Молитва о церкви

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва о церкви - подобранную специально для Вас!

Храм — это место, где встречается Бог с человеком. Тут происходит особое общение во время Таинств и совершения общественных молитв. В храме человек ощущает невидимое присутствие Божие настолько ясно, что это заставляет его совершенно измениться, стать другим хотя бы на то время, что он находится в церкви.

Для активного православного христианина посещение храма является нормой. Когда есть возможность, можно посещать церковь хоть каждый день, но это редко получается.

Поэтому есть некоторое правило, которое устанавливает периодичность посещения храма:

  • каждое воскресенье бывать на Божественной литургии, по мере готовности причаститься;
  • в субботу и в великие праздники, которых всего 12 в году вечером посетить всенощное бдение.

Читайте также похожие статьи:

Этот тот минимум, который следует исполнять верующему.

Так как дом Иисуса Христа это особое место на земле, то надо соблюдать некоторые правила при его посещении:

  • если посещаем утреннюю службу, то не надо завтракать, поесть разрешается только в тех случаях, когда это необходимо по медицинским предписаниям, но причащаться можно только натощак, хотя и здесь есть некоторые допущения, связанные с приемом лекарств;
  • женщине в доме Божием необходимо покрыть голову, это не распространяется на девиц, но они тогда должны убрать волосы в косу;
  • женщина не должна входить в храм в мужской одежде, как и мужчина в женской, но под этим не подразумеваются брюки.
  • как мужчина, так и женщина, посещая дом Господа должны выглядеть не соблазнительно для окружающих, так, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания и тем самым не отвлекать от молитвы.

Каждый христианин начинает свой день с крестного знамения и утренней молитвы. Утреннее правило может быть разным, все зависит от условий, в которых проживает человек и его расположения.

Но перед самим посещением рекомендуется прочитать следующую молитву перед посещением храма:

Возвесели́хся о ре́кших мне́: в до́м Госпо́день по́йдем. А́з же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й; да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Перед входом в храм надо трижды перекреститься сделать поясные поклоны, а в период Великого Поста — земные, и прочитать следующую молитву:

Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви ми́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й: я́ко не́сть в усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди. И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́ки возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с.

Конечно, слова этой молитвы надо выучить. Но, если на это нет времени, можно заменить её кратким молитвословием: «Боже, милостив буди ми грешному!», которое повторяется после каждого крестного знамения.

Сугубые прошения о сохранении Церкви и верных ее чад, в скорби сущих, возносят за каждой Литургией.

«Молитву за Святую Церковь» возносят во всех храмах Северодонецкой епархии. Наряду с молитвой о мире в Украине, сугубые прошения о сохранении Церкви и верных ее чад, в скорби сущих, читаются за каждой Божественной литургией, сообщает Sed-eparhia.com.

13 июня Епархиальный совет под председательством архиепископа Северодонецкого и Старобельского Никодима благословил продолжать установившуюся практику.

На сайте епархии опубликован текст молитвы, читаемой в храмах.

Молитва за Святую Церковь

Господи, Боже наш, великий и многомилостивый! Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе: сохрани под покровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния Святую Церковь Твою в нас, в скорби сущих, верных чад Ея.

Огради нас на всех путех наших святыми Твоими ангелы, да ничтоже успеют обидящии нас, и сын беззакония не приложит озлобити нас.

Исполни нас долготою дний и крепостию сил, да совершим вся во славу Твою и во благо Святыя Церкве Твоея.

Мы же, всеблагому Твоему промышлению о нас радующееся, на всяк день и час благословим и прославим всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Вы когда-нибудь замечали, читая Библию, каким яркими и глубокими молитвами апостол Павел молится за церкви?

  • За церковь в Фессалониках он молится так: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе…» к (1-е Фес. 1:11, смотрите также 1-е Фес. 3:9-13).
  • За церковь в Колоссах: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…» (Кол. 1:9-10).
  • Апостол молится за церковь в Эфесе: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:16-17, смотрите также 3:14-21).
  • Он также ходатайствует за общину в Филиппах (Фил. 1:9-11), другие церкви, и, конечно, таких молитв было гораздо больше, чем записано в Библии.

