«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ).
Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.
В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.
Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви. Совершитель Таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей.
Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.
прот. Г. Флоровский
Указом Преосвященнейшего епископа Салаватского и Кумертауского Николая от 20 июля 2019 года, священник Загиров о. Александр, руководитель отдела Салаватской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель Михаило-Архангельского храма п. Зирган Мелеузовского района назначен координатором отделов и служб епархии.
В рамках сотрудничества Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации с 27 по 31 мая 2019 года состоится семинар для руководителей и сотрудников епархиальных информационных отделов.
По благословению Преосвященнейшего Николая епископа Салаватского и Кумертауского в работе семинара от Салаватской епархии примет участие настоятель Михаило-Архангельского храма с. Зирган священник Александр Загиров.
По благословению Преосвященнейшего Николая епископа Салаватского и Кумертауского Отделом церковной благотворительности и социального служения Салаваткой епархии совместно ГАПОУ Республики Башкортотостан «Салаватский медицинский колледж» будет проведен обучающий практический семинар по сестринскому делу для сестер милосердия Башкортостанской митрополии и добровольцев епархиальных Отделов по церковной благотворительности, несущих больничное служение.
1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ есть такое священное действие. в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а так же и от всех грехов, совершённых им самим до крещения, возрождается благодатию Святаго Духа в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь (Иоан 3, 5)
2. ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ — таинство, в котором верующему подаются дары Святаго Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22)
Таинство Миропомазания — пятидесятница (сошествие Святаго Духа) каждого христианина.
3. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Исповедь) — таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20, 22-23).
6. СВЯЩЕНСТВО есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, пресвитера или жьякона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.
Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители..
Таинство священства есть установленние божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых , на дело служения, для созидания Тела Христова». (Ефес. 4, 11-12).
Степеней священство три:
1. Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении таинств.
2. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
3. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
7. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (Соборование) есть таинство, в котором при помазании больного освящённым елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Таинство елеосвящения ещё называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Это таинство ведёт своё начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Марк. 6, 13).
Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть приховёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возстваит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ, учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать. В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.
Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие невидимой силы Бога. Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см. САКРАМЕНТАЛИИ). Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати. В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.
По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах см. ТАИНСТВО.
призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения. Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства. Остальные таинства относятся к повторяемым.
Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи. Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах (см. БАПТИСТЕРИЙ). Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.
Никольский К. Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви. СПб, 1907
Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиепископ. Новая Скрижаль, или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утвари церковной, тт. 1–2. М., 1992
Арсений, епископ Серпуховской. Как причащались древние христиане. СПб, 1998
Установление Таинства Елеосвящения
Как и все Таинства Православной Церкви, Елеосвящение имеет богоустановленный характер. Об этом свидетельствует святой евангелист Матфей, говоря о том, как Христос послал апостолов на благодатное делание: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10; 1). При этом апостолам было дано прямое указание: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф.10; 8). Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, более или менее развернутую первоначальную схему которого дает в своем послании апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5; 14, 15).
Болезни душевные и телесные провоцируются человеческой греховной природой. Источник болезней, согласно учению Церкви, заключается в грехе. Зависимость телесных болезней от греха четко прослеживается в евангельском повествовании о расслабленном.
Конечно, не все болезни – непосредственное следствие греха. Но болезни и скорби, посылаемые с целью усовершенствования души, – удел (и то в редких случаях) людей высокой духовной жизни. И все же абсолютное большинство болезней, особенно в современном мире, признается следствием греха, и это четко прослеживается в чинопоследовании Елеосвящения.
Совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но и способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе (См.: Рим. 14; 17).
Прибегая к Соборованию, необходимо помнить, что человек все-таки смертен, и наступит момент, когда он должен будет покинуть этот мир. И часто в Таинстве Елеосвящения выявляется воля Божья о болящем: «В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божьих» (А. С. Хомяков). Но и в этом случае человеку, над которым совершено Таинство, дается великий дар: его душа предстает перед своим Создателем, очищенная от сокровенных даже для себя самой грехов.
В Церкви святой каждый христианин живет единой душою со всею христианской братией. Все христиане — члены единого тела Церкви. Церковь, общество, приход не могут быть равнодушны к духовным потребностям каждого. В каждом таинстве, совершаемом над христианином, участвует молитвенно вся церковь через посредство тех христиан, кто может быть при совершении святой службы. На Таинство Брака или Соборование собираются не для того, чтобы посмотреть, а для того, чтобы участвовать в творящемся таинстве священнодействия.
