Молитва Св Серафиму чичагову

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва св серафиму чичагову - подобранную специально для Вас!

Священномученик Серафим Чичагов (миру Леонид Михайлович Чичагов) — храбрый офицер, священник, а потом и архипастырь-мученик, автор многих литературно-исторических трудов, в частности «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», послужившей канонизации преподобного Серафима Саровского, композитор, иконописец, врач, исследователь, разработавший своеобразную медицинскую систему.

Священномученик Серафим Чичагов — покровитель православного воинства, врачей и ученых, церковного клира. Ему обращаются за молитвенной помощью в болезнях и немощах, при семейных неурядицах, укреплении веры в гонениях и искушениях, о становлении доброй приходской жизни

Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме/, моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самого Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, В Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

В о́инство Царя́ Небе́снаго/ па́че земна́го возлюби́в,/ служи́тель пла́менный Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́./ Наставле́ния Кроншта́дтскаго па́стыря/ в се́рдце свое́м слага́я,/ да́нная ти от Бо́га многообра́зная дарова́ния/ к по́льзе наро́да Бо́жия преумно́жил еси́./ Учи́тель благоче́стия/ и побо́рник еди́нства церко́вного быв,/ пострада́ти да́же до кро́ве сподо́бился еси́./ Священному́чениче Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

С аро́вскому чудотво́рцу тезоимени́т быв,/ те́плую любо́вь к нему́ име́л еси́,/ писа́ньми свои́ми по́двиги и чудеса́ того́ ми́ру возвести́в,/ ве́рныя к его́ прославле́нию подви́гл еси́/ и благода́рственнаго посеще́ния/ самаго́ Преподо́бнаго сподо́бился еси́./ С ни́мже ны́не, священному́чениче Серафи́ме,/ в Небе́сных черто́зех водворя́яся,/ моли́ Христа́ Бо́га// серафи́мския ра́дости нам прича́стником бы́ти.

От христиан требуется не только чистая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва. Она заповедана нам святым Апостолом Павлом, который писал: «непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 18), и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: «бдите убо на всяко время, молящеся«, т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь!

Кто понимает земную жизнь, влияние духа злого на мир и видит грозящие ежеминутно человеку опасности, тот не удивится необходимости следовать святой заповеди о непрестанной молитве, ибо людям нужна столь же непрестанная помощь Божия. Без этой помощи, без влияния благодати на нас мы делаемся способными на всевозможные грехопадения и на все смертные грехи. Чтобы спастись — одно средство: бодрствовать на всякое время и молиться, т.е. непрестанно призывать помощь Божию.

«Такая молитва, — говорят свв. отцы, — есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач пользует пластырем рану больного, причем страждущий не знает, как происходит излечение, точно так Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается (св. Варсонофий).

«Молитва не в том только состоит, — говорит святитель Тихон Задонский, — чтобы в известный час стоять и кланяться телом пред Богом и читать написанные молитвы, но в том, чтобы молиться на всякое время и на всяком месте — умом и духом. Можешь возносить ум и сердце к Богу и просить от Него милости и помощи ходя, сидя, едучи, сидя за трапезой, совершая дела, в уединении и в народе, ибо Бог и на всяком месте».

Возлюбленные! Бог не заповедал нам, конечно, ничего невозможного, а все только то, что мы в состоянии делать. Если бы непрестанная молитва была невозможна, то не нашлось бы в мире столько лиц, которые исполнили бы спасительную заповедь. Отец св. Григория Солунского, дивный Константин, жил при дворе, назывался отцом и учителем царя Андроника, ежедневно занимался государственными делами, кроме своих обязанностей по семье и большому имуществу, и при всем этом был неотлучен от Бога и привязан к непрестанной умной молитве.

«Не говори мне, — пишет свт. Златоуст, — что для человека, занятого делом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль; не воздаяние рук, но воздаяние ума, не наружный вид, но внутренний смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой».

Какую же молитву святые отцы называют умной, непрестанной? Когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда негласным, безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных, душевных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум. Умною молитвою принято называть Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! Святые отцы в своих правилах меняют некоторые слова, чтобы молитва была и за ближних и прошения принимались по ходатайству Матери Божией, и для этого произносят так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных, или Богородицею помилуй мя, грешнаго!

