(хронология точно не установлена, однако житие могло возникнуть не ранее IV и не позднее VII в.)
(Источник: Revue de l’Orient Chretien, v. 10, 1905; Vies et recites d’anachoretes (IV—VII siec))
Этот святой отец наш Евфросин родился где-то в деревне от верных родителей. Воспитанный как поселянин, он не был обучен грамоте, но неукоснительно исполнял заповеди Божий. Вошедши в возраст, Евфросин отвергся мира и бежал в монастырь, а когда получил святую ангельскую одежду, 1 как никто другой исполнился смирения Христова, что видно по скончанию жития его. Ибо, будучи ненаученным, он ото всех был презираем, и ему была вверена забота о поварне; сокровенно [370] же он свершал всякую подвижническую добродетель — пост, бдение, молитву, спал на голой земле, но вперед к этому и вдобавок этого свершал добродетели любви ко всем, послушания, чистоты телесной и всегда плакал. Ибо, постоянно глядя на пылающий огонь, зрел он вечное пламя, и непрестанно слезы омывали щеки его. Покрытый копотью поварни, Евфросин всеми был презираем из-за этой нечистоты своего тела и платья.
Но Бог, ведающий скрытое, возвысил его более всех бывших в том монастыре. В этой же обители жил весьма богобоязненный пресвитер, 2 достигший всевозможного рода добродетели. Он положил себе три года подвизаться во всяком подвиге сколько имел сил и молить Бога, говоря так: “Господи, покажи мне блага, о которых святой апостол речет: „То, что Ты приготовил любящим Тебя»”. 3
Евфросин же стоял и, как накануне, молился, а когда скончался третий день всенощной молитвы, пресвитер пошел за теми тремя яблоками и вернулся в храм, прежде чем братья успели разойтись, и говорит им: “Помолитесь, святые отцы, и простите меня: ведь имея в монастыре нашем бесценный перл, честного Евфросина, мы все презираем его как неученого, а он более всех нас удостоен благодати Божией”. И пресвитер поведал чутко внимавшим ему все то, о чем мы рассказали. А когда он показал им яблоки, слова его получили еще более веры. Ведь яблоки, как говорилось, по величине своей, цвету и запаху были не таковы, как растут здесь. Вдохнув аромат этих яблок, все восславили Господа и отломили от них, и дали больным, и тотчас болящие исцелели. Что осталось, они разделили на малые доли, и упомянутый пресвитер, который принес яблоки, положил их на святой дискос 6 и по общей просьбе всем дал вкусить, ибо братья уверовали, что болящие [374] исцелели потому, что яблоки те, как сказано, были сорваны в Господнем саду.
А тот повар Евфросин, когда пресвитер начал говорить и все, окружив его, внимали рассказу, как Евангелию Христову, открыл боковую дверь и вышел из церкви, чтобы избежать славы людской, и до сего дня более не показывался. Мы же, услышав это, весьма изумились, прославляя и благодаря Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
*Все ново- и ветхозаветные цитаты даются в синодальном переводе.
1. . получил святую ангельскую одежду. — т. е. принял пострижение.
2. Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому.
3. То, что Ты приготовил любящим Тебя.— Ср. I Коринф. 2, 9.
4. . не давал сна очам моим и веждам моим дремания. — Пс. 131, (132), 4.
5. . не видел того глаз, не слышало ухо. — I Коринф. 2,9.
6. Дискос — блюдо, на которое клали евхаристического агнца.
(пер. С. Поляковой)
Текст воспроизведен по изданию: Жития византийских святых. СПб. Corvus. 1995
В трапезной Благовещенского храма города Вольска трудится повар Виталий Кузьмин. Съемочная группа телевидения Саратовской митрополии однажды навестила его прямо на рабочем месте. На кухне между делом Виталий и поведал историю своей жизни…
…Оказалось, что Виталий работает в трапезной Благовещенского храма города Вольска. Рождественским постом съемочная группа из Саратова приехала сюда — к началу рабочего дня Виталия. Он готовил обед на 20 человек, которые трудятся при церкви. Похлебка чечевичная, капуста тушеная, котлеты рыбные, пончики с вареньем, компот из свежих яблок и вишни — таково было меню.
— Продукты закупаются на средства храма, или их жертвуют прихожане, — сразу же поясняет Виталий.— Заготовки делаем сами, различные соленья-варенья из овощей, ягод и фруктов. Летом ездили с сотрудниками храма за грибами. Собрали, обработали, замариновали, заморозили. На всю зиму хватит!
На кухне Виталия по-домашнему уютно: наглаженные, сияющие белизной полотенца, деревянные шкафчики висят и стоят вдоль стены, три холодильника, четырехконфорочная плита, посередине возле окна — небольшой, накрытый скатертью стол для чаепития. В красном углу — икона Святой Троицы. Перед началом работы, говорит повар, обязательно молится.
— А как тесто любит молитву! — рассказывает Виталий, насыпая в таз муку и другие ингредиенты для приготовления пончиков.— Все с молитвой! Особенно хлеб. К хлебу вообще нельзя прикасаться, если ты злишься — тесто не подойдет просто-напросто.
