После заамвонной молитвы все идут на место освящения воды, священник идет с крестом, а диакон с Евангелием и кадилом, в предшествии церковнослужителей со свечами.
Народ поет следующие тропари 8 гл 1. Голос Господа взывает на водах, говоря/ приидите все и приимите Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, Явившегося Христа. 2. Ныне освящается водное естество; Иордан, видя Крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение. 3. Христос, Царь Милосердный и Человеколюбивый! Ты, ради очищения нас от грехов, пришел к реке Иордану, как человек, и требуешь рабского крещения от руки Предтечи. Слава и ныне: Тьг, Господи Безгрешный, принявший образ раба, пришел к голосу взывающего в пустыне: «Приготовьте путь Господу», и просишь у него крещения. Увидели Тебя воды и убоялись; Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды».
3. Так говорит Господь: в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя, Святой Израилев. (Ис. 12; 3 — 6).
Диакон: Премудрость. Чтец: Прокимен, гл. 3: Господь свет мой и спасение мое, кого мне бояться? Стих: Господь — крепость жизни моей, кого мне страшится? (Пс. 26; 1 — 2).
Чтение из послания св. Апостола Павла к Коринфянам: Братья, не хочу оставить вас в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и тоже духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. (1 Кор. 10; 1 — 4;.
Аллилуйя, 4 гл. Стих: Голос Господа над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими (Пс. 28; 3). Священник: Чтение Святого Евангелия от Марка (1; 9 — 11): Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос пришел из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане, и когда выходил из воды тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса, и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Господу помолимся. 21. Чтобы послужила она для очищения душ и тел всем, с верою почерпающим и пьющим ее, Господу помолимся. 22. Чтобы через принятие этой воды при таинственном явлении Святого Духа удостоиться нам полноты освящения, Господу помолимся. 23. Чтобы услышал Господь Бог молитвенный голос нас, грешных, и помиловал нас, Господу помолимся. 24. Чтобы избавиться нам от всякой скорби… 25. Защити, спаси, помилуй… 26. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…
1 пришел на землю и жил с людьми, и Ты, пославши с неба Святого Твоего Духа, освятил Иорданские воды и сокрушил головы гнездящихся там змеев.
Народ: «Аминь», Священник: «Мир всем». Народ: «И в твоей душе да будет мир». Диакон: «Головы ваши пред Господом преклоните». Народ: «Тебе, Господи». Священник: «Господи, благоволивший креститься во Иордане и освятивший его воды, приклони ухо Твое, услышь нас и благослови всех нас, преклонением своих голов изъявляющих Тебе покорность, и удостой нас, Господи, исполниться Твоего освящения через принятие этой воды, чтобы послужило оно нам для здоровья души и тела. Ибо Ты освящение наше и мы воссылаем славу, благодарений и поклонение Тебе с Твоим Безначальным Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».
Священник, взяв обоими руками крест и крестообразно благословляя им воду со словами: «Сам, Господи, освяти эту воду», трижды погружает в нее крест, при погружении же поется сначала священником, а затем народом следующий тропарь 1 гл.:
«На Иордане, во время крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном и Дух, в виде голубя, подтвердил истину этого слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе».
Совершив освящение воды, священник наполняет освященной водой сосуд и, вручив его церковнослужителю, становится лицом на запад, держа в левой руке крест, а в правой кропило, и кропит всех прикладывающихся к кресту; в это время поется тропарь праздника. Затем все возвращаются в храм с пением самогласна шестого гласа:
«Прославим, верующие, величие Божиих благодеяний, проявленных над нами, ибо за наши прегрешения Единственный Безгрешный и Вечный, сделавшись человеком, очищается в Иордане нашим очищением, освящая меня и воды и сокрушая в воде головы змеев. Итак, братия, с радостию почерпнем эту воду, ибо с верою почерпающим подается невидимо благодать Святого Духа от Христа Бога и Спасителя наших душ». Затем: «Да будет имя Господне благословенно отныне и во веки»(трижды) и 33 псалом «Благословлю Господа во всякое время»… Все, пившие освященную воду, получают от священника антидор.
Отпуск: «Благоволивший ради нашего спасения креститься в Иордане от Иоанна, Христос Истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых, помилует и спасет нас, как Милосердный и Человеколюбивый».
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих (трижды). Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы.
Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси.
Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас.
Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев. Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию(трижды, с осенением воды рукой). И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово; сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную.
Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше. Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы. Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым(трижды). Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение.
Спаси, Господи, и помилуй великаго господина и отца нашего, Святейшаго патриарха Кирилла, и господина нашего, Преосвященнейшаго епископа имярек и сохрани их под кровом Твоим в мире. Спаси, Господи, и помилуй власти и воинство страны нашея, покори им всякаго врага и супостата. Даруй им вся, яже ко спасению прошения, и жизнь вечную, да и стихиами, и человеки, и ангелы, и видимыми, и невидимыми, славится Твое пресвятое Имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Велик Ты, Господи, чудесны Твои дела, и никаких слов не хватит, чтобы воспеть Твои чудеса(трижды). Ведь Ты, приведя Своей волей все из небытия в бытие, в Своей власти держишь творение и Своим промыслом управляешь миром. Ты, Составивший творение из четырех начал, четырьмя временами [года] увенчал годичный круг. Перед Тобой трепещут все разумные силы, Тебя воспевает солнце, Тебя прославляет луна, Тебе молятся звезды, Тебе повинуется свет, Тебя боятся бездны, Тебе подчиняются источники. Ты натянул небо, словно завесу, Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком, Ты разлил воздух для дыхания. Ангельские силы тебе служат, хоры архангелов Тебе поклоняются, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, стоя кругом и летая, покрываются страхом перед Твоей неприступной славой. Ведь Ты, Бог Неописуемый, Безначальный и Неизреченный, пришел на землю, приняв облик раба и уподобившись человеку. Ибо ты не мог, Владыка, по Своему милосердию смотреть на то, как дьявол насилует человеческий род, но пришел и спас нас.
Так и теперь, Владыка, Ты Сам освяти эту воду Твоим Святым Духом. И подай всем, кто будет прикасаться к ней и вкушать [ее] и помазываться ею, освящение, здоровье, очищение и благословение.
Спаси, Господи, и помилуй Великого господина и отца нашего Святейшего патриарха Кирилла и господина нашего, Преосвященного епископа [ …],и сохрани их под Твоим покровом в мирном состоянии [духа].Спаси, Господи и помилуй власти и армию нашей страны, покори им всякого врага и агрессора. Исполни все их просьбы, относящиеся ко спасению, и даруй им жизнь вечную, чтобы и стихиями, и людьми, и ангелами, и всем видимым и невидимым [творением] прославлялось Твое всецело святое Имя со Отцом и Святым Духом, теперь и всегда и во веки веков. Аминь.
Поделиться «Молитва из чина великого водоосвящения»
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды.
Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах. » выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.
Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).
Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).
В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (См.: Определение Московского Собора 1667г.).
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».
Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).
Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.
Великая Агиасма
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»
«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов. и на всяку пользу изрядну (сильную). ».
В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах. » выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.
Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).
Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).
В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (См.: Определение Московского Собора 1667г.).
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».
Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).
Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.
Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.
На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.
Впереди идут священосцы со свечами, за ними следуют певцы с пением тропарей Глас Господень, диаконы с кадилами, священники и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе).
На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
По окончании пения тропарей диакон возглашает: Премудрость, и читаются три паремии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.
Затем поется прокимен Господь просвещение мое, читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.
После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.
Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: Господи Иисусе Христе (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.
После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на Слава, и ныне: Воспоим, вернии.
Великая Агиасма
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»
«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов. и на всяку пользу изрядну (сильную). ».
В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
Есть немало ошибочных мнений и утверждений, относящихся к крещенской воде. Мол, крещенская и богоявленская вода – вещи разные, что «разбавлять» ее нельзя, но главное заблуждение – якобы омовение в крещенской воде разрешает человека от грехов. А может, стоит повнимательнее прислушаться к словам молитвы на Великое освящение воды, читаемой в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления? Пожалуй, тогда многие вопросы отпадут сами собой. Предлагаем читателям разъяснительный перевод этой молитвы.
Чин великого водоосвящения совершается Церковью накануне и в сам день праздника Богоявления (то есть Крещения Господня). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Во время молитвы, читаемой в этот день над освящаемой водой, Церковь вспоминает (то есть напоминает нам, её членам) сотворение мира, поэтичными словами воспевает Господа и свидетельствует о том, что всё созданное Богом благодарит Его за бытие; Церковь вспоминает Божии благодеяния людям, совершенные через воду, и просит, чтобы Господь и сейчас наделил освящаемую воду целительной для души и тела силой, соединил эту воду со Своей благодатью.
