Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Разве Тебе – кроме Тебя. Се бо прииде – ибо вот, пришла.
+ Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем… — слова Священного Писания: Господи, разве Тебе иного не вемы; имя Твое именуем (Ис. 26, 13; см. также 5-ю песнь канона ко Причащению).
Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем…
«Этим выражается чувство совершенного упокоения в Спасителе. И как оно естественно, особенно ныне. В воскресшем Иисусе Христе человек – беднейший странник на земле – избавлен от греха, ада, смерти, диавола, усыновлен Богу, почтен обожением естества своего… Если уничтожено проклятие и грех, если попрана смерть, если разрушен ад и стерта глава исконного врага, — то чего еще опасаться? Если столько явлено сил, — то сократит ли после этого Господь Свою благодеющую десницу?»
Одно из самых главных событий для христианского мира, чудо Воскресения Господня, является основой веры всех многочисленных конфессий. С ним связан один из главных церковных праздников, Пасха. Он знаменует ежегодный цикл искупления человеческих грехов и всепрощение Бога-Отца, принявшего в жертву жизнь своего сына. Пасха сопровождается сложившимся в древности набором ритуалов и сводом текстов, важное место в котором занимает молитва «Воскресение Христово видевше».
Обратившись к историческим документам, восходящим к гораздо более древним временам, нежели Евангелия, мы можем найти многочисленные упоминания грядущего Мессии, которому суждено воскреснуть из мертвых.
Большинство таких предречений приводятся в разных книгах Ветхого Завета. О презрении невежественного народа к праведному Спасителю, убитому за грехи человеческие, говорится в пророчестве Исаии. Известно, что этот пророк был исторической личностью, и год его рождения – предположительно 765 до рождения Христа.
Праздник Пасхи ведет свою традицию от еще более древних времен. Само слово «пасха» буквально переводится с библейского иврита как «проходить мимо». Возник он во времена Египетского плена, когда Господь, обрушив на народ фараона свои казни, послал ангела убить всех первенцев в каждой египетской семье. Иудеи же пометили двери своих домов кровью жертвенного агнца, и видя такие отметины, ангел с огненным мечом проходил мимо их домов, оставляя детей в живых. Идея принесения праведной жертвы во спасение сынов человеческих перешла в традицию христианской Пасхи.
События, предшествующие Воскресению Христа описываются апостолами в такой последовательности:
- Тайная Вечеря – последний ужин Иисуса с учениками, во время которого устанавливается традиция Евхаристии. Вино и хлеб становятся символами крови и плоти Христа как знак грядущего жертвоприношения.
- Страстная Пятница. День распятия и погребения Иисуса. Понтий Пилат, имевший право в честь праздника Пасхи освободить одного из трех осужденных на смерть, сделал свой выбор в пользу Иисуса, однако народ Иудеи настоял на освобождении разбойника Варравы.
- Великая Суббота. Иудейские первосвященники устанавливают стражу у гроба Иисуса (пещеры, вход которой закрыт камнем).
- Воскресение Христово. Происходит землетрясение, и камень, закрывавший вход в пещеру, смещается. Гробницу находят пустой. Ангел возвещает о том, что Христос Воскрес. Мария Магдалина несет эту благую весть апостолам.
Празднование Пасхи предваряется Великим Постом – самым строгим воздержанием в христианском календаре, которое длится 7 недель. В это время запрещены все радости – духовные и плотские. Важной составляющей поста является не только ограничение в пище, но также и отказ от развлечений, праздников, гуляний. Поэтому празднование Пасхи сопровождается разговением и народным торжеством. В Пасху совершается праздничная Литургия, и последующая неделя сопровождается ежедневными причащениями.
Пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень, оболочку, которая содержит в себе новую жизнь. В нем начало и конец – мертвая материя и зарождение новой вселенной. Согласно легенде, Мария Магдалина принесла крашенное красное яйцо императору Тиберию в качестве подарка, и преподнесла его со словами «Христос Воскресе!». Традиционно во время пасхального богослужения принято облачаться в красные одежды.
Перед самым наступлением праздника, собравшиеся в храме верующие, проходят крестным ходом с зажженными свечами.
