Чин благословения и освящения разноличных икон, предложенных вкупе.
Священник: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Царю́ Небе́сный: Трисвятое. Пресвята́я Тро́ице: О́тче наш: Священник: Я́ко Твое́ есть Ца́рство: Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй, 12. Прииди́те, поклони́мся: трижды.
И псалом 88:
Таже диакон: Го́споду помо́лимся.
Иерей же чтет молитву сию:
Диакон: Главы ва́ша Го́сподеви приклони́те.
Иерей же, преклонь главу, тайно чтет молитву сию:
Безнача́льне, неви́диме и непостижи́ме Го́споди, и́же дре́вле в Ве́тсем Заве́те подо́бия Херуви́мов от дре́ва и зла́та и шве́ннаго де́ла, в ски́нии свиде́ния и в хра́ме Соломо́нове сотвори́ти повеле́вый, и ны́не о́бразы не то́чию в воспомина́ние Твои́х спаси́тельных благодея́ний и Боже́ственных явле́ний ро́ду челове́ческому, в честь же и сла́ву Твоего́ пресвята́го и́мене твори́мыя, прие́мляй, но и в па́мять и подража́ние святы́х Твои́х уго́дников устроя́емыя не отмета́яй, услы́ши смире́нную моли́тву на́шу; благослови́ ико́ны сия́ и освяти́, и пода́ждь им благода́ть и си́лу бе́сы отгоня́ти, и вся неду́ги исцеля́ти.
И возглашает: Я́ко Ты еси́ благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Христе́ Бо́же на́ш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
И абие кропит иерей предложенныя иконы по трижды, глаголя:
Освяща́ются ико́ны сия́ благода́тию Пресвята́го Ду́ха, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь. Трижды.
И покропив, иерей кадит я, и покланяется пред ними, и лобызает я. Лик же поет тропари праздничныя, и посем отпуст.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте «Православные молитвы и иконы», где Вы сможете найти ответы на интересующие Вас вопросы о православии.
Отношения человека и Бога – это то, от чего зависит все вокруг нас: жизнь, бытие, любовь, гармония, развитие и процветание. Бог сотворил мир наш, чтобы радоваться, смотря на все человечество, которое объединяет Его любовь для всемирной гармонии. Но мы, люди, своими поступками несем не только благо, а и зло, и нам часто не хватает мудрости, чтобы разобраться в себе. Поэтому мы просто обязаны, научится жить с Господом. Нам необходимо смирение, но зачастую нам мешает наше высокомерие. Как много требуется сил, чтобы признать в себе гордыню и бороться с этой чертой.
Причиной нашей слабости является зыбкая вера. А нужна ли вера в Бога вообще? Так рассуждают люди, которые просто не замечают Его присутствия в нашей повседневной жизни. Зачастую, человечество обращается к Господу лишь в тяжкие моменты своей жизни, в болезни или утрате близкого. Но Бог, дает все эти испытания, потому что знает, что мы можем их одолеть. Споткнувшись, мы должны сильнее уверовать в Его силу, подняться и идти дальше, зная, что за нами всегда присматривает Он и Его верные слуги Ангелы-Хранители.
На нашем сайте есть все, что необходимо знать каждому верующему человеку. В разделе «Это интересно» Вы сможете найти информацию о том, как правильно креститься и ставить свечи в церкви, о таких церковных понятиях, как канон, епитимия и многое другое. Раздел «иконы» поведает об уникальных, чудотворных и редких иконах православного мира. Мы расскажем о значении икон, чем они помогают и где их правильно разместить в своем доме.
В разделах «молитвы», «акафисты» и «молебен» Вы найдете молитвенные слова для любой жизненной ситуации. Узнаете, какие читать молитвы для исцеления, сохранения семьи, для защиты от дурного глаза и много других. Сможете узнать о том, как нужно правильно молиться и к какому святому обратить свои мольбы о помощи. Найдете много интересной информации о святых местах в разделе «православные храмы».
Читайте, оставляйте в комментариях отзывы, делитесь информацией с другими. С нами Вам будет интересно!
НАЧИНАЕТ ЖЕ ИЕРЕЙ ВСЕ ПО ПРЕДУКАЗАННОМУ НА БЛАГОСЛОВЕНИИ ОБРАЗА ХРИСТОВА, ДАЖЕ ДО ПСАЛМА,
СЛАВА, И НЫНЕ: АЛЛИЛУИА, ТРИЖДЫ.
ИЕРЕЙ ЖЕ ЧТЕТ МОЛИТВУ СИЮ:
ДИАКОН: ГЛАВЫ ВАША ГОСПОДЕВИ ПРИКЛОНИТЕ.
