Молитва симеона ныне отпущаеши

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва симеона ныне отпущаеши - подобранную специально для Вас!

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Начиная с III в. от Рождества Христова, эта молитва упоминается в составе вечернего христианского богослужения. В VII в. в последовании Вечерни палестинских монастырей (как читаем в известиях о св. Ниле Синайском) уже находим «Ныне отпущаеши» на привычном для нас месте вечерней службы: между стихирами и «Святый Боже». В одной рукописной Псалтири 862 г. молитва св. Симеона причисляется к другим библейским песням, таким как песнь Моисея (Исх. 15,1-19), Ионы (Иона 2,3-10) и проч. Последнее объясняет нам почему в древности «Ныне отпущаеши» читалось предстоятелем (епископом, священником, возглавляющим службу), а следующее за ним Трисвятое по Отче наш произносилось чтецом. Ведь библейские песни имеют характер пророческий, в связи с чем молитва прав. Симеона имеет особенную важность: это свидетельство о Спасителе, свидетельство, прозвучавшее еще прежде времени св. Иоанна Крестителя.

Вечернее богослужение, приготавливающее христиан к мирному отходу ко сну, не случайно содержит в себе молитву «Ныне отпущаеши». Молитва св. Симеона Богоприимца, который томился долгим ожиданием увидеть Спасителя и преклонными летами, – это молитва радостного и умиротворенного сердца, приобретающего вечный покой. И мы вместе с этим благочестивым старцем дерзаем говорить о своей встрече со Христом, приводя в особенности на память общение с Ним в таинствах, во Святом Причащении на литургии и других. Просим и для себя такого же мирного настроения, а за порогом смерти и вечного покоя, которого сподобился блаженный Симеон: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Мы с вами в день Сретения Господня по милости Божией в большинстве своем удостоились неизреченного дара, приобщились святых Животворящих, бессмертных Христовых Тайн и имеем Спасителя нашего Господа Иисуса Христа в недрах нашего сердца. Сегодня каждый из нас Симеон Богоприимец. Тот принял Христа на руки, мы приняли Христа в самою душу. Вот почему сегодня каждый из нас сможет вместе с благодатным Симеоном воскликнуть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Тот сказал эти слова, потому что приблизился конец его земного бытия, должно было развязаться скрепам, соединяющим душу с телом, должно отойти ему было в путь всея земли, приложиться к отцам. Мы говорим сегодня: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», — и тем самым свидетельствуем, что Господь Бог дарует нам отпущение наших грехов, тех уз и скреп, которые препятствуют нашей душе приступить к Господу так, как Он сего хочет, поклоняться Ему в духе и истине.

Действительно, если с глубоким сердечным покаянием, самоосуждением, исповеданием Христа, с верою в прощение мы приступили к таинству Церковному, Господь не может не исполнить сегодня то обетование, которое мы слышали в Его Божественном призыве: «приимите, ядите сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов».

Вот почему в сегодняшний день особым смыслом будем в тайне души, братья и сестры, повторять эти многознаменательные, всерадостные и всеобновляющие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Ибо Господь Самим Собою, присущей Ему Божественной силой вносит дивное изменение в сердце кающегося причастника. Кто был унылым, пусть получит отпущение печали, обретет бодрость и радость. Кто был невоздержанным, чревоугодником, винопийцей, пусть угодит Богу воздержанием во славу Господа. Кто гордился, обуревался тщеславием — пусть просияет смирением, укрепит себя самоукорением, а главное: воздаст подобающую славу Богу Дивному во святых Своих. Кто был нечист в мыслях и желаниях — пусть уцеломудрится, ибо ныне отпущает нам грехи наши Всемилостивый Владыко.

«Отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему с миром», — Божественный мир, превосходящий всякое разумение о нем, опочил в сердце ветхозаветного старца Симеона, когда он ощутил на руках своих, заключил в объятии свои Того, Кто есть мир, примиряющий в Себе небо и землю, мир упраздняющий всякую тяжбу, водворяющий согласие между душою и телом, духом и плотию, между видимым и невидимым составом человеческого естества. Действительно, мир наш — Христос, опочивает ныне в сердце нашем. Позаботимся о том, чтобы не возмутить этот мир ни единым прилогом тревоги, страха, а особенно раздражительностью, гневом. Но сохраним сегодня благодатный мир, спокойствие, кротость, тишину, дабы Христу Спасителю не противно было находиться в нас, но предоставим Ему наше сердце как царские палаты, дабы Он, опочив в нашей душе, явил Себя живым и действующим в сердце каждого христианина.