Странам, исповедующим Православие (таким как Россия и Сербия), свойственны забавные народные традиции, связанные с Пасхой. Сюда можно отнести состязания по разбиванию пасхальных яиц (двое играющих бьются крашенными яйцами, и выигравшим считается тот, чье яйцо осталось целым). Дети играют в «покатушки» — катание пасхальных яиц на дальность.
Важной частью пасхального богослужения является чтение молитвы «Воскресение Христово видевше».
Текст на русском языке:
Могли ли мы, живущие ныне, видеть Воскресение Христово? Говоря об историческом событии – конечно, не могли. Но наша вера позволяет видеть это Воскресение в себе, каждый раз избавляясь от своих внутренних бесов. Воскресение это даровано нам Спасителем, принявшем наши грехи на себя. Поэтому каждый верующий должен поклониться кресту, на котором принял смерть Иисус, единственный безгрешный.
Человеческий разум не в состоянии осознать глубину и значимость самопожертвования Божия Сына, поэтому мы можем только благоговейно повторять Имя Его. В желании поделиться своей радостью, мы призываем других верующих собраться во славу Его.
Смертью своей Иисус разрушил смерть человеческую даровав нам бессмертие души.
Большинство историков, изучающих древние тексты, склонны к мнению, что текст этого песнопения возник в Иерусалиме, как сопровождение пасхальных ритуалов. На это указывает упоминание Храма Гроба Господня, где был выставлен для поклонения крест Иисуса.
К IX веку молитва стала употребляться уже более широко. Есть свидетельства о том, что ее читали не только на Пасху, но и в каждую Воскресную службу, сразу после произнесения текстов Евангелий.
Сегодня молитва «Воскресение Христово видевше» имеет более широкое употребление. Его читают во время Пасхальной утрени, и далее ежедневно до праздника Вознесения. Она может быть частью каждой Воскресной утрени (за исключением Вербной недели), а также утрени Воскрешения Лазаря. Также молитва читается на праздник Воздвижения Креста.
Каждое воскресение года является святым днем, поэтому лучше всего утро каждого воскресенья проводить в храме, или в домашней молитве.
Молитва требует сосредоточения, умиротворения и освобождения от мирских мыслей. Даже если вы совершаете молитву дома, одеться следует согласно христианским нормам и правилам.
Каждый раз, произнося слова этого радостного песнопения, мы имеем возможность пережить радость Воскресения Христова, и своего личного очищения от грехов, воскресения грешной души для вечной жизни. Молитва способствует умиротворению чувств, уменьшению дурных мыслей, усмирению неправедных порывов.
ТРОПАРЬ:
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Русский перевод:
Увидевши Христово воскресение, будем поклоняться святому Господу Иисусу, единому Безгрешному. Христе! Мы поклоняемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твое Воскресение. Ибо Ты — Бог наш, кроме Тебя, другого не знаем, и имя Твое призываем. Придите, все верующие, поклонимся святому Христову Воскресению, ибо через крест (Его) настала радость для всего мира. Восхваляя всегда Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, смертью (Своею) Он уничтожил смерть.
КОНДАК:
Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Русский перевод:
Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но Ты уничтожил могущество ада и как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказавши: «Радуйтесь!» И Апостолам Своим преподал мир, — падшим подающий воскресение. Troparion :
Having beheld the Resurrection of Christ , worship the holy Lord Jesus, the only sinless. We worship Thy Cross , O Christ , and Thy holy Resurrection we hymn and glorify . Thou art our God , unless you otherwise do not know Thy name . O come , all ye faithful, let us worship Christ’s holy Resurrection Behold Cross joy hath come worldwide. Ever blessing the Lord , sing His Resurrection : bo endured crucifixion , death by death destroyed.
Russian translation:
When they saw Christ’s resurrection , we shall worship the holy Lord Jesus, the only sinless. Christ ! We worship Thy Cross, sing and praise Thy holy Resurrection . For You — our God but Thee, the other does not know , and call upon thy name . Come , all believers worship Christ’s holy Resurrection , for the cross ( it) came joy to the world. Praising the Lord always , will sing His resurrection , for, endured the cross of suffering, death ( his own ) He destroyed death.
