Молитвы литургии тексты

На данной странице вы найдете детальное описание: молитвы литургии тексты - подобранную специально для Вас!

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.

По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Далее идет следующая часть Литургии верных.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.

В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

Читайте так же:  Молитва на продажу дома квартиры

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

Уважаемые прихожане собора и гости сайта, на этой странице вы можете просмотреть и скачать на свой компьютер текст богослужения (Божественной литургии святого Иоанна Златоуста), которое служится во всех православных храмах практически каждый день в течение всего года. Это поможет вам понять смысл происходящего в храме и личной молитвой участвовать в богослужении.

Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника — при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.

Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим»

Между тем в тайных молитвах нет никакой эзотерики. Более того, важнейшие из них — молитвы анафоры — по своему смыслу и содержанию должны читаться от лица не одного лишь священника, но от лица всех престоящих и молящихся. Хочется верить, что не за горами то время, когда евахристические молитвы будут читаться вслух (собственно, патриарх Кирилл, как могли убедиться все пришедшие в этом году на престольный праздник в храм св. мученицы Татианы, читает эти молитвы гласно). Однако и сейчас никто не запретит нам — и священнослужителям, и мирянам — открыть служебник и вместе поразмыслить над теми текстами, которые и составляют существо литургии.

Предлагаемые вниманию заинтересованного читателя публикации не претендуют на высоты и глубины литургического богословия — они предназначены для тех, кто, быть может, впервые решается мысленно проникнуть за завесу алтаря и узнать, о чем же от имени всей общины молится пресвитер.

Мы начнем сразу с возглашения священника «Благодарим Господа!» (т.е. «Давайте возблагодарим Господа!»), которое звучит вскоре после того, как пропели Символ веры. Здесь содержится ключевое для литургии понятие благодарения, евхаристии. Именно благодарение и является жертвой, приносимой нами Богу, — ибо, кроме этого, ничего своего у нас нет.

На слова священника хор откликается таким песнопением: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Надо заметить, что песнопение это исключительно русское, возникшее весьма поздно; у греков поются лишь три слова — «Достойно и праведно», которые представляют собой начало молитвы, читаемой священником.

Итак, после призыва предстоятеля возблагодарить Господа читается первая из «тайных молитв». Хотя, как уже отмечалось, в настоящее время эту молитву читает один лишь священник (и притом молча, про себя), по самому своему смыслу она представляет собой обращение к Богу Отцу всего собрания христиан, которое возглавляет пресвитер — возглавляет, но не подменяет собою всю общину. Сразу же следует подчеркнуть, что весь текст литургии, начиная с молитвы «Достойно и праведно. » и вплоть до ектении «Вся святые помянувше. » — евахристические молитвы, возглашения священника, песнопения хора — представляет собой единое целое, где подчас трудно поставить точку.

Приведем текст молитвы в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота): «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты — Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные. ».

Молитва начинается со славословия, благодарения Небесного Отца. Далее следует важное в догматическом и нравственном отношении утверждение: Богу подобает поклоняться на всяком месте (ср. Ин 4:19-24), на которое распространяется Его владычество (а значит — везде), ибо сам Бог не ограничен временем и пространством. Сказанное о Боге Отце (неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий) приложимо и к Сыну Божиему, и к Святому Духу.

Читайте так же:  Молитва на примирение с любимым мужчиной

Мы исповедуем Бога не только Творцом, но и нашим Восстановителем, неотступно и неустанно трудившимся в течение сотен и тысяч земных лет для того, чтобы возвести нас, падших, на небо и даровать Свое будущее Царство. За все эти благодеяния — тайные и явные, известные нам и неизвестные — мы благодарим Святую Троицу. Благодарим Триипостасного Бога и за нынешнюю службу, за литургию, за общую нашу молитву, которую Господь принимает от нас, — несмотря на то, что на небесах Ему предстоят тысячи и десятки тысяч ангелов и архангелов, херувимов и серафимов.

В конце молитвы мы поставили многоточие. Это не случайно, ибо молитва на этом не кончается: прямым ее продолжением являются возглашаемые вслух слова священника, всем хорошо знакомые: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Этот причастный оборот, как мы теперь понимаем, относится к небесным силам: «. предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов. победную песнь поющие. ». Но что, собственно, восклицают ангелы? Их песнь мы слышим далее в исполнении хора: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славою Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Здесь соединяются слова серафимов из видения пророка Исаии (Ис 6:3) и евреев, радостно приветствовавших Мессию при Его вступлении в Иерусалим (Мф 21:9).