Внезапно Виталий раскрывает тайну своего черного поварского колпака. Оказалось, повар надевает его вовсе не для того, чтобы отличаться от своих светских коллег. Колпак этот он начал носить еще, когда работал шеф-поваром в местной пиццерии:
— Я человек по натуре не скандальный, не люблю ругаться. Но могу злиться, сердиться, это видно. И однажды, когда я был зол, мне попался этот черный колпак. После этого пошло: если я надел черный колпак, ко мне лучше не подходить с глупостями… А сейчас я ношу черный колпак, как правило, только во время постов. И не потому, что сержусь, конечно!
…26 лет назад Виталий закончил Вольское профессиональное училище № 25. Работал поваром в общественных столовых, в школах и детских садах, в больницах, в кафе. Последняя его светская должность — шеф-повар в пиццерии «Венеция» города Вольска. Говорит, что менять места работы его заставляло стремление совершенствоваться в профессии и приобретать новый опыт. Но душа все равно просила чего-то большего:
— О том, что в Благовещенском храме есть трапезная, я не знал. Когда в Вольск назначили нового благочинного — я в газете прочитал об этом, — мне даже хотелось предложить ему открыть столовую, где готовят поминальные обеды, кормят неимущих… Что-то такое было в душе — хотелось умиротворения какого-то.
Работа в пиццерии перестала радовать, появилась нервозность, все чаще Валерий приходил домой уставшим. Однажды в руки ему снова попала местная газета с объявлением, что требуется повар в Вольское благочиние. Он пришел на собеседование, обещал подумать над условиями, которые были предложены.
— Но когда я пришел на работу в «Венецию», посмотрел: вроде люди — те же, все мои, а место — не мое. И тут я позвонил батюшке, сказал, что согласен без всяких условий — какая есть зарплата, такая пусть и будет.
О православной вере Виталий узнал еще в юности, благодаря соседке, пожилой женщине. Они оба любили животных, из-за чего и подружились. Она учила его молиться, когда было трудно.
— Бывало, мне говорит: читай «Отче наш», «Богородицу». Было ей 80 с лишним лет, она часто обращалась к Богу, ходила в храм. И я это видел. И как-то она мне сказала: если ты некрещеный — нужно креститься.
В юности Виталий был комсомольцем, активистом, одно время даже мечтал сделать карьеру, пойти по партийной линии. Тем не менее в 16 лет крестился в Благовещенском храме, который в те годы был единственным действующим в Вольске.
— Крестился втихаря, тайно, под покровом ночи. Метель, в девять часов вечера… Я ведь тогда был еще секретарем комсомольской организации — чтоб никто не видел.
Виталий производит впечатление человека, болеющего за дело душой, все близко принимающего к сердцу. У него всегда было желание передать кому-то свой опыт. И этим иногда пользовались не во благо. Люди, которым он помогал, обучал, открывал секреты мастерства, порой пытались занять его место… Наверное, таким людям, как Виталий, невозможно выжить в этом мире без Бога. За Него они должны цепляться из последних сил, на Него должны уповать. Потому что без Него — пропадут.
— Получая по рукам, я терял веру в людей, начал замыкаться в себе, перестал помогать другим,— признается Виталий.— Появилось и охлаждение к работе, настолько сильное, что вообще хотелось уйти из профессии. Потом я понял: все, что ты получаешь от Бога,— нужно отдавать людям, иначе Господь это отнимет у тебя. Когда я это осознал — мне стало легче.
Долгое время Виталий, веря во Христа, был совершенно нецерковным человеком. Три года назад болезнь заставила его пересмотреть всю свою жизнь. Именно после этого он стал ходить в храм.
…Тем временем обед готов, в трапезную подтягиваются люди. Виталий накрывает на стол в одном из обеденных залов. Завхоз храма Вячеслав Яшин говорит, что благодаря трапезной можно не ломать голову, как питаться в пост:
— Это не столовская еда, а вкусный домашний обед. Вообще, это большой плюс, когда на работе есть трапезная. Я работал в других организациях — там или с собой еду приносить надо, или что-то покупать, тратить свой заработок.
Виталий же признается, что поначалу при храме было трудновато. То и дело приходила мысль: опять те же самые каши и похлебки! Ведь для него, поклонника французской кухни, приготовление пищи всегда было искусством, а не просто ремеслом. Но он ни разу не пожалел о том, что оставил свою светскую работу. В храмовой трапезной Виталий нашел то, чего все эти годы просила душа: утешения. Ведь в Церкви есть возможность помочь ближнему: обедают в трапезной и нуждающиеся, голодного всегда накормят.
В прошлом Виталия на работе всегда окружали люди, шум и суета, а на кухне при храме он один. Поначалу тоже было непривычно — только до тех пор, пока повар не понял: это благодать, потому что можно молиться…
Фото автора
Газета «Православная вера» № 2 (527)
Я́ ко му́ченика добропроизво́льна / и преподо́бных удобре́ние, / звезду́ Росто́вскую, / в затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вшаго / и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мшаго, / Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м / и, к нему́ припа́дающе, уми́льно глаго́лем: / о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
В олне́ний мно́жество жесто́ким житие́м преходя́, / изгна́ние, затво́р и у́зы желе́зныя претерпе́л еси́ му́жески, Ирина́рше терпеливоду́шне, / нам оста́вль о́браз злострада́ния и терпе́ния твоего́, / озаря́я чуде́с блиста́ньми с ве́рою приходя́щих к честно́му гро́бу твоему́, / у него́же, я́ко по́честь побе́дную, вери́ги твоя́ тя́жкие ви́дим, / от ни́хже подае́ши исцеле́ния неду́жным. / Сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, Ирина́рше, о́тче преди́вный.