Всем сравнительно легко молиться за себя, за свои семьи и друзей. Но как мы можем научиться молиться более пламенно и последовательно за наши поместные церкви?

С одной стороны, нам просто нужно начать это делать и поощрять к такой молитве других.

Чтобы помочь вам, я предлагаю 18 тем для молитвы о поместной церкви. Они не такие насыщенные, как у Павла, так как я хотел, чтобы они были простые и короткие, как в Твиттере. Тем не менее, вы можете распечатать эту статью и молиться за два или три нижеизложенных пункта в день. Вы можете делать это в течение следующей недели, когда вы остаетесь в спокойном одиночестве, или, наоборот, за обеденным столом вместе с семьей.

Кроме этого, вы можете скопировать и вставить свои любимые молитвы за церковь в ваши аккаунты социальных сетей. Используйте ваши ленты в соцсетях, чтобы поощрить других молиться за свои церкви.

Кто знает, возможно, однажды на Небесах мы увидим хороший результат молитв тех верующих, которые обдуманно подходили к ходатайству за свою церковь.

  1. За единство среди разнообразия, за любовь к тем, с кем у нас нет ничего общего, кроме Евангелия.
  2. За то, чтобы культура ученичества приняла такую форму, при которой воспитание учеников рассматривалось бы как обычная часть христианской жизни.
  3. О том, чтобы верные пасторы и лидеры церкви использовали Писание для обучения прихожан делу служения.
  4. О том, чтобы у членов церкви была жажда по изучению Евангелия, чтобы они могли направлять и поддерживать друг друга в этом.
  5. За то, чтобы прозрачные и значимые взаимоотношения между людьми в церкви стали обычным делом.
  6. Чтобы проповедь Слова Божьего была по-христиански заботливой и пропитанной Святым Духом.
  7. Чтобы пасторы и служители оставались безупречными, удерживались от соблазнов, благодушия, идолопоклонничества и любви к мирскому.
  8. О том, чтобы песни в церкви учили прихожан каяться, сокрушаться и прославлять Бога.
  9. За церковных молитвенников, чтобы они были пропитаны библейскими замыслами, честностью и смирением.
  10. Чтобы взрослые члены церкви действительно занимались обучением подростков, не отодвигая это на второй план.
  11. Чтобы главные учителя Библии в церкви возрастали в посвящении себя Божьему Слову, особенно когда их никто не видит.
  12. За отличие церкви от мира через любовь и святость в контакте с людьми любых социальных слоев.
  13. О том, чтобы члены церкви благовествовали на этой неделе, и чтобы это дало положительные результаты!
  14. За готовность к преследованиям, помня о том, что гонителей нужно любить, а не проклинать.
  15. Чтобы надежды на политические перемены были связаны с упованием прежде всего на Бога.
  16. За верное, радостное и последовательное пожертвование.
  17. О том, чтобы как можно больше прихожан использовали свои рабочие места для проповеди Евангелия тем, кто его никогда не слышал.
  18. Чтобы члены церкви были хорошими людьми и делали добрые дела на своих рабочих местах на этой неделе.
Читайте так же:  Молитва от пьянства алкоголизма

Возможно, я что-то не включил в этот список? Тогда молитесь за это и делитесь этим! Это вряд ли исчерпывающий «официальный список» 18-ти самых важных молитв. Это просто то, о чем думал один молодой человек, сидя в своем офисном кресле.

Главное для нас — это начать молиться более обдуманно за наши церкви, а также поощрять других делать то же самое.

Господи Боже наш, помянув словеса Божественного писания «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишися зиждущие», — припадаем к Твоея благости недостойнии раби Твои и смиренно молим: простри с высоты всещедрую руку и небесным Своим благословением благослови сие строительство во славу Твою совершити.

