Служба на Рош а-Шана длинная (уступает только Йом Кипуру) и идет с раннего утра до середины дня. Даже небольшие небогатые общины, которым не под силу содержать постоянного певчего-кантора, стараются в этот день найти человека с сильным голосом для праздничной молитвы. Так как на Рош а-Шана и Йом Кипур произносится много специальных молитв, существуют и особые молитвенники — «махзор» — для этих дней. Своеобразным характером Рош а-Шана определяются и особые молитвы этого праздника. Одна из известных молитв службы дня Рош а-Шана — «Унтанэ токеф» посвящается главной теме праздника: жизни и смерти. Его читают перед свитками Торы, у раскрытого «арон кодеша», в котором эти свитки хранятся в синагогах.
«На Рош а-Шана , — говорится в молитве, — пишется, на Йом Кипур запечатывается, сколь многие покинут этот мир, и сколь многие родятся в этом мире, кто будет жить, и кто умрет, кто прожил предел своих лет, и кто нет, кто погибнет в огне и в воде… кто будет жить в мире, а кого будут терзать. Но раскаяние, молитва и добрые дела могут смягчить жестокость приговора».
«МУСАФ»
Молитва Мусаф в Рош а-Шана длиннее, чем в другие праздники, ибо включает в себя три благословения, посвященные этому дню.
В будние дни центральная часть наших молитв — «Амида» (или «Шмонэ-эсрэ»), состоит из девятнадцати благословений. «Амида» молитвы «Мусаф» праздника Рош а-Шана состоит из девяти благословений, из которых три первых и три последних — такие же, как и в будни, а три центральных выражают специфику этого праздника. Благословения эти таковы:
Малхуйот («Воцарение»). В этом благословении мы провозглашаем, что Всевышний — царь всех царей, и выражаем свою надежду на то, что Он проявит Свою царскую власть в мире. И вот как говорится об этом в молитве: «. ибо у Господа царство, и Он властвует над народами. вознеситесь притолоки ворот (Храма). и войдет славный Царь! Кто Он, это славный Царь? Господь воинств — Он славный Царь вовек!»
Зихронот («Напоминание»). Это благословение дало празднику одно из его названий — Йом газикарон («День напоминания»). В Рош а-Шана , в этот день суда и напоминания, Всевышний вспоминает все творения рук Своих и «видит все поколения людские — до последнего из них». И так говорится об этом в молитве: «Ты помнишь, как сотворил Ты мир, и проходит пред Тобою всё созданное Тобою с древнейших времен».
Мы просим у Всевышнего вспомнить о праотцах еврейского народа, чтобы заслуги их послужили нам защитой: «Вспомни о нас благосклонно. И вспомни для блага нашего, Господь, Б-г наш, союз Свой (с нами), и милость Свою, и клятву, которую дал Ты Аврахаму, праотцу нашему. и жертвоприношение Ицхака потомкам его сегодня милостиво вспомни».
Шофарот («Звуки шофара»). Центральная тема этого благословения — дарование Торы на горе Синай, когда народ Израиля обязался соблюдать Тору и заповеди. «Когда открылся Ты, Царь наш, на горе Синай, чтобы учить народ Свой Торе и заповедям. В громах и молниях открылся Ты им, и звук шофара сопровождал появление Твое».
Трубные звуки шофара выражают нашу молитву о скорейшем нашем полном Избавлении, которое тоже будет сопровождаться звуками шофара. Мы завершаем молитву просьбой: «Б-г наш и Б-г отцов наших! Протруби в большой шофар, возвещая о свободе нашей, и подними знамя, под которым соберутся изгнанники наши. И приведи нас в Сион, город Твой, с ликованием, и в Иерусалим, в Храм Твой, с вечной радостью». Молитва эта как никогда актуальна в наши дни, когда столь многие из наших братьев возвращаются на Родину.
Где можно достать молитву на Рош а-Шана и Йом Кипур?
Молитвы на Рош а-Шана и Йом Кипур имеют свои, весьма существенные особенности. В их составе — много специальных молитв, текстов которых нет ни в одном Сидуре (молитвеннике). Поэтому для участия в молитвенных службах, которые проводятся в эти дни, необходимо иметь отдельные сборники молитв — Махзор ле Рош а-Шана и Махзор ле Йом Кипур .
В Израиле приобрести эти махзоры несложно.
Тем, кто неплохо владеет ивритом, рекомендую купить такие махзоры , в которых больше разъяснений. К примеру — сборники молитв на Рош а-Шана и на Йом Кипур под общим названием Ринат Исраэль (в 2-х томах, каждый из которых посвящен одному из этих праздников).
Их можно найти в книжных магазинах «Сифрей Кодеш», а также в магазинах крупных торговых книжных сетей «Стемацки» или «Цомет Сфарим».
Если человек пока еще недостаточно хорошо ориентируется в текстах молитв в оригинале на иврите, он может приобрести махзоры на Рош а-Шана и Йом Кипур с переводом на русский и с разъяснениями на русском языке.
Их можно заказать, скажем, в магазинах торговой книжной сети «Стемацки» (поскольку до этих праздников остается совсем немного времени, нужно воспользоваться системой «срочного заказа») или, в крайнем случае — в магазине «русской книги».
Пишу «в крайнем случае», потому что обычно не рекомендую посещать такие магазины, ибо очень много книг в их «ассортименте» способны нанести вред еврейской душе.
Если в Кармиэле все это окажется проблемой, можно поехать в Хайфу, где много книжных магазинов разных торговых сетей. Тем более, что Хайфа — не далеко от Кармиэля.