О вели́кий уго́дниче Бо́жий и пресла́вный чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Ирина́рше! При́зри на ны, гре́шныя, в ско́рбех и обстоя́ниих на́ших усе́рдно к тебе́ вопию́щия и на тя по Бо́зе все упова́ние на́ше возлага́ющая. Про́сим тя со умиле́нием мно́гим: твои́м предста́тельством ко Го́споду Бо́гу испроси́ нам мир, долгоде́нствие, братолю́бие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ния, дожди́ благовре́менны и свы́ше благослове́ние на вся начина́ния на́ша блага́я. Изба́ви же всех нас святы́ми твои́ми моли́твами от всех бед: гла́да, гра́да, пото́па, огня́, меча́, вредоно́снаго че́рвия, тлетво́рных ветро́в, смертоно́сныя я́звы и напра́сныя сме́рти, и во вся́ких ско́рбех на́ших бу́ди нам уте́шитель и помо́шник, сохраня́я ны от паде́ний грехо́вных и сподобля́я насле́дники бы́ти Ца́рствия Небе́снаго, да праславля́ем вку́пе с тобо́ю всех благи́х Пода́теля, Триеди́наго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О преподо́бне о́тче Ирина́рше! Се мы мо́лим тя усе́рдно: бу́ди хода́тай наш при́сный, испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), от Христа́ Бо́га мир, тишину́, благоде́нствие, здра́вие и спасе́ние, и от всех враго́в ви́димых и неви́димых огражде́ние, покры́й же нас хода́тайством твои́м от нахожде́ния вся́ких бед и скорбе́й, па́че же от искуше́ний врага́ те́мнаго, да вси мы с тобо́ю прославля́ем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О преподо́бне о́тче Ирина́рше! Тебе́ предстоя́ще, мо́лим тя усе́рдно хода́таем на́шим при́сно бы́ти и засту́пником. Испроси́ у́бо нам от Христа́ Бо́га мир, тишину́, благоде́нствие, здра́вие и спасе́ние, и от всех враго́в ви́димых и неви́димых огражде́ние, покры́й же нас хода́тайством твои́м от нахожде́ния вся́ких бед и скорбе́й, па́че же от искуше́ний врага́ те́мнаго, да вси мы с тобо́ю прославля́ем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О т ю́ности твоея́ впери́в ум твой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / ми́ра же отве́ргся, / всели́лся еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / и та́мо, от Го́спода укрепля́емь, / в моли́твах и поще́ниих до́блественне пожи́л еси́, / и жизнь твою́ страда́льчески / убие́нием от сыно́в противле́ния сконча́л еси́, / сего́ ра́ди со преподо́бными и му́ченики венча́лся еси́, / с ни́миже и ны́не предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы. / Сию́ моли́, мо́лим тя, / оставле́ние пода́ти согреше́ний на́ших // и дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
О т ю́ности впери́в ум свой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / и бе́гая суеты́ ми́ра сего́, / дости́гл еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / иде́же Бо́гу, тя укрепля́ющу, / а́нгельское житие́ стяжа́в, / порабо́тал еси́ дово́льно Влады́це своему́ Христу́ / в поще́нии, и в моли́твах, и во всено́щных бде́ниях / и сподо́бился еси́ да́ра Ду́ха Пресвята́го, / е́же прорица́ти бу́дущая, / наставля́я на стезю́ покая́ния / притека́ющих к тебе́ и послу́шающих тя. / Те́мже Всеблаги́й Бог, ви́дя вели́кую твою́ к Себе́ ве́ру, / нелицеме́рную любо́вь и несумне́нную наде́жду, / дарова́ тебе́ не то́чию е́же ве́ровати в Него́, / но е́же и страда́ти по Нем, / егда́ от проти́вных сыно́в в то́йже пусты́ни кровь твоя́ неща́дно излия́ся. / И досе́ле, я́ко А́велева, вопие́т к Бо́гу, / свиде́тельствующу о сем нетле́нием моще́й твои́х. / На ня́же взира́юще, уми́льно вопие́м: / сла́ва Христу́, дарова́вшему тебе́ благода́ть толи́ку, // Его́же и моли́ о нас.
П одража́я житию́ дре́вних отце́в, / Богому́дре о́тче Евфроси́не, / красоту́ ми́ра сего́ возненави́дел еси́, / и, в пусты́ню всели́вся, / ве́ру Христо́ву, я́коже щит, в се́рдце твое́ прия́л еси́, / с не́юже изше́л еси́, я́ко до́бр во́ин Царя́ Небе́снаго, / не на брань проти́ву пло́ти и кро́ве, / но на брань проти́ву ко́зней неви́димаго врага́, / и сего́ вознесе́нную горды́ню, / по да́нней тебе́ от Ду́ха Свята́го благода́ти, / глубо́ким смире́нием твои́м низложи́л еси́, / и от Небе́снаго Мздовозда́теля неувяда́емым венце́м побе́ды венча́лся еси́. / Сего́ ра́ди, соше́дшеся любо́вию, вопие́м ти: // ра́дуйся, о́тче Евфроси́не, пусты́нное украше́ние.
