Молитва литература 7 класс

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва литература 7 класс - подобранную специально для Вас!

Содержание

  • Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

    1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

    2. учить выразительно читать поэтические тексты;

    3. развивать память и обогащать речь учащихся.

    Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова.

    Просто представить себе нельзя,

    до какой высоты этот человек поднялся бы,

    если б не погиб в 27 лет. И. Бунин

    Ни на Пушкина и ни на кого другого не похоже!

    Изумительно, другого слова нет. Д. Мережковский

    2. Прослушивание аудиозаписи.

    «Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

    Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может виестить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

    Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает…» — такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.

    Предыстория этого стихотворения такова. Зимой 1839-1840гг. М.Ю, Лермонтов был сильно увлечен княгиней М.А. Щербатовой. Именно эта красавица, которая рано овдовела, и являлась причиной дуэли поэта с сыном французского посланника Эрнстом Брантом. Дуэль состоялась рано утром 18 февраля за Черной речкой, недалеко от того места, где А.С. Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль сначала проводилась на шпагах. Затем – на пистолетах. Брант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.

    Позднее состоялось примирение, но, поскольку дуэли были запрещены, Лермонтов был предан военно-полевому суду, согласно решению которого, Михаила Юрьевича переводят в Тенгиский пехотный полк в действующую армию на Кавказ под чеченские пули. Таким образом, жизнь оказалась той ценой, которую заплатил поэт за свои стихи, за любовь к молодой вдове( именно эта его ссылка в конце концов закончилась дуэлью с Мартыновым и гибелью М.Ю. Лермонтова).

    А о том , при каких обстоятельствах была написана «Молитва» вспоминала Александра Осиповна Смирнова –Россет, адресат многих стихов Пушкина:

    «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал стихи»:

    Теснится ль в сердце грусть:

    С души как бремя скатится,

    А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых особенностях этого стихотворения.

    В конце этого произведения стоит какой знак? В каких случаях мы ставим этот знак?( когда предложение неожиданно прерывается или остается что-то недосказанным). Эти три точки в конце стихотворения придают ему ощущение недосказанности, потому что чувства, заложенные в молитву, неисчерпаемы, нескончаемы. Созданию эффекта неисчерпаемости, нескончаемости способствует и повтор союза «И» в двух последних строчках( И верится, и плачется , И так легко…)

    Что такое молитва? «Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым»,— так объясняется значение этого слова толковым словарем.

    Вообще же слово- молитва- очень давно вошло в нашу речь. Образовано оно, согласно «этимологического словаря» Н.И. Шанского и Т.А. Бобровой, с помощью суффикса- тв- от глагола «молить»…. Таким образом, молитва-это и состояние прошения, мольбы- очень личное, сокровенное для каждого человека.

    Но определение того, что такое «молитва», мы можем найти и в самом стихотворении. Просмотрите внимательно текст (созвучье слов живых»)

    Созвучье -согласное звучание каждого слова-эмоциональный всплеск человеческой души, обращенный к Богу. В этом обращении каждое слово не просто на своём месте, а единственно, неповторимо и на своем месте, где рассудок уступает место духовной сущности человека, которая в молитве в какой-то мере соприкасается с бессмертием.

    Созвучье слов живых делает это стихотворение в высшем смысле музыкальным.

    В молитве слово слово— живо. Почему?( потому что рождено энергией высшей чистоты и частоты, энергией сердца).

    И еще раз обратимся к тексту! (Слово обладает благодатной силой. По Далю, «благодатный» означает «исполненный волей и силой, полученной свыше», дарующий «счастье, блаженство, благо, добро»)

    Исполнено слово и «святой прелестью», оно «дышит» ею: слово дышит гармонией, звучащей в душе поэта и отзывающейся в душе читателя.

    Прелесть «непонятная», ибо объяснить, понять гармонию невозможно. Объясненная, понятая гармония перестает быть гармонией, а становится добротным продуктом ремесла.

    Давайте попробуем сосчитать, сколько всего слов в этом стихотворении.(44)

    Сорок четыре слова «Молитвы!». Сюда входят и союзы, и предлоги… но сколь удивительна и совершенна созданная из них конструкция!

    Какие средства художественной выразительности использует автор ? (Эпитеты: « молитву чудную; «созвучье слов живых», «святая прелесть»).

    Метафоры: « тесниться ль в сердце грусть», « и дышит непонятная святая прелесть в них».

    Сравнение : « с души как бремя скатится.» )

    Кажется, для 44 слов немало, но текст не перенасыщен , каждое из них –единственно возможное и необходимое.