ИЕРЕЙ ЖЕ ЧТЕТ МОЛИТВУ СИЮ ТАЙНО:
ВЛАДЫКО БОЖЕ ОТЧЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ, ИЗВОЛИВЫЙ ЕДИНУ ОТ ВСЕГО РОДА ЧЕЛОВЕЧА, ЧИСТУЮ ГОЛУБИЦУ И НЕСКВЕРНУЮ АГНИЦУ, ПРИСНОДЕВУ МАРИЮ В МАТЕРЬ ЕДИНОРОДНОМУ ТВОЕМУ СЫНУ ИЗБРАТИ, И В ЖИЛИЩЕ ЕМУ НАИТИЕМ ПРЕСВЯТАГО ДУХА ОСВЯТИТИ, ВЫШШУЮ ЖЕ И ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМОВ И СЕРАФИМОВ, И ВСЕЯ ТВАРИ СЛАВНЕЙШУЮ, ХОДАТАИЦУ И МОЛИТВЕННИЦУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ СОТВОРИЛ Ю ЕСИ: ТОЯ МОЛИТВАМИ И ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ ИКОНУ СИЮ, В ЧЕСТЬ И ПАМЯТЬ ЕЯ, И В СЛАВУ ИЗ НЕЯ РОЖДЕННАГО ЕДИНОРОДНАГО И ЕДИНОСУЩНАГО ТВОЕГО СЫНА, И ТЕБЕ БЕЗНАЧАЛЬНАГО ЕГО ОТЦА, И ПРЕСВЯТАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО ТВОЕГО ДУХА СОСТАВЛЕННУЮ, БЛАГОДАТИЮ ТВОЕЮ В ОКРОПЛЕНИИ ВОДЫ СЕЯ СВЯЩЕННЫЯ, БЛАГОСЛОВИ И ОСВЯТИ, И ЯВИ Ю ВСЕМ ВЕРОЮ ПРЕД НЕЮ МОЛЯЩИМ ТИ СЯ, ЦЕЛЕБНИЦУ ДУШЕВНЫХ НЕДУГОВ И ТЕЛЕСНЫХ, И ОТ ВСЕХ ВРАЖИИХ НАВЕТОВ СВОБОЖДЕНИЕ И ПОКРОВ ДЕРЖАВЕН, И МОЛЬБАМ БЛАГОПРИЯТНЫМ У ТЕБЕ БЫТИ СОТВОРИ.
И ВОЗГЛАШАЕТ: ЩЕДРОТАМИ ЕДИНОРОДНАГО СЫНА ТВОЕГО, ИЗ НЕЯ ПЛОТИЮ РОЖДЕННАГО, ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, С НИМЖЕ БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ, С ПРЕСВЯТЫМ, И БЛАГИМ, И ЖИВОТВОРЯЩИМ ТВОИМ ДУХОМ, НЫНЕ И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ.
ИЕРЕЙ ЖЕ КРОПИТ ИКОНУ, ГЛАГОЛЯ:
ОСВЯЩАЕТСЯ ИКОНА СИЯ БЛАГОДАТИЮ ПРЕСВЯТАГО ДУХА, ОКРОПЛЕНИЕМ ВОДЫ СЕЯ СВЯЩЕННЫЯ, ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ. ТРИЖДЫ.
И АБИЕ ПОЮТ ТРОПАРИ СИЯ БОГОРОДИЧНЫ, ГЛАС 1:
ПОД ТВОЮ МИЛОСТЬ ПРИБЕГАЕМ БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, МОЛИТВ НАШИХ НЕ ПРЕЗРИ В СКОРБЕХ: НО ОТ БЕД ИЗБАВИ НАС, ЕДИНА ЧИСТАЯ И БЛАГОСЛОВЕННАЯ.
БОГОРОДИЦЕ ДЕВО РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ МАРИЕ, ГОСПОДЬ С ТОБОЮ, БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ В ЖЕНАХ, И БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО, ЯКО СПАСА РОДИЛА ЕСИ ДУШ НАШИХ.
ОТ СВЯТЫЯ ТВОЕЯ ИКОНЫ, ПРЕЧИСТАЯ БОГОРОДИЦЕ, ЦЕЛЬБЫ И ИСЦЕЛЕНИЯ ПОДАВАЮТСЯ НЕЗАВИСТНО ВСЕМ, ВЕРОЮ К НЕЙ ПРИТЕКАЮЩИМ, И ТВОЕ ЗАСТУПЛЕНИЕ ОТ СЕРДЦА ПРИЗЫВАЮЩИМ. ТЕМ И МОЯ НЕМОЩИ ПОСЕТИ ДЕВО, И ДУШЕВНЫЯ И ТЕЛЕСНЫЯ ЯЗВЫ МИЛОСТИВНО УВРАЧУЙ.
ЛЮБОВИЮ, ЧИСТАЯ ДЕВО, ТВОЮ СВЯТУЮ ИКОНУ ПОЧИТАЮЩИМ, И БОЖИЮ ТЯ ИСТИННУЮ МАТЕРЬ СОГЛАСНО ВОЗВЕЩАЮЩИМ, И ВЕРНО ПОКЛАНЯЮЩИМ ТИ СЯ, ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЯВИСЯ, И ДЕРЖАВНАЯ ПРЕДСТАТЕЛЬНИЦА, ВСЯКОЕ ЗЛО ОТ СИХ УДАЛЯЮЩИ, ЯКО ВСЯ МОГУЩАЯ.
И ЛОБЗАВШЕ ОБРАЗ, ТВОРИТ ИЕРЕЙ ОТПУСТ ОБЫЧНЫЙ. ВЕСТНО ЖЕ БУДИ, ЯКО АЩЕ ИКОНА БУДЕТ ОТ ПРАЗДНИКОВ БОГОРОДИЧНЫХ, ПО ОСВЯЩЕНИИ ЕЯ АБИЕ ТРОПАРЬ И КОНДАК ПРАЗДНИЧНЫЙ ПОЕМ, ПОТОМ ЖЕ СИЯ ПРЕДНАПИСАННЫЯ ТРОПАРИ.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (трижды) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12 раз) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (трижды) Псалом 88
Хор: Господи, помилуй. Священник читает молитву
Диакон: Главы ваши пред Господом приклоните.