Существуют и другие способы приобретения махзоров на Рош а-Шана и Йом Кипур.
Можно обратиться с просьбой о помощи в решении такой задачи, к примеру, в канцелярию главного раввина Вашего города или в городской религиозный совет при муниципалитете ( моаца датит ).
И в заключение настоятельно советую в канун этих великих еврейских праздников еще раз прочесть на сайте материалы, посвященные Рош а-Шана и Йом Кипуру (в разделе «Праздники»).
В молитве, читаемой на Рош а-Шана, мы говорим: «Счастлив человек, который не забудет о Тебе, и тот, кто старается [в служении] Тебе». И следует спросить: если он не забывает Творца, то в чем еще может быть старание? А в молитве «Азерет» мы говорим: «Счастлив человек, который будет слушать заповеди Твои, и Тору Твою и слова Твои наложит на сердце свое».
И нужно понять: «Что означает «услышать заповедь Творца»? Ведь нужно было бы сказать: «Счастлив человек, который будет выполнять или хранить заповеди Твои», а не слушать заповеди! А также что такое слово Твое и что такое Тора Твоя. Что означает речь и что такое Тора? А также что означает «наложить на сердце»? Как можно положить Тору и речи на сердце?
А также почему нужно наложить на сердце, а не принять в мозг, принять разумом? А также почему в молитве на «Рош а-Шана» мы говорим: «Царства, Напоминания, Трубления в шофар»? [фрагменты из Мусафа Рош а-Шана] И сказали мудрецы: «Царства» — чтобы воцарили Меня над вами, «Напоминания» — чтобы поднимались предо Мной воспоминания о вас. И посредством чего? – Трублением в шофар (рог). Какая связь и какая причина, по которой шофар должен пробудить в Творце воспоминания?
И дело в том, что в принципе нельзя ни на мгновение забывать о Творце. Как же этого удостоиться? Посредством того, что человек прилагает старание каждый раз с еще большим духом, с еще большей значимостью и мощью – и посредством этого удостаиваются того, чтобы помнить.
© Материалы сайта предоставлены независимой, некоммерческой ассоциацией — Международной академией каббалы с целью распространения каббалистических знаний для повышения духовного уровня человечества и улучшения жизни во всем мире. В связи с этим использование материалов сайта разрешается только при согласии Академии, а также при условии неизменности содержания и упоминания источника.
По всем вопросам обращайтесь к администратору сайта.
В день Рош-Ашана – еврейский Новый год (1-2 Тишрей, в 2018 году выпадает на 10 и 11 сентября) – провозглашается царство Б-га над всем миром. В этот день был создан прародитель человечества – Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание из Эдена. Это был первый Рош-Ашана, и тогда свершился первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.
В канун первого дня Рош-Ашана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца . При этом произносят следующие благословения:
Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шэль Йойм Азикоройн.
Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шээхэйону Вэкиймону Вэигиону Лизман Азэ.
После молитвы «Маарив» вечером в Рош-Ашана (то есть вечером 9 сентября в 2018 году) принято приветствовать друг друга: «Лешана това тикатев ветехатем» (женщине говорят: «Лешана това тикатви ветехатми»), что означает «Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!»
В Рош-Ашана Всевышний судит весь мир и определяет судьбу каждого человека на следующий год. Как говорит Талмуд (Мишна, трактат «Рош-Ашана», 1:2), в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо». Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор.
Поэтому Рош-Ашана — это не праздник в обычном смысле слова. Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Б-га, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош-Ашана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги. Поэтому в эти дни не следует развлекаться, гулять, не рекомендуется спать днем, и даже ночью желательно спать меньше обычного. Принято воздерживаться от супружеской близости в обе ночи Рош-Ашана. Надо как можно больше времени уделить молитве, изучению Торы и чтению псалмов. В Рош-Ашана не курят, хотя это и не запрещено законом.
Важнейшая заповедь этого праздника – слушать, как трубят в шофар, что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной. Кроме того, голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик нашей души, обращенный к небесному Отцу.
До того, как протрубят в шофар, не едят и не пьют (если это не повредит здоровью). Слушать звуки шофара принято стоя.
Перед тем, как трубить в шофар, тот, кому оказана эта честь, произносит два благословения: «. повелевший нам слушать звук шофара» и Шеэхеяну. Эти благословения он произносит за всех, кто его слышит, а присутствующие отвечают на них: «Амен!» Согласно обычаю, около трубящего в шофар стоит другой человек и молча указывает ему по сидуру или по махзору, какой вид звуков должен прозвучать. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы Мусаф запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре. Во второй день Рош-Ашана трубящему в шофар следует надеть новый костюм или рубашку, чтобы можно было произнести Шеэхеяну. Но и если такой возможности нет, он все равно произносит это благословение.
В Рош-Ашана принято приводить детей в синагогу слушать шофар и приучать их вести себя соответствующим этому моменту образом. Совсем маленьких детей матери должны держать возле себя, так как, в принципе, женщины освобождены от исполнения заповеди слушать шофар, и если ребенок помешает матери сосредоточиться, это не будет считаться нарушением заповеди. Во время молитвы Мусаф трубят сто раз, не больше. Тот, кто уже прослушал, как трубят в шофар, или трубил сам, имеет право в течение дня трубить для тех, кто еще не исполнил эту заповедь. Желательно, чтобы благословение перед этим произнес один из слушателей.
Если первый день Рош-Ашана выпадает на Шаббат , то в шофар трубят только во второй день.