О святы́й преподобному́чениче Евфроси́не! Услы́ши усе́рдное на́ше, приноси́мое тебе́ моле́ние. Огради́ и сохрани́ святы́ми моли́твами твои́ми весь сию́ и вся ве́си и гра́ды правосла́внаго оте́чества на́шего от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, междоусо́бныя бра́ни и смертоно́сныя я́звы, от вся́кия беды́, ско́рби и зла. Умоли́ Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего дарова́ти мир Це́ркви Его́, под зна́мением Креста́ во́инствующей, архипа́стырем и па́стырем на́шим пра́во пра́витии сло́во и́стины Ева́нгельския хада́тайством твои́м помози́ и всем правосла́вным христиа́ном проще́ние согреше́ний их во́льных и нево́льных испроси́, в неду́зех же пребыва́ющим пода́ждь предста́тельством твои́м от неду́гов исцеле́ние, да тебе́ ра́ди сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(хронология точно не установлена, однако житие могло возникнуть не ранее IV и не позднее VII в.)
(Текст переведен по изданию: Revue de l’Orient Chretien, v. 10, 1905; Vies et recites d’anachoretes (IV—VII siec))
Этот святой отец наш Евфросин родился где-то в деревне от верных родителей. Воспитанный как поселянин, он не был обучен грамоте, но неукоснительно исполнял заповеди Божий. Вошедши в возраст, Евфросин отвергся мира и бежал в монастырь, а когда получил святую ангельскую одежду, 1 как никто другой исполнился смирения Христова, что видно по скончанию жития его. Ибо, будучи ненаученным, он ото всех был презираем, и ему была вверена забота о поварне; сокровенно [370] же он свершал всякую подвижническую добродетель — пост, бдение, молитву, спал на голой земле, но вперед к этому и вдобавок этого свершал добродетели любви ко всем, послушания, чистоты телесной и всегда плакал. Ибо, постоянно глядя на пылающий огонь, зрел он вечное пламя, и непрестанно слезы омывали щеки его. Покрытый копотью поварни, Евфросин всеми был презираем из-за этой нечистоты своего тела и платья.
Но Бог, ведающий скрытое, возвысил его более всех бывших в том монастыре. В этой же обители жил весьма богобоязненный пресвитер, 2 достигший всевозможного рода добродетели. Он положил себе три года подвизаться во всяком подвиге сколько имел сил и молить Бога, говоря так: “Господи, покажи мне блага, о которых святой апостол речет: „То, что Ты приготовил любящим Тебя»”. 3
Евфросин же стоял и, как накануне, молился, а когда скончался третий день всенощной молитвы, пресвитер пошел за теми тремя яблоками и вернулся в храм, прежде чем братья успели разойтись, и говорит им: “Помолитесь, святые отцы, и простите меня: ведь имея в монастыре нашем бесценный перл, честного Евфросина, мы все презираем его как неученого, а он более всех нас удостоен благодати Божией”. И пресвитер поведал чутко внимавшим ему все то, о чем мы рассказали. А когда он показал им яблоки, слова его получили еще более веры. Ведь яблоки, как говорилось, по величине своей, цвету и запаху были не таковы, как растут здесь. Вдохнув аромат этих яблок, все восславили Господа и отломили от них, и дали больным, и тотчас болящие исцелели. Что осталось, они разделили на малые доли, и упомянутый пресвитер, который принес яблоки, положил их на святой дискос 6 и по общей просьбе всем дал вкусить, ибо братья уверовали, что болящие [374] исцелели потому, что яблоки те, как сказано, были сорваны в Господнем саду.
А тот повар Евфросин, когда пресвитер начал говорить и все, окружив его, внимали рассказу, как Евангелию Христову, открыл боковую дверь и вышел из церкви, чтобы избежать славы людской, и до сего дня более не показывался. Мы же, услышав это, весьма изумились, прославляя и благодаря Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
*Все ново- и ветхозаветные цитаты даются в синодальном переводе.
1. . получил святую ангельскую одежду. — т. е. принял пострижение.
2. Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому.
3. То, что Ты приготовил любящим Тебя.— Ср. I Коринф. 2, 9.
4. . не давал сна очам моим и веждам моим дремания. — Пс. 131, (132), 4.
5. . не видел того глаз, не слышало ухо. — I Коринф. 2,9.
6. Дискос — блюдо, на которое клали евхаристического агнца.
СВЯТОЙ ПОВАР
Послушница Зоя работает на монастырской кухне. Монастырь мужской, но при нём открылась Духовная семинария, и в теплице, в прачечной, на кухне работают женщины, так как сил братии на всё это не хватает. Навещаю подругу я всегда к вечеру. Кухня тесная. В углу расположился большой холодильник, над ним иконы Спасителя и Богородицы. На холодильнике на вышитой салфетке лампадка с ровным, немигающим огоньком. Вокруг неё стоят, прислонившись к стене или на специальных подставках, иконы. Обращаю внимание на новую небольшую икону в деревянной рамочке. «Это святой преподобный Ефросин-повар», – говорит Зоя, проследив за моим взглядом. «Икона редкая, нам её паломники из Москвы привезли», – продолжает она. Зоя выглядит очень уставшей, шутка ли – целый день на ногах. В нашем почтенном возрасте это нелегко.