Хор: Тебе, Господи. Священник, преклонив голову, тайно читает молитву
Безначальный, невидимый, и непостижимый Господи! Ты в древности, в Ветхом Завете изображения Херувимов из дерева, и золота, и тканой работы в скинии собрания и в храме Соломоновом сотворить повелел, и ныне образа, не только создаваемые в воспоминание Твоих спасительных благодеяний и Божественных явлений роду человеческому и в честь и славу Твоего пресвятого имени принимаешь, но и делаемые в память и подражание служителям Твоим святым не отвергаешь! Услышь смиренную молитву нашу: благослови иконы эти и освяти, и подай им благодать и силу бесов отгонять и все недуги исцелять.
Возглас: Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, Христе, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.
И затем священник кропит предложенные иконы трижды произнося:
Освящаются эти иконы благодатию Пресвятого Духа, окроплением этой водою священной, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. (трижды)
И окропив, священник кадит их, и поклоняется пред ними, и целует их. Хор же поет тропари праздничные. И затем произносится отпуст.
В христианской традиции принято освящать предметы, дома, машины и прочее святой водой с чтением специальных, по каждому поводу, определенных молитв. В том числе это касается и икон, хотя в данном случае традиция более позднего происхождения.
Действительно, на Руси долгое время не было такого обычая, ведь сами по себе образы Христа Спасителя, Божией Матери и святых уже освящали икону. Помимо этого, как правило, иконы писали при монастырях, а там каждый элемент образа: доска, краски, грунтовка, предварительно освящались, а зачастую и изготовлялись с добавлением святой воды.
В Западной Церкви практика освящения икон появилась гораздо раньше и была связана со следующими факторами:
- иконописным ремеслом в основном занимались миряне, для которых это был источник дохода;
- со временем иконописные образы все больше стали отходить от канонических норм написания икон.
В обоих случаях нужно было благословение Церкви в виде освящения, которое подтверждало, что действительно образ написан правильно и его можно использовать для молитвенной практики.
В России процессы обмирщения церковной повседневности начались со второй половины XVII века. Иконы писали уже не только монахи и продавали их нередко в обычных ремесленных лавках. Тогда и появилась необходимость в освящении.
Святая вода, которая используется при освящении, имеет особые свойства, так как в момент совершения водосвятного молебна её касается благодать Святого Духа. По сути, такая вода — своеобразный проводник, который эту благодать Божию подводит к освящаемому предмету и, таким образом, очищает его от всякой скверны и сообщает святость.
Икона, приобретенная в храме, не требует освящения, так как она уже освящена, но есть моменты, когда надо освящать иконы:
- образ написан специально на заказ художником-иконописцем;
- досталась в наследство от родственников, даже если это старая икона, нет уверенности, что она освящена;
- после реставрации;
- если была осквернена.
Последний вариант относится к тем случаям, когда в период гонений иконы использовались неподобающим образом, например, в качестве двери в хлев или как крышка погреба. Освящают и вышитые иконы, т. е. независимо от материала, ведь образ может быть металлический, пластиковый, бумажный, картонный и прочее.
Важно! Икона — это величайшая святыня, независимо от того, освящена она или нет. В любом случае к ней надо относиться подобающим образом. И даже когда образ по каким-то причинам испорчен, нельзя его просто выбросить, а нужно сжечь.
Можно и самому освятить икону при наличии святой воды, но только тогда, когда нет никакой возможности попасть в церковь или пригласить священника. Всегда можно изыскать время, чтобы сделать все правильно и здесь есть два варианта:
- прийти в храм и попросить человека, который принимает заказы на требы, чтобы он предупредил заранее служащего священника о намерении освятить икону, или же лично договориться об этом с батюшкой;
- если священник приглашен в дом с целью совершения какой-либо требы, то можно воспользоваться его приходом и попросить освятить иконы в доме.
Освящение икон не является какой-то отдельной требой, поэтому вопрос о том, сколько стоит освящение иконы в Церкви, должен остаться на сознательности самого заказывающего освящение. И здесь надо помнить, что священник живет только за счет тех доходов, которые поступают от совершения им различных треб.
Само освящение, если это происходит в храме, состоит из того, что священник читает короткую молитву и окропляет образ святой водой.
На заметку! Совершать обряд можно в любое время как утром, так и вечером, но только после того, как завершатся службы или в промежутке между ними.
+ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ОСВЯЩЕНИЯ ИКОНЫ ПРЕСВЯТЫЯ ЖИВОНАЧАЛЬНЫЯ ТРОИЦЫ, ВО ОБРАЗЕ ТРИЕХ АНГЕЛОВ, ИЛИ КРЕЩЕНИЯ, ИЛИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, ИЛИ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА
Освящение икон — церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой. Особые чинопоследования существуют для освящения
иконы Троицы, либо праздника, связанного с Троицей (Богоявление (Крещение), Сошествие Святого Духа (Пятидесятница, Троица), Преображение)
иконы Христа, либо праздников, связанных со Христом
иконы Богородицы и богородичных праздников
иконы святого (святых)
Также существует отдельный чин для освящения нескольких разных икон и иконостаса.
