Молитва в музыке примеры

На данной странице вы найдете детальное описание: молитва в музыке примеры - подобранную специально для Вас!

Вы уже знаете, что в форме периода можно написать целую пьесу. В «Детском альбоме» Чайовского такие пьесы есть. Например, самая первая — «Утренняя молитва».

Здесь и далее жёлтая кнопка означает, что в примере приводится произведение целиком.

Очень светлая, спокойная пьеса. Простая, ясная гармония и аккордовый четырёхголосный склад с преобладанием плавного, поступенного движения голосов напоминают церковное хоровое пение. Во втором предложении верхний голос (мелодия) постепенно забирается всё выше, а музыка звучит всё громче (crescendo) и ведёт к кульминации, подчёркнутой выразительным и неожиданным аккордом «чужой» тональности.

Кадансом второго предложения музыка не кончается, после него идёт ещё один большой раздел размером с предложение (даже на такт больше). Это дополнение. Здесь оно звучит как своеобразное «долгое прощание», в котором бас мерно пульсирует на тонике, а мелодия постепенно спускается вниз, повторяя одну и ту же «прощальную» фразу.

Период — очень маленькая, короткая форма, и пьесы, написанные в ней, чаще всего имеют дополнение. Но не всегда. Прелюдия ля мажор Ф. Шопена точно укладывается в шестнадцатитактный квадратный период. (Если вы пересчитаете такты, вам может показаться, что их семнадцать. Но затакт, в котором только одна четверть, на слух не воспринимается как такт и считается «нулевым».)

В этой Прелюдии угадывается жанр мазурки: размер

, пунктирный ритм на первых долях, вальсовая фактурная формула. А вы уже знаете, что для танцев и маршей типично чёткое квадратное строение. Квадратный период воспринимается как законченное произведение, а дополнение бы только разрушило лёгкую танцевальную прелесть этой пьесы.

Но есть в этой Прелюдии и кое-что необычное для танца. Обратите внимание: в концах фраз фактурная формула аккомпанемента останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В этом есть что-то таинственное, загадочное. Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а музыкальный образ танца — хрупкий, поэтичный, таинственно ускользающий, как сновидение или мечта

Вы уже многое узнали, и пора научиться применять эти знания без «шпаргалок» в тексте учебника. Поэтому теперь иногда будут появляться вопросы, предлагающие вам самостоятельно подумать. Чтобы ответить на них, надо знать не только правила, но и музыкальные произведения, а для этого нужно внимательно, с нотами, слушать то, что преподаватель вам играет или показывает в звукозаписи. Дома по нотам в учебнике попытайтесь сами сыграть хотя бы кусочек мелодии или отдельные аккорды. Это тоже поможет вспомнить музыку. А так как эти вопросы требуют прежде всего знания музыки, они обозначены изображением лиры — древнегреческого музыкального инструмента, ставшего символом музыки.

Тип урока: Углубление в тему.

Цели:

  • Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
  • Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
  • Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.

Задачи:

  • Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
  • Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
  • Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
  • Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
  • Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.

Музыкальный материал:

  • “Мати Божия” П.Чеснокова.
  • “Отче наш” Н.Кедрова-отца
  • “Аве Мария” Ф.Шуберта
  • “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
  • “Белоснежные церкви” современная песня.

Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

— Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

— Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

— Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

— Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

А почему духовная? (Ответы детей).

— Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

— Сегодня мы рассмотрим молитву — как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

Сообщение темы (“Послания молитвы”)

— А что такое молитва? (Ответы детей)

— Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она как свет нам душу освещает.

— И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

— В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

(Ответы детей — Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

— А можно сказать, что она звучит благозвучно? — Да.

— Одно из главных понятий музыкального искусства — ГАРМОНИЯ — означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)

Ознакомление с новой информацией.

— Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.

Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.

— И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

— Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)

— Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

— Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? — Да.

— А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

— Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

“Аве Мария” — одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).

— Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.

Читайте так же:  Молитва чтобы отстала бывшая жена

— А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения — транспонировала в соль мажор).

— Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.

Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.

Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.

— Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

— Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

— Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

“Песня” — говорил Булат Окуджава, — исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

— На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

ИТОГ: — Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.

— Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

(С образами Бога, света, добра, гармонии.)

— На что способна такая музыка?