Kontakion :
Ashche and Thou did descend into the tomb , the immortal , but of hell hast destroyed the force and Thou hast risen Winner , O Christ God , wives bearers veschavy : Rejoice , and Thy apostle world daruyay fallen podayay resurrection .
Russian translation:
Though thou, Immortal , and went into the sepulcher , but you destroyed the power of hell and as winner , resurrected Christ God , Myrrh-bearers having said : & quot; Rejoice ! & Quot; And His apostles taught the world — feeding the fallen resurrection .
Наченшу иерею: Благослове́н Бог наш:
Лик: А ми́нь. Х ристо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. трижды.
В оскресе́ние Христо́во ви́девше, / поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, / еди́ному безгре́шному. / Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, / и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: / Ты бо еси́ Бог наш, / ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, / и́мя Твое́ имену́ем. / Прииди́те, вси ве́рнии, / поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию: / се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. / Всегда́ благословя́ще Го́спода, / пое́м Воскресе́ние Его́: / распя́тие бо претерпе́в, // сме́ртию сме́рть разруши́.
Таже ипакои , глас 4, единощи:
П редвари́вшия у́тро, я́же о Мари́и, / и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, / слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго / с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка? / Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, / я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, // я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.
Таже кондак, глас 8, единощи:
А́ ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся! / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, // па́дшим подая́й воскресе́ние.
Таже и сей тропарь единощи:
В о гро́бе пло́тски, во а́де же с душе́ю я́ко Бог, / в раи́ же с разбо́йником, и на Престо́ле был еси́ Христе́, со Отце́м и Ду́хом, // вся исполня́яй, неопи́санный.
С лава: Я́ ко Живоно́сец, я́ко рая́ красне́йший, / вои́стинну и черто́га вся́каго ца́рскаго показа́ся светле́йший, Христе́, гроб Твой, // исто́чник на́шего воскресе́ния.
И ныне: Богородичен: В ы́шняго освяще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся, / Тобо́ю бо даде́ся ра́дость, Богоро́дице, зову́щим: // благослове́нна Ты в жена́х еси́, всенепоро́чная Влады́чице.
Таже Г о́споди, поми́луй, 40 раз
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ч естне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́во ро́ждшую, су́щую Бого́родицу Тя велича́ем.
И́ менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: М оли́твами святы́х оте́ц на́ших:
Мы же речем: А ми́нь. Х ристо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. трижды.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
На службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.
Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются воскресные, Триоди и мучеников, на Славу — стихира Триоди Христе Боже наш, на И ныне — догматик текущего, 7-го гласа.
Читаются 3 паремии мучеников.
Стихиры на стиховне — воскресные , на Слава — стихира мучеников, на И ныне — стихира Триоди Пособивый Господи кроткому Давиду.
По Трисвятом – Богородице Дево (дважды) и тропарь Креста (единожды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь — воскресный (дважды), Слава — тропарь мучеников, И ныне – тропарь Креста,.
По полиелее
поется величание мучеников.Поются степенны 7 гласа и прокимен 7-го гласа: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Стих: Исповемся тебе Господи, всем сердцем моим..
По Евангелии единожды поется Воскресение Христово видевше
После Евангелия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава: Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов). На И ныне: На спасения стези (вместо: Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых.
В основу первого тропаря — Покаяния отверзи ми двери — положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря — На спасения стези — положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множество содеянных мною лютых — предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде).
Каноны: воскресный, мучеников и Триоди.
Поется катавасия Триоди Божественнейший прообрази.
Отверзаются царские врата.
Великое славословие поется тихогласно. До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды. После возгласа Слава Тебе, показавшему нам свет, приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест. Затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает Крест на свою главу; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат.
По окончании Трисвятого иерей возглашает: Премудрость, прости. Клир поет тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя. Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко. Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту.
Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира 7-я.
Совершается Литургия свт.Василия Великого.
На проскомидии заготовляются два Агнца — для среды и пятницы.
