(Греч. тянуть) — молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится дьяконом или священником, заключительный возглас — священником. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектений различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения — наиболее полная (около десяти прошений), малая — из одного прошения, сугубая (т.е. усиленная), просительная и др. На различных богослужениях в ектению вставляются прошения, относящиеся к данному богослужению. Употребление в богослужении ектений начинается со II — III вв.
Неправильно, конечно, название этой ектении «сугубая», так как «Господи, помилуй» поется не сугубо, не два раза, а три, и само слово έκτενής δέησις надо переводить, как «прилежное моление», как и надписывается молитва во время этой ектении. В древности она просто называлась έκτενής, в отличие от συναπτή — великой ектении.
Она является молитвой о лицах, тогда как просительная ектения — о вещах и потребностях, необходимых этим лицам. Эта ектения содержится и в последовании вечерни и утрени, но некоторые различия между содержанием этой молитвы за Литургией и на других службах легко замечаются.
Происхождение этой ектении несомненно древнее, хотя современный ее вид выработался лишь в течение веков. Уже в списках литургии апостола Иакова Х-ХІ вв. встречается молитва, близкая по содержанию с нашей сугубой ектенией. Сама по себе она является повторением и дополнением великой ектении.
В теперешней редакции этой ектении есть несколько прошений, требующих особых замечаний. Так, например, кроме обычного прошения об архиерее «и всей во Христе братии нашей» (как на вечерне и утрене), имеется еще и прошение, которого не встречаем в других службах, а именно: «Еще молимся о братиях наших священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем». Происхождение этого прошения, вероятно, надо искать в иерусалимских текстах ектений, где значится, отлично от венецианской (т.е. общевосточной) редакции, именно так:
Общегреческий текст | Иерусалимский текст |
«Еще молимся о братиях наших иереях, иеромонахах, монахах и о всем во Христе братстве нашем». | «Еще молимся о братиях наших архиереях, иереях, иеромонахах, иеродиаконах и монахах и о всем во Христе братстве нашем». |
Объяснение этому следует искать в том, что в Святогробское братство входят не только священники, иеромонахи, иеродиаконы, монахи и т.д., как во всех монастырях, но еще и архиереи. Таким образом, под «всей во Христе братией нашей» служебник понимает все вообще священство и диаконство, т.е. весь клир христианский, тогда как под «всем во Христе братством» надо понимать это братство агиотафитов. Не-иерусалимские служебники, как видим, выпустили слово «архиереев» из прошения о братстве, но само «братство» сохранили. И, кроме того, не-иерусалимские служебники в прошении о правящем архиерее не содержат нашего выражения «о всей во Христе братии нашей».
В сугубой ектении есть прошение «о плодоносящих», само по себе не древнего происхождения. До XIV в. были еще специальные молитвы плодоношения и ектении о плодоприношении и плодоприносящих, впоследствии исчезнувшие и замененные одним прошением на сугубой ектении. Древние исчезнувшие молитвы восходят к агапам. В одной из рукописей ХІ-ХІІ вв. находим такое, например, прошение: «О еже плодоношения во днешний день принесших, да защищение, прощение и жизни вечныя причастия приимут, помолимся».
Прошение о воинстве появляется только в позднейших печатных служебниках [1].
В древности «Господи, помилуй» пелось один только раз на каждое прошение, остатком чего являются однократные «Господи, помилуй» в начале сугубой ектении. Иногда эта ектения заканчивалась 12-кратным «Господи, помилуй» после последнего прошения. По Московскому печатному служебнику 1658 г., «Господи, помилуй» 12 раз пелось после прошения о царе.
Следует отметить еще и ту особенность, которую находим в прошении о преждепочивших отцах и братиях. Оно дополнено словами «святейших Патриарсех Православных, и благочестивых Царех и благоверных Царицах», чего нет в греческих служебниках. Зато Иерусалимский литургикон содержит прошение о милости, жизни, мире, здравии, спасении православных христиан, поклонников, попечителей и паломников Святого Гроба и всех живущих во святом граде Иерусалиме. Кроме того, он содержит прошение о упокоении поименно почивших Патриархов, начиная от Анфима (1788-1806), и прошение «о братиях наших, во службах и отшествии сущих и о всех милующих, служащих и служивших во святой обители сей».