Не забывайте же, братья и сестры, этой заповеди Христовой и Апостольской. Упражняйтесь в непрестанной молитве, изучайте это важное дело ради спасения наших душ. Всякое дело сначала трудно, но когда навыкните, то познаете, как сладко Имя Господне! Св. апостол Павел не стал бы нас обязывать молитвою, если бы это было крайне трудно и невозможно. Будемте телом работать и в это время духом молиться! Внешний наш человек пусть исполняет свои житейские дела, а внутренний пусть будет весь посвящен на служение Богу. Это ангельское житие, ибо Ангелы не имеют голоса, но умом приносят Богу непрестанное славословие; в том состоит все их дело, и этому посвящается вся их жизнь. Вкусите и видите, яко благ Господь! Аминь.

Печатается по:
«Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)», — М., Изд-во Сретенского монастыря, 2003

Читайте так же:  Молитва о защиты от врагов

Вспоминая ныне явление Богоматери, молившейся во Влахернском храме за весь род человеческий, о чем же нам и беседовать, как не о значении молитвы в нашей жизни и о необходимости молитвы для каждого человека. Если без молитвы ничего не делается на небе, то как же она нам нужна на земле. Херувимы, Серафимы, святые и преподобные, блаженствуя в раю и участвуя в славе Христа, Сына Божия, — все непрестанно молятся. Нельзя это сказать о людях, живущих на земле и предназначенных для прославления своего Создателя.

Человечество увлечено иными стремлениями и целями, созданными себе во вред и на пагубу. Есть люди, которые совсем не молятся, не чувствуют в этом необходимости, не понимают смысла молитвословия и не верят в возможность быть услышанными Богом; весьма многие люди молятся редко и всегда неохотно, с принуждением и тяготою. Таким образом, очень мало людей, живущих горячей, сильной, искренней, умной и непрестанной молитвой, по заповеди Христа и наставлениям святых апостолов. Надо полагать, что эти люди и есть те праведники, ради которых спасаются страны, города и веси.

Когда Марфа принимала Господа, а при ногах Его сидела Мария, то в обеих сестрах сказалось прекрасное усердие, однако дела их были различны. Господь одобрил обеих, но предпочел Марию. Марфа — образ деятельного служения другим; Мария — образ созерцательного предстояния Богу в молитве, но Мария благую часть избрала (Лк. 10, 42). «Если, — пишет святитель Василий Великий, — и ты хочешь быть тайником Христовым, сядь при ногах Его и пребывай в молитвенном созерцании Его!»

В древности люди всему предпочитали молитву, и святые отцы при свидании всегда спрашивали друг друга о том, как идет или действует молитва? Действие молитвы было у них признаком духовной жизни, но не всякое молитвословие и стояние на молитве они признавали за истинную молитву. Так, поклоны пред иконами и чтение по книжке, заучивание молитвы на память и слышание чтения другого они считали лишь за принадлежность молитвы. Сама молитва, по их определению, есть возникновение в сердце чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Насколько легко класть поклоны и читать молитвы, настолько трудно возноситься сердцем к Богу. Полет духа требует возбуждения, а возбуждение — укрепления, дабы, как говорится, воспитать в себе молитвенный дух.

Следовательно, возлюбленные, чтобы молитва сделалась нашею необходимостию, нашею радостию, потребностью жизни и самым драгоценным даром для нас, надо воспитать в себе молитвенный дух. Из одного определения святыми отцами, что такое истинная молитва, можно понять, насколько важно это воспитание молитвенного духа. Действительно, молитва есть мать и глава всех добродетелей, ибо заимствует их из источника всех благ — Бога, с Которым молящийся пребывает в общении, а потому без молитвы нельзя сделаться добродетельным христианином. Только молитвой можно дойти до Всемогущего Бога, ибо она есть путь к Нему, и оживотвориться причащением к жизни. Святитель митрополит Филарет Московский так объясняет движение молитвенного духа: «Душа, погруженная в чувственность, рассеянная в мире, омраченная грехом, не чувствует, что по своему началу она есть дыхание из уст Божиих, но сила этого чувства без ее ведома возникает из глубины и движет сердце к Богу».

Однажды братия спросила авву Агафона: какая добродетель труднее всех? Он ответил: «Простите мне, я думаю, что труднее всего молиться Богу. Когда человек захочет молиться, то враги стараются отвлечь его, ибо знают, что ничто им так не противодействует, как молитва Богу. Во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, он получает после усиленного труда успокоение, а молитва до последней минуты жизни требует борьбы». И какой борьбы! Весьма трудной и сложной, с плотию — расслабевающей, с собственным двоедушием, сомнением, неверием и — кознями врага спасения. Но Господь сказал: «Вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете» (Мф. 21, 22). Следовательно, если воспросите без веры или с сомнением, — не приимете, и для получения какого-либо блага у Бога, необходимо прежде молитвы приготовить себя к несомненной, крепкой вере, ибо сомнением мы оскорбляем Бога.

