Молитва полунощница ночной

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва полунощница ночной - подобранную специально для Вас!

Полунощница — ночная церковная служба. Она установлена по образцу ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду и посвящена грядущему второму пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Никому не дано знать времена и сроки, когда Спаситель вновь явится в мир, поэтому верующие должны постоянно бодрствовать и молиться.

Порядок совершения полунощницы

Повседневная полунощница состоит из двух частей. В первую часть входят обычное начало (им начинается практически любая церковная служба или домашнее молитвенное правило), псалом 50, псалом 118, Символ веры, «Отче наш», тропари, посвященные второму пришествию, и молитвы. Затем, если идет пост, читается великопостная молитва Ефрема Сирина. Потом следует вторая часть: две молитвы Василия Великого, псалмы 120 и 133, «Отче наш», заупокойные тропари и молитвы. Затем священник произносит отпуст и просит прощения у молящихся, а затем произносит ектению.

На субботней полунощнице читают другие тропари, вместо 118-го псалма читается 9-я кафизма. На воскресной полунощнице не читается вторая часть, вместо тропарей читаются ипакои — воскресные песнопения, посвященные женам-мироносицам, которые рано утром пришли ко гробнице Христа и не обнаружили Его тела. Вместо псалма 118 или кафисмы читается канон Святой Троице, а вместо Символа веры читается молитва Троице.

В настоящее время полунощница совершается только в монастырях, очень ранним утром. Единственная полунощница, которая служится во всех храмах, не только монастырских, — пасхальная, с которой начинается ночное богослужение на Пасху. Она отличается и от повседневной, и от субботней, и от воскресной. На этой службе повторяется канон, читавшийся в Великую субботу. В этом каноне раскрывается богословский смысл смерти Христовой на Кресте и Его сошествия во ад. Сразу следом за скорбной пасхальной полунощницей начинается радостная пасхальная утреня, посвященная воспоминанию Воскресения Христова.

Иерей глаголет: Благословен Бог наш: И мы глаголем: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое: Пресвятая Троице: Отче наш:Иерей: Яко Твое есть царство: Мы же: Аминь. Таже, Господи, помилуй. (12)

Приидите, поклонимся цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем самому Христу, цареви и Богу нашему.

Тебе подобает песнь Боже, в Сионе, и тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Услыши молитву мою, к тебе всяка плоть моя приидет. Словеса беззаконник премогоша нас, и нечестия наша ты очистиши. Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех твоих: исполнимся во благих дому твоего: свят храм твой, Дивен в правде: услыши ны, Боже спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече: Уготовляяй горы крепостию своею, препоясан силою. Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит; смятутся языцы, И убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши. Посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование. Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится, возсияющи. Благословиши венец лета благости твоея, и поля твоя исполнятся тука. Разботеют красная пустыни, и радостию холмы препояшутся. Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют.

Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны, и помилуй ны: Познати на земли путь твой, во всех языцех спасение твое. Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людям правотою, и языки на земли наставиши. Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси. Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш: Благослови ны, Боже, и да убоятся его вси концы земли.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже. Трижды.
Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже. Трижды.
Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне. Аминь.

Боже, в помощь мою вонми: Господи помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять, и постыдятся, хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся, глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущии тебе, Боже: и да глаголют выну: да возвеличится Господь, любящии спасение твое. Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой, и избавитель мой еси ты, Господи, не закосни.

Слава, и ныне:И абие: Верую во единаго Бога: Таже Трисвятое: Пресвятая Троице: Отче наш: Яко Твое есть царство:

Неосозданное естество, всех зиждителю, устне наша отверзи,яко да возвестим хвалу Твою, вопиюще: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Слава: Вышния силы подражающе на земли, победную песнь приносим Ти, блаже: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

И ныне: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, святая Троице: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли поклоняемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению, обещания ради будущих благ: Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти: и избави нас от всякия скорби, зол и болезней: огради нас святыми Твоими Англеы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слава, и ныне: Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем.

Именем Господним благослови, отче.

Иерей: Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны.

Аще ли ни, глаголи: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Мы: Аминь.

Владыко Боже Отче вседержителю, Господи Сыне единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешнаго: и имиже веси судьбами, спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

И настоящия молитва святаго Евстратия.