В первый день Рош-Ашана (а если он выпадает на субботу , то во второй) после полудня и до наступления вечера принято совершать обряд Ташлих, суть которого в прочтении молитв, взывающих к «тринадцати категориям Милосердия» и в символическом «вытряхивании» грехов. Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу, а также «Вечноглядящее Око».
Второй день Рош-Ашана отличается от вторых дней других праздников тем, что он во всех отношениях считается равным первому дню (в отличие от остальных «вторых дней» он установлен не из-за сомнения в точной дате). Более того, в Талмуде сказано, что оба дня Рош-Ашана – это «один длинный день». Поэтому существует сомнение, надо ли перед наступлением второго дня Рош-Ашана произносить благословение Шеэхеяну. Чтобы избавиться от этого сомнения, принято специально создавать какой-либо повод, чтобы произнести его. Так, женщина, которая зажигает свечи, должна надеть новое платье или положить на стол перед собой плод нового урожая. Тем самым она создает повод для произнесения Шеэхеяну, и это благословение будет относиться также к зажиганию свечей. Однако если такой повод нет возможности создать, Шеэхеяну все равно произносят. Новый плод, над которым произнесли это благословение, съедают сразу после кидуша, перед омовением рук для трапезы.
Во второй день Рош-Ашана свечи зажигают с наступлением ночи, после появления звезд, перед самым кидушем.
«Рош-Ашана» дословно означает «голова года». Это, в частности, намекает на то, что так же, как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош-Ашана зависит, каким будет для него наступающий год.
Сыновья праведного машгиаха рава Элияу Лупиана (зацаль) передали от его имени:
«Я знаю от учителей моих, что женщины, которые в Ямим Нораим (в Дни Трепета) остаются дома (и не идут в синагогу молиться со всей общиной) из-за того, что вынуждены ухаживать за младенцами и маленькими детьми, не нуждаются в общественной молитве и в той возвышенной атмосфере, которая создается в синагоге, чтобы их молитвы поднялись ко Всевышнему.
У этих мам есть прямой канал до Трона славы Всевышнего, именно в то короткое время, что остается у них между делами, и которое они могут посвятить молитве.
Они приближаются к Высшим мирам вместе со всей святой общиной, которая стоит долгие часы в молитве, и венчает Г‑спода короной Его, и просит у Царя царей, сидящего на троне высоком и возвышенном, милости».
Кроме того, в книге «Цадик катамар ифрах» приводится от имени нашего учителя рава А. Й. Л. Штейнмана, автора книги «Аелет ашахар» (зецукаль):
«Мать, которая занимается уходом за своими маленькими детьми, и с трудом успевает открыть Махзор в дни Рош аШана, не должна нервничать и волноваться, что из-за этого у нее будет нехороший год. Наоборот, в заслугу этой заповеди, которой она вынуждена заниматься – уходом за маленькими детьми – удостоится хорошего года!»
Когда дети Хафец Хаима были маленькие, он говорил своей жене, что она свободна от (праздничной) молитвы.
Собрал Мордехай Зеэв, перевод З. Скаржинская
Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!
Поскольку Рош а-Шана – это день, когда Творец судит весь мир, наши мудрецы постановили в молитве «мусаф» упоминать кроме обычного благословения три дополнительных:
1) упоминающее о царстве Творца (так называемые «малхуйот» — царства),
2) упоминающие о том, что Творец помнит дела Его созданий и приводит все их на суд (так называемые «зихронот» — памяти),
3) упоминающее об открытии Творца Его созданиям, сопровождающееся голосом шофара (так называемые «шофарот» — шофары).
Евреи молятся молитву «Мусаф» в Рош а-Шана
«Малхуйот» не говорят отдельно, а сочетают вместе с благословением о святости дня. «Зихронот» и «шофарот» говорятся отдельно и заканчивают каждый из них соответствующим благословением.
Выходит, что в общей сумме в мусаф в Рош аШана говорят 9 благословений (это в отличие от субботнего и праздничного мусафа или мусафа, в котором говорят 7 благословений).
Согласно постановлению наших мудрецов, следует в каждой из этих добавочных частей упоминать 10 псуким из Танаха, которые связанные с ней: три стиха из Хумаша (Пятикнижие), три из Ктувим (Писания), три из Невиим (Пророки) и заканчивают еще одним стихом из Хумаша.
Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!
Редакция сайтов и журнала «Беерот Ицхак» благодарит всех читателей и всех, кто найдет возможность поделиться материалами! Нажимая «нравится» и «поделиться», Вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы!
Просим посетителей не пользоваться сайтом в Шаббат и еврейские праздники!
Рош аШана – это день Суда Всевышнего над всем миром, над всеми народами, и над каждым человеком в частности. В этот день Всевышний рассматривает все поступки человека, совершенные за год, и на их основании выносит приговор на весь следующий год – как мы произносим в молитве, в этот день решается, «кому жить, и кому умереть, кому богатство и кому бедность, кому покой и кому скитания…». В Рош аШана — сборник собраны материалы, которые помогут вам подготовиться, духовно и не только, к этому великому празднику, чтобы не прийти на Суд с пустыми руками. Вы узнаете, как удостоиться милосердия в Рош аШана, какие законы и обычаи есть у нас в этот день, как правильно трубить в шофар, и о чем нужно думать во время трубления, на какие три части делится праздничная молитва, и что является самым главным аспектом этого дня.
Широко распространен обычай перед зажиганием шаббатних и праздничных свечей давать цдаку. Зажигая праздничные свечи, наполните мир Хеседом и увеличьте свои заслуги в преддверии Суда!