В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

— И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация

— Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— И закончить я хочу словами А.П.Чехова

“Человек должен быть верующим или
Должен искать веры.
Иначе жизнь его пуста. ”

Название Урок 13 молитва в творчестве русских композиторов
Иеромонах Роман
Дата конвертации 18.02.2013
Размер 30.86 Kb.
Тип Урок

Раздает текст, рассматривает картину Рафаэля «Секстинская мадонна»

Б.У. Подготовь информацию для краткого сообщения об истории появления картины Рафаэля и «Аве Марии» Баха или Шуберта.

П.У. То же самое, но с презентацией и музыкой.

Тема: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых. »

— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского

— Иллюстрации образов Девы Марии.

Б.У. Подготовь информацию для краткого сообщения об и иконе Божьей Матери, приводя музыкальные примеры разных композиторов.

П.У. Т о же самое, но с презентацией и музыкой.

— формирование этических чувств эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

— овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

— предлагает выполнить творческое задание (нарисовать рисунок по тему урока, написать мини-сочинение), используя прослушанное музыкальное произведение;

— наблюдает за работой учащихся

— познает содержательную структуру заданной темы.

— исследует средства выразительности в музыке и изобразительном искусстве.

— находит связь между музыкой и изобразительным искусством.

— наблюдает за работой в группах и фронтально, задает вопросы, создает благоприятные условия для работы учащихся

— удерживает цели на протяжении урока.

— контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

— создает благоприятные условия для работы учащихся, удерживая учебную задачу.

— предлагает самостоятельно оценить свою деятельность на уроке

— работает в группе, осуществляет информационную, познавательную и практическую деятельность.

— формулирует и высказывает свои впечатления, дает полные ответы на вопросы учителя.

— дает задание группам, отслеживает работу.

— выстраивает диалог, задает дополнительные вопросы, обобщает;

— совместно с учащимися подводит итоги, которые соответствуют поставленным задачам.

Домашнее задание: . По группам

Тема: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье. »

1. Дайте определения понятиям знаменный распев, песнопение, унисон.

2. Сравните между собой мелодии произведений.

Назовите сходства, подчеркните особенности каждой и их национальный колорит.

Видео удалено.

6 класс, 1 полугодие, 2010-11 г.
УРОК 13
МОЛИТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Души, тоскующей в изгнании своём,

Святого таинства земное выраженье,

Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…

1. Звучит «Утренняя молитва» П.Чайковского (трек 5)

-К какому жанру вы бы отнесли эту пьесу? (молитва).

-Пьесой в духовном стиле Чайковский открывает «Детский альбом». Мы продолжаем разговор на тему «Русская духовная музыка».

-Вспомните музыкальный материал прошлого урока знаменный распев

-Сегодня мы будем говорить о молитве в творчестве русских композиторов. Будем не только слушать, но и сопоставлять, сравнивать разные произведения.

-Прочитаем слова П.Вяземского (эпиграф).

-С какими мыслями в молитве человек обращается к Богу?

-Вспомним оперу «Иван Сусанин» М.Глинки. Ария Сусанина в лесу тоже написана в жанре молитвы (стр.64 в учебнике).

-Какое решение принимает Сусанин, уходя с поляками? (погубить их)

«Господь, в душе моей ты не оставь меня!».

-Какое эмоциональное состояние человека выразил композитор?

-Какими музыкальными средствами это воплощено в музыке?

(мелодия, лад, форма, оркестровое сопровождение)
2. Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)

-Вспомнили? Это отрывок из хоровой симфонии-действа В.Гаврилина «Перезвоны». В этой симфонии тоже есть молитва. В учебнике на странице 64 немного рассказано о содержании. Прочитаем.

-Кто исполняет? (солист-бас в сопровождении мужского хора(вокализ) и колоколов).

-Солист поёт? (нет. Речитатив).

-Что за ощущения? Где мы оказались?
-Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?
Роднит: Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).
Отличает: 1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.

«Молитва» Гаврилина строится на речитативе, фоном для которого служит звучание хора без слов (вокализ) и звуки колокола.

2) В Арии Сусанина сочетается простота и величие человека перед лицом смерти.