Священник во время этой ектении читает так называемую «молитву прилежнаго моления:»
«Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб, и помилуй нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя (Пс. 102:4) [2] низпосли на ны и на вся люди Твоя, чающыя от Тебе богатыя милости» (Еф. 2:4) [3].
В эту ектению могут быть вставлены и особые прошения о болящих или о спасении от народных бедствий и т.д. Следует, однако, заметить, что прошения эти должны быть взяты или из книги молебных пений, или одобрены высшей церковной властью. Во всяком случае, не следует поощрять проявления свободного литургического творчества и отягчение текста чрезмерными прошениями, иногда по своей стилистической несовершенности мало гармонирующими с музыкой славянской речи. Также не следовало бы поощрять священников к поименному поминовению длинного списка имен о здравии и спасении. Это же относится и к следующей за сим ектении, заупокойной. Внимание молящихся невольно утомляется, когда в прошении οб упокоении вычитываются длиннейшие списки имен.
Ko времени сугубой ектении развертывается и антиминс. Следует сказать, что, как наш, так и все греческие чины литургии ясно указывают на раскрывание антиминса после возгласа «Да и тии с нами славят. «, т.е. после ектении об оглашенных. Но существующая практика узаконила иной момент для этого. По аналогии с чиновником архиерейского священнослужения, и при иерейской службе антиминс раскрывается во время сугубой ектении, а ко времени возгласа «Да и тии с нами славят. » оставляют нераскрытой только последнюю, верхнюю часть антиминса. По этому случаю следует заметить, что существующая практика узаконила совершение этого действия после прошения о правящем архиерее. Священник открывает сначала илитон (плат), в который антиминс завернут, а потом и сам антиминс. К этому не лишним является заметить, что не всегда иереи соблюдают однообразие в свертывании, a, следовательно, и в развертывании антиминса. Порядок здесь должен быть такой.
После сугубой ектении может быть, по нашей литургической традиции, вставлена и ектения об усопших (сугубая) с соответствующей молитвой «Боже духов и всякия плоти. » Греческая практика этого не знает, не делает и только после окончания Литургии, если есть заупокойное поминовение, совершает литию. Ни в коем случае не следует допускать произвольного и ничем не оправданного новшества петь после заупокойной ектении кондак «Со святыми упокой…» [5] Кондакам и тропарям отведено совершенно ясное и определенное место — тотчас же после входа, а никак не между ектениями.
Говоря о заупокойной ектении, следует заметить, что поминовение священником длинных списков имен, как это бывает на родительских заупокойных Литургиях, не следует поощрять. Это отвлекает внимание верующих от главного, утомляет его, мешая более бодрому и сознательному восприятию центральной, евхаристической части Литургии. Не следовало бы священникам присоединять к именам усопших и всевозможные добавления, как то: «умученного», «убиенного», «утопшего», «в темнице скончавшегося», «блаженного отрока» и пр. Восточная традиция не знает даже и нашего «новопреставленного». Точно так же следует всячески выводить из употребления поминовения титулов: «болярина (генерала)», «князя», «графа», «воина» и т.д. В молитве важно поминовение самого имени, а не разных второстепенных добавлений чисто земного значения.
Существует обычай произносить заупокойную ектению с кадилом в руках, и т.к. положено после прочтения Евангелия закрыть царские врата, то обычно их на заупокойную ектению снова открывают.
- Подробнее о ектении этой см. в статье проф. М. Скабаллановича «Ектении» в «Труд. Киев. Дух. Ак»., за 1912 г., июль, стр. 181-195. ^
- избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; ^
- Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас. ^
- Прот. Л. Миркович. «Православная литургика», ч. II, стр. 78-79. ^
- Булгаков. «Наст. книга», стр. 901, прим. 73. ^
Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, то есть готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.
После возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш. » поется «трисвятое» — «Святый Боже. » В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Святой Троицы, а также в субботы Лазареву и Великую, вместо «трисвятого» поется «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды) аллилуиа» , потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября ст. ст.) и в третью неделю (воскресенье) Великого поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо «трисвятого» поют «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.
Словами «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.
Ектению читает, как правило, диакон, стоя на амвоне лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник. В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе.За Литургией бывает поминовение на ектениях (о здравии и о упокоении). Ектения — это ряд идущих друг за другом кратких прошений, служащих приглашением к молитве, завершающихся возгласом. В непраздничные дни, когда бывает поминовение усопших, за Литургией также произносится заупокойная ектения с поминовением почивших членов Церкви.
Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями. На ектенье бывают четыре различных аккламации:
«Господи, помилуй»
«Подай, Господи»
«Тебе, Господи»
«Аминь» — заключительная.
Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь!». Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием про себя читаемой положенной в это время молитвы.
По содержанию и числу прошений в русской церковной практике различают великую, малую, сугубую и просительную.
Первый вид – это великая ектения. Место в службе ее – первое, это первая ектения на каждой службе: на литургии, на вечерне, на утрени, и отличается она особенной полнотой и возвышенностью содержания. Прошения выстроены в ней как бы сверху вниз. Сначала мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших – самое главное прошение, а потом уже о плавающих, путешествующих, недугующих; ектения спускается от самых высоких к самым простым нуждам человеческим.
Следующий вид – малая ектения. Она всегда начинается словами «Паки и паки» – снова и снова, давайте еще раз Господу помолимся. Малая ектения содержит всего два прошения.
Просительная ектения начинается словами «Исполним молитву нашу Господеви», могут добавляться слова «вечернюю» или «утреннюю». И отличается она тем, что, начиная со второго или с третьего прошения, хор поет не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи». Прошения здесь уже другого характера, чем в великой ектенье.
В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении. Сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна.
Кто не имеет возможности посетить монастырь, может заказать заказную ектению через наш сайт в режиме он-лайн:
В сугубой ектении, усердно молясь Господу о всех своих нуждах, верующие прибегают с сердечным дерзновением к Его милости и человеколюбию.
Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего промышления нашего рцем.
Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Алексии, Патриархе Московском и всея Руси, о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имя рек) и о всей во Христе братии нашей.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Чтец: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими, Господи, милость Твоя во век; дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Сначала определим значения слов «ектения» и «молебен».
Ектения (от греч. “усердие”, “протяжение”) – ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет “Господи, помилуй”, “подай, Господи” или “Тебе, Господи”.
По содержанию и числу прошений в русской церковной практике различают великую, малую, сугубую и просительную.
Сугубая ектения (от слав. “сугубити” – “усиливать, удваивать”) – начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Название этой ектении указывает на усиленное моление (поэтому ее называют “ектенией прилежного моления”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”.
Молебен – один из видов частного богослужения. Отличается краткостью и имеет просительный либо благодарственный характер. Молящиеся просят Господа, Богородицу или святого о ниспослании милости либо благодарят за получение благ.
Различаются молебны общественные и частные. Первые совершаются, как правило, в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д. Частные молебны совершаются по просьбам отдельных лиц: например, на благословение дома, на освящение и благословение пищи, о ниспослании духовного и телесного здоровья. В разных храмах существуют определенные дни для совершения таких молебнов.
Таким образом, сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.
Ектения (от греч. “усердие”, “протяжение”) – ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет “Господи, помилуй”, “подай, Господи” или “Тебе, Господи”.По содержанию и числу прошений в русской церковной практике различают великую, малую, сугубую и просительную.
Сугубая ектения (от слав. “сугубити” – “усиливать, удваивать”) – начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Название этой ектении указывает на усиленное моление (поэтому ее называют “ектенией прилежного моления”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”.
Сугубая ектения состоит из следующих прошений:
1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.
3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.
4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.
5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.
6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.
7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.
8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.
После великого входа Церковь начинает приготовлять молящихся к принесению Бескровной Жертвы.
Диакон, выйдя северными дверьми на солею и став на обычном месте, произносит просительную ектению:
Испо́лним (восполним) молитву нашу Го́сподеви.
