Охота у многих древнейших народов мира была основным источником пропитания, поэтому люди относились к ней как к священному действу. Нет ни одного народа древности, жившего в лесах, у которого не было бы многочисленных, во многом загадочных охотничьих ритуалов.
Большинство обрядов связано с почитанием духов и божеств леса, с выражением любви и уважения к будущим жертвам, животным. Свидетельства этого мы имеем как в наскальных росписях, изображающих сцены охоты, так и в отголосках древних легенд, дошедших до нашего времени.
Собираясь на охоту, первобытный человек совершал сразу несколько обрядов: обряд очищения, обряд вознесения молитвы к богам и обряд благодарения будущей жертве за то, что она даст ему и его семье не умереть от голода.
Животных, на которых собирались охотиться, изображали на скалах, на украшениях, на одежде – так появились самые первые тотемы племени, тотемы, которым поклонялись, которых любили и которых тем не менее могли принести в жертву. Каждое жертвоприношение совершалось только после тщательной и долгой подготовки. Сначала охотник проходил обряд очищения: он постился несколько дней, омывался в священном ручье или источнике и непременно надевал чистую одежду, даже если она состояла из шкур. После этого охотники возносили молитвы к богу, сопровождая их жертвоприношением; чаще всего в жертву приносились дикие, а затем и домашние куры, петухи, козы, бараны, причем у каждого народа – определенного цвета. К Хозяину Зверей перед каждой охотой обращались, например, индейцы майя, «договариваясь» с ним о размере добычи.
Несколько дней племя посвящало изготовлению орудий охоты: луков, стрел, копий, дротиков. Каждое новое оружие благословлялось на ритуал охоты, проходило очищение: его клали между двумя жертвенными кострами вместе с едой для охотников. Охотники наносили ритуальные татуировки, расписывали свое тело кровью жертвенных животных, надевали на голову венки из листьев или повязки из кожи.
После удачной охоты снова совершался ритуал, на этот раз благодарственный. Убитым зверям вкладывался в рот лист священного для племени дерева, например дуба или березы, а само животное оплакивалось охотниками и другими членами племени. Именно благодарственные ритуалы – самые таинственные во всей системе обрядов и до сих пор до конца не исследованы.
В Африке кафры, охотясь за слоном, просили его не раздавить охотников. После убийства слона племя возносило молитвы о том, что слон убит не нарочно, после чего хоронили хобот слона, так как это животное почиталось в Африке как великий вождь, а его хобот считался священной рукой, способной нанести великий вред племени. Племя конго мстило за убийство животного мнимым нападением на охотников, совершивших «преступление».
Коряки, убив медведя или волка, снимали с него кожу, надевали на одного из охотников и плясали вокруг с песнями, в которых уверяли зверя, что это вина не их, а каких-то загадочных злых духов. Гольды сажали убитого медведя на импровизированный трон, называли его господином и оказывали всяческие почести. На Борнео даяки, поймав аллигатора багром, сначала обращались к нему с почтительными речами, называя его дедушкой, и только после этого убивали.
Типичной формой дохристианской молитвы были поэтические гимны мифологического Орфея. Именно его древние греки почитали как основателя знаменитых мистерий, в которых человек знакомился и соприкасался с невидимой частью Природы, с «иным миром».
О непреклонный Уран, вечный отец, прародитель,
Неколебимая часть Космоса. Грозный супруг Геи.
Стражник земли и небес; взор, проникающий всюду;
Необходимости перст, робость внушающий всем.
Неумолимый отец.блаженный, всевышний,
Благочестивую жизнь мисту молящему дай!
В первые два века становления христианской церкви многочисленные языческие боги в молитвенных обращениях были заменены одним именем — Иисус Христос. Отныне христиане лишь одному ему воздавали честь, славу и благодарение. К нему же обращались с прошениями. Однако физиологический смысл правильно совершаемой молитвы не изменился по сравнению с языческими временами. Она по-прежнему оставалась средством воздействия на сознание с целью перевода его в особое состояние. Конечно же, это ясное назначение молитвы как рефла зачастую затуманивался терминологией и представлениями ограниченно или даже ложно понятого христианского вероучения: молитва, мол, — это прямая связь человека с Богом, излияние души, предстающей перед Богом в благоговении, доверии, в надежде и любви и т. д.