Далее священник читает вторую молитву, где также поминаются воинства небесные, — но об этом уже в следующей публикации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(цсл.) = по церковно-славянски
(рус) = русскими буквами

Прокимны в таблицах (цсл.)
Тропари при хиротонии (рус)

На самом деле статистика среди верующих и посещающих церковь людей по знанию литургии, далека от идеальной. В этом заключается проблема христианства — в нашем невежестве. Ещё хуже, когда не знаем, и не хотим вообще знать, зачем и для кого проходит божественная литургия, не говоря уже о глубоком понимании происходящего на ней.

Самым главным событием на божественной литургии является таинство Евхаристии. Момент доступа человека к соединению с Богом. Таинство, в котором происходит освящение Святым Духом Святых Даров — Тела и Крови сына Божьего Иисуса Христа.

И вот здесь большинство «спотыкается» об эти слова, не понимая и не принимая смысла и духовного содержания. Поэтому для лучшего восприятия возьмите текст с пояснениями божественной литургии, чтобы можно было слушать и читать одновременно.

Например, для многих является загадкой, почему написано четыре Евангелия, а не какое — то другое число. Потому что по восприятию информации люди делятся на 4 основных психотипа.

Запаситесь терпением и временем, ибо Царствие Небесное усилием берётся. Об этом говорит видео прот. Андрея Ткачева: Евангелие — это не книга чудес и притч, хотя она изобилует ими, это Книга Царствия Божьего. Если мы желаем быть в нём, то нужно знать, как туда войти.

Это ещё одна причина, по которой необходимо читать текст с пояснениями, божественная литургия отражает наш небесный Дом. И для того, чтобы ориентироваться в нём, чувствовать себя как дома, нужно знать кто, где, что и зачем находится.

Точно так же как мы создаём уют и порядок в наших земных жилищах. С одной лишь разницей: земной дом — это временное место нашего обитания, а небесный — вечное. Выбор оставлен за человеком — куда ему надо и на что тратить свою жизнь.

Храм имеет несколько духовных значений. Один из них это дом молитвы, но молиться можно в любом месте и в любое время. Зачем же православные христиане приходят каждый воскресный день на божественную литургию.

А ответ довольно прост в понимании, но по лености нашей сложен в исполнении. Поскольку в храме на молитву собирается множество людей, то совершается соборное (совместное) молитвословие. Эта молитва, прежде всего благодарственная.

А затем уже мы просим о нуждах, и вот здесь мы молимся не о себе или своих потребностях, молитва на литургии возносится обо всех православных христианах. Это момент научения заботе неэгоистичной, когда молимся за всех, не думая о себе. Об этом видео прот. Андрея Ткачева с пояснениями, где текст божественной литургии подробно разъясняется в «живой» службе.

Когда человек впервые попадает на службу, он теряется и не знает, когда совершать поклоны, когда креститься. Новоначальным можно ориентироваться глядя на батюшку и окружающих, постепенно вникая по видео записям, в какие моменты нужно делать поклоны, разобравшись, какие они бывают.

Крестное знамение это не просто символическое согласие с крестными муками Христа, это оружие, сила которого принадлежит Богу. Следовательно, накладывать его нужно с благоговением и трепетом, чтобы это действие не было нам в осуждение. Это же касается поклонов.

Поклон это символ смирения, это живое чувство трепета перед Богом, которое воплощается через это действие, а не бездумное поклонение чему-то невидимому.

Поэтому значение поклонов и крестного знамения имеет не только духовный смысл, но является органической необходимостью в божественной литургии.

Кроме интернет — материалов, есть церковные издания, с подробным текстом, где божественная литургия расписана с пояснениями и указаны места с поклонами. Эти брошюрки можно брать с собой на церковную службу и учиться непосредственно по ней.

Существует много свидетельств христиан разных веков, в том числе и современных о чудесах, совершающихся во время божественной литургии, подтверждающих присутствие живого Бога и существование мира духовного.

От нас требуется сделать следующий вывод: если мы, действительно, хотим быть православными христианами и полноценными участниками божественной литургии, сотрудниками божьими, необходимо прилагать усилия, стремление, чтобы в неизбежном финале оказаться истинными детьми Божьими, любящими своего Создателя и быть желанными наследниками Царствия Божьего.