Посылая учеников на проповедь, Исус Христос сказал им:
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20).
Речь тут, как учит Св. Церковь, о таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо по вере подается человеку благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия.
Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние. Указания о божественном происхождении других таинств мы находим в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях апостольских мужей и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и другие).
В Новом Завете термин таинство (др. греч. Μυστήριον) изначально обозначает глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2, 1 Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия. Отцы Церкви называли разное число таинств, а также в это число входили и некоторые священнодействия, например, пострижение во иночество и погребение.
Исторически разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне, а в число таинств включались такие, как Великое освящение воды и освящение церкви. В частности, учение о шести таинствах записано на рубеже V и VI веков автором, который подписался именем Дионисия, так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит. Учение изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии», где перечислены следующие священнодействия.
- Крещение (гл. II);
- Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III);
- Освящение мира (гл. IV);
- Рукоположение (Таинство Священства) (гл. V);
- Монашеский постриг, (гл. VI);
- Погребение (гл. VII).
Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств — шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не было определено.
Преподобный Феодор Студит (759–826 гг.) в IX веке говорит о шести таинствах:
- Просвещение (Крещение);
- Собрание (Евхаристия);
- Миропомазание;
- Священство;
- Монашеское пострижение;
- Погребение.
Преп. Феодор Студит. Мозаика XI века, монастырь Неа Мони, Хиос
Впервые учение о семи таинствах встречается в XII веке на римо-католическом Западе, как следствие схоластического принципа схематизации и формализации всего церковного вероучения. Для обоснования седмеричности таинств были привлечены многочисленные ссылки на Священное Писание, включая указания на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2-3), семь хлебов, чудесно насытивших несколько тысяч человек (Мф. 15, 36-38), семь золотых светильников, семь звезд, семь печатей, семь труб (Откр. 1, 12, 13, 16; 5, 1; 8, 1, 2) и т.д. Первым из известных источников, в котором говорится о семи таинствах — Крещение, Причащение, Священство, Покаяние, Миропомазание, Брак, Елеосвящение — и о разделении церковных священнодействий на «таинства» и «обряды», является так называемое завещание епископа Оттона Бамбергского (ум. 1139) жителям Померании.
На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые известно в одном из посланий византийского монаха Иова (ум. 1270), который, однако, не вполне следовал римо-католической модели: 1) крещение, 2) помазание, 3) принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, 4) священство, 5) брак, 6) святую схиму, 7) елеосвящение или покаяние.
В XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы, как святители Григорий Палама (1296–1359 гг.) и Симеон Солунский (конец XIV в. — 1429 гг.), а также Никола Кавасила (1322–1397/1398 гг.). Ни один из них не следовал седмеричной схоластической формуле: святитель Григорий особое значение придавал лишь Крещению и Евхаристии; Никола Кавасила в своей книге «Семь слов о жизни во Христе» останавливается на Крещении, Миропомазании и Евхаристии; а святитель Симеон, перечисляя семь известных таинств, указывает при этом на сакраментальный характер и монашеского пострига. К XV веку относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иоасафом Ефесским, в котором называется десять священнодействий, среди которых монашество, погребение и освящение храма.
Тем временем Римо-католическая церковь формально утвердила семь таинств на Тридентском Соборе 1545-1563 года. С усилением влияния западных учений в православной среде эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI — началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу. Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов. При этом упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у патриарха Иеремии II (1530–1595 гг.).
Патриарх Иеремия II
В Русской Православной Церкви принято семь Таинств:
Старообрядцы признают семь Таинств, которые существовали до раскола в Древнерусской Церкви. Отметим, что в Древней Церкви не существовало как такого Таинства Брака. О церковном благословении брака впервые говорит священномученик Игнатий Антиохийский (ум. 107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, а чинопоследование таинства брака складывается в X веке.
Староверы-поповцы содержат все Таинства:
Безпоповцы, оставшись без священства, хотя и признают все семь Таинств, но содержат только два из них — Крещение и Покаяние.
Таинства православной Церкви
Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.
Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.
1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.
В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.
В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архимандрит Иустин (Попович)).
Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.
Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
3) видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.
Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан и др.).