Вместо Трисвятаго поется: К ресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
Прокимен Недели Крестопоклонной, глас 6: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, и прокимен мучеников, глас 5: Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век. .
Видео (кликните для воспроизведения). |
Причастен Недели Крестопоклонной: Знаменася на нас свет лица Твоего Господи, и мучеников: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.
Пассия*.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная со 2-й Недели — свт. Григория Паламы) чинопоследование пассии.
Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие.
Начало вечерни обычное. После Свете Тихий бывает вход ради великого прокимна Дал еси достояние боящимся Тебе Господи. На стиховне, на Слава, и ныне или на И ныне, поется стихира Великого Пятка: Тебе, одеющагося
Затем следует акафист Страстям Христовым
Прокимен, глас 4-й: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, Стих: Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?
Перед чтением Евангелия хор поет: Слава Страстем Твоим, Господи!.
По прочтении Евангелия: Слава долготерпению Твоему, Господи!. Затем (умилительным распевом) поется Днесь висит на Древе
Далее следует малая сугубая ектения Помилуй нас, Боже, затем возглас Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и иерей коленопреклоненно читает молитву.
Затем хор поет стихиру Великой Субботы: Приидите, ублажим
Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту.
Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по Ныне отпущаеши — пение великопостных тропарей, и далее по чину. Отпуст обычный.
Воскресение считается днем Божьим. Поэтому в этот день рекомендуется читать специальные молитвы. По смыслу они всегда связаны с прошением удачи и получения Божьего благословения на будущее. Церковь связывает воскресенье с днем Воскресения Господнего.
Но каких-либо жестких правил к чтению молитв в этот день не существует. Также не обязательно нужно для молитв в воскресенье посещать храм. Когда нет возможности пойти в церковь на службу, то можно молиться дома. Нужно помнить, что Господь вездесущ и услышит молитвы верующего человека везде. Главное, чтобы моление исходило с глубины души, и слова молитвы произносились искренне и с чистыми помыслами. Обязательной воскресной молитвой считается «Да Воскреснет Бог». Она известна также под названием «Молитва Честному Кресту Господню»
В воскресной молитве человек выражает глубокую веру в то, что крестное знамение поможет защититься от бесов. В связи с этим данное обращение к Богу нужно использовать в трудных жизненных ситуациях. Особенно молитва будет эффективной, если имеется подозрение в том, что неприятности в вашей жизни связаны с вмешательством сторонних сил.
Кроме того, воскресная молитва станет настоящей помощью в жизненной ситуации, когда в душу закрадываются греховные искушения. Она позволит избавиться от нечистых помыслов, за которые впоследствии придется расплачиваться. Цель воскресной молитвы упросить Господа оказать защиту от самого Дьявола. Она очень действенная, если молитвенные слова звучат искренне из глубины души. Молитвенное обращение можно использовать в любых критических ситуациях, которые несут угрозу для жизни верующего.
Считается, что лучше читать воскресную молитву в оригинале на старославянском языке. Но для этого нужно не просто заучить молитвенное обращение, но и полностью осознать текст молитвы. Очень важно каждое слово произносить с пониманием.
Если по какой-либо причине у вас не получается это сделать, то можно молится на русском языке, в этом случае молитва звучит так:
Очень востребованной является и краткий вариант молитвы. Такое обращение можно использовать в любое время, когда вы чувствуете опасность извне. Очень важно проговаривать короткое молитвенное обращение в уединенном месте, полностью сосредоточившись на его словах.
Короткий вариант молитвы звучит следующим образом:
Воскресная молитва является способом спасения человеческой души. Каждый верующий знает, что душу разрушают греховные поступки и отсутствие раскаяния. Причем источником греха может любая дьявольская сила или темная сущность. Молитва поможет бороться со злом, и всем что с ним связано.
В молитвенных словах содержится просьба о том, что чтобы Бог защитил молящегося от врагов, ненавидящих его. В молитве содержится прославление Бога, кроме того в тексте славится сам подвиг Иисуса Христа, который был распят на Кресте, победил самого дьявола и взял на себя грехи всех живущих на земле. Молитвенное обращение наполнено надеждой на спасение и счастье в земной жизни, а также верой в вечную жизнь после смерти.