Раздаётся телефонный звонок. Звонит наместник монастыря. Через час-полтора приедет с гостями. Нужно постараться и принять по высшему разряду. Гости важные, среди них благодетель, который жертвует большие средства для всей епархии. Настроение подруги заметно ухудшилось, ведь накормить нужно вкусно, красиво, а самое главное, времени почти нет. Продолжается Петров пост, но, учитывая ситуацию, отец наместник благословил приготовить рыбу. «Святой преподобный Ефросин, помоги! Сделай так, чтобы все были довольны!» – устало просит Зоя, глядя на икону преподобного.
Прошёл час нашего напряжённого труда, и вот всё готово. Стол накрыт. Невинно белеет скатерть, сияет золотом фарфор, блестит хрусталь. Возвышаются вазы с фруктами, на овальном блюде распластались большие куски жареной рыбы, украшенной лимоном и петрушкой, тонкие ломтики сёмги и кеты свёрнуты розочками, пестреет блюдо с нарезанными овощами. Играет в кувшинах квас, размещён на маленьких тарелочках душистый восхитительный хлеб – истинный король монастырской трапезы.
Новый звонок настоятеля – отбой, гости не приедут. Я смотрю на подругу и на её лице читаю едва уловимое облегчение. «Отец наместник благословил всё, что приготовили, на ужин подать братьям», – устало сообщает она. «Павлушка! Приходи рыбки поешь. Сергий! Неси всё в братскую трапезную», – распоряжается Зоя. Подруга прикладывается к образу святого повара. «Слава Богу! Все довольны!» В пост трапеза в монастыре скудная, а тут вдруг святой Ефросин угощение послал, радость для братии. Я прощаюсь с Зоей. Сейчас монахи на трапезу собираться начнут. Последний раз бросаю взгляд на лик преподобного Ефросина, на знаменитые райские яблочки, изображённые рядом с ним.
Много раз просила я подруг и просто знакомых, отправляющихся по святым местам, привезти мне иконочку святого преподобного Ефросина, только до сих пор нет её у меня. Видно, неспроста не даёт мне Господь видеть каждый день полюбившийся мне образ. Стыдно будет смотреть в кроткие глаза святого. Так распространён грех осуждения среди нас, так прочно укоренился он в людях, и так трудно нам, немощным, с ним бороться, что победившие его получают рай, как святой палестинский повар.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Однажды вечером Катя привычно грустила и ждала подругу, вернувшуюся из отпуска. «Катька! – радостно закричала гостья, переступив порог. – Сидим мы здесь в провинции дуры дурами, а весь Питер читает Елену Блаватскую. Я была в одной компании, все говорили о таких высоких материях, что я рот открыла. Мы что, хуже других? Вот читай, помни о моей доброте». И подруга протянула Кате тоненькую брошюру. «Я её залпом прочитала. Так интересно!» – тараторила она. Катя стала листать невзрачную книжицу, выхватывая из текста отдельные новые слова: «карма», «реинкарнация», «трансцендентность».
Проводив гостью, Катя принялась за чтение. С первых же страниц повеяло скукой. Книга падала из рук, глаза закрывались, но Катя упорно продолжала читать, вдумываясь в каждое незнакомое слово. Всё-таки она уснула, и ей приснилась давно умершая бабушка. Баба Поля сидела у прозрачного ручья на камушке в белом платочке и голубой ситцевой кофте, которую обычно надевала по праздникам. Она грустно смотрела на внучку. На следующий день Катя вновь продолжила чтение, помня, что это самая модная книга в столице. Дело продвигалось медленно, но с каждой строчкой усиливалась тоска. Оказывается, душа человека совершает бесконечное и совершенно бессмысленное кружение во времени. Катин сын не плоть от плоти её, кровиночка, а чужое существо, в которое переселилась чья-то душа. Сама Катя – оборотень с неизвестным прошлым и будущим. Катя никогда не задумывалась о Боге. Ещё не время, думала она. Однако то, что душа человека бессмертна, Катя знала. Это знание у неё было от бабушки.
«Вы последняя на исповедь?» – вдруг обратился к ней бородатый мужчина. «Нет, нет, – растерялась Катя. – Я потом, я попозже», – почему-то стала оправдываться она и заплакала навзрыд. «Вам нехорошо?» – участливо спросил бородач. «Нет, нет. Всё хорошо. Я вернулась!» – прошептала Катя сквозь слёзы.
- Начальная страница
- Иконы Богородицы
- Иконы Христа
- Иконы Ангелов
- Иконы Святых
Ключевые слова:
Палестина, Преподобный, IV-IX, Особо
Дни празднования:
- 24 сентября (11 сентября по старому стилю)
Рейтинг иконы в этом году: 1 (в прошлом: 1).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!
Раздел основан участником [tol] 2009-12-14.
