Молитва на освящение колоколов

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва на освящение колоколов - подобранную специально для Вас!

«Еже благословятся кампаны сия»

«Еже благословятся кампаны сия». Освящены колокола церкви во имя свв. Царственных мучеников с. Новая Вилга.

9 сентября на звонницу новопостроенного Царского храма были подняты 5 освященных колоколов. Чин освящения совершил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.

Колокола были отлиты специально для Царского храма в Вятской и Слободской епархии и провезены на автомобиле через европейскую часть России. В течение года собирали жители села деньги для того, чтобы их храм обрел голос. И вот, сразу же после освящения, кампаны были подняты на звонницу. Впервые за свою историю с. Новая Вилга огласилось мелодичным колокольным звоном, одним из главных символов православной России.

В молитвах на освящение «кампана, си есть колокола или звона» испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие колокольный звон прославляли имя Господне и собирались в церковь; чтобы колокольный звон воздавал славу Богу; чтобы звоном колокола освящался воздух; чтобы этим звоном прекращались бури, грады, вихри, громы и молнии; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божии укреплялись в вере и побеждали «диавольские наветы» молитвой и славословием.

Все тексты в стандарте HIP.

Тексты приводятся по изданию: Тре’бникъ. Въ дву’хъ частя’хъ. — Москва`. Сv»нода’льная тv»погра’фiя. #ац

  • Чин освящения колесницы
  • Последование малого освящения храма (протоиерей Николай Диваков, Дмитрий Михалин, Анатолий Алексеевич Матвеев)
  • Последование освящения часовни: вариант 1 и вариант 2 (более краткий) (— // —)
  • Молебное пение святителю Василию Великому (— // —)
  • Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения (— // —)
  • Молебные прошения (источник: «Православная страница» Николая и Елены Андрущенко)
  • Чин освящения кивота для хранения святых мощей (оцифровка: Максим Е. Плякин)
  • Чин малого освящения воды вкратце (подготовка материала: прот. Николай Диваков, Людоговский Ф. Б.)
  • Молитва на освящение нового меда (— // —)
  • Чин благословения и освящения надгробного креста (— // —)
  • Последование молебна за болящего (— // —)
  • Молебное пение о недужных многих или об едином (— // —)
  • Чин благословения в воздушное путешествие (— // —)
  • Молитва на благословение чертога (— // —)
  • Последование молебна перед хирургическим действием (— // —)
  • Последование молебна жене перед порождением (— // —)

Если у Вас возникли какие-то вопросы по работе с HIP-стандартом, присылайте их на адрес библиотеки.

Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в православных храмах. Новопостроенные храмы, как правило, имеют в своем ансамбле колокольни, но прежде чем колокола будут повешены на свое место, над ними совершают обряд благословения. Это чинопоследование совершается чаще всего на храмовом дворе, где колокола подвешивают на небольшой высоте, позволяющей окропить их снаружи и изнутри. Тут же ставится стол, на котором – сосуд со святой водой и кропило.

Архиерей либо священник дает возглас: «Благословен Бог наш…». Поется «Царю Небесный» и читается «обычное начало», далее – «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» и «Приидите, поклонимся» (трижды).

Затем читаются псалмы: 148-й – «Хвалите Господа с небес…»; 149-й – «Воспойте Го́сподеви песнь но́ву…» и 150-й – «Хвалите Бога во святых Его…»; «Слава, и ныне» и «Аллилуиа» (трижды).

К прошениям произносимой вслед за этим мирной ектеньи после «О плавающих, путешествующих…», добавляются следующие, специальные:

«О еже благословити кампа́н[4] сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся»;

«О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его или во дни или в нощи, возбу́дятся к славословию святаго Имене Божия, Господу помолимся»;

«О еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ве́тром зельным, бурям же, громо́м и молниям и всем вредным безветриям и злорастворе́нным воздухом, Господу помолимся»;

«О еже отгнати всю силу коварства же и наветы невидимых врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих и к деланию заповедей Своих возбудити я (их), Господу помолимся».

