Желательно, чтобы муж приготовил свечи для своей жены (установил их в подсвечник, обжег фитиль).
* Есть обычай перед зажжением свечей положить немного денег в копилку для цдаки, на благотворительные цели.
* Зажигают как минимум две свечи, но во многих общинах принято добавлять по одной свече за каждого ребенка.
* По обычаю Хабада незамужние девушки и девочки зажигают по одной свече – перед тем, как мать зажжет свои свечи.
* Праздничные одежды надевают перед зажиганием свечей.
* Свечи зажигают в той комнате, где устраивают трапезу.
* Свечи должны гореть до конца трапезы или, по крайней мере, не менее полутора часов. Но если они погасли прежде времени, их, разумеется, нельзя зажигать снова и ни при каких условиях нельзя погасить.
* Лучше всего приобрести подсвечники, которыми будут пользоваться только для субботних и праздничных свечей.
* Принято, что каждая из присутствующих женщин зажигает свечи, но по закону допустимо, если одна из них делает это от имени всех.
* Женщина сначала зажигает свечи, а затем, прикрыв ладонями глаза, произносит благословение. Почему порядок действий именно таков? При исполнении заповедей благословение произносят прежде действия. Но если бы женщины зажигали свечи после благословения, это было бы нарушением субботнего запрета, ведь для них Суббота начинается с произнесением благословения. Поэтому благословение произносят, когда субботние свечи уже зажжены. Прикрыв глаза ладонями в момент произнесения благословения и открыв их только после этого, вглядываясь в пламя свечей и радуясь им, наслаждаясь их светом, женщина в известной степени восстанавливает обычный порядок (благословение – действие).
* Принято, что, произнеся благословение и еще не открыв глаза, женщина произносит короткую произвольную молитву о благополучии семьи.
Благословение на зажигание свечей в Субботу
«Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи!»
(В общинах Хабада говорят: «…свечи святой Субботы!»)
Барух Ата, А-до-най, Э-ло-ѓ-ейну, Мелех ѓ-а- олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леѓадлик нер шель Шабат (шель Шабат кодеш)!
Субботние свечи озаряют мир светом покоя и радости, светом жизни. Праматерь Хава (Ева), которую Тора назвала «матерью всего живого», совершила грех, привнеся этим смерть в наш мир. «Свеча Всевышнего – [живая] душа человеческая», – говорил царь Шломо (Соломон). Чтобы ошибка Хавы могла быть исправлена, именно женщинам отдано право зажигать субботние свечи, свечи жизни.
Эти свечи символизируют мир в доме и согласие между супругами, поэтому и принято, чтобы муж заранее приготовил их для жены. Так первое действие, освящающее наступление Субботы, становится общим делом для обоих.
Две субботние свечи символизируют два аспекта заповеди о Субботе: исполнение предписаний и соблюдение запретов, связанных с этим днем. Как сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его»
( Шмот, 20:8 ) – и «Храни день субботний, чтобы освятить его»
( Дварим, 5:12 ). Согласно Кабале, эти два аспекта соответствуют мужскому и женскому началу: «помни» олицетворяет мужа, а «храни» – жену.
Рабейну Бахья говорил, что мгновения, озаренные первым светом субботних свечей, более всего подходят для молитвы матери о детях. Над свечами молились о детях праматери наши, и, если мы правильно проживем жизнь, будут молиться наши внучки и правнучки. Эта молитва не имеет установленной формы, и каждая женщина вольна произнести те слова, которые у нее в сердце. И язык молитвы она может выбрать тот, на котором ей легче всего выразить свои чувства и мысли. Молятся о том, чтобы Всевышний даровал детей, о том, чтобы потомки наши выросли добрыми, честными, достойными, здоровыми. Чтобы глаза их озарил свет Торы, как свет субботних свечей озаряет еврейский дом.
Вот молитва, которую принято читать после зажигания субботних свечей:
«Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, смилостивиться надо мной, и над всеми моими близкими, и дать всем нам и всему Израилю дни долгой и хорошей жизни, и помнить о нас ради благополучия нашего, и ниспослать нам спасение и милосердие, и благословить нас великими благословениями, и поддерживать мир в домах наших, и не удалять Свое присутствие из среды нашей, и удостоить нас того, чтобы мы вырастили детей и внуков наших умными и мудрыми, любящими Вс-вышнего и боящимися Его, людьми честными, святым семенем, людьми, верными Вс-вышнему и освещающими весь мир Торой и добрыми делами во всем своем служении Творцу! Услышь мольбу мою в этот час во имя Сары, Ривки, Рахели и Леи, праматерей наших, и да не погаснет свеча наша во веки веков, и обрати к нам лик Свой и будем мы спасены! Амен!»
Краткий сборник молитв включает в себя вечерние молитвы Шабата и Йом Това.
В настоящее издание сидура вошли: молитва Минха в будние дни, благословения произносимые после зажигания свечей. Маарив в субботу и йом тов. Благословение после трапезы. Шева брахот. Молитвы в йом тов. Также содержит порядок пасхального жертвоприношения. Изучение мишны в йорцайт, а также избранные транслитерации.