Буди Сам устроителем храма сего и вразуми нас во еже ведети, како и что творити, дабы созидающе дом Твой, ниже оставляли есмы в забвении домы и сердец наших, памятуя, яко Церковь не токмо стены, но и люди, являющие Тело Христово, а не вразумляющихся и вносящих раскольные мысли отведи от нас, верных Твоим заповедям огради от общения с поступающими так.

Даруй нам силы быть достойными членами Тела Твоего молитвами Пречистыя Твоея Матери Богородицы и Приснодевы Марии, Пророка Предтечи и Крестителя Твоего Иоанна, святителей Великопермских Стефана, Герасима, Питирима и Ионы, новомучеников и исповедников в земле Пермской просиявших, святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца, преподобнаго отца нашего Сергия игумена Радонежского и Всея России чудотворца, святой мученицы Татианы, святителя Луки Войно-Ясенецкого и всех святых Твоих. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Спасителю мира, основавый Церковь Твою на камени веры, да не одолеют Ю врата адовы. Тебе молимся и Тебе просим: благослови ныне начинание сердец и рук наших — созидание храма в честь и славу Твою и Всех Святых Твоих.

Ведаем, Господи, яко Ты еси Бог Предвечный и Вездесущий, и несть Тебе потребно для жилища ни едино же место на земли. Но тако же ведаем, яко прежде живоносных Страданий Своих благоизволил в горнице Сионской установить спасительное Таинство Пречистых Тела и Крови Твоих, кое и нам заповедал совершати.

И ныне благоволи, Владыко, молитвами Всех Святых Твоих, в граде сем — Березниках — от недостойных рук наших воздвигнутися благолепному храму ради спасения многих. Да и в нем до скончания мира сего славится Пречестное и Великолепое Имя Пресвятые и Живоначальныя Троицы-Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл если пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещается на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их».

Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца.

Сего ради молим Тя: даруй нам, рабом твоим, согласившимся просить Тя о строительстве храма во имя святителя Николая архиепископа Мирликкийского, чудотворца, исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты.

Многие православные верующие, отправляясь в храм, знают, что при посещении церковной службы желательно подготовиться к такому торжественному событию, а в самой церкви нужно соблюдать определенные правила.

Собравшись посетить православный храм, настройтесь на мирный лад и очищение, ибо Божий дом – это место для мира и очищения души. Обычно в церковь отправляются за некоторое время до начала богослужения, чтобы успеть подготовится к службе: поставить свечи, подать записки о здравии близких и упокоении родных, настроиться на божественный лад.

Каждому верующему, перед тем, как войти непосредственно в здание церкви, необходимо взглянуть на купол церкви и святые кресты, перекреститься трижды и обязательно прочесть молитву при входе в храм, произнеся:

Боже, милостив буди мне, грешному.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.

Крестятся православные верующие правой рукой с помощью трёх пальцев – большого, среднего и указательного, символизирующих единство Святой Троицы. Крестные движения совершаются в воздухе от головы к животу, а потом от правого плеча к левому.

Совершая молитву перед входом в православный храм, обязательно поклонитесь, желательно трижды, чередуя поклоны с произношением вышеприведенных строк молитвы.

В былые времена многие верующие совершали поклоны земные, то есть, встав на колени и касаясь лбом земли. Сейчас это делается реже, заменяя земной поклон на поклон в пояс под чтение молитвы перед входом в церковь.

Существует специальный текст молитвы, который часто бывает написан на дверях храма:

Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви ми́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й: я́ко не́сть в усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди.

И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́ки возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с»

Слова этой молитвы обычно читают священнослужители, входя в алтарь, если вы не знаете её, то можно прочесть про себя «Отче наш».

Молитва при входе в храм и выходе произносится,соответственно, два раза, и знающие верующие, покидая Храм Божий, обязательно повторят на выходе из него три крестных знамения и поклоны. Пройдя за церковную калитку, тоже необходимо перекреститься лицом к храму, благодаря за возможность общения с Богом, помолившись о душе усопших и получив Благословение.