Однако, христианские подвижники и некоторые теологи, в особенности православные исихасты-священнобезмолвствующие, прекрасно понимали основной смысл произнесения слова. Как писал в XIX веке русский святитель Феофан Затворник: «. в голове непрестанно толкутся разные мысли и отвлекают ум».
Молитвы же используются для того, чтобы ум держать на одной мысли. Причем, в православии по степени воздействия на сознание человека различали три формы молитвы. Тот же Феофан Затворник отличает молитву, в его терминологии, читательскую, она же делательная или телесная, которая не приносит никакой пользы, никаких изменений человеку. Она — автоматическая, формальная, а потому — бестолковая. Однако именно она используется подавляющим большинством верующих, и не только христиан, для, якобы, «связи с Богом».
Вторая форма — умная (с ударением на предпоследнем слоге) молитва. Она, собственно, и является рефлом, тем самым словом, при произнесении которого происходят положительные изменения в мозге. По мере приобретения опыта в процессе постоянного тренинга мозга, умная молитва переходит в чувственную, сердечную, когда человек явственно начинает ощущать приятные эмоции, с которыми ранее не был знаком.
Наиболее широко, с первых веков христианской эры, используется молитва, называемая Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!». Так же, как и у мантр, у нее есть краткая форма: «Господи, помилуй!». По-гречески она звучит как «Кирие, Элейсон!».
Религия и ее средства, главным из которых является молитва, объединяются только с теми ценностями, которые признаются обществом, одобряются группой. Поэтому когда первобытный человек пытался удовлетворить свои самые низменные эмоции или добиться откров Однако разум первобытного человека не отличался ни логичностью, ни последовательностью.
Ранний человек не понимал, что материальный мир не относится к компетенции молитвы.
Эти простодушные люди полагали, что пища, кров, дождь, добыча и прочие материаль Молитва монологична только в разуме самого примитивного типа. Уже на раннем этапе она превращается в диалог и быстро достигает уровня группового поклонения. Молитва означает, что домагические заклинания примитивной религии достигли того уровня, на кото Молитва почти не связана с анимизмом, но такие верования могут существовать наряду с религиозными чувствами. Во многих случаях у религии и анимизма были совершенно разные источники.
В любой религии появление идеи жертвоприношения неизбежно умаляет высшую эффективность истинной молитвы, ибо человек пытается предложить материальные жертвы вместо пожертвования своей воли, посвященной выполнению воли Бога.
Когда религия лишена личностного Бога, ее молитвы переходят на уровни теологии и философии. Когда высшим представлением о религии является концепция безликого Божества, как, например, в пантеистическом идеализме, такое представление, создавая основу дл Как на ранних периодах эволюции человеческих рас, так и в настоящее время в повседневном опыте обычного смертного молитва в значительной мере является феноменом общения молящегося с собственным подсознанием. Однако, существует и такая область молитвы, Молитва вносит огромный вклад в развитие религиозного чувства развивающегося человеческого разума. Она является могущественным фактором, который способствует предотвращению изоляции человеческой личности.
Молитва побуждает человече Молитва всегда была и всегда будет двуединым человеческим опытом: психологической процедурой, взаимосвязанной с духовным методом. И эти две функции молитвы никогда не удастся полностью отделить друг от друга.
Просвещенная молитва должна осознавать не только внешнего и личностного Бога — она предполагает осознание внутренней и неличностной Божественности, пребывающего в человеке Настройщика. Совершенно уместно, чтобы молящийся человек пытался постигнуть конц Никакая молитва не может быть этической, если проситель стремится к эгоистичному превосходству над своими товарищами. Эгоистическая и меркантильная молитва несовместима с этическими религиями, основанными на альтруистической и божественной любви. Любое Молитва никогда не должна извращаться настолько, чтобы подменять собой действие. Всякое этическое моление является побуждением к действию и руководящим принципом в последовательной борьбе за идеалистические цели — достижение сверх-«я».
1. Человек, за которого вы молитесь, должен знать об этом.
2. Молящийся человек должен находиться в тесном социальном контакте с тем, за кого он молится.
Религиозные люди не должны рассматривать к Человеческий разум способен действовать в ответ на так называемое вдохновение, когда он чувствителен либо к пробуждению подсознания, либо к воздействию сверхсознания. В любом случае такие расширения сознания представляются индивидууму более или менее и Практическое испытание всех этих необычных религиозных переживаний мистицизма, экстаза и вдохновения заключается в том, чтобы выяснить, помогают ли они индивидууму добиться следующих результатов:
1. Обрести лучшее и более полноценное физическое здоровье.