Освящение иконы призвано к признанию образа Церковью, благословению на использование иконы для богообщения, на участие в литургической жизни Церкви, очищению, призванию благодати, приданию святости, установлению духовной связи между образом и изображаемым.
Молитвы на освящение икон известны также в католической и современной греческой церкви.
Освящение рукотворных предметов известно еще с ветхозаветных времён, так освящались скиния завета (Исх.40:34) и храм Соломона (2Пар.7:1). Точное время появления чина освящения икон не известно, но общепризнано позднее его происхождение. Впервые зафиксирован он в Требнике Петра Могилы (1646 год). Отсутствие чина освящения икон служило в своё время аргументом к отрицанию святости икон иконоборцами.
Нательный крестик является символом Православной Церкви и свидетельством принадлежности человека к ней. Каждый христианин получает его после Таинства Крещения и носится всю жизнь, являясь символом того, как человек получил вечную жизнь — смертью Иисуса Христа.
Освящение крестика началось еще в Древней Руси, за все время существования этот маленький предмет оброс множеством преданий (защищает от бед, спасает и пр.), но суть лишь в том, что это символ всей христианской веры и напоминание человеку, какой дорогой ценой он куплен. Однако стоит помнить, что без освящения в церкви изделие не представляет собой какой-либо ценности.
Поэтому необходимо каждому христианину знать, можно ли и как освятить крестик дома.
Истинное предназначение нательного крестика — это внешний признак его принадлежности к православной вере и напоминание, что Крест Христов может также выступать как оружие против дьявола. Многие сегодня носят золотые и серебряные крестики, но купленный в ювелирном магазине, бессмысленно, как дань моде и обществу, не освященный в церкви — это всего лишь украшение, а не символ веры.
Очень важно знать и понимать, как освятить крестик в церкви и для чего это необходимо.
Во время таинства Крещения, священник погружает младенца в воду, что символизирует очищение и прикрепление к Телу Христову, а затем надевает на него крест, который предполагается носить всегда и не снимать даже во время купания или нахождения в бане.
Обычно родители покупают украшение, а священник освящает в процессе Крещения так, что младенец получает уже настоящий символ, а не просто «цацку».
Крест может быть о 4, 6 или 8 концах, с разными формами. Самые распространенные — это 8-конечные с надписью: «Спаси и сохрани». Что касается материала, то он может быть любой: серебро, дерево, золото, платина, металл. Форму, вид, металл, тесьму — все это выбирается родителями или крестными родителями и принципиальной роли не играет. Главное — подобрать удобный вариант для ношения, чтобы его не пришлось снимать и здесь особое внимание следует уделить тесьме или цепочке.
Важно! Не следует слушать никаких суеверий о том, что потеря к беде, что менять его нельзя — все это лишь глупые слухи, не имеющие под собой богословского основания.
Символ можно менять в случае потери или просто при желании, можно подарить нуждающемуся или заменить на новый. Перед этим лишь стоит его обязательно освятить в храме.
Процесс освящения крестика совершается священнослужителем в храме, в ходе которого он читает чин благословения из Требника. Один экземпляр украшения освящается один раз — этого вполне достаточно на всю жизнь.
Переосвящение допускается только в 2 случаях:
- украшение было сильно повреждено и восстановлено вновь;
- нашли и не знают, освящался ли он ранее.
Процесс освящения достаточно прост:
- В храме, который находится рядом с домом или который регулярно посещается подойти к священнику и выяснить все детали таинства.
- Если процедура платная — оплатить стоимость.
- Проверить украшение вместе со священником — соответствует ли оно требования и канонам Православной Церкви.
- Положить крест на поднос и отдать священнику.
- Все предметы, которые освящаются уносятся в алтарь, где священник читает над ними молитвы и освящает.
- Во время этого человек, чей символ веры освящается, может помолиться, поставить свечи и испросить у Бога благословения.
- После освящения, следует надеть крестик и более не снимать.
Совет! После процесса, следует поблагодарить священника и, если есть, задать ему вопросы. К самому украшению отныне стоит относиться бережно — это символ веры.
Требник — это особая книга, в которой содержатся все молитвы и правила каждого ритуала, в том числе и освящение нательных украшений.
Относительно этого процесса есть некоторые правила:
- лучше всего приобретать украшение в храме, поскольку в ювелирных магазинах крестики часто бывают сделаны по католическим канонам;
- предварительно требуется консультация батюшки и проверки украшения;
- ритуал может совершить любой священнослужитель;
- после обряда украшение сразу же надевается, поэтому заранее следует взять тесьму или цепочку для него;
- нельзя снимать символ веры ни при каких обстоятельствах.
Во время обряда священник опускает изделие в святую воду и читает над ним определенные молитвы, указанные там же, в Требнике.
Полноценно освятить крестик дома не получится, так как это пусть небольшое, но все же священнодейство выполняется священником в алтаре. Все, что может обычный мирянин после покупки крестика в ювелирном магазине — окропить его святой водой и прочесть молитву для освящения любой вещи. Это не будет означать, что теперь крестик освящен — для этого его нужно отнести в храм. Поэтому самостоятельное окропление водой и молитва над крестиком возможны только на тот период, пока человек собирается идти в церковь.