Евфросин Палестинский, прп. — житие
Преподобный Евфросин, инок одного из Палестинских монастырей, нес послушание на кухне, работая поваром. Трудясь для братии, преподобный Евфросин постоянно думал о Боге, молился и постился. Он всегда помнил, что послушание – первая обязанность монаха, и потому смиренно повиновался монастырскому начальству. Терпение инока изумляло всех: когда его укоряли, он не роптал, а невозмутимо переносил все увещевания. Своей внутренней, скрытой от людей добродетелью святой Евфросин угодил Господу, который однажды открыл монастырской братии духовную высоту их скромного собрата… Один из монастырских пресвитеров в молитве просил Бога показать ему блага, уготованные праведникам в вечной жизни. Как-то во сне увидел он, что находится в раю и созерцает со страхом и радостью его неизреченную красоту. Там же священник узрел и инока своей обители, повара Евфросина. Удивившись этой встрече, пресвитер спросил Евфросина, как он здесь оказался, и тот ответил, что находится в раю по великой милости Б[. ]
Страницы: [1]. Всего изображений: 14. Сортировка: в обычном порядке.
Описание: [Афон. 1547.] Прп. Евфросин Палестинский. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Монастырь Дионисиат. Афон. 1547 г.
Файл 5864.jpg: | |
Размер: 386×1200, 0.46 MPix, 111 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.
Рейтинг изображения: 24 (195) , 0 (8) .
Описание: [Афон. XIV.] Преподобный Евфросин. Мануил Панселин. Фреска в приделе св. Евфимия церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.
Файл 5865.jpg: | |
Размер: 561×1200, 0.67 MPix, 212 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.
Рейтинг изображения: 21 (101) , 0 (2) .
Описание: [Новгород. 1378.] Прп. Евфросин Палестинский. Феофан Грек. Фреска храма Спаса на Ильине улице. Новгород. 1378 г.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Файл 5866.jpg: | |
Размер: 976×1200, 1.17 MPix, 173 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.
Рейтинг изображения: 23 (105) , 0 (1) .
Описание: [Метеоры. 1527.] Прп. Евфросин. Феофан Критский (Стрелидзас или Батас). Фреска монастыря Св. Николая Анапафсаса в Метеорах. Греция. 1527 г.
Файл 5867.jpg: | |
Размер: 1051×1200, 1.26 MPix, 207 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.
Рейтинг изображения: 22 (141) , 0 (4) .
Файл 11723.jpg: | |
Размер: 318×450, 0.14 MPix, 45 Kb.
Дата: 2010-08-30, анонимно.
Рейтинг изображения: 28 (163) , 0 (11) .
Файл 14092.jpg: | |
Размер: 300×375, 0.11 MPix, 184 Kb.
Дата: 2011-10-25, анонимно.
Рейтинг изображения: 28 (148) , 0 (18) .
Файл 16145.jpg: | |
Размер: 500×667, 0.33 MPix, 99 Kb.
Дата: 2012-02-08, участник [apolinarije].
Рейтинг изображения: 30 (108) , 1 (2) .
Описание: Святой Евфросин Палестинский, прп.
Файл 17657.jpg: | |
Размер: 461×600, 0.28 MPix, 109 Kb.
Дата: 2012-06-07, анонимно.
Рейтинг изображения: 27 (80) , 0 (1) .
Описание: Святой Евфросин Палестинский, прп.
Файл 18836.jpg: | |
Размер: 2260×3140, 7.1 MPix, 1785 Kb.
Дата: 2012-08-09, анонимно.
Рейтинг изображения: 31 (140) , 0 (8) .
Файл 22244.jpg: | |
Размер: 485×535, 0.26 MPix, 79 Kb.
Дата: 2013-08-18, анонимно.
Рейтинг изображения: 26 (68) , 0 (1) .
Описание: Икона Евфросин Палестинский, прп. 19в., частное собрание.
Файл 24260.jpg: | |
Размер: 1370×1668, 2.29 MPix, 209 Kb.
Дата: 2014-09-19, анонимно.
Рейтинг изображения: 34 (87) , 0 (8) .
Описание: Svjatojj_prepodobnyjj_Evfrosin_povar Palestinskij.jpg
Файл 27862.jpg: | |
Размер: 700×847, 0.59 MPix, 193 Kb.
Дата: 2016-10-11, анонимно.
Рейтинг изображения: 25 (30) , 0 (0) .
Описание: Преподобный Евфросин Палестинского – покровитель поваров=-Перед приготовлением пищи читают молитву «Господи, благослови приготовить пищу сию во славу Твою по молитвам Евфросина повара».jpg
Файл 27863.jpg: | |
Размер: 1057×1500, 1.59 MPix, 351 Kb.
Дата: 2016-10-11, анонимно.
Рейтинг изображения: 24 (35) , 0 (1) .
Файл 27864.jpg: | |
Размер: 900×1262, 1.14 MPix, 620 Kb.
Дата: 2016-10-11, анонимно.
Рейтинг изображения: 24 (32) , 0 (1) .
Российский шеф-повар и кулинар Максим Сырников, широко известный своей деятельностью по возрождению традиционной русской кухни, составил открытое письмо в адрес Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором попросил патриарха утвердить святого покровителя для российских поваров.
«Представители многих профессий, имеют своих небесных покровителей, — пишет М. Сырников на своей странице в Facebook. — Моряки — святителя Николая. Военные — Архангела Михаила, Георгия Победоносца, пророка Илию, врачи — великомученика Пантелеимона, студенты — мученицу Татиану, иконописцы — преподобного Андрея Рублева, певцы — Романа сладкопевца».