Молиться можно и должно не только в храме, но и в ином месте — в любом. Мы слышали в конце предшествующего сообщения слова святителя: «. не можете посещать храм Божий» — не скорбите, а храните «Имя Господне в сердце Вашем, и фимиам молитвы да восходит горе от души Вашей — и тогда Вы не чужды храма Божия». Следует вспомнить «Авву, который пришел в царский дом, в ожидании царя, стоял в углу и читал про себя часы». «И в семейной жизни можно находить и отделять время для молитвы и молчания. Домашнюю молитву Господь примет вместо церковного Богослужения, когда в сем участвовать нет удобства. Работать Господу можно и в уединении, и в семье».

Читайте так же:  Молитва девицы на замужество

Славить Бога мы обязаны во всяком месте и во всякое время. — «Я, — учит святитель, — полагал бы приступить к молитве более частно, нежели торжественно».

Приходят горделивые мечты — молитву не прерывать. «Если приходит лукавый помысл, покушающийся изгнать человека из области духовного мира — остановись и исповедуй свою немощь словами трех отроков: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица» (Дан. 9, 7); потом, по совету святителя Димитрия, воззови ко Господу словами псалма: «Изгонящии мя ныне обыдоша мя» (Пс. 16, 11), Радость моя, избави мя. За сим со вниманием продолжай свое дело, не развлекая себя случившимся». Также, если начнут одолевать «страхования» — отвергнуть их и мужественно продолжать молитву. «Чего бояться и зачем останавливаться, когда молитесь псалмом Давидовым? Это слово Богодухновенное. Оно может дать ум Христов, а не поколебать ум естественный». Против колебаний есть и Крест. Повторяем: «Силой Креста Твоего сохрани нас, Господи. И мысленный образ Креста есть оружие против приражения».

Говорящим, что «молитва есть не иное что, как дела», можно спокойно заметить, например, так: «Это, кажется, и правда, ибо сказано: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7, 21), — но на что же сей Самый Спаситель, уча, как творить волю Отца Своего, учил и молитве, и даже дал образец молитвы: «Отче наш» и проч. На это Он Сам, сотворивший все возможные добрые дела, упражнялся в молитве, как, например, некогда «бе об нощь в молитве Божией» (Лк. 6, 12).

Святитель обращает внимание на сам образ молитвы. Прежде всего, «надобно стараться быть в молитве постоянну и непоколебиму нечаянностями; но также надобно в ней быть тиху и смиренну, и не давать дерзновения воображению».

Подлинное сокровище — внутренняя молитва. — Она «есть сокровище, сокровенное на селе, для приобретения которого можно и надобно продать все невнутреннее, то есть оставить все, что развлекает и препятствует углублению в основание души и вступлению в благодатное общение с Богом».

Можно молиться своими словами — «в простоте верующий иногда нестройными словами молится лучше разумевающего, чему есть пример в сказаниях Отцев».

Правильность молитвы не во множестве слов, а в образе их произношения. «Лучше не число молитв и чтений умножать, а стараться немногое читаемое читать неспешно, углублять внимание и, так сказать, давать себе время в покое вкушать дух и силу того, что читаем». Нет возможности исполнить молитвенное правило — «мысленно и сердечно взывайте к Господу, и также на память произносите псалмы и молитвы, которые знаете. Сердца требует Господь».

Для немощного разрешается молиться сидя. Такому христианину можно даже и «в церкви поставить» кресло.

Содержание частной — вне храма молитвы так же разнообразно как и в храме.

— «Как бы правым путем дойти до нашего предела, и благонадежно переступить чрез трудный праг, на степень восходящую, а не низходящую».

— Благодарят Бога «за то, что дарует». «Если даются слезы — надобно благодарить благоутробного Бога, и пользоваться ими для очищения души. Но как ничего не должно быть чрезмерно, то и слезам иногда надобно поставлять предел, чрез обращение ума к другому доброму занятию».

— Просят помощи Божией, просят наставить «на истинное и полезное» (10:73), и если помощь не дается скоро — «не надобно унывать, но продолжать ударять в двери милосердия, а с тем вместе и самому подвизаться должно, чтобы удерживать неблагоприятные движения сердца и воли».

— Молятся о единодушии и мире.