В «Молитве» Гаврилина ощущается статичность (однообразие) и сдержанность чувств.
3. –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.

Иеромонах Роман (Александр Матюшин), поэт и песнопевец. Родился в 1954 году в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 году рукоположен в иеромонахи. Служил в одном из приходов Псковской области, сейчас живет в скиту Ветрово, недалеко от Пскова.

Стихи и музыка иеромонаха Романа широко известны читателям и слушателям.

Возможно, лучше понять смысл песни-молитвы вам поможет высказывание современного русского писателя В.Распутина о творчестве иеромонаха Романа: «У иеромонаха Романа, собственно, не песни, а песнопения особого голоса. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос, — значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, И безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слёзы её обретения. Иеромонах Роман – «человек не случайного дара, избирающего самую трудную дорогу».
-Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.

СЛУШАНИЕ
-Это «покаянная» или «просительная» молитва?

-О каких грехах раскаивается он перед Богом?

-Почему он называет своё раскаяние «трудной минутой жизни»?

4. -На прошлом уроке мы познакомились ещё с одной песней-молитвой Б.Окуджавы. Это покаянная или просительная молитва? О чём он просит для себя?
ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).
Давайте подведём итог урока:

-Чем помогает духовная молитва людям? (даёт силы)

-Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности. Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии…

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь».
план-конспект урока по музыке на тему

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образом древнерусского и западно-европейского искусства.

Тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” .

Тема 19 урока: « Небесное и земное» в звуках и красках.

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь» .

Тип урока: урок закрепления знаний.

Краткое содержание: Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образом древнерусского и западно-европейского искусства.

— мелодия хора «Любовь святая» Г. Свиридова;

— Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С,В. Рахманинова.

— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского

— Иллюстрации образов Девы Марии.

  • Самостоятельно работает с текстом, сотрудничает с группой.
  • Знает, в чем выражается общность языка различных видов искусства.
  • Выявляет общие черты в художественных и музыкальных образах.
  • Передает свои музыкальные впечатления в устной форме.

Планируемые результаты учащегося

— Проверяет домашнее задание.

— Называет цели-результаты учащихся на конец урока, объясняет систему оценивания.

Работает с текстом. Выделяет ключевые моменты. Отвечает на вопросы.

Тема: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье. »

1. Дает определения понятиям знаменный распев, песнопение, унисон.

2. Сравнивает между собой мелодии произведений. Называет сходства, подчеркивает особенности каждой и их национыльный колорит.

3. Высказывает свое понимание на слова русского поэта П. Вяземского: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье. ».

Задает вопросы, просит пояснить ответы.

— мелодия хора «Любовь святая» Г. Свиридова;

— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского;

— Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

Б.У. Найди в интернете или книгах народные поговорки, приметы, обычаи, связанные с праздником Покрова Богородицы. Подготовь краткое сообщение.

П.У. То же самое, но с презентацией.

Тема: «В минуты музыки печальной. »

  1. Самостоятельно изучает предложенный текст поэта В. Жуковского (которые отразили его впечатления от кратины Рафаэля «Секстинская мадонна»).
  1. Внимательно слушает «Аве марию» в вариантах Баха и Шуберта.
  1. Находит связь художественного образа этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля
  1. Изучает текст о Богородице Деве Марии.
  1. Проводит сравнительный анализ музыкальных произведений. Находит сходство и отличие.
  1. Объясняет, в чем выражается общность языка различных видов искусства.
Видео (кликните для воспроизведения).

— мелодия хора «Любовь святая» Г. Свиридова;

— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского;

— Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

3. Выскажите свое понимание на слова русского поэта П. Вяземского: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье. ».

Б.У. Найди в интернете или книгах народные поговорки, приметы, обычаи, связанные с праздником Покрова Богородицы. Подготовь краткое сообщение.

П.У. То же самое, но с презентацией.

«В минуты музыки печальной. »

  1. Самостоятельно изучите предложенный текст поэта В. Жуковского (которые отразили его впечатления от кратины Рафаэля «Секстинская мадонна»).
  1. Внимательно послушайте «Аве марию» в вариантах Баха и Шуберта.

3. Найдите связь художественного образа этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля

Б.У. Подготовь информацию для краткого сообщения об истории появления картины Рафаэля и «Аве Марии» Баха или Шуберта.