Величая величаю Тя, Господи, яко призред еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих: но спасл еси от нужд душу мою. И ныне, Владыко, да покрыет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя: яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего. Да не когда лукавый супостата совет срящет и препнет ю во тьме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшыя ми грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов: но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему святому, и Твоею силою возведи мя на божественное Твое судище. Внегда сидитися ми, да не приимет мя, рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову: но предстани ми, и буди ми спас и заступник, телесная бо сия мучения веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чисту ю покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Читайте так же:  Иоанн воин молитва от обидчика

Таже: Приидите, поклонимся, трижды, и псламы:

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. Се не воздремлет, ниже уснет храняй Исраиля. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое, и исхождение твое, от ныне и до века.

Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. В нощех воздежите руки вашя во святая, и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю.

Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Яко Твое есть Царство: И тропари: Помяни, Господи, яко благ: Глубиною мудрости:
Слава: Со святыми упокой, Христе:
И ныне: Блажим тя вси роди, Богородице дево:

Помяни, Господи, в надежди воскресения:
И прочая. Сия вся преднаписашая в полунощнице вседневной.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды.).

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Несозда́нное Естество́, всех Зижди́телю, / устне́ на́ша отве́рзи, / я́ко да возвести́м хвалу́ Твою́, вопию́ще: / Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

Сла́ва: Вы́шния Си́лы подража́юще на земли́, / побе́дную песнь прино́сим Ти, Бла́же: / Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

И ны́не: От одра́ и сна воздви́гл мя еси́, Го́споди, / ум мой просвети́ и се́рдце, / и устне́ мои́ отве́рзи, / во е́же пе́ти Тя, Свята́я Тро́ице: / Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Го́споди поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Влады́ко Бо́же О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше, еди́но Божество́, еди́на Си́ла, поми́луй мя гре́шнаго, и и́миже ве́си судьба́ми, спаси́ мя недосто́йнаго раба́ Твоего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́. По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю. Не даждь во смяте́ние ноги́ твоея́, ниже́ воздре́млет храня́й тя, се не воздре́млет, ниже́ у́снет храня́й Изра́иля. Госпо́дь сохрани́т тя, Госпо́дь покро́в твой на ру́ку десну́ю твою́. Во дни со́лнце не ожже́т тебе́, ниже́ луна́ но́щию. Госпо́дь сохрани́т тя от вся́каго зла, сохрани́т ду́шу твою́ Госпо́дь. Госпо́дь сохрани́т вхожде́ние твое́ и исхожде́ние твое́, отны́не и до ве́ка.

Се ны́не благослови́те Го́спода вси раби́ Госпо́дни, стоя́щии в хра́ме Госпо́дни, во дво́рех до́му Бо́га на́шего, В но́щех воздежи́те ру́ки ва́ша во свята́я, и благослови́те Го́спода. Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, сотвори́вый не́бо и зе́млю.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте так же:  Евангелие молитва перед чтением

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Видео (кликните для воспроизведения).

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Помяни́ Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́, / и ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́: / никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, / моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй, / и поле́зное всем подава́яй, / еди́не Соде́телю, упоко́й Го́споди, ду́ши раб Твои́х: / на Тя бо упова́ние возложи́ша, / Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.

Слава, кондак, глас 8: Со святы́ми упоко́й / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.

И ныне, Богородичен: Блажи́м Тя вси ро́ди, Богоро́дице Де́во, / в Тя бо невмести́мый Христо́с Бог наш, вмести́тися благоволи́. / Блаже́ни есмы́ и мы, Предста́тельство Тя иму́ще: / день бо и нощь мо́лишися о нас, / и вся страна́ на́ша Твои́ми моли́твами утвержда́ется. / Тем воспева́юще вопие́м Ти: / ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Помяни́ Го́споди, в наде́жди Воскресе́ния, жи́зни ве́чныя, усо́пшия отцы́ и бра́тию на́шу, и вся во благоче́стии и ве́ре сконча́вшыяся, и прости́ им вся́кое согреше́ние, во́льное же и нево́льное, сло́вом, или́ де́лом, или́ помышле́нием согреше́нное и́ми, и всели́ я́ в ме́ста све́тла, в ме́ста прохла́дна, в ме́ста поко́йна, отню́дуже отбеже́ вся́кая боле́знь, печа́ль и воздыха́ние, иде́же присеща́ет свет лица́ Твоего́, и весели́т вся от ве́ка святы́я Твоя́. Да́руй им и нам Ца́рствие Твое́, и прича́стие неизрече́нных и ве́чных Твои́х благ, и Твоея́ безконе́чныя и блаже́нныя жи́зни наслажде́ние. Ты бо еси́ жизнь, и воскресе́ние, и поко́й усо́пших рабо́в Твои́х, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Пресла́вная Присноде́во, Ма́ти Христа́ Бо́га, принеси́ на́шу моли́тву Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, да спасе́т Тобо́ю ду́ши на́ша.