Капарот – обычай, способствующий раскаянию перед Йом Кипуром и, как следствие, вынесению благосклонного вердикта на Небесном Суде, чтобы нас ожидал счастливый и успешный год.
Рош аШана – одновременно день Суда и день радости. Это день, когда мы предстаем перед своим Творцом в страхе и трепете, и одновременно – день, когда мы облачаемся в белые одежды, устраиваем праздничную трапезу и ведем себя, как люди, уверенные в оправдательном приговоре. Возникает вопрос, как вообще возможно радоваться в Рош аШана, ведь это день Суда? Откуда у нас появляется уверенность, что нас помилуют? Ответ кроется в молитвах этого дня: в Рош аШана мы обращаемся ко Всевышнему «Отец наш, Царь наш».
Отец всегда желает дать своим детям добро, но не всегда это в его силах. Царь – имеет такую возможность, но не всегда желает сделать добро. Всевышний же – и Отец, и Царь, — Он в состоянии дать добро и спасти, и Он желает дать добро… Все, что нам нужно сделать – искренне вернуться к Нему, укрыться в Его тени, и просить Его о помощи и спасении, как сказано в Теилим: «Г-сподь – свет мой и мое спасение, кого устрашусь?».
Рош аШана называется в Торе Днем Трубления. Трубление в шофар (бараний рог) является заповедью и неотъемлемой частью праздничной молитвы. Сказано, что, слыша звуки трубления, сатан прекращает обвинять нас перед Всевышним. Мы же, слыша эти звуки, проникаемся торжественным трепетом и сожалениями о совершенных в течение года ошибках и прегрешениях. Поэтому сказано о шофаре, что он «разбивает сердца». Но также в шофар трубят и при коронации царя, что снова напоминает нам о самом важном аспекте этого дня – признании абсолютной власти Всевышнего!
Рош аШана – это день, когда мы воцаряем Всевышнего над собой, и провозглашаем Его царем над всем миром. «Коронуя» Всевышнего, признавая Его своим Царем, мы одновременно становимся Его подданными, так как «не бывает царя без народа»… Будучи приближенными Царя, мы можем исполнять Его законы из страха – опасаясь наказания, или из любви к своему Царю – и безусловно, нам следует больше радоваться в это время тому, что Он – наш Царь, чтобы Он склонился к качеству милосердия и оправдал нас на Своем суде, как сказано: «Ибо Г-сподь – Судья наш, Г-сподь – законодатель наш, Г сподь – Царь наш, Он спасет нас».
Да будем мы записаны в Книгу Жизни, для хорошего и полного благословений года!
Фонд поддержки распространения Торы «Беерот Ицхак» имени рава Ицхака Зильбера.
Руководитель рав Игаль Полищук — глава русскоязычного отделения «Ешиват а-Ран», Иерусалим.
Редакция сайтов и журнала «Беерот Ицхак» благодарит всех читателей и всех, кто найдет возможность поделиться материалами! Нажимая «нравится» и «поделиться», Вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы!
Просим посетителей не пользоваться сайтом в Шаббат и еврейские праздники!
Фонд поддержки распространения Торы «Беерот Ицхак» имени рава Ицхака Зильбера.
Руководитель рав Игаль Полищук — глава русскоязычного отделения «Ешиват а-Ран», Иерусалим.
Редакция сайтов и журнала «Беерот Ицхак» благодарит всех читателей и всех, кто найдет возможность поделиться материалами! Нажимая «нравится» и «поделиться», Вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы!
Просим посетителей не пользоваться сайтом в Шаббат и еврейские праздники!
Можно ли как нибудь закинуть мед на мосвар: http://tammai99.pw/ — здесь многое по данной теме.
* * *
СУДЬЯ РАВИНСКОГО СУДА КРОУН ХАЙТС, НЬЮ ЙОРК
HORAV YOSEF YESHAYA BRAUN.
ПЕРЕВОД: ЦИПОРА ШУФОТИНСКАЯ
Основные законы и обычаи, приведенные ниже, были взяты из нескольких источников. Основными источниками являются: Шулхан Арух Альтер Ребе, Киур Шулхан Арух, Сихи и Маамары Рабеим, Сефер Минhагим ХаБаД и т.д. Целью данного краткого конспекта является проинформировать вас о некоторых актуальных законах, а не обязать человека их выполнять в полном объеме.
В канун Рош Ашана до полудня нужно сделать тарас недарим (аннулирование обетов). Согласно закону, это следует сделать перед 3 мужчинами. Традиция, однако, такова, что это принято делать перед миньяном. Тот, кто не понимает текст на иврите, должен произнести его на том языке, который он понимает. Женщины не выполняют тарас недарим. Нет такой традиции, чтобы жены назначали своих мужей своими посланниками для аннулирования клятв от их имени. Они полагаются в большей степени на произнесения отказа от клятв в молитве Коль Нидрей. Принято, что тот, кто отказывается от обетов, делает это стоя.
Следует написать пан Ребе от своего имени, а также от имени своей семьи. Если это возможно, то хорошо посещать могилу праведника в канун праздника. Перед посещением могилы не едят, но пить разрешено.
При необходимости, следует постирать одежду, подстричься, подстричь ногти, принять душ, после — мужчины окунаются в микву. Затем надеть праздничную одежду, дабы подчеркнуть, что мы верим, что Вс-вышний вынесет нам оправдательный приговор.
В Рош Ашана едят круглые халы. Приготовьте яблоки, мед, гранаты, рыбу, голову барана (или другого животного, например, ягненка или рыбы), а также «новый фрукт» для Йом Това. Любой сезонный фрукт (тот, который растет лишь раз или два в году) и который вы еще не ели в этом сезоне, считается новым. Не следует использовать уксус при приготовлении блюд на праздник.