    Теперь давайте посмотрим, какие глаголы использует автор. Обращают на себя внимание 3 возвратных глагола(теснится, верится, плачется) Первый глагол «теснится» обозначает действие, совершающееся в пределах духовного мира лирического героя, два последних безличных глагола, замыкающих текст, раздвигают пределы этого мира и существуют уже как бы сами по себе, отражая чудесное состояние, дарованное человеку благодатной силой Творца, к кому обращена в молитве душа, кто и дал возможность поэту услышать и запечатлеть эти удивительные строки.

    Мы уже говорили о «силе благодатной» в «созвучье слов живых». Как же поэт достигает подобного созвучья? Попробуем проследить звуковой ряд первой строки.

    А теперь посмотрим, какие гласные звуки преобладают в последних строках? ([a])

    Произнесите его. Что заметили? (Звуки [ и] , [ у] произносятся несколько напряженно, звук [а ]–свободно. легко).

    И это, скорее всего, не случайно. Обратите внимание на динамику состояния лирического героя. От тесноты, забот повседневности, сомнений, проблем («В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть…») лирического героя освобождает молитва. Не сразу, постепенно, с каждым словом, с каждой слезой ( « С души как бремя скатится…») «сила благодатная» созвучья «слов живых» убирает тесноту в сердце , очищает ( « И верится, и плачется…») и окрыляет душу, делая ее свободной (« И так легко,легко…»)

    Читайте так же:  Какую молитву читать от проклятий

    Послушаем это стихотворение еще раз…

    Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» наизусть.

    Час поэзии и…души(обобщающий урок по творчеству М.Лермонтова в 6 классе)Цели.

    Контрольная работа по литературе в 7 классе. Тема « Жизнь и творчество.

    Тест по литературе 19 векаФ.И._____________________________ класс_______ дата__________Вариант.

    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

    1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

    2. учить выразительно читать поэтические тексты;

    3. развивать память и обогащать речь учащихся.

    Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова.

    Просто представить себе нельзя,

    до какой высоты этот человек поднялся бы,

    если б не погиб в 27 лет. И. Бунин

    Ни на Пушкина и ни на кого другого не похоже!

    Изумительно, другого слова нет. Д. Мережковский

    2. Прослушивание аудиозаписи.

    «Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

    Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может виестить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

    Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает…» — такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.

    Предыстория этого стихотворения такова. Зимой 1839-1840гг. М.Ю, Лермонтов был сильно увлечен княгиней М.А. Щербатовой. Именно эта красавица, которая рано овдовела, и являлась причиной дуэли поэта с сыном французского посланника Эрнстом Брантом. Дуэль состоялась рано утром 18 февраля за Черной речкой, недалеко от того места, где А.С. Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль сначала проводилась на шпагах. Затем – на пистолетах. Брант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.

    Позднее состоялось примирение, но, поскольку дуэли были запрещены, Лермонтов был предан военно-полевому суду, согласно решению которого, Михаила Юрьевича переводят в Тенгиский пехотный полк в действующую армию на Кавказ под чеченские пули. Таким образом, жизнь оказалась той ценой, которую заплатил поэт за свои стихи, за любовь к молодой вдове( именно эта его ссылка в конце концов закончилась дуэлью с Мартыновым и гибелью М.Ю. Лермонтова).

    А о том , при каких обстоятельствах была написана «Молитва» вспоминала Александра Осиповна Смирнова –Россет, адресат многих стихов Пушкина:

    «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал стихи»:

    Теснится ль в сердце грусть:

    С души как бремя скатится,

    А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых особенностях этого стихотворения.

    В конце этого произведения стоит какой знак? В каких случаях мы ставим этот знак?( когда предложение неожиданно прерывается или остается что-то недосказанным). Эти три точки в конце стихотворения придают ему ощущение недосказанности, потому что чувства, заложенные в молитву, неисчерпаемы, нескончаемы. Созданию эффекта неисчерпаемости, нескончаемости способствует и повтор союза «И» в двух последних строчках( И верится, и плачется , И так легко…)

    Что такое молитва? «Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым»,— так объясняется значение этого слова толковым словарем.

    Вообще же слово- молитва- очень давно вошло в нашу речь. Образовано оно, согласно «этимологического словаря» Н.И. Шанского и Т.А. Бобровой, с помощью суффикса- тв- от глагола «молить»…. Таким образом, молитва-это и состояние прошения, мольбы- очень личное, сокровенное для каждого человека.