Упова́ние мое́ Оте́ц, прибе́жище мое́ Сын, покро́в мой Дух Святы́й, Тро́ице Свята́я, сла́ва Тебе́.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди поми́луй, трижды.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь

10. Полунощница

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из двух частей; воскресная состоит лишь из одной части.

На воскресной полунощнице молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице», отпуст малый, обычное прощение.

Следует вторая часть полунощницы (повседневной и субботней) из псалмов 120 «Возведох очи мои в горы…» и 133 псалом «Се ныне благословите…» Трисвятое по «Отче наш», заупокойные тропари и заупокойная молитва «Помяни, Господи…»

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас», И ныне: «Милосердия двери отверзи нам…», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей», на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему…» на которое поется «Господи, помилуй» 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш» а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…» и отпуст с обычным прощением.

Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!»

От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям.

В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней).

История Богослужебного Устава

Автор не боится, что научный характер книги затруднит понимание ее со стороны кого бы то ни было, интересующегося церковным Типиконом и изучающего его. Иная газетная статья может представить обилием иностранных слов и специальных терминов более препятствий к уразумению, чем простое изложение настоящей книги, старающееся нисколько однако не жертвовать научными целями, как и науки, не ищущей доступа в широкие массы.

А. Богослужебный устав — до появления полных списков его

Так как наш богослужебный устав имеет своею задачею приспособление церковных служб к священным воспоминаниям дня, то составление его, — конечно, мысленное на первых порах, а не письменное, — должно было начаться с самого возникновения в христианстве священных памятей. Появление же первых священных памятей относится еще к апостольскому времени, когда несомненно существовало уже богослужебное чествование по крайней мере воскресного дня. Итак, не будет преувеличением сказать, что первые строки нашего церковного устава, излагающие именно чин воскресного богослужения, задуманы самими св. апостолами. Неудивительно, поэтому, что старые русские книжники называли Типикон боговдохновенною книгою. [1]. Он начат составлением в те времена, когда в христианстве была высота духовной жизни, делавшая возможным появление боговдохновенных писаний.

Полунощница

Это служба, которая менее всего подвергается изменениям Великим постом. Единственное отличие великопостной Полунощницы от обычной это то, что после молитвы «Иже на всякое время» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» иереем произносится перед царскими вратами молитва преп. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. — Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. — Ей, Господи царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Молитва эта при первом ее произнесении разделяется на три части, причем каждая сопровождается земным поклоном. Затем иерей вместе с народом творит 12 малых, поясных поклонов, тихо произнося: Боже, очисти мя, грешного, а потом снова возглашает ту же молитву всю нераздельно и заключает ее одним земным поклоном. В первый день Великого поста на Полунощнице, а также в дни праздников, приходящихся в будничные дни Великого поста (с понедельника по пятницу) и всегда в конце 9–го часа молитва преп. Ефрема читается только один раз с тремя земными поклонами. Поэтому в Уставе всегда различается: «16 поклонов» и «три поклона». Двукратное чтение молитвы преп. Ефрема с тремя великими поклонами, 12–ью малыми и заключительным великим поклоном носит в Типиконе техническое наименование — «16 поклонов», а однократное чтение той же молитвы с тремя поклонами — «три поклона». Вообще же, когда в Типиконе сказано: «великие поклоны», под этим названием разумеется Молитва преп. Ефрема Сирина, сопровождаемая земными поклонами.