Диакон: О предложе́нных Честны΄х Даре́х Господу помолимся.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и ну́жды Господу помолимся.
Во время просительной ектении священник тайно читает молитву приношения, которая по сходству с проскомидийной молитвой называется «Молитвой проскомидии» и разнится от нее лишь тем, что относится к Честным Дарам, окончательно приготовленным для Святой Евхаристии.
На литургии св. Иоанна Златоуста:
Господи Боже Вседержителю, Едине Святе, прие́мляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем! Приими и нас, грешных, моления, и принеси ко Святому Твоему Жертвеннику, и удовли΄ нас приносити Тебе да́ры же и жертвы духовныя о наших гресе́х и людских неве́дениих, и сподоби нас обрести΄ благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей и вселитися Духу благодати Твоея΄ Благому в нас, и на предлежащих Даре́х сих, и на всех людех Твоих.
На литургии св. Василия Великого:
Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию, показавый нам пути во спасение, даровавый нам Небесных тайн откровение! Ты бо еси положи΄вый нас в службу сию силою Духа Твоего Святаго.
Благоволи убо, Господи, быти нам служителем (дат. мн. ч.) Новаго Твоего Завета, слугам (дат. мн. ч.) Святых Твоих Таинств: приими нас, приближающихся святому Твоему Жертвеннику, по множеству милости Твоея΄, да будем достойны приносити Тебе словесную сию и Безкровную Жертву о наших согреше́ниих и о людски΄х неве́жествиих, юже прием во святый, и пренебе́сный, и мысленный Твой Жертвенник в воню΄ благоухания, возниспосли΄ нам благодать Святаго Твоего Духа.
Призри на ны, Боже, и виждь службу сию нашу, и приими ю, я΄коже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраа́мова всеплодия, Моисе́ова и Ааро́нова священства, Самуилова мирная. Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас, грешных, приими Да́ры сия по благости Твоей, Господи, яко да, сподо́бльшеся служити без порока святому Твоему Жертвеннику, обря΄щем мзду верных и мудрых строителей в день страшный воздаяния Твоего праведнаго.
Диакон продолжает ектению: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.
Диакон: Дне всего совершенна, свя΄та, мирна и безгрешна у Господа просим.
Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира ми΄рови у Господа просим.
Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Священник, заканчивая молитву приношения, возглашает:
Щедро́тами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
В просительной ектении есть прошение, прибавляемое только в этой части литургии: «О предложе́нных Честны΄х Даре́х Господу помолимся», то есть, чтобы Господь милостиво их принял от нас и освятил силою Святаго Духа. В тайной молитве приношения, читаемой в это же время, священник просит, чтобы Господь удостоил его принести Честные Дары в жертву духовную и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, в силу Своих щедрот и милосердия.
Далее верующие приготовляются к святому возношению — внушением мира и любви и исповеданием православной веры.
Священник, обратившись лицом к западу и благословляя молящихся, из алтаря возглашает: Мир всем.
Мир душевный должен выражаться во взаимной любви; к ней и призываются затем молящиеся приглашением диакона единодушно выразить свою веру.
Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием испове́мы (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру).
Хор, доканчивая слова диакона, поет:
Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.
В это время священник читает тайно: Возлюблю Тя, Господи, Кре́посте моя, Господь — Утверждение мое и Прибежище мое (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, и целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой [1].
1. В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия лобызали друг друга (женщины — женщин, мужчины — мужчин). Этот обычай лобзания друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служа́щих священников несколько, они все целуют дискос и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: «Христос посреде́ нас». Младший отвечает: «И есть, и будет».
2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что́ и священники. (В практике диаконы совершают лобзание перед причащением Святых Тайн.)
3. Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: «Христос воскресе», а младший отвечает: «Воистину воскресе».
- По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое
Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих.
Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи.
Не остави стадо Свое, от сродник своих во озлоблении сущих, умалитися, но скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию обрати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь, да единем сердцем и едиными усты прославим Тя, Господа и Спасителя нашего во веки веков. Аминь.
Непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия в чинопоследовании литургии оглашенных следует сугубая ектения, вместе с ектенией об оглашенных составляющая заключение литургии оглашенных. Подобно тому, как сугубая ектения составляет заключение вечерни, с которой литургия оглашенных, как мы прежде замечали, сходна.
Ектения, значит прилежное моление. Ектения сугубая называется так потому, что каждое ее прошение, или, лучше сказать, каждое возглашение, дьякона, призывающего вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением первых двух возглашений, не однократным, как в великой или мирной ектении, а троекратным припевом: Господи помилуй.
Ряд дьяконских возглашений, составляющих сугубую ектению литургии оглашенных, начинается словами: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем (рцем – скажем).
Хор на каждое прошение дьякона от имени всех молящихся отвечает троекратным пением: Господи помилуй.
Следующими затем двумя дьяконскими возглашениями Церковь призывает нас к молитве покаяния, к молитве о прощении нам грехов. Первое из них: Господи Вседержителю Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй, – взято из молитвы Манассии, царя Иудейского. Он был идолопоклонником и покровителем идолопоклонства, но в плену у ассирийского царя восчувствовал свою вину перед Богом и свое раскаяние выразил в молитве, начинающейся словами: Господи Вседержителю Боже отец наших ( 2Пар. 20, 6 ). Второе возглашение: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй ( Пс. 50, 1 ), – заимствовано из псалма, написанного царем Давидом во свидетельство его раскаяния в грехах против шестой и седьмой заповедей.
Затем следуют возглашения, призывающие нас к молению о наших ближних, живых и усопших.
Рассмотрим сугубую ектению.
1. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе, о господине нашем преосвященнейшем (местном правящем архиерее), честнем (досточтимом) пресвитерстве, во Христе дьяконстве (о дьяконах, служащих во славу Христа), о всем причте и людех, Господу помолимся. Братией во Христе здесь называются члены клира – священнослужители и церковнослужители. Все они посвящены на служение Богу и Его Святой Церкви и потому, несмотря на различие в общественном положении и степенях служения , составляют братское общество во Христе.
2. О Христолюбивом воинстве. Как известно, в состав армии нашего государства входят не только христиане, но также язычники, мусульмане, иудеи. Следовательно, когда все воинство именуется христолюбивым, это именование правильнее разуметь не о всех военных людях в строгом смысле, а только о всех христианских воинах, составляющих большинство в составе войска нашей державы.
3. О братиях наших священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем. Речь идет не вообще о членах церковного причта во всей Вселенской Церкви, – ибо в этом смысле было уже возглашение (о Святейшем Патриархе), – но местном, приходском, или монастырском духовенстве.
4. Об усопших православных христианах. Между ними сначала достойно и праведно упоминаются лица, имевшие особенное значение для всей Русской Православной Церкви, например, блаженные и приснопамятные святейшие Патриархи; благочестивые (т.е. православные) цари и благоверные царицы, потом лица, приснопамятные для местной приходской церкви или обители, – каковы создатели храма; наконец, все почившие отцы и братия, зде лежащие и повсюду православные. Отцы – это наши предки, братия – это наши современники, скончавшиеся на нашей памяти.
5. О плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся и (о) предстоящих людех, ожидающих от Тебе (от Господа) великия и богатые милости. Плодоносящие – это те, которые снабжают святой храм всем потребным для богослужения (вином, елеем, фимиамом, свечами) или жертвуют деньги для приобретения этих веществ; добродеющие ( καλλιεργουντεξ – украшающие) – это те, которые жертвуют непосредственно на украшение храма, на поддержание в нем благолепия. Труждающиеся – это работающие при храме, его стерегущие, наблюдающие за чистотой и т.п. 46 Поющие – это не только принадлежащие к чину певцов, но и миряне, помогающие им в пении.
В начале сугубой ектении священник в тайной молитве просит Бога, чтобы Он принял от Своих рабов это прилежное моление ( εκτενην ικεσιαν ), к которому призывает ектения, и ущедрил всех, чающих от Него богатой милости. Ибо Ты, – велегласно возглашает священник, – милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Это заключительное возглашение относится к тайной молитве священника, хотя произносится после ектении.
