Молитвы ивана грозного

На данной странице вы найдете детальное описание: молитвы ивана грозного - подобранную специально для Вас!

Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу (перевод).
(Гимнографическое творчество Ивана Грозного)

Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу

Господи Иисусе Христе, Сын Божий, великий царь, безначальный и невидимый и несозданный, сидящий на престоле с Отцом и со Святым Духом, принимая славу от небесных сил, пошли архангела своего Михаила на помощь рабу своему, имярек, чтобы спас он меня от рук врагов моих.

О великий Михаил Архангел, прогоняющий демонов! Господи Иисусе Христе, ты добр и человеколюбив, пролей миро на раба твоего, имярек, и поставь преграду на пути всех врагов, борющихся со мной, преврати их в овец и развей их, как ветер пыль.

О великий Михаил Архангел, вождь шестикрылых и воевода небесных сил, херувимов, серафимов и всех ангелов!

Хмельную чашу
мимо пронеси,
отправь меня
в какой-угодно лодке.

Я грозен,
потому что на Руси
невмоготу
без ужаса и плетки.

Святым меня
на небо
вознеси
или отправь,
как грешника,
в Геенну.

Я грозен,
потому что на Руси
везде- в е з д е !
я чувствую измену.

Быть милосердным-
не проси,-
родство забыто
и знакомство.

Я грозен,
потому что на Руси
везде — в е з д е !
я вижу вероломство.

Попечение Господа о первом русском монархе Иоанне IV, помазанном Церковью на Царство. Свидетельства того, что благочестивый Царь Иоанн Грозный был праведником, Божьим Угодником.

1. Пророчество о рождении и судьбе Царя Иоанна

Великий князь Василий III и его супруга Елена Глинская три года не могли зачать первенца. Супруги совершали паломничества по святым местам, молились о наследнике в Переславле, Ростове, Ярославле, Вологде, на Белом озере. Наконец, их молитвы были услышаны. Юродивый Домитиан предсказал Елене, что она родит «Тита широкого ума». Его пророчество сбылось полностью. Елена родила мальчика 25 августа (по нов. стилю 7 сентября) – в день апостола от 70-ти ТИТА. А деяния Царя Иоанна совпали с деяниями римского императора Тита Веспасиана Флавия. Иоанн Грозный стал таким же великим полководцем, как и Тит, и, так же как и он снискал огромную любовь своего народа. Кроме того Иоанн, так же, как и Тит был орудием Божьего наказания иудеев за распятие Христа. И оба они были по пророчеству юродивого Домитиана людьми широкого ума.

2. Божие знамение во время рождения Царя Иоанна.

В ночь самого рождения разразилась сильнейшая гроза. В принципе, грозы для конца лета — явление не столь уж редкое. Но гроза 25 августа была отнюдь не рядовой, а настолько мощной, что ее сочли нужным занести в летописи. Чудом было и то, что после смерти отца и убийства матери ребенку Ивану Васильевичу удалось уцелеть среди захвативших власть бояр-заговорщиков

3. Молитва Царя Иоанна, услышанная Господом

В 1541 г. на Русь хлынули бесчисленные полчища татар и турок хана Сахиб-Гирея. Москва защищалась не только пушками и саблями. Провели крестный ход вокруг города, а мальчик-царь на глазах множества москвичей со слезами молился перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, перед гробницами святых митрополитов Петра и Алексия. «Боже! Ты защитил моего прадеда в нашествие лютого Темир-Аксака (т.е. Тамерлана). Защити и нас, сирых! Не имеем ни отца, ни матери, ни силы в разуме, ни крепости в деснице, а государство требует от нас спасения!» МОЛИТВА БЫЛА ГОСПОДОМ УСЛЫШАНА. Сахиб-Гирей устрашился и отступил от Москвы без боя, а царские дружины громили его в преследовании.

4. Божья помощь Царю Иоанну при взятии Казани.

При возвращении из неудачного похода в 1550 г. Иоанну Грозному во сне явился св. прп. Сергий Радонежский, повелел на Круглой горе у устья Свияги строить крепость Свияжск, что кардинально изменило ход войны. В 1552 г., выступив на Казань, Грозный молился во Владимире у гробниц св. Александра Невского, св. Юрия Всеволодовича, в Муроме у мощей святых чудотворцев Петра и Февронии, св. князя Константина с чадами его. Во время молебна у мощей св. Александра Невского у одного из приближенных царя, Аркадия, исцелилась больная рука, и это сочли добрым предзнаменованием.

В день штурма Казани, 2 октября, Иван Васильевич отдал необходимые распоряжения войскам и стоял в походной церкви на Литургии. Первый взрыв заложенной под стены мины прогремел после слов Евангелия «да будет едино стадо и един пастырь». На словах: «Еще молимся Господу Богу нашему помиловати государя нашего, царя Иоанна Васильевича, и покорити под нозе его всякаго врага и супостата» — громыхнул второй, разнесший стены, и победоносная государева рать ворвалась в город.

5. Помощь Иоанна Богослова Царю Иоанну.

Чтобы укрепиться в борьбе с ересью жидовствующих Иоанн Грозный в октябре 1553 г. посетил Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь, взял там великую реликвию. Посох. Как раз тот посох, с которым мы видим Ивана Грозного на картинах. Но он был не обычным ремесленным изделием. По преданию, он принадлежал св. Авраамию. А святому достался от св. Евангелиста Иоанна Богослова, явившегося по его молению. Этим посохом св. Авраамий сокрушил бесовских идолов в Ростовской земле. На Освященном Соборе царь мудро и умело разгромил еретиков. «Они ж, видевше благочестиваго Царя, крепко поборающе о благочестии и убояшесь».