    Но определение того, что такое «молитва», мы можем найти и в самом стихотворении. Просмотрите внимательно текст (созвучье слов живых»)

    Созвучье -согласное звучание каждого слова-эмоциональный всплеск человеческой души, обращенный к Богу. В этом обращении каждое слово не просто на своём месте, а единственно, неповторимо и на своем месте, где рассудок уступает место духовной сущности человека, которая в молитве в какой-то мере соприкасается с бессмертием.

    Созвучье слов живых делает это стихотворение в высшем смысле музыкальным.

    В молитве слово слово— живо. Почему?( потому что рождено энергией высшей чистоты и частоты, энергией сердца).

    И еще раз обратимся к тексту! (Слово обладает благодатной силой. По Далю, «благодатный» означает «исполненный волей и силой, полученной свыше», дарующий «счастье, блаженство, благо, добро»)

    Исполнено слово и «святой прелестью», оно «дышит» ею: слово дышит гармонией, звучащей в душе поэта и отзывающейся в душе читателя.

    Прелесть «непонятная», ибо объяснить, понять гармонию невозможно. Объясненная, понятая гармония перестает быть гармонией, а становится добротным продуктом ремесла.

    Давайте попробуем сосчитать, сколько всего слов в этом стихотворении.(44)

    Сорок четыре слова «Молитвы!». Сюда входят и союзы, и предлоги… но сколь удивительна и совершенна созданная из них конструкция!

    Какие средства художественной выразительности использует автор ? (Эпитеты: « молитву чудную; «созвучье слов живых», «святая прелесть»).

    Метафоры: « тесниться ль в сердце грусть», « и дышит непонятная святая прелесть в них».

    Сравнение : « с души как бремя скатится.» )

    Кажется, для 44 слов немало, но текст не перенасыщен , каждое из них –единственно возможное и необходимое.

    Теперь давайте посмотрим, какие глаголы использует автор. Обращают на себя внимание 3 возвратных глагола(теснится, верится, плачется) Первый глагол «теснится» обозначает действие, совершающееся в пределах духовного мира лирического героя, два последних безличных глагола, замыкающих текст, раздвигают пределы этого мира и существуют уже как бы сами по себе, отражая чудесное состояние, дарованное человеку благодатной силой Творца, к кому обращена в молитве душа, кто и дал возможность поэту услышать и запечатлеть эти удивительные строки.

    Мы уже говорили о «силе благодатной» в «созвучье слов живых». Как же поэт достигает подобного созвучья? Попробуем проследить звуковой ряд первой строки.

    А теперь посмотрим, какие гласные звуки преобладают в последних строках? ([a])

    Произнесите его. Что заметили? (Звуки [ и] , [ у] произносятся несколько напряженно, звук [а ]–свободно. легко).

    И это, скорее всего, не случайно. Обратите внимание на динамику состояния лирического героя. От тесноты, забот повседневности, сомнений, проблем («В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть…») лирического героя освобождает молитва. Не сразу, постепенно, с каждым словом, с каждой слезой ( « С души как бремя скатится…») «сила благодатная» созвучья «слов живых» убирает тесноту в сердце , очищает ( « И верится, и плачется…») и окрыляет душу, делая ее свободной (« И так легко,легко…»)

    Читайте так же:  Молитва на кашель

    Послушаем это стихотворение еще раз…

    Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» наизусть.

    Урок литературы в 6-м классе. Тема: «Духовная литература. Молитва «Отче наш». А.С. Пушкин «Отец людей, Отец Небесный…». Религиозная и светская литература»

    Задачи урока:

  • Показать различие произведения духовной литературы и произведения светской литературы, имеющего религиозные мотивы, различный характер образности и духовности.
  • 1. Лексико-семантическая работа.

    Слайд 3 (а) — Выясняем по словарю, что такое молитва (б) (обращение к Богу с помощью слова, жеста, поведения).

    Слайд 4 — Даём задание подобрать однокоренные слова и устойчивые выражения (на доске записываем) (молва, молиться, умолять, замолвить слово, слово молвить, моление. ).

    Слайд 5 (а) — Спрашиваем, что обозначает корень «-мол-«. Таким образом выясняем, что молитва обязательно связана со словом произнесённым. И слово это, по-видимому, является просьбой. (б) молвить

    2. Сообщение учителя. Слайд 6

    Молитва есть беседа или разговор верующего с Богом. Молитва бывает спонтанная (своими словами) и ритуализированная (закреплённая церковной традицией). Для верующих Бог вездесущ, его присутствие — постоянная данность. Потому и беседа с Богом ведётся постоянно: утром и вечером, перед вкушением пищи и после него, молятся за живых, за усопших, перед началом какого-либо дела и по завершении его. В молитвах звучит благодарение Богу, просьба о помощи, о прощении, о благословении для себя и для других.