Читайте так же:  Молитвы читаемые на покров

«Яко видеста очи мои спасение Твое», — вместе со святым Симеоном вперим очи наши внутрь самих себя. Была бы только внимательность, бдительность, трезвение. И будем созерцать спасение наше, Спасителя нашего, невидимо нам соприсущего. Как это созерцать Спасителя, когда Он невидим? Что значит видеть невидимого Бога? Это значит соединить все силы души вкупе — разум, чувства, желания – так, чтобы душа в этих трех чувствах сосложившись, устремлена была к невидимому Богу. И тот, кто имеет такое устремление, внутреннюю обращенность к Иисусу Христу, ощущает и осознает в себе таинственную теплоту, не кровяную, но духовную, которая делает весьма легким и простым дело всегдашнего молитвенного пред Богом стояния.

Тот зрит Христа в сердце своем, кто более живет невидимым, чем земным. Тот видит пред собою спасение свое, кто помышляет, удивляется: «Как это Бог вечный, вездесущий, всеслышащий, всямогущий, как это Бог, Который неистощимая благость, мир, святость соприсутствует нам, таинственно пребывает в нас, а мы в нем?» И тот, повторяем, кто ум свой и чувства держит сосредоточенными в Бозе (а признаком этой сосредоточенности служит молитва к Богу), вот такой и оказывается видящим невидимого Бога. Вместе со святым Симеоном зрит Спасителя своего, Который есть «Свет во откровение языков и слава людей Израиля».

Подлинно Бог есть свет, Который просвещает мысли и помыслы человека. Тот, кто отчасти принял этого света, оказывается способным различать добро и зло. Тот, кто имеет этот невидимый миру свет, вовремя сумеет различить всякий вражий прилог, всякую вражию злую мысль, всякое недоброе чувство, которое крадучись подползает или подходит к нашему сердцу, с тем чтобы, привлекши внимание ума, пленить сердечные чувства и таким образом вовлечь душу во зло.

«Свет во откровение языков» — есть Иисус Христос, помогающий нам вовремя изобличить всякое внутреннее зло. И с помощью усердной молитвы, сопротивления внутреннего, изгнать из пределов души всякого чуждопосетителя, то есть, все то, что мерзко, ненавистно и не угодно Богу.

«Слава людей Израиля» — Господь наш Иисус Христос. Эта слава таинственно осеняет всякого, кто причастился со смиренным, кающимся и добрым сердцем. Эта слава отзывается в душе не только миром, покоем, кротостью и тишиной, но и каким-то необыкновенным веселием, радостью, о которой возвещает тропарь Сретения: «Веселися и ты, старче Симеоне…» Где располагается радость, она связывает собою чувства сердца человека. Ощущая мир в совести, сознавая милость Божию на себе, душа неизреченно радуется, чувствуя в себе необыкновенную легкость, гармонию, устремленность ко всему хорошему. Неудобосклона душа ни к чему мирскому, подлому, лукавому, злому, она, душа, переживает благодатную детскость, исповедуя, что Господь обновил все ее способности и силы. Вот эта внутренняя радость, присущая истинным христианам, есть свидетельство славы Божией, почивающий на человеке, облагодатствованной таинствами покаянием, причащением, соборной церковной молитвой.

Позаботимся, братья и сестры, о том, чтобы эту святую, ни с чем несравнимую радость, не растерять, не разменять, не променять на сомнительные мирские радости и утехи. Что, к сожалению, слишком быстро и слишком со многими случается.

Как удержать, как умножить эту радость? Очевидно, нужно уподобиться сегодня Богу, Который излил на нас Свои благодатные дары. Всего Себя истощил Господь, дабы напитать, насытить и просветить наши души. Также должен поступать и всякий христианин, приявший милость Божию. Ко всякому человеку отнесись сегодня со вниманием. Не осуди того, кто сам себя осуждает. Не презри никого из нуждающихся в помощи. Всякому посочувствуй, даже если не можешь помочь словом или делом, за всякого помолись, каждому обрати светлый лик свой, всякого приветствуй, у всякого испроси прощения, даже если ты не согрешил пред ним, всякого назови братом и сестрою о Христе Иисусе, всякого почти как члена единой с тобою Церкви, глава Которой Господь Иисус Христос.

