Молитва перед пением Трисвятого
Егда же певцы приидут в последний тропарь, глаголет диакон ко иерею, приклонь вкупе главу и орарь в руце держа треми персты: Благослови, владыко, время Трисвятаго.
Иерей же, знаменуя его, глаголет: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.
Скончавшуся же тропарю, приходит диакон близ святых дверей, и наводя орарем, первее убо ко иконе Христове глаголет: Господи, спаси благочестивыя.
Лик: Господи, спаси благочестивыя.
Таже наводит, глаголя ко вне стоящим велегласно: И во веки веков.
Когда певцы начнут заключительный кондак, диакон, говорит, обращаясь к священнику: Благослови, владыка, время пения Трисвятого.
Священник же, осеняя его крестным знамением, произносит: Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда.
По окончании последнего кондака диакон выходит из Царских врат и, сперва показывая орарем на икону Христа, возглашает: Господи, спаси благочестивых.
Хор: Господи, спаси благочестивых.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Также диакон обводит орарем стоящих во храме, возглашая к ним громогласно: И во веки веков.
Храм остро нуждается в финансовой помощи. Подробнее.
Братья и сестры! Содержимое нашего сайта вы можете свободно использовать во славу Божию.
Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь
Аще иерей, глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Аще ли ни, глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш:
Тропари сия, глас 6:
Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.
Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы cue: «Блажен муж…» тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.
Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.
При чтении акафиста или канона келейно (дома) используется обычное начало и окончание молитв. Такое же привычное начало и окончание есть в утренних молитвах. Поэтому, если акафист или канон читается в соединении с утренним или вечерним правилом, читать еще и приведенные ниже молитвы не нужно. Акафист или канон читается в таком случае после утренних или вечерних молитв, перед окончанием молитв, т.е. перед молитвой «Достойно есть».
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва, и ны́не:
Вместо «Слава, и ныне:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Слава:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо «И ныне:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
Здесь читаем акафист или канон.
Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Представленные на Акафистнике каноны предназначены, в первую очередь, для домашнего чтения и содержат некоторые упрощения (убраны подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и т.п.). Тексты для богослужения доступны в «зеленых» и «коричневых» минеях.
Замечание по чтению акафиста (помещено в каждом акафисте после 13-го кондака). Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в конце акафиста.
Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если у вас нет под рукой этих книг или вы не знаете, как ими пользоваться, можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.
Соединение канона с акафистом (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.
Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.
Представляю молитвы певчего ко Господу и святым о помощи в служении, о подаче верного молитвенного духа, о вечном спасении. Эти молитвы певчего могут стать настольными.
Я считаю, что певчие и могут и должны молиться не только за себя, но и за друг друга. Ведь певчие подражают ангелам, а ангелы любят друг друга так, как братья родные не способны любить. То есть, пламенно и свято. И мы, мои родные, должны подражать им, нашим небесным братьям.
Я надеюсь, что эти молитвы помогут Вам обрести силы в служении и пройти свой клиросный путь достойно.
Господи, ныне я взываю к Тебе! Даждь мне сил, здоровья и святой жажды послужить Тебе достойно, подобно ангелам твоим. Дай сил и мне и братьям и сестрам моим по клиросному служению понимания сути, глубины и славы служения Тебе. Да прославят наши голоса Тебя и святую веру, а не наше тщеславие. Да обретут люди под наше пение радость глубокой молитвы к Тебе. Да будет вечно благословенно Твое Святое Имя на наших устах.
Дай нам сил достойно прославить и святых друзей Твоих, Твоих угодников и наследников Твоей вечности. Не лиши и нас благ Твоих трудов ради скромных наших во святое Имя Твое. Да будет Имя Твое благословенно и препрославленно во веки, аминь!
Великий архистратиг Божий Михаил!
Как подражатели небесных ликов мы, певчие, взываем к тебе — сподоби нас послужить нашему Богу достойно. Направь и защити нас. Помоги нам стать певчими великого небесного хора, святым воеводой которого ты являешься.