    Слайд 7 + картинка. Откуда берутся те молитвы, которые используются в церковной службе и в обиходе верующих?

    Слайд 8 Многие тексты молитв взяты из Священного Писания, из евангелий. Вот, например, главная христианская молитва, которая называется Господнею, или «Отче наш». Её текст есть как в Евангелии от Луки (11, 1-4), так и в Евангелии от Матфея (6, 9-13).

    Слайд 9 Считается, что молитву эту Иисус Христос дал на Масличной горе. В память об этом там теперь выстроена церковь. По стенам она выложена плитами с текстом молитвы на шестидесяти языках, в том числе и на старославянском.

    Слайд 10 Вид Масличной горы.

    Слайд 11 Обратим внимание, что на русскую землю эта молитва пришла в то время, когда была крещена Русь, в 988 году. Именно с тех пор в неизменном виде закрепилась она не только в текстах церковнославянских, в церковных книгах, но и в сознании многих поколений. Именно такой существует до сих пор.

    Слайд 12 Прочитаем ученикам текст молитвы на старославянском (приведён в учебнике).

    Отче нашъ иже еси на небесахъ, да святится имя Твое, да придет царствие Твое: да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлебъ нашъ насущный даждь намъ днесь, и остави намъ долги наши, якоже и мы оставляемъ должникам нашымъ, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слайд 14 (а) Как должен относиться к Богу человек, верующий, что Он наш Отец? (б) Любить людей как своих братьев, детей одного Отца, ввериться Отцу небесному и искать Его помощи, во всех обстоятельствах доверять Отцу, оказывать любовь, соблюдая Божьи заповеди.

    Слайд 16 О чём эта молитва? О чём просят верующие Отца Небесного?

    4. Работа со стихотворением А.С. Пушкина «Отец людей, Отец Небесный».

    Слайд 18 Читать лучше полный его текст. (Обратим внимание учеников, что в хрестоматии дан только отрывок.)

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Повторное чтение сопровождается вопросами.

    Я слышал, в келии простой
    Старик молитвою чудесной
    Молился тихо предо мной.

    (б) Почему Пушкин называет эту молитву чудесною?

    Только потому, что она дана Иисусом?

    Она творит чудеса? Какие же?

    . Перед крестом
    Так он молился. Свет лампады
    Мерцал впотьмах издалека.
    И сердце чуяло отраду
    От той молитвы старика.

    (б) Какое же чудо совершается на глазах поэта? (в)Обретение сердечной чистоты сознающим слабость своего духа человеком.)

    Слайд 21 (а) Чем же отличается молитва Господня от стихотворения Пушкина, ведь поэт точно передал содержание? (б) Есть лирический герой.

    5. Работа с другими произведениями.

    Слайд 22 Прочитаем другие молитвы и стихотворения (стр. 165-168)

    Слайд 23 (а) Вывод урока: (б) Что такое молитва? Чем молитва отличается от стихотворения?

    7. Домашнее задание

  • Выразительное чтение стихотворений А.Хомякова, П.Вяземского, К.Р. (великого князя Константина Константиновича Романова).
  • Выяснить авторскую позицию в стихотворении.
  • Попробовать сочинить свою молитву Отцу Небесному.
  • Литература 7 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

    2. учить выразительно читать поэтические тексты;

    3. развивать память и обогащать речь учащихся.

    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

    1. учить восприятию и истолкованию поэтического произведения;

    2. учить выразительно читать поэтические тексты;

    3. развивать память и обогащать речь учащихся.

    Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова.

    Просто представить себе нельзя,

    до какой высоты этот человек поднялся бы,

    если б не погиб в 27 лет. И. Бунин

    Ни на Пушкина и ни на кого другого не похоже!

    Изумительно, другого слова нет. Д. Мережковский

    2. Прослушивание аудиозаписи.

    «Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

    Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. Он может виестить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

    Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, Где их никто не замечает. » — такими словами описал душевное состояние Лермонтова в момент создания его « Молитвы» К.Г Паустовский.

    Предыстория этого стихотворения такова. Зимой 1839-1840гг. М.Ю, Лермонтов был сильно увлечен княгиней М.А. Щербатовой. Именно эта красавица, которая рано овдовела, и являлась причиной дуэли поэта с сыном французского посланника Эрнстом Брантом. Дуэль состоялась рано утром 18 февраля за Черной речкой, недалеко от того места, где А.С. Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль сначала проводилась на шпагах. Затем – на пистолетах. Брант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.