Все домашние обряды, связанные с опусканием крестика в глубокий колодец, чтением над ним специальных заговоров или даже православных молитв, прочие специфические действия — это все не более чем суеверия, не имеющие никакого отношения не только к освящению символа веры, а и к православию в целом.
История Церкви полна удивительными историями чудес, некоторые из них связаны и с нательными крестиками:
- Некоторая женщина испытывала на себе атаки дьявола — ей в голову приходили только плохие мысли, она не хотела ходить в церковь вообще. Но она понимала, что это испытание и она должна это преодолеть. Женщина молилась ежедневно и просила у Господа сил и избавления от злых духов. Спустя какое-то время женщина пошла и приобрела в церковной лавке простой серебряный крестик. Освятив и надев украшение, она более не испытывала дурных мыслей, появилось желание посещать храм и расти духовно.
- В одной семье ребенок постоянно плакал. Он был накормлен, одет и умыт, но постоянно плакал. Родители возили его по врачам и непрестанно молились за своего сына, но облегчения не было, пока родителям не посоветовали покрестить малыша. Как только таинство было совершено и крестик надели на малыша, он сразу же заулыбался и с тех пор беспричинный плач прекратился.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Эти истории подтверждают то, что нательный крестик, освящённый в храме, не просто украшение или дань моде, но символ христианской веры и спасения, через Смерть Иисуса Христа!
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)
Таже диакон: Господу помолимся.
Казаки заблокировали вход на выставку «Духовная брань» со стилизованными под иконы портретами девушек из скандальной панк-группы Pussy Riot. Выставка началась в четверг в 18.00 в Центре современного искусства «Винзавод» в Москве.
«Казаки заблокировали вход. ОМОН прибыл. Ворота «Винзавода» заблокировали. » — пишет в Twitter Илья Валаамов, отмечающий, что «особую пикантность придают ЛГБТ-активисты, называющие казаков фашистами».
Старший:
Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Братия:
Аминь.
Братия:
Царю Небесный: (трижды) – или от Пасхи до Вознесения: «Христос воскресе из мертвых»
Чтец:
Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш:
Старший читает молитву:
Создателю и содетелю человеческого рода, дателю благодати духовныя, подателю вечного спасения: Сам Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию (при этом называем вещь, например: «свечи сии» или “елей сей”), яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению, и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем.
Братия:
Аминь.
Старший кропит вещь трижды святой Крещенской водой со словами:
Благословляется и освящается вещь сия (при этом называем вещь) окроплением воды сия священныя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Братия:
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Братия:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Благослови.
Старший:
Воскресый из мертвых Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Апостола любви Иоанна Богослова и прочих святых и всехвальных Апостол, святаго (имя святого данного дня), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец.
Братия:
Аминь.
Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
(И кропить вещь святой водой трижды).
Все знают, что нательный крест на нашей груди освящён в церкви при нашем крещении — процессе приобщения к Богу или позже, когда в этом возникла необходимость его замены. Иконы в домах тоже освящены силой молитвы и обрядом духовных людей. И от этого наша молитва имеет ещё большую энергетику и силу.
Но в быту много вещей, которые мы не можем нести в храм божий для освящения да, наверное, этого и не нужно делать. Но согласитесь, порой купив вещь, скажем какую-то одежду, обувь, украшение чувствуешь, что она как бы не твоя, что-то постороннее мешает принять её. Ведь её могли мерить на себя в магазине не знамо кто. Не всё можно постирать, помыть, и вот как раз освящение вещи и сможет снять плохую энергетику и вернуть предмету его чистоту и свет.
Сильная православная молитва на освящение всякой вещи всегда пусть живёт в вашей памяти. Не пренебрегайте защитой Божьей даже в мелочах, ведь для этого так нужно мало: вера, чуть усилий и святая вода.
Прежде чем начать освящать вещь, зажгите свечу перед иконой, прочтите основные молитвы православного христианина. А после этого специальную молитву об освящении вещи:
Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
И далее окропите вещь святой водой трижды.
Освящение более серьёзных вещей, такие как квартира, дом, автомобиль лучше выполнить с помощью священника, пригласив его домой в назначенное время.
Ну, а совсем сакральные вещи такие как иконы, крестики, лики, обереги лучше освятить в церкви.
Можете взять с собой и другую вещь и почитать там молитвы, а придя домой окропить их святой водой, думаю так сила освящения сработает ещё лучше.
И пусть она радует вас и несёт мир и добро в ваше пространство.
Большей продолжительностью отличается Чин благословения новосооруженнаго креста. Он включает начало обычное, три псалма (131, 59 и 98), пение тропарей кресту, чтение священником двух молитв на освящение, окропление креста святой водой, пение стихир кресту, поклонение и лобызание креста. В первой молитве священник просит Бога ниспослать благословение на новосооруженный крест, благословить и освятить его, наполнив его силой и благословением того древа, на котором было пригвождено пречистое тело Господа Иисуса Христа. Контекст этой и последующих молитв показывает, что речь в чинопоследовании идет о кресте, очевидно, крупного размера, воздвигнутом для поклонения верующих. Для освящения небольшого нательного креста употребляется Чин благословения креста к ношению на персех.
