Празднуется во вторую неделю сентября
В апреле 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II установлен новый праздник Русской Православной Церкви — Собор Нижегородских святых.
К первому празднованию нового торжества Нижегородской иконописной мастерской «Традиция» была написана икона Собора Нижегородских святых. В центре – Голгофа с Крестом Господним на фоне Нижегородского Преображенского кремлевского собора; на заднем плане, слева и справа — Дивеевский и Печерский монастыри. На иконе более 70 ликов святых.
В настоящее время в Собор Нижегородских святых входят:
Благоверные князья: великий князь Георгий Всеволодович (1238), основатель Нижнего Новгорода, великий князь Александр Невский, в схиме Алексий (1263), благоверная княгиня Нижегородская Васса, в иночестве Феодора (1378).
Святители: Симон, епископ Владимирский и Суздальский (1226), благословивший основание Нижнего Новгорода, Дионисий, архиепископ Суздальский (1385), основатель Печерского монастыря, Алексий, митрополит Московский (1378), возобновитель Благовещенского монастыря, Симеон, митрополит Смоленский (1699), настоятель Печерского монастыря, Иларион, митрополит Суздальский (1707), основатель Флорищевой пустыни, Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский (1862), настоятель Печерского монастыря, ректор Нижегородской духовной семинарии.
Священномученики: митрополиты Серафим (Чичагов) и Евгений (Зернов), архиепископ Петр (Зверев), епископы Лаврентий (Князев), Макарий (Гнеушев), пресвитеры Алексий Порфирьев, Николай Восторгов, Михаил Воскресенский, Стефан Немков, Александр Никольский, Николай Хвощев, Петр Лебединский, Иоанн Флеров, Александр Беляков, Андрей Бенедиктов, Валентин Никольский, Иоанн Быстров, Иоанн Лазарев, Иоанн Никольский, Петр Сахаровский, Михаил Гусев, Иаков Гусев, Александр Курмышский, Александр Крылов, Александр Молчанов, Александр Ильинский, Михаил Адамантов, Евгений Яковлев, Николай Троицкий, Павел Борисоглебский, Павлин Старополев, Порфирий Колосовский, диаконы Василий Завгородний, Вениамин Владимирский, Иоанн Мошков.
Преподобные: Серафим Саровский и всея России чудотворец (1833), Макарий Желтоводский и Унженский, чудотворец (1444), Евфимий Суздальский (1404), Варнава Ветлужский (1445), Варнава Гефсиманский (1906), основатель Иверского Выксунского монастыря, Иоасаф Печерский (1597).
Мученики: Алексей Нейдгард, Василий Ежов, Стефан Митюшкин, Петр Лонской, Александр Беляков, Николай Филиппов, Иаков Гортинский. Преподобномученица монахиня Анна (Ежова), мученицы Дарья Улыбина, Дарья Тимагина, Евдокия Немкова, Мария, Анисия Маслановы, Елисавета Сидорова, Елисавета Самовская.
Святой праведный Алексий Бортсурманский (1848).
Святые жены Дивеевские: преподобные Александра Дивеевская, основательница Дивеевского монастыря (1789), Елена (Мантурова) (1832), Марфа (Милюкова) (1829), блаженные Пелагия (1884), Параскева (1915), Мария (1931), преподобномученицы Марфа (Тестова) (1941), Пелагия (Тестова) (1944), преподобноисповедница Матрона (Власова)(1963).
Я́ ко свети́льницы всесве́тлии,/ яви́стеся в преде́лех гра́да Во́логды,/ преподо́бнии отцы́ на́ши, Волого́дстии чудотво́рцы:/ вы бо, крест Христо́в от ю́ности своея́ на ра́мена взе́мше,/ усе́рдно Тому́ после́довали есте́,/ чи́стотою Бо́гови прибли́жившеся,/ от Него́же и чуде́с дарова́нием обогати́стеся;/ те́мже и мы, с ве́рою к вам притека́юще, уми́льно глаго́лем:/ отцы́ преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
(Творение Вологодскаго епископа Иннокентия)
П равосла́вия наста́вницы,/ благоче́стия и чистоты́ учи́телие,/ Це́ркве Волого́дския богодарова́нное украше́ние,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да ва́шим предста́тельством пода́стся благода́ть и мир стране́ на́шей// и душа́м на́шим спасе́ние.