Читайте так же:  Молитвы об упокоении родителей

Полунощница и утреня вдовиц по «Завещанию» Назначая для всякой степени клира свою службу, частнее — свою утреню, «Завещание» дает особый чин такой утрени и для вдовиц, главных представительниц («пресвитеров») женского церковнослужения, а вместе и аскетизма той

СУББОТНЯЯ ПОЛУНОЩНИЦА. Обычное начало по «Приидите, поклонимся…«50 псалом и 9 кафизма или 64, 65, 66, 67, 68 и 69 псалмы. Символ веры и Трисвятое по «Отче наш..» и тропари, гл. 2: «Несозданное Существо, Создатель всего мира, открой наши уста, чтобы возвестить Твою хвалу, восклицая:

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА. После обычною начала, 50 псалом, троичный канон порядковою гласа (см. правило к Св. Причащению) и троичные стихи.1. Достойно славить Тебя, Истинного Бога–Слова, пред Которым трепещут и Которого страшатся Херувимы и славословят небесные Силы. 2.

10. Полунощница В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и

Полунощница Это служба, которая менее всего подвергается изменениям Великим постом. Единственное отличие великопостной Полунощницы от обычной это то, что после молитвы «Иже на всякое время» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» иереем произносится перед царскими

По благословении священника обычное начало по «Приидите, поклонимся…» 118 псалом (17кафизма–стр. 238). Слава и ныне. Символ веры уем. утренние молитвы). Трисвятое по «Отче наш…» и тропари 8 гл.: «Вот жених…»(стр. 320.)

Слава: «О дне том страшном помышляя, душа моя, пободрствуй, возжигая свой светильник, светя елеем, ибо ты не знаешь, когда застанет тебя голос, возвещающий: «Вот Жених!». Смотри же, душа моя, не задремли, чтобы не остаться за дверьми, стучась в них, как пять дев; но твердо бодрствуй, чтобы встретить Христа с достаточным запасом елея и чтобы Он принял тебя в чертог Своей Божественной славы». И ныне: «Тебя, непоколебимую стену, утверждение спасения, Богородица Дева, молим: расстрой советы противников, обрати печаль людей Твоих в радость, охрани город Твой, помоги православным христианам и молись о мире во всем мире, ибо Ты, Богородица, наша надежда».

«Приидите поклонимся…»(с поклонами). 120 псалом: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь–хранитель твой; Господь–сень твоя с правой руки Твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое от ныне и во век»133 псалом: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего, во время ночи. Прострите руки ваши к святилищу и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю». Слава и ныне. «Трисвятое»(с поклонами) по «Отче наш…».

Тропари, гл. 2: 1. «Вспомни, Господи, как Благий, Твоих рабов и прости все, чем согрешили в жизни, ибо нет никого безгрешного, кроме Тебя, Могущего даровать и умершим успокоение». 2. «С глубочайшей мудростью по человеколюбию все устрояющий и всем полезное подающий. Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, возложивших надежду на Тебя, Творца и Промыслителя и Бога нашего». Слава, кондак: «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих там, где нет ни болезней, ни печалей, ни душевных страданий, но жизнь бесконечная». И ныне. (Богородичен): «Прославляем Тебя, все роды, Богородица Дева, ибо в Тебя благоволил вместиться невместимый Христос Бог наш; блаженны мы, живущие и имеющие Тебя Ходатайницей, ибо Ты день и ночь молишься за нас и Твоими молитвами утверждаются силы царств. Поэтому, воспевая, восклицаем Тебе: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». «Господи, помилуй»(12 раз).