Как уже говорилось, в Древней Церкви не было специального чина освящения икон. В Византии существовал обычай помазания новонаписанной иконы святым миром. В настоящее время икона освящается через окропление ее святой водой при чтении специальных молитв. Чин освящения той или иной иконы включает начало обычное, чтение псалма, произнесение двух молитв и окропление иконы святой водой.
Для освящения икон Святой Троицы существует Чин благословения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы, во образе триех Ангелов, или Крещения, или Преображения, или сошествия Святаго Духа. Само название чина указывает, какие именно иконы могут считаться образами Троицы: символическое изображение троичности Божества в виде трех Ангелов (как на иконе Андрея Рублева), а также икон праздников Крещения Господня, Преображения и Пятидесятницы. Связь между этими событиями прослеживается в молитве чинопоследования:
Господи Боже, в Троице Святей славимый. Якоже писание нам ветхое повествует о явлении Твоем во образе триех Ангелов, оному преславному патриарху Аврааму бывшем, в новей же благодати Отец во гласе, Сын плотию во Иордане, Дух же Святый в виде голубине явися, и паки Сын, Иже плотию вознесыйся на небо, и одесную Бога седит, Утешителя Духа на апостолы в видении огненных язык посла; и на Фаворе Отец во гласе, Дух Святый во облаце, Сын же в пресветлом свете учеником Троим показася, сице всегдашняго ради воспоминания, Тебе единаго славимаго Бога не точию усты исповедуем, но и образ пишем, не еже боготворити сей, но еже нань телесныма очима взирающе, умныма на Тебе Бога нашего зрети.
Господи Боже, прославляемый в Святой Троице. Как Ветхий Завет рассказывает нам о Твоем явлении в образе трех Ангелов этому славному патриарху Аврааму, в новой же благодати Отец был явлен через голос, Сын плотью в Иордане, а Святой Дух в виде голубя; и опять же Сын, Который плотью вознесся на небо и сидит одесную Бога, послал Утешителя Духа на апостолов в виде огненных языков; и на Фаворе Отец был показан преславным Твоим ученикам в голосе, Святой Дух в облаке, Сын же в сверхсветлом свете, так и мы ради постоянного воспоминания о Тебе, едином достойном славы Боге, не только устами исповедуем, но и икону пишем — не для того, чтобы обоготворять ее, но чтобы, взирая на нее телесными очами, умственными очами видеть Тебя, Бога нашего.
На всех четырех типах иконы Святой Троицы, упомянутых в чине освящения, отсутствует изображение Бога Отца. Святой Дух изображен на иконе «Крещения» в виде голубя; на иконе «Пятидесятницы» в виде лучей и огненных языков, почивающих на головах апостолов; на иконе «Преображения», как следует из молитвы, образом присутствия Святого Духа является облако. Чин не может использоваться для освящения каких-либо икон Святой Троицы, на которых изображен Бог Отец или Святой Дух в виде голубя вне контекста Крещения Господня («Новозаветная Троица», «Отечество» и пр.). Такие иконы вообще не подлежат освящению или пребыванию в храме, поскольку противоречат строгому запрету на любые изображения Бога Отца.
Для освящения икон Спасителя или одного из Господских праздников используется соответствующий чин, включающий молитву, в которой вкратце излагаются богословские основы иконописания и вспоминается история Нерукотворного Образа, посланного Христом Авгарю Эдесскому. Отдельные чины существуют для освящения икон Божией Матери, одного или нескольких святых, а также для «разноликих икон». Особым чином освящается кивот для хранения святых мощей. Некоторые Требники печатают также специальный Чин благословения и освящения иконостаса.
Молитва на освящение всякой вещи есть как в литературе, предназначенной исключительно для священнослужителей, так и в молитвословах для мирян. Значит ли это, что последние могут свободно ею пользоваться? Или освящение все-таки является прерогативой представителей духовенства?
Освящение – это совокупность обрядов, которые направлены на призыв Божьей благодати на то или иное явление или тот или иной материальный объект. А попросту «освящение есть благословение» — говорит иеромонах Макарий (Маркиш). Священник Димитрий Лин утверждает, что освящение – это ритуал, направленный на посвящение чего-либо или кого-либо служению Господу.
В связи со всем вышесказанным многие священнослужители предостерегают мирян считать освящение каким-то магическим обрядом. Иеромонах Викторин (Асеев) пишет о том, что освящение совершается не для денежных приобретений, а для души. По мнению протоиерея Игоря Фомина, «благоговение и трепет, с которыми человек относится к освященным вещам», являются частью его любви к Богу.
Какие же вещи можно освятить, а над какими этого обряда проводить не следует? Освящают иконы и другую религиозную атрибутику, дома, квартиры, автомобили, рабочие места, пищу и даже оружие. Что касается последнего, то протоиерей Андрей Ефанов говорит, что в данном случае оружие предстает не как средство нападения, а как средство защиты.
Между тем освящение мест, где люди предаются пороку, конечно, не одобряется. К таким местам относятся помещения, в которых производятся табачные изделия, спиртные напитки, совершаются колдовские обряды или оказываются интимные услуги.