Мы мечтаем о небесном клиросе. И к кому, как не к верховному вождю небесных ангельских ликов нам возносить наши молитвы. Мы хотим служить нашему Господу. И славный Архистратиг хочет того же. Наши цели и желания совпадают. Но — мы живем во мраке, продирая наши слабые души через дремучие заросли искушений и напастей.
И от того мы так нуждаемся в помощи небес. И от того мы молим ВАС, пресветлое небесное воинство! Не оставляйте нас. Пусть время от времени мы будем забывать про небо в силу собственной немощи, лишь бы ВЫ не забыли о нас, немощных. Явите нам свою божественную любовь. Подарите нам радость вместе славить нашего Бога. Мы уже вкусили этой сладости на земле. Помогите нам узнать и истинную радость небесного славословия. Мы очень хотим к ВАМ на небесный клирос.
О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов — очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.
Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.
О преблагий Господи, святый Творче небеси и земли. Сподоби мя, недостойного, стать истинным рабом Твоим и яви на мне святую волю Твою. Да поведу за собой в истине и правде воспевающих Тебе братьев и сестер моих к достойному славословию Твоему. Да прославит мое служение святую службу Твою и да укрепит и подаст наш певческий труд избранному народу Твоему жажду молитвы Тебе.
О преблагий Господи, подаждь братьям и сестрам моим по певческому служению умиленное сердце, благоугодное Тебе. Умягчи их сердца, ниспошли им понимание моих регентских трудов, да не впадут во искушение и не соблазнятся о мне, грешном. Подашь ми мудрость ангельскую, сердце пламенное и люботрудное, силы неиссякаемые и святую жажду служения Тебе, да укрепимся мы на певческие подвиги во святое Имя Твое. Тебе же слава, честь и поклонение во веки веков, аминь.
Преподобный отче Лаврентие!
Попроси Господа Бога о нас, поющих. Попросить как подобает, может лишь истинный угодник Божий, носитель божественной любви и монах, отдавший свое сердце небу.
Лишь у таких как ты, есть дерзновение сказать Господу «ребята там, внизу, в холоде и иногда голоде стараются, поют Тебе. не всегда идеально, но. уж как могут. Ты, Святый Боже, яви сокровища милосердия своего и прости их, неразумных. Да, не всегда и не всем удалось исполнить волю Святую Твою и стать проводником Твоего высшего промысла. Но да не одолеет наше человеческое неразумие бездну Твоего милосердия. Возьми их к себе на небесный клирос».
А мы с надеждой будем смотреть в небеса, вспоминать о тебе, размышляя о твоем светлом клиросном служении. Какое же это счастье — быть регентом, певчим и служителем Господу, подобным тебе. Помоги и нам быть хотя бы отчасти стать похожими на тебя.
Преподобный отче Лаврентие, ты не забывал певчих во мраке и сени смертной. Не забуди нас — поющих и в небесной славе у престола нашего Господа.
В этом разделе Вы найдете молитвы о помощи Божьей в клиросном послушании, а также молитвы и акафисты Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, о покровительстве певчим, о помощи в духовном пении и чтении:
В православной Церкви Божия Матерь почитается покровительницей певчих. Это понятие выражено в известном ирмосе: «Твоя песнословцы, Богородице. », а поэтому икону Ее ставили в певческой школе. У греческих певцов нотная наука называлась поповское искусство, посему и икона Покровительницы певчих называлась Попскою. У Божественного Младенца перстосложение изображалось такое, каким начальник хора подавал знак к пению.
Преподобному Роману Сладкопевцу (память 1/14 октября). Святой Роман не знал грамоты, но разумом своим стремился к Богу. Клирики, роптавшие на него, учинили ему унижение. роман, плача и молясь Богородице, просил у Нее заступления. Богородица явилась ему во сне, вложила в уста его хартию, после этого видения Роман взошел на амвон и воспел сладким голосом свой первый кондак «Дева днесь Пресущественного раждает. » (Рождеству Христову). Премудрость потекла у него как река. Он составил более тысячи кондаков и икосов праздникам
Преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура Лука Евсеевич, 1868—1950гг.) (память — 29/11 января) сам был регентом с 16-ти лет и ходатайствует о Божьей помощи регентам и певчим.