Молитва: «Вспомни, Господи, умерших с надеждою» на воскресение и жизнь вечную отцев и братьев наших и всех скончавшихся в вере и благочестии, прости мм всякое согрешение, вольное и невольное, совершенное ими словом или делом или помышлением. Всели их: в места света, блаженства, покоя, где нет болезней, печалей и душевных страданий, но где сияет светлица Твоего и радует от вечности всех Твоих Святых; даруя им и нам царство Твое и участие в наслаждении Твоими неиз’яснимыми и вечными благами, и Твоей бесконечной блаженной жизнью. Ибо Ты жизнь, воскресение и покой скончавшихся рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, Благим и Дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

«Преславная Вечнодева, Матерь Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет через Тебя души наши». «Упование мое–Отец, прибежище мое–Сын, покров мой–Дух С в» той, Троица Святая, слава Тебе». Слава и ныне. «Господи, помилуй» (трижды), «благослови». Священник: отпуск г» «Помолимся…» (Сл. Великое повечерие стр. 375). На святой Афонской горе после: «Вспомни, Господи…» следующие тропари: «Помилуй нас, Господи…» Слава: «Господи, помилуй нас…«И ныне: «Милосердия двери…» (стр. 371). Сугубая ектения. «Господи, помилуй (40 раз). Возглас: «Услышь нас, Боже наш….» Слава и ныне. Отпуск.

Обычное начало по «Приидите, поклонимся…«50 псалом и 9 кафизма или 64, 65, 66, 67, 68 и 69 псалмы. Символ веры и Трисвятое по «Отче наш..» и тропари, гл. 2: «Несозданное Существо, Создатель всего мира, открой наши уста, чтобы возвестить Твою хвалу, восклицая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас». Слава: «Подражая на земле небесным силам, воспоем Тебе, Благий, победную песнь: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас». И ныне: «С постели от сна Ты поднял меня, Господи, просвети мой ум и сердце и открой мои уста, чтобы воспевать Тебя Снятая Троица: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас».

Читайте так же:  Молитвы в беде ко Святой Богородице

«Господи, помилуй»(40 раз). «Во всякое время..»«Господи, помилуй»(трижды). Слава и ныне. «Честнейшую Херувимов.. «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Боже, сжалься над нами…»«Владыка, Боже Отец Вседежитель..

«Приидите, поклонимся. Псалмы: 120 и 133, а конец см. в ежедневной полунощнице.

После обычною начала, 50 псалом, троичный канон порядковою гласа (см. правило к Св. Причащению) и троичные стихи.

Утреня. В Великую Четыредесятницу и когда утреня совершается без всенощной, то после обычною начала читаются 19 и 20 псалмы. Слава и ныне: Трисвятое по «Отче наш.. и тропари: «Спаси, Господи, людей Твоих..(стр. 180, 298). Слава: «Поднятый добровольно…» (стр. 18)). И ныне: «Могущественная и надежная Защитница, Милосердная и всеми воспеваемая Богородица, не презри наших молитв, утверди и спаси православных христиан и подай им с небес победу, ибо Ты родила Бога, Единая Благословенная». Затеи первые три прошении сугубой ектений с 7 священническою молитвою и воз²ласом, шестопсалмие и прочее. В будни поется великое славословие — то, которое на повечерии (сч. стр. 371), но с заменой: «каждую ночь» — «каждый день»и «в эту ночь» — «в этот день».

Прежде всего, очень важно помнить, что молитва — это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений. Если можно было бы вызвать Бога к встрече механически, так сказать, вынудить Его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений. Так можно встретиться с вымыслом, с надуманным образом, с различными идолами, которые можно поставить перед собой вместо Бога; но это невозможно сделать по отношению или в отношениях с Живым Богом, точно так же, как это невозможно в отношениях с живым человеком. Отношения должны начаться и развиваться именно во взаимной свободе.

При выборе молитвенных слов можно сделать три вещи: можно молиться своими словами, — это та молитва, которая ключом бьет из нашей собственной души; можно молиться краткой молитвенной формулой, — такого рода молитвы, при всей своей краткости, очень интенсивны и охватывают очень большую область, их содержание чрезвычайно многозначно; можно пользоваться тем, что называется, иногда несколько пренебрежительно, “готовыми молитвами”, диапазон которых — от самых плоских произведений, когда люди стараются изобрести молитвы на все случаи жизни, до глубочайшего опыта святых, выраженного в молитвах, которые они не придумывали, но которые Дух Святой выковал в их жизни и сердце.

“Свободная”, “естественная” молитва, молитва своими словами возможна при двух обстоятельствах: или когда мы вдруг осознали присутствие Божие, и это сознание требует от нас отклика — молитвой, радостью, всеми формами ответа, на которые мы способны, будучи подлинно собой и предстоя перед Живым Богом; или это такое же осознание смертельной опасности, в которой мы находимся, — и тогда, приходя к Богу, мы внезапно кричим из глубины отчаяния и одиночества, и также из чувства, что нет надежды на спасение, если только Бог не спасет.