Итак, если мы желаем сохранить эту молитвенную радость, мы должны сегодня от сердца послужить, потрудиться в служении нашим ближним, дабы ни для кого наше сердце не было затворено, но для всех открыто.

Вот в этом-то подвиге добротворения и милования и заключается собственно служение Господу причастника Божией благодати. Если мы будем внимательны, усердны в этом простом деле, то к вечеру умножит, усугубит Господь дарованную нам благодать. И отходя ко сну, мы почувствуем, что душа наша бодрствует, не хочет смыкать очи и все повторяет вместе со святым Симеоном: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи Твои спасение мое, свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля».

Песнь Симеона Богоприимца (лат. Nunc dimittis , «Ныне отпущаеши…») — приводимые в Евангелии от Луки слова Симеона Богоприимца, которые он произнёс в Иерусалимском Храме в день Сретения (Лк. 2:29-32). Песнь вошла в состав богослужебных песнопений христианских церквей (Православной, Католической, Англиканской и ряда древневосточных).

  • Церковнославянский

Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, съ ми́ромъ;я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́нiе Твое́,е́же еси́ угото́валъ предъ лице́мъ всехъ люде́й,светъ во открове́нiе язы́ковъ, и сла́ву люде́й Твои́хъ Изра́иля.

  • Русский

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

  • Греческий

Νῦν ἀπολύεις τὸν δοῦλόν σου, Δέσποτα, κατὰ τὸ ῥῆμά σου ἐν εἰρήνῃ• ὅτι εἶδον οἱ ὀφθαλμοί μου τὸ σωτήριόν σου, ὃ ἡτοίμασας κατὰ πρόσωπον πάντων τῶν λαῶν• φῶς εἰς αποκάλυψιν ἐθνῶν καὶ δόξαν λαοῦ σου Ἰσραήλ.

  • Латинский

Nunc dimittis servum tuum, Domine, secundum verbum tuum in pace: Quia viderunt oculi mei salutare tuum Quod parasti ante faciem omnium populorum: Lumen ad revelationem gentium, et gloriam plebis tuae Israel.

Песнь Симеона Богоприимца носит благодарственный характер. Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26) и, узнав в младенце Иисусе обещанного Мессию, он произносит свои благодарственные слова к Богу. Песнь Симеона некоторыми мыслями и выражениями напоминает отдельные места из книги пророка Исаии (например, 11:10, 42:6 и др.)

Молитва Симеона Богоприимца упоминается в числе вечерних песней в Апостольских постановлениях (7:48), датируемых концом IV века. В часословах VIII века она уже упоминается в составе вечерни, причём её место в этом чинопоследовании (между стихирами и «Святый Боже») сохранилось в Православной церкви по настоящее время. У католиков — одна из основных песней библейских, поётся на повечерии с антифоном («Спаси нас»). Англиканская церковь, не имеющая повечерия, использует эту песнь на вечерне.

В Православной церкви Типикон указывает, что песнь Симеона Богоприимца за богослужением не поётся, а читается. Песнь, согласно богослужебным указаниям, «глаголет настоятель», а следующие за ней Трисвятое по Отче наш читает чтец (на будничней вечерне песнь Типикон разрешает читать чтецу). Но, несмотря на указания Типикона, в Русской Православной Церкви чаще всего именно поется. Читается же только в период Великого поста в те дни, когда не положено совершать Литургию (обычно это понедельник, вторник и четверг), а также в составе «Благодарственных молитв по Святом Причащении» по окончании литургии.

Песнь Симеона Богоприимца также читается в Православной церкви при крещении младенцев мужского пола во время их воцерковления, то есть при внесении младенца в алтарь и обнесении его вокруг престола через горнее место.

В Католической церкви Песнь Симеона Богоприимца поётся также во время процессии со свечами в день праздника Сретения.

Читайте так же:  Молитва на воду Матроне Московской от порчи


Проповедь на Сретение Господне …

Это чудное повествование, братия и сестры. Но остановим сейчас наше внимание на словах: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.

Дорогие мои, Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.

Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Пришествия Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий!