2. Действовать более эффективно и с большей пользой в сфере умственной деятельности.
3. Более полно и с большей радостью разделять свой религиозный опыт с другими.
4. Достигнуть еще большей духовности своей повседневной жизни и вместе с тем честно исполнять будничные обязанности, связанные с обычным смертным существованием.
5. Больше любить и ценить истину, красоту и добродетель.
6. Сохранять признанные социальные, моральные, этические и духовные ценности.
7. Расширять свою духовную проницательность — богосознание.
Однако молитва не обладает реальной связью с этими исключительными видами религиозного опыта. Когда молитва становится излишне эстетской, когда она состоит почти целиком из прекрасного и блаженного созерцания Райской божественности, она в значительной Молитве свойственна настоящая спонтанность, ибо первобытный человек начал молиться задолго до того, как у него появилось хотя бы какое-то представление о Боге. Обычно древний человек молился в двух противоположных ситуациях: остро нуждаясь, он испытыва Молитва не есть продолжение магии; и та, и другая возникли независимо друг от друга. Магия являлась попыткой приспособить Божество к каким-то условиям; молитва — это стремление приспособить личность к воле Божества. Истинная молитва и моральна, и религ Молитва может стать общепринятым обычаем; многие молятся потому, что так делают другие. Другие молятся из-за боязни чего-то ужасного, что может произойти, если они перестанут обращаться со своими регулярными прошениями.
Однако настоящая молитва действительно достигает реальности. Даже поднимающийся воздушный поток не поможет птице набрать высоту, если она не расправит свои крылья. Молитва возвышает человека потому, что является методом достижения прогресса за счет исп Истинная молитва помогает духовному росту, изменяет взгляды и приносит то удовлетворение, которое дает общение с божественностью. Она является самопроизвольным потоком богосознания.
Бог отвечает на молитвы человека, расширяя его понимание истины, улучшая восприятие красоты и углубляя представление о добродетели. Молитва — субъективный поступок, однако она входит в соприкосновение с могущественными объективными реальностями на духо Слова несущественны для молитвы: они всего лишь интеллектуальное русло, по которому может направить свое течение река духовной мольбы. Словесное значение молитвы при ее индивидуальном вознесении заключается только в самовнушении, а при совместных молен Молитва — это не метод избавления от конфликтов, а скорее, стимул для роста в самой конфликтной ситуации.
Молитесь только о ценностях, а не о вещах; о росте, а не об услаждении.
«Обожение – таинственный процесс, который совершается в человеке божественной силой и как таковой по существу невыразим. Сам Григорий Палама избегал говорить о нем, так как считал невозможным выразить его в словах и логических формулах. Он писал: «Ведь и мы тоже, хоть и много написали о безмолвии, побуждаемые то увещеваниями отцов, то просьбами братии, однако нигде не дерзнули писать об обожении; лишь теперь, раз нужно говорить, скажем нечто благочестивое о Господней благодати, хотя изобразить ее бессильны: даже высказанная, она остается невыразимой, и ее имя, по отеческому слову, ведомо лишь получившим ее в благий удел».
Настоящее исследование не могло выразить то, что и Григорий Палама считал невыразимым; и мы не пытались проанализировать «неизреченную» сущность обожения, а лишь истолковать богословские и антропологические элементы, на которых оно основано и благодаря которым оно совершается».
Предлагаемое вашему вниманию систематическое исследование учения Григория Паламы состоит из пяти глав. В первой главе рассматривается богословская и антропологическая основа обожения человека. Следующие две главы касаются мистериологи- ческого, экклезиологического и нравственного аспекта этого учения. В четвертой главе говорится о мистическом опыте обожения, доступном обновленному во Христе человеку уже в настоящей жизни. И, наконец, в пятой главе речь идет об окончательном уничтожении тления и совершенном обожении, которого достигают святые благодаря полному соединению с Богом.
Святитель Григорий Палама (1296–1359) – афонский монах, архиепископ Фессалоникийский, выдающийся православный богослов. Он, в отличие от некоторых богословов предшествующего периода, например преподобного Иоанна Дамаскина, не оставил систематического изложения православной догматики. Святитель Григорий был автором многочисленных аскетических трудов, в которых он изложил православную точку зрения на вопросы, поднятые в его время калабрийским монахом Варлаамом и его сторонниками. Являясь архиепископом Фессалоникийским, он разъяснял своей пастве истины православной веры и заботился о ее нравственном и духовном преуспеянии. По-разному он подходил к освещению богословских вопросов в споре с Варлаамом и в беседах с фессалоникийскими христианами.