П.У. То же самое, но с презентацией и музыкой.

Тема: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых. »

1. Изучите текст о Богородице Деве Марии.

  1. Проведите сравнительный анализ музыкальных произведений.

Найдите сходство и отличие.

— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского

— Иллюстрации образов Девы Марии.

4. Объясните, в чем выражается общность языка различных видов искусства.

Б.У. Подготовь информацию для краткого сообщения об и иконе Божьей Матери, приводя музыкальные примеры разных композиторов.

П.У. Т о же самое, но с презентацией и музыкой.

Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II «Музыка и изобразительное искусство».

Презентация к уроку музыка 5 мкласс.

Презентация к уроку музыка 5 мкласс.

Открытый урок по музыке в 5 классе.

Презентация содержит иллистративный материал к уроку в 5 классе «Небесное и земное в звуках и красках»по программе программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Данный материал представляет.

Урок раскрывает отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно.

К учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Структуру и композицию молитве мы рассмотрим на примере анализа Молитвы Господней.

«Отче Наш» — главная молитва в христианстве. Согласно Евангелию, Иисус Христос дал её своим ученикам на просьбу научить их молитве. Приводится в Евангелиях от Матфея (6:9—13) и от Луки (11:2—4).

Анализируя структуру Молитвы Господней, в первую очередь мы отметим её законченную симметричную композицию, способствующую легкому запоминанию Молитвы. Ребёнок запоминает стихи легче, чем прозу, даже если он не видит различий между ними. Стихотворная форма была бы неуместна для молитвы из-за глубокой серьезности предмета, и необходимости перевода её на множество языков, но красивая симметрия законченной математической формулы вполне подходит.

Какое бы значение мы не вкладывали в числа, известно, что 3 и 7 чаще других упоминаются во многих религиях мира. Композиция Молитвы Господней по сути построена на этих числах. Кроме обращения, Молитва состоит из семи предложений, которые в свою очередь составляют две отдельные молитвы по три предложения каждая, и заключение. Три предложения второй части Молитвы отражают нашу земную жизнь, в то время как остальная часть Молитвы главным образом связана с высшим уровнем неземной жизни. Писатели прошлых лет назвали бы это высшим порядком вечности. Это весьма схоже с современными понятиями, только теперь мы расцениваем вечность не как бесконечную смену столетий, но как жизнь на более высоком её уровне, вне границ времени.

Анализируя Молитву Господню, мы будем изучать отдельно каждую фразу, пытаясь раскрыть не только её прямое значение, но и скрытый смысл, содержащийся в незабываемых строках этой величайшей из Молитв.

Молитва Господня является сложной молитвой. Сложные молитвы соединяют в себе несколько разновидностей простых молитв и обычно имеют трехчастную форму, включающую призывание, славословие и прошения. Вместе с тем в патристической литературе можно встретить указания на необходимость 4-х обязательных частей молитвы.

Молитва Господня состоит из призывания:

Отче наш, иже еси на небесех;

2)Да приидет царствие Твое;

3)Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;

1)Хлеб насущный даждь нам днесь;

2)И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;

3)И не введи нас во искушение;

4)Но избави нас от лукаваго;

и завершается славословием:

Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

Славословия касаются в основном конечной, вечной судьбы человечества по отношению к Богу и вселенной. Прошения- материальных и духовных нужд современного периода жизни.

Рассмотрим теперь каждую строчку более подробно:

1) Отче наш, Иже еси на небесех!

Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы или прошения. Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо.

Просьба помочь жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Господа.

3) Да приидет Царствие Твое

Желание быть достойным здесь, на земле, Царства Небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами.

4)Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли

то есть пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно и без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые Ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами.

5)Хлеб наш насущный даждь нам днесь

то есть подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный. Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего Пречистое Тело и Честная Кровь в таинстве Святого Причащения, без которого нет спасения в вечной жизни. Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется — заботится о нас.

6)И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим

то есть прости нам грехи наши так, как и мы сами прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. В этом прошении грехи наши названы долгами нашими, потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем на грех и зло и становимся должниками пред Богом. И вот если мы сами не будем искренно прощать наших должников, то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об этом сказал нам Сам Господь наш Иисус Христос.