6. Чудесное спасение Царя Иоанна от внезапной смерти

7. Божье знамение перед кончиной Царя Иоанна.

В январе 1584 г. над Москвой появилась крестообразная комета, и Иван Васильевич, глядя на нее, предсказал, что его жизнь скоро оборвется. Но чудеса продолжались и после его смерти. Вплоть до революции к гробнице государя в Архангельском соборе приходило множество людей — поклониться, приложиться. Люди верили, что особенно он помогает добиться справедливости в суде, и просили его о заступничестве «как небесного предстателя перед Праведным Судьей — Христом».

Приведенные случаи явно свидетельствуют о том, что благочестивый Царь Иоанн Грозный был праведником, Божьим Угодником. Потому ныне он предстоит пред Престолом Божиим и молится за наше Отечество и за нас многогрешных.

СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЮ ИОАННЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

7. Божье знамение перед кончиной Царя Иоанна.

23 июня / 6 июля Русская Православная Церковь совершает благодарение за избавления Москвы от нашествия ордынского хана Ахмата в 1480 году. В Оптиной Пустыни вечерняя служба шла в двух храмах – не только во Владимирском (как обычно), но и в Казанском – ввиду большого наплыва паломников, стекающихся в Обитель ввиду нескольких грядущих праздников. В Казанском храме на аналой была положена новая икона Владимирской Божией Матери письма оптинского иконописца начала 21 века.)))

Но вернемся к истории праздника. Нашествие хана Ахмата случилось это при Великом Князе Иоанне III. Татары тогда дошли до реки Угры и стали на ней против Русского войска. Так началось знаменитое «стояние на Угре».

Перед Владимiрской иконой в ту пору совершались непрестанные молебны. И вера православных не была посрамлена и на сей раз. Однажды ночью на татар напал необъяснимый панический страх. Их отступление скорее походило на бегство. Так пришел конец многовековому татарскому игу. С тех пор реку Угру стали называть «поясом Богоматери». А вскоре был установлен церковный праздник.

Читайте так же:  Молитва дьяволу на желание

Царь Иоанн Васильевич Грозный не раз прибегал к Божией Матери, моля о заступлении. (Причем каждый раз Он вспоминал помощь Богородицы от безбожного царя Темир-Аксака в 1395 г.).

При набеге в 1541 г. на Русь крымского царя Саип-Гирея и казанского царя Сафа-Гирея 11-летний Иоанн IV на коленях со слезами молился перед Владимiрской иконой о помощи против татар. И вражеское нашествие было отражено.

Отправляясь в Казанский поход, Царь 16 июня 1552 г. пришел в храм Успения Божией Матери, где «слезно припадает чудотворному образу Богоматери, с плачем на долг час молитвы простирающи». После возвращения с победой Царь в Успенском соборе Кремля произносил благодарственные молитвы: «Прииде Государь к Царствующему граду Москве, и встречах Государя множество народа. у Пречистыя у Сретения Митрополит со кресты и с чюдотворными образы и с самим Богоматерним образом, иже прогна безбожнаго Темир-Аксака. И Царь благочестивый поиде в соборную апостольскую церковь Пречистыя Богородицы чеснаго Ея Успения и припадает любезно к чюдотворному образу Богородицы и многи молитвы благодарны со слезами изрече».

Есть летописное свидетельство об участии Царя Иоанна IV и Царевича Иоанна в службе Сретению Владимiрской иконы Божией Матери 23 июня 1571 г. в Новгороде, когда крымский царь Девлет-Гирей, неожиданно достигнув Москвы, сжег ее всю, кроме Кремля.

Почитание Царем Иоанном Пречистой и вера в Нее была велика, и он очень любил православное богослужение, и самолично написал несколько стихир к празднику Владимирской Божией Матери..

Наиболее ранние источники службы Владимирской иконе Божией Матери относятся к началу XVI века. Первоначально она ограничивалась лишь тропарем и кондаком, но уже в минее 1511 г. содержится 19 песнопений Владимiрской иконе.

Стихиры творения Царя Иоанна Грозного известны в списках 80-х годов XVI века. Вот они:

Иуния 23-го дня

Сретение Пречистой Владимирской иконы

На Господи, воззвах: стихиры, глас 4-й.

Ины стихиры, глас 1-й. Подобен: О дивное чюдо. Творение Царево.

О великое милосердие грешнымо еси, Богородице Пречистая, скорая помоще, спасение и заступление. Веселися преименитыи град Москва, приемля чюдотворную икону Владычица; воспоимо верении со архиереи и со князи: Обрадованная, радуися, с Тобою Господе, подаяи намо Тобою велию милость.

Дивно Твое милосердие, Владычице: егда бо християне припадоша Ти избавитися пагубнаго заколения, тогда невидимо Сыну си молящеся, честенымже си образом люди спасающе, християне возрадуитеся поюще: Обрадованная, радуися, с Тобою Господе, подаяи намо Тобою велию милость.

Твое славяте заступление архиереи и священицы, царие и князи, иноки же и причетницы, и весе народное множество, со женами и младенцы, о святей иконе Твоей хвалящеся, припадаюте велможи с воинествы рускими, зовуще: Обрадованная, радуися, с Тобою Господе, подаяи намо Тобою велию милость.

Русский Символ веры

(Молитва св. Феодосия Кавказского)

Верую, Господи, в Православное Царское Самодержавие, Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена освященным Собором и русским народом в 1613 г. от Воплощения Христова для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения души, как учили о том же и все святые угодники Божии русские последних веков. Аминь.