Святитель Нектарий Эгинский (1846—1920 гг.) (память 9/22 ноября) написал гимн Пресвятой Богородице «Агни Парфене» (Чистая Дево).
Иоанн Дамаскин (4/17 декабря 777 г.) — церковный песнопевец назван «Златоструйным» составил Октоих, написал много песнопений в честь Пресвятой Богородицы: «О Тебе радуется. », «Милосердия ради» и другие, составил 64 канона, в том числе канон Пасхи, каноны многим двунадесятым праздникам.Я́ ко посреде́ ученико́в Твои́х,/ прише́л еси́, Спа́се, мир дая́ им,// прииди́ к нам, и спаси́ нас.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Б езкни́жныя ученики́/ Дух Твой Святы́й наказа́тели яви́, Христе́ Бо́же,/ и многовеща́нным сли́чием пре́лесть язы́ков упраздни́,// я́ко Всеси́лен.
Б лагослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
П редста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
П реблаги́й Го́споди, низпосли́ нам благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го, да́рствующаго и укрепля́ющаго душе́вныя на́ши си́лы, да́бы, внима́юще преподава́емому нам уче́нию, возросли́ мы Тебе́, на́шему Созда́телю, во сла́ву, роди́телем же на́шим на утеше́ние, Це́ркви и оте́честву на по́льзу.
Божией Матери пред Ее иконою «Попская»
(В Православной Церкви Божья Матерь считается покровительницей певчих, а поэтому икону Ее всегда ставили в певческих школах. У греческих певцов нотная наука называлась поповское искусство, а поэтому и икона Покровительницы певчих называлась Попскою. У Божественного Младенца перстосложение изображалось такое, каким начальник хора подавал знак к пению.)
Молитва
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молении наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Ин кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Преславная Приснодево, Мати Христа Бога принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.
Припевы
Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благосердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
———————————————————————-
Преподобному Роману Сладкопевцу
Святой Роман не знал грамоты, но разумом своим он стремился к Богу, Клирики, роптавшие на него, учинили ему унижение. Роман плача и молясь Богородице, просил у Нее заступления. Богородица явилась ему во сне, вложила в уста ему хартию, после чего Роман воспевал сладким голосом кондаки, премудрость потекла у него, как река. Он составил множество кондаков.
Тропарь преподобному, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.
Кондак, глас 8
Божественными добродетельми духа измлада украсився. Романе, премудре, Церкви Христово пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная.
Величание преподобному
Ублажаем тя, преподобне отче Романе, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Т во́pче и Созда́телю вся́ческих, Бо́же,/ дела́ pук на́ших, к сла́ве Твое́й начина́емая,/ Твои́м благослове́нием спе́шно испpа́ви,/ и нас от вся́каго зла изба́ви,// я́ко Еди́н всеси́лен и Человеколю́бец.
С ко́рый в заступле́ние и кре́пкий в по́мощь,/ предста́ни благода́тию си́лы Твоея́ ны́не/ и, благослови́в, укрепи́,/ и в соверше́ние наме́рения блага́го де́ла рабо́в Твои́х произведи́;/ вся бо, ели́ка хо́щеши,// я́ко Всеси́льный Бог, твори́ти мо́жеши.