Он отмечает, что в России растет интерес к возрождению и сохранению традиций русской кухни и гостеприимства. Кулинар обращается к патриарху Кириллу с просьбой утвердить покровителем русских поваров священномученика Иоанна Плеханова (1879—1938).
Выбор кандидатуры не случаен: Иоанн Плеханов по принятия священного сана в 1920 году был профессиональным поваром и работал в известных московских ресторанах, а около 1918 года стал личным поваром патриарха Тихона.
К своему письму М. Сырников добавил житие священномученика Иоанна и его икону.
Он обратился к коллегам по цеху с призывом присоединяться к этой инициативе. «Дорогие друзья! Кулинары, повара, кондитеры, рестораторы и примкнувшие к ним! Те, кто разделяет вот это обращение к Святейшему — распечатайте, пожалуйста, страницу для подписей. Распишитесь сами и предложите заполнить единомышленникам. Дело сугубо добровольное — не хотите, не подписывайте, никто, конечно, никого не осудит. Но дело благое, как нам кажется», — пишет кулинар.
Ими были выбраны святые мученики Маркиан и Мартирий, которые при жизни были секретарями у патриарха Павла Исповедника.
Иоанн Плеханов: путь от ученика повара до священнослужения и исповедничества
Иоанн Гаврилович Плеханов родился 11 сентября 1879 года в деревне Филипково Переяславского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Мальчик получил начальное образование в церковно-приходском училище.
В 1892 году в тринадцатилетнем возрасте Иоанн стал учеником повара. Освоив профессию, он работал поваром сначала в Большом Патрикеевском трактире на углу Воскресенской и Театральной площадей — знаменитом московском ресторане Тестова, который упоминает в своей книге Владимир Гиляровский, затем в других местах.
После революции 1917 года был заведующим столовой, а затем нес послушание повара у Патриарха Тихона.
В 1920 году патриарх Тихон рукоположил Иоанна Плеханова в сан диакона. Местом служения ему был назначен храм Троицкого Патриаршего подворья на Самотеке. О. Иоанн служил здесь до ареста патриарха и захвата патриаршего подворья обновленцами. После освобождения патриарха Тихона из заключения сотрудники ОГПУ с особенным усердием принялись собирать сведения о том, как относятся церковные люди к освобождению патриарха и к его опубликованным в советской прессе заявлениям. Особенно интересовали их мнения людей, входящих в ближайший круг патриарха.
24 июля 1923 года ОГПУ арестовало о. Иоанна и его супругу. Они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. При обыске у диакона Иоанна был найден машинописный текст наставления монахам и мирянам, направленный против обновленцев. В нем говорилось, что с упадком общего благочестия в саму церковную среду проникнет много лжебратий, которые, будучи водимы своими пороками и привычкой к роскошной жизни, устроят гонение на всех желающих жить благочестиво.
За недоказанностью преступления, а также за отсутствием существенных сведений от осведомителей, ОГПУ распорядилось 24 сентября 1923 года диакона Иоанна освободить.
После кончины патриарха Тихона (1925) о. Иоанн нес послушание повара у Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского).
В 1925 году о. Иоанна рукоположили в священный сан и назначили клириком храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.
В 1936 году Пименовский храм захватили обновленцы. В ноябре этого года отец Иоанн был вынужден уйти за штат. Тогда же его как священнослужителя выслали за стокилометровую зону от Москвы, и некоторое время он жил в Волоколамске.
Вскоре священник получил назначение в храм Димитрия Солунского в с. Дмитриевское Переславского района Ярославской области. Отсюда он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей, которых у него появилось немало за время служения в Москве. Отец Иоанн бывал в некоторых московских храмах; об этих его приездах осведомители донесли в НКВД.
В двадцатых числах января 1938 года приехал в Москву, где был арестован как «участник контрреволюционной монархической группы» и заключен в Таганскую тюрьму. Показания о якобы антисоветской деятельности против о. Иоанна дали двое священников — некие Толузаков и Марков.
13 марта следствие было закончено. 15 марта тройка НКВД по Ярославской области приговорила отца Иоанна к расстрелу за «антисоветские высказывания».
Священник Иоанн Плеханов был расстрелян 25 марта 1938 года и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне. В 1989 году был посмертно реабилитирован.
В августе 2000 года юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви причислил священника Иоанна Плеханова к лику новомучеников. Память его отмечается 12 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников.
Святой повар — преподобный Евфросин Палестинский
В истории Церкви был еще один святой подвижник, который имел профессию повара. Это преподобный Евфросин Палестинский.
Известно, что Евфросин происходил из бедной крестьянской семьи. Евфросина даже не обучили грамоте. Юноша овладел поварским искусством и поступил поваром в один из палестинских монастырей. По словам свт. Димитрия Ростовского, преподобный Евфросин «жил и подвизался в IX веке в странах Амморейских, в Палестине, близ Иордана».Насельники обители невзлюбили Евфросина и придирались к нему. Каждый день братья монастыря заявляли, что еда плохо приготовлена, устраивали прочие козни. Подвижник смиренно претерпевал поношения и ругательства, не оставляя молитвы.
Один из пресвитеров обители в усердной ежедневной молитве просил Бога показать ему те будущие блага, которые уготованы любящим Его. И вот в одну из ночей у него было видение: ему представилось, что он стоит в раю, где он увидел повара своего монастыря, Евфросина.