Молитва о восстановлении Царства Русского*

Господи, Боже наш, приими молитву нашу о Церкви Твоей Святей приносимую, о всех людех Твоих, ихже освятил еси честною Твоею Кровию. Приими молитву сию о благоверных Царех и Царицех, Князех и Княгинех, епископех и священницех, монасех и бельцех, воинех и младенцех, за Веру Царя и Отечество подвизавшихся, наипаче же от жидов и инех клеврет сатанинских умученных. И молитвами их сокруши и разори жертву беззаконную, на земли Российстей бесовом приносимую.

Даруй [всем православным христианам уразумети, яко за измену нашу клятвопреступную Ты отъял еси Царя от народа Своего. Открый Твоим людем умныя очи сердечныя, видети, яко от тоя измены куплены вси кровию святаго Царя Николая, Христу в подобие, дабы соборне славити нам Царя искупителем во Христову Славу, и тако от раскаяния в покаяние приидем, для того бо куплены от соборныя смерти; и даруй] нам на последняя времена Царя Самодержавнаго и православное Царство Его в щит и ограждение, сохранение и спасение Церкви святей Своей.

Помяни и ны, и вся люди Твоя, отцы и братию нашу о возстановлении Царства православнаго подвизающихся и укрепи силою Духа Твоего Святаго во бранех до конца претерпети и устояти, и венцев небесных сподоби. Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* Составителями в квадратных скобках помещены тексты, которых в оригинале этой молитвы не было.

Молитва о воскресении Царства Руси православной

Молитва об обретении Царя

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Русская Держава без покрова соборности. Венец ея осиротел, Отечество рыдает не имея Отца. Подножие Престола Божия – в руках поругателей за отречение России от своего Богопомазанника. Пресвятая Богородица, Заступница наша, упроси Сына Своего и Бога нашего Иисуса Христа, да пошлет нам сладчайшую Надежду всея Земли, Русского Царя по сердцу Своему. Да взыдет над нами Солнце ясное, селение Христово, и возрадуется яко исполин, победитель

Молитва против крамолы

Боже сил, Царю царствующих и Господи господствующих! В руце Твоей сердце царево и власть всея земли. Ты посаждаеши царей на престолы их и глаголеши о них: «Мною царие царствуют, не прикасайтеся убо помазанным Моим». Призри милостивым оком Твоим на лютее страждущий народ Твой, в немже за отступничество от Помазанника Твоего, зело умножишася нестроения и несть мира, несть ослабы, несть покаяния в домех наших.

О Всеведующий, Ты веси беду нашу. Прости и нас грешных, пощади люди Твоя, пред Тобою, о Милосердый, слезы своя проливающия! Да прославится убо имя Твое, Спасителю наш, и в погибающих братиях наших, и да посрамится лукавый супостат. Да от лица земли не истреблены будем, яко довлеет нам молитва умученнаго Царя-искупителя Николая.

И избави нас от ига жидовскаго, вемы яко сие есть попущение Твое, Господи, и гнев Твой за отречение народа от своего Богопомазанника. Собери землю Русскую; удали вся крамолы, раздоры и нестроения; умири сердца, страстьми обуреваемая.

И ныне сохрани избранного Тобою раба Твоего и Царя нашаго; огради Его правдою и миром; возглаголи в сердце Его благая и мирная о Церкви Твоей и о людех Твоих; посли Ему верных воинов и советников, мудростию исполненных и волю Его свято исполняющих; вдохни мужество в сердца стоящих на страже самодержавия царскаго, Тобою, Боже, установленнаго на благо народа Твоего.

Всех же нас озари светом закона Твоего евангельскаго, возгрей сердца наша теплотою благодати Твоея, утверди волю нашу на путях исполнения воли Твоей, и подаждь нам смирения и терпения, да якоже древле, тако и ныне на земли нашей, и в нас, и через нас прославится имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва св. благоверному Царю Иоанну Грозному

О, великий молитвенниче и кормчий Святыя Руси, отрасль благодатная Богоизбраннаго корня, христолюбивый Боговенчанный благоверныйЦарю Иоанне! Ты, Дом Пресвятыя Богородицы и Веру православную сохранивый и укрепивый; Русь Святую объединивый; ересь жидовствующих поразивый; бесов во плоти, сиречь жидов поганых, изгнавый; измену искоренивый; агарян, папежников и язычников победивый и ко Христу их обративый; народ русский просветивый и ко спасению наставивый; грады, веси, святыя обители, храмы созидавый; духовную рать и православное воинство вокруг себя собравый и на сопротивныя подвигнувый. Возстани на помощь нам, призри на погибшую Русь и народ Твой, услыши грешных рабов, молящихся Тебе, и умоли Христа Бога и Пречистую Богородицу, явившую Тебе Свой святый

Читайте так же:  Икона Богородицы скоропослушница молитва

образ, явити Царя самодержавнаго, аки же Ты был еси, Иоанне, Русь Святую из мертвых воскресити и воинство православное возсоздати; Церковь от ересей, расколов и фарисейства очистити; от ига жидовскаго, лютых безбожник, врагов видимых и невидимых избавити; народ Руси к покаянию, безбожников к вере обратити; грехов прощение нам даровати и на всякую добродетель наставити; Богу, Царю и Отечеству на земли послужити и спасение получити, и в Небесное Царствие преселитися, идеже с Тобою, Грозный Царю Иоанне, и всеми святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь св. благоверному Царю Иоанну Грозному (глас4-й)

Божиим изволением, а не мятежным человечества хотением, на Царство Русское возшел еси и Христу Царю сослужил еси, Иоанне Богомудре. Велией любовию Креста тщался еси люди на свет и истину наставити; потщися и ныне да познаем Единаго Истиннаго Бога и Богом даннаго нам Самодержавнаго Государя.