издательство «яхад» — ведущая компания по развитию, издательству, маркетингу,
продаже и распространению книг по иудаизму на русском языке.
телефон: 054-4524969 факс: 02-5382041 почтовый адрес: издательство «яхад», иерусалим, ул. BUKSHPAN 2
сайт: www.yahad.org директор сайта: р. йосеф демиховский.е-мэйл для связи: [email protected]
יחד הוצאה לאור — החברה המרכזית לפיתוח, הוצאה לאור, סחר, שיווק, והפצת ספרי יהדות בשפה הרוסית
טלפון — 054-4524969 פקס — 02-5382041
כתובת : יחד הוצאה לאור רחוב הרב בוקשפן 2 ירושלים (ליד הקניון של רמות ).
www.yahad.org מנהל: ר’ יוסי דמיכובסקי . אימיל [email protected]
YACHAD — Central Development Company, publishing, trade, marketing, and distribution of Jewish books in Russian
Fax — 02-5382041 Phone — 054-4524969
Address letters: BUKSHPAN 2 Jerusalem ISRAEL.
Уважаемые прихожане!
Еженедельно на нашем сайте в разделе «Новости Общины»
мы публикуем время зажигания субботних свечей для Киева
Приглашаем Вас на встречу Царицы Субботы в нашу синагогу
Сказано в книге Зогар: «И если она будет зажигать субботние свечи с радостью в сердце, она принесет мир в свой дом, и удостоится детей, которые озарят мир светом Торы, и этим принесет мир на землю и долголетие своей семье!»
Субботние свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Их можно зажечь и немного раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы, но их ни в коем случае не зажигают после установленного времени.
Замужние женщины зажигают, как минимум, две свечи. Существует обычай прибавлять по одной свече на каждого ребенка в семье. Согласно обычаю Хабада, незамужние девушки и девочки страше трех лет зажигают одну свечу вплоть до замужества. Есть мнение, что женщина, которая встречает субботу не у себя дома должна зажигать только две свечи. Но если она находится дома у матери или свекрови, то должна зажигать обычное количество свечей. Если перед субботой женщина по какой-то причине забывает зажечь свечи, то в дальнейшем ей необходимо зажигать на одну свечу больше.
Женщина автоматически принимает на себя Субботу с зажиганием свечей. И после этого она уже не может делать никакой работы, запрещенной в Шаббат. Если хозяйка дома уже приняла на себя Шаббат, то это не значит, что его принимают автоматически все её домочадцы, они еще могут делать свои дела до реального времени начала субботы.
Зажигание субботних свечей — это заповедь, которая относится в первую очередь к женщине, но если женщина по серьезной причине не может зажечь субботние свечи, то это за неё могут сделать муж или любой другой член семьи. Кроме того, если муж проводит Шаббат не дома, а, скажем, в гостиннице, то он должен там зажечь субботние свечи (только две). Мужчина принимает на себя Субботу не с зажиганием свечей, а при ее наступлении.
Существует традиция, что мужчина должен помогать своей жене зажигать свечи, или принимать хоть какое- нибудь участие в этом. Поэтому многие мужчины готовят своим женам свечи, ставя их на нужное место, и обжигают фитили.
Принято зажигать свечи там, где устраивают трапезу, то есть на столе, за которым будут есть, или недалеко от него. При этом они должны быть достаточно большими, чтобы гореть до конца трапезы. Те люди, которые в субботу вечером идут в гости, должны зажигать свечи там, где будут спать.
По закону свечи зажигают в том месте, где планируют оставить, потому что после зажигания их уже нельзя переносить на другое место. А также нужно стараться ставить их там, где нет ветра, чтобы они случайно не потухли.
Перед зажиганием свечей принято давать хотя бы несколько монет на благотворительные цели, их обычно кладут в специальную копилку, которую ставят возле подсвечника со свечами, а потом передают в синагогу.
Зажигание свечей происходит таким образом: сначала зажигают свечи, потом прикрывают глаза ладонями и произносят благословение:
Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидешону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шель Шаббос Койдеш.
Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.
(«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы».)
Девушки и девочки зажигают свои свечи перед тем, как мать зажжет свои. Как сказал Любавичский Ребе: «Необходимо приложить все старания, чтобы каждая еврейская девочка, начиная уже с трех лет, каждую пятницу зажигала субботние свечи. За это мы все удостоимся узреть «свечу Сиона» в самом скором времени, с наступлением истинного и полного Освобождения!»
1. Мудрецы постановили, чтобы в каждом еврейском доме перед наступлением субботы зажигали свечи в каждой комнате, где будут находиться вечером люди. Первая субботняя трапеза должна проходить около зажженных свечей, и это — одно из наслаждений субботы. По словам мудрецов, это настолько важно, что тот, у кого нет денег, должен идти от двери к двери и просить подаяние, чтобы собрать деньги, нужные для покупки свечей.