Затем читается 28-й псалом: «Принесите Господеви, сынове Божии…». Предстоятель произносит молитву: «Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славимь и покланяемь быти…» и тайную молитву:

«Владыко Боже, Отче Вседержителю, Иже трубным гласом седмию жрец, идущих пред кивотом свиде́ния, иерихонским твердым сте́нам пасти и разрушитися сотворил еси и вся во граде сущия в руце людей Твоих пре́дал еси, Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше, противныя воздушныя силы далече от града верных Твоих отступя и вся раздеже́нныя[5] их огненныя яже на нас стре́лы угаснут, трескания же молний, нападение града и вся вредныя воздухов злорастворения, всесильною и крепкою десницею прогонима и удержанна да утолятся, утихнут и отступят, вся бо Ты в славу Твою, к пользе и спасению нашему чрез посредства действуеши».

После молитвы священник кропит колокол с четырех сторон, изнутри и снаружи, говоря: «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Хор поет псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…». Затем читается паримия из книги Чисел (10; 1-10): «Рече Господь к Моисею, глаголя: сотвори себе две трубы серебряны, кованы…». Эти серебряные трубы были прообразом современных колоколов.

Затем поются стихиры: глас 2-й – «Земли и прочим стихиям…»; глас 1-й – «Основание всея земли подвизаяй, Боже…»; на «Слава, и ныне» глас 4-й – «Всяческая единою в начале Собою непосредственне создавый, Господи, ныне же вся посредственне де́йствуяй, гласом звона сего освященнаго всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени, страх же Твой в них с благочестием вкорени и спешных на молитву, скорых же ко всякому благому делу Твоею силою сотвори, избавляя нас от всех наветов вражиих, и невредных от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая, молитвами Богородицы и всех святых Твоих, яко Един Милосерд».

Затем диакон: «Премудрость». – Хор: «Честнейшую Херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Настоятель творит дневной отпуст.

Ставрополь, 3 марта 2009 г.

1 марта состоялся чин освящения колоколов в храме Святого Димитрия Донского на территории Объединенной группировки войск сил в Северо-Кавказском регионе в Ханкале, Чеченская республика. Малая звонница, насчитывающая шесть колоколов, была подарена храму колокололитейной компанией «Литэкс», сообщает сайт Ставропольской епархии.

Читайте так же:  Молитва о воссоединении семьи Матроне Московской

По окончании Божественной литургии чин освящения колоколов по благословению Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана совершили благочинный православных церквей Чеченской республики игумен Варлаам (Пономарев) м настоятель Димитриевского храма иеромонах Аркадий (Мамай). Тгумен Варлаам отметил, что «колокольный звон будет собирать людей на молитву и утверждать в их сердцах веру в Бога». «Звонящие в храме колокола означают голос Божий», — сказал священник.

Присутствовавший на службе временно исполняющий обязанности руководителя Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России Николай Симаков, поблагодарил священнослужителей.

Торжественная церемония завершилась установкой освященных колоколов на звонницу храма и пробным звоном.

Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и распространились в IV-IX вв., в Восточной — в IX-XII вв. На Руси они зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распространились с конца XVI в., а в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

Сам Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он «пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит, о трубе Божией, при которой совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15:52; 1 Фее. 4:16-17).

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля — campi и с названием растущего на полях цветка колокольчик — campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в XI-XII вв. было немало противников колоколов, как принадлежности латинской Церкви, но в XII в. последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест — это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово «звон» также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и литургии, точнее, к часам перед литургией. К самой литургии бывает трезвон. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а за ним следует трезвон.

Звон во время литургии и утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении. Во время литургии благовест в один колокол бывает к пению «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу» и продолжается до пения «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу.» Это правило применяется при поздних литургиях и когда служится одна литургия; за ранними обеднями этого звона не положено. На утрени бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Перед ранней литургией благовест бывает в один колокол, не частый, перебора и трезвона нет. Перед поздней литургией благовест частый, а затем — трезвон. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон. Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы.

Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни; особые звоны к заупокойным службам. При многих колоколах в храмах различают праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (будничный), малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которых каждый из них участвует в благовесте, или звоне. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

В пятницу 21 сентября 2012 года, на Рождество Пресвятой Богородицы, состоялось долгожданное событие в жизни нашего храма — освящение колоколов для воссозданной колокольни.

Чин освящения колоколов был совершен Преосвященнейшим Феодосием, епископом Тамбовским и Мичуринским.

В молитвах этого чина призывается благодать Святого Духа, звучат прошения о том, чтобы через звон колоколов верующие побуждались к молитве, укреплялись в борьбе с дьявольскими наветами, чтобы звоном отгонялись всяческие несчастья и непогода, а враг рода человеческого отступал от этого места.

« О eже благословити кампан сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся , — возглашает диакон. — О eже подати eму благодать, яко да вси слышащии звенение eго, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию Имене Святаго Твоего, Господу помолимся ». И со словами — « Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь » — Владыка Феодосий окропил колокола святой водой.

Колокола были приобретены тщанием и усердием благотворителя храма — уроженца нашего города, члена Совета Федерации, Бориса Александровича Невзорова.

Для новой колокольни воронежскими мастерами была изготовлена звонница из 8 колоколов. Кроме обычного набора малой звонницы из 5 колоколов (с самым большим колоколом весом в 64 кг) были изготовлены колокола на 150, 400 и самый большой — Благовестник — весов в 750 кг. Колокола выполнены из классической колокольной бронзы, украшены орнаментами и чернением. На больших колоколах отлиты образа храмовой иконы Матери Божией «Всех скорбящих Радость», «Тамбовской» иконы Пресвятой Богородицы и наиболее чтимых тамбовских святых. На Благовестнике сделана памятная надпись о том, что звонница отлита для воссозданной прославления Святителя Питирима колокольни Скорбященского храма города Мичуринска.

Читайте так же:  Молитва о здравии сына Пантелеймону

Для установки звонницы и получения наилучшего звучания колоколов специально был заказан и привезен из Рязанской области дубовый брус из массива сечением 300×200 мм. Этот брус был установлен по периметру в проемах арок и крестообразно через центральную ось колокольни.

В этот же день, после прибытия подъемного крана, колокола были подняты на колокольню, где их осторожно и бережно принимали мастера и устанавливали на местах. Впервые зазвонили новые колокола в тот же день за вечерним богослужением. Отныне звон колоколов Скорбященского храма будет не только собирать к службе верующих, но и побуждать к богоугодным делам.

Колокола играют значительную роль в церковной жизни. В древности благочестивые христиане именовали перезвон церковных колоколов «гласом Божиим».

Колокольный звон таинственным образом воздействует на душу человека, преображая и мысли, и чувства, и волю, очищая и настраивая на молитвенное общение с Создателем. Значение колокольного звона для православного человека не передать в двух словах. Это и призыв в храм на богослужение и возвещение о особенных его моментах, это и праздничный ликующий перезвон, разливающийся по округе духовной радостью, и обращение к спящей душе с призывом пробудиться, и многое, многое другое. И вот, наконец, и наш храм обретает этот удивительный и прекрасный, неземной глас. И каждый раз со звучанием освященных сегодня колоколов будут возноситься к Богу молитвы за всех тех, кто жертвовал, кто помогал, чем мог и кто молился о благом деле.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Глубокоуважаемые представители Администрации Новокузнецка, руководители предприятия «СДС»!

Сейчас, братья и сестры, мы собрались, чтобы совершить молебен перед началом строительства Административного здания Новокузнецкой Духовной Семинарии, а также освятить крест главного купола храма Рождества Христова и колокола звонницы.