    Читайте так же:  Молитва Трифону 40 раз

    Позднее состоялось примирение, но, поскольку дуэли были запрещены, Лермонтов был предан военно-полевому суду, согласно решению которого, Михаила Юрьевича переводят в Тенгиский пехотный полк в действующую армию на Кавказ под чеченские пули. Таким образом, жизнь оказалась той ценой, которую заплатил поэт за свои стихи, за любовь к молодой вдове( именно эта его ссылка в конце концов закончилась дуэлью с Мартыновым и гибелью М.Ю. Лермонтова).

    А о том , при каких обстоятельствах была написана «Молитва» вспоминала Александра Осиповна Смирнова –Россет, адресат многих стихов Пушкина:

    «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал стихи»:

    Теснится ль в сердце грусть:

    С души как бремя скатится,

    А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых особенностях этого стихотворения.

    В конце этого произведения стоит какой знак? В каких случаях мы ставим этот знак?( когда предложение неожиданно прерывается или остается что-то недосказанным). Эти три точки в конце стихотворения придают ему ощущение недосказанности, потому что чувства, заложенные в молитву, неисчерпаемы, нескончаемы. Созданию эффекта неисчерпаемости, нескончаемости способствует и повтор союза «И» в двух последних строчках( И верится, и плачется , И так легко…)

    Что такое молитва? «Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым»,— так объясняется значение этого слова толковым словарем.

    Вообще же слово- молитва- очень давно вошло в нашу речь. Образовано оно, согласно «этимологического словаря» Н.И. Шанского и Т.А. Бобровой, с помощью суффикса- тв- от глагола «молить»…. Таким образом, молитва-это и состояние прошения, мольбы- очень личное, сокровенное для каждого человека.

    Но определение того, что такое «молитва», мы можем найти и в самом стихотворении. Просмотрите внимательно текст (созвучье слов живых»)

    Созвучье -согласное звучание каждого слова-эмоциональный всплеск человеческой души, обращенный к Богу. В этом обращении каждое слово не просто на своём месте, а единственно, неповторимо и на своем месте, где рассудок уступает место духовной сущности человека, которая в молитве в какой-то мере соприкасается с бессмертием.

    Созвучье слов живых делает это стихотворение в высшем смысле музыкальным.

    В молитве слово слово — живо. Почему?( потому что рождено энергией высшей чистоты и частоты, энергией сердца).

    И еще раз обратимся к тексту! ( Слово обладает благодатной силой . По Далю, «благодатный» означает «исполненный волей и силой, полученной свыше», дарующий «счастье, блаженство, благо, добро»)

    Исполнено слово и «святой прелестью», оно «дышит» ею: слово дышит гармонией, звучащей в душе поэта и отзывающейся в душе читателя.

    Прелесть «непонятная», ибо объяснить, понять гармонию невозможно. Объясненная, понятая гармония перестает быть гармонией, а становится добротным продуктом ремесла.

    Давайте попробуем сосчитать, сколько всего слов в этом стихотворении.(44)

    Сорок четыре слова «Молитвы!». Сюда входят и союзы, и предлоги… но сколь удивительна и совершенна созданная из них конструкция!

    Какие средства художественной выразительности использует автор ? (Эпитеты: « молитву чудную; «созвучье слов живых», «святая прелесть»).

    Метафоры: « тесниться ль в сердце грусть», « и дышит непонятная святая прелесть в них».

    Сравнение : « с души как бремя скатится.» )

    Кажется, для 44 слов немало, но текст не перенасыщен , каждое из них –единственно возможное и необходимое.

    Теперь давайте посмотрим, какие глаголы использует автор. Обращают на себя внимание 3 возвратных глагола(теснится, верится, плачется) Первый глагол «теснится» обозначает действие, совершающееся в пределах духовного мира лирического героя, два последних безличных глагола, замыкающих текст, раздвигают пределы этого мира и существуют уже как бы сами по себе, отражая чудесное состояние, дарованное человеку благодатной силой Творца, к кому обращена в молитве душа, кто и дал возможность поэту услышать и запечатлеть эти удивительные строки.

    Мы уже говорили о «силе благодатной» в «созвучье слов живых». Как же поэт достигает подобного созвучья? Попробуем проследить звуковой ряд первой строки.

    А теперь посмотрим, какие гласные звуки преобладают в последних строках? ([a])

    Произнесите его. Что заметили? (Звуки [ и] , [ у] произносятся несколько напряженно, звук [а ]–свободно. легко).