Следует принять решения уделить больше внимания определенным аспектам соблюдения праздника. Заранее нужно просмотреть праздничные молитвы, чтобы ознакомиться с нусахом (порядком) и значением слов.
Примерно за час до Минхи до наступления Рош Ашана, используйте каждое доступное мгновение дня и ночи, чтобы произносить Теилим. Избегайте праздных разговоров, сократите дополнительное время сна, и увеличьте сосредоточенность в молитве. Потратьте дополнительное время для Минхи и прочтите молитву с особой кавоной, произнося слова из глубины сердца и души.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Наши Рабеим не забывали поговорить со своими женами в эрев Рош Ашана, близко ко времени начала праздника. В своих сихах Ребе указывает каждому мужу принять такую практику.
В Йом Тов запрещено зажигать новый огонь, поэтому стоит позаботится о том, чтобы огонь зажгли до наступления праздника. Те, кто используют Шабатние таймеры, должны не забыть поставить их заранее.
Зажигаем праздничные свечи до того, как скажем благословение, так же как в эрев Шабат. Произносим «леадлик нер шель йом азикарон» и «шеихияну». Если вы по ошибке сказали «леадлик нер шель шабос кодеш» вместо нужного благословения, то следует сразу же исправиться и сказать «шель йом азикарон». Если уже прошло несколько секунд перед тем, как вы поняли, что сказали не то благословение, то следует повторить все благословение сначала. Это можно сделать пока горят свечи. Если вы по ошибке сказали «леадлик нер шель йом тов», то вы выполнили обязанность зажжения свечей.
Если вы привыкли курить во время Йом Това, то следует воздержаться от курения на протяжении всего Рош Ашана, даже не на людях. Также следует повлиять на окружающих, чтобы они не курили.
Произнесите Теилим перед Мааривом. Сразу перед Мааривом община поет авину малкейну. Традиционно, наши Раббеим молились этот Маарив дольше обычного. На каком-то уровне эта традиция относится и ко всем хасидам.
Не забудьте многочисленные вставки в Амиде. Мы желаем друг другу «ле шана това тикатев ветехатейм» — говорим это на иврите.
Во время кидуша произносим благословение «боре при агефен»; «мекадеш исроэль вэ йом азикарон» и «шеихияну». Стоит отметить, что если гранат, который традиционно едят в начале трапезы, является «новым фруктом» для вас, то нужно помнить об этом во время произнесения «шеихияну».
Если женщина делает кидуш самостоятельно, она не должна повторять благословение «шеихияну», которое произнесла раньше, во время зажжения свечей. Халу нужно окунать в мед. Так поступают начиная с Рош Ашана и до Гошана Раба (включительно). После того, как съели халу, берут кусочек сладкого яблока, окунают в мед и произносят «борэ при аэц» и «ехи рацон милфанеха ше техадейш алейну шана това у мэтука» – затем съедают яблоко. Если вы произнесли «борэ при аэц» на яблоко и не думали в этот момент о гранате, который уже лежал на столе, то благословение «при аэц» произносить еще раз не нужно. Однако, если гранат не лежал на столе (и вы о нем не думали), то нужно будет еще раз сказать «борэ при аэц», когда вы позже будете есть гранат.
Касательно благословения, которое говорят на десерт (если на десерт фрукты), Ребе оставлял немного яблок на конец трапезы. Таким образом, человек думает в начале трапезы, когда говорит «при аэц» на яблоко, что это благословение также включает и те фрукты, которые будут на десерт.
Есть, пить и радоваться является заповедью в Рош Ашана. Традиционно едят рыбу (символ благословения на большое потомство). Не едят все виды орехов и горькую пищу в Рош Ашана. Традиционно едят гранат (много зерен символизируют большое количество заслуг), голову барана, как напоминание о жертвоприношении Ицхака. Если нет возможности положить голову барана, то используют голову ягненка или, обычно, голову рыбы (символ того, что мы хотим «быть в голове, а не в хвосте» в наступающем году).
Во время Биркат амазон добавляют «яале ве яво», «арахаман гу янхилейну» в Йом Тов, также «арахаман гу ехадеш». Говорят Осе шалом, а не гашалом.
Следует проснуться пораньше. Перед началом Шахарит, община поет Авину Малкейну. Во время произнесения Авину Малкейну, постарайтесь произнести «ро’а гезар» (злые аспекты приговора) на одном дыхание. В момент открытия Арон Акодеш, произнесите «Ашем Кель рахум…» трижды, после этого «Рибоно шель олам».
Перед тем, как протрубит шофар, каждый человек должен подготовить себя духовно, эмоционально и ментально, и должен иметь намерение выполнить свои обязательства в следующем году. Также он должен подготовить себя к службе Вс-вышнему на протяжении всего года. Не говорите, пока не протрубят все 100 звуков.
Запрещено без нужды трубить в шофар.
Хотя в Рош Ашана есть заповедь устраивать трапезу, не стоит обильно наедаться, чтобы избежать легкомысленного поведения и сохранить страх перед Вс-вышним на протяжении всего дня. Кроме того, Ребе Раяц предупреждал, чтобы человек сократил количество потребления пищи и напитков.
В Рош Ашана традиционно устраивают пышную трапезу с мясом, и в этот день нельзя обойтись без мяса, человек покупает его в честь Йом Това.
Традиционно воздерживаются ото сна в течение дня. Бездельничанье приравнивается ко сну.