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 597 | Нарушение авторских прав

Святой Преподобный Серафим Саровский утверждал, что «средние годы жизни большей частью бывают бурными. Важно, как жизнь начинается и как она кончается». Россия двадцать три года вымаливала Иоанна Грозного. Его отец Великий князь Василий Иоанович долго не имел детей. И только после брака с Еленой Глинской из высокочтимого литовского дворянского рода Глинских у Великокняжеской четы родился сын Иоанн.

История сохранила не только место рождения Иоанна Грозного (Москва, село Коломенское), но и место зачатия его (Александрова Слобода). Как указано в летописях, Великая Княгиня Елена в конце ноября 1529 года, находясь в Александровой Слободе, почувствовала, что «затежелела» и поведала мужу, что «зачревотила». Возрадовавшийся Василий Иванович, «заговев» (т.е. после Филиппова заговения 15 ноября), поспешил совершить паломническую поездку на дальний Север, где посетил с Великой Княгиней Еленою «Переславль, Ростов, Ярославль, Вологду, Кирилло-Белоозерский, Ферапонтов монастыри, к Денисию святому на Глушнице, на Прилуце к Димитрию у Спаса, в Корнилеве, в Павловой Пустыни и велел молиться о чадородии, чтобы Бог дал и отрок у него был» (ПСРЛ IV, 265; VII, 272).

Молилась и вся Православная Русь, во всех церквах возносились молитвы о даровании Василию наследника. Сам Великий Князь с особенною верою прибегал в своих молитвах к чудотворцу Боровскому преподобному Пафнутию. Молитва была услышана…. и «разверза союз неплодства их» (Акты исторические I, № 216). Родился Иоанн Васильевич в грозу, в «Громов день», в четверг 25 августа (7 сентября) 1530 года (в лето 7038) в 7 часов вечера в день памяти св. апостолов Варфоломея и Тита. В Ростовской летописи 1587 года читаем: «В настоящий час рождению его (Иоанна IV) бывшу по всей области державы их, яко основанию земли поколебатися, таковому страшному грому».

В «Тысячелетней летописи необычных явлений природы» это событие описывается так: «Гром страшен зело и блистание молний по всем областям земли Русской. Подобного грома и трясения воздуха не было от сотворения Земли». «Яко мнети и земле подвизатися от страха громнаго». Это было Грозное, но доброе предзнаменование грядущего очищения Руси. «Милосердный Бог разверзе союз неплодства его (Василия) и дарова ему родити сына, наследника державы его, подобно ему премудростию и мужеством и исправлением благочестия. Ему же наречено бысть благодатное имя Иван. И не токмо Всероссийское Царство, но и повсюду вси правовернии возрадовашася» (Степенная книга II. С. 606). Радость была не напрасной. Рожденный в грозу стал поистине грозным для нечисти царём.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Гроза внушает страх Божий, а Он есть основа премудрости. Почитал народ русский гром-грозу как проявление Божьего Всемогущества. В народной традиции гроза-гром воспринимается как Божия сила и вместе с тем как сила очищающая и оплодотворяющая. Евангельская проповедь подобна грому, ибо сокрушает упорство сердец и жестоковыйность людей (Откр. 14, 2). Гром-гроза служит прообразом Страшного Суда (Исх. 29, 6; Иер. 25, 30; Иоанн 12, 29).

Иоанн Грозный лично сам впоследствии написал «Канон Ангелу Грозному», который дошёл до наших дней. Грозный Ангел – это Архистратиг Михаил. Именно этот образ олицетворял собой Иоанн Васильевич в битве за Россию с воплотившимися духами злобы поднебесной, поэтому и несёт он имя Грозного воина.

Молитвами св. Кирилла Белозерского Василий III был обязан рождению наследника. В 1531-1533 гг. в благодарность Святому Василий III воздвиг в Кириллово-Белозерском монастыре два храма: в честь своего ангела – Архангела Гавриила и в честь ангела новорождённого – Иоанна Предтечи. В ознаменование рождения сына Василий III заложил ещё один храм в селе Коломенском – Церковь Вознесения Господня. И очень символично, что именно в нем через 387 лет 2 (15) марта 1917 года в день насильственного отстранения от Власти последнего Русского Царя-Мученика Николая II, произошло явление иконы Божией Матери «Державная». Воистину это знамение того, что власть Царя Иоанна Грозного была ососвящена Богом и Его Матерью — Пречистой Преблагословенной Владычицей нашей Богородицей Девой Марией.

Великий провидец Михаил Клопский пророчествовал в Важицах, обращаясь к новгородцам: «У Великого князя родится сын Тимофей, он же Иван. Тот будет всему Русскому Царству наследник и всем окрестным странам грозен (страшен будет), и сего вашего Новгорода обладатель будет и гордыню вашу упразднит». В одной из летописей («Степенная книга») сохранилось такое повествование: Мать Иоанна Грозного Елена Глинская спросила юродивого Доментиана, кто у неё родится, на что получила ответ: «Родится Тит – широкий ум».

Крестили Иоанна в воскресенье 4 сентября 1530 года в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти священномученика Вавилы, архиепископа Великой Антиохии. Восприемниками будущего царя были призваны старец Иосифова монастыря столетний Касьян Босой, как сказано о нём в Никоновской летописи «сопостник был преподобному Иосифу Волоцкому», старец Данила из Переяславля, старец Троицкий Иов Курцов; священнодействовал игумен Свято-Троицкой Лавры Иосаф Скрипицын (впоследствии Митрополит всея Руси).

Выбор восприемников имеет свой сокровенный смысл. Все они – молитвенные борцы за Святую Русь с жидовской ересью. Сопостником и учителем Касиана Босого был игумен Иосиф Волоцкий – главный изоблечитель ереси жидовствующих на Руси. В Переяславле княжил Владимир Мономах. Именно его просил народ в 1113 году избавить Русь от жидов.