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротонию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Таинства Православной Церкви делятся на:
1) неповторяемые – Крещение, Миропомазание, Священство;
2) повторяемые – Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
1) обязательные для всех христиан – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
2) необязательные для всех – Брак и Священство.
Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4; 1).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.
Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.
1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.
2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.
3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.
В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.
В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архимандрит Иустин (Попович)).
Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.
Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:
2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;
3) видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.
Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан и др.).
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.
2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.
3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.
5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротонию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Таинства Православной Церкви делятся на:
1) неповторяемые – Крещение, Миропомазание, Священство;
2) повторяемые – Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.
Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
1) обязательные для всех христиан – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
2) необязательные для всех – Брак и Священство.
Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4; 1).
СЕМЬ ТАИНСТВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1. ТАИНСТВО СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ и МИРОПОМАЗАНИЯ
Как за рождением следует жизнь, так и за Крещением, Таинством нового рождения, обычно сразу следует Миропомазание — Таинство новой жизни.
В Таинстве Миропомазания новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» для новой жизни. Таинство совершается через помазание Святым Миром. Святое Миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.
Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Сейчас местом приготовления Святого Мира является Малый собор Донского монастыря богоспасаемого града Москвы, где с этой целью была утроена специальная печь. А освящение Мира стали совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.
Таинство Покаяния установил Господь Иисус Христос затем, чтобы мы, сознаваясь в своих плохих делах – грехах – и стремясь к изменению жизни, могли получить от Него прощение: «Приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Инн 20, 22-23).
Сам Христос прощал грехи: «Прощаются тебе грехи твои» (Лк. 7, 48). Призывал нас к хранению чистоты, что бы мы избегали зла: «Иди и не греши больше» (Инн 5, 14). В Таинстве Покаяния исповеданные нами грехи прощаются и оставляются через священника Самим Богом.
3. ТАИНСТВО СВ. ПРИЧАСТИЯ – ЕВХАРИСТИЯ
Таинство Таинств – Евхаристию установил Иисус Христос на Тайной Вечери, в присутствии Своих учеников (Мф 26, 26-28). «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и подал ученикам, глаголя: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (см также Мк 14, 22-26, Лк 22, 15-20).
В Причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы — частью Его, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него — одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами. Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нём» (Инн 6, 56).
Как готовиться к Причащению?
К Причащению Святых Христовых Тайн христиане готовятся заранее. В эту подготовку входят усиленная молитва, посещение богослужений, пост, добрые дела, примирение со всеми, а затем — исповедь, то есть очищение своей совести в Таинстве Покаяния. Подробно о подготовке к Таинству Евхаристии можно спросить у священника.
О Причащении по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Согласно заповеди Христовой, данное таинство постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Божественной Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело и в истинную Кровь Христову.
4. ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ. СУПРУЖЕСТВО — БРАК
Венчание или брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28). В Таинстве Венчания двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.
Обряд Таинства Брака состоит из обручения и венчания.
Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове «обручение» легко различить корни слов «обруч», то есть кольцо, и «рука»). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, — знак бесконечности, знак союза в любви безграничной и самоотверженной.
При совершении Венчания священник торжественно возлагает венцы — один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.» И — «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Венцы – символ особого достоинства венчающихся и добровольного принятия ими мученичества во имя Христово. После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их». «Венчай» — значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, в новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.
Перед совершением Таинства жениху и невесте необходимо поисповедоваться и пройти специальною беседу со священником о смысле и целях христианского брака. А после – жить полнокровной христианской жизнью, регулярно приступая к Таинствам Св Церкви.
Священство есть Таинство, в котором правильно избранный человек получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или хиротонией. В Православной Церкви существуют три степени священства:
диакон,
затем — пресвитер (священник, иерей)
Священодействия через которые православные христиане непостижимым образом получают божественную благодать кратко называются таинства православной церкви. Непостижимыми они определены по причине того, что их совершитель сам Господь. Всего таких церковных обрядов 7.
Всего таких церковных обрядов 7
Рассмотрим кратко таинства православной церкви. Первым из них является таинство крещения. Его первенство легко объяснимо, без него человек не является членом православной Церкви Христа. Без него ни одно другое таинство над человеком совершаться не может. Крещение открывает путь христианину для спасения души и возвращению в Царствие Божье. Но оно не гарант «успеха», а только первая ступень духовной лестницы.