Освящение воды напоминает нам и о воплощении Бога Сына − Господь принял материальное тело, принял плоть, и вода, освящаемая Его благодатью, напоминает нам, что материя — не зло и не «низший уровень», она также создана и благословлена Богом и даже принята Им как тело Своё.
Освящение напоминает нам и о всеобщем воскресении в конце этого мира: все мы воскреснем в телах наших, которые изменятся, но останутся материальными подобно тому, как изменяется, но остается собою освященная вода.
Считать, что эта вода автоматически «очищает от грехов», − большая ошибка, основанная на непонимании слов молитвы. Церковь молится, чтобы Господь дал воде силу избавлять человека от привычки к греху, чтобы вода помогала преодолевать греховные склонности. То есть она — оружие во внутренней борьбе. При этом надо помнить, что никакое оружие «само по себе» не действует. Бороться надо самому.
Также неправильно считать, что вода, освященная накануне Богоявления, − иная, нежели освященная в сам день праздника. Это одна и та же святыня, и чин совершается один и тот же, в одних и тех же емкостях с водой. Просто сложилась традиция − освящать два раза, в честь великого праздника.
Екатерина МАКАЛЕЦ,
катехизатор храма пророка Илии в Черкизове
Есть немало ошибочных мнений и утверждений, относящихся к крещенской воде. Мол, крещенская и богоявленская вода – вещи разные, что «разбавлять» ее нельзя, но главное заблуждение – якобы омовение в крещенской воде разрешает человека от грехов. А может, стоит повнимательнее прислушаться к словам молитвы на Великое освящение воды, читаемой в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления? Пожалуй, тогда многие вопросы отпадут сами собой. Предлагаем читателям разъяснительный перевод этой молитвы.
Чин великого водоосвящения совершается Церковью накануне и в сам день праздника Богоявления (то есть Крещения Господня). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Во время молитвы, читаемой в этот день над освящаемой водой, Церковь вспоминает (то есть напоминает нам, её членам) сотворение мира, поэтичными словами воспевает Господа и свидетельствует о том, что всё созданное Богом благодарит Его за бытие; Церковь вспоминает Божии благодеяния людям, совершенные через воду, и просит, чтобы Господь и сейчас наделил освящаемую воду целительной для души и тела силой, соединил эту воду со Своей благодатью.
Освящение воды напоминает нам и о воплощении Бога Сына − Господь принял материальное тело, принял плоть, и вода, освящаемая Его благодатью, напоминает нам, что материя — не зло и не «низший уровень», она также создана и благословлена Богом и даже принята Им как тело Своё.
Освящение напоминает нам и о всеобщем воскресении в конце этого мира: все мы воскреснем в телах наших, которые изменятся, но останутся материальными подобно тому, как изменяется, но остается собою освященная вода.
Считать, что эта вода автоматически «очищает от грехов», − большая ошибка, основанная на непонимании слов молитвы. Церковь молится, чтобы Господь дал воде силу избавлять человека от привычки к греху, чтобы вода помогала преодолевать греховные склонности. То есть она — оружие во внутренней борьбе. При этом надо помнить, что никакое оружие «само по себе» не действует. Бороться надо самому.
Также неправильно считать, что вода, освященная накануне Богоявления, − иная, нежели освященная в сам день праздника. Это одна и та же святыня, и чин совершается один и тот же, в одних и тех же емкостях с водой. Просто сложилась традиция − освящать два раза, в честь великого праздника.
Екатерина МАКАЛЕЦ,
катехизатор храма пророка Илии в Черкизове
[греч. ἁγιασμὸς (τῶν ὑδάτων); лат. aquae benedictio], церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение В. свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; св. вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом.
Древнейшей общецерковной практикой является В. в чине таинства Крещения, где вода предстает как вещество таинства, необходимое для возрождения всего человека, а погружение в нее, вместе с помазаниями освященными елеем и св. миром, служит знаком сообщения невидимой благодати. По образу крещального В. на Востоке в V-VI вв. сформировались чины В. на праздник Богоявления; как символика, так и благодатное действие богоявленского В. таковы, что оно уподобляется В. при Крещении и называется великим В.
Еще одной древней традицией Церкви является освящение воды для сообщения ей целебных свойств; сохранился ряд молитв В. такого рода. К молитвам В. для врачевания примыкают молитвы на освящение воды и елея для таинства Елеосвящения, а также различные экзорцизмы над водой для придания ей апотропеических качеств (т. е. способности отвращать действие нечистых духов — ср.: со следующим выражением из молитвы великого В.: « [воду.- Ред .]. »).