Приятно молиться за те добрые души, «о которых знаешь, что они зрят к Творцу и в Нем сближаются с нами, и Он один ведает, кто из двух более благотворит другому, молящийся, или просящий молитвы».

Хорошо, когда частная или келейная молитва совершается в полной тайне. «Без нужды не должно говорить о своих духовных упражнениях; но гордиться есть ли чем, хотя и скажем о наших упражнениях? Спаситель в саду Гефсиманском молился до кровавого пота: вот молитва напряженная! Молясь на Фаворе, Он просветился даже до одежды: вот молитва благодатно действенная!».

Святитель радуется, что многими возносится много молитв, призывает не ослабевать в подвиге, «оградясь молитвой и терпением», и паки просит братию Свято-Троицкой Обители припасть к Преподобному Сергию, да умилосердится Господь.

Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.

В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Читайте так же:  После прочтения главы Евангелия молитва

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

В православной традиции есть, что почитать о молитве. Только в основном мы располагаем описаниями, как надо монахам молиться в келье, как именно отцы-пустынники упражнялись и преуспели в молитве Иисусовой. Это очень поучительно, спору нет, только мы не монахи.

Большинство из нас приходит к Богу в условиях городской семейной жизни, а не пустыни. И нам знаком опыт обычной храмовой молитвы да еще домашней утренней молитвы, а не уединенного схимнического молитвенного правила.

Между тем, думается, иноческий опыт умной молитвы будет до некоторой степени полезен в наших попытках объяснить, что такое храмовая молитва. Сейчас я попытаюсь об этом поразмышлять, прошу заранее читателя быть ко мне снисходительным, ведь тема не такая уж легкая.

Лишь изредка весь храм буквально молится едиными устами. Когда это бывает? Когда поют «Отче наш», тропарь и величание любимого праздника. В основном же мы слышим, как молитву возглашает один батюшка, а все остальные стоят молча, лишь иногда перекрестятся.

Или другая хорошо знакомая картина: несколько певчих поют ирмосы канона утрени, в то время, как люди выстроились плотной стеной к помазанию, такой плотной, что и перекреститься почти нельзя. Что же эта очередь, совсем не молится, только слушает, как молятся певчие?

Для того, чтобы подойти к точному ответу, нам нужно поговорить о том, какие виды молитвы вообще бывают. Вот где нам пригодятся книги о келейном делании Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Существуют разные виды Иисусовой молитвы, они даже образуют своего рода лествицу. Перечислим ступени этой лествицы:

1. Устная молитва (молитва Иисусова произносится в келье вслух, устами, громко или тихо).

2. Умная молитва (она произносится про себя, одним умом).

3. Умно-сердечная молитва (особо глубокая молитва, во время которой ум соединяется с сердцем, а, лучше сказать, ум воссоединяется с сердцем).

Далее следует ступень непрестанной, самодвижной молитвы. Не будем о последних, самых высоких, ступенях подробно говорить. Лучше остановимся на первых двух – они к нам ближе.

На всенощной, конечно, не услышишь устную Иисусову молитву, однако там чтец произносит, например, молитву Отче наш. Эту молитву чтеца можно назвать устной молитвой? Да, в широком смысле.

А кто-то из прихожан одновременно с чтецом мысленно произносит всё те же слова молитвы Отче наш. Эту молитву прихожанина можно назвать умной молитвой? В общем, тоже да [1].

Почему я делаю такие оговорки: «в общем, тоже да». Потому что Отче наш явно отличается от умной Иисусовой молитвы. Чем отличается? Слова другие и слов больше.

Вот молитву Иисусову традиционно называют краткословной молитвой. Молитва Отче наш не настолько краткословная[2].

Что особенного в краткословной молитве Иисусовой? Она такая краткая, что на ней немощному рассеянному человеку легче всего сохранить внимание.

А молитва без внимания, что тело без души, – безжизненная стихия, печальное явление. Поэтому в краткословной молитве легче упражняться, легче отследить, как по ходу упражнений меняется молитва.