О, Всемилостивая Царице Богородице! Помози нам немощным, слабым, неразумным, скверным, неисправным, печальным, унылым, скорбным, отчаянным и покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! Даруй нам дух молитвы! Единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Помози нам, Ты наша радость и веселие, Ты упование, прибежище, надежда и спасение наше во веки веков! Аминь.

Печатается по:
«Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)», — М., Изд-во Сретенского монастыря, 2003

О, вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, священному́чениче Серафи́ме! Приими́ ны́не на́шу смире́нную песнь благодаре́ния и умоли́ Вседержи́теля Бо́га в Неразде́льней Тро́ице прославля́емаго низпосла́ти нам мир и благоде́нствие, да сохрани́тся от разоре́ния держа́ва на́ша. Любо́вию и му́дростию твое́ю лю́ди росси́йстии к едине́нию собо́рному приведи́ и от ересе́й и раско́лов огради́. Си́лою хода́тайства твоего́ терпе́ние в ско́рбех и боле́знех нам низпосли́. О, всехва́льный святи́телю Христо́в! Испроси́ у Всеми́лостиваго Бо́га пода́ти нам пре́жде конца́ покая́ние, да сподо́бимся с тобо́ю зре́ти лица́ Его́ добро́ту неизрече́нную, воспева́юще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.

Воинство Царя Небеснаго / паче земнаго возлюбив, / служитель пламенный Святыя Троицы явился еси, / наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, / данная ти от Бога многообразная дарования / к пользе народа Божия преумножил еси, / учитель благочестия / и поборник единства церковнаго быв, / пострадати даже до крове сподобился еси, / священномучениче Серафиме, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, / теплую любовь к нему имел еси, / писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, / верныя к его прославлению подвигл еси / и благодарственнаго посещения / самаго преподобнаго сподобился еси. / С нимже ныне, священномучениче Серафиме, / в Небесных чертозех водворяяся, / моли Христа Бога / серафимския радости нам причастником быти.

Первые уроки игры на рояле Леонид Чичагов получил в детстве. Его мать, Мария Николаевна Чичагова, была одаренной пианисткой. Музыкальной грамоте обучали и в Пажеском корпусе, куда поступил Леонид. По свидетельствам очевидцев, он мастерски играл на рояле и с легкостью импровизировал. Приняв сан, будущий митрополит не только не расстался с музыкой, но стал духовным композитором и музыкантом. В истории Русской Православной Церкви это уникальный случай.

Читайте так же:  Сильная молитва после операции

— Возможно, владыку Серафима к сочинению музыки подтолкнуло то, что во время пребывания на Кишиневской кафедре в 1908–1914 годах он был сильно разочарован местным пением, — рассказывает член Общества почитателей памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) и игумении Серафимы (Чёрной-Чичаговой) Владимир Лёвушкин. — Владыка, когда однажды зашла речь о его музыкальных произведениях, выразился так: «Учусь я музыке неспроста, а в противовес порнографии, для проведения музыки в жизнь, в мир; у нас есть церковное пение, но нет духовного, своего, народного; поэтому, что пишу, то постепенно и ввожу».

Вероятно, владыка Серафим сочинял музыку и раньше, но после ареста и расстрела весь его архив был конфискован. До нас дошла только часть музыкального наследия, датированная 1905–1916 годами. И та была обретена чудесным образом.

О ярком музыкальном таланте владыки свидетельствовали многие люди, знавшие его лично. В их числе и внучка митрополита Серафима, первая настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Чёрная-Чичагова). Она провела вместе с дедом последние годы его жизни под Москвой, на даче близ станции Удельная, и вот как вспоминала о том времени: «Я всегда заставала деда играющим на фисгармонии или сочиняющим музыку… Я садилась на диван, поджимала ноги и делала вид, что занимаюсь. Но ничего похожего, конечно, не было, потому что музыка была такая, что оторваться от нее было невозможно. И вот, просидев так целый вечер неподвижно и слушая музыку, я набиралась такой Божией благодати, от него исходившей, что это очень трудно передать словами».