Молитва пред началом дела
Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Единоро́дный Безнача́льнаго Отца́! Ты ре́кл еси́ пречи́стыми Твои́ми усты́: я́ко без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же. Го́споди мой, Го́споди, ве́рою объе́м в души́ мое́й и се́рдце Тобо́ю рече́нная, припа́даю Твое́й бла́гости: помози́ ми, гре́шному, сие́ де́ло, мно́ю начина́емо, о Тебе́ Саме́м соверши́ти, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Начало молебна обычное: священник: «Благословен Бог наш. «; клир поет: «Царю Небесный. «; чтец — Трисвятое и сразу псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время. » Диакон ектению: «Миром Господу помолимся» с особыми прошениями:
«О еже низпослати на отроко́в сих Духа премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца́ их к приятию наказания добрых учений, Господу помолимся».
«О еже всадити в сердца́ их начало премудрости, страх Свой Божественный и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое, Господу помолимся».
«О еже отверзти ум их, еже прияти и разумети и па́мятствовати вся добрая и душеполезная учения, Господу помолимся».
«О еже подати им приседя΄щую Престолу Его премудрость, и всадити ю в сердца их, яко да научи΄т их, что есть благоугодное пред Ним, Господу помолимся».
«О еже преспети им премудростию и возрастом в славу Божию, Господу помолимся».
«О еже быти им премудростию и добродетельным житием, и благостоянием в православней вере радость и утешение родителем своим и Церкви Православно-Кафоличестей утверждение, Господу помолимся».
По окончании ектении священник возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава. » Чтец — тропари: «Яко посреде́ учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди и к нам и спаси нас. Безкнижныя ученики Дух Твой Святый наказатели яви, Христе Боже, и многовеща́нным сли΄чием язы΄ков прелесть упраздни, яко Всесилен».
На «Слава» — тропарь Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш. » На «И ныне» — Богородичен: «Предстательство христиан непостыдное. «
Затем Апостол (Ефесянам, зачало 218-е) и Евангелие (Марка, зачало 44-е) с обычными молитвословиями. Перед Апостолом — прокимен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу», со стихом: «Возрадуется сердце мое о спасении Твоем».
После Евангелия диакон произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже. » до прошения: «Еще молимся о богохранимей стране нашей. » включительно, а затем добавляет особое прошение:
«Еще молимся Господу Богу нашему о еже призре́ти милостивно на отроко́в сих и низпослати в сердца, во ум и во уста их Духа премудрости, разума же и благочестия и страха Своего, и просветити их светом Своего благоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро прияти и спешно навыкнути Божественнаго закона Его наказанию и всему благому и полезному учению, еже преуспевати им премудростию и разумом и всеми благими де́лы в славу Пресвятаго Его Имени и даровати им здравие и долголетны их сотворити к созиданию и славе Церкве Своея, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй».
Хор: «Господи, помилуй — 12 раз. Священник возглашает: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш. » Хор: «Аминь». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник возгласно читает молитву:
«Господи Боже и Создателю наш, образом Своим почты΄й нас человеки, научивый избра́нныя Твоя, яво дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем. Иже Соломона и всех взыску́ющих премудрости Твоей научи΄вый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего и со успехом познати преподаемая им полезная учения, в славу Пресвятаго Имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави их от всякаго налога вражия, соблюди их в православии и вере и во всяком благочестии и чистоте во вся дни живота их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако предугото́вани прославляют Пресвятое Имя Твое и будут наследницы Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
После молитвы — диакон: «Премудрость». Хор: «Честнейшую Херувим. «, и бывает обычный отпуст. Благословляя детей Крестом, священник говорит: «Благословение Господне на вас. » Потом дети целуют Крест, а священник кропит их святой водой.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных отношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва — это разновидность церковной, общественной (семья — своего рода домашняя церковь) и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. «Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным Страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя» — говорится в начале молитвослова. Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса.
«Приступая к молитвословию, — советует святитель Феофан Затворник, — утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обратишься в молитве, и кто ты, имеющий теперь начать это молитвенное к Нему обращение — и возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление — благоговейно стать пред Богом, — малое, но немалозначительное. Тут полагается начало молитвы, доброе же начало — половина дела.
Если будешь так действовать при каждом стихе твоей молитвы, то у тебя будет надлежащее молитвословие».