Крещение совершается только один раз, потому что приравнено к духовному рождению. Так же один раз проводится таинство миропомазания, совершаемое сразу после Крещения. В нём крещаемый соприкасается со Святым Духом. Помазание это дар благодати, через которое омывается первородный грех и личный, если человек старше 7 лет.
Крещение совершается только один раз
Эти два таинства дают право для участия в самом главном таинстве Церкви – Евхаристии или Причастия. Так устроена православная Церковь, что все таинства как бы взаимодействуют друг с другом. Поэтому прежде чем, причаститься христианин должен пройти ещё одно священодействие – таинство исповеди, имеющим такое же возрастное ограничение 7 лет.
Дело в том, что до этого возраста в православии ребёнок считается безгрешным, ибо понимания и осознание поступков в ребёнке формируется приблизительно к этому году. Кратко опишем основные таинства православной церкви – исповедь и Причастие.
Исповедь это не просто признание в присутствии священника своих грехов, это глубокое желание перед Богом измениться в лучшую сторону. Это состояние называется покаяние. Оно должно возникать не от чувства своей греховности, а из любви к Богу, желания примириться с Ним.
Это состояние называется покаяние
Очиститься от нечистот своей души, мыслей, страстей помогает таинство исповеди, поэтому оно предшествует таинству Причастия, к которому, исповедовавшись, православный христианин приступает с чистым сердцем и облегчённой душой. Только в этом случае божественная благодать будет ощутима.
Коснёмся кратко ещё двух церковных таинств в православии – соборование и венчание.
Таинство соборования или елеосвящения совершается с целью исцеления, облегчения болезней, причём не только физического тела. В этом священодействии читаются по 7 отрывков из Евангелия и Апостолов. После каждого раза батюшка верующему помазывает освящённым маслом лоб, щёки, грудь и руки.
После последнего прочтения Евангелия, он кладёт раскрытое Евангелия на голову христианина. И молится о милости Господа для него. Обычно это таинство совершается соборно во время Великого Поста или по необходимости.
Таинство соборования или елеосвящения совершается с целью исцеления
Таинство венчания связано с построением христианской семьи, с получением Божьего благословения в семейных отношениях. Оно требует ответственности двух любящих людей – мужчины и женщины, стать одним целым и пребывать в благочестивом союзе до конца своих дней.
Помните, что венчанный брак это не гарантия крепких отношений. Над ними трудятся не один год – всю жизнь. Поэтому принимая решение принять таинство венчания, как и в любом другом священодействии православия, недостаточно будет поверхностно прочитать про таинства православной церкви в Википедии.
Венчанный брак это не гарантия крепких отношений
Информация в интернете должна сеять, те зёрнышки взаимоотношений с Богом, которые в последствие дадут духовные, зрелые плоды, и помогут спасению души. Поэтому важно рассказывать кратко про таинства православной церкви для детей дома или на воскресной школе, передавая, укрепляя, воспитывая веру православную с ранних лет, чтобы ребёнок точно знал, где его Дом и в каком направлении ему развивать свои духовные качества.
И ещё одно таинство, которое проходят только мужчины, пожелавшие посвятить себя служению Богу – таинство священства. Священник это центральная фигура в храме, он соработник, сотрудник Божий, спасающий свою душу и помогающий спасаться остальным христианам. Без его посредничества не обходиться ни одно священодействие.
Священник это центральная фигура в храме, он соработник, сотрудник Божий
1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ есть такое священное действие. в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а так же и от всех грехов, совершённых им самим до крещения, возрождается благодатию Святаго Духа в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь (Иоан 3, 5)
2. ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ — таинство, в котором верующему подаются дары Святаго Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22)
Таинство Миропомазания — пятидесятница (сошествие Святаго Духа) каждого христианина.
3. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Исповедь) — таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20, 22-23).
6. СВЯЩЕНСТВО есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, пресвитера или жьякона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.
Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители..
Таинство священства есть установленние божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых , на дело служения, для созидания Тела Христова». (Ефес. 4, 11-12).
Степеней священство три:
1. Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении таинств.
2. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
3. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
Видео (кликните для воспроизведения). |
7. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (Соборование) есть таинство, в котором при помазании больного освящённым елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Таинство елеосвящения ещё называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Это таинство ведёт своё начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Марк. 6, 13).
Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть приховёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возстваит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.