Несмотря на то, что тест Молитвы на освящение всякой вещи имеется на страницах обычных молитвословов для прихожан, многие из них сомневаются в том, что ее самостоятельное чтение допустимо. Протоиерей Димитрий Шушпанов уверен в том, что молитва, напечатанная в литературе для мирян, вполне может ими применяться.
Однако протоиерей Виктор Гузенко сравнивает молитву на освящение всякой вещи с лекарством, которое можно купить самому или которое может прописать врач. По мнению священнослужителя, таблетки, прописанные доктором, наверняка будут более эффективны. Поэтому освящение различных религиозных предметов (крестов, икон и т.д.), а также опасных вещей (например, автомобиля) лучше поручить служителю церкви. В то же время, как пишет протоиерей, мебель, одежду и другие аналогичные предметы прихожане могут освящать самостоятельно.
Священник Дионисий Свечников считает, что не стоит размениваться по мелочам и освящать все купленные «носки, трусы и постельное белье». Как утверждает отец Дионисий, вполне достаточно перекрестить предметы, а затем использовать их по прямому назначению.
Несмотря на невероятную значимость духовного мира для христианина, он все же живет в мире материальном, который постоянно влияет на духовный. Как правильно поступать, за кого выходить замуж, что покупать — все эти вопросы ежедневно преследуют верующих людей. Люди хотят быть благословенными и вокруг окружают себя такими вещами, поэтому молитва на освящение новой вещи популярна среди православных.
Православие относится к той вере, которая придает большое значение материальной составляющей жизни и освящению этой сферы. Существуют молитвы для освящения ювелирных украшений, одежды, бытовой техники. Заканчивает этот список предметы больших инвестиций — бизнес, машины и недвижимость. Но обычно такие большие покупки освящает приглашенный священник.
Молитва на освящение новой вещи — это молитвенное прошение, направленное к Господу о благословении Им приобретенного предмета. Это требуется в том случае, если человек хочет, чтобы вещь прослужила долго и приносила только пользу.
Стоит немного отступить и пояснить, что современная вера в положительную и негативную энергию, энергетические отпечатки грузчиков и продавцов — все это, с точки зрения православной веры, чушь. Христос не учил никогда учеников ни о каких энергетических полях или аурах. Его учение простое:
- возлюбите Господа;
- любите ближнего;
- ищите Царствия Божия прежде всего;
- кайтесь во грехах;
- стремитесь быть совершенными, как и Отец ваш Небесный.
Важно! Нигде в Евангелии нет и слова об аурах или о негативной энергии. Церковь, идущая за Сыном Божьим, не обращает внимания на подобные эзотерические учения и всячески пресекает их в корне. Православные верующие также должны воздерживаться от этого.
Издревле освящали закладку фундамента для дома или храма, в храме освящают всю утварь, приносят освящать ювелирные украшения (крестики нательные и пр.), а также еду и воду. Это нормально — желать вокруг себя только хорошие вещи, которые были благословлены священником.
Но православному верующему стоит понять, что покупку освещать не обязательно, это не сделает ее нечистой. Тем более следует избегать всяких мистических учений об энергии.
Но если человек желает освятить покупку, он вправе это сделать. Существуют различные традиции освящения предметов (принести в храм, пригласить священника и пр.), но сам обряд подразумевает в любом случае молитву над предметом и освящение его святой водой.
Если на освящение машины или квартиры можно пригласить священнослужителя, то, например, золотые кольца можно освятить и самостоятельно. Для этого создали несколько молитв, которые подходят под конкретный случай (предмет, квартира или машина) и которую читают в процессе обряда.
Ее можно найти в обычном молитвослове. Ритуал крайне простой:
- Приготовить чистое, вымытое место — это может быть стол или стул, а может быть чистый отрез ткани или полотенце.
- Поместить предмет на это место.
- Произнести молитву над предметом.
- Несколько раз (трижды лучше всего) окропить его святой водой.
- Протереть и пользоваться.
Последовательность действий при освящении больших предметов или недвижимости точно такой же, только молитва читается по мере продвижения по квартире и кропят ее углы (машину кропят полностью). Для этого можно воспользоваться услугами священника.
Важно! Освящение предмета — это хорошее желание, но исходить оно должно от понимания, что Бог дает все покупки, а не от мысли, что на нем может быть «негативная энергия».
Создателю и содетелю человеческого рода, дателю благодати духовныя, подателю вечного спасения: Сам Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию (при этом называем вещь, например: «свечи сии» или «елей сей»), яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению, и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
После прочтения молитвы нужно окропить вещь трижды святой водой со словами:
Благословляется и освящается вещь сия (при этом называем вещь) окроплением воды сия священныя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Воскресый из мертвых Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Апостола любви Иоанна Богослова и прочих святых и всехвальных Апостол, святаго (имя святого данного дня), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.
Догмат об иконопочитании утвердился в Православной церкви на Седьмом Вселенском соборе, в VIII веке после долгих споров с иконоборцами. Иконоборчество возникло внутри самой Церкви, в среде интеллектуальной элиты того времени — монашества.
На тот момент для возникновения этого течения были основания — тогда в церковной среде бытовало отношение к священным изображениям, больше схожее с идолопоклонством. Бывало, например, что священники подмешивали в Причастие краску с икон, полагая что так они причастятся первообразу.