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Далее идет следующая часть Литургии верных.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

Уважаемые прихожане собора и гости сайта, на этой странице вы можете просмотреть и скачать на свой компьютер текст богослужения (Божественной литургии святого Иоанна Златоуста), которое служится во всех православных храмах практически каждый день в течение всего года. Это поможет вам понять смысл происходящего в храме и личной молитвой участвовать в богослужении.

Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника — при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.

Между тем в тайных молитвах нет никакой эзотерики. Более того, важнейшие из них — молитвы анафоры — по своему смыслу и содержанию должны читаться от лица не одного лишь священника, но от лица всех престоящих и молящихся. Хочется верить, что не за горами то время, когда евахристические молитвы будут читаться вслух (собственно, патриарх Кирилл, как могли убедиться все пришедшие в этом году на престольный праздник в храм св. мученицы Татианы, читает эти молитвы гласно). Однако и сейчас никто не запретит нам — и священнослужителям, и мирянам — открыть служебник и вместе поразмыслить над теми текстами, которые и составляют существо литургии.

Предлагаемые вниманию заинтересованного читателя публикации не претендуют на высоты и глубины литургического богословия — они предназначены для тех, кто, быть может, впервые решается мысленно проникнуть за завесу алтаря и узнать, о чем же от имени всей общины молится пресвитер.

Мы начнем сразу с возглашения священника «Благодарим Господа!» (т.е. «Давайте возблагодарим Господа!»), которое звучит вскоре после того, как пропели Символ веры. Здесь содержится ключевое для литургии понятие благодарения, евхаристии. Именно благодарение и является жертвой, приносимой нами Богу, — ибо, кроме этого, ничего своего у нас нет.

На слова священника хор откликается таким песнопением: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Надо заметить, что песнопение это исключительно русское, возникшее весьма поздно; у греков поются лишь три слова — «Достойно и праведно», которые представляют собой начало молитвы, читаемой священником.

Итак, после призыва предстоятеля возблагодарить Господа читается первая из «тайных молитв». Хотя, как уже отмечалось, в настоящее время эту молитву читает один лишь священник (и притом молча, про себя), по самому своему смыслу она представляет собой обращение к Богу Отцу всего собрания христиан, которое возглавляет пресвитер — возглавляет, но не подменяет собою всю общину. Сразу же следует подчеркнуть, что весь текст литургии, начиная с молитвы «Достойно и праведно. » и вплоть до ектении «Вся святые помянувше. » — евахристические молитвы, возглашения священника, песнопения хора — представляет собой единое целое, где подчас трудно поставить точку.

Приведем текст молитвы в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота): «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты — Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные. ».

Молитва начинается со славословия, благодарения Небесного Отца. Далее следует важное в догматическом и нравственном отношении утверждение: Богу подобает поклоняться на всяком месте (ср. Ин 4:19-24), на которое распространяется Его владычество (а значит — везде), ибо сам Бог не ограничен временем и пространством. Сказанное о Боге Отце (неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий) приложимо и к Сыну Божиему, и к Святому Духу.

Мы исповедуем Бога не только Творцом, но и нашим Восстановителем, неотступно и неустанно трудившимся в течение сотен и тысяч земных лет для того, чтобы возвести нас, падших, на небо и даровать Свое будущее Царство. За все эти благодеяния — тайные и явные, известные нам и неизвестные — мы благодарим Святую Троицу. Благодарим Триипостасного Бога и за нынешнюю службу, за литургию, за общую нашу молитву, которую Господь принимает от нас, — несмотря на то, что на небесах Ему предстоят тысячи и десятки тысяч ангелов и архангелов, херувимов и серафимов.

В конце молитвы мы поставили многоточие. Это не случайно, ибо молитва на этом не кончается: прямым ее продолжением являются возглашаемые вслух слова священника, всем хорошо знакомые: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Этот причастный оборот, как мы теперь понимаем, относится к небесным силам: «. предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов. победную песнь поющие. ». Но что, собственно, восклицают ангелы? Их песнь мы слышим далее в исполнении хора: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славою Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Здесь соединяются слова серафимов из видения пророка Исаии (Ис 6:3) и евреев, радостно приветствовавших Мессию при Его вступлении в Иерусалим (Мф 21:9).

Далее священник читает вторую молитву, где также поминаются воинства небесные, — но об этом уже в следующей публикации.

Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим»

Божественная литургия текст с пояснениями это, то с чего нужно начинать просвещение православному новоначальному христианину. Без понимания главной церковной службы в храме будет всё непонятно и утомительно.