Примечательно, что это совершается в субботу Лазареву, когда святая Церковь поминает усопших христиан. Храм Рождества Христова в Семинарии – это мемориальный памятник и погибшим шахтерам Кузбасса, которых мы вспоминаем в своих молитвах в день Родительской субботы.

Действительностью воскресения праведного Лазаря, предварившем Светлое Христово воскресение, Господь подтвердил Свое Божественное учение о высоком назначении человека, о Царстве Небесном, о жизни будущего века и о нашем всеобщем воскресении. Если мы воскреснем, следовательно, есть воздаяние, существует загробная жизнь, к которой человек призывается готовиться здесь, на земле, за которую «Господь комуждо воздаст по делам его».

Святая Православная Церковь учит, что нет смерти, что жизнь не прекращается, но есть еще и другая жизнь, не ограничивающаяся несколькими десятками лет, но бесконечная, как бесконечны стремления человеческого духа. Эту истину много раз проповедовал Сам Господь Иисус Христос. Воскресив сына Наинской вдовы, дочь Иаира, четверодневного Лазаря, Спаситель дал наглядный пример воскресения мертвых.

Сейчас мы освятим для главного купола семинарского храма святой крест, через который человек вновь обрел спасение и вечную жизнь. Крест Господень есть щит, оружие против Диавола и знамение победы над ним. Он – неисчерпаемый источник животворящей, благодатной силы. Крест Христов стал могучим орудием, перевернувшим весь мир, всю человеческую историю. В кресте Христовом все наше спасение: через Него дается нам отпущение грехов, через Него изливается на нас богатство благодатных даров, в Нем – вся наша сила, радость и все наше упование. (ЖМП, 1953, №3, с.46). Через Крест Господень человечество вновь обрело утраченное им сыновство, наименование чад Божиих.

Сегодня нас собрало и объединило важное событие. В этот весенний день мы услышим первый колокольный звон Семинарского храма.

При освящении колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его прославляли Господа и собирались на молитв в церкви, чтобы звоном колокола освящался воздух, прогонялись вредные силы, чтобы утихали бури ветряные, грады и громы страшные, молнии, и чтобы люди укреплялись в благочестии и вере.

Звон церковных колоколов в России приобрел особое духовное священное значение. Перезвон во время литургии и утрени призывал человека, находящегося вне храма, перекреститься и соединиться в молитве с людьми, присутствующими на богослужении.

В России колокольный звон получил замечательно точное название – благовест. Потому что для храма, для прихода, для города или села он подобен тому, чем является для Вселенной Евангелие, что в переводе на русский язык означает – «благовестие». Он напоминает о Боге, о Церкви, о молитве. Призывает отвлечься от повседневных забот и подумать о вечном. Он пробуждает нашу душу от духовной сна.

Дорогие отцы, братья и сестры! Пусть этот день станет для вас важным и знаменательным, а звон церковных колоколов всегда напоминает об обильной и неоскудевающей любви Божией к нам, грешным!

Пусть благовесты с переборами, трезвонами станут неотъемлемой частью городской многоголосицы, призывая к присутствию на богослужении и к молитве о нашем Отечестве, о благополучии шахтерского труда, о упокоении усопших и погибших горняках, о спасении бессмертных человеческих душ.

Вознесем нашы молитвы Господу, испросим радости, счастья вашим семьям, мира и благополучия этому богоспасаемому месту и граду Новокузнецку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Количество просмотров: ID,’views’,true); ?>

сайт создан по благословению ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО Н И К О НА, МИТРОПОЛИТА УФИМСКОГО И СТЕРЛИТАМАКСКОГО