Такое отношение создало благодатную почву для возникновения иконоборчества и породило долгие и жестокие споры с довольно серьёзными последствиями. Однако, к VIII веку иконопочитание всё же укоренилось в православии, однако, с некоторыми оговорками: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» (определение Седьмого Вселенского собора).
Поклонение иконам отлично от поклонения Богу и носит характер почитания. Богопоклонение подобает лишь Богу, а почитательное – святым, иконам, Кресту, Евангелию, и прочим святыням.
Молясь перед иконой, мы обращаемся не к конкретной расписанной доске, а к личности того, кто на ней изображен. Молитва, согласно учению Церкви, вообще не требует дополнительных визуальных атрибутов: она может совершаться в любых условиях. Главное для этого – наличие веры и движения сердца.
Особый чин для освящения икон в России появился примерно в XVII веке. До этого момента считалось, что образ освящается первообразом, а икона считалась освященной после начертания на ней имени святого, Богородицы или Христа.
Однако к XVII веку школа иконописания стала утрачиваться, появилось много некачественных и канонически спорных «поделок». Дабы избежать притока подобных изделий в храмы, потребовалась определённая цензура, которой и стал чин освящения икон.
Каноническая икона, даже если она не освящена – это всё равно образ, и, конечно, молиться перед ним можно. Ведь освящение иконы (а точнее – благословение её) как и любое другое освящение чего-либо совершается для человека. Это не магический обряд наделения предмета «особой силой» — это прошение благословения и помощи в христианском подвиге.
Освящение икон — это особый обряд благословения символических изображений сложившийся в исторических христианских церквях. Он проводится в церквях и служит для наделения образа благодатью Святого Духа.
Конечно нет ничего страшного в том, чтобы молиться перед образом неосвящённым. По словам святого Иаонна Кронштадскому образы Креста Господня, Спасителя, Божьей Матери, ангелов и святых святы уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании. С другой стороны освящением иконы Церковью признаётся каноничность изображённого образа, осуществляется ритуальное очищение дела рук человеческих и посвящение его Господу.
Не стоит забывать также о том, что освящённая вода, которой окропляют икону при освящении — есть один из даров Божьих, которым мы с благодарностью Господу можем пользоваться, а потому пренебрегать им весьма не полезно. По этой причине, кстати, освящаются не только иконы, но также жильё, еда и другие вещи: тем самым к благодати приобщаются все аспекты жизни человека.
Освящать следует все иконы, которые приобретались вне церковных либо монастырских магазинов. Найденные, доставшиеся по наследству, подаренные — все они требует освящения, так как далеко не всегда ясно: были они освящены ранее или нет.
Обязательно освящают иконы, подвергшиеся реставрации или обработке, а также претерпевшие поругание, даже если они уже были освящены. И конечно подвергаются обряду иконы собственноручно написанные вами либо вашими знакомыми.
В ряде источников вы можете прочитать о том, что для освящения иконы вовсе не обязательно нести её в храм. Достаточным будет трижды повторить над образом молитву «Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь» и обряд можно считать совершённым. Иногда подобное советует даже священники, хотя большинство из них всё же относятся к данной практике неодобрительно и освящёнными подобные иконы не считают.
В современной практике Русской православной церкви освящёнными признаются лишь иконы над которыми провели особое чинопоследование с чтением определённых молитв и троекратным окроплением святой водой. Чинопоследований таких на сегодняшний день существует пять:
для освящения икон Иисуса Христа и господских праздников;
для освящения икон Богородицы и богородичных праздников;
для освящения икон Святой Троицы и праздников с ней связанных: Богоявления (Крещения) Господня, Сошествия Святого Духа, Преображения Господня;
для освящения икон святого, нескольких святых или их соборов.
Процедура освящения икон может проходить в любое время суток, но чаще совершается во время водосвятного молебна или сразу после него, т.е. до полудня. Что касается выбора дня недели, то в крупные храмы иконы можно приносить каждый день: они работают ежедневно. Храмы же небольшие, как правило, открывают свои двери только в выходные и праздничные дни: стоит ориентироваться на этот режим их работы.
Если же так случилось, что вы принесли в храм икону уже после завершения водосвятного молебна, то стоит уточнить у старосты или продавца церковной лавки, как поступить в данной ситуации. Они либо передадут принесённые иконы священнику для освящения, либо предложат заказать водосвятный молебен.
Длится чин освящения недолго: всего 10-15 минут. Но важность его чрезвычайно велика, ведь только после его совершения икона признаётся канонами церкви.
Освящать символические предметы люди стали очень давно, ещё из Ветхого Завета известно об освящения скинии завета и храма Соломона. Иконы же стали освящать много позже: считалось, что соответствия иконописному канону и надписания на иконе имени изображённого, достаточно, чтобы признать образ святым.
Не известно когда и где зародилась традиция освящения икон, но скорее всего произошло это в начале XVII века где-то на Западе и связано было с проникновением в иконопись заимствований из светских изобразительных произведений. Появившийся чин освящения икон служил свидетельством Церкви о подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан.
Видео (кликните для воспроизведения). |
После произошедшего в 1650-х — 1660-х раскола иконы стали освящать и на Руси. Впервые чин зафиксирован в Требнике Петра Могилы от 1646 года. Он является переработанным переводом чина освящения икон из латинского, католического богослужебного сборника «Rituale Romanum» 1614 года.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.