:  За здравие молитва на русском

А между тем, он так любил Оптину, так привык к ней, что не мог себе и помыслить когда-нибудь покинуть её. Всякая работа хороша в монастыре: колоть ли дрова, делая с братией запас на зиму, картошку ли чистить на кухне, где на плите булькают большие котлы, месить ли тесто в огромной кадке, — да всё с молитвой, как учат старцы. На всяких работах с усердием и в безмолвии трудился послушник Иван. Вскоре оказался он на клиросе, да так хорошо пришёлся его голос к общему хору, что это стало его главным послушанием. Полюбил он долгие службы и не только пел, но и запоминал течение богослужений, их детали и особенности.

17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобраков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

С принятием священного сана на отца Исаакия было возложено новое послушание — быть братским уставщиком. Он с любовью и усердием выполнял свои обязанности, наблюдая за чинопоследованием церковных служб.

30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью».

Преподобный Исаакий принял настоятельство в тяжелое для России время: только что началась Первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения.

К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности.

Преподобный Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро. Мир душевный источали вся фигура преподобного, его неторопливые движения, его умные и добрые глаза. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

В «Летописи скита» говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском Церковном Соборе 1917 года.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля преподобного Исаакия власти отстранили от дел и поручили преподобному Никону передачу имущества монастыря музею.

Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.

В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.

. Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Старец переехал в город Белев Тульской области. В 1932 году преподобного Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя он сподобился от Господа мученического венца.

Священномученик Исаакий был обвинен в связи с делом Белевского епископа Никиты (Прибыткова), которому вменялось в вину, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме Святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста».

Сначала, в 1937 году, было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 16 декабря 1937 года было арестовано еще двадцать человек. Все они подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Они все отрицали. Преподобный Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: «В состав подпольного монастыря я не входил. »

Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор: расстрел.

Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Ныне на этом месте братией Оптиной Пустыни воздвигнут Честный Животворящий Крест — непобедимое оружие христиан, разрушившее смерть, всерадостное знамение нашего искупления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия. Тихая, истинно по-монашески безмолвная жизнь его, чистая и твердая в своих православных устоях, увенчана страданием за Христа, верностью Ему до самой смерти. Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял преподобный Исаакий в своем исповедании: «От креста своего не побегу!» И кровью своею засвидетельствовал свою верность Господу нашему.

Молитва исаакия Оптинского
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here