Молитвы на службе вечерней

На данной странице вы найдете детальное описание: молитвы на службе вечерней - подобранную специально для Вас!

Прошу прояснить вот какой вопрос: в последовании молитв на сон грядущим в большинстве молитвословов после молитвы святого Иоанникия «Упование мое Отец. » следует «Достойно есть» и отпуст, а затем ещё несколько молитв. Откуда есть пошёл именно такой порядок? Не лучше ли перенести отпуст на самый конец правила?

Не только богослужебный устав Церкви, но и различные молитвенные правила сформировались в монастырях. С этим, повидимому, связан тот порядок молитв на сон грядущим, на который Вы указываете в письме. Обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. До сна еще остается некоторое время. Поэтому читается молитва Достойно есть…и делается отпуст сразу же после молитвы преподобного Иоанникия Великого. Оставшиеся молитвы, которыми верующие приготовляют себя ко сну (преподобного Иоанна Дамаскина, Честному Кресту и др.), произносятся непосредственно перед наступлением ночного покоя.

Если для Вас после вечерних молитв начинается время сна, то молитву Достойно есть… и отпуст надо перенести в конец правила.

Порядку совершения молитв на сон грядущим, который сложился в монастырях, можно следовать и дома. Тогда для выполнения вечернего молитвенного правила будет больше сил и времени.

Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы — это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) — время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два—четыре часа на приходах и три—шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.

Помимо ежедневных церковных служб (таких как утреня, или вечерня, или часы) совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие.

Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением.

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету (см. таблицу в главе «Время совершения церковных служб») девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца — вечер, вторая — полночь, третья — петлоглашение, четвертая — утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами — царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Читайте так же:  Молитва после операции по женски

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпу́ст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня — это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники — Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение». Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней — 68 бдений — «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51).

Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней — в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров — в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого — в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы — диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

Везде где обозначен Хор поет церковный хор

7 святильничных молитв вечерни

На конце всех Ектений — возгласы.

Прошения ектений говорит дьякон

Благословение на Вечерний Вход

Прокимен если есть дьякон, говорит Прокимен он

Молитва благосовения хлебов

Если диакона нет батюшка сам говорит все.

Приводить здесь весь порядок было бы неверно. К тому же в современных городских условиях Вечерня редко служится отдельно от утрени.

А все вместе — это Вечерня + Утреня + Первый час = Всеношное Бдение. Выкладывать сюда его порядок сделало бы ответ еще более громоздким. Впрочем, если это и в самом деле интересно, то у меня уже есть такой ответ.

С вечера начались дни мира (Бытие. глава 1), поэтому службой вечерни начинается церковное богослужение каждого дня. Совершается вечерня по церковному уставу в 12-м часу дня (по-нашему в 18 часов). Характер вечерни — мирно-покаянный. Совершая это богослужение, мы славословим Создателя за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, благодарим за прожитый день. Воспоминается за этой службой и сотворение мира, ветхозаветные времена. Вечерня содержит также песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы.

Вечерня чаще всего служится отдельно, самостоятельно. Предваряется по уставу службой 9-го часа. Накануне великих праздников и воскресных дней вечерня соединяется с утреней, входя в состав Всенощного бдения. В отдельные дни года вечерня соединяется с литургией.

Вечерня бывает трех видов: малая, великая и вседневная.

Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, когда великая вечерня должна быть соединена с утреней, т.е. будет совершено Всенощное бдение. Малая вечерня всегда предваряет Всенощное бдение. Сейчас она служится редко.

Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней либо в соединении с утреней в составе Всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников.

Повседневная вечерня служится, когда нет особо празднуемого события.

Как отличить великую вечерню от вседневной? Отличительным признаком является то, что на великой вечерне после прокимна и чтения паремий (если они есть), всегда бывает сугубая ектения, начинающаяся возгласом: «Рцем вси. » А на вседневной вечерне сугубая ектения произносится в самом конце службы и начинается прошением: «Помилуй нас, Боже. » Также, на великой вечерне всегда перед пением «Свете Тихий» отверзаются царские врата и бывает вход с кадилом. На вседневной вечерне вход бывает лишь в отдельные дни Великого поста. На великой вечерне, за исключением некоторых праздников, поется первый антифон первой кафизмы («Блажен муж. «).

Читайте так же:  Молитвы на возврат любимой

Когда вечерня служится отдельно, то она начинается возгласом «Благословен Бог наш. «. А в тех случаях, когда она соединяется с утреней или с литургией, то вечерня начинается возгласами этих служб («Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице» или «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» соответственно).

Начинается вечерня пением или чтением предначинательного псалма: «Благослови, душе моя, Господа. » (103-й псалом). предначинательным этот псалом именуется потому, что им начинается вечерня, а с ней и службы всего дня. Этот псалом — поэтический рассказ о творении мира и прославление Создателя. На Всенощном бдении этот псалом поется (по уставу на 8-й глас), а не читается.