Итак, понятие «устная и умная молитва» традиционно относят к краткословной, многократно повторяемой молитве Иисусовой, но по сути его можно бы прилагать и к не столь краткословной однократно повторяемой молитве Отче наш.

Чтец на всенощной совершает устную молитву Отче наш, а прихожане – умную молитву. Если кому-то из прихожан придет в голову присоединить свой собственный голос к голосу чтеца, то неизбежно возникнет какофония, и его аккуратно попросят молиться про себя.

Читайте так же:  Как отомстить с помощью молитвы

Что же получается? На всенощной в храме стоит 200 человек прихожан. Лишь один чтец творит Отче наш как устную молитву, а 199 призваны в это время произносить те же слова, только как умную молитву.

Сравним эту ситуацию с другой: на Литургии диакон и те же прихожане, 195 человек, поют Отче наш – это не совсем классическая устная молитва, в аскетической терминологии это именуют пением молитвенным. Одновременно с этим пением, в алтаре предстоятель совершает Отче наш как устную молитву, а прочее духовенство и алтарники совершают Отче наш как умную молитву.

Получается, что на приходе во время службы мы все призваны приносить Богу умные молитвы, а некоторые из нас в какие-то моменты службы приносят устные молитвы. Что легче?

Как известно, молиться устно на весь храм, – это требует некоторых специальных навыков. Чтецу нужно заранее долго готовиться, чтобы делать это чинно, без запинок, громко, спокойно и отчетливо. Вроде бы проще в это время стоять тихо в народе, ни единого звука не издавая.

Однако же многим людям легче молиться, именно когда они произносят слова устами. И сложнее молиться, если вслух слова не звучат. Эта сложность возникает, когда человек делает переход от устной молитвы к умной молитве. Такой переход требует некоторого навыка в молитве.

Похожая ситуация встречается не только в духовной жизни, но и в обычной учебе. Так ребенок поначалу с трудом осваивает устное чтение, то есть чтение вслух. И лишь получив достаточный навык в устном чтении, ребенок переходит к чтению про себя, так сказать, – к «умному чтению».

Вернемся теперь к теме молитвы. В храме люди иногда молятся устно, это фактически значит, что все мы, приходя под церковные своды, призваны к «приходской умной молитве».

Значит, всем нам хорошо бы иметь навык в «домашней устной молитве» – не такой, конечно, краткословной, как Иисусова молитва.

Мало просто тихо постоять в народе, послушать певчих и молитвы священника. Нужно постепенно участвовать в службе, молиться вместе со священником и певчими. Причем молиться в основном про себя, не вслух. Непростая задача? Однако задача достичь «приходской умной молитвы» вполне по плечу каждому. Каждому!

Чтобы это лучше почувствовать, сравним умную молитву с умно-сердечной молитвой. Разница огромная. И общепризнанный факт, что умно-сердечная молитва отнюдь не является уделом каждого из нас. Она представляет собой особенный Божий дар и добрый плод усердного продолжительного духовного подвига под руководством опытного наставника. «Приходская умная молитва» – все-таки другое дело, она более общедоступна.

1. Если хотите, можно слова «умная молитва» взять в кавычки

2. Впрочем, не стоит преувеличивать разницу между молитвой Господней и молитвой Иисусовой, на портале мы уже высказывали наблюдение, что Иисусова молитва «составлена по принципу» молитвы Отче наш (см.: «Защитник Иисусовой молитвы»).

Идя в храм, лучше всего мысленно молиться, например, читать 50-й и 90-й псалмы, Иисусову молитву.

Возвесели́хся о ре́кших мне́: в до́м Госпо́день по́йдем. А́з же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й, да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви ми́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й. Я́ко не́сть во усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х: по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди.
И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́к возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с.

(Эту молитву читают священнослужители, когда входят в алтарь. Для всякого верующего хорошо эту молитву прочитать перед входом в храм).

Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим»

Г о́споди, Иису́се Христе́, Сыне Бо́жий, поми́луй мя гре́шного.