Основной смысл данной молитвы заключается в том, что в ней прославляется подвиг Иисуса Христа. В воскресном молитвенном обращении акцентируется внимание, что Сын Божий отдал жизнь за все человечество. Распятый на кресте, Иисус Христос победил самого дьявола и получил в Царстве Небесном вечную жизнь. Этим поступком он дал знать живущим на земле, что и у них есть надежда на спасение. Своим воскресением Сын Божий доказал, что смерть не должна страшить человека. Но для того, чтобы обрести вечную жизнь нужно вести праведный образ жизни.
Обращение к Животворящему Кресту нельзя сравнивать с идолопоклонничеством. Это заблуждение. В данной молитве образ креста связан с библейской метафорой. Обращение к Кресту неразрывно связано с именем самого Господа. Иисус Христос победил смерть, воскрес и получил бессмертие на небесах.
В данной молитве ярко выражена просьба о том, чтобы получить защиту от Бога для всех смертных людей от дьявольских сил с помощью Животворящего Креста. Именно поэтому очень часто данное молитвенное обращение часто называют защитным.
В воскресенье также читаются и другие молитвы.
Очень действенным молитвенным обращением является молитва к Иисусу Христу.
В переводе она звучит следующим образом:
Очень действенными в воскресенье являются молитвы к Пресвятой Богородице.
Сильной воскресной молитвой, защищающее от врагов и бед, считается следующее молитвенное обращение:
Обращаясь в воскресный день с молитвой к Иисусу Христу и Пресвятой богородице, верующие всегда просят о спасении души. Воскресные молитвы всегда носят очищающий характер. Поэтому нужно покаяться в своих грехах ведомых и неведомых и попросить защитить от всяких бесовских искушений. Кроме того, если в душе присутствует безысходность, то можно конкретизировать свои проблемы и выразить в молитве конкретные просьбы. Если молитвенные слова будут звучать из глубины души, то верующий обязательно будет услышан.
Слушать аудио онлайн или читать текст молитвы Воскресение Христово видевшее на русском языке с ударениями. Молитва Воскресение Христово видевшее — сильнейшая молитва о помощи в самых разных делах!
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
-
в предпраздничную Пасхальную ночь (трижды); все 40 дней от Пасхи до Вознесения (первую неделю поется трижды); на Утрене перед воскресением в течение года (кроме Вербного Воскресения); накануне Лазаревой субботы; в день Воздвижения Креста Господня.
Если происходит отпевание человека, умершего на Пасху, гимн включается в чинопоследование. Существует предание, что в эти дни двери Рая открыты, впрочем, настаивать на этом не можем. Смерть христианина не так мрачна, как людей, не имеющих надежды на Господа. Что же произошло, почему мы веселимся в этот праздник ?
Как понять радостный возглас на Пасхальном богослужении: «Христос воскреси из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробе живот (жизнь) даровав». Тем, кто читал Библию известно, что Иисус Христос воскресил трех человек, в том числе, своего друга Лазаря, который уже начал разлагаться. Но их воскресение не вызывает радостного ликования, хотя они тоже ожили чудесным образом. Разница между этими воскресеньями огромна.
Примечание: Этому событию посвящен гимн «Воскресение Христово видевши». Как в Символе веры заключено догматическое учение Православной Церкви, так в данной песне освещены обстоятельства, послужившие нашему бессмертию, которым поклоняемся, славословя их .
Господь сказал, что в Царствие Божие войдет только тот, кто веру имеет и крестится от воды и Святого Духа. В этот момент человек полностью очищается от первородного греха Адама (несущего смерть), и рождается новый – сонаследник Христа и Его Воскресения. Как происходил процесс преображения мертвого тела Господа никто не видел. Но мы поем «видевши», ибо можем:
-
Общаться с Ним в молитве. Чувствовать и видеть Его помощь. Соединяться с Ним в Причастии, приступая к Евхаристической Чаше. Очищаться от греховной составляющей в Таинствах, подаваемых Церковью. Воспринимать Благодать, стяжать Святой Дух. Видеть Его Силу, которая присуща святым.