Автор «Жития Даниила Переяславского» (упомянутого восприемника Иоанна Грозного) называет Иоанна Грозного «истинным пастырем и собирателем Русской земли, во всех концах знаемым, всякое нечестие и прелесть разоряющим, всякую вражду и самовластие имущих упраздняющим, тишину и правду утверждающим».

Троице-Сергиева Лавра – сердце Русской Церкви. Василий Иоаннович собственными руками положил новопосвященное чадо в раку на цельбоносные мощи св. Сергия Радонежского, вознеся молитву: «О преподобный святильниче, чудотворивый Сергие! Ты отцем отец и со дерзновением предстоиши Святей Троицы и молитвою твоею даровал ми еси чадо, ты и соблюди его невредна от всякого навета вражия видимого и невидимого, ты осени его молитвами твоими святыми и снабди его, преподобне, донележе устрабится и тогда, Богом соблюдаем, своими усты воздаст Богу и твоим молитвам похвалу и благодарение… Моли о нас Святую Троицу единосущную!»

Читайте так же:  Молитва Господу Богу о наказании обидчика

Преподобный Сергий воистину стал Небесным заступником и соратником Иоанна. Игумен Иосаф взял младенца от раки и с благоговением глаголил: «Приими, Боголюбезный Царю, Богом дарованное чадо, долгим временем явившееся тебе, его же воспитай в наказание Закона Господня и вашего царского благочиния, да будет сын твой по чаянию твоему». Младенца причастили. «Рождение бо его не просто, не якоже инех прилучается» – свидетельствует летописание. Святыми молитвенниками царской семьи были: Сергий Радонежский, Авраамий Ростовский, Дионисий Глушицкий, Никита Переславский, Савва Сторожевский, Варлаам Хутынский, Ярославские князья: Феодор, Давид, Константин.

Мы не знаем, в какой степени И. В. был знаком с перечисленными памятниками, но идеи их в какой-то степени нашли отражение в его публицистическом творчестве. И. В. несомненно знал и излагал в своих посланиях легенду о происхождении своих предков от «Августа-кесаря», менее ясно обнаруживается его знакомство с публицистической традицией, разрабатывавшей вопрос о Москве — «новом граде Константина» (Зосима) или «третьем Риме» (Филофей). Нет также прямых данных о его знакомстве с творчеством Пересветова. Но царь постоянно ссылался на историю падения Византии как поучительный пример для Руси: подобно Пересветову, он осуждал при этом византийских (как и библейских — в соответствующих рассказах) вельмож.

Что же имел в виду Курбский? В какой-то степени речь могла идти об обращении к неортодоксальной антибоярской публицистике предшествующих лет, типа сочинений Пересветова. С этим же связаны, очевидно, и обвинения в пристрастии к скоморошеским «играм», выдвигавшиеся против И. В.; любопытно, что в этой слабости признавался и сам царь, объяснявший, что он допускает «игры» из снисхождения к «немощи человеческой» и к привычке народа «прохлажатися» подобным образом.

Из других полемических произведений И. В. заслуживает внимания его послание в Кирилло-Белозерский монастырь 1573 г. В годы опричнины многие крупные феодалы пытались обезопасить свою жизнь и имущество, постригаясь в монахи и отдавая земли в монастыри; все это привело к огромному расширению земельных владений монастырей, а иногда и к превращению их в замаскированные боярские вотчины. Написанное по конкретному поводу (в связи с конфликтом между влиятельным монахом — боярином Шереметевым и посланным в монастырь «от царской власти» Собакиным) послание царя направлено против такой опасной для самодержавия тенденции. Начав с выражения крайнего смирения («А мне, псу смердящему, кому учити и чему наказати и чем просветити?»), царь переходил затем к резким упрекам монахам за их снисходительность к знатным постриженникам и завершал почти в оскорбительном тоне: «Вперед о том не докучайте: воистину ни о чем не отвечивати» (после чего иронически звучали последние слова: «а мы вам, мои господие и отцы, челом бием до лица земнаго»).

Важное место в творчестве И. В. занимает комплекс связанных между собой посланий, написанных после успешного ливонского похода 1577 г. Среди этих памятников — второе послание Курбскому, послания польскому вице-регенту в Ливонии Полубенскому и гетману Яну Ходкевичу.

К творчеству И. В. могут быть отнесены также послания за рубеж от имени бояр, например ответное послание 1564 г. Сигизмунду II Августу и Григорию Ходкевичу от имени И. Д. Бельского, И. Ф. Мстиславского и других лиц, которых польский король тайно приглашал на свою службу: грамоты были перехвачены, и сходные ответы, написанные от имени адресатов, обнаруживают явные признаки литературного стиля царя.

Сочетание «подсмеятельного», почти скоморошеского стиля с высокой риторикой, а иногда и с рассмотрением философских проблем — характерная особенность всех этих памятников. Черты скоморошества обнаруживаются и в послании Полубенскому и в дипломатических грамотах — шведскому королю Юхану (Иоганну) III, Стефану Баторию (в частности, в недавно обнаруженном послании 1579 г., опубликованном Д. К. Уо). Пародийна по своему построению грамота — челобитие кратковременному ставленнику царя на престоле «великому князю Семиону Бекбулатовичу всеа Русии» (1575 г.). Дух скоморошеской «игры», популярной по-видимому в опричнине, сказался и в посланиях царя бывшему опричнику Василию Грязному, попавшему в крымский плен и просившему царя выкупить его; высмеивая военные неудачи «Васюшки», И. В. соглашался дать за него лишь ничтожный по сравнению с запрошенным крымцами выкуп (1574 г.).