Поэтому для восполнения церковных знаний, христианского просвещения стоит воспользоваться духовными наставлениями батюшек. Благодаря православным интернет площадкам, отдельным священникам такая информация есть. Одним из таких мощных и ярких проповедников является протоиерей Андрей Ткачёв.

Его интернет — ресурсы помогают разобраться в сложных вопросах веры, в том числе он даёт не просто текст божественной литургии с пояснениями, а видеозапись. В ней батюшка обращает внимание на все нюансы службы.

На самом деле статистика среди верующих и посещающих церковь людей по знанию литургии, далека от идеальной. В этом заключается проблема христианства — в нашем невежестве. Ещё хуже, когда не знаем, и не хотим вообще знать, зачем и для кого проходит божественная литургия, не говоря уже о глубоком понимании происходящего на ней.

Самым главным событием на божественной литургии является таинство Евхаристии. Момент доступа человека к соединению с Богом. Таинство, в котором происходит освящение Святым Духом Святых Даров — Тела и Крови сына Божьего Иисуса Христа.

И вот здесь большинство «спотыкается» об эти слова, не понимая и не принимая смысла и духовного содержания. Поэтому для лучшего восприятия возьмите текст с пояснениями божественной литургии, чтобы можно было слушать и читать одновременно.

Например, для многих является загадкой, почему написано четыре Евангелия, а не какое — то другое число. Потому что по восприятию информации люди делятся на 4 основных психотипа.

Запаситесь терпением и временем, ибо Царствие Небесное усилием берётся. Об этом говорит видео прот. Андрея Ткачева: Евангелие — это не книга чудес и притч, хотя она изобилует ими, это Книга Царствия Божьего. Если мы желаем быть в нём, то нужно знать, как туда войти.

Это ещё одна причина, по которой необходимо читать текст с пояснениями, божественная литургия отражает наш небесный Дом. И для того, чтобы ориентироваться в нём, чувствовать себя как дома, нужно знать кто, где, что и зачем находится.

Точно так же как мы создаём уют и порядок в наших земных жилищах. С одной лишь разницей: земной дом — это временное место нашего обитания, а небесный — вечное. Выбор оставлен за человеком — куда ему надо и на что тратить свою жизнь.

Храм имеет несколько духовных значений. Один из них это дом молитвы, но молиться можно в любом месте и в любое время. Зачем же православные христиане приходят каждый воскресный день на божественную литургию.

А ответ довольно прост в понимании, но по лености нашей сложен в исполнении. Поскольку в храме на молитву собирается множество людей, то совершается соборное (совместное) молитвословие. Эта молитва, прежде всего благодарственная.

А затем уже мы просим о нуждах, и вот здесь мы молимся не о себе или своих потребностях, молитва на литургии возносится обо всех православных христианах. Это момент научения заботе неэгоистичной, когда молимся за всех, не думая о себе. Об этом видео прот. Андрея Ткачева с пояснениями, где текст божественной литургии подробно разъясняется в «живой» службе.

Когда человек впервые попадает на службу, он теряется и не знает, когда совершать поклоны, когда креститься. Новоначальным можно ориентироваться глядя на батюшку и окружающих, постепенно вникая по видео записям, в какие моменты нужно делать поклоны, разобравшись, какие они бывают.

Крестное знамение это не просто символическое согласие с крестными муками Христа, это оружие, сила которого принадлежит Богу. Следовательно, накладывать его нужно с благоговением и трепетом, чтобы это действие не было нам в осуждение. Это же касается поклонов.

Поклон это символ смирения, это живое чувство трепета перед Богом, которое воплощается через это действие, а не бездумное поклонение чему-то невидимому.

Поэтому значение поклонов и крестного знамения имеет не только духовный смысл, но является органической необходимостью в божественной литургии.

Кроме интернет — материалов, есть церковные издания, с подробным текстом, где божественная литургия расписана с пояснениями и указаны места с поклонами. Эти брошюрки можно брать с собой на церковную службу и учиться непосредственно по ней.

Существует много свидетельств христиан разных веков, в том числе и современных о чудесах, совершающихся во время божественной литургии, подтверждающих присутствие живого Бога и существование мира духовного.

От нас требуется сделать следующий вывод: если мы, действительно, хотим быть православными христианами и полноценными участниками божественной литургии, сотрудниками божьими, необходимо прилагать усилия, стремление, чтобы в неизбежном финале оказаться истинными детьми Божьими, любящими своего Создателя и быть желанными наследниками Царствия Божьего.

Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.

В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

Молитвы литургии тексты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here