2. Чтобы лучше исполнить эту заповедь, желательно зажечь как можно больше свечей. Но, во всяком случае, их не должно быть меньше двух. Две свечи символизируют два аспекта заповеди о субботе — исполнение всех предписаний Торы о ней и всех запретов, связанных с ней. Два этих аспекта Тора выражает двумя различными словами в первом изложении Десяти заповедей в книге ‘Шмот и в его повторении в книге Дварим: «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот, 20:8), «Храни день субботний, чтобы освятить его» (Дварим, 5:12). Кроме того, согласно Кабале, два эти аспекта заповеди о субботе указывают на основу семьи — супружескую пару: завет «помни» олицетворяет мужа, а завет «храни» — жену. Существует обычай прибавлять одну свечу каждый раз, когда в семье рождается ребенок.
3. Общее правило гласит, что благословение перед совершением заповеди должно непосредственно предшествовать ее исполнению. Но в данном случае это невозможно, так как, зажигая субботние свечи, человек принимает на себя соблюдение всех запретов, связанных с субботой, а произнесение благословения — неотъемлемая часть его. Следовательно, после благословения зажечь свечи уже нельзя — ведь зажигать огонь в субботу запрещено! Поэтому в этом случае благословение произносят после того, как зажгли свечи.
Обычай прикрывать глаза ладонями в момент произнесения благословения в известной степени восстанавливает обычный порядок: благословение и следующее за ним исполнение заповеди. Открыв глаза после благословения, видят свечи и наслаждаются их светом как бы впервые. Таким образом, получается, что произнесение благословения в самом деле предшествовало исполнению этой заповеди. (В праздник еврейский закон, в принципе, дозволяет зажечь свечи после произнесения благословения, но принято в праздник зажигать свечи так же, как перед субботой.)
4. Особое значение придают тем свечам, которые освещают стол, за которым будет проходить первая субботняя трапеза, — поэтому их следует зажигать последними.
5. Зажигать свечи следует не позже, чем за 18 минут до захода солнца. (В Иерусалиме принято зажигать свечи за 40 минут до захода солнца.) Если к этому времени еще остается много дел, которые необходимо закончить до начала субботы, еврейский закон, в виде исключения, разрешает перед зажиганием свечей произнести слова о том, что это еще не означает принятие на себя субботы. Тогда работу можно еще некоторое время продолжать — впрочем, недолго, так как все необходимо закончить раньше, чем зайдет солнце.
Сказанное относится, главным образом, к женщине, так как принятие на себя субботы мужчиной связано с определенным моментом в вечерней молитве: чтением «Хвалебной песни в честь субботы» (Теилим, гл. 92) или, согласно принятому в некоторых общинах обычаю, «Барху». Тем не менее, если свечи зажигает мужчина, ему также нелишне высказать это условие в случае необходимости.
Только тот, кто зажигает субботние свечи, принимает в этот момент на себя все запреты субботы; остальные домочадцы имеют право продолжать работу.
6. Зажигание свечей, в принципе, специфическая женская заповедь. Во-первых, именно женщина ведет хозяйство, а поэтому именно она зажигает свет, т. е. обеспечивает эту столь важную составную субботнего блаженства. Во-вторых, согласно Кабале, зажигание субботних свечей — это искупление греха Хавы, праматери человечества, принесшей в мир зло. Однако мужу тоже рекомендуется принять участие в исполнении этой заповеди: например, расставить свечи, обжечь их фитили и, если надо, зажечь свечи в других комнатах.
Существует обычай, согласно которому после рождения ребенка в первую субботу зажигает свечи муж, а не роженица.
Девочки тоже должны зажигать субботние свечи. Принято, что до замужества зажигают только одну свечу. Весьма похвально, если девочка начинает делать это с раннего возраста, но произносить перед этим благословение ее надо приучать только тогда, когда она уже может понять его смысл.
7. В высшей степени похвальный обычай — зажигать свечи, уже надев субботние одежды. Следует также предварительно помолиться «Минху», иначе возникнет противоречие между уже принятой на себя субботой и текстом молитвы, относящимся к будням. Если же женщина, скажем, приходит с работы, едва поспевая ко времени зажигания свечей, то предпочтительнее, чтобы она зажгла свечи сразу же, оговорив, что она пока не принимает на себя субботу (как сказано выше в п. 5), а не стала бы вместо этого заниматься подготовкой к субботе и из-за этого зажгла свечи позже положенного времени. Если жена опаздывает домой к зажиганию свечей, муж зажигает их, не дожидаясь ее прихода.
8. Девочки зажигают свечи раньше матери. Если в доме несколько женщин, хозяйка зажигает их первой. Не принято, чтобы одна женщина зажигала свечи вместо другой (или чтобы две женщины зажигали свечи на одном подсвечнике): чем больше женщин зажигают свечи в доме, произнося благословения, тем больше в доме света и тем больше радости в субботу.