7)И не введи нас во искушение

искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное или дурное. Мы просим — не допусти нас до соблазна, которого мы переносить не умеем, помоги нам преодолевать соблазны, когда они бывают.

8)Но избави нас от лукаваго

то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла — от Диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобою есть ничто.

9) Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

Здесь мало что нужно объяснять. Господь Иисус Христос подводит основание, как бы фундамент, под все предыдущие прошения в очень кратких словах. Господи Отче! Ты всё содержишь в Своей власти!

Твоё Царство! Ты и заботишься о нас. А мы, как Твои рабы, на Тебя и надеемся во всём, как дети на отца своего.

Твоя сила! Ты всё можешь! Тебе все повинуется — даже и преисподняя. Наше дело только опять просить и опять надеяться на Тебя, потому что сами мы — немощны. Ты же — всесилен.

Твоя слава! Ты все творишь во славу Твою. И мы этого же и желаем, и исповедуем, и в самом начале просили: «Да святится имя Твое!» Да прославляешься Ты всегда, везде и во всём! Это — истина! Аминь.

Молитва начинается и кончается простым и благоговейным прославлением Божественного Провидения. Как бы отражая весь процесс творения, первое предложение относится только к Богу, “да святится имя Твое,” а последнее говорит о “Царстве и силе и славе.” Это можно понять, оценив Божественную мудрость и силу, которые создали и контролируют всю материальную и духовную вселенную.

Универсальная и выдающаяся значимость Молитвы хорошо известна. Ежедневно сотни миллионов людей произносят её. Для многих Молитва Господня, возможно, является их главной связью с религией. Для людей гонимых или преследуемых, у которых нет Библии и возможности получить поддержку духовного наставника, с детства запомнившаяся Молитва может стать их единственной надёжной связью с Богом.

Молитва Господня составлена так, чтобы быть понятной даже ребёнку, чтобы удовлетворять духовные потребности и направлять самых учённых и мудрых людей до конца времён.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Документы в архиве:

Название документа Музыка в храме. молитва.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыка в храме. Молитва. 2 класс

Молитва- обращение к богу Молись дитя, мужай с годами И пусть на склоне долгих лет Такими ж ясными очами Тебе глядеть на белый свет.

Господи Боже, грешных спаси. Сделай, чтоб лучше жилось на Руси. Сделай, чтоб стало тепло и светло. И чтобы весеннее солнце взошло. Людей, и птиц, и зверей, Прошу тебя, обогрей. Прошу, боже мой.

Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, Радость, Тревожность, Нежность. Найди лишнее слово:

Господи мой, Боже! Душу возношу к Тебе. Святый, научи меня, дай мне понять, что есть Любовь. Господи мой, Боже! Научи меня любить. Уповаю на Тебя. Не покидай меня, Господь! Не покидай меня. Не оставляй меня. (Господь, спаси и помилуй меня.) Даруй, Господь, Веру и Любовь.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

ХПИ: « Наверно, музыка – душа, чем нам и интересна!»

Цель: Раскрытие высокого духовного смысла русского искусства через бережное введение в художественные образы русской музыки.

прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

формирование уважения к традициям своего народа. Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание. Церковные и народные традиции.

Презентация с изображениями храма, клироса, музыки П.И. Чайковского из «Детского альбома»-две пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».

1.Слушание П.И.Чайковский «Утренняя молитва» из Детского альбома.

Вопрос: Где могла звучать эта музыка? Как вы догадались, как музыка вам это подсказывает? В храме, церкви? Как вы понимаете слово «храм»?

(Дети объясняют значение этого слова.)

У нас в городе и Пермском крае много храмов, святых мест? (Дети вступают в диалог с учителем и смотрят иллюстрации на экране). У нас в городе находятся Троицкий собор и церковь иконы Казанской божьей матери.

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Тебе глядеть на белый свет .

Вы, наверное, многие были в храме, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что такое молитва?

Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена П.И.Чайковского.

А теперь послушаем ее (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу? Что происходит?

Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится-разговаривает с богом.

Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

3. Господи Боже, грешных спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло.

И чтобы весеннее солнце взошло.