В 1999 году почитатели митрополита Серафима передали матушке Серафиме ноты с музыкальными произведениями ее деда. Старинный альбом, изданный в начале прошлого века в нотопечатне П. Юргенсона в Москве, был обнаружен на Светлой седмице в одном из нотных антикварных магазинов Петербурга. Альбом из двух тетрадей под названиями «Листки из музыкального дневника» и «Музыкальный дневник» состоит в общей сложности из 38 произведений для органа, фисгармонии и фортепиано, написанных в 1905–1912 годах.

1. Утренняя заря.
2. Мир отнят злыми людьми.
3. Грустный ответ.
4. Одиночество.
5. Несение креста.
6. Элегия (Мой путь еще не окончен).
7. Искушение.
8. Сердечная тревога.
9. Тяжело всю жизнь терпеть обиды — незаслуженно, за правду, труд и искреннее чувство.
10. Нет правды. Неправда — отравляет жизнь, мучительна для сердца, точно сделалась потребностью людей, даже обманывают тех, которых сами любят.

В том же 1999 году в нотном отделе Государственной библиотеки был найден второй альбом «Духовно-музыкальные сочинения — Музыка и на неё слова архиепископа Серафима (Чичагова)», также отпечатанный у Юргенсона. Он содержит 15 вокальных произведений, созданных после 1912 года. Эти находки после века забвения вновь открыли для нас музыкальное творчество владыки Серафима (Чичагова).

Композиторское наследие митрополита Серафима делится на три части: это литургическая музыка, вокальные и фортепианные сочинения. В первую входят неизменяемые церковные песнопения: «Иже херувимы», «Слава в вышних Богу», «Благослови, душе моя, Господа», «Святый Боже», «Достойно есть» и другие. Их владыка положил на ноты. По времени появления эти произведения относятся к периоду пребывания владыки Серафима на епископской кафедре в Кишиневе. Там, стремясь поднять культуру церковного пения, он организовал духовно-просветительские беседы, на которых звучала и духовная музыка, в том числе и его собственная. По свидетельству современников, концерты имели у слушателей большой успех.

В Кишиневе владыка Серафим начал создавать и вокальную музыку: для сольного исполнения, дуэта, квартета и хора. Эти произведения восходят к жанру популярного в XIX веке религиозного романса. Тексты духовного содержания владыка писал сам. Других стихотворных сочинений митрополита Серафима до нас не дошло, и неизвестно, писал ли он стихи вне музыкального оформления. «Когда на небе заря зажжется», «Моя молитва», «О Мати Божия», «Душа изнемогла» — эти и другие романсы-молитвы сегодня помогают нам понять духовный мир святого. «Музыкальный дневник», в который вошли фортепианные произведения владыки, также носит сокровенный, исповедальный характер.

— Когда я посмотрел ноты, мне эти произведения показались очень простыми, в некоторых местах даже примитивными, — рассказывает популяризатор русской классической музыки, вице-президент фонда им. М. И. Глинки пианист Виктор Рябчиков. — Но когда стал играть, понял: это сочинения, в которые, чтобы оценить их, надо вжиться. В них присутствуют черты, присущие общему потоку романтизма того времени. Можно говорить, что есть нечто общее с музыкой А. Рубинштейна, А. Лядова, А. Скрябина, С. Рахманинова. Но главное, у митрополита Серафима есть свой композиторский почерк, свое узнаваемое лицо. Это духовная музыка, которая оказывает сильное впечатление на слушателей. И я, когда ее исполняю, стараюсь играть строже, сдержанней, понимая, что передаю переживания святого человека.

Духовные сочинения митрополита Серафима впервые зазвучали вновь в 1999 году. Первым исполнителем его музыки стал лауреат Международного конкурса пианистов в Париже, московский пианист Адриан Егоров. С тех пор к ней обращаются разные исполнители. Московский пианист Виктор Рябчиков в 2011 году записал альбом произведений владыки и выступил музыкальным редактором нот. Они были переизданы в наше время стараниями московского Общества почитателей священномученика митрополита Серафима (Чичагова) и игумении Серафимы (Чёрной-Чичаговой). В конце прошлого года вышла вторая часть книги, дополненная статьями, фотографиями, биографическими сведениями.