Во время Минхи произносят Авину Малкейну. Идут к водоему, в котором обитают живые рыбы, после Минхи – до захода солнца – чтобы произнести Ташлих. Многие галахические авторитеты предупреждают, что женщинам не следует делать Ташлих там, где собираются мужчины.
Запрещено в первый день Рош Ашана готовить еду на второй день до наступления ночи.
Во второй вечер свечи зажигают от огня. Произносят два благословения «леадлик нер шель йом азикарон» и «шеихияну». Во время произнесения «шеихияну», нужно либо надеть новую одежду, либо смотреть на «новый фрукт», который съедят сразу после кидуша.Даже если нет ни новой одежды, ни нового фрукта, то благословение «шеихияну» все равно говорят.
Во время кидуша произносят то же благословение, что и в первый день, вместе с «шеихияну». При произнесении «шеихияну» смотрят на «новый фрукт». Сразу после кидуша, но до того, как помыть руки на хлеб, нужно съесть этот фрукт. Не забудьте сказать благословение на фрукт. Нужно съесть достаточно, чтобы произнести благословение после еды (но не на вино).
Молитва Шахарит такая же, как и в первый день. Мусаф, кидуш, трапеза, Биркат Амазон такие же, как и в первый праздничный день. Традицией является проводить последние моменты Рош Ашана и первые моменты Моцей Рош Ашана за изучением Хасидута.
На исходе ближайшей к Рош аШана Субботы (если от субботы нет четырех дней до праздника, начинают с выхода предыдущей субботы), по ашкеназской традиции, начинают читать слихот – молитвы покаяния. Время, наиболее подходящее для этого – перед восходом солнца (то есть, перед самой ранней, возможной по времени, утренней молитвой), либо после хацот — полуночи.
Главное во время чтения слихот — пробудить к раскаянию свое сердце, поэтому, читая слихот в миньяне (в присутствии 10 кошерных евреев), важно читать вдумчиво и не спеша, даже если из-з этого не успевают за хазаном (ведущим молитву). В таком случае, когда хазан подходит к прочтению 13 атрибутов милосердия, необходимо прервать свое чтение стиха и сказать эту часть вместе с миньяном (общиной), а затем завершить прерванное чтение.
Тому, кто читает слихот не в миньяне, не следует читать 13 атрибутов милосердия и стих «Г-сподь прошел перед ним и возгласил».
Женщины, которые хотят читать слихот, произносят Таханун, но не читают «Нефилат апаим».
В эрев Рош аШана не говорят Таханун и не трубят в шофар — чтобы сделать отличие между трублениями месяца Элуль, и трублением Рош аШана, заповеданным Торой.
В канун Рош аШана во многих общинах принято держать пост от зари до полудня (хацот). Люди со слабым здоровьем, беременные и кормящие женщины не должны поститься.
Атарат недарим — «отмену обетов» принято делать после утренней молитвы в канун Рош аШана (можно в течение всего дня, но лучше в первой половине дня). Важно понимать, что произносишь, а также раскаиваться и искренне сожалеть, что дали эти обеты. Те, кто плохо понимает текст на иврите, должны сказать его на понятном им языке. «Отмена обетов» замужней женщины — это устрожение, и в семьях, где это принято, жена должна заранее назначить мужа своим посланником для отмены обетов (и ей тоже необходимо раскаяться во взятых на себя обетах).
В канун Рош а-Шана окунаются в микву (мужчины), купаются, стригутся и стригут ногти, в честь праздника все одевают нарядную одежду. Все эти радостные предпраздничные приготовления — символ нашей веры в милосердный приговор Всевышнего. Законы Рош аШана и его кануна подчеркивают важность радости в этот праздник, помимо трепета, естественным образом присущего этому дню.
Когда сразу после Рош а-Шана начинается Шаббат, важно не забыть сделать «эрув тавшилин» до начала Рош а-Шана. Для этого берут хлеб размером «ке-заит» (28 кубических сантиметров) и готовую еду — например, вареное яйцо, и говорят благословение, указанное в сидуре (молитвеннике).
Картонные «поплавки» для фитилей, которые используют при зажигании масляных свечей, подготавливают заранее на оба дня праздника — отверстие для фитиля в них часто бывает не продырявленное до конца, и окончательно проделывать это отверстие в йом тов запрещено. Также запрещено вычищать оставшийся воск из подсвечников в праздник, поэтому нужно заранее продумать, как вы будете вставлять свечи для второго дня праздника (использовать подставки из фольги и т. п.).
По возможности, лучше не мыть посуду для Шаббата в йом тов (праздник).
Молитвы Рош аШана имеют множество отличий от других праздничных молитв, поэтому принято молиться их по специальному молитвеннику — махзору, где все они указаны в нужном порядке и со всеми сопутствующими законами.
Дни от первого дня Рош а-Шана до Йом Кипура (включительно) называются Десять Дней Раскаяния. В эти дни в молитве Шмоне Эсре говорят специальные вставки. Если какую-то из этих вставок пропустили, то повторять благословение заново не нужно, кроме окончания третьего благословения. Третье благословение Амиды в эти десять дней завершают словами «Царь святой», а не «Б-г святой», и если по ошибке сказали как обычно, необходимо сказать молитву с начала. Если человек сомневается молящийся сомневается, ошибся или нет, тоже необходимо вернуться к началу молитвы Амида. Но если человек заметил сразу, что сказал неправильно, и тут же поправился, то можно продолжать молитву дальше.