В озвесели́хся о ре́кших мне: в дом Госпо́день пойде́м. Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой; да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

На пути в церковь есть обычай читать молитву:

В ни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой: я́ко несть в усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отверст горта́нь их, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди. И да возвеселя́тся вси, упова́ющии на Тя, во ве́ки возра́дуются, и всели́шися в них, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии Имя Твое́. Яко Ты благослови́ши пра́ведника. Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне, гре́шному.

Бо́же, очи́сти мя, гре́шного, и поми́луй мя.

Созда́вый мя Го́споди, прости́мя!

Го́споди, помоги́ мне чистосерде́чно пока́яться.

В лады́ко Го́споди, поско́льку и забы́ть свои́ прегреше́ния есть грех, то я во всем согреши́л Тебе́, Еди́ному Сердцеве́ду; Ты и прости́ мне все по Твоему́ человеколю́бию; те́мто и проявля́ется великоле́пие сла́вы Твое́й, когда́ Ты не воздае́шь гре́шникам по дела́м их, и́бо Ты препросла́влен во ве́ки. А ми́нь.

(Написана в 1918 году по случаю издания Декрета об отделении Церкви от государства)

Господи Боже, Спасителю наш. К Тебе припадаем с сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наша, имиже раздражихом Твое благоутробие и затворихом щедроты Твоя.

Сего ради праведный суд Твой постиже нас, Господи: раздоры и нестроения объяша нас, убийства и кровопролития, вражда и злоба умножишася до зела, еще же и на Церковь Твою Святую воздвижеся лютое гонение, во еже уставы Ея разрушити, учение закона Твоего попирати, благолепие дому Твоего оскверняти и служителей и благовестников слова Твоего оскорбляти и изгоняти.

Но, Премилосердый Господи, призри с высоты святыя Твоея на слезныя мольбы нищих и скорбных людей Твоих, преложи гнев Твой на милосердие и даждь нам помощь от скорби. Вемы, яко от лет древних в годины искушений страна наша токмо верою Христовою от гибели спасашеся, токмо молитвою и слезами покаяния от козней и сетей вражиих избавляшеся.

Сего ради во умилении сердца вопием Тебе: охрани и ныне Отечество наше от врагов губящих е, воспламени в сердцах наших любовь к Церкви Твоей Святей и научи нас крепко, даже до смерти, стояти за святую веру Твою и за славу Имене Твоего святаго и тако утверди и воспрослави Церковь Твою всесильною крепостию Твоею и от всякаго злаго обстояния избави ю.

Читайте так же:  Православная молитва на освящение всякой вещи мирянином

О распенших Тя моливыйся, Милосерде Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, не воздаждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинания их, не ведят бо, что творят, но к братолюбному и добродетельному настави жительству, да обратятся к Тебе, своему Владыце, и купно с сынами Церкви Твоея прославят Тебе Единаго в Троице славимаго Бога во веки веков.

Написана протопресв. Николаем Любимовым для крестного хода по случаю выхода Декрета об отделении Церкви от государства.

В издательстве ПСТГУ вышла книга «Приспело время подвига…»

Этот сборник представляет собой уникальное собрание документов, характеризующих самый первый этап гонений на Русскую Церковь после революций 1917 года.В него вошли малоизвестные и ранее не публиковавшиеся материалы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, касающиеся начала гонений на Церковь и реакции Собора на эти события.

В необычайно тяжелых исторических условиях распада Российской империи и начинающейся гражданской войны Собор, единственный на тот момент законно избранный орган власти России, призывал русский народ к миру, согласию и единству.

Молитва – единственная возможность общения человека с богом. За всю историю православия на Руси молитвенное слово накапливалось веками и служит средством поддержания веры. В церкви сила молитвы увеличивается в несколько раз, устремляясь ввысь. Поэтому важно периодически посещать божий храм, дабы молиться в унисон с другими верующими о спасении. Христианин с опытом знает, что перед тем как отправиться в храм, нужно настроиться, а по дороге читать молитву идущего в церковь.

Молитва очень важная часть при встрече с Богом, помогающая открыть душу и сердце. Чтобы прийти в добром расположении, открытым к диалогу с Господом, не поддаться темным силам поможет молитва идущего в храм.