Задача составления полной библиографии сочинений, написанных и произнесенных царем или подписанных его именем, в настоящее время представляется неосуществимой; значительная часть из них еще не выявлена в наших рукописных собраниях (в частности, не опубликованы еще полностью «Посольские дела»). Мы включили в настоящую библиографию все опубликованные дипломатические послания И. начиная с его совершеннолетия (1548 г.) и до смерти (1584 г.). Не включаются лишь грамоты от имени царя и его устные распоряжения, имевшие чисто деловой характер (например, перемирные, «опасные», «верющие» — верительные, грамоты; наказы и памяти боярам относительно встреч, сопровождений, проездов, и другие формальные документы, составленные, по всей вероятности, канцелярией царя).

Публицистические и дипломатические послания и речи Грозного даны в порядке общей хронологии, причем публикация каждого произведения дается по последнему изданию (лишь в редких случаях указано переиздание). Отдельно, также в хронологическом порядке, помещены наказные памяти и речи царя, переданные через бояр и послов. Отдельные рубрики составляют выступления И. на Стоглавом соборе 1551 г. (послания, речи и вопросы), так как разделение их по жанрам затруднительно; духовная грамота 1572 г.; стихиры; канон и молитвы Ангелу Грозному, составленные царем. Послания и речи И. В., помещенные в летописи (Летопись Никоновская, Царственная книга) и носящие в значительной степени явно этикетный характер, также выделены в особую рубрику.

Послания, речи и вопросы Ивана IV на Стоглавом соборе. Февраль — июль 1551 г.: Стоглав / Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863 (переизд.: Царские вопросы и соборные ответы… (Стоглав). М., 1890).

Духовная грамота Ивана IV . Июнь — август 1572 г.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. / Подг. к печати Л. В. Черепнин. М.; Л., 1950, с. 426—444.

Стихиры. Леонид архим. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение Иоанна деспота Российского. СПб., 1886.

Канон и Молитвы Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного): Рукописное наследие Древней Руси: (По матер.Пушкинского Дома). Л., 1972.

Изд.: РИБ. СПб., 1914, т. 31; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951 (сер.«Литературные памятники»); Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.Л., 1979; М., 1981 (сер.«Литературные памятники»).

Доп.: Лихачев Д. С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Д. С. Лихачев. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 361—377.

Доп.: Лихачев Д. С. 1) Развитие русской литературы X—XVII вв. Эпохи и стили. Л., 1973. С. 129, 130, 134, 136—137, 145; 2) Великий путь: Становление русской литературы XI—XVII вв. М., 1987. С. 175—184.

Я. С. Лурье, О. Я. Роменская (библиография)

Мой бог!
Твои одежды — мои надежды.

Читайте так же:  Молитва при устройстве на работу мужа

Мой бог!
Твоё знамение — святых терпение.

Мой бог!
Твоё величие — людей приличие.

Мой бог!
Твоё молчание — душе в страдание.

Мой бог!
Твоё хотение — плода сердцебиение.

Мой бог!
Твой гнев — и гордый гибнет лев.

Мой бог!
Твоя Голгофа — для мира катастрофа.

Мой бог!
Твоя десница — никто не уклонится.

И вот моё лице к земле припало.

Мой бог!
Поверь, Тебя не так уж мало.

Кондак 13
О великий угодниче Божий, Царю Иоанне, на Царство Русское венчанный и во образ Царя Христа помазанный! Прими сие малое моление наше, в похвалу Тебе возносимое, и предстоя ныне Престолу Царя Царствующих Господа нашего Иисуса Христа, вознеси Свою молитву о Державе Российской, да дарует нам Господь Царя Православного, на конец времен уготованного, и да будем в радости Богу взывать: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, далее читается икос 1 и кондак 1).

Молитва
О великий молитвенниче и кормчий Святой Руси, отрасль Благодатная Богоизбранного корня, христолюбивый Благоверный Царю Иоанне! Дом Пресвятой Богородицы сохранивший и веру в нем соблюдший и укрепивший, Русь Святую Объединивший, ереси поразивший, измену искоренивший, агарян и латинян победивший, жидов изгнавший, язычников ко Христу обративший, народ русский просветивший и ко спасению наставивший, грады, веси, святые обители и Храмы созидавший, духовную рать и Православное воинство вокруг Себя собравший и на сопротивныя подвигнувший; восстании в помощь нам, призри на гибнущую Русь и на народ Твой, услыши нас грешных, молящихся Тебе, и умоли Христа Бога и Пречистую Богородицу, Царство Самодержавное восстановить и ниспослать нам Царя Православного, аки же Ты был еси. Да послужим мы Богу, Царю и Отечеству и да сподобимся вечного Небесного Царствия, идеже с Тобою и всеми святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Божиим изволением, а не мятежным человечества Хотением на Царство Русское возшел еси и Христу сослужил еси, Иоанне Богомудре. Велию любовию Креста тщался еси люди на свет и истину наставити. Потщися и ныне: да познаем единого Истинного Бога и Богом данного нам Самодержавного Государя.

Молитвы об избавлении от жидовского ига, составленные на основе молитв святого Благоверного Царя Иоанна Грозного

На сегодня известно об идущем еще с 17 века народном почитании благоверного Царя Иоанна Грозного. Однако этого первого Божиего Помазанника на Руси почитали и русские Императоры — Петр I, Александр III, и его сын святой Царь-мученик Николай II с Царицей Александрой Федоровной.

Петр I прямо говорил о том, что Царь Иоанн IV является для него образцом для подражания. По повелению Императора Александра III в 1882 году была обновлена икона-фреска в Грановитой палате Московского Кремля. На ней мы читаем такую надпись: «Благоверный и Христолюбивый, Богомъ венчанный Великiй Государь Царь и Великiй Князь Iоаннъ Василiевичь, Всея Великiя Россiи, многих государствъ Государь и Самодержецъ».