Прошу тебя, обогрей. Прошу, боже мой.

Где могут звучать молитвы?

Чем отличается молитва от песни?

Молитва — это обращение человека к Богу

4. Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель. Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви» со словами.)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на экране.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

А можно ли вот этой музыкой завершить урок? Звучит пьеса «В церкви» из «Детского альбома»? Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, которая сегодня прозвучала — светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Как вы думаете, может ли на нас повлиять эта музыка? А как? Сделать добрее, терпимее, лучше и т.д.

Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

Не замечали ли вы, дорогие друзья, что самые любимые и дорогие нашему сердцу гимны, песни, псалмы, – это те, в которых мы возносим молитвы Всевышнему Богу? Почему строки этих простых гимнов так нежно и трепетно касаются струн души? Почему пение гимнов с молитвенным текстом успокаивает и умиротворяет, помогает преодолеть усталость и стресс, и каким-то чудесным образом приближает нас к Небу?

Молитва в пении – это одна из основных библейских музыкальных традиций. Псалмопевец Давид весь свой жизненный путь и духовный опыт воспел в музыке. Некоторые псалмы Давида исполнены ярким спектром эмоций и чувств: от разочарования до ликования, от бессилия до торжества спасающей силы Господа.

Человеку всегда хотелось рассказать Богу все свои страдания и переживания; душа человека стремится к Богу, как к Источнику сил и вдохновения. И когда не хватает слов, чтобы выразить все чаяния души, все боли и радости земного бытия, – мы поем. Поем незамысловатые строки любимых гимнов:

Твоя священный закон соблюдать,

Научи гордым сердцем смириться,

Твоя волю во всем исполнять…»

В минуты радости и безмерного чувства благодарности Богу, звучат другие строки:

«Да будет Тебе, наш Отец Всеблагой,

Вовек прославленье предвечной хвалой!

Аллилуйя! Будь прославлен! Аллиуйя! Аминь!

Аллилуйя! Честь и славу Тебе воздадим!»

Очень скоро, когда весна пробудит природу к новой жизни, когда уйдут холода и зимние вьюги, мы сможем с новой силой и новым вдохновением воспеть одну из самых прерасных мелодий, которая является гимном-хвалой Богу Творцу:

«Великий Бог, когда на мир смотрю я,
На все, что ты создал рукой Творца,

На всех существ, кого, Свой свет даруя,

Питаешь Ты с любовию Отца.

Тогда поет мой дух, Господь, Тебе:

Как Ты Велик! Как Ты Велик!»

В наше время самые прекрасные музыкальные христианские традиции преданы забвению. Отчасти, это произошло из-за наплыва технологий, заменивших живую хвалу и живую музыку в Церкви.

Тем не менее, давайте сохраним главную традицию, которая бережно передавалась из поколения в поколение в Адвентистской церкви: это живое пение в кругу семьи на утренних и вечерних богослужениях. Какие благословения может испытывать семья, которая поклоняется Богу в пении гимнов и псалмов!

Очень бы хотелось, чтобы в каждой семье и церкви, гимны и псалмы с молитвенным содержанием были собраны в особую музыкальную коллекцию, пользующуюся почтением и уважением. Эта музыка священна. Она является невидимым мостиком к престолу Предвечного.

С целью описания религиозного языка в современной русской теолингвистике используются различные подходы. Один из таких подходов связан с теорией речевых жанров. В рамках этого направления изучаются проповедь, молитва, различные этикетные жанры (приветствие, прощание, утешение, поздравление, благодарность, извинение и т.д.). Исследователи , работающие в этом направлении, допускают, что религиозный язык в рамках этого подхода может рассматриваться как система жанров, с присущими каждому из них стилистическими особенностями.

В православии молитву рассматривают с разных точек зрения: где она совершается, каким образом, её содержание, характер (например, молится человек один или идёт на службу и храм) и т.д. Подразделение молитв в определённой степени условно и введено лишь для той цели, чтобы помочь верующим правильно организовать свою молитву. По этому принципу молитву можно условно разделить на домашнюю (частную) и церковную или общественную (соборную) молитвы.