С ветоно́сный о́блак свиде́телей ве́ры и благоче́стия,/ осеня́ющ преде́лы страны́ на́шея,/ утверди́л еси́, Христе́ Царю́, на тве́рди Це́ркве Волого́дския,/ да, взира́юще на сконча́ние жи́тельства их и вене́ц сла́вы неувяда́емый,// терпе́нием тече́м на предлежа́щий нам по́двиг спасе́ния.
В олне́ний мно́жество невла́жно проходя́ще,/ безпло́тныя враги́ струя́ми слез ва́ших кре́пко погрузи́ли есте́,/ Богому́дрии и преподо́бнии,/ и, чуде́с дар прии́мше,// моли́те непреста́нно о всех нас.
В елича́ем вас,/ святи́и чудотво́рцы Волого́дстии,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.
В елича́ем вас,/ чудотво́рцы на́ши сла́внии Волого́дстии,/ страну́ се́верную луча́ми доброде́телей озари́вшии/ и о́браз спасе́ния ве́рным// светоявле́нно показа́вшии.
Молитва вторая
О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Молитва третья
К вам, о святии вси и (имя святого), яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мои ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Молитва четвертая
О, святый угодниче Божий (имярек), подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Святая великомученице Христова Варваро! Моли с нами и о нас, рабах Божиих (имена), умоляемаго от Своего милосердия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, христианскую же кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Божественных Тайн причастну да дарует, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков.
О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защититель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси и с ними непрестанно воспевати Единаго в Троице покланяемого Бога во веки веков.
Святой Трифон, подвергнутый жестоким истязаниям, сам испытал душевную скорбь, мужественно претерпевая мучения.
Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею. Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! — Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.
Господь — уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый — Простое существо — Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя, грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.
Свв. мчц. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Вас, святии мученицы, Веро, Надеждо и Любы,
славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся,
яко образ богомудраго попечения являющей.
Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам.
Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды избавит ны.
Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную ниспослет душам нашим.
Помозите убо в бедах наших, святии мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую.
Такожде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго духа, Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва св. вмч. и целит. Пантелиимону
О великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне!
Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыпш стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго.
Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением.
Не возгнушайся греховных язв моих, покажи их елеем милости твоея и исцели мя;
да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего.
Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да предстательством дарует здравие телу моему и спасение души моей. Аминь.
Святой всеблаженной мати Ксении Петербургской
Тропарь, гл.7
Нищету Христову возлюбивши, / безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, / безумием мнимым безумие мира обличивши, / смирением крестным силу Божию восприяла еси.
/ Сего ради дар чудодейственный помощи стяжавшая, / Ксение блаженная, / моли Христа Бога / избавится нам от всякаго зла покаянием.
Кондак, гл.3
Днесь светло ликует град святаго Петра, / яко множество скорбящих обретают утешение, / на Твоя Молитвы надеющиеся, / Ксение всеблаженная, / Ты бо еси граду сему похвала и утверждение.
Преп. Евфросинии Полотской
Тропарь, гл.4
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние:
славу временную и земнаго обручника оставлыпи, и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси:
крест вземши, путем ангельскаго жития шествуюпш, и многая к Нему наставляющи, во благоухании мира, в Небесный чертог востекла еси:
идеже моли, егоже возлюбила еси, о чтущих благочестно память твою.
Кондак, гл.8
Избранней Богом от самаго рождения и призваннеи на служение Ему, в чине ангельстем Господеви послужившей свято, и преподобно пожившей, и ныне с небесными силами Господа восхваляющей, о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей, с радостию и любовию воззовем:
Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.
Молитва св. мученику Иоанну-воину
О, великий Христов мучениче Иоанне, правоверных поборниче, врагов прогонителю и обидимых заступниче!
Услыши нас, в бедах и скорбех молящихся тебе, ядо дана тебе бысть благодать от Бога печальный утешати, немощным помогати, неповинныя от напрасныя смерти избавляти и за всех зле страждущих молитися.
Буди убо и нам поборник крепок на вся видимый и невидимый врага наша, яко да твоею помощию и поборствам по нас посрамятся вси являющий нам злая.