А святой Царь-мученик Николай II с Царицей-мученицей Александрой Федоровной готовили всероссийское прославление Иоанна Грозного во святых. Так начальник Главного управления по делам милиции временного правительства С. Г. Сватиков в одной из своих эмигрантских статей вспоминал слова Великой Княгини Марии Георгиевны (1876†1940), сказанные ею вскоре после февральского переворота 1917 года: «Государыня [Александра Феодоровна] всею душою восприняла каноны… Православия. Она глубоко прониклась началами Самодержавия и Народности. Она много читала по истории России 16 и 17 века, и Россия представилась Ей в образе Московской Руси, с ее безконечной преданностью Царю, с ее верою в Царское Самодержавие, возносящееся над всеми сословиями и классами и более всего посвящающее себя служению простому народу…

Ей же, Государыне, принадлежала инициатива прославления и, если окажется возможным, сопричтения к лику святых… по ее мнению, Царя-великомученика и народолюбца, а именно Иоанна IV-го, которого Государыня не любила называть «Грозным». Его Государыня считала «мучеником-народолюбцем», жертвою боярской клеветы»

Достоин быть отмеченным тот факт, что среди почитателей Царя Иоанна Грозного был потомок святителя Иоанна Тобольского — святитель Иоанн Шанхайский. Зарубежный русский церковный историк Н.Д. Тальберг свидетельствовал: «… Одинаково было наше понимание Святой Руси, с ее историческим Самодержавием, огромного значения в развитии и укреплении государства Дома Романовых, расходясь только в толковании закона о престолонаследии. Обще было наше почитание памяти Царей Мучеников Павла I и Николая II. Сходились в мнении о таинственном завершении царствования Императора Александра I. В последние годы выявился общий наш интерес к Царю Иоанну IV Грозному. Помню последнюю встречу с Владыкой в синодальном доме летом 1964 г. «Прочли ли Вы мою статью о Царе Иоанне?» – «Конечно, Владыко». – «Знаете, когда я писал ее, то думал о Вас»». (Епископ Савва (Сарашевич). Летопись почитания архиепископа Иоанна (Максимовича). Чудеса Божии сегодня. Российское отделение Валаамского общества Америки. М. 1998. С. 165-166).

Русские люди всегда с надеждой в сердце притекали ко гробнице благоверного Царя Иоанна Грозного, прося помощи в своих житейских нуждах. Но больше всего притекали те, кто был обидимым неправедным судом. И по молитвам к Царю Иоанну они получали суд праведный и справедливый. Чудеса такого рода происходят и поныне. Это говорит о том, что Иоанн Грозный почитается в народе, как защитник обидимых и гонимых, как судия праведный и нелицеприятный.

«У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени Царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оному имен своих родственников», – пишет в своей книге «Московский придворный Архангельский Собор» протоиерей Н. Извеков в 1916 г.. Среди многих Государей и Великих князей почитаемых в народе и почивающих в Архангельском Соборе, притекали именно к нему. И Благоверный христолюбивый Государь, как заботливая горлица-Иона, покрывает всех своих птенцов крылами своего предстательства и заступничества пред Господом, своего державного служения Богу, Церкви и Земли Русской».

Известен случай, как подвижник веры и благочестия, бывший настоятель Архангельского собора протоиерей Валентин Амфитеатров показывал святому Царю-мученику Николаю II ведущуюся в Архангельском соборе книгу с записями чудес по молитвам Царя Иоанна Грозного. После ознакомления с этой книгой Царь воскликнул:«Немедленно внести в список на канонизацию на соборе вместе с Павлом I». Об этом есть материал в Отделе рукописей Публичной библиотеки. Писатель Александр Николаевич Стрижев сообщал, что, когда он работал в отделе рукописей ГБЛ32 с документами фондов Святейшего Синода десятых годов ХХ века – до Собора 1917-1918 годов, он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были и Блаженная Ксения Петербургская, и Святитель Игнатий Брянчанинов, и Святитель Феофан Затворник, и Святитель Филарет Московский, и Праведный Иоанн Кронштадтский, и … Царь Иоанн Васильевич Грозный.

Не наше дело судить о Промысле Божьем, но наблюдательный человек не может не заметить, что дерзающие хулить помазанников Божьих испытывают значительные скорби.

Так, актер Янковский, игравший в фильме «Царь» митрополита Филиппа, умер через 3 дня после показа этого фильма на каннском фестивале. У Репина, написавшего картину о, якобы, убиении царем своего сына, отсохла рука. Писатель Гаршин, позировавший для этой картины, бросился с 3-го этажа и разбился. Е. Евстегнеев, сыгравший роль Иоанна Грозного в отрицательном ракурсе, внезапно умер. У известного артиста Александра Михайлова во время спектакля «Смерть Иоанна Грозного», где он играл царя, на сцене хлынула кровь горлом. Он потерял 2,5 литров крови и едва не умер, будучи при смерти. Убитый в Москве священник и миссионер о. Даниил Сысоев за пять дней до своей смерти оклеветал святого Помазанника Божьего Иоанна Грозного, убеждая всех своих пасомых, а в интернете у него их было очень много, что он не был Помазанником Божьим, что Царь казнил невинных людей, любил пытки, море крови, что наследовал Иоанн Грозный не Царство Небесное, а участь предателя Христа – Иуды, и распространяя прочие жидовские наветы.

Читайте так же:  Обращение к Марии в молитве

Бог поругаем не бывает и не позволяет хулить своих святых угодников, а тем более Своих Помазанников. «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла”. (Пс. 104: 14-15).