Кроме традиции освящать воду через молитвенные призывания над ней на Востоке издревле бытовала практика совершать В. через погружение в воду к.-л. святыни; со временем эта практика привела к формированию визант. чина малого В. (водосвятного молебна) и схожих чинов.
На лат. Западе помимо крещального В. распространение получил чин благословения воды через чтение над ней экзорцизма и вложение в нее освященной соли; благословенная вода широко использовалась для окроплений (в первую очередь церковных зданий и жилых помещений), а также как целебное и апотропеическое средство. Особый чин богоявленского В. на Западе не сформировался, хотя в XX в. распространилась практика в подражание вост. Церквам благословлять воду на этот праздник, но не по крещальному чину, а по обычному лат. чину благословения воды.
Возникновение отдельного чина В. непосредственно связано с практикой освящать воду для таинства Крещения. Уже в «Дидахе» (посл. треть (?) I в.) говорится о предпочтительности для Крещения не обычной, а «живой» (видимо, проточной) воды (7. 1). Наиболее ранние сохранившиеся свидетельства о крещальном В. относятся к кон. II-III в.: напр., сщмч. Ириней Лионский († 202) писал о Крещении и очищении грехов «через святую воду и призывание Господа» ( Iren . Fragm. Gr. 33 (32)). И хотя из именования воды Крещения «святой» не обязательно следует, что она особым образом освящалась, а слова о призывании Господа могут относиться как к воде, так и к акту Крещения, свидетельство сщмч. Иринея, вероятно, относится к В., т. к. уже его младший современник Тертуллиан утверждал, что любая вода освящается, «как только призывается Бог», и, следов., подходит для совершения таинства, тем более что сама природа воды освящена после Крещения Господа в Иордане ( Tertull . De bapt. 4; ср.: Ign . Eph. 18. 2).
О молитвенном призывании Св. Духа над водой Крещения повествуют уже мн. отцы IV-V вв. ( Сyr . Hieros . Catech. 3. 3; Greg . Nyss . Adv. eos; idem . Or. catech. 33, 34; Ambr . Mediol . De myst. 4. 19; idem . De Spirit. Sanct. 1. 7. 88; idem . De sacr. 1. 5. 15; Aug . In Ioan. 80. 3); иногда древние авторы говорят о призывании при В. не Св. Духа, а Пресв. Троицы ( Theodoret . In Ep. 1 ad Cor. 6. 11) или просто об освящении воды во имя Пресв. Троицы (The Liturgical Homilies of Narsai / Ed. R. H. Connolly. Camb., 1909. P. 50); встречаются и указания на освящение воды Христом ( Optat . De schism. donat. 3. 2; см. ст. Логос, эпиклеза).
Уже в IV в. молитвы крещального В. на Востоке были письменно зафиксированы (напр., Serap . Thmuit . Euch. 7; Const. Ap. VII 43). На Западе это, вероятно, случилось несколько позднее — из слов блж. Августина ( Aug . De bapt. contr. donat. 3. 10. 15; 5. 20. 28) следует, что к кон. IV в. лат. формула освящения воды еще не была окончательно утверждена. Кроме молитвы в состав крещального В. вошли помазание воды освященным елеем (или св. миром — см., напр., Areop . EH. 4. 10), осенение воды крестом ( Aug . Serm. 352. 1. 4; Vict . Viten . De persecut. Vandal. 2. 17), дуновение, прикосновение и др.
В частности, в визант. традиции крещальное В. состоит из водосвятной молитвы и помазания воды освященным елеем; перед молитвой совершается каждение и произносится мирная ектения с дополнительными прошениями об освящении воды и о крещаемом, во время к-рой священник читает молитву о своем недостоинстве (в случае совершения Крещения над умирающим (чин Крещения «страха ради смертного») каждение, ектения и молитва священника о себе опускаются).