В самом деле, тотчас же по рождении Христа началось и пререкание о Нем. Ангелы и добрые люди встречают рождение Его с ликованием и славословием и видят в Нем утеху и славу Израилеву, а другие вместе с Иродом ищут убить Его. Является Христос с проповедью Своего Евангелия, возвещает людям Божественную истину и святой закон любви и благотворит им — и что же мы видим? Одни принимают Его учение, с благоговением взирают на Его дела и делаются последователями Его, а другие ожесточаются против Него и простирают свою вражду и ненависть к Нему до того, что обрекают Его на страшные мучения и пригвождают ко Кресту. И спасительная смерть Его, и славное Воскресение не положили конца разделению людей на спасаемых и погибающих: одни из свидетелей страданий и смерти Его вразумились и спаслись, а другие погибли в своем ожесточении.

Эти пророческие слова праведного Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле — находили себе подтверждение в течение двадцати истекших веков. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, братия и сестры, что Сладчайший наш Господь, пришедший дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою бесценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление. Христос лежит на пути всех людей, занимает в жизни и судьбах человечества такое положение, что, куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нем, или претыкаются об Него и падают. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих — не только во Израиле, но и во всем человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времен и народов.

Дорогие братия и сестры, кроме усвоения этой Божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил триста шестьдесят лет, ибо было ему предсказано, что не увидит он смерти, пока не увидит Христа Спасителя, когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2, 29-30). Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и каждый из нас, для этого нужно и нам стать Богоприимцами и Богоносцами.

Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но наипаче потому, что он в сердце своем носил Христа вместе с Отцом и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. Аще кто любит Мя, — сказал Господь, — слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). И в другом месте: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20).

Значит, для того, чтобы восприняли мы и сие высокое достоинство, требуется от нас только одно — чтобы мы любили Христа и соблюдали святые Его заповеди и не запирали сердца своего, когда Он стучится к нам или через ниспосланное для нашего вразумления слово Свое, или через скорби.

Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? То, что он был человек праведен, чая утехи Израилевы (Лк. 2, 25), то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой отрадной песни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно. Многие иудеи осязали Его и прикасались к Нему, однако это не принесло им никакой пользы. Отсюда ясно видно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога.

Будем, дорогие братья и сестры, стремиться к сему высокому достоинству и мы. Будем являть свою любовь к Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах устроил Господь для Себя светлые обители, дабы и мы могли в жизни своей сделаться Богоносцами. А при отшествии своем из этой временной жизни к жизни нетленной, вечной от всей души могли воспеть, подобно праведному Симеону: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Аминь.

Д орогие братия и сестры, сегодня мы с вами празднуем славный и радостный праздник Сретения Господня. Этот праздник так называется потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятидневного Младенца Господа Иисуса Христа с Пречистой Его Матерью. Вот как это священное событие описывается евангелистом Лукой: А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Читайте так же:  Молитва на беременность и зачатие самая

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём (Лк. 2:22—40).

Это чудное повествование, братия и сестры. Но остановим сейчас наше внимание на словах: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.

Дорогие мои, Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришёл на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришёл для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришёл на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришёл для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришёл.

Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всём протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Пришествия Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий!

В самом деле, тотчас же по рождении Христа началось и пререкание о Нём. Ангелы и добрые люди встречают рождение Его с ликованием и славословием и видят в Нём утеху и славу Израилеву, а другие вместе с Иродом ищут убить Его. Является Христос с проповедью Своего Евангелия, возвещает людям Божественную истину и святой закон любви и благотворит им — и что же мы видим? Одни принимают Его учение, с благоговением взирают на Его дела и делаются последователями Его, а другие ожесточаются против Него и простирают свою вражду и ненависть к Нему до того, что обрекают Его на страшные мучения и пригвождают ко Кресту. И спасительная смерть Его, и славное Воскресение не положили конца разделению людей на спасаемых и погибающих: одни из свидетелей страданий и смерти Его вразумились и спаслись, а другие погибли в своем ожесточении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эти пророческие слова праведного Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле — находили себе подтверждение в течение двадцати истекших веков. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, братия и сестры, что Сладчайший наш Господь, пришедший дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою бесценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление. Христос лежит на пути всех людей, занимает в жизни и судьбах человечества такое положение, что, куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нём, или претыкаются об Него и падают. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих — не только во Израиле, но и во всём человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времён и народов.