Возвесели́хся о ре́кших мне́: в до́м Госпо́день по́йдем. А́з же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й; да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Если вы начинающий прихожанин, то при намерении пообщаться с Богом по пути в церковь темные силы сатаны будут чинить козни, всячески препятствуя. Вас может одолеть лень, или вы плохо почувствуете себя в церкви, в общественном транспорте могут случиться задержки и трудности или встретится болтливый человек. Отвлечь могут дети, житейские заботы или просто нахлынет тоска. Это действительно так, темные силы не дремлют. Если внимательно понаблюдаете за происходящим вокруг, то заметите влияние черных сил.

Православные монахи и святые оставили богатое наследие текстов молитв. По дороге в церковь рекомендуется читать 50 и 90 псалмы на древнецерковном языке. Чтобы благополучно и с чистой душой предстать перед Господом, нужно читать молитву перед походом в церковь.

Для верующего человека посещение церкви становится необходимым условием жизни, для новичков — возможность укрепиться в вере. Чтобы жить в ладу с собой, дорога к Богу просто необходима каждому. С молитвы должен начинаться каждый новый день и ею же заканчиваться. Тогда помощь Бога станет осязаемой, мысли светлыми, а помыслы добрыми. Чтобы быть бдительным и не поддаться искушениям, готовьтесь к посещению храма заранее.

Накануне вечером читайте вечернее правило перед иконами, с утра утреннее правило. Правила – это обряд, серия молитв. Уделяя духовной жизни несколько минут в день, можно постоянно поддерживать связь с Богом и ощущать его защиту. Тщательно умойтесь, соберитесь, нарядитесь и трогайтесь в путь. Думайте о Боге, читайте молитву дома перед тем, как идти в церковь. Если вы испытываете вначале трудности чтения молитв на староцерковном языке, можно читать молитву идущего в церковь на русском языке. Перепишите на листок и читайте в свое удовольствие. Ведь не качество чтения нужно Богу, а вера и искреннее настроение на общение.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. С волею и верою дерзну вступить в твой православный Храм. Доведи меня до ворот прибежища, и помоги всем идущим не оступиться в греховности. Да будет воля твоя. Аминь.

Чудотворец Николай, Защитник и Спаситель. С бесконечной верой в Христа, иду по дороге в Храм православный. Пусть ноги не собьются с пути, помоги мне до цели дойти. Да будет воля твоя. Аминь.

Блаженная Старица, Матрона Московская. Огради меня от препятствий бесовских и болезней чертовских. Коли они искушают идущего, пусть сойдут с дороги влекущего. Да будет воля твоя. Аминь.

Бывают случаи, когда человек спонтанно впервые решает зайти в церковь без всякой подготовки, намерение столь велико, что ноги сами идут, а душа летит впереди тела, знайте, это промысел господень. Чтобы новичку почувствовать комфортно впервые в церкви, ознакомьтесь с правилами поведения. Одежда должна быть скромной и чистой, у женщин голова покрыта платком, мужчины должны быть с непокрытой головой. Обилие украшений и вычурный макияж не приветствуются. У порога церкви необходимо три раза совершить крестное знамение, прочитать молитву при входе и войти.

Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви ми́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й: я́ко не́сть в усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди.
И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́ки возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Посмотрите на иконы, вдохните запах ладана, постойте на службе, поставьте свечи, помолитеь с другими прихожанами в унисон. Совершите причастие, отстойте литургию. Первая практика встречи с Господом очищает помыслы, настраивает на добрые поступки. Дурные мысли и беспокойство отступят, а житейские неурядицы сами собой разрешатся. Почувствовали успокоение после посещения храма? Приходите на службу регулярно, а по дороге обязательно читайте молитву идущего в церковь. Если поначалу трудно запомнить сложный текст старославянских молитв, существуют молитвы на русском языке. Далее, укрепляясь в вере, посещение храма станет потребностью, вы осознаете философию религии, ее важную роль в жизни каждого человека.

Молитва о церкви
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here