Вслед за сугубой ектенией полагается особая ектения об усобших, с произношением их имен, которая, впрочем, возглашается не всегда, а только в случае, если будут о усопших приношения (Служебник), т.е. если потребуется особенное о них поминовение. Затем следует ектения об оглашенных.
Молитвы об оглашенных, удержанные в современном составе литургии, содержатся в ектении об оглашенных и в тайной молитве священника.
В ектении дьякон приглашает сперва самих оглашенных помолиться о себе: помолитеся оглашеннии Господеви; потом обращается к верным: вернии о оглашенных помолимся,– и указывает, чего именно надо просить у Бога для оглашенных. Мы должны просить у Бога: да помилует их, т.е. чтобы простил им все грехи, совершенные ими вне общения с Церковью; да огласит их словом истины, т.е. чтобы сделал их внимательными к учению истины; да открыет им Евангелие правды, т.е. чтобы дал им уразуметь и с убеждением принять ту евангельскую истину, что наше оправдание зависит единственно от благодати Божией, даруемой нам по вере в искупительные заслуги Иисуса Христа, вере, разумеется, живой и деятельной; да соединит их святей Своей соборней и апостольской Церкви посредством Таинств. Потом дьякон возглашает: заступи, спаси, помилуй и сохрани их Боже Твоею благодатию, – и повелевает оглашенным преклонить главы в знак смирения и преданности, с которыми они должны ожидать милости Божией, испрашиваемой для них в эту минуту священником в тайной молитве.
В этой тайной молитве, сходной с ектенией, священник просит Бога, обитающего на Небесах и милостиво призирающего на смиренных, чтобы Он призрел на оглашенных, смиряющих себя перед Ним в преклонении своих вый (выя -шея), сподобил их бани пакибытия (т.е. чтобы в животворных струях крещения омыл их греховную нечистоту и возродил их к новой жизни по духу), чтобы даровал им оставление грехов и одежду нетления (т.е. чтобы украсил их, как великолепной одеждой, оправданием во Христе и соделал их причастниками нетленной жизни), чтобы соединил их со Святой Церковью. В заключение этой тайной молитвы, священник произносит вслух: да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. «Через соединение оглашенных с Церковью, – о чем было прошение в конце тайной молитвы о них, – даруй им право вместе с чадами Церкви участвовать в славословии Тебе, Триединому Господу». Тайная молитва об оглашенных на литургии Василия Великого имеет подобное содержание 47 .
Архиеп. Филарет Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. С. 115.
Другие толкователи под труждающимися ( κοπιοντεξ ) разумеют тех, которые в древней Церкви или доброволь но, или по поручению Церкви принимали на себя обязанность готовить могилы для умерших, особенно же погребать тела мучеников, а также безродных и убогих. Мы не находим нужным при объяснении этого слова отступать от общепринятого у светских и духовных писателей его значения ( 1Фес. 2:9, 5:12 ; 2Фес. 3, 8 ) и предпочитать ему исключительное, тем более что чин погребателей давно не существует.
Вот русский текст этой молитвы: «Господи Боже наш, живущий на Небесах и призирающий на все дела Твои, призри на рабов Твоих оглашенных, преклонивших шеи свои перед Тобою, и дай им легкое ярмо, соделай их почтенными членами Святой Твоей Церкви и удостой их бани возрождения, отпущения грехов и одежды нетления, к познанию Тебя, истинного Бога нашего. Вслух: чтобы и они с нами славили всечтимое и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, сегодня и непрестанно и во веки веков. Аминь».
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 45 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Молебен — это вид божественного служения, в котором просят Бога, Богородицу или святого угодника послать милость или благодарят за полученные дары. Что это такое сугубая молитва о здравии и когда заказывают ее Вы узнаете из этой статьи.
Ектения в переводе с греческого языка означает «прилежное моление». Целая сугубая молитва соединяет несколько прошений и их четыре вида большая, малая, сугубая и просительная. Большая ектения содержит двенадцать прошений.