9. Ни в коем случае нельзя подставлять под свечи тарелку с водой, чтобы туда падали сгоревшие фитили, или наливать в подсвечники воду, чтобы фитиль сгоревшей свечи быстро погас.
10. Слепая замужняя женщина зажигает свечи, а ее муж произносит благословение. Если же мужа у нее нет и живет она одна, то она зажигает свечи и сама произносит благословение. Если же в доме живут другие женщины, зажигающие субботние свечи, то слепая зажигает свечи, но не произносит благословение. Но если именно она — хозяйка дома, то зажигает первой и произносит благословение, а другие зажигают вслед за ней и тоже произносят благословение.
11. Перед зажиганием свечей желательно положить немного монет в копилку для цдаки. Принято, что, произнеся благословение и еще не отняв ладоней от глаз, женщина произносит короткую молитву о благополучии семьи, о ниспослании помощи и благословения свыше, чтобы вырастить детей благочестивыми, любящими и знающими Тору. Ибо в этот момент, фазу после исполнения столь важной заповеди, Всевышний особенно благосклонен к Своему народу, Израилю, и принимает молитвы с любовью и милосердием.
Руки молодой девушки обладают огромной властью, которая проявляется в огне субботних свечей. И если она знает, как этой силой пользоваться, где и когда зажигать свечи, то одна юная девушка с помощью небольшой свечи в силах осветить весь дом. А может, и весь мир!
Когда тьма поглощает все вокруг, мудрецы советуют обратиться за помощью к свету. К духовному свету.
Первой женщиной, которая использовала духовный свет, была Сара, жена Авраама — первого еврея. Сказано в Торе, что ее свечи горели от субботы до субботы. На протяжении всей недели свет этих свечей заставлял «сиять» все предметы в доме. И эта сила перешла к ее правнучкам на многие поколения.
И теперь, когда еврейская девушка просто зажигает одну свечу в пятницу вечером накануне субботы и произносит благословение, а также возносит молитву от всего сердца, то она не одинока. Она зажигает свечу вместе с Сарой, Ривкой, Рахелью и Леей , со всеми еврейскими женщинами, жившими на протяжении сотен поколений. И вместе — это огромное количество света. Недаром сказано: «Следует женщине зажигать субботние свечи с радостью и желанием, ведь это оказанная ей свыше честь. И она удостаивается за это хороших сыновей, которые будут «свечами» и приумножат мир и согласие среди людей, и мужу своему дает долгую и хорошую жизнь».
В книге «Зоар» написано: «Подобно тому, как любая свеча освещает все скрытое в темной комнате, так и субботние свечи раскрывают Б-жественность, скрытую в мире. Так же, как субботние свечи привносят мир в отношения между мужем и женой, они привносят и мир между Творцом и сотворенным им миром».
Небольшое количество света в силах разогнать большую тьму.
Почему еврейская девушка должна зажигать субботние свечи?
1974 году седьмой Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон организовал кампанию, в результате которой каждая еврейская девушка должна была прийти к исполнению заповеди зажигания субботних свечей. Эта кампания продолжается и поныне. Вот как Ребе объясняет причины и цели данной кампании:
1. Когда в мире много тьмы, мы нуждаемся в большом количестве света. На сегодняшний день в мире слишком много тьмы.
2. Существует множество еврейских домов, где все еще не горят субботние свечи. Мы должны зажечь множество свечей для того, чтобы осветить и освятить эти дома.
3. Когда молодая девушка видит, как ее свеча освещает субботний стол, то она запоминает это на всю жизнь.
4. Раньше девушки не покидали отчий дом до тех пор, пока не выходили замуж. Сейчас же многие начинают самостоятельную жизнь задолго до замужества. И те, кто никогда не зажигал субботнюю свечу в родительском доме, зачастую не будут исполнять эту заповедь и после того, как покинут его.
5. Вначале маленькая девочка загорается мечтой о свете субботних свечей. Потом заповедь начинает исполнять ее мать. И вскоре весь дом наполняется светом.
6. Сияние субботних свечей приближает нас к временам Света эпохи избавления. Как сказано в Мидраше: «Соблюдайте заповедь зажигания субботних свечей, и Я покажу вам [свет] свечей [отстроенного] Сиона».
Где зажигают свечи
Свет субботних свечей должен приносить, кроме духовной, еще и вполне физическую пользу, поэтому свечи следует зажечь в том месте, где они могут быть полезны. Но, главным образом, заповедь исполняется, когда зажигают субботние и праздничные свечи в той комнате, где будет происходить субботняя трапеза.
Время зажигания свечей
Субботние свечи зажигают за восемнадцать минут до заката солнца каждую пятницу. Замужние женщины зажигают по две свечи и добавляют еще по одной свече за каждого ребенка. Девушки, которые проживают вместе со своими матерями, зажигают лишь по одной свече из уважения к ним. Перед зажиганием свечей следует опустить несколько монет в коробочку для пожертвований.