Умоли Господа нашего, да сподобит ны грешныя и недостойныя рабы своя, получите от Него неизреченная благая, яже уготова любящим Его, в Троице Святей славимаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Господу Иисусу Христу
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть облокийся от Приснодевы Марии.
Славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко;
песнословлю Тя, Его же ради и Дух Святый в мир прииде;
поклоняюся Твоей по плотя Пречистеи Матери, таковей страшней тайне послужившей;
восхваляю Твоя ангельская ликосгашия, яко воспеватели и служители Твоего величествня;
ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго. Господи! Почитаю и провозвестившая Тя пророки;
прославляю апостолы Твоя Святая;
торжествую же и мученики священники же твоя славлю;
покловяюся преподобным Твоим и вся праведники пестунствую!
Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву правому Тебе, всещедрому Богу, раб Твой,
и сего ради прошу моим согрешениям прошение, еже даруй ми всех Твоих ради Святых, изряднее же Святых Твоих щедрот, яко благославен еси во веки. Аминь.
* * * * *
Буду благодарен, если поделитесь этой статьей:
Спасибо Вам за добавление этой статьи в:
: » title=»Добавить в Twitter»> » target=»_blank» rel=»nofollow»> «> &title= &srcURL=http://medic07.narod.ru/» rel=»nofollow» target=»_blank»> «> &subject= » target=»_blank» title=»Опубликовать в своем блоге livejournal.com»>
По вопросам индивидуальных консультаций целителя обращайтесь.
Мы будем рады Вам помочь
От юности твоея Христа возлюбивый/
и всею душею Его взыскавый,/
заповеди Божии неленостно соблюдый:/
постом, молитвою и смирением милость Господню обретый;/
стяжал еси благодать исцелений, отче преподобие Матфее;/
темже добрый утешитель был еси к тебе притекающим с верою;/
ныне Христу дерзновенно молися:/
о граде Яранске и людех земли Вятския,/
даровати нам веры отеческия утверждение/
и душам нашим спасение.
Чистотою жития твоего Господу угодил еси,/
дар непрестанныя молитвы стяжал еси,/
избранниче Божий, преподобие Матфее, Яранскии чудотворче;/
мы же, чтуще святую память твою,/
с любовию вопием ти:/
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Икона Собора Нижегородских святых |
Собор Нижегородских святых, празднование Русской Православной Церкви
Празднуется во вторую неделю сентября
Учрежден в апреле 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II с празднованием во вторую неделю сентября, вместе с празднованием дня Нижнего Новгорода. К первому празднованию нового торжества Нижегородской иконописной мастерской «Традиция» была написана икона Собора Нижегородских святых. В центре – Голгофа с Крестом Господним на фоне Нижегородского Преображенского кремлевского собора; на заднем плане, слева и справа — Дивеевский и Печерский монастыри. На иконе более 70 ликов святых.
В Собор Нижегородских святых входят:
Почитание святых — одна из важных основ нашей веры. С первых времен христианства и до наших дней они проходят своим путем, озаряют для нас, не святых, духовный путь. Праведные и преподобные, странники и юродивые, бессребреники и милостивые, мученики и исповедники… Почему же в деле нашего спасения нам трудно обойтись без святых помощников, чему нас может научить их опыт построения жизни по заповедям Христа? Беседуем с клириком храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиереем Владимиром Гофманом.
— Святость — особое качество, присущее Богу. Мы читаем молитву: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», называя Бога святым, потому что единственно Он абсолютно свят. Но мы называем святыми и людей, хотя знаем, что нет человека без греха. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Как же так? Святым человек называется по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни. Да, человек грешен, но святость христиан — не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху. Митрополит Сурожский Антоний говорил: «Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом».
Почему некоторые святые, как Василий Великий, Амвросий Оптинский, много болели? Ведь известно, что болезни — следствие наших грехов.
— Болезни и беды, выпадающие на долю человека, не всегда являются следствием грехов. Пример тому — многострадальный Иов. «Более того, — писал ученый и богослов Николай Пестов, — слабое, болезненное состояние тела типично для носителей высокого духа». Мы почему-то считаем болезнь наказанием и часто задаем вопрос, за что. Но святые вовсе не считали болезни наказанием, и вопрос лучше задать — «для чего?» Сами же святые отвечают так: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше» (святитель Григорий Богослов). «О, болезнь, горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо» (святитель Тихон Задонский).