    И это, скорее всего, не случайно. Обратите внимание на динамику состояния лирического героя. От тесноты, забот повседневности, сомнений, проблем («В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть…») лирического героя освобождает молитва. Не сразу, постепенно, с каждым словом, с каждой слезой ( « С души как бремя скатится…») «сила благодатная» созвучья «слов живых» убирает тесноту в сердце , очищает ( « И верится, и плачется…») и окрыляет душу, делая ее свободной (« И так легко,легко…»)

    Послушаем это стихотворение еще раз…

    Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» наизусть.

    7 класс,литература
    Помогите сделать анализ двух стихотворений М.Ю.Лермонтова «Молитва» и «Ангел»
    по пану:
    1)Тема и идея
    2)Образы и их характеристика
    3)Изобразительно-выразительные средства
    и их функции
    4)Конфликт(если он есть)
    5)Размер,ритм,рифма
    P.S.ОГРОМНЫЕ ТЕКСТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА МНЕ НЕ НУЖНЫ,КРАТКО И ПО ТЕМЕ,ЕСЛИ БУДЕТ СКОПИРОВАНО ИЗ ИНТЕРНЕТА -СРАЗУ БАН, ЕСЛИ НЕТ — ТО ПОСТАВЛЮ «ЛУЧШИЙ ОТВЕТ»
    Заранее спасибо)

    Произведение -«Ангел»:
    )Михаил Лермонтов «Ангел»2)В основу этого произведения легла детская колыбельная.3) Тема стихотворения – рождение нового человека, новой души «Он душу младую в объятиях нес для мира печали и слез».4)Первые два четверостишия — это описание «неба по­луночи» и песни, которую поет ангел.5) Автор использует — архаизмы, устаревшие слова.6)Сам автор.

    Молитва как жанр поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова. Молитва как духовное делание, как беседа с Богом для верующего человека. Интегрированный урок в 7 классе : литература, основы Православной культуры Учитель: Дашевская Светлана Владиславовна, ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с.Большая Глушица Самарской области

    Цели урока. Литература. 1.Отработка навыка анализа лирического произведения. 2.Повторение понятий теории литературы: роды литературы, жанры лирики, художественные средства лирических произведений (эпитет, метафора, олицетворение, антитеза, сравнение, оксюморон). 3.Знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями. Основы православной культуры . 1.Уяснение смысла и цели молитвы как духовного делания по очищению души, установлению Богообщения. 2.Знакомство с православными молитвами.

    Целью нашего урока является обсуждение художественных особенностей молитвы как жанра поэзии М. Ю. Лермонтова, а также уяснение православного понимания молитвы. Что же такое молитва в вашем понимании?

    Молитва – это наша беседа с Богом. У нас все от Бога. Поэтому в радости, и в печали, и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.

    Молитва – это духовное делание. Христианин, молясь, должен все свои душевные силы собрать воедино, глубоко сосредоточившись в себе и вдумываясь в слова молитвы. Нужно принуждать себя молиться, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что молитва тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается. Во время молитвы нужно иметь, прежде всего, смирение и сердечное сокрушение о своих грехах.

    Читайте так же:  Молитва Господи упокой

    Молитвы — крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству… Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы. Святой Ефрем Сирин Храм Святого Архистратига Божия Михаила села Большая Глушица

    Какие бывают молитвы? Чем они различаются? К кому обычно обращены молитвы? Сейчас мы послушаем молитву « Отче наш» (музыка П.Чеснокова) в исполнении мужского хора Самарской Православной Духовной Семинарии и подумаем, в чем ее смысл? Спас Вседержитель

    Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 — 1841 Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837. Из коллекции Третьяковской галереи.

    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г Посвящено, по-видимому, Варваре Алексеевне Лопухиной, давней знакомой М.Ю.Лермонтова, женщине духовно близкой поэту, которую, по мнению исследователей, он искренне любил. Варвара Александровна Лопухина Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835-1838

    Каким чувством проникнуто стихотворение? К кому оно обращено? Как называет лирический герой Матерь Божию? Какой художественный прием употреблен поэтом и почему? Леушинская икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

    Антитеза (от греческого: противопоставление) –одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

    Что же такое, на ваш взгляд, «мир упования», который нужен сердцу лирической героини? Верит ли лирический герой стихотворения в вечную жизнь? Как вы это поняли? Давайте послушаем Молитву «Царице моя Преблагая»

    Царице моя Преблагая Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси разреши ту, яко волиши; яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иные Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

    Анализ стихотворения Как вы думаете, чем отличается молитва лирического героя от молитвы, услышанной нами? Почему лирический герой не просит о собственной защите? Как говорит он о своей душе? Как эпитеты раскрывают образ лирического героя?