Как зажигают субботние и праздничные свечи
Вначале зажигают свечи. Потом обводят руками вокруг пламени три раза круговыми движениями. При этом женщина принимает на себя святость субботы, включая и все субботние запреты на совершение будничных действий. После этого прикрывают глаза и произносят следующее благословение:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЭАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ШАБАТ КОДЭШ.
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и дал нам повеление зажигать субботние свечи.
После этого открывают глаза, и некоторое время всматриваются в пламя свечей.
Время зажигания свечей — это особое время; оно особо удачно подходит для того, чтобы помолиться за своих детей, о здоровье и о средствах к существованию. Эти молитвы на самом деле принимаются, они взмывают ввысь на крыльях великой заповеди.
Свечи также нужно зажигать каждый вечер в канун Рош а-Шана (еврейский новый год), Йом Кипура (День Искупления) и праздничных дней Сукота, Песаха и Шавуота. В молитвеннике вы сможете найти соответствующие благословения.
Следует обратить внимание на то, что в канун субботы и в канун Йом Кипура свечи следует зажигать до наступления темноты, а если зажечь их после того, как стемнеет, то это приведет к осквернению Субботы или Йом Кипура.
Вторая заповедь — зажигание субботних свечей.
В еврейский дом суббота входит в момент зажигания субботних свечей. Честь исполнения этой заповеди предоставляется хозяйке дома. Свечи зажигают примерно за полчаса до захода солнца, и поэтому следует каждый раз справляться по календарю о времени зажигания свечей – оно каждую неделю иное. Кроме того, в разных городах оно разное, а в Иерусалиме принят обычай зажигать субботние свечи за 40 минут до захода солнца.
Женщина, зажегшая свечи после захода солнца, не только не выполняет заповедь – она нарушает субботу, преступив запрет Торы: «Не зажигайте огня в день субботний где бы ни жили вы».
Субботние свечи охраняют мир в доме, поэтому наши мудрецы оказали особую честь хозяйке дома совершать действие, приводящее в дом святость субботы. Но если в доме нет женщины, это обязан сделать муж или кто-то другой из домочадцев.
Бытует два обычая, касающихся числа свечей, зажигаемых перед наступлением субботы:
- Зажигают две свечи – одну в честь повеления «помни день субботний», а другую – в честь повеления «храни день субботний», которые и создают святость субботы.
- Зажигают столько свечей, сколько человек в семье (например в семье, где у родителей трое детей, зажигают пять свечей).
После зажигания свечей женщина не должна больше совершать никакой работы, запрещенной в Шабат. Женщина, зажигающая свечи раньше времени, указанного в календаре, например, если она собирается поехать куда-либо до наступления субботы, должна сказать вслух перед зажиганием свечей, что она еще не принимает на себя субботы со всеми ее запретами.
«Главное место для зажжения субботних свечей — это стол, где проводятся трапезы в субботу, несмотря на то, что есть заповедь зажигать свечи и в остальных местах пользования в доме», — пишет Рамо. Не обязательно, чтобы свечи горели непосредственно на столе, главное, чтобы их свет освещал стол.
Сначала женщина зажигает cвечи, делает руками несколько кругообразных движений над пламенем, притягивая святость, а потом закрывает ладонями глаза, словно заслоняясь от света, и произносит благословение.
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам зажигать субботние свечи.
Барух ата Адо-най Эло-hэйну Мэлэх hаолам ашер кидшану бэмицвотав вэцивану леhадлик нэр шель Шабат кодэш.
Вс-вышний благосклонно принимает молитвы женщины, зажигающей субботние свечи. Поэтому после зажигания свечей можно обратиться к Нему с любыми, самыми сокровенными просьбами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Зоар hа-Кадош о скрытом смысле Шабатних свечах
«Женщинам Святого народа заповедано зажигать свечи Шабата. И друзья указали причину: Хава погасила Свечу мира и привела в мир смерть грехом, вкушения плода Дерева Познания Добра и Зла. Она дала отведать его Адаму и этим привела тьму в мир. Мицва зажигания свечей – это исправление проступка Хавы.
Секрет исправления в том, что в Шабат светит Суккат Шабат – сфира Бина – источник всех душ , мать Мира. От нее исходит особый Свет в Шабат. Оттуда же мы получаем и дополнительную душу в Шабат – Нешама Йетира. Зажигая свечи, женщина совершает действие “итарута делитата” – пробуждение снизу, чтобы вызвать пробуждение вверху . То есть, зажигая свечи, еврейская женщина (мать) побуждает высшую Мать вверху – Бину – дать дополнительные души – Святые души своим сыновьям, то есть зажечь высшие духовные Свечи.
Поэтому женщина должна зажигать свечи с особой каваной (намерением), с весельем в сердце, осознавая, что это для нее Честь и большая Заслуга.
За это Вс-вышний пошлет ей сыновей – чтобы они стали Свечами для мира. И ее мужу будут продлены годы жизни».
(Зоар на Толдот, Сулам, пер. Цви Нисанзон)
Гематрия слова נר свеча = 250. Две свечи: «захор» (помни день шабатний, эта свеча соответствует мужу) и «шамор» (соблюдай его, соотвествует жене) = 500.