11 декабря 2016 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

Житие сщмч. Серафима (Чичагова) можно прочитать на:


— www.pravmir.ru
— www.azbyka.ru/days/
— days.pravoslavie.ru/Life/
— ru.wikipedia.org/wiki/

Тропарь священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову), глас 5
Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства Церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Читайте так же:  Какую почитать молитву чтобы взяли на работу

Кондак священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову), глас 6


Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

Величание священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову)
Величаем тя, священномучениче Серафиме, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
О, великий и пречудный угодниче Христов, священномучениче Серафиме! Приими ныне нашу смиренную песнь благодарения и умоли Вседержителя Бога в Нераздельней Троице прославляемаго низпослати нам мир и благоденствие, да сохранится от разорения держава наша. Любовию и мудростию твоею люди российстии к единению соборному приведи и от ересей и расколов огради. Силою ходатайства твоего терпение в скорбех и болезнех нам низпосли. О, всехвальный святителю Христов! Испроси у Всемилостиваго Бога подати нам прежде конца покаяние, да сподобимся с тобою зрети лица Его доброту неизреченную, воспевающе Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов) был человеком многих талантов. Но мало кто знает о его недюжинном музыкальном и композиторском даре.

Святой композитор

Первые уроки игры на рояле Леонид Чичагов получил в детстве. Его мать, Мария Николаевна Чичагова, была одаренной пианисткой. Музыкальной грамоте обучали и в Пажеском корпусе, куда поступил Леонид. По свидетельствам очевидцев, он мастерски играл на рояле и с легкостью импровизировал. Приняв сан, будущий митрополит не только не расстался с музыкой, но стал духовным композитором и музыкантом. В истории Русской Православной Церкви это уникальный случай.

— Возможно, владыку Серафима к сочинению музыки подтолкнуло то, что во время пребывания на Кишиневской кафедре в 1908–1914 годах он был сильно разочарован местным пением, — рассказывает член Общества почитателей памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) и игумении Серафимы (Чёрной-Чичаговой) Владимир Лёвушкин. — Владыка, когда однажды зашла речь о его музыкальных произведениях, выразился так: «Учусь я музыке неспроста, а в противовес порнографии, для проведения музыки в жизнь, в мир; у нас есть церковное пение, но нет духовного, своего, народного; поэтому, что пишу, то постепенно и ввожу».

Вероятно, владыка Серафим сочинял музыку и раньше, но после ареста и расстрела весь его архив был конфискован. До нас дошла только часть музыкального наследия, датированная 1905–1916 годами. И та была обретена чудесным образом.

Чудесная находка

О ярком музыкальном таланте владыки свидетельствовали многие люди, знавшие его лично. В их числе и внучка митрополита Серафима, первая настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Чёрная-Чичагова). Она провела вместе с дедом последние годы его жизни под Москвой, на даче близ станции Удельная, и вот как вспоминала о том времени: «Я всегда заставала деда играющим на фисгармонии или сочиняющим музыку… Я садилась на диван, поджимала ноги и делала вид, что занимаюсь. Но ничего похожего, конечно, не было, потому что музыка была такая, что оторваться от нее было невозможно. И вот, просидев так целый вечер неподвижно и слушая музыку, я набиралась такой Божией благодати, от него исходившей, что это очень трудно передать словами».

В 1999 году почитатели священномученика Серафима передали матушке Серафиме ноты с музыкальными произведениями ее деда. Старинный альбом, изданный в начале прошлого века в нотопечатне П. Юргенсона в Москве, был обнаружен на Светлой седмице в одном из нотных антикварных магазинов Петербурга. Альбом из двух тетрадей под названиями «Листки из музыкального дневника» и «Музыкальный дневник» состоит в общей сложности из 38 произведений для органа, фисгармонии и фортепиано, написанных в 1905–1912 годах.

Из «Музыкального дневника»

1. Утренняя заря.
2. Мир отнят злыми людьми.
3. Грустный ответ.
4. Одиночество.
5. Несение креста.
6. Элегия (Мой путь еще не окончен).
7. Искушение.
8. Сердечная тревога.
9. Тяжело всю жизнь терпеть обиды — незаслуженно, за правду, труд и искреннее чувство.
10. Нет правды. Неправда — отравляет жизнь, мучительна для сердца, точно сделалась потребностью людей, даже обманывают тех, которых сами любят.

В том же 1999 году в нотном отделе Государственной библиотеки был найден второй альбом «Духовно-музыкальные сочинения — Музыка и на неё слова архиепископа Серафима (Чичагова)», также отпечатанный у Юргенсона. Он содержит 15 вокальных произведений, созданных после 1912 года. Эти находки после века забвения вновь открыли для нас музыкальное творчество владыки Серафима (Чичагова).