Велия радость для всех прихожан нашего храма — в скором времени зазвенит над нашим городом звучный благовест!
« О eже благословити кампан сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся , — возглашает священник. — О eже подати eму благодать, яко да вси слышащии звенение eго, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию Имене Святаго Твоего, Господу помолимся ». И со словами — « Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь » — отец Олег окропил колокола святой водой.
Колокола играют значительную роль в церковной жизни. В древности благочестивые христиане именовали перезвон церковных колоколов «гласом Божиим».
Колокольный звон таинственным образом воздействует на душу человека, преображая и мысли, и чувства, и волю, очищая и настраивая на молитвенное общение с Создателем. Значение колокольного звона для православного человека не передать в двух словах. Это и призыв в храм на богослужение и возвещение об особенных его моментах, это и праздничный ликующий перезвон, разливающийся по округе духовной радостью, и обращение к спящей душе с призывом пробудиться, и многое, многое другое. И вот, наконец, и наш храм обретает этот удивительный и прекрасный, неземной глас. Слава Боже милости Твоей, слава Тебе!

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р. Х.). Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091).

Читайте так же:  Молитвы ивана грозного

Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Сщмч. Маркелла, еп. Апамейского (ок. 389).

Сщмч. Василия, архиеп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея Померанцева и мч. Алексия Зверева (1918); сщмч. Владимира Цедринского пресвитера (1918); сщмчч. Владимира Смирнова и Николая Толгского пресвитеров, прмч. Елевферия Печенникова, прмцц. Евы Павловой игумении, Евдокии Перевозниковой и мч. Феодора Захарова (1937); прп. Александра Уродова исп. (1961).

Икон Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383), и Нарвской (1558).

2 Кор., 172 зач., II, 14 – III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23–28, и за среду (под зачало): 2 Кор., 173 зач., III, 4–11. Мф., 96 зач., XXIII, 29–39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

С этого дня по отдание Успения, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Преукраше́нная Божественною славою. ».

На нашем приходе произошло чудесное событие! На кануне дня памяти Св.Спиридона Тримифунтского из Ярославской области прибыли 9 прекрасных колоколов для малой звонницы.

Отлиты наши колокола на колокольном заводе Николая Шувалова, в городе Тутаев. Это единственный из современных российских колокололитейных предприятий завод, полностью восстановивший старую русскую технологию литья колоколов «в глину». На заводе используются только натуральные материалы, ручная обработка отливки без доведения звука подточкой колокола.

Теперь эти чудесные колокола будут на нашем приходе вестить людям о Господе!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

08.00 – Божественная Литургия. Панихида

15.00 – Молебен с водосвятием в Областной Клинической Больнице

Дорогие братья и сестры!
29 августа отменяется
вечернее богослужение,
в 18:00 в Иверском монастыре
будет совершен Чин погребения
Божией матери с крестным ходом

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

Справочник православного человека. Часть третья: Обряды Православной Церкви

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Богослужение общественное и частное

Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга:

Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год.

В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18; 20). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия.

Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника – «Таинства Православной Церкви».

Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание.

Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: «Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

Обряды (если они формальным отношением к святыне не перерождаются во внешнее, не «задевающее» душу человека «делание») низводят благословение Божие на жизнь и деятельность человека, его духовные силы, а также на все́, без исключения, содержание его жизни. Таким образом, каждый совершаемый Церковью обряд имеет направленное освящающее, укрепляющее и обновляющее действие на душу и тело человека.

Условно церковные обряды можно поделить на несколько видов.

1. Богослужебные. Это те священнодействия, которые входят составной частью в литургическую жизнь Церкви: освящение артоса, великое освящение воды, освящение плодов нового урожая в день Преображения Господня, чин посвящения в чтеца и певца, помазание предстоящих освященным елеем на утрени, вынос святой плащаницы в Великую Пятницу и т. д.

2. Символические. Это те обряды, которые выражают различные религиозные идеи, но при этом открывают и реальный путь к Богообщению. Самый яркий пример из повседневной жизни каждого христианина – крестное знамение, которое символизирует крестные страдания Христа, являясь вместе с тем действенным средством защиты человека от воздействия инфернальных сил.

3. Обряды, освящающие житейские нужды людей: освящение домов и других помещений, используемых в деятельности человека; поминовение усопших; освящение семян, овощей, пищи и вообще всякой вещи; благословение на учение или путешествие и т. д.