Дорогие братия и сестры, кроме усвоения этой Божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил триста шестьдесят лет, ибо было ему предсказано, что не увидит он смерти, пока не увидит Христа Спасителя, когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2:29—30). Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и каждый из нас, для этого нужно и нам стать Богоприимцами и Богоносцами.

Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но наипаче потому, что он в сердце своем носил Христа вместе с Отцом и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. Аще кто любит Мя, — сказал Господь, — слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). И в другом месте: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3:20).

Значит, для того, чтобы восприняли мы и сие высокое достоинство, требуется от нас только одно — чтобы мы любили Христа и соблюдали святые Его заповеди и не запирали сердца своего, когда Он стучится к нам или через ниспосланное для нашего вразумления слово Свое, или через скорби.

Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? То, что он был человек праведен, чая утехи Израилевы (Лк. 2:25), то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой отрадной песни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно. Многие иудеи осязали Его и прикасались к Нему, однако это не принесло им никакой пользы. Отсюда ясно видно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога.

Читайте так же:  Молитвы на удачную дорогу

Будем, дорогие братья и сестры, стремиться к сему высокому достоинству и мы. Будем являть свою любовь к Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах устроил Господь для Себя светлые обители, дабы и мы могли в жизни своей сделаться Богоносцами. А при отшествии своем из этой временной жизни к жизни нетленной, вечной, от всей души могли воспеть, подобно праведному Симеону: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко.

Русский текст:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

А вот так эту музыку пел Федор Иванович Шаляпин:

А вот такую музыку на эти слова сочинил Сергей Васильевич Рахманинов:

1. Инкогнито | Сентябрь 18th, 2011 в 3:19

Радует разброс тем (см. предыдущую)


А Жарова нет?

2. Александр Филюрин | Сентябрь 18th, 2011 в 17:10

Широк человек.
(Это я про себя).
А кто такой Жаров?

3. Инкогнито | Сентябрь 18th, 2011 в 21:10

Донской хор Жарова. Погугли, это того стоит. Пишется Jaroff.

4. Александр Логинов | Сентябрь 20th, 2011 в 12:16

Хороший пост. Спасибо, Александр! Вообще церковные вещи в исполнении Шаляпина — это чтио-то потрясающее. Например, «Верую», «Сугубая ектемия» и др.

5. Иван | Февраль 15th, 2012 в 9:33

…Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней ЯЗЫК,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык… (с) А.С. Пушкин

Если употребить Вашу версию перевода слова «язык» в данном случае, то получается, что Пушкин мечтал просветить всех названных язычников.

6. Светлана. октябрь 15. 2014 | Октябрь 15th, 2014 в 14:31

Слово «язык» в современном Пушкину обществе употреблялось неоднозначно (См. словарь р/яз Даля). И всё гениальное, в отличие от рекламы, — сочетает многие смыслы.

Немного HTML кода:

В день празднования Сретения Господа Нашего Иисуса Христа епископ Семилукский Сергий, викарий Воронежской епархии совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Преосвященству сослужили: благочинный собора иерей Павел Колбасов, ключарь собора иерей Олег Шурупов, клирики собора.

Святитель Феофан Затворник так пишет об этом празднике: «В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, — Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, — Анна; с другой — чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая — Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией — Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых».

Молитва святого Симеона Богоприимца (ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко) поется (в праздничные дни) или читается (во время вседневного богослужения) на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал каждому верующему о вечере его жизни, который закончится исходом из этой временной жизни. Надо прожить жизнь в мире с Богом и исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с радостью встретить нескончаемый светлый день в Царствии Небесном».


Сегодня Православная Церковь празднует Сретение Господне …

Праздник Сретения Господня в Христианской Церкви был установлен в память о том, как Богомладенца Иисуса на сороковой день после рождения принесли в иерусалимский храм, чтобы, по обычаю, «поставить перед Господом». По еврейскому обычаю, каждый младенец мужского пола должен был посвящаться Богу. Однако, когда служение при храме было полностью поручено «колену Левину» (один из двенадцати родов израильского народа), тогда за младенцев из прочих колен было установлено приносить жертву.