Из первых строк хочу довести, что не будут в этом кратком труде приводится доказательства того, в чём никогда не был повинен первый на Руси Помазанник Божий. Что не убивал Царь Иоанн Васильевич: ни митр.Филиппа, ни своего сына, ни преп.Корнилия. Не будем доказывать давно всем известные факты, что не уничтожал Помазанник Божий сотни тысяч своих подчиненных, что не был ни маньяком, ни тираном, ни умалишенным человеком (как описывают Русского Царя некоторые «историки»).

В этом кратком слове мы постараемся приоткрыть завесу, кто и за что так ненавидел и продолжает ненавидеть Избранника Божия — этот священный сосуд Божия благодати. Не станем вспоминать о подвижнической жизни Помазанника Божия; о Его Любви к Богослужению, многочасовых молитвах и горьких слезах, о том, что Сам Избранник Божий и Его окружение проводили жизнь строго аскетическую. Жизнь Царя и Его окружения мало в чем отличалась от жизни великих подвижников благочестия того времени. Обо всём этом известно благочестивому читателю. Теперь к главному.

Кто и почему так безстыдно клевещет, извращает факты, чернит и не перестает бороться с Тем, Которого Господь избрал и превознес над всем остальным миром?

Каждому православному христианину известно учение о кончине мира и о том, что перед концом миробытия явится сын погибели, человек беззакония — антихрист. Известно также, что тайна беззакония в действии, но не сможет совершиться до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий . По учению Отцов Церкви Удерживающим является Православный Император (Монарх).

В начале IV-го века Господь избрал на это великое служение Византийского Императора Константина Великого. На протяжении веков Византийские Императоры со страхом Божиим исполняли свои священные обязанности, будучи хранителями нашей Святой Веры и благочестия. Но в XV-веке совершилась великая трагедия для всего христианского мира. Византийский Император и Патриарх заключили унию (союз) с еретическим Римом. За эту измену Богу Господь предал отступников в руки врагов их. Рухнула некогда славная Римская Империя, а вместе с ней ушел в небытие весь уклад церковной и государственной жизни Империи.

На некоторое время власть Удерживающего словно где-то сокрылась или вовсе ушла в небытие.

И вот к середине XVI-века на Русском Престоле появляется Русский Царь, богобоязненный, умен, твердый как адамант, непоколебимый в вопросах Православной веры и по слову Священного Писания, всегда готов пожертвовать за свой народ и за Святую веру даже Своей Царской жизнью. Именно о Нем, как и о многих других в том числе Русских Царях, Свят.Иоанн Златоуст пишет: «Править Государством может любой. Но умереть за свой народ может только Царь».

За свою великую любовь к Богу Истинному и Его Святой Церкви Господь благоволил о Русском Царе Иоанне Васильевиче, и помазал Его на Русское Царство и возложил на Него иго Свое благое , быть отныне, удерживающим мир от грядущего антихриста. Поэтому старец Филофей победоносно возопил: «Было два Рима и тии падоша, Москва — Третий Рим, четвертому не быти».

Вот в чем кроется вся причина великой ненависти к Тому, о Котором сказано: «вознесох избранного от людей Моих». Дух Святой избрал Себе чистейшую обитель, для того, чтобы эта обитель была защитой, избавлением и покровом для многих, благочестно жити хотящих.

Вот почему так неистово хулит Грозного Царя, не только откровенные внешние враги Земли Русской и веры Православной, а даже враги внутренние, которые натянув на себя священные одежды, сеют смуту и ложь в сердца простолюдинов.

Грозный наш Царь! Не лютый, не «Львиное сердце», не дикий, не одержимый, а Грозный потому, что когда приходил в этот мир (когда было его рождение), гроза громыхала неимоверная, даже старожилами не слыханная. Вот и вся причина о названии Грозный.

А те лютые враги Земли Русской и Церкви Православной, которые не прекращают хулу на Иоанна Васильевича (в независимости, хулят на Руси или за её пределами, хулят в Священном сане, или без такового), таковым АНАФЕМА.

Ибо в первую Неделю Великого Поста, в Неделю Торжества Православия, в одном из анафематствований провозглашается: помышляющим, что Цари поставляются на престол не по особому о них Божию Промыслу да будут Анафема, т.е. те кто отрицает в Помазанниках особый о них промысел Божий и их Избранничество подвергаются Церковному отлучению , подобно еретикам.

Знайте, хулители Боговенчанного Царя Иоанна Васильевича, изрыгая хулу, клевету, разного рода небылицы на Избранника Божия, вы тем самым произносите хулу на Духа Божия, а этот грех не прощается не в сем веке не в будущем.

А если утверждать, что Дух Святой избрал Основателя Третьего Рима (а четвертому, всем известно, не быть), человека, маньяка, убийцу, лишенного разума и пр. и пр. (Прости меня Милосердный Господи и мой Государь, за таковую вынужденную дерзость писать эти безумные речи), то, что же это, если не хула на Духа Святаго.

Русский богоизбранный народ! Настало время выводить из тени великого подвижника веры и благочестия Боговенчанного Русского Царя Иоанна Васильевича IV. Его святой образ должен украшать и стены наших храмов и святой уголок нашего дома.

Довольно хулить Избранника Божия! Ни для кого не является секретом, что Царь Иоанн Васильевич IV является местночтимым святым Московской епархии. Его святое имя внесено в Святцы Коряжемского монастыря (более подробно в других источниках).

Ответьте на один вопрос. Много ли в православных храмах находится изображений князей, бояр, вельмож, царей и прочих государственных деятелей, не причисленных Церковью к лику святых? А образ Боговенчанного Царя находится в Кремлевском соборе. Только кто-то «потрудился» нимб закрасить.

Великую силу имеет сей Царь у Престола Божия за Землю Русскую.

Святый, Боговенчанный Царю наш Иоанне, моли Бога о нас.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Протоиерей Николай Борисов

Молитвы ивана грозного
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here