Нередко приходится слышать: мы все призваны стать святыми. Но ведь святость, как я понимаю, удел немногих, избранников Божиих. Как тогда понимать эти слова?
— Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5:32). И к святости Он призывает всех без разбора: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный…» (Мф 5:48). Но не все слышат Его слова, не все стремятся к совершенству. Но это уже дело личной свободы человека.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В житиях некоторых святых: Иоанна Предтечи, святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского — читаем, что они были избраны Богом, отмечены Им еще от утробы матери. Почему некоторые люди изначально наделяются духовными дарами, и как эта печать избранничества в будущем влияет на их жизнь? Нет ли здесь нарушения свободы их воли (получается, путь святости предопределен)?
— Человек изначально сотворен свободным. Этой свободы никто не отнимает у человека, даже Бог. Господь каждого из нас призывает к спасению. Одни избирают путь, указанный Им, другие этот путь отвергают. Но Господь, как Творец, знающий будущее, имеет право над тварью. Для определенных целей Он избирает носителей Духа. Так Он избрал апостолов. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин 15:16). Всех призывая к святости, Он все же кого-то призывает более настойчиво, в то же время не ограничивая свободы выбора, избранный может не пойти по указанной дороге. Как поступить с данной Богом благодатью, решает сам человек. Разве не сам сделал выбор избранный когда-то Христом Иуда? Или Петр, трижды отрекшийся? По собственной воле апостол Петр раскаялся, а Иуда-предатель — нет. «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф 20:16). А кого Он изберет и почему — это не человеческого ума забота.
— Подвиг сегодня понимается как героический поступок. Но в христианстве это не так. У христиан подвиг — это изменение себя, отстранение от греха, направление души и всех поступков к Богу (теосис — обожение). В этом, пожалуй, можно найти отличие подвига древних, готовых на медленное продвижение навстречу Богу, от современных святых, многие из которых прославлены именно за подвиг героический (замучены, расстреляны и т.д.). Но понятно, что и в древности было множество мучеников, как и сейчас есть подвижники, совершающие медленный подвиг обожения. Думаю, что здесь не стоит искать различия. Дивен Бог во святых Своих. И в жизни каждого христианина есть место для подвига — того или иного.
— Абсолютно никакого. Можно даже предполагать, что на небе во много раз больше святых у Престола Божия, чем числится в наших святцах. Причисление к лику святых на земле — лишь свидетельство святости того или иного человека. Но святости всех мы и знать-то не можем. Что-то открывается со временем, а что-то остается для нас в тайне, известной лишь Богу.
Нужно ли специально искать общения с живыми святыми, носителями Духа, ездить по монастырям и пустынькам, или достаточно ограничить себя чтением житий, поучений и писем уже причисленных к лику святых?
— Во всем нужна мера. И святые места надо посетить, и у святынь помолиться. Но не нужно делать это смыслом спасения души. Господь присутствует в каждом храме, где совершается Евхаристия. Об этом следует помнить. И жития святых читать, но и другие книги. Христианство не закрывает человеку мир, но открывает его во всем многообразии, через призму особенную — через Христа.
Сейчас в Церкви есть такая практика, когда в храмы привозят мощи святых или почитаемые, чудотворные иконы. С чем она связана? Какое значение для нас имеет такая встреча со святостью?
— Практика эта не новая. Просто сейчас появилось больше возможностей доставить святыню в безопасности и сохранности в любой уголок на земле. Очень хорошо, если у этой святыни, чудотворной иконы удастся помолиться. Но, опять же, делать из этого что-то сверхъестественное, придавать особое значение не стоит, иначе это легко может превратиться в языческое отношение к святыне. Надо помнить: не икона нас спасает, а тот, кто на ней изображен. Нашу молитву Господь слышит всегда и везде. При одном условии — чтобы она была искренней и направлена на спасение души. Такой же должна быть молитва и у чудотворной иконы. В противном случае даже здесь Господь ее не примет.