Внимание своей паствы он привлекал к богословским, антропологическим и нравственным принципам христианства, касающимся всей Церкви. Например, в «Гомилиях» он пишет о любви Бога к человеку, о грехопадении, о тайне божественного промысла; говорит о значении дела Христа, о возрождающей силе церковных таинств, стараясь поддержать в душах верующих ревность в осуществлении их высокого призвания.
В ходе спора с противниками исихазма святитель Григорий столкнулся с серьезными и новыми для богословия проблемами, труднопостижимыми для большинства верующих, на которые он не мог найти прямого ответа в предшествующей богословской традиции. Ему приходилось самому формулировать ответ. Найти точные слова было не всегда легко. Не стремясь обновлять богословский словарь, Палама в пылу спора порой использовал термины, нетрадиционные для православного богословия. Он сам осознает, что в своих полемических трудах не всегда точен в выборе терминологии, однако его богословская позиция остается строго православной. Ссылаясь на святителя Василия Великого, Григорий Палама замечает: «В полемике не обязательно быть абсолютно точным в использовании терминологии, но в исповедании веры требуется соблюдать точность во всем. Именно в этом духе я строил свои опровержения Варлаама и Ахиндина, от святых воспринимая исповедание веры, чтобы читающие наши сочинения могли узнать о предмете спора из исповедания веры» 1 .
Вопрос о принципиальном различии между сущностью и энергиями Божиими, основополагающий в учении Григория Паламы, как и проблема обожения человека, не рассматривается в «Гомилиях», но является ключевым в больших полемических трактатах. В частности, в творении «О божественном и обоживающем причастии» и в первой книге третьей триады «В защиту священнобезмолвствующих» он анализирует проблемы обожения человека.
Учение об обожении – величайшем божественном даре человеку и цели человеческой жизни – всегда занимало важное место в сотериологии отцов Церкви 2 . По афористичному выражению архимандрита Киприана (Керна), обожение – религиозный идеал Православия 3 . Именно к нему искони были направлены сокровенные чаяния человека. Адам, пытаясь присвоить себе обожение через нарушение заповеди Божией, пал и вместо обожения обрел тление и смерть. Однако Бог вернул человеку возможность обожения воплощением Сына Своего: «Солгася древле Адам и, бог возжелев быти, не бысть; Человек бывает Бог, да бога Адама соделает» 4 .
Сам Григорий Палама, придерживаясь традиций древних отцов Церкви и византийских богословов, считал обожение целью человеческой жизни.
До последнего времени современные богословы не уделяли достаточного внимания святоотеческому учению об обожении человека. Протестантские учёные лишь обрисовали его в общих чертах, католические теологи более основательно изучили этот предмет, что и отражено в нескольких серьезных исследованиях 5 . Среди православных богословов эта тема была раскрыта Андреасом Феодору в работе «Учение об обожении человека на основе творений греческих отцов Церкви до св. Иоанна Дамаскина» (на греческом языке, Афины, 1956) и М. Лот-Бородиной в статье «La doctrine de la deification dans l’Eglise grecque jusqúau XI е sie cle» 6 .
Насколько нам известно, до настоящего времени отдельного исследования об учении святителя Григория Паламы об обожении человека не проводилось. Некоторые его аспекты отражены в работе архимандрита Киприана (Керна) «Антропология св. Григория Паламы» (Париж, 1950). Однако отцу Киприану и другим авторам, изучавшим различные стороны учения Григория Паламы, большая часть его творений была недоступна, в том числе и наиболее важные труды. Отец Иоанн Мейендорф первый работал с полным собранием трудов святителя Григория, изучив их по рукописям, часть из которых была им опубликована. Основные черты учения святителя об обожении человека отмечены им в работе «Introduction а Ге tude de Gre goire Palamas» («Введение в изучение Григория Паламы». Париж, 1959) 7 .
Предлагаемое вашему вниманию систематическое исследование учения Григория Паламы состоит из пяти глав. В первой главе рассматривается богословская и антропологическая основа обожения человека. Следующие две главы касаются мистериологи- ческого, экклезиологического и нравственного аспекта этого учения. В четвертой главе говорится о мистическом опыте обожения, доступном обновленному во Христе человеку уже в настоящей жизни. И, наконец, в пятой главе речь идет об окончательном уничтожении тления и совершенном обожении, которого достигают святые благодаря полному соединению с Богом.