Эти два состояния представляют собой два крайних полюса: когда мы видим свое отчаянное положение, свою обезбоженность, одиночество, тоску — и неспособны прорваться сквозь них; или — чудо, что мы вдруг оказались лицом к лицу с Богом, когда мы можем молиться спонтанно, и не имеет особенного значения, какими словами. Мы можем повторять раз за разом “Радость, о, Радость. ” ; мы можем произносить любые слова, потому что слова не имеют значения, они только поддерживают настроенность, выражают нелепо, безумно, нашу любовь или наше отчаяние.

Поэтому есть и место и необходимость для молитвы, которая не бьет ключом, но действительно коренится в убежденности: для этого достаточно обратиться к огромному множеству уже существующих молитв. У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым. Есть, например, псалмы, есть столько кратких и пространных молитв в литургической сокровищнице всех Церквей, из которой мы можем черпать.

Очень часто мы употребляем слова молитвы, которые безмерно богаты, но не замечаем этого богатства, потому что воспринимаем слова не уровне их значения в нашей повседневной речи; а они могли бы иметь глубокий отклик в наших сердцах, если только связать их с тем, что нам известно на других уровнях.

Христианство исповедует молитвенное и евхаристическое собрание верующих святыней, явлением мистического Тела Христова: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:20), “храм Божий свят; а этот храм — вы” (1Кор. 3:17). Поэтому общая молитва в единстве всей Церкви открывает горизонты Богопознания: “чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (Еф. 3:18-19).

Помимо обычного собрания для общей молитвы существуют дополнительные средства, позволяющие группе верующих и даже молящимся отдельно (“келейной” молитвой) осуществить и пережить эти “взаимно скрепляющие связи” с полнотой Церкви на земле и на небесах. Это молитва о нуждах друг друга и молитва по соглашению; это призывание святых как молитвенников о нас и молитва о наших усопших. Это, наконец, молитва, приуроченная к определённой поре суток (освящение времени) и совершающаяся по определённому образцу (чину, правилу), объединяя таким образом христиан всего мира, отмечающих теми же молитвами то же время дня и ночи, вместе с молившимися этими же словами прошлыми поколениями.

С первых веков христианства сложились (опираясь ещё на иудейскую традицию) основные молитвенные часы суточного круга: вечерня (отмечающая наступление темноты, с которого традиционно начинаются церковные сутки), повечерие (после ужина, перед сном), полунощница (вернее, “срединочие”, молитва сразу по пробуждению), утреня (встреча рассвета) и три дневных часа (членящих светлое время суток на четыре равных части) — третий, шестой, и девятый. Отдельные названия могли отличаться в разных традициях, но сам костяк из семи молитвенных часов, соответствующих этим порам дня и ночи, является практически общим местом для всех, находя подтверждение в словах псалмопевца: “Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей” (Пс. 118:164) и символизируя полноту времени.

Читайте так же:  Молитва для снятия проклятия с рода

Способ исправления этого перекоса остаётся традиционным: восполнение ущерба общей молитвы молитвой келейной или семейной — “домашней церковью”, реализуя всеобщее царственное священство мирян в молитве за весь мир. Исходя из этой задачи, предлагаемое молитвенное правило, сокращение Часослова, составлено таким образом, чтобы домашняя и храмовая молитва взаимодополняли и уравновешивали друг друга.

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, в молитве второй святого Макария Великого из утреннего правила: «От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе. и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя». «Полунощную песнь» надо читать ночью, получается? Раньше ведь какую-то «полунощницу» еще читали, что это такое и для чего она была нужна? И еще, не понимаю: в молитве «Приидите, поклонимся. » мы, произнося эти слова, к кому обращаемся? Я обычно бываю одна, иногда с сыном, но если он уже и так рядом стоит?

Вседневная молитва — это неотъемлемая часть духовной жизни всякого христианина. Уже в самое раннее время в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, очевидно выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой — является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи.