— Примеры святых говорят о том, что святости можно достичь везде, было бы искреннее желание и твердая воля.
Жития каких святых, на ваш взгляд, полезнее брать на вооружение: древних подвижников или тех, кто жил ближе к нам по времени, например, пострадавших в годы гонений на Церковь?
— Есть много душеполезного в житиях святых, но немало и надуманного в угоду жанру. Жития составлялись очень давно — для людей с определенным кругозором и развитием, порой и читать и писать не умеющих. Так что зерна от плевел отличать надо учиться. Жизнеописания современных святых пока не прошли проверку временем, изложение содержания оставляет желать лучшего. Но это не значит, что их не надо читать. В древних житиях много «сказочных» образов, в современных, напротив, преобладают бытовые детали, почти нет «чудесного». Так или иначе, любую литературу нужно уметь читать, пропуская через сердце и голову тоже. И тогда будет польза.
Беседовала Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Собор Нижегородских святых — празднование Русской Православной Церкви.
Празднуется во вторую неделю сентября
Учрежден в апреле 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II с празднованием во вторую неделю сентября, вместе с празднованием дня Нижнего Новгорода. К первому празднованию нового торжества Нижегородской иконописной мастерской «Традиция» была написана икона Собора Нижегородских святых. В центре – Голгофа с Крестом Господним на фоне Нижегородского Преображенского кремлевского собора; на заднем плане, слева и справа — Дивеевский и Печерский монастыри. На иконе более 70 ликов святых.
В Собор Нижегородских святых входят:
Н а высоте́ вели́каго княже́ния седя́,/ яви́лся еси́, благоче́стием и ве́рою сия́я оте́честву своему́, я́ко со́лнце;/ по Святе́й Тро́ице ре́вностию разже́гся/ и за ве́ру кре́пко пострада́в, кровь твою́ пролия́л еси́./ Тем и отсе́ченая твоя́ за Христа́ глава́ свиде́тельствует я́ве о тебе́,/ приле́пшая по сме́рти к телеси́ твоему́,/ с не́юже и до днесь нетле́нны пребыва́ют мо́щи твоя́,/ от ни́хже источа́еши исцеле́ния душа́м и телесе́м на́шим./ Но я́ко дерзнове́ние име́я ко Христу́, страстоте́рпче Гео́ргие,/ непреста́нно моли́ держа́ву твою́ и сро́дник твои́х // безвре́дну сохрани́ти моли́твами твои́ми.
Х ристо́ве сме́рти подо́бяся/ и Того́ испи́ти ча́шу возжеле́в, я́ко Живота́,/ за Него́же му́жески подвиза́лся еси́, презре́в земно́е ца́рство,/ от безбо́жных ва́рвар пострада́в до сме́рти,/ Гео́ргие Богому́дре.// Тем моли́, спасти́ся ве́рным лю́дем моли́твами твои́ми.
Звания небесного причастницы, вы видели на иконе всечестного и славного Успения Богоматери, как Она мирно почивает. Какое спокойствие и отражение небесной радости на Ее лике! Это точно сон, краткий переход от земли на небо. Поучимся же и сами рачением к добродетели и презрением к пороку сделать смерть свою мирным сном. Доколе будет царствовать в нас грех, дотоле будет страшна для нас и смерть, потому что точно смерть грешников люта (Пс 33:22).
Наступил Великий пост, и первым же естественным движением души становится желание усилить молитву. Но как именно: насколько и в каком направлении? Достать ли особый, увесистый — постный — молитвослов или вооружиться против молитвенных препон понуждением и смирением? Искушения при смене привычного ритма духовной жизни далеко не редкость, но если подойти ко всему с рассуждением, мы выйдем из них более искусными. Не для того ли и положено перед нами поприще поста?
К молитве мне все время приходится себя понуждать. Каждый раз делаю это через силу. Как стяжать дар молитвы и не потерять его?
— В духовной жизни во многом приходится себя понуждать. И это понятно, ведь Христос сказал так: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Нам всем заповедано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). Спаситель указывает нам на необходимость трудиться, исполняя волю Божию ради спасения души. Не только в молитве — в любом деле. Труд даже в раю был положен первой заповедью: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:15).