Духовные романсы

Композиторское наследие священномученика Серафима делится на три части: это литургическая музыка, вокальные и фортепианные сочинения. В первую входят неизменяемые церковные песнопения: «Иже херувимы», «Слава в вышних Богу», «Благослови, душе моя, Господа», «Святый Боже», «Достойно есть» и другие. Их владыка положил на ноты. По времени появления эти произведения относятся к периоду пребывания владыки Серафима на епископской кафедре в Кишиневе. Там, стремясь поднять культуру церковного пения, он организовал духовно-просветительские беседы, на которых звучала и духовная музыка, в том числе и его собственная. По свидетельству современников, концерты имели у слушателей большой успех.

В Кишиневе владыка Серафим начал создавать и вокальную музыку: для сольного исполнения, дуэта, квартета и хора. Эти произведения восходят к жанру популярного в XIX веке религиозного романса. Тексты духовного содержания владыка писал сам. Других стихотворных сочинений митрополита Серафима до нас не дошло, и неизвестно, писал ли он стихи вне музыкального оформления. «Когда на небе заря зажжется», «Моя молитва», «О Мати Божия», «Душа изнемогла» — эти и другие романсы-молитвы сегодня помогают нам понять духовный мир святого. «Музыкальный дневник», в который вошли фортепианные произведения владыки, также носит сокровенный, исповедальный характер.

Материалы с сайта http://pocdk.ru/publikacii/melodiya-kak-molitva-svyashhennomuchenik-mitropolit-serafim-chichagov

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«…мало кто знает, что владыка Серафим имел медицинское образование и был практикующим врачом… В то время, когда он учился в семинарии, разрешалось иметь второе образование, и отец Серафим как вольнослушатель посещал медицинский институт, где параллельно с духовным получал медицинское образование» – сообщает нам книжонка в мягкой обложке, отпечатанная на тонкой серой бумаге. Называется книжонка «Оздоровление организма по методу священномученика Серафима (Чичагова)».Из каких еще удивительных фактов состояла жизнь новомученика митрополита Серафима?

Читайте так же:  Молитва при блудной страсти

1. Мало кто знает… точнее, никто не знает о медицинском образовании митрополита Серафима.

Первый том труда Л. М. Чичагова. 1891

А все потому, что медицинского образования владыка не имел. В это нелегко поверить, когда берешь в руки два увесистых тома его «Медицинских бесед» – обстоятельнейшей книги с изложением оригинальной системы лечения болезней человека (не имеющей, к слову, ничего общего с содержимым книжонки в мягкой обложке). Удивительно, как человек, освоивший медицину самоучкой, смог прочесть и проработать горы специальной литературы – от античных трактатов и рукописных народных лечебников до новейших монографий зарубежных профессоров! И, тем не менее, во время учебы в семинарии будущий владыка не получал никакого второго образования. И не мог получить. Потому что этот выдающийся церковный деятель и энциклопедически образованный богослов… никогда не учился в семинарии.

2. Потомственный военный и подлинный аристократ, Леонид Михайлович Чичагов закончил элитное учебное заведение – Императорский Пажеский корпус.

Леонид Чичагов — офицер. Фото до 1890 г.

И в молодости сделал блестящую военную карьеру, достойную своих именитых предков – адмиралов и министров. Впрочем, сам Леонид Михайлович воспринимал это поприще как стезю испытаний и скорбей. Впоследствии он впоследствии говорил, что именно скорби убедили его в необходимости «проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением». Сила этого убеждения и незаурядные дарования молодого офицера определили необычную разносторонность его интересов. К 35 годам он полковник артиллерии, кавалер 12 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений (книга «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» выдерживает три издания)… и – что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века – состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой. И вот, неожиданно для своих близких он выходит в отставку и начинает самостоятельное изучение богословских наук для подготовки к принятию священства.

3. Несомненно, большинство из нас наслышано о выдающемся вкладе святителя в дело церковного прославления его любимого святого – преподобного Серафима Саровского.

Митрополит Серафим в своем кабинете

в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Ленинград, начало 1930-х гг.

Многие читали самое значительное литературное произведение Серафима (Чичагова) – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Но не многие помнят, что многолетняя работа над «Летописью» и труды по организации торжеств прославления преподобного осуществлялись в «свободное время» от основных церковных послушаний иерея Леонида – впоследствии архимандрита Серафима. Мало кто знает, сколько сил положил будущий святитель на восстановление обветшавших храмов и обителей, на наведение образцового порядка во всех местах своего служения. На стенах Храма Святителя Николая в Старом Ваганькове (одного из московских храмов, отреставрированных на личные средства настоятеля иерея Леонида Чичагова) до наших дней сохранились изображения евангелистов, написанные лично отцом Леонидом. Да, будущий святитель был еще и прекрасным иконописцем; в московском храме Илии Обыденного можно увидеть два замечательных образа его письма.