— Домашняя (частная) молитва. Это уединённая молитва. Её широким смыслом является общение с Богом в сердце каждого человека. В доме (квартире) православного человека отводится для неё специальное место-красный угол. Все члены семьи (если они конечно все православные) помимо уединённой молитвы каждого, молятся вместе, что усиливает эффект.

— Церковная или общественная (соборная) молитва. Это общая молитва православных христиан в храме (молитвенном доме, часовне). Возглавляют её священнослужители. Соборная молитва, по словам Христа, считается сильнее частной: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» [Мф., 18:19 – 20]. Церковная молитва неким образом развивает молитвенное чувство, помогая поддерживать живую связь души с Богом. Поэтому считается, что домашняя молитва обязательно должна дополнятся церковной (участием в богослужения).

Молитва каждого молящегося человека индивидуальна. Её содержание зависит от духовных переживаний молящегося, жизненных обстоятельств, каких-либо личных аспектов. Однако любая молитва как план выражения, несёт за собой определённый план содержания, мотив обращения к Богу(призыв, просьба, благодарение и т.д. ). На этом основании можно выделить такие виды молитв:

1)Молитва-прошение. Молитва-прошение означает “смиренное горячее моление” или “просьбу”. Это нечто гораздо более прочувствованное сердцем, чем обычная просьба. Чаще всего люди просят Бога помочь им в житейских нуждах, укрепить в различных испытаниях, уберечь душу от греха. С православной точки зрения, Богу известны нужды каждого, но чтобы Он мог дать благодатную помощь, человек должен попросить о ней.

— среди кратких прошений – «Господи, благослови», «Господи, спаси и сохрани». Яркий пример просительных молитв на богослужении – ектений с припевами «подай, Господи» и «Господи, помилуй

— это просьба о прощении грехов («Господи, прости», «Боже, будь милостив мне грешному!»). К такой молитве человек прибегает, когда раскаивается в поступке, за который ему стыдно перед Богом и перед людьми.

— примером молитвы-покаяния служит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»). Среди особо построенных молитвенных произведений – канонов – есть покаянные: например, канон святого Андрея Критского, который читают в храмах в начале Великого поста, покаянные каноны Иисусу Христу и Богородице, читаемые верующим перед исповедью (есть в любом молитвослове) и др. К покаянным молитвам относится Иисусова молитва. В православии молитва покаяния вводит человека в Царство Божие. Слово “покаяться” означает “изменить”, то есть повернуться и пойти в другом направлении. Посмотрим, что говорит Библия о покаянии: “Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грех. Да придут времена отрады от лица Господа” [Деяния 3:19,20].

3)Молитва-благодарение. -Православный человек благодарит Бога, когда получает просимое («Благодарю Тя, Христе Боже…», «Слава Богу»). Те или иные блага в своей жизни, о которых он не просил, он считает милостью Бога к себе и тоже благодарит за них. Если желаемое не исполнилось, православный христианин благодарит Бога всё равно, поскольку верит, что Господь любит его и устраивает всё для спасения его души. А то, что не осуществилось, возможно, преждевременно или вредно для него, только человек не всегда знает об этом – ему трудно постичь премудрость Божию. Для всех случаев, даже в скорбях, подходит благодарственная молитва «Слава Богу за всё». За все благодарите. [1 Фес. 5, 18]. Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога. (Прп. Исаак Сириянин ).

4) Хвалебная молитва (славословие)

Основывается на чувстве благодарности Богу и основана на личном духовном опыте, в котором человек постигает любовь и милость Бога к нему. Одна из таких хвалебных молитв: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе».В этой молитве молящийся ничего не просит, а только славит Бога. Ее можно сказать короче: «Слава Богу». Произносится она по окончании дела в знак на благодарности Богу за Его милости. Хвалениями начинаются и заканчиваются многие молитвы и любое церковное богослужение («Благословен Бог наш…», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…», «Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородицу…» и др.)

Все перечисленные виды молитвенных обращений не существуют обособленно, многие молитвы, особенно церковные, соединяют в себе и хвалу богу, и прошение, и покаяние, поскольку молитвенное общение православного человека с Богом должно быть гармоничным и естественным.

Молитва – это обращение к Богу. Молитва – «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Культура русской речи 2003: 332].

В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр.

Молитва в музыке примеры
Оценка 5 проголосовавших: 1