    «Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного ».) Эпитеты помогают понять душевное состояние лирического героя, его вселенское одиночество. Душа без Бога теряет родство со всем живым.

    Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г. Как изменилось настроение лирического героя второго стихотворения? Какие художественные приемы помогают создать светлое настроение, которым проникнуто стихотворение? Как вы понимаете слово прелесть? Владимирская Икона Божьей Матери .

    Прелесть Для светского человека « прелесть – это очарование, обаяние, привлекательность; приятные, пленяющие явления», так объясняется это слово в «Словаре русского языке» С.И. Ожегова. Для православного же христианина прелесть- это обольщение, хитрость, обман, ложь; состояние ложного духовного самосознания. Поэтому к слову прелесть никак не может быть применим эпитет «святая». Это взаимопротиворечащие понятия, так называемый оксюморон.

    Лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким странником. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена Благодатью Божией при обращении к молитве. Икона Божией Матери «Умиление »

    Мария Алексеевна Щербатова Стихотворение написано для Марии Алексеевны Щербатовой. Вот как пишет об этом А.О. Смирнова: « Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».

    Люблю я молиться в храме Божием, в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне становится так легко; и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога. Святой Праведный Иоанн Крондштадтский

    Выводы Особенности молитвы как жанра лирики . Молитва — это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении. Молитва для верующего человека — это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному. Ибо цель жизни человека – обожение, достижение святости.

    Домашнее задание Литература. Написать сочинение – миниатюру на тему «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». Основы православной культуры. Написать сочинение на тему «Что такое молитва для меня?»

    Использованная литература 1. Будур Н.В. Православные иконы.- М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006 2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М. , Правда, 1988. 3.Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая литературная энциклопедия. — М.,ОЛМА-ПРЕСС,2003 4.Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина.- Санкт-Петербург, Сатисъ, 2001 5. Глаголева О.В., Щеголева Е.В. Православие: полная энциклопедия для новоначальных. — М., Эксмо, 2010.

    Интернет-ресурсы http://kp.md/daily/24252.5/450658/ — слайд 5 http://for3d.ru/images/product_images/popup_images/0373_13_Gospod_Vsederzhitel.jpg – слайд 7 http://penzanews.ru/images/stories/photofiles/lermontov21102011.jpg – слайд 8 http://samlib.ru/img/m/matweewa_n_w/vtvoih/ — слайд 9 http://ru-icons.ru/part3/part32/1_1_31-7.htm — слайд 10 http://www.myhealth.kz/node/39 — слайд 12 http://www.v >

    Материал Внеклассное чтение «Молитва матери» по стихотворению Л.Петровой дан в форме презентации. В унисон словам стихотворения показаны картины известных художников.

    План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1 Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы.

    Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.

    Интегрированный урок литературы — основ Православной культуры. Данный материал можно использовать на уроках литературы в 7, 9 классах и на уроках Православной культуры.Цель работы: знакомство с жанром.

    Урок по теме «Молитвенная лирика М.Ю.Лермонтова» в 10 классе можно закончить анализом стихотворения «Молитва». Ученики должны продемонстрировать знание основных этапов анализа стихотворного текс.

    7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

    Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» 7 класс
    В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть,
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.
    Есть сила благодатная
    В созвучьи слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.
    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко.

    вопрос опубликован 21.01.2017 06:47:55

    По плану или по чем ? анализировать
    Оксана, 26.02.2015

    «Молитва» — стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году. В его поэзии есть и другие стихотворения с тем же названием: в ранней лирике это стихотворение «Не обвиняй меня Всесильный…», созданное в 1829 году, оно при жизни поэта не печаталось, и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», которое было написано в 1837 году, то есть немногим ранее рассматриваемого.
    Даже среди шедевров лермонтовской лирики «Молитва» 1839 года поражает удивительной гармонией и проникновенностью звучания. Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека.
    В творчестве Лермонтова «Молитва» стала стихотворением, обозначившим новый поворот во внутреннем, душевном и духовном, состоянии поэта. Она стала ответом тем, кто обвинял его в безверии и демонизме.

    Читайте так же:  3 самые сильные молитвы на удачу

    Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Литература либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

    Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца. Чего стоит хотя бы блестящее произведение «Демон». Но в «Молитве» автор отходит от своих убеждений. Он как бы отрекается от независимости и гордого одиночества.