После предначинательного псалма следует великая ектения и чтение кафизм. Кафизмы читаются также на утрени и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу. На великой вечерне, как правило, вместо стихословия кафизмы на вечерне поется первый антифон первой кафизмы (т.е. первая «Слава») «Блажен муж. «. Положено его петь на 8-й глас. При этом обычно поются избранные стихи, а остальные читаются. Пение каждого стиха сопровождается пением «Аллилуия». В псалмах 1-го антифона прославляется Господь Иисус Христос, изображается Его земная жизнь. В некоторые дни чтения кафизмы на вечерне вообще по Уставу не положено.

После стихир поется песнопение «Свете тихий», посвященное Господу Иисусу Христу. Эта песнь продолжает славословие Бога во Святой Троице ради явления на землю Господа, в лице Которого воссиял нам «тихий свет святыя славы», дающий жизнь и мир человечеству.

Далее возглашается прокимен, т.е краткий стих, избранный из псалтири, за которым всегда следуют несколько других стихов, объединенных с первым. Прокимен выражает значение молитвословий, относящихся к настоящему дню или предваряет чтение Священного Писания и отражает содержание последующего чтения.

После прокимна в некоторые дни читаются паремии, т.е. чтения из Священного Писания (из Ветхого Завета или Апостола), которые содержат в себе пророчества о воспоминаемом событиии или изъясняют его или содержат похвалу празднуемому святому.

Молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» содержит прошения и славословие. Она является продолжением славословия Тоиединому Богу в песнопении «Свете тихий». До молитвы «Сподоби, Господи. » молитвословия вечерни еще относились частично и к окончанию дня уходящего, а после этой молитвы уже всецело относятся к наступающему дню.

После молитвы «Сподоби, Господи» следует Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. «), прошения которой являются как бы продолжением предшествовавшего моления. Мы просим у Господа в мире и без греха провести вечер, просим ниспослать нам в помощь Ангела Божия, прощения наших прегрешений, просим Господа, чтобы Он помог нам в мире и покаянии провести все дни нашей жизни и сподобил мирной христианской кончины и доброго ответа на Страшном Суде.

После литии, а если лития не служилась, то после Просительной ектении, следуют стихиры на стиховне. Называются они так по двум причинам: во-первых, потому что перед каждой стихирой положен определенный стих из псалма, соответствующий дню или торжеству. А во-вторых, по той причине, что предшествовавшие стихиры на литии пелись без стихов. В стихирах на стиховне посвящены прославлению воспоминаемого святого или празднуемого события. При стечении двух и более празднований в один день Устав назначает петь стихиры на стиховне преимущественно одному празднеству и только на «Слава и ныне» — другому.

После стихир на стиховне поется или читается молитва «Ныне отпущаеши». (По Уставу ее положено читать, но на практике укоренился обычай пения). Отходя ко сну, мы переносимся мыслью к смерти, образом которой является сон. И благоговейно произносим с праведным Симеоном Богоприимцем благодарственную песнь: «ныне отпущаеши». Святой Симеон Богоприимец говорил о разрешении души от тела, а мы (по толкованию святого Симеона Солунского) просим разрешения души от страстей,от вражиих искушений и сугубых недугов душевных и телесных. А также вспоминаем предстоящий исход.

После молитвы «Ныне отпущаеши» поются тропари, которые называются «отпустительными», потому что расположены перед отпустом (окончанием) вечерни или утрени. Это, как правило, тропари празднуемых событий. На бдении чаще всего поется трижды «Богородице Дево, радуйся» или на великие праздники трижды тропарь праздника. Или поется «Богородице Дево, радуйся» вместе с тропарем праздника, как указано в Уставе на конкретный день.

Если служится бдение с литией, то после тропарей читается молитва благословения хлебов. Священник особой молитвой благословляет пять хлебов и сосуды с пшеницей, вином и елеем (предметы, необходимые для поддержания жизни). Пяти хлебов изображают те пять хлебов, которые Христос умножил и насытил пять тысяч людей. Хлебы эти разделяются на небольшие части и раздаются для подкрепления молящимся. Вино и пшеница также с благоговением употребляются. Елей используется для помазания им людей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На бдении в завершении вечерни поется первая часть 33-го псалма (примерно половина, до слов «не лишатся всякого блага») и священник благословляет народ. Пение 33-го псалма является естественным переходом к утрени, как бы соединяет вечерню с утреней на всенощном бдении.

Если бдение не служится, то бывает отпуст вечерни. Отпуст — это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. После отпуста на вечерне, утрене и литургии поется «Многолетие» — небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.