Свидетелями вознесения Христа были около 150 человек, в том числе 11 апостолов, которые жизнь положили на то, чтобы нести благую весть о Воскресении всем народам. Будет ли человек (и не один) умирать за Истину, проповедуя ее, если не видел Того своими глазами? Нет. Поэтому мы им верим, в правдивости их слов многие убеждаются опытно и бесповоротно.
Прп. Максим Исповедник:«Тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей…Тот, кто проникнет ещё глубже креста и гроба, и будет посвящён в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи означала» .
В гимне есть слова «Кресту Твоему поклоняемся, Христе». Казалось бы зачем так возвышать позорное орудие казни? Таковым оно было до Воскресения Христа. Потом же претворилось на символ победы над смертью. Христиане носят крестик, как:
-
знак принадлежности к вере в Сына Божия; символ и орудие защиты от дьявольских козней; свидетельство проповеди.
Во времена гонений на христиан, в Риме существовал своеобразный вид казни: заключенных, на арене цирка, отдавали на съедение голодным львам. Находясь на пороге смерти, они безбоязненно проповедовали веру во Христа, Воскресение и вечную жизнь. Идя на мучения, свидетельствовали, что умирают за Истину, не страшась смерти, ибо все равно оживут. Видя такую решимость, многие язычники следовали их примеру, становясь христианами.
Тогда обреченным на жуткую казнь стали отрезать языки. Исповедники Христовы, дабы их не путали с убийцами, которых подвергали такому же наказанию, не имея возможности говорить, показывали знаками, за что идут на смерть. Они изображали символ Креста: скрещивая руки на груди или над головой; изображали его из палочек, которые находили под ногами. Таким образом проповедь все равно «звучала».
Примечание: Чудо с обретением Животворящего Креста Господня матерью римского императора Константина св. Еленой, когда воскрес умерший, не оставляет сомнения, что христиане поклоняются не орудию смерти, а торжеству победы над ней.
В Пасхальную неделю в православных храмах звучит простая и короткая молитва «Воскресение твое видевши» или «Воскресение Христово видевше».
Вроде бы, что удивительного? В церкви много чего исполняют.
Вот только любопытно, что этот текст молитвы сопровождает верующих дольше десяти веков, и, подобно нам, его в том же виде могли слушать трижды прапрабабушки современных христиан.
Оригинальный текст выглядит так:
Его перевод на современный русский язык:
Вариант для богослужений на греческом языке:
Российский православный доктор церковной истории, магистр богословия, литургист и экзегет Михаил Николаевич Скабалланович в выдающейся работе «Толковый Типикон» пытался найти истоки молитвы «Воскресение Христово видевше».
Он отмечал, что западная церковь имеет в своём каноне очень похожий текст, который исполняют на Литургии Великой Пятницы:
«Кресту Твоему покланяемся, Господи, и св. воскресение Твое хвалим и славим, се бо Крестом прииде радость всему миру».
Это песнопение похоже на один литургический текст латинской Церкви.
М.Н. Скабалланович сообщат, что текст «Воскресение Христово видевше» позже присутствует в пасхальном иерусалимском «Последовании» IX века, где несёт несколько функций:
- Пасхальная песнь;
- Обычная воскресная песнь после Евангелия.
Также М.Н. Скабалланович указывает на наличие этой песни в древнейших рукописях Студийского устава (сборник правил византийской литургической традиции), где она включена в воскресную утреню.
М.Н. Скабалланович делает допущение, что «Воскресение Христово видевше» могла прежде в разделённом на строфы виде служить тропарями к 50-му псалму:
Это допущение, но если оно соответствует действительности, то получался очень сильный контраст. М.Н. Скабалланович делает акцент на том, что остальные богослужебные тексты (включая «Воскресение Христово видевше») несли торжественный характер.
И лишь 50-й псалом перебивает этот тон, напоминая о покаянии. Это сильный финал, который настраивает верующих на мысли о пути Спасения.
«Воскресение Христово видевшее» называют то богослужебным пением, то молитвой. Это не ошибка, так как здесь нет противоречия. Молитва не обязательно должна произноситься как обычная речь. Её можно петь.