В молитвах Рош аШана, в отличие от молитвы Шаббата, после благословения Даруй Мир вставляют личные просьбы, и также молятся со слезами, и можно произносить молитву немного громче обычного, если это помогает сосредоточиться на произносимых словах, но не слишком громко, чтобы это не помешало другим.
В Рош а-Шана принято обмакивать хлеб не в соль, а в мед. Также принято использовать круглые халы. После омовения рук и «hамоци» (благословения на хлеб), едят кусочек яблока, обмакивая его в мед, и желают хорошего и сладкого года. После этого принято есть симаним — определенные фрукты и овощи, названия которых созвучны разнообразным пожеланиям, в порядке, указанном в молитвеннике (махзоре). Можно съесть чуть-чуть от каждого из них, или даже не есть вовсе, но поставить на стол. Порядок, в котором едят симаним, учитывает их «важность» — сначала фрукты, которыми славится земля Израиля, потом все остальные.
Симаним для трапезы готовят заранее. Те из них, в которых могут быть черви (финики, инжир, рыба), нужно еще до захода праздника обработать и проверить (голову рыбы замораживают, после чего отрезают жабры и хорошо промывают под струей воды; финики и инжир разделяют и осматривают). Если какой-то из симаним не знают, как правильно проверить, не стоит есть его вообще.
В трапезах Рош а-Шана не едят кислых, острых и горьких блюд, а также орехи (так как они вызывают газы и отрыжку).
Рош а-Шана не только день Суда, но, одновременно, и Йом Тов (праздник). Поэтому очень важно радоваться и не сердиться и не злиться в эти два дня, и не печалиться, как сказано: «…ибо свят этот день у Г-спода нашего! И не печальтесь, так как радость в честь Б-га – это ваша твердыня» (Нехемья, 8:9-10).
Мужчины обязаны слушать трубление в шофар, и должны услышать 100 трублений. Что касается женщин, они по традиции тоже приходят слушать трубление в шофар, но им достаточно прослушать 30 трублений. Детей, которые в состоянии спокойно слушать звук шофара, и понимают, что выполняют этим заповедь Торы, стараются привести на трубление, чтобы приучать к заповеди. Во время трубления нужно постараться сосредоточиться и не отвлекаться на посторонние мысли.
В первый день Рош аШана, после минхи, но до захода солнца, идут совершать обряд Ташлих к водоему — озеру, реке, ручью, колодцу — любому месту, где вода соединяется с землей. Если первый день Рош аШана выпадает на Субботу, Ташлих делают на второй день. Некоторые делают этот обряд не в Рош аШана, а в течение Десяти Дней Раскаяния.
Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!
Накануне Рош а-Шана говорят более длинные слихот. Во время слихот делают нефилат апаим. Утром же в молитву Шахарит и Минха не говорят ни нефилат апаим ни видуй.
Евреи говорят слихот накануне Рош а-Шана
Есть такие, которые в Рош а-Шана посттятся с рассвета до окончания Минхи, а после Минхи немного едят, чтобы не начинать Йом-Тов изнуренными. Тот, кто слаб либо болен, хотя бы немного, либо тот, кто непросто переносит посты, не должен поститься.
Утром не трубят в шофар, чтобы было различие между обязательным трублением (в первый день Рош а-Шана обязанность трубить из Торы, а во второй день – из слов наших мудрецов) и трублением, обязанность которого лишь обычай.
Весь этот день следует заниматься изучением Торы, выполнением заповедей и раскаянием.
Принято накануне Рош а-Шана, после утренней молитвы, пойти на кладбище, чтобы простереться на могилах праведников. Молитва, произнесенная в месте, где захоронены праведники, принимается Б-гом с большим благоволением. Однако запрещено обращаться непосредственно к мертвым, похороненным там, и просить у них что-либо. Следует лишь просить Б-га смилостивиться над нами ради заслуги праведников, захороненных в этом месте.
Принято в этот день давать значительно больше денег на цдаку. Желающие могут поддержать нашу деятельность на страничке «Пожертвовать».
Весь этот день следует заниматься изучением Торы
Накануне Рош а-Шана стирают одежду и стригутся в честь Йом-Това (праздника). Следует проследить за тем, чтобы успеть постричься до полудня (тот же, кто не успел это сделать до полудня, может подстричься и до захода солнца). Окунаются в микву и надевают субботние одежды в честь Рош а-Шана, чтобы показать, что мы уверены в милосердии Его, благословенного, Который вынесет нам оправдательный приговор.
Принято накануне Рош а-Шана делать аннулирование обетов, чтобы не приходить на суд Всевышнего с грузом выданных нами неисполненных обещаний, неосуществленных обязательств. Если же человек не понимает текста процедуры разрешения от обетов, произносимого на святом языке, пусть произнесет его на том языке, который он понимает. Подробно об аннулировании обетов читайте на нашем сайте статью «Атарат недарим».
«Минху» в канун Рош аШана молятся очень сосредоточенно: хотя она не отличается от молитв будней, — но ведь это последняя молитва уходящего года.
Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!
Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!
Поскольку Рош а-Шана – йом тов (праздник), разрешается, в отличие от шаббата, зажечь огонь от уже горящего огня. По этой причине, если Рош а-Шана не выпал на шаббат, разрешается зажечь праздничные свечи и после захода солнца.
При зажигании свечей говорят два благословения:
- Благословение на зажигание свечей: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничные свечи!»
- Благословение, в котором мы выражаем благодарность Творцу за то, что дал нам возможность дожить до праздника: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!»