GCS – Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte.
PG – Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Paris, 1857–1866.
Оixov. – Tou ev ayioig ttcltqo q yiubv ГgyyoQtov, адмгто-хбттои ОеаааХоу́мщ, то и ПаХсцш, ‘OfitXiai KB’, exS. XocpoxXeovg x. той el; Oixov6fM(ov, AJ&vjvai, 1861.
Xvyyg. i, 2, з – Гоцуод’юи тои ПаЛа/ш Хиуудсцщата:
религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле — обращение к Богу с просьбой.
Согласно католическому учению о молитве, главная ее цель состоит в прославлении Бога. Молитва включает в себя поклонение (признание власти Бога и подчиненности человека), благодарение, покаяние, прошение и ходатайство (моление о себе и других). Она требует сосредоточенности, благоговения, почтительности, смирения, искренности, покорности, настойчивости; христианская молитва должна совершаться «именем Иисуса». То, чего можно законно желать, о том и можно молиться. В конечном счете молитва всегда адресована Богу; у христиан — Богу в трех Лицах; у католиков — также Марии, ангелам, святым и душам, пребывающим в чистилище. Молитва может быть мысленной («умной») и устной. Устная молитва может быть частной или общественной.
Кольер. Словарь Кольера. 2012
Словари → Русский язык → Словарь Кольера
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МОЛИТВА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
МОЛИТВА Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо? Марк Аврелий Надеяться на Бога есть единст.
Беззвучная, бесхитростная, благая (устар.), благодарственная, благодатная (устар.), благостная, благотворная, волнующая, восторженная, горячая, душевная, душеполезная (устар.), душеспасительная, жаркая, задушевная, искренняя, исступленная, коленопреклонённая (устар.), кроткая, мирная, немая, непритворна.
Молитва Толковый словарь Дмитриева моли́тва
Морфология: (нет) чего? моли́твы, чему? моли́тве, (вижу) что? моли́тву, чем? моли́твой, о чём? о.
Молитва Большая Советская энциклопедия Молитва
обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы. Возникая из магии слова (Заклинание), М. принимает вид прошения, а в дальнейшем также благ.
Молитва // Толковый словарь русского языка в 4 томах. Т. 2 .
МОЛИ’ТВА, ы, ж. 1. Действие по глаг. молиться. Итти на молитву. 2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу.http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/13/us224701.htm
Молитва Энциклопедия Кольера
религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле — обращение к Богу с просьбой. История молитвы связана с историей религии. Если у первобытных народов и в древних культурах молитва сочеталась с суевериями и магией, то у евреев она отличалась возвышенным пониманием единого Бога и высоким нравственным уровнем. Ранние христиане, следуя Иисусу, который выступает в евангелиях как учитель и образец молитвенной жизни, сохранили Псалтирь и «Молитву Г.
Молитва Полная популярная библейская энциклопедия
вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и ·т.д. (Мат.6:9 ,13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем в.
МОЛИТВА — это . значение слова МОЛИТВА
Значение слова МОЛИТВА. Толковый словарь Русского языка. Определение слова МОЛИТВА.http://www.vedu.ru/expdic/15885/
Молитва Библейская энциклопедия БрокгаузаI. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться (преклонив колени)»; 2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек — высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему Молитва Словарь церковных терминов
ГОСПОДНЯ — молитва «Отче наш, иже еси на небесах. » (Мф. 6; 9-13; Лк. II; 24). которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Господня вошла в широкое богослужебное употребление.
Молитва Православный энциклопедический словарь Молитва
обращение человека к Богу, Богородице или святым.
Православный энциклопедический словарь. — Москва. священник Ярослав Шипов, Compiled by EdwART Молитва Социологический словарь
— англ. prayer; нем. Gebet. 1. Обращение к объекту поклонения (Богу, святым, сверхъестественным силам) , неотъемлемая часть ритуала. 2. Канонизированный текст обращения к божеству.
Молитва Словарь воровского жаргона
наставление стаpшего конвоиpа пеpед выходом заключенных на pаботу
Молитва Исторический словарь
— обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Непременная часть религиозного культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или церковных праздников.
«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе», — писал Энгельс.
Зубр, пронзенный наконечниками копий (из пещеры Нио).