Одна из самых древних форм общения с высшими силами — это групповое воспевание священных текстов. Именно к такой группе духовных произведений относится «Воскресение Христово видевшее» — это молитва через пение.
Василий Великий сравнивал слившиеся в молитву голоса прихожан храма с морем. Он живописно представлял, как волны слов ударяются о стены церкви, как прибой.
Существует множество традиций и правил песнопений. Например, исполняют их на так называемые гласы (мелодии), которым присвоены номера от 1 до 8. Каждый глас имеет свой символизм.
«Воскресение Христово видевшее» все верующие исполняют на 6 глас.
Богословско-литургический словарь даёт ему следующую характеристику:
«6 глас рождает благочестивые чувства — преданность, человечность, любовь».
Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.
Послушать песнь «Воскресение Христово видевшее» можно в видеоролике:
«Воскресение Христово видевшее» — часть многих православных богослужений. Его исполняют в следующие даты:
- В праздник Воздвижения Креста Господня;
- В утреню Лазаревой Субботы;
- В Воскресную утреню;
- Всю неделю от Пасхи до Вознесения.
Никогда не исполняют песнопение «Воскресение Христово видевшее» на утрене Вербного Воскресения.
Также иногда «Воскресение Христово видевшее» нужно исполнять трижды:
- На Пасху;
- В Пасхальную седмицу;
- Всю неделю от Пасхи до Вознесения.
К тому же «Воскресение Христово видевшее» включено в чинопоследование пасхального отпевания.
Мотив песнопения «Воскресение Христово видевшее» обыгрывали в своих произведениях некоторые русские композиторы.
Сергей Рахманинов в духовном хоровом цикле «Всенощное бдение» использует немало древних церковных распевов. Среди них есть и «Воскресение Христово видевшее».
Композитору удалось добиться выразительного архаичного звучания. Особенно интересен и силён финал, когда звучит «Смертию смерть разруши». Это и напоминание о страданиях Христа, и обещание православным спасения, выраженное в музыкальной кульминации.
Павел Чесноков тоже обработал «Воскресение Христово видевшее». Но его вариант основан на киевском распеве этой молитвы.
Песнопение «Воскресение Христов Видевше» посвящено встрече двух Марий и апостолов с Воскресшим Иисусом Христом. Это один из самых эмоционально сильных моментов не только для самих учеников Спасителя, но и для любого православного христианина.
Подразумевается, что до этого момента мир был погружён в серые краски полной безнадёжности. Мессию распяли на кресте, всё кончено.
Но вот разносится весть о Его Воскресении. Первыми ней сообщают женщины, побывавшие у гробницы, ведь они встретили воскресшего Христа:
«Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня».
А позже и одиннадцать учеников видят Учителя:
«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Но вот, что удивительно. Вместо восторженного ликования песнь более походит на нечто безрадостное. В ней нет торжества, а центральное место отводится не Воскресению, а тому, как умер Спаситель.
Смерть — важная тема этой небольшой молитвы: «смертию смерть сокрушил».
И становится ясно, что это песнопение вовсе не воспроизводит евангельский рассказ, а призывает к иному, духовному видению новозаветной истории.
Христианину не нужно намеренно искать страдания и делать из них культ.
Здесь есть христианский призыв не бояться трудностей ради благих целей. Крест стоит воспринимать не прямо, как объект казни, а как аллегорический образ. Это те испытания, которые может понадобиться преодолеть, чтобы добиться богоугодной цели.
Так об этом пишет святитель Григорий Богослов:
«Все примем ради Слова, в страданиях будем подражать Страданию, кровью почтим Кровь, охотно взойдем на крест. Вожделенны гвозди, хотя и очень болезненны. Ибо страдать со Христом и за Христа вожделеннее, нежели наслаждаться с другими».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Но при этом нужно не забывать то, на чём всегда делает акцент профессор А.И.Осипов:
«Из страданий не нужно делать культ. Христианин приходит в наш мир не страдать. Он просто не должен бояться трудностей, но стремиться найти их — это тщеславное устремление, которое не имеет ничего общего с православием.»
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.