Иерей побеседовал с Евфросином и в разговоре спросил, рай ли это. Евфросин ответил утвердительно. Тот вновь спросил, имеет ли Евфросин власть дать ему что-нибудь из окружающих их красот. Преподобный Евфросин предложил священнику выбрать, что ему хочется, и тот показал на прекрасные яблоки, росшие в райском саду. Преподобный сорвал три яблока, завернул их в платок и подал собеседнику.
Проснувшись до начала утрени, священник принял видение за обыкновенный сон, но вдруг заметил около себя платок с завернутыми в нем райскими плодами, издававшими дивное благоухание. Священник, найдя в церкви преподобного Евфросина, спросил его под клятвой, где он был ночью. Святой ответил, что находился там, где был и священник. Затем преподобный сказал, что Господь, исполняя молитву священника, показал ему рай и подал райские плоды через него, «худого и недостойного раба Божия Евфросина».
По окончании утрени священник рассказал обо всем братии монастыря, указывая на духовную высоту инока Евфросина, и показал благоухающие райские плоды. Глубоко растроганные слышанным, иноки пошли в поварню, чтобы поклониться преподобному Евфросину, но не застали его там: избегая славы человеческой, святой ушел из обители.
Место, куда он скрылся, осталось неизвестным. Райские яблоки свято хранились в монастыре, их частичками раздавали на благословение и исцеление.
Память прп. Евфросина отмечается 11 сентября.
Преподобный Евфросин 5745 происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел и всех благородных по происхождению. Многие при знатности своего рода не имеют никаких добродетелей, и посему впадают в глубину ада. Напротив нередко люди простого происхождения, при своем благодетельном смирении, возносятся в рай Божий. Так и сей преподобный Евфросин был узрен в видении находящимся в раю, который он и наследовал своим святым житием.
В монастыре Евфросин служил братии в поварне, и служил не как людям, но как бы Богу, – в великом смирении и повиновении. Трудясь день и ночь на послушании, он никогда не оставлял молитвы и поста. Терпение его было изумительно: ибо он претерпевал большие неприятности, поношения, поругания и частые досаждения. Возжигая в поварне огонь вещественный, он распалялся духовным огнем любви к Богу, и к Нему пламенело сердце его. Приготовляя пищу братии, он своим добродетельным житием уготовлял себе трапезу в Царствии Божием, дабы насытиться там небесным блаженством с теми, о которых сказано: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» ( Лк.14:15 ). Он служил Господу втайне, дабы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.
Вот каким образом показал Господь то, чего заслужил раб Его Евфросин.
Некий иерей, живший в одном монастыре с Евфросином, всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот в одну ночь он имел такое видение: ему представилось, что он стоит в раю, со страхом и радостью созерцая его неизреченную красоту; там он увидал повара своего монастыря Евфросина.
Приблизившись к нему, иерей спросил:
– Брат Евфросин, – что это? Неужели это рай?
– По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих.
– Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами?
– Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.
– Не можешь ли и мне дать что-нибудь из сих благ?
– По благодати Бога моего, возьми, что хочешь.
Тогда иерей, указав рукою на яблоки, попросил их. Евфросин, сорвав три яблока, положил их иерею в платок, говоря:
– Возьми то, чего просил, и насладись.
В это время начали ударять в церковное било к утрене. Иерей, проснувшись и придя в себя, счел виденное за сон, но, протянув руку к платку, нашел в нем те яблоки, которые получил в видении от Евфросина, и ощутил неизреченное благоухание от них и посему находился в изумлении. Встав с постели и положив на нее яблоки, он пошел в церковь и увидел там Евфросина стоящим на утренней службе. Подойдя к нему, иерей клятвенно упрашивал его открыть ему, где он был в нынешнюю ночь.
– Прости меня, отче, в нынешнюю ночь я был там, где ты меня видел.
– Потому-то я и заклял тебя объявить дела Божии, чтобы ты не утаил правды.
Тогда смиренномудрый Евфросин сказал:
– Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю Бога моего.
– А что ты дал мне, отче, в раю, когда я просил у тебя?
– Я дал тебе три яблока – те самые, которые ты положил в келлии своей на одре, но прости меня, отче, ибо я червь есмь, а не человек.
По окончании утрени, иерей собрал братию и, показав ей три райских яблока, подробно рассказал то, что видел. Тогда все ощутили от тех яблок неизреченное благоухание и радость духовную и в умилении дивились тому, о чем поведал иерей. Они пошли в поварню к Евфросину, дабы поклониться рабу Божию, но уже не нашли его, ибо он вышел из церкви и скрылся, избегая славы человеческой, и никак не могли его найти. А куда именно он скрылся, – об этом нет нужды много допытываться: ибо если для него был открыт рай, то куда же он мог скрыться? Яблоки те братия разделили между собою и раздавали многим на благословение, в особенности же – для исцеления: ибо больные, вкушавшие от них, исцелялись от своих болезней. И много пользы все получили от такого дара святого Евфросина и, сохраняя описанное дивное видение не только на хартиях, но и в сердцах своих, стремились к великим подвигам и благоугождали Богу.
Молитвами преподобного Евфросина да сподобит Господь и нас райских обителей! Аминь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Жил и подвизался в IX веке в странах Амморейских, в Палестине, близ Иордана.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.