Чинопоследования треб и обрядов содержатся в Требнике. Требник – это богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования Таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в тех случаях, когда это требуется конкретному ее члену.

Читайте так же:  Денежная молитва на красную нить

Чинопоследования, содержащиеся в Требниках, охватывают все возможные требы, совершаемые в Церкви. Существуют следующие виды Требника.

Первая часть Требника Большого содержит последования:

1) Таинств – Крещения, Миропомазания, Венчания (Брака), Елеосвящения, Покаяния;

2) Таинства Причащения на дому в случае тяжелой болезни;

5) пострижения в монашество.

Вторая часть Требника Большого содержит главным образом молитвословия различных богослужебных и религиозно-житейских обрядов. Кроме того, в Требнике Большом имеются две дополнительные главы: первая заключает в себе месяцеслов, вторая – указатель имен святых по алфавиту.

Требник Малый представляет собой сокращенный вариант Большого Требника. В нем помещены последования священнодействий и молитвословий, которые чаще всего приходится совершать приходскому священнику. Большей частью это молитвословия, входящие в первую часть Большого Требника.

Требник Дополнительный содержит чинопоследования освящений храма и его принадлежностей: креста на храме, богослужебных сосудов, священных одежд, икон, иконостаса, колокола и др. Кроме того, здесь имеется чин освящения артоса и молитвы на освящение «кладезя (колодца), пчел, благовонных зелий и всякой вещи».

Требник Малый в двух частях содержит все то, что находится в Требниках Малом и Дополнительном, а также некоторые молитвы из Требника Большого.

В 1646 году на основе греческих евхологиев[1] и древнеславянских письменных источников был составлен и издан Требник митрополита Киевского Петра Могилы. Однако в этот Требник попали такие прямые заимствования из римского ритуала, как, например, «Устав тайны святого покаяния». Поэтому широкого распространения он не получил. Применяется он лишь при совершении обрядов, чинопоследования которых отсутствуют в Большом Требнике: на открытие монастырей, на обретение святых мощей.

В 1980 и 1984 годах в Издательстве Московской Патриархии вышел Требник в трех частях, куда помимо содержания Требника Малого в двух частях (1956 г.) добавлены отдельные чины и последования из других видов Требника и иных богослужебных книг.

Существует также книга «Последование молебных пений», в которой изложены молитвословия и чинопоследования, заимствованные из Большого Требника.

Чинопоследования церкви. Молебные пения

Чинопоследования при основании и освящении храма

Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения епископа подвергается определенному наказанию как презирающий епископскую власть.

После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» – все́ вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест.

Основание церкви (если она каменная) устраивают следующим образом.

Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в православных храмах. Новопостроенные храмы, как правило, имеют в своем ансамбле колокольни, но прежде чем колокола будут повешены на свое место, над ними совершают обряд благословения. Это чинопоследование совершается чаще всего на храмовом дворе, где колокола подвешивают на небольшой высоте, позволяющей окропить их снаружи и изнутри. Тут же ставится стол, на котором – сосуд со святой водой и кропило.

Архиерей либо священник дает возглас: «Благословен Бог наш…». Поется «Царю Небесный» и читается «обычное начало», далее – «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» и «Приидите, поклонимся» (трижды).

Затем читаются псалмы: 148‑й – «Хвалите Господа с небес…»; 149‑й – «Воспойте Го́сподеви песнь но́ву…» и 150‑й – «Хвалите Бога во святых Его…»; «Слава, и ныне» и «Аллилуиа» (трижды).

К прошениям произносимой вслед за этим мирной ектеньи после «О плавающих, путешествующих…», добавляются следующие, специальные:

«О еже благословити кампа́н[4]сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся»;

«О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его или во дни или в нощи, возбу́дятся к славословию святаго Имене Божия, Господу помолимся»;

«О еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ве́тром зельным, бурям же, громо́м и молниям и всем вредным безветриям и злорастворе́нным воздухом, Господу помолимся»;

«О еже отгнати всю силу коварства же и наветы невидимых врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих и к деланию заповедей Своих возбудити я (их), Господу помолимся».