Другой формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. До нас дошла живопись на стенах пещер и лепные фигуры, часто изображающие животных, пронзенных копьями и истекающих кровью. Иногда рядом с животными нарисованы копья, копьеметалки, охотничьи изгороди и сети. Очевидно, первобытные люди верили, что изображение раненого зверя помогает удачной охоте. В пещере Монтеспан, открытой выдающимся исследователем пещер Н. Кастере в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками, Вероятно, это следы от дротиков. Вокруг медведя на глиняном полу сохранились отпечатки человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д’Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног.
Деревянная чуринга австралийцев.
Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать животное. Они верили, что заколдованное животное само позволит убить себя. Такие же магические обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они исполняли магические пляски — «танец бизона». Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту. Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда другие пускали в его сторону стрелу или бросали копья.
Когда таким образом «поражали» бизона, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу.
«Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп» — такова сущность первобытной магии.
Разрисованные гальки пещеры Мае д’Азиль.
Постепенно развивалась новая форма религии — культ природы. Суеверный страх человека перед грозной природой вызывал желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Всю природу человек в своем воображении населил «духами». Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от латинского слова «анимус» — дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом «духа» («души») из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его вещи — украшения, оружие, а также запасы пищи. По представлению первобытных людей все это должно было пригодиться покойнику в его «загробной жизни».
Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мае д’Азиль в предгорьях Пиренеев. Они обнаружили большое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были несложны, но разнообразны. Это комбинации из точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и т. п. Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.
Едва ли археологи разгадали бы тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского племени арунта, стоявшего на весьма низкой ступени развития. Арунта имели склады раскрашенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека его «душа» переселяется в камень. Каждый арунта имел свою чурингу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал. Люди этого племени верили, что всякий человек от рождения до смерти связан со своей чурингой. Чуринги живых и умерших австралийцев племени арунта хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурингам. Время от времени они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой — цветом жизни, словом, относились к ним как к предметам религиозного поклонения.
Каменная чуринга австралийцев.
Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развились религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах.
С разложением первобытной общины, возникновением классов и рабовладельческих государств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются остальные. Возникли мифы о родственной связи царей с богами. В господствующей верхушке общества появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали религию в интересах эксплуататоров как орудие угнетения трудящихся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Назовите источники изучения истории первобытного врачевания и лекарствоведения
+1. Орудия труда и предметы быта, наскальные рисунки
–2. Труды ученых, живших в эту эпоху
+3. Данные палеопатологии: следы травм, трепанации черепа
–4. Папирусы, мумии фараонов
+5. Обряды, заговоры, заклинания и другие
Для каких первобытных обществ источником изучения врачевания и лекарствоведения являются обряды, заговоры, заклинания, лекарственные средства, методы лечения и т.п., которые приводятся в описаниях путешественников?
Что изучает палеопатология?
+1. Патологические изменения останков скелета первобытного человека
–2. Профессиональную патологию
–3. Патологические изменения из-за негативного воздействия природных факторов
–4. Патологические изменения древних лекарственных растений
–5. Патологию беременности у женщин первобытных племен
Перечислите первобытные верования, которые оказывали влияние на врачевание и лекарствоведение
–1. Вера в души, духов и одухотворение природы
–2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
+3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
–4. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
–5. Вера в магические способности врача
+1. Вера в души, духов и одухотворение природы
–2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
–3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
–4. Вера в магические способности врача
–5. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
–1. Вера в души, духов и одухотворение природы
–2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
–3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
+4. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
–5. Вера в магические способности врачевателя
–1. Вера в души, духов и одухотворение природы
+2. Вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы
–3. Вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения
–4. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов
–5. Вера в магические способности врача и определенных растений
На чем основывалось лечение заболеваний с позиций анимизма?
+1. Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
–2. Учитывалось влияние астрологических факторов
+3. Использование для изгнания духов болезни одурманивающих, наркотических средств, горечей и др
–4. Использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п
+5. Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок
Как с позиций анимизма объяснялись причины болезни?
+1. Болезнь — это результат вселения в тело духа умершего предка
–2. Болезнь — это результат действия ядов
–3. Болезнь — это результат действия микроорганизмов
+4. Болезнь — это результат вселения в тело злого духа, духа болезни
–5. Болезнь — это результат нерационального питания
С какой целью первобытные люди проводили трепанацию черепа?