В византийской традиции, которой следует Православная Церковь и которая сложилась уже многие века назад, к суточным службам относятся два больших последования — вечерня и утреня, и семь малых — четыре дневных часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), к которым примыкают изобразительны, и две ночные службы (повечерие и полунощница). Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общинный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и литургии, а могут быть прочитаны и дома.

Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по востании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко — в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются ни чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

Наши утренние молитвы — это остаток полунощницы, а согласно требованиям устава полунощница должна совершатся в ночные часы, которые и называются полунощными. Обычное время начала полунощницы — это 2-3 часа ночи. Вы, конечно, можете читать утреннее правило глубокой ночью, но это будет трудно и малополезно. Лучше молиться в удобное для Вас утреннее время. А полунощницу мы и сейчас читаем, только в очень измененном виде. Как утреннее правило является сильно упрощенной формой полунощницы, так и вечернее молитвенное правило является преемником повечерия, которое читали наши предки в вечернее время в домашних условиях.

Стих «Придите, поклонимся» взят из 94 псалма и в современном богослужении и домашних молитвенных правилах используется для перехода от обычного молитвенного начала непосредственно к основной части службы. Этот стих повторяется как прокимен, трижды, с легкими изменениями текста, искусно усиливающими его мысль: «… Цареви нашему Богу», «припадем Христу (Цареви…)», «(припадем) Самому (Христу… и Богу нашему)». Таким образом, данная молитва присутствует при любом богослужении, а богослужение, по умолчанию, служба общественная, где есть чтец и те, кто молиться за богослужением. И если при нашем домашнем молитвенном правиле мы молимся одни — это не означает, что эти стихи следует отпустить. «Приидите, поклонимся…» относятся ко всем молящимся, даже если молящийся в данный момент только один. На малом входе литургии хор пропевает данный стих «Придите, поклонимся и припадем ко Христу», но в люди в храме стоят на молитве и не двигаются.

Надо с благоговением относится к богослужебной традиции нашей Церкви, а не пытаться, вырывая слова из текста, без исследования истории их происхождения, делать выводы о нужности или ненужности той или иной молитвы.

Полунощницы древнейшие чисто Студийские уставы не признавали, судя по тому, что ее не упоминает Ипотипосис и Студийско-Алексиевский устав [149]. Последний имеет соответствующую полунощнице службу только для Великого поста. Студийско-Алексиевский устав в Великий пост присоединял к великому повечерию безымянную службу, по составу напоминающую отчасти нынешнюю полунощницу, отчасти 3-ю часть великого повечерия:

«О павечерници в Великий пост. Ведети есть, яко весь пост, егда великая павечерница поеться, по скончании ея и по 6 (?) псалм и по Св. Боже абие начинают Блажени непорочни не в глас ни в стихи разделяють, но всем единогласно глаголющем; по сем поеться Св. Боже, тажь Слава в вышних и тропарь Оком милосердым и др. тр. Век мой коньч. и Богор. Рожейся нас ради; посем глаголет молитву Манасии, ейже нач. Господи Вседержителю и другую молитву сию Дажь нам Владыко, мол. св. Евстратия Величая величаю тя, посем 3 Господи помилуй и Оскверншююся страс. и Господи помилуй 50 и молитве от попа бывши, бывает отпуст» [150].

Видео (кликните для воспроизведения).

«В начале 10 часов звонят к повечерию и служат прежде полунощницу без Непорочных; после Святый Боже, Отче наш, «Незримое неусыпное…» Слава «Коль страшен…» И ныне «Непостыдная надежда», Господи помилуй 40. Священник «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», народ Аминь (полунощница), Приидите поклонимся, Помилуй мя Боже… и канон Богородицы и святого из Минеи, Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40 (паннихида или повечерие), Приидите поклонимся и прочитывают 12 псалмов, причем после каждых 2 псалмов Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40 (ночные часы). Блаженны, Слава в вышних Богу, Святый Боже, Господи сил с нами буди, Господи помилуй 40, Господи Вседержителю Святый, Господи помилуй 40 (повечерие). Приидите поклонимся… Возведох очи мои… Се ныне благословите, Святый Боже, Господи помилуй 12» (вторая часть полунощницы). Это поледование называется «ночными часами» [152].

Молитва полунощница ночной
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here