4. Возможно, кто-то вспомнит, что епископ (а затем – архиепископ) Серафим Чичагов был одним из самых ревностных энтузиастов возрождения жизни приходов Российской Церкви.

Митрополит Серафим с духовенством и

прихожанами Троицкого прихода.

5. Думается, у многих на слуху последний «титул» владыки Серафима – митрополит Ленинградский.

Митрополит Серафим (Чичагов).

6. Многие слышали о мученической кончине святителя на полигоне НКВД в Бутово.

Последняя фотография митрополита

Серафима. Таганская тюрьма, 1937

Из каких еще удивительных фактов состояла жизнь новомученика митрополита Серафима?

1. Мало кто знает… точнее, никто не знает о медицинском образовании митрополита
Серафима.

Первый том труда Л. М. Чичагова. 1891

А все потому, что медицинского образования владыка не имел. В это нелегко поверить, когда берешь в руки два увесистых тома его «Медицинских бесед» – обстоятельнейшей книги с изложением оригинальной системы лечения болезней человека (не имеющей, к слову, ничего общего с содержимым книжонки в мягкой обложке). Удивительно, как человек, освоивший медицину самоучкой, смог прочесть и проработать горы специальной литературы – от античных трактатов и рукописных народных лечебников до новейших монографий зарубежных профессоров! И, тем не менее, во время учебы в семинарии будущий владыка не получал никакого второго образования. И не мог получить. Потому что этот выдающийся церковный деятель и энциклопедически образованный богослов… никогда не учился в семинарии.

2. Потомственный военный и подлинный аристократ, Леонид Михайлович Чичагов закончил элитное учебное заведение – Императорский Пажеский корпус.

Леонид Чичагов – офицер. Фото до 1890 г.

И в молодости сделал блестящую военную карьеру, достойную своих именитых предков – адмиралов и министров. Впрочем, сам Леонид Михайлович воспринимал это поприще как стезю испытаний и скорбей. Впоследствии он впоследствии говорил, что именно скорби убедили его в необходимости «проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением». Сила этого убеждения и незаурядные дарования молодого офицера определили необычную разносторонность его интересов. К 35 годам он полковник артиллерии, кавалер 12 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений (книга «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» выдерживает три издания)… и – что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века – состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой. И вот, неожиданно для своих близких он выходит в отставку и начинает самостоятельное изучение богословских наук для подготовки к принятию священства.

3. Несомненно, большинство из нас наслышано о выдающемся вкладе святителя в дело церковного прославления его любимого святого – преподобного Серафима Саровского.

Митрополит Серафим в своем кабинете в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Ленинград, начало 1930-х гг.

Многие читали самое значительное литературное произведение Серафима (Чичагова) – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Но не многие помнят, что многолетняя работа над «Летописью» и труды по организации торжеств прославления преподобного осуществлялись в «свободное время» от основных церковных послушаний иерея Леонида – впоследствии архимандрита Серафима. Мало кто знает, сколько сил положил будущий святитель на восстановление обветшавших храмов и обителей, на наведение образцового порядка во всех местах своего служения. На стенах Храма Святителя Николая в Старом Ваганькове (одного из московских храмов, отреставрированных на личные средства настоятеля иерея Леонида Чичагова) до наших дней сохранились изображения евангелистов, написанные лично отцом Леонидом. Да, будущий святитель был еще и прекрасным иконописцем; в московском храме Илии Обыденного можно увидеть два замечательных образа его письма.

Читайте так же:  Почему молитва по соглашению не помогает

4. Возможно, кто-то вспомнит, что епископ (а затем – архиепископ) Серафим Чичагов был одним из самых ревностных энтузиастов возрождения жизни приходов Российской Церкви.

Митрополит Серафим с духовенством и прихожанами Троицкого прихода. Конец 1920-ых годов

5. Думается, у многих на слуху последний «титул» владыки Серафима – митрополит Ленинградский.

Митрополит Серафим (Чичагов). Фото 1925 г.

6. Многие слышали о мученической кончине святителя на полигоне НКВД в Бутово.