В принципе, это второе благословение должен сказать и мужчина, ведь он тоже должен благодарить Творца за то, что дожил до праздника, однако он говорит его во время кидуша, а те из присутствующих, кто не зажигал свечи, отвечают «амен» (и тем самым это благословение засчитывается и им тоже).
Зажигание свечей перед Рош а-Шана
Когда человек войдет в синагогу на вечернюю молитву, пусть войдет в нее с трепетом, ведь Судный День уже начался, а всё, что произойдет с ним в наступившем году, решается в этот день.
Также, молясь вечернюю молитву, следует серьезно сконцентрироваться, говорить слова молитвы, обдумывая их и с большой каваной (намерением).
Молитва амида в Рош аШана состоит из семи благословений — как и в любой другой йом тов (праздник), — однако среднее благословение на этот раз намного длиннее.
Поскольку Рош аШана является частью «Асерет йемей тшува» («Десять дней раскаяния»), третье благословение заканчивается не словами: «Б-г святой» (הא-ל הקדוש), как во все дни, а словами «Царь святой» (המלך הקדוש). Тот, кто забыл это и сказал: «Б-г святой», должен начать амиду сначала.
В конце вечерней молитвы открывают арон кодеш и вся община повторяет за хазаном 24-ю главу из книги Тегилим: «Песнь Давида: Г-споду принадлежит земля и все, что на ней…».
После молитвы поздравляют друг друга: «Да будет воля Господа, чтобы Вы были записаны на счастливый год в книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!»
На протяжение всего Рош а-Шана следует предельно остерегаться гнева, ведь всё, что происходит в Рош а-Шана влияет на весь год.
Глава семьи совершает кидуш. Кидуш на этот раз состоит из трех благословений: к двум благословениям, которые говорят каждый кидуш, добавляют благословение, в котором мы благодарим Творца за то, что дал нам возможность дожить до этих дней. Женщина, которая уже сказала это благословение при зажигании субботних свечей, не должна отвечать «Амен» на него, чтобы не было перерыва между кидушем и питьем вина.
В начале трапезы мы едим так называемые «симаним» (знаки). О них подробно говорится в статье «Симаним».
Симаним на Рош а-Шана
Поскольку Рош а-Шана – это день, в который решается судьба каждого человека, важно, чтобы после трапезы человек не терял время на пустые беседы и т.п., а использовал дела, которые помогут ему преуспеть в Небесном Суде. Так, в это время хорошо учить Тору либо читать псалмы Давида. Есть такие, которые стараются закончить всю книгу Теилим в Рош а-Шана, однако не стоит забывать важное правило: лучше сказать немного, но с каваной (от сердца и с пониманием), нежели много и без каваны.
Следует постараться встать рано утром, до зари, поскольку наши мудрецы в Иерусалимском Талмуде говорят, что тот, кто спит днем в Рош а-Шана, его счастье спит весь год. Все же, если человек чувствует, что ранний подъем помешает ему сконцентрироваться на молитве, он может положиться на поским (законодатели), которые считают, что речь идет только о том, кто идет спать днем в Рош а-Шана, а не о том, кто продолжает тот сон, который он начал ночью. Подробно о проблеме спать днем в Рош а-Шана читайте в статье «Можно ли спать днем в Рош а-Шана?»
Молитва до амиды похожа на обычную утреннюю субботнюю или праздничную молитву. Сама молитва амида — та же, что и накануне вечером, однако ее повторение хазаном содержит значительные изменения — оно включает в себя новые пиютим (отрывки прославления Всевышнего). После того как хазан заканчивает повторение амиды, открывают арон акодеш для молитвы «Авину, малкейну» («Отче наш, Царь наш»).
После молитвы читают Тору…
После чтения Торы переходят к подготовке к выполнению важной заповеди трубления в Шофар. Перед началом трубления в шофар вся община семь раз повторяет 47-ю главу из книги Тегилим: «Хвалебная песнь сыновей Кораха». Затем бааль токеа (человек, который трубит в шофар) громко произносит семь стихов, а все молящиеся повторяют за ним.
Бааль токеа произносит два благословения перед трублением:
- «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам слушать звук шофара!»,
- «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!»
О заповеди слушать голос шофара подробно говорится в статье «Заповедь слушать шофар».
Трбуление в Шофар — основная заповедь в Рош а-Шана
После трубления в шофар возвращают свиток Торы в арон а-кодеш и приступают к молитве «мусаф». О ней подробно говорится в статье «Особенности молитвы мусаф в Рош а-Шана».
Заканчивают молитву и возвращаются домой, чтобы кушать праздничную трапезу. В Рош а-Шана нельзя поститься.
Перед трапезой совершают кидуш, состоящий всего из одного благословения «Борэ при а-гефен» («творящий плод виноградной лозы»). Перед этим благословением принято говорить стих из Теилим «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время к празднику нашему! Ибо это — закон для Израиля, установление Б-га Яакова».
После окончания трапезы не стоит идти спать, ведь наши мудрецы сказали, что тот, кто спит днем в Рош а-Шана, его счастье спит весь год. Если же «голова тяжела», можно немного поспать.
«Минха» начинается с «Ашрей» и «Ува лецион» («И придет избавитель…»), как в субботу и в праздники. «Амида» — та же самая, что и в «Маариве» и «Шахарите», причем на этот раз хазан повторяет в точности тот же текст молитвы, который перед тем прочитали молящиеся про себя, — без изменений или дополнений. Потом читают молитву «Авину, малкейну» при открытом арон а-кодеш.
После «Минхи» идут на речку или на какой-то водоем, чтобы сказать там молитву «ташлих». Подробно об этой молитве читайте статью «Ташлих».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.