Насколько для современных христиан подходит практика Иисусовой молитвы? Кому ее можно рекомендовать и во всех ли случаях она будет полезна?
К осторожности в творении Иисусовой молитвы призывают многие известные святые. Например, святой Паисий Величковский высказывает опасения по поводу издания древних славянских и греческих книг, «боясь же и трепеща, что эти (святые творения), как и прочие книги, как вещь продаваемая, предлагаемы будут не только монахам, но и вообще всем православным христианам; и по ним обучившимся самочинно, без наставления опытных, деланию умной молитвы, как бы не воспоследовала прелесть; а за прелестию, как причиною, не воспоследовала бы от суемудрых хула на это святое и пренепорочное дело». Так что будьте осторожны, не стремитесь к тому, к чему вы еще не готовы, советуйтесь во всем с вашим духовным наставником.
Каждый день за чтением утренних молитв приходится пропускать через себя такие слова: «яко николиже сотворих благое пред Тобою». Трудно всерьез и с искренностью произносить их, ведь, осознавая, конечно, множество своих прегрешений, нельзя же не видеть, что и хорошее ты тоже все-таки умудряешься делать. Может быть, я чего не понимаю?
— Речь идет о словах четвертой молитвы святого Макария Великого, которая включена в утреннее правило после Символа веры. Вот она полностью: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Посмотрим перевод: «Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от злого, коварного (название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне неосужденно (безнаказанно) открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь».
Искренне ли мы произносим эти слова? Уверен, что искренне, ведь что значат наши добрые дела в глазах Божиих? Да ничего. И мы призваны не замечать их, а творить по велению сердца. Сам святой Макарий говорил в своих поучениях: «Благоискусные перед Богом сами себя признают весьма малыми и крайне неблагоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими или даже ничем… Богатые перед Богом сами для себя кажутся бедными».
Есть ли разница, когда мы читаем молитвы сами или когда слушаем их в чужом исполнении?
— Если существуют аудио- и видеоверсии молитвенного правила, и они благословлены священноначалием, значит, в них есть необходимость. Действительно, как молиться слабовидящим или же совсем слепым? Для них звучащие молитвы — настоящее подспорье в духовной жизни. Также и тяжелоболящему, прикованному к постели человеку. Но почему нужно этим пользоваться человеку здоровому, это вопрос. Молитва, как известно, — разговор человека с Богом. Когда мы читаем правило из молитвослова, наши ум и сердце могут лучше сосредоточиться на содержании. Напротив, когда мы только слушаем текст, мысли быстро рассеиваются. Поэтому разница между самостоятельным чтением молитв и слушанием их в чужом исполнении есть, а использовать аудио‑ и видеоустройства для молитвы можно по необходимости в крайних случаях.
На время поста священники рекомендуют усилить домашнюю молитву. Обязательно ли делать это за счет увеличения объема правила?
— Усилить не значит увеличить. Речь идет о духовном содержании. Пост позволяет нам быть более сосредоточенными в своей духовной жизни, усилить непримиримость к грехам, направить ум и сердце на добрые дела. Когда ученики спросили Христа, как им молиться, Он ответил так: «…А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него…» (Мф 6:7–8). То есть дело не в количестве, а в ее искренности молитвы, произнесенной с верой, надеждой и любовью.
Мой сын отказывается молиться за одноклассников, к которым испытывает неприязнь и которые, по его утверждению, мешают жить классу и мучают учителей. Как объяснить ребенку, почему за своих врагов надо молиться?
— Человек — творение Божие. Господь создал нас такими, чтобы мы любили друг друга, даже врагов своих, потому что и они — образ Божий. Если мы испытываем к кому-либо неприязнь, то как же мы сможем обращаться с молитвой к Богу? Ведь он заповедал нам: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…» (Мф 5:23–24). Таким образом, молясь за тех, кто нам неприятен, мы тем самым не только им помогаем, но и свою душу очищаем от неприязни. Это, конечно, труд, и необходимо усилие, чтобы его совершить. Но ведь сказано: «…хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2:20). Любое дело требует усилия. И если мы, побеждая свое нежелание и лень, стараемся к нему приступить, Бог нам обязательно поможет.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Видео (кликните для воспроизведения). |
|