Сугубая ектения не является молебном, но может входить в текст. Молитвы бывают просительные, благодарственные и хвалебные и в них просят не земные блага, а духовные терпение, смирение, покаяние. В просительных молебнах просят прощения за грехопадение, выраженное в делах и мыслях, о помощи в проблемах и нуждах. Благодарственные молитвы содержат благодарность за здоровье или благополучие и самая короткая «Слава Богу». Хвалебный молебен самый высший вид.
Молебны бывают соборные и частного характера. Первые проводятся в праздничные дни, на Новый год, перед учебным годом, при действиях непреодолимой силы ураганы, пожары, бури, эпидемии. Вторые проводятся по просьбам конкретных лиц, например, на благословение и освящение дома, о послании духовного и физического здоровья. Существуют конкретные дни для совершения таких молебнов. Перед началом любого дела необходимо говорить «Господи, благослови», в процессе «Господи, помоги».
Диакон, отдав священнику св. Евангелие:
Д. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Д. Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Л. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Д. Еще молимся о Святейших Патриарсех Православных, и о Господине нашем Митрополите (или Архиепископе, или Епископе,) нашем (имя), и всей во Христе братии нашей.
ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ Ектения Хвалебная песнь Богу, какую представляет из себя 103 псалом, не только сопровождается и восполняется тайными молитвами священника, но и сменяется молитвою всех верующих. Такой молитвою является следующая за предначинательным псалмом ектения.
Ектения Хвалебная песнь Богу, какую представляет из себя 103 псалом, не только сопровождается и восполняется тайными молитвами священника, но и сменяется молитвою всех верующих. Такой молитвою является следующая за предначинательным псалмом ектения. Ектения — молитва
СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ Ее содержание Начинается эта часть вечерни (как и утрени) с одного из самых усердных, какие знает устав, молений, называемого в просторечии сугубой ектенией [422], а в богослужебных книгах «прилежным молением» (. . ) [423]. Вознесенные до сих пор короткие
Сугубая ектения на вечерне На вечерне сугубая ектения, надо полагать, была большей частью такого же состава, как на литургии. Это видно из того уже, что многие ркп. не дают в чине вечерни текста ее; где же он дается, там совпадает с литургийным текстом сугубой ектении той же
ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных
Ектения по 9 песни 9-ю песнью заканчивается 3-й и последний отдел канона, который имеет заключение, подобное предыдущим двум отделам, т. е. прежде всего малую ектению. Ее возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя», с одной стороны, по окончании длинного гимна, какой
Сугубая ектения на утрене Конец утрени имеет такой же состав, как и вечерни, но это вполне только на будничной утрене по сравнению с такой же вечерней. Конец же праздничной, следовательно и воскресной, утрени отличается от конца такой же вечерни тем, что ектения сугубая и
ЗАУПОКОЙНАЯ СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ За тропарями Со духи праведных следует заупокойная сугубая ектения. От обычных малых заупокойных ектений она отличается первым прошением и тем, что к каждому прошению Господи помилуй припевается по трижды. Но в то время, как на малых ектениях
Сугубая ектенья После чтения Евангелия звучит Сугубая ектенья. Литургия оглашенных завершается и начинается новый этап литургического восхождения. Сугубая ектенья входит в состав каждой службы. По прошениям она схожа с Мирной, которой обычно богослужение начинается.В
Великая Ектения Д. Миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. О святем храме сем, и
Малая Ектения Д. Паки и паки миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи, помилуй.Д. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми
Малая Ектения Д Паки и паки…
Сугубая Ектения Диакон, отдав священнику св. Евангелие:Д. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.Л. Господи, помилуй.Д. Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.Л. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и
Ектения о усопших Д Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.Л. Господи, помилуй (трижды).Д. Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.Л. Господи, помилуй (трижды).Д.
Просительная Ектения Д. Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. О принесенных и освященных честных дарех Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. Яко да человеколюбец Бог наш, приемь я во святый и пренебесный и мысленный Свой
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ектения сугубая Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей (см. стр. 36)И ектения просительная:Д. Исполним утреннюю молитву нашу Господеви.Л. Господи, помилуй.Д Заступи, спаси (см. стр. 41).Возглас: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…Св. Мир всем.Л. И духови Твоему.Д
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.