Согласно преданию, в храме к земным родителям Христа подошел благочестивый человек по имени Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Праведный Симеон взял на руки младенца Иисуса, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое. » Симеон был назван «Богоприимцем», поскольку принял Богомладенца Христа на свои руки.

Богословский смысл Сретения – события, описанного в Евангелии от Луки, — это встреча двух Заветов – Ветхого и Нового. Ветхозаветный праведник Симеон, живущий при Иерусалимском храме, принимает на руки Того, Кому посвящены все чаяния и упования народа Завета. Праведный Симеон был переводчиком Священного Писания с еврейского на греческий. Ему явился Святой Ангел, который сообщил усомнившемуся Симеону Богоприимцу о том, что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества: Спаситель родится от Девы. Эти упования оправдались, обетование свершилось, и человек своими телесными очами видит так долго ожидаемого Спасителя, Творца видимого и невидимого. В более общем понимании, событие Сретения или Встречи знаменует собой встречу не только старца Симеона и Спасителя, но и встречу души человека с Богом.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский(† 312), Кирилл Иерусалимский († 360), Григорий Богослов († 389), Амфилохий Иконийский († 394), Григорий Нисский († 400), Иоанн Златоуст († 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при Императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие – землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила торжественное празднование Сретения Господня.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке – святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке – святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

Тропарь, глас 1-й:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1-й:

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже, но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

— За что вы любите праздник Сретения? — с этим вопросом мы обращались к людям, относительно которых не сомневались: праздник этот они не могут не любить. Был у нас к ним и дополнительный вопрос: что вы чувствуете, что переживаете, о чем думаете, когда в вечернем храме раздается именно то, что сказал тогда старец Симеон: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей.

Протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери (Саратов):

Читайте так же:  Молитва от чревообъядения

— Сретение — это очень хороший праздник, это Богородичный праздник, прежде всего, хотя мы об этом забываем,- но голубые священнические облачения напоминают нам, что день этот посвящен Богоматери. Моя жизнь сложилась так, что я почти все время служу в Богородичных храмах, и потому праздник Сретения Господня для меня — особая радость. Старец Симеон предрекает молодой Матери с Младенцем на руках страдание, и, хотя Евангелие ничего не говорит нам о Ее чувствах, мы не можем не понимать, что это момент трагический. Но он и светлый тоже, потому что страданиями Сына мы получили исцеление от греха.

Этот праздник прививает нам еще одно необходимое чувство — любовь к храму. Ведь именно в храме происходит встреча человека с Богом — то самое сретение. Именно в храм пришло Святое Семейство с Богомладенцем, и по сей день родители приносят своих младенцев в храм, и с этого момента должна начаться христианская жизнь — возрастание во Христе. Именно об этом я обычно говорю в проповеди на Сретение.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. » — это древнейший христианский гимн, его пели еще Апостолы и их первые ученики. Не случайно он поется в конце вечерни, перед утреней: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасение Израилево. «Ныне отпущаеши раба Твоего. с миром» — это означает, что ветхозаветный Израиль исполнил свою миссию и может, наконец, обрести покой — мир с Богом. Мира нам всем часто не хватает; может быть, поэтому праздник Сретения так волнует людей, даже и мало осведомленных в Священной истории,- они чувствуют, какое огромное событие в нем заключено.

Ольга Еремчук, псаломщица храма в честь Покрова Божией Матери (Саратов):

— Я действительно очень люблю этот праздник, и вот сейчас, услышав ваш вопрос, задумалась: почему? И поняла, что он связан у меня с несколькими очень сильными переживаниями. «Ныне отпущаеши» — это ведь о смерти! И каждый раз, слыша это, я вспоминаю смерть моей прабабушки, которая была глубоко верующим человеком. Она лежала уже без сознания, ни на что не реагировала; мы, четыре родственницы, собрались у ее постели. И вдруг она открыла глаза. Ее лицо просветлело. Взгляд был исполнен глубокого смысла, в нем было уже что-то нездешнее. Она очень внимательно посмотрела в глаза каждой из нас, закрыла глаза и ушла. Я не была еще тогда верующим человеком, но это потрясло меня, и я вспомнила эту кончину, когда услышала «Ныне отпущаеши».