Величие таинства Крещения подчеркивается уподоблением молитвы крещального В. анафоре не только в визант. богослужении. В римском обряде аналогичная молитва также напоминает канон мессы ( Scheidt . S. 57-62). В сир., арм., копт., эфиоп. традициях, где молитвы крещального В., как правило, короче принятых в этих традициях анафор (хотя в целом и соответствуют им по структуре), к анафорам близки центральные молитвы В. на праздник Богоявления, к-рые в сиро-яковитской, копт., эфиоп., арм. традициях (где они являются вариантами молитвы — Idem . P. 12-31; см. также: du Boullay, Khouri-Sarkis . 1959) соответствуют малоазийско-сир. анафоральному типу, а в маронитской традиции — восточно-сир. анафоральному типу (поскольку у тех первоначально основной анафорой была, видимо, 3-я анафора ап. Петра восточно-сир. типа; см.: Sauget . 1959). Возможно, именно тенденцию уподоблять молитву В. анафоре имел в виду монофизитский автор кон. VII — нач. VIII в. Иаков Эдесский, осуждавший тех, кто вводил в чин богоявленского В. элементы литургии ( Brock . 1970).
Т. о., на особую святость воды Крещения указывает не только величие таинства, но и чин крещального В., имеющий ряд особенностей, сближающих его с порядком освящения Св. Даров Евхаристии: В. начинается с литургийного возгласа « », каждения и молитвы священника о своем недостоинстве, а молитва чина составлена по образу анафоры. Чин Крещения (и, в частности, крещального В.) уподобляется Божественной литургии и в том, что Номоканон при Большом Требнике предписывает священнику совершать Крещение, как и литургию, натощак, а также не крестить без необходимости в будние дни Великого поста (Требник большой. Гл. 206, 207. Л. 292). По причине особой святости вода Крещения называется великой агиасмой, после совершения Крещения она может быть вылита только в непопираемое место (Там же. Гл. 199. Л. 291-291 об.).
К VI в. чин богоявленского В. был общепринятым на Востоке (за исключением Персии). В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (Гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.), в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой (строки 594-603).
Чин Великого Водоосвящения (так наываемого в отличие от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время) совершается в канун — в Сочельник, и в самый день праздника Богоявления. Уже в IV веке распространяется представление о воде, почерпнутой в праздник Богоявления, как об обладающей особой святостью. Иоанн Златоуст говорит: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее в дом и хранят весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной и свежей.»Великое водоосвящение начинается пением тропарей:
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.
Голос Господа взывает на водах, говоря: «Все придите и примите явившегося Христа, — Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия».
Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.
Ныне освящается водное естество, и Иордан разделяется и останавливает свое течение, видя крещаемого Владыку.
Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.
Как человек Ты пришел к реке, о Христос Царь, и требуешь, Благой, крещения по подобию рабов от руки Предтечи из-за наших грехов, Человеколюбец.
Ко гласу вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, — пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха; видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света, како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.
На голос вопиющего в пустыне «Приготовьте путь Господу» пришел Ты, Господи, приняв образ раба, и просишь, Безгрешный, у него крещения; увидели Тебя воды и убоялись, Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Ты Сам, Спаситель, взявший на себя грехи мира, освяти меня и воды!»
Далее следуют три отрывка из книги пророка Исаии (35, 1—10; 55,1—13; 12, 3—6), воспринимаемые в христианской традиции как предсказание о новозаветном крещении.
Затем — чтение из апостола Павла (1 Кор 10:1-4), посвященное толкованию перехода израильского народа через Чермное море в качестве прообраза крещения, и чтение из Евангелия (Мк 1:9-11), повествующее о Крещении Иисуса от Иоанна.
По прочтении молитвы священник трижды погружает крест в сосуд с водой при троекратном пении тропаря Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».
Святая вода, освящаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе «великой святыней»- Агиасмой. Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года. Освященная на Богоявление вода используется для питья, для помазания, для окропления людей, храма, домов, различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она воспринимается как «нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление». Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов как душевных, так и телесных. Не заменяя Причастия, она может послужить вместо Причастия тому, кто по какой-нибудь причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую Крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют ее утром натощак.
Стихира на водосвятии
Воспои́м, ве́рнии, е́же о нас Бо́жия благодея́ния вели́чество: о на́шем бо прегреше́нии быв Челове́к, на́шим очище́нием очища́ется во Иорда́не, Еди́н Чи́стый и Нетле́нный, освяща́яй мене́ и во́ды и главы́ змие́в сокруша́яй в воде́. Почерпе́м у́бо во́ду с весе́лием, бра́тие: благода́ть бо Ду́ха ве́рно почерпа́ющим неви́димо подава́ется от Христа́ Бо́га и Спа́са душ на́ших.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: «Православие» Том 2. Митрополит Илларион Алфеев
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.