Затем читается 28‑й псалом: «Принесите Господеви, сынове Божии…». Предстоятель произносит молитву: «Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славимь и покланяемь быти…» и тайную молитву:

«Владыко Боже, Отче Вседержителю, Иже трубным гласом седмию жрец, идущих пред кивотом свиде́ния, иерихонским твердым сте́нам пасти и разрушитися сотворил еси и вся во граде сущия в руце людей Твоих пре́дал еси, Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше, противныя воздушныя силы далече от града верных Твоих отступя и вся раздеже́нныя[5]их огненныя яже на нас стре́лы угаснут, трескания же молний, нападение града и вся вредныя воздухов злорастворения, всесильною и крепкою десницею прогонима и удержанна да утолятся, утихнут и отступят, вся бо Ты в славу Твою, к пользе и спасению нашему чрез посредства действуеши».

После молитвы священник кропит колокол с четырех сторон, изнутри и снаружи, говоря: «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Хор поет псалом 69‑й: «Боже, в помощь мою вонми…». Затем читается паримия из книги Чисел (10; 1‑10): «Рече Господь к Моисею, глаголя: сотвори себе две трубы серебряны, кованы…». Эти серебряные трубы были прообразом современных колоколов.

Затем поются стихиры: глас 2‑й – «Земли и прочим стихиям…»; глас 1‑й – «Основание всея земли подвизаяй, Боже…»; на «Слава, и ныне» глас 4‑й – «Всяческая единою в начале Собою непосредственне создавый, Господи, ныне же вся посредственне де́йствуяй, гласом звона сего освященнаго всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени, страх же Твой в них с благочестием вкорени и спешных на молитву, скорых же ко всякому благому делу Твоею силою сотвори, избавляя нас от всех наветов вражиих, и невредных от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая, молитвами Богородицы и всех святых Твоих, яко Един Милосерд».

Читайте так же:  Молитва от сглаза на детей

Затем диакон: «Премудрость». – Хор: «Честнейшую Херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Настоятель творит дневной отпуст.

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл осмотрел деревянные храмы в деревнях Ворзогоры и Подпорожье Архангельской области
В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре
В канун дня памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Соловецком монастыре

1 марта состоялся чин освящения колоколов в храме святого Димитрия Донского в Ханкале, на территории штаба Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе.

Малая звонница, насчитывающая шесть колоколов, была подарена храму колокололитейной компанией «Литэкс».

По окончании Божественной литургии чин освящения колоколов по благословению архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана совершили благочинный православных церквей Чеченской Республики игумен Варлаам (Пономарев) и настоятель Свято-Димитриевского храма иеромонах Аркадий (Мамай).

«Колокольный звон будет собирать людей на молитву и утверждать в их сердцах веру в Бога, — сказал в своем слове игумен Варлаам. — Звонящие в храме колокола означают голос Божий».

Священнослужителей поблагодарил Присутствовавший на службе временно исполняющий обязанности руководителя Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России Николай Симаков,.

Торжественная церемония завершилась установкой освященных колоколов на звонницу храма и пробным звоном.

Тамбовская митрополия, Мичуринская епархия, Богоявленское благочиние

Колокола – голос храма; их звон разносится на многие километры вокруг, напоминая православным о Творце и Промыслителе всего сущего. Они призывают нас на молитву, они будят человека от всепоглощающей суеты этого мира.