Последняя фотография митрополита Серафима. Таганская тюрьма, 1937

Память: 25 января / 7 февраля (Собор новомучеников Российских), 28 ноября / 11 декабря

Священномученик Серафим Чичагов (миру Леонид Михайлович Чичагов) — храбрый офицер, священник, а потом и архипастырь-мученик, автор многих литературно-исторических трудов, в частности «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», послужившей канонизации преподобного Серафима Саровского, композитор, иконописец, врач, исследователь, разработавший своеобразную медицинскую систему.

Священномученик Серафим Чичагов — покровитель православного воинства, врачей и ученых, церковного клира. Ему обращаются за молитвенной помощью в болезнях и немощах, при семейных неурядицах, укреплении веры в гонениях и искушениях, о становлении доброй приходской жизни

Преподобному и Богоносному отцу нашему СЕРАФИМУ

Темже и мы, аще и грешнии суще, в скорбех твоея милости просим: направи нас на путь покаяния, испроси благодать и нам, недостойным, обрадуй сердца наши благими надежда ми на милость Божию: ты бо многажды печальным глаголал еси: несть нам унывати; Христос бо воскресе, смерть умертви, диавола упраздни. Еще же и ко гробу твоему притекати заповедал. Да услышим и мы уветливый глас твой: не унывайте, радости мои! бодрствуйте, спасайтесь! венцы бо таковым готовятся в Царствии Небеснем. Аминь.

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ, САРОВСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ О! пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворце, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика

Акафист преподобному и Богоносному Отцу нашему Серафиму, Саровскому

От болей в пояснице. Преподобному Серафиму Саровскому, чудотворцу О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче!Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть

Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси

Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Преподобен во всех делех своих.Такое слово предлагает нам царственный пророк на похвалу преподобного и богоносного отца нашего Антония Печерского, великого и

Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Феодосию, игумену, начальнику иноческого устава в Руси «Когда умножаются праведники, веселится народ» (Притч. 29:2), говорит премудрый Соломон о преставившихся святых. Ибо — день радости и веселья, когда праведный и

Молебный Канон преподобному и Богоносному Отцу нашему Силуану Афонскому Благословившу священнику, начинаем:Псалом 142: ГОСПОДИ, УСЛЫШИ МОЛИТВУ МОЮ…Слава и ныне: АллилуиаБог Господь и явися нам: со стихи: Таже:Тропарь Преподобному: глас 4:Сладостью Духа напаяем / и теплотою

Молебный Канон преподобному и Богоносному Отцу нашему Силуану Афонскому Благословившу священнику, начинаем:Псалом 142: ГОСПОДИ, УСЛЫШИ МОЛИТВУ МОЮ…Слава и ныне: АллилуиаБог Господь и явися нам: со стихи: Таже:Тропарь Преподобному: глас 4:Сладостью Духа напаяем / и теплотою

АКАФИСТ преподобному отцу нашему Лонгину игумену Коряжемскому, чудотворцу Кондак 1 Избранный Господом от юности быти сокровищницею Его благодати, преподобне отче Лонгине, с верою, надеждою и любовию припадаем к раце честных мощей твоих, ты же, яко имеяй велие

Молитва преподобному отцу нашему Лонгину, игумену Коряжемскому, чудотворцу О великий угодниче, преславный чудотворче и обители твоея богодухновенный наставниче, Лонгине преблаженне, душею на небеси Престолу всех Царя предстояй, телом же во святей обители почиваяй и

Для обретения любви и встречи с достойным человеком для создания семьи. Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу

Для обретения любви и встречи с достойным человеком для создания семьи. Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу День памяти 2/15 января, 19 июля/1 августа Преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец (в миру – Прохор Исидорович Мошнин/Машнин) – один

Святому преподобному Серафиму Саровскому, Всея Руси Чудотворцу Молитвы об исцелении святому преподобному Серафиму Саровскому возносят в любой болезни, особенно – при заболеваниях внутренних органов и грыжах. День памяти 2/15 января, 19 июля/1 августа Святой Серафим, один

Акафист преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу Кондак 1 Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же, имеяй велие дерзновение

Тропарь и молитва преподобному Серафиму Саровскому Тропарь, глас 4 От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник

Тропарь, кондак и величание преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу Тропарь, глас 4 От юности Христа возлюбил еси блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову

Акафист преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу Кондак 1 Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же, имеяй велие дерзновение

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Канон Преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу

Молитва Св Серафиму чичагову
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here