В другом своем наставлении святитель Феофан так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев. В древности всё читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь».
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час. сколько обычно выстаиваете. и затем не заботьтесь. сколько прочитаете молитв,— а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать.
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед.
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. так до самого конца положенного времени»..
Ц арю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Б лагослови́, Го́споди, и помоги́ мне, гре́шному, соверши́ть начина́емое мно́ю де́ло, во сла́ву Твою́.
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Единоро́дный Безнача́льнаго Твое́го Отца́, Ты бо рекл еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми, я́ко без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же. Го́споди мой, Го́споди, ве́рою объем в души́ мое́й и се́рдце Тобо́ю рече́нная, припада́ю Твое́й бла́гости: помози́ ми, гре́шному, сие де́ло, мно́ю начина́емое, о Тебе́ Само́м соверши́ти, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, моли́твами Богоро́дицы и всех Твои́х святы́х. А ми́нь.
И сполне́ние всех благи́х Ты еси́, Хри́сте мой, испо́лни ра́дости и весе́лия ду́шу мою́ и спаси́ мя, я́ко един Многоми́лостив, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Игумен Никон (Смирнов)
О ЦЕРКОВНОСТИ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ
Духовность пения на клиросе. как ее понять, постичь, стяжать? Она обретается не в курсах по церковному пению, не на спевках, не в прослушивании звукозаписей. Как Царствие Божие не приходит видимым образом, но внутри человека есть (Мф. 17, 21), так и духовность не внешне приобретается, но внутри души зарождается и совершенствуется. Человеку надо начать жить по-евангельски, искать прежде всего Царства Небесного, заняться очищением своего сердца, неуклонно исполнять правила христианской жизни, изживать в себе ветхого человека «со страстьми и похотьми», чтобы не он, но Сладчайший Иисус жил в нем, по слову Ап. Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
Благодать Божия, вселяясь в очищенное от греховности сердце, просветит его, раскроет очи так, что человек станет совсем иначе зреть на жизнь, на ее смысл и именно со стороны вечности начнет переоценивать все окружающее. Поэтому просвещенная душа будет искать себе сродное, духовное. Все плотское, страстное предстанет уже в своем подлинном мрачном, отталкивающем образе. Духовно живущий человек уже способен распознать, что для души полезно, что вредно; что приближает к Богу, а что отдаляет.
Закон духовности распространяется на всех христиан, жаждущих спасения души, в том числе, конечно, и на руководителей богослужебного пения. Их музыкальный талант становится слугою благочестия, духовности. Не гениальность таланта способна определить, насколько церковно то или иное песнопение, а духовный опыт регента, который не позволит ему, к примеру, исполнить за богослужением «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянского с его чисто оперной музыкой.
Поскольку духовность достигается тернистым крестоношением и скорее познавалась живущими не в мiру, а в обителях, то и творцами богослужебных песнопений, их мелодий в глубоко молитвенном духе становились чаще всего монашествующие. Действительно, монастырские напевы ближе сердцу православного богомольца.
Однако при всем превосходстве раздающихся ныне за богослужениями монастырских напевов (Оптинского, Валаамского и т. д.) над сочинениями мiрских церковных композиторов следует сказать, что каноническими нормами богослужебного пения издревле в Церкви были иные напевы, сложившиеся в ее недрах в период становления вообще храмового пения вместе с распространением и утверждением христианства в языческом мире. Основы богослужебного пения заложены были не гением человеческой природы, но силою, ниспосланною свыше на Церковь со времен Пятидесятницы. Христиане на протяжении многих веков бережно хранили богозданные основы церковного пения с эпохи первых христианских общин, когда пение по уровню одухотворенности соответствовало их высоте благочестия.