    Русские люди, даже получив прекрасное европейское образование, хранили глубоко в душе надежду на божественное покровительство. В «минуту жизни трудную» обращение к богу с молитвой было естественным и необходимым действием. Лермонтов находился на вершине своего творчества, он уже испытал серьезные потери и неудачи. «Демонизм» поэта в какой-то степени исчерпал себя. «Молитва» является еще одной попыткой автора найти гармонию в мире и обрести спокойствие.

    Простые, заученные наизусть, слова «чудной молитвы» обладают огромной силой. Лермонтов не указывает их в произведении, не кается в своих грехах. По его мнению, содержание молитвы не имеет большого значения. Важно именно «созвучье слов живых», их загадочное сочетание, способное полностью очистить и успокоить душу человека.

    Чтение молитвы облегчает тревожное состояние автора, разрешает все его сомнения. Исчезает без следа мучительное для Лермонтова ощущение одиночества. Через молитву происходит соприкосновение с высшей правдой и справедливостью. На автора опускается священная благодать, что позволяет ему с новыми силами жить дальше.

    Текст произведения был впоследствии переложен на музыку. Стихотворение «Молитва» стало блестящим образцом христианской лирики. Это еще раз подчеркивает гениальность и разносторонность поэта, способного проявить себя в абсолютно противоположных жанрах.

    Михаил Лермонтов – человек, который всегда тонко чувствовал, и причем, несмотря на свой трудный характер, он мог понять человека, если он был добр и всегда готов был прийти на помощь. Лермонтов никогда в жизни не предавал себя, он всегда был верен себя и что главнее для него — своим принципам. В жизни ему не раз бывало трудно, ведь никто не может похвастаться, что бывало легко, и особенно этот поэт и писатель.

    Произведение под названием «Молитва», Лермонтов написал в 1839 году. Именно в этом году случилось происшествие, которое и побудило его написать такое стихотворение. Это было тогда, когда князь по имени Одоевский подарил Лермонтову сборник средневековых текстов, которые состояли из духовных сюжетов. А также, книгу Евангелие он получил от князя.

    Эти весьма необычные подарки не вызвали такие горькие обуревания у поэта, так как они была подарены другом. Это было дано ему князем затем, чтобы Лермонтов больше обращался к Богу, больше молился. Ведь именно в вере и в молитве мы, люди, можем найти успокоение и умиротворение. Это было не просто так, ведь Лермонтов славился своей не набожностью, а даже скорее, атеизмом, так как он возможно и не отрицал явление и существование Бога, но и не молился ему так часто, если вообще это делал во взрослой жизни, как другие люди в то время. Он также не посещал церковь, что вообще вызывало странные впечатления у людей, особенно из высшего общества, в которое он также входил.

    Возможно, это бы какой-то протест против людей, аристократов, каких он всей душей ненавидел. А потому вскоре после получения подарка, Лермонтов написал произведение «Молитва». Это произведение очень коротко, но оно красиво и спокойно. Лермонтов пишет в нем, что молитва – это очень сильное действие, которое приносит успокоение возбужденному сердцу. Молитва – это то, что очень важно в нашей повседневной жизни, а не только тогда ,когда нам очень трудно.

    Важно молиться и тогда, когда хорошо, а по другому – это уже не так честно перед Богом, которому мы непосредственно обращаемся. Лермонтов описывает все свои чувства и ощущения от молитвы. Также, поэт примерно в центре произведении описывает слов молитвы, а вернее их смысл, который всегда важен. Ведь то, что мы скажем – уже как-то по-своему священно. Лермонтов, который наверно немного отучился молиться, теперь как бы восхищен. А потому в стихотворении присутствуют слова – нежные, и даже ласковые.

    Анализ стихотворения Молитва (В минуту жизни трудную…) по плану

    На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин

    Известный литературный критик Михаил Леонович Гаспаров говорил, что 1908-1911 года это были годами наставления для Осипа. На протяжении этих трех лет поэт пишет свои работы в манере поэзии автора из Франции Поля Верлена

    Стихотворение «Бессонница, Гомер, тугие паруса» было написано в 1915 году. Этот этап творческой жизни поэта серебряного века многие литературоведы называют периодом «Камня»

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Произведение Внимая ужасам войны вышло из-под пера Некрасова в начале второй половины XIX века. Доминирующей темой этого стихотворения стала тема военных действий, жертвами которых стало много неповинных людей

    Молитва литература 7 класс
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here