Гематрия выражения פרו ורבו – «прву урву» также = 500.
Учат Хазаль, что в теле мужчины – 248 органов, а в теле женщины – 252, что вместе = 500.
И это намек на то, что еврейская женщина, зажигая 2 свечи Шабата, строит свой дом, укрепляя отношения с мужем, и, рождая детей.
(«Скрытый свет Шабата» М. Глазерсон)
Зажигание свечей:
Субботние свечи зажигают за 18 минут до захода солнца.
Сефарды сначала произносят Браху, а лишь затем зажигают свечи, ашкеназы зажигают свечи, затем произносят Браху:
«Барух ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hа-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер шель шабат!»
(Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи Субботы)
«Йеhи рацон ми-льфанэха, А-дойной Элойhэйну в-Элойhэй авотэйну, ше-йибанэ бейт hа-Микдаш би-меhэра бе-ямейну, ве-тэн хелкену бе-Торатеха. Ве-шам наавдеха бе-йиръа кимей олам у-хе-шаним кадмониот. Ве-арва лА-дойной минхат Йеhуда в-Ирушалаим кимей олам у-хе-шаним кадмониот».
Молитва за благополучие мужа у Шабатних свечей:
«Йеи рацон милефанеха Ад-най Элоэйну, веЭлоэй авотейну,
Элоэй Авраам, Элоэй Ицхак ве Элоэй Яаков, шэтишмор
ветинцор ветитор тамид эт бали миколь нэзэк, умиколь ра,
умиколь холи, ветитен ло хайим товим, хайим аруким,
Ветитен лану зера шель каяма уваним агуним вецадиким,
ветита бэнэну тамид аава веахва шалом верэут, ветита
белибену ааватеха вейиратеха, лаасот рецонеха улавадеха
белэвав шалэм киудим кешэрим. Велаасот цедака вахэсэд
им амеха Йисраэль, утварех эт бали бераха шелэма беров оз
вешалом, кадавар шэнээмар, йеварахэха Ад-най вейишмареха.
Яэр Ад-най панав элэха вехунэха. Йиса Ад-най панав элэха веясэм
леха шалом. Венээмар Ад- най йишмереу вихайэу веушар баарэц.
(Да будет Тебе угодно, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Авраама, Б-г Ицхак и Б-г Яакова, всегда хранить, оберегать и беречь моего мужа от любого ущерба, любого зла и любой болезни. Даруй ему жизнь добрую, продолжительную, в достатке и почете. И дай нам потомство здоровое, достойное и праведное. Насади между нами постоянную любовь, братство, мир и дружбу. И внедри в наши сердца любовь к Тебе и страх перед Тобой, чтобы поступали мы в согласии с Твоей волей и служили Тебе в полноте сердца, как праведные евреи, творя справедливость и добро народу Израиля. Благослови моего мужа полным благословением в величии силы и мира, как сказано: «Пусть сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Г-сподь и сохранит. Да озарит для тебя Г-сподь Свое лицо и окажет тебе милость. Да обратит к тебе Г-сподь Свое лицо и дарует тебе мир». И сказано: «Г-сподь да сохранит его, оставив в живых. Будет он счастлив на земле”. Амен, да будет на то Воля Твоя).
Молитва за детей перед Шабатними свечами:
«Рибон коль аОламим, рам аль рамим, шема тефилат баэй адэха, левакэш рахамэха вахасадэха. Тезакэни беров хэмлатэха, легадэль банай лааводатэха, бенахат вело вецаар. Вело йэвошу, ки йедаберу эт ойевим башаар. Вейиъйу мемулахим умзоразим ба Тора. Вейитпарнасу митахат ядеха бинкийут увшофи, вело йимацэ ваэм шэмэц дофи. Веэнэну роот бесимхатам, бе-Торатам увъацлахатам. Йиъйу лерацон имрэй фи, беад олалай ветапай. Вейэхашэв лефанеха кеакрават пар, бизхут йешэнэй адмат афар. Веэгъон либи лефанэха, Ад-най цури вегоали. Амэн»
(Г-сподин миров, Высший над высшими! Выслушай молитву обратившихся к Тебе с просьбой о Твоих Милости и Милосердии. Удостой меня Своим великим состраданием – чтобы вырастить мне своих детей для службы перед Тобой спокойно, не в страданиях. Чтобы не осрамились, встретившись с врагами, и чтобы были проворными в занятиях Торой. Да будут угодны Тебе слова моих уст о моих детях, которые пусть будут приняты Тобой, как жертвоприношение быка, в заслугу умерших праведников, а также помыслы моего сердца, которые предстали пред Тобой, Г-споди, мой оплот и избавитель. Амэн)
Очень сильная сгула прочесть за детей у Шабатних свечей молитву Ханны. В молитве Ханны содержатся все основы еврейской молитвы.