Возникновение отдельных групп певцов на богослужении произошло не сразу, но в дальнейшей истории церковного пения вследствие снижения уровня духовности христиан. Как далеко зашел процесс отделения и отдаления поющих профессионалов от народной массы, мы убеждаемся в нынешней реальности. Регенты, увлеченные концертными номерами, отбирают у честного народа последние крохи, исполняя нередко в оперной манере молитву Господню, Символ Веры и др.
В наше сложное время, когда десятилетиями существовавшие хоры стали на глазах распадаться вследствие малоцерковности их состава, державшегося только на рублях, пришла необходимость возвращаться к утраченным принципам богослужебного пения. Есть храмы, где народным пением отправляется вся служба. Все зависит от настоятеля церкви, от его заботливости и ревности. В отдельных кафедральных соборах постепенно вводят в народное пение ектинии, «Величит душа моя Господа», начало Литургии. Народное пение в храме своим естественным исполнением служит в известной степени мерилом для регента хора. Простота народного пения, его репертуара удержит чуткого регента от поползновения к концертным или сольным произведениям, чуждым природе богослужения. Духовность руководителя хора воспрепятствует ему исполнить в храме, например, «С нами Бог» В. Зиновьева с его ариозными вступлениями солистов.
Торопливость исполнения в ущерб ясности восприятия содержания песнопений стало недугом наших современных хоров. Даже отточенная дикция не дает права ускорять неспешный темп песнопений. Кощунственно устраивать гонку в пении пасхального канона, ибо изменение нормального темпа в сторону неосмысленного ускорения превращает характер исполнения в плясовой ритм. Кроме того, наблюдается странная новизна в ритме, когда, Великое славословие в ускоренном темпе стало звучать в роде какого-то марша, с отсечением концов строк.
Вот здесь озадаченному регенту народное пение подскажет, в каких пределах держать темп хора. А известно, что спешка не свойственна общему народному пению, и это служит хорошей сдерживающей мерой для хора. Пение с народом в храме молитвословий определяет собою норму громкости звучания и для клироса. Действительно, общее пение стоящих в храме прихожан исключает крики голосов, ибо там все естественно. Совсем не то в хорах, где сплошь и рядом слышится искусственное усиление звука, переходящее в крик партий, увидевших знак регентской руки, или пометку форте, фортиссимо в нотах. Подлинно молитвенное пение не допускает этих эффектов, чисто искусственных, рассчитанных мощью, силой голосов удивить находящихся в храме.
Мы должны признать, что молитва и громогласное пение несовместимы. Форте и Фортиссимо должны быть исключены в исполнении песнопений в храмах средней вместимости (типа Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры). Св. пророк Илия, смеясь над бессилием жрецов идола Ваала, говорил им: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется». (3-я Царств 18, 27). Христиане, поклоняясь истинному Богу, веруют, что всеведующий Господь слышит наше самое затаенное дыхание молитвы и громогласное пение безсмысленно. Прекрасно и убедительно подтверждается умеренное по силе звука пение в Доме Божиим видением тому же пророку Бога: был сильный ветер, но не в ветре Господь, после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь, после землетрясения огонь, но не в огне Господь, после огня веяние тихого ветра и там Господь (3-я Царств 19, 11—12).
Неспешное, спокойное (негромкое), умиротворенное пение в храме приближает молящихся к Богу. Ошибается тот регент, который думает все внимание молящихся приковать к своему хору через мастерство исполнения «классических» номеров тех или иных композиторов. Безусловно, богослужебное пение органически связано со священнодействующими алтаря, но оно предназначено не отвлекать богомольцев своим исполнением, а содействовать его богообщению и подобно фимиаму растворяться горе, вознося, приподнимая души стоящих в церкви к небу: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним» (см. Утреня).
Не содействует молитвенности пения бесконечное расширение репертуара, т. к. новые осваиваемые мелодии заставляют певцов держаться на клиросе в усиленном напряжении, и им становится уже не до осмысления слов. Несомненно, что самый малый, но выученный наизусть репертуар чрезвычайно способствует поющим, не заглядывая в ноты, проникнуться в песнопении и почувствовать сладость молитвы.