Другое сильное переживание, связанное с праздником Сретения,- это именно переживание встречи с Богом. Я долго не могла прийти к Богу, но я всегда искала смысла жизни, во мне жила тоска по смыслу, и когда я, наконец, пришла в храм, я по-особому услышала это: «. яко видеста очи моя спасение Твое. » — мои глаза увидели спасение.

И еще одна мысль неразрывно связана у меня с этим праздником, это тоже мысль о смерти: а как я сама-то буду умирать? Смогу ли я уйти с миром, благодаря Бога за то, что Он дал мне в земной жизни?

Священник Дионисий Елистратов, студент МДА:

— У меня есть личная причина любви к этому празднику. Именно на Сретение, в Сретенском храме три года назад я встретил свою будущую жену. Так что этот праздник — памятная дата в нашем семейном календаре.

Марина Рахманова, доктор искусствоведения, специалист в области русской духовной музыки:

— Священная песнь Симеона Богоприимца звучит в Церкви в течение веков, хотя далеко не всегда она пелась, было, что и читалась,- есть ведь разные способы выделения в службе самых важных моментов. Но в более поздние времена прижилось именно певческое исполнение, и среди множества таких песнопений сияет «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» Сергея Васильевича Рахманинова. В поздние годы, диктуя Оскару фон Риземану свои воспоминания, Рахманинов сказал о «Всенощной»: «Больше всего я любил там один фрагмент — из гимна «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Я бы хотел, чтобы его исполнили на моих похоронах». В устах всегда сдержанного, «закрытого» Рахманинова — редкое признание.

Образ, который дал в этом песнопении композитор,- образ колыбельной, связывающей младенчество с глубокой старостью, образ лучей рассвета и лучей заката, соединяющихся в «Свете во откровение языков».

Послушайте, как поет «Ныне отпущаеши» Иван Семенович Козловский (сейчас можно приобрести диск с записями духовных сочинений в его исполнении, сделанными в 1940-1950-е годы), и вы поймете, почему Рахманинов хотел проститься с миром именно этим песнопением.

Протоиерей Александр Писларь, благочинный Краснокутского округа Покровской епархии, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы г. Красный Кут

— Одно из самых сильных духовных переживаний, рождающихся в моей душе на богослужении праздника Сретения Господня, в частности при пении «Ныне отпущаеши», связано с надеждой на мирную и непостыдную кончину. Каждому христианину присуще ожидание встречи с Богом по окончании земного пути — это делает праздник особенно близким. Радость, с которой встречает старец Симеон Младенца Иисуса Христа, может стать радостью всякого человека, если он будет готов ко встрече со своим Творцом. Но надо, чтобы такое сретение произошло во время земной жизни, иначе в вечности душа будет просто к этому неспособна. По-настоящему встретиться можно только лишь с тем, кого любишь. Поэтому вся жизнь христианина есть стяжание через духовный подвиг дара любви к Богу.

Священник Стахий Жулин, настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев Покровской епархии (поселок Озинки):

Поэтому каждый раз во время пения торжественно глубоких слов «Ныне отпущаеши раба Твоего. » мне на ум приходит одна только мысль — «Господи, помилуй!».

Священник Максим Куров, секретарь Епархиального управления Балашовской епархии

Михаил Смирнов, инженер-геолог, певчий храма во имя святого равноапостольного князя Владимира (Саратов):

— Что касается молитвы «Ныне отпущаеши. » — вот тут так сразу не объясню. Очень личное. Ну, примерно так: это самая моя любимая молитва вообще. Трепещет душа пред величием Божиим! Ощущаю себя действительно стоящим перед Ним. И именно «рабом, ничего не стоющим», вроде того сапожника из Александрии, что ответил Антонию Великому: «Все спасутся, один я отправлюсь во ад». И ощущение конца земной жизни тоже присутствует: светлое, но в то же время и скорбное. Но это все относится к первой половине молитвы, включая слова «по глаголу Твоему, с миром. » А далее как вроде бы и не ко мне относится,- ведь не видели очи мои ничего, значит, мне бы и произносить слова сии не подобает. И как осмелюсь благословить Младенца?! Только остается упасть на колени и прошептать: «Что повелишь рабу Твоему, Владыко?».

Господи, не вмени мне в вину слова сии!

Видео (кликните для воспроизведения).

Записали Марина Бирюкова, Инна Стромилова

Молитва симеона ныне отпущаеши
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here