(Из брошюры “Учение Раби Нахмана ми Бреслав”)
This article was published on: 11/01/18 9:14 ПП
Тора предписывает нам в Субботу получать наслаждение от вкусной еды и питья. Мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью — ближе к вечеру. Субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой. Во время трапезы принято произносить слова Торы и петь субботние песни.
Шалом Алэйхэм
После молитвы все собираются за столом и хором поют молитву «Шалом Алейхем». Сказано в Талмуде, что, когда в пятницу вечером еврей возвращается из синагоги, к нему приходят два ангела. Если они видят зажженные свечи, накрытый стол и подготовленный к шабату дом, они говорят: «да будет так же в следующий шабат». Этих ангелов мы и приветствуем песней «Шалом Алэйхем».
Шалом алэйхэм малахэй hашарэт малахэй эльон
Мимэлэх малхэй hамлахим haкадош барух hу (3 раза)
Мир вам, ангелы-служители, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Боахэм лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй hамлахим haкадош барух hу (3 раза)
Входите с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Бархуни лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй амлахим haкадош барух hу (3 раза)
Пожелайте мне мира, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Цэтхэм лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй амлахим haкадош барух hу (3 раза)
Удалитесь с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
После молитвы «Шалом алейхем» поют гимн женщине — хозяйке, которая на протяжении всей недели занималась домом и готовилась к святому шабату. В честь нее произносят строки из «Мишлей» — поучений, написанных царем Шломо. Также говорят наши мудрецы, что этот гимн иносказательно повествует о любви Израиля к Торе.
На иврите первые буквы строк «Эшэт Хаиль» идут в алфавитном порядке.
Кидуш в пятницу вечером
Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Учат наши мудрецы: помнить и освящать субботу следует посредством Кидуша.
Кидуш — это молитва, которую произносят над бокалом вина или виноградного сока. В тексте Кидуша упоминаются два важнейших события: Сотворение мира и исход евреев из Египетского рабства.
Кидуш произносит хозяин дома или один из мужчин. Присутствующие внимательно слушают и отвечают «амен» на все благословения. Вечерний Кидуш положено делать стоя.
«Совершающему Кидуш обещано долголетие» («Пиркей-де-раби Элиэзер»).
В Кидуше семьдесят слов — в соответствии с числовым значением ивритского слова «Яин» («Вино»), которое также составляет семьдесят.
Омовение рук и благословение на субботние халы
После Кидуша говорят благословение на субботние халы. На стол кладут две халы — в память о двойной порции мана (чудесного хлеба, который посылал евреям Всевышний), выпадавшей накануне субботы в те времена, когда евреи странствовали по пустыне. Халы принято накрывать салфеткой — чтобы во время Кидуша халы не обиделись, «увидев», что им предпочли вино. Второе объяснение: ман, выпадавший в пустыне, был словно упакован в два слоя небесной росы сверху и снизу — точно так же мы кладем халы на скатерть и накрываем сверху салфеткой.
Перед благословением на халы следует совершить омовение рук. Берут кружку с водой и трижды поливают на каждую руку в таком порядке: правая-левая, правая-левая, правая-левая. После этого вытирают руки полотенцем и произносят благословение на омовение рук:
Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам ашэр кидшану бэмицвотав вэцивану аль нетилат ядаим!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам омовение рук!
После этого нельзя разговаривать до того момента,как будет произнесено благословение на хлеб и съеден первый кусочек халы. Когда все собираются за столом, глава семьи берет халы и произносит на них следующее благословение:
Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам hамоци лэхэм мин hаарэц!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли!
Затем глава семьи отламывает халу, обмакивает ее в соль и раздает кусочки халы всем присутствующим. Теперь субботнюю трапезу можно начинать!
После трапезы читают благодарственную молитву «Биркат Амазон»
Тора предписывает нам в Субботу получать наслаждение от вкусной еды и питья. Мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью – ближе к вечеру. Субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой. Во время трапезы принято произносить слова Торы и петь субботние песни.
Из сказанного в Торе: «Помни день шабата, чтобы освятить его». Освящение шабата начинается над первым бокалом вина. Кидуш, то есть благословление, надо делать на вино либо на другой плод виноградной лозы (чистый кошерный виноградный сок). При произнесении кидуша на вино халы прикрывают, обычно специальной нарядной салфеткой, которая используется только для этого. Мудрецы отмечают, что между наступлением шабата и кидушем нельзя ничего есть и пить.
Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, хотя можно (а в некоторых общинах – желательно) произнести самостоятельно. Кидуш должен произносить взрослый человек, то есть мальчик, достигший бар-мицвы, 13 лет (если в доме нет мужчины, то девочка старше 12-ти лет, бат-мицва).
Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).
Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская вайехулу).
На что делают кидуш
Лучше всего делать кидуш на старое вино (на иврите словом яин, вино, называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях. Тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.
Сколько необходимо выпить
Необходимо выпить из специального кидушного бокала количество вина в размере мло лугмав (объем жидкости, которая помещается за одну щеку), причем следует выпить его почти в один глоток, то есть быстро. Если делающему кидуш тяжело выпить необходимое количество, это может сделать любой из присутствующих.
Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом. Потому обычно произносящий кидуш после своего глотка доливает немного вина (или виноградного сока) из бутылки и разливает его по бокалам собравшихся.
Кидушный бокал
Кидушный бокал должен содержать минимум 87 см³ вина (ревиит). Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой. Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы.
Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.
Кидуш в месте трапезы
Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке, а ест дома, следует спросить раввина своей общины, как поступить.
Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Обычно достаточно небольшого (размером с крупную маслину) кусочка халы либо любого другого мучного изделия.
Дневной кидуш
Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш – постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.
Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на любой распространенный в этой стране напиток, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения борэ при агафен или шеаколь на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба – большой кидуш.
Что же делать с запретом на еду и питье перед дневным кидушем? В этом случае мудрецы постановили, что запрет касается только времени между молитвой и кидушем.
Шёпотом: Вайи́ эрэ́в вайи́ бо́кэр.
Йом ашиши́, вайхулу́ ашамайи́м веаарэ́ц вехо́ль цеваа́м. Вайха́ль Элои́м байо́м ашевии́ мелахто́ ашэ́р аса́ вайишбо́т байо́м ашевии́ мико́ль мелахто́ ашэ́р аса́, вайварэ́х Элои́м эт йом ашевии́ вайкадэ́ш ото́, ки во шава́т мико́ль мелахто́ ашэ́р бара́ Элои́м лаасо́т.
День шестой. И были завершены небо, земля и всё их воинство. И закончил Б-г на седьмой день Свой труд, которым занимался, и в седьмой день отдыхал от всего Своего труда, которым занимался. И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он отдыхал от всего Своего труда, который был создан Б-гом для деяний.
Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м борэ́ пери́ агафэ́н.
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.
Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м амо́ци лэхэ́м мин аарэ́ц.
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.
Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м ашэ́р кидеша́ну бемицвота́в вераца́ ва́ну, вешаба́т кодшо́ беаава́ уврацо́н инхилану́ зикаро́н лемаасэ́ верэши́т, техила́ лемикраэ́ кодэ́ш зэхэ́р лициа́т Мицраи́м. Вешаба́т кодше́ха беаава́ уврацо́н инхалтану́. Бару́х Ата́ А-дона́й мекадэ́ш ашаба́т.
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и благоволил нам, наделив нас Своей святой субботой по любви и благосклонности — в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. И Своей святой субботой по любви и благосклонности наделил нас. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу.
Кидуш в субботу утром: (произносится над бокалом вина или над халой после утренней молитвы, до трапезы)
Им таши́в мишаба́т раглэ́ха асо́т хафацэ́ха бейо́м кодши́ векарата́ лашаба́т онэ́г ликдо́ш А-дона́й мехуба́д, вехибадто́ мэасо́т дерахэ́ха мимецо́ хэфце́ха ведабэ́р дава́р, аз титана́г аль А-дона́й веиркавти́ха аль бамотэ́й арэ́ц веаахалти́ха нахала́т Яако́в ави́ха ки пи А-дона́й дибэ́р.
Если в субботу удержишь свою ногу, отказавшись от своих дел в Мой святой день, и назовёшь субботу отрадой, почтя святость Г-спода, и почтишь её отказом от своих занятий, не ища себе дел и не говоря о них, то удостоишься блаженства в Г-споде. И возведу Я тебя на высоты земли, и насыщу тебя наделом Яакова, твоего праотца, потому что так изрекли уста Г-спода.
Вешаме́ру венэ́й Йисраэ́ль эт ашаба́т лаасо́т эт ашаба́т ледорота́м бери́т ола́м бэни́ увэ́н бенэ́й Йисраэ́ль от и леола́м, ки шэшэ́т ями́м аса́ А-дона́й эт ашамайи́м веэ́т аарэ́ц увайо́м ашевии́ шава́т вайинафа́ш.
И пусть соблюдают субботу сыновья Израиля, сделав субботу для всех своих поколений вечным заветом — между Мной и сыновьями Израиля, как вечный знак. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, а в седьмой день отдыхал и пребывал в покое.
Захо́р эт йом ашаба́т лекадешо́, шэшэ́т ями́м тааво́д веаси́та коль мелахтэ́ха вейо́м ашевии́ шаба́т лА-дона́й Элоэ́ха, ло таасэ́ холь мелаха́ ата́ увинха́ увитэ́ха авдэ́ха ваамате́ха увэмтэ́ха вегэре́ха ашэ́р бишарэ́ха, ки шэшэ́т ями́м аса́ А-дона́й эт ашамайи́м веэ́т аарэ́ц эт ая́м веэ́т коль ашэ́р бам ваяна́х байо́м ашевии́. Аль кэн бэра́х А-дона́й эт йом ашаба́т вайкадешэ́у.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней трудись и делай всю свою работу, но седьмой день — суббота Г-споду, твоему Б-гу: не совершай никакой работы — ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни чужеземец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и всё, что их наполняет, а в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.