До недавнего времени храм вмч.Димитрия Солунского с.Иловай-Дмитриевского имел всего лишь один колокол на 124 кг., который на протяжении нескольких лет радовал прихожан своим звоном. Но вот настало время, когда по благословению настоятеля и по решению Приходского собрания прихожане решили производить сборы пожертвований на колокола храмовой звонницы. С помощью Божией, спустя немалое время, была собрана необходимая сумма денежных средств. Для имеющегося колокола на ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОЛОКОЛОЛИТЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ «Воронежские колокола» ( vipbells.ru ) подобрали еще шесть колоколов:

Вес колокола Диаметр нижний Высота Основной тон колокола
1. 4 кг. 170 мм. 200 мм. Ми 3 окт.
2. 8 кг. 210 мм. 240 мм. Ре 3 окт.
3. 21 кг. 300 мм. 340 мм. Соль 2 окт.
4. 32 кг. 350 мм. 400 мм. Ре-Диез 2 окт.
5. 64 кг. 440 мм. 480 мм. До-Диез 2 окт.
6. 270 кг 900 мм. 900 мм. До 1 окт.

В воскресный день 20 мая после Божественной Литургии, на завершении традиционного Пасхального крестного хода, у входа в храм состоялось освящение приобретенных колоколов. Не часто прихожане становятся свидетелями таких знаменательных событий, на их лицах выражалась радость. Чин освящения возглавил настоятель протоиерей Александр Пронин, молитвенно прося у Господа освятить своей благодатью колокола – или, выражаясь церковным языком, кампаны. По окончании богослужения отец настоятель обратился к присутствуюшим с пастырским словом и поблагодарил всех, кто внес свою посильную лепту на это благое дело.

В настоящее время ведутся необходимые работы по подготовке к подвеске колоколов. Скоро они займут свое место на звоннице храма, по округе разольется их призывный звон и будет радовать слух жителей села.

Сегодня 7 апреля 2014 года в нашем приходе в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» отмечается сразу два праздника.
С одной стороны, как и весь православный мир, мы радуемся Благовещению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
А с другой – именно в этот день исполнился ровно год с момента освящения места строительства нашего храма, в котором милостью Божией теперь каждые выходные мы собираемся на Богослужения.

Просматривая фотографии строительства и видя воочию построенное здание церкви – не верится, что прошло так мало времени. Год…много это или мало ?
Отчасти наш храм можно сравнить с детищем, рожденным и созидаемым общими усилиями и теперь у нас есть до конца возведенное двухэтажное помещение храма, с выделенными классами под воскресную школу, проведенными коммуникациями, наружной облицовкой, иконостасными иконами …

Но когда мы читаем об этих «успехах», очень легко может сложиться мысль о мнимой легкости на пути их достижения. На самом деле, одному Богу известно, ценой каких усилий и личных жертв все это стоило настоятелю нашего храма – иерею Вадиму Королеву. Сколько бессонных ночей, поездок и встреч провел он для того, чтобы все мы имели возможность соединиться в молитве в стенах прихода. За все это хочется сказать ему огромное спасибо и пожелать помощи Божией во всех предстоящих делах.

Очень радостно было видеть, как постепенно к началу Божественной литургии храм заполнился людьми. Разделить нашу радость пришли не только постоянные прихожане из поселка Марьино, но и специально приехавшие — из деревни Яковлево и поселка Ватутинки. Особенно отрадно было видеть людей, которые год назад присутствовали на освящении нашего фундамента. Возглавил Богослужение Благочиный Ильинского церковного округа протоиерей Евгений Сизов и сослужил ему настоятель нашего храма иерей Вадим Королев.

По окончании Божественной литургии клирики провели чин освящения Святой звонницы, состоящей из семи колоколов, последний из которых, весом в 140 кг, был доставлен рано утром в этот день.

По окончании освящения благочинный обратился к собравшимся с поздравлениями и пожеланиями помощи Господа в дальнейшем возведении нашего прихода. Также он особо отметил труды иерея Вадима в деле строительства храма и пожелал ему сил и милости матушки нашей Богородицы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Этот насыщенный событиями Богослужебный день окончился звоном колоколов, звук которых впервые разнесся по поселку Марьино.

Молитва на освящение колоколов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here