+1. Для изгнания злых духов и духов болезней
–2. Для изучения строения мозга
+3. С целью оперативного лечения после травмы
–4. Для изучения функций головного мозга
–5. Для экспериментальных исследований лекарственных средств
На чем основывалось лечение заболеваний с позиций фетишизма?
–1. Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
–2. Влияние астрологических факторов
–3. Использование для изгнания духов болезни одурманивающих, горечей и т.п
+4. Использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п
Видео (кликните для воспроизведения). |
–5. Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок
Как осуществлялась подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества и Древнего Мира?
+1. Семейные школы (передача знаний из поколения в поколение)
–2. Обучение в медицинских университетах
+3. Передача медицинских знаний узкому кругу посвященных
–4. Подготовка докторов медицины через докторантуру
–5. Подготовка магистров фармации через магистратуру
Можно ли считать первобытное врачевание и лекарствоведение примитивной медициной?
+2. Нет, оно не было примитивным для своего времени
–3. Нет, оно более прогрессивно по сравнению с современной медициной и фармацией
–4. Да, оно не содержит примеров рационального врачевания и лекарствоведения
Можно ли считать первобытное врачевание истоком народной, традиционной и научной медицины?
–2. Верно отчасти, оно является истоком только научной медицины
–3. Верно отчасти, оно является истоком только традиционной медицины
–5. Верно отчасти, оно является истоком только народной медицины
Как в старину на Руси называли лекарственные средства?
Кого в старину на Руси называли «зелейниками»?
–1. Лекарей, которые носили одежду зеленого цвета
+2. Людей, которые занимались сбором лекарственных растений и приготовлением лекарственных средств
–3. Лекарей, которые хранили приготовленные лекарства в склянках из зеленого стекла
–4. Аптекарей, которые добавляли в настои и отвары листья растений для придания лекарствам зеленого цвета
–5. Людей, которых лечили болезни зелеными частями растений
Как на Руси называли народных лекарей?
–3. Доктора народной медицины
+5. Ведуны, ворожеи, чародеи, колдуны и т.п
Кто в старину на Руси занимался родовспоможением?
Какие средства используются в народной медицине восточных славян?
+2. Средства животного происхождения
Что делали в старину в русской бане?
–1. Только мылись и парились
Какая природная стихия у восточных славян в наибольшей степени почиталась как священная и обладающая целебной силой?
возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 1
1. впервые пещерная живопись была обнаружена археологом Саутуолом в пещере:
а) Альтамира б) Олдувай в) Каповой
2. что изображали первобытные художники на своих рисунках:
а) растения б) животных в) птиц
3. рисунки первобытных художников использовались для:
б) проведения колдовского обряда
в) описания истории племени
4. сверхъестественное существо, которое, по мнению древнейших людей, обитало в каждом человеке и, после смерти отправлялось в «страну мертвых», это:
5. древние люди считали, что человек и животные могут чудесным образом превращаться друг в друга. Такое фантастическое существо они называли:
а) вампиром б) оборотнем в) привидением
возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 2
1. вставьте вместо пропуска:
Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые ___________________________________.
2. назовите понятие. Красочные рисунки в пещерах, каменные фигурки людей – это:
а) произведения первобытного искусства
3. Религиозные верования у первобытных людей возникли в свя зи с тем, что они:
а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;
б) боялись встретить в пещерах оборотней;
в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;
в) нет правильного от вета.
4. Древние рисунки человека были впервые найдены в пещере Альтамира, которая находится в:
а) Испании б) Франции в) России
5. Первобытные люди верили в существование (продолжите перечень)
возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 3
1. Древние люди чаще всего оставляли на камнях изображения:
а) рыб б) людей в) луны г) животных д) птиц
2. Изображая богов и духов из дерева, глина и камня, изготовленные первобытными людьми:
а) идолы б) памятники в) духи г) все выше перечисленное д) нет ответа
3. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано:
а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей;
б) с попытками понять явления природы;
в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы;
г) с умением изготавливать орудия труда.
4. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдован ными и не уйдут из окружающей местности, если:
а) нарисовать их в глубине пещеры;
б) поразить изображение копьем;
г) класть им еду у входа в пещеру.