Левые, любительские хоры нередко поют как раз по памяти «Херувимскую песнь», «Милость мира», что помогает своею простотой создать молитвенную атмосферу на клиросе и в храме. Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий говорил, что «ноты связывают певца по рукам и ногам. » Одни красивые звуки без содержания. А слова ускользают от внимания, молитвы нет» (см. «Надежда», вып. 8, РСХД, 1981 г., с. 87).
Разве может быть молитва хора, когда его певцы на богослужении стоят перед нотами в страхе, только и думают, как бы не понизить, как бы не ошибиться? Тем более, если регент может прийти в гнев? Такое пение, даже самое отточенное, не достигает цели. Безошибочное пение — это еще не молитва. Скорее пение с естественными недостатками угоднее Богу, чем безупречное в интонации, ансамбле, но закрепощенное нотами исполнение. Блаженный Иероним говорит: «Славен пред Богом и худоголосый певец» (см. Д. Разумовский, цит. соч., с. 38).
Для настроя христиан на молитву в богослужебном пении важнее фактор на клиросе — что поют, а не как поют — последнее должно быть подчинено первому, а не наоборот. Блаженный Августин в «Исповеди» заключает: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что тяжело согрешаю, и тогда желал бы я не слышать поющего» (см. ЖМП, 1949 г., No 11, с. 54).
Спасибо за статью.У нас в храме Св.блг.вел.кн.Александра Невского так и поем 33 пс.после причастного стиха,а потом и простенький концерт,причем,как было верно подмечено,народ воспринимает лучше все простенькое.,например,молитва «Царица моя Преблагая. » на 6-й глас у бабулечек самая-самая.
У певчих , на первый и не искушенный взгляд, не так уж и много покровителей. Но если подумать, то может просто захватить дух! Ведь практически любой ангел небесный является покровителем певчего. Поэтому молитва вождю небесного воинства Архистратигу Михаилу, как и молитвы ангелу-хранителю кажутся очень и очень важным и нужным для певчего делом.
Пресвятая Богородица, по мысли Лаврентия Черниговского, очень любит певчих и является их покровителями. Да и сам Лавретий, будучи регентом и святым высокого ранга, является покровителем певчих.
Поэтому певчие и регенты должны молиться Богородице, Ангелу-хранителю, Архистратигу Михаилу, Лаврентию Черниговскому.
Господи, ныне я взываю к Тебе! Даждь мне сил, здоровья и святой жажды послужить Тебе достойно, подобно ангелам твоим. Дал сил и мне и братьям и сестрам моим по клиросному служению понимания сути, глубины и славы служения Тебе. Да прославят наши голоса Тебя и святую веру, а не наше тщеславие. Да обретут люди под наше пение радость глубокой молитвы к Тебе. Да будет вечно благословенно Твое Святое Имя на наших устах.
Дай нам сил достойно прославить и святых друзей Твоих, Твоих угодников и наследников Твоей вечности. Не лиши и нас благ Твоих трудов ради скромных наших во святое Имя Твое. Да будет Имя Твое благословенно и препрославленно во веки, аминь!
«Пою Богу моему дондеже есмь», / – купно с Давидом воспеваше новомученик Вячеслав; / «Господи, прими дух мой», / – яко Стефан воззва, / да возрастает семя Церкви, / юже Господь на кро́ви мучеников назда, / мы же с ними вопием: // «Прими, Господи, жертву хвалы и воскликновения».
Кондак священномученику Вячеславу Луканину, гл 4
«Богу сердцем пойте», / научал еси. / И, услышав твоя молитвы, Господь, / испытуя же тя яко злато в горниле, / до конца очистил еси. / Да принесеши Богови священный дар / – сердце любокрасное, диаконство неподкупное, / святый священномучениче Вячеславе, // моли со други – мучениками спастися нам.
Разумеется, и Роман Сладкопевец является покровителем певчих и ему возносятся молитвы о даровании певческого таланта.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.