5. Наиболее древним видом искусства является:
б) ювелирное г) все выше перечисленное д) нет ответа
возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 4
1. Кого чаще изображали в наскальных рисунках каменного века:
а) женщин б) растений в) животных г) идолов д) все перечисленное
2. Первые в истории человечества скульптурные изображения – это фигурки:
а) женщин б) животных в) птиц г) насекомых д) детей
3. Первобытные люди считали, что добиться успеха на охоте мож но, если:
а) нарисовать бизонов, оленей, лошадей в глу бине пещеры;
б) нарисовать раненых животных;
в) изображение животных поразить копьем;
г) положить еду около входа в пещеру.
4. Помимо животных, это изображение чаще встречается в наскальных рисунках и скульптурах каменного века:
б) женщин-прародительниц племени г) идолы д) нет ответа
5. Самыми могущественными духами древние люди называли:
б) духи предков г) все выше перечисленное д) нет ответа
возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 5
1. Действия, при помощи которых первобытные люди проявляли обиду на духа:
а) не приносили в жертву пищу в) не поклонялись
б) били идола г) не произносили имя вслух д) нет ответа
2. Зарождение веры в душу у первобытных людей связано с:
а) развитием пещерной живописи;
б) попытками понять причины явлений, проис ходящих в них самих (сновидения);
в) ритуальными обрядами в родовой общине пе ред выходом на охоту;
г) попытками понять явления природы.
3 Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом че ловеке, покидает его тело и возвращается в него:
а) оборотень; б) душа; в) жертва; г) идол; д) НЛО; е) молитва
4. Первобытные художники на стенах пещер изображали:
а) сородичей-охотников; б) разбогатевших знатных вождей;
в) мудрых старейшин; г) животных и птиц.
5. Вера в существование в природе сверхъестественных сил на зывается:
а) колдовством; б) религией; в) магией; г) искусством; д) молитвой; е) жертвой.
возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 6
1. В могилу умершего первобытные люди клали все необходи мое для загробной жизни, потому что:
а) верили в продолжение жизни в «стране мер твых»;
б) считали, что каждый должен пользоваться своими вещами;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного от вета.
2. Люди верили, что душа человека после смерти отправляется на небо, где обитают боги и духи. Рядом с умершими людьми клали орудия труда и оружие. Эти факты свидетельствовали о появлении у людей
1) религиозных верований 2) искусства 3) загонной охоты 4) присваивающего хозяйства
3. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали
1) рисунки масляными красками по дереву
2) фигурки зверей, вырезанные из бивня мамонта
3) рисунки на выделанной телячьей коже
4) изображения водяными красками по штукатурке
4. Готовясь к охоте, древние люди совершали особые обряды, исполняли священные танцы. Это — элементы
1) единобожия 2) магии 3) хозяйства 4) живописи
5. Вера людей в сверхестественные силы, в невидимые могущественные существа, именуется
1) искусство 2) музыка 3) религия 4) знание
возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 7
1. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали
1) изображения животных на скалах
2) рисунки масляными красками по дереву
3) картины, складываемые из цветных минералов
4) изображения водяными красками по штукатурке
2. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано:
а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей;
б) с попытками понять явления природы;
в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы;
г) с умением изготавливать орудия труда.
3. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдован ными и не уйдут из окружающей местности, если:
а) нарисовать их в глубине пещеры; б) поразить изображение копьем;
в) нарисовать их ранеными; г) класть им еду у входа в пещеру.
4. Зарождение веры в душу у первобытных людей связано с:
а) развитием пещерной живописи;
б) попытками понять причины явлений, проис ходящих в них самих (сновидения);
в) ритуальными обрядами в родовой общине пе ред выходом на охоту;
г) попытками понять явления природы.
5. Первобытные люди считали, что добиться успеха на охоте мож но, если:
а) нарисовать бизонов, оленей, лошадей в глу бине пещеры;
б) нарисовать раненых животных;
в) изображение животных поразить копьем;
г) положить еду около входа в пещеру.
возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 8
1. У первобытных людей изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня, назывались:
а) оборотнями; б) идолами; в) молитвами; г) обелисками.
2. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам, назы валась:
а) жертвой; б) душой; в) молитвой; г) религией.
3. Впервые настенные рисунки были найдены археологом Сауту-олой в:
а) Майкопском кургане на юге России;
б) Каповой пещере на Урале;
в) пещере Альтамира в Северной Испании;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного от вета.
4. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом че ловеке, покидает его тело и возвращается в него:
5. Религиозные верования у первобытных людей возникли в свя зи с тем, что они:
а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;
б) боялись встретить в пещерах оборотней;
в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;
Видео (кликните для воспроизведения). |
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного от вета.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.