[1] Архиепископ Вениамин (Федченков). «О богослужении Православной Церкви». — СТСЛ,»Отчий дом»,М.,1999г.
[2] Священник Константин Никольский. «Учебный устав богослужения». — М., «Лествица», 1999г.
[3] Протоиерей Константин Никольский. «Руководство к изучению богослужения Православной Церкви». — Киев, Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва,папы Римского, 2005г.
[4] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. «Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных». — М., «Русский духовный центр», 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.
[5] Иеромонах Киприан. «Взгляните на лилии полевые (Курс лекций по литургическому богословию)». — «Свет Православия» христианский собеседник, издание Макариев-Решемской Обители, выпуск 46, 1999г.
[6] Протопресвитер Валерий Лукьянов. «Богослужебные заметки». — Джорданвилл, Свято-Троицкий монастырь, 2001г.

Часослов — богослужебная книга, излагающая состав и порядок общественного богослужения; содержит тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических), — то есть для всех служб ежедневного богослужения (утрени, полунощницы, часов с междочасием, изобразительных, вечерни и повечерия). Предназначается для чтецов и певцов. Включает также чины и молитвы, присоединяемые к шести службам дневного круга: утренние молитвы, последование возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущим.

Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно.

Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит.

В этом разделе опубликованы тексты последований Часослова адаптированные для келейного (домашнего) чтения.

Особо здесь следует выделить последования Полуношницы и Повечерия малого, которые раньше благочестивыми христианами употреблялись вместо утренних и вечерних молитв, а так же Чин обедницы, который в современной практике православные христиане употребляют в случаях когда нет возможности присутствовать на Божественной Литургии в праздники и Воскресные дни.

Читайте так же:  Молитвы для новопреставленного

Одним из дневных чинопоследований, которое очень важно совершать каждому христианину, является Павечерница. Наименование Павечерница, или Повечерие, происходит от словосочетания «после ве́чери», т.е. ужина. Согласно уставных указаний, Павечерница служится после Вечерни.

Чин Павечерницы начал складываться в IV веке и возник, по свидетельству преп. Кассиана, от обычая иноков совершать молитву перед сном в своих келиях. Молитва перед сном упоминается в числе иноческих служб святителем Василием Великим. Молитвенное правило перед непосредственным отходом ко сну состояло из нескольких псалмов, в частности, 90-го, чтений, гимна пророка Исаии «С нами Бог», молитвы Василия Великого «Господи, Господи, избави нас от всякия стрелы, летящия во дне» и непременно завершалось Отпустом и взаимным прощением братии. Этот обычай проистекает из слов ап. Павла: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес. 4; 26). Взаимное прощение братии на Павечернице — это особенная часть этого молитвословия и всего суточного круга богослужения. Такой порядок прощения в конце Павечерницы сохранился и поныне, хотя многие, к сожалению, не придают ему должного значения.

Само название Павечерницы возникло не сразу. С конца V в. это последование становится известным как Повечерие. Хотя некоторые поздние источники называют эту службу «молитвою в 1-й час ночи» (1 час ночи по современному счислению — это 7 часов вечера). Из устава преп. Венедикта видно, что обычай петь Повечерие отдельно от вечерни стал общеупотребительным только с VI века. Со временем чин Павечерницы подвергался дополнениям — увеличилось количество псалмов, прибавились покаянные тропари, славословие «Слава в вышних Богу». Кроме того, в обязательном порядке было установлено чтение на Павечернице канона Пресвятой Богородице из Октая, на каждый день своего, соответственно гласу седмицы.

Из церковного устава нам известны три вида Павечерницы: Великая, Средняя и Малая. Для Великого поста, а также в праздники Рождества Христова и Богоявления — Великая Павечерница, будничных непраздничных служб — Средняя, для воскресных и праздничных дней — Малая Павечерница. Все они вошли в печатный Часослов 1652 года, используемый в нашей Церкви и в настоящее время. В нынешней богослужебной практике Средняя Павечерница совершается только в монастырях.

В современной жизни христианина сложно совершать полный круг суточного богослужения. Только в храмовой службе этот чин сохраняется неизменно. Поэтому в домашних условиях следует блюсти хотя бы две важных части этого круга — Полунощницу и Павечерницу. Каждому христианину обязательно ежедневно молиться Павечерницу — Малую, либо, согласно Устава, Великую. В домашней молитве следует соблюдать принцип совершения Павечерницы (сообразно ее названия) после ужина. К слову, заметим: иноческий Номоканон повелевает следующее:

Аще инок поет Павечерницу, да не яст. Аще яст, паки (т.е. еще раз) да поет Павечерницу.

Павечерница — это не только важное молитвословие, в котором мы подводим итог прошедшего дня и просим у Господа прощения. Павечерница должна быть ежедневной молитвенной встречей совместно живущих родных и близких. Это молитвословие обязательно должно совершаться вместе всей семьей. Недопустима ситуация, когда живущие под одной крышей члены семьи под разными предлогами молятся Павечерницу врозь. Бурный темп нашей жизни, наша разъединенность мало позволяют нам видеть друг друга в течение дня. И Павечерница должна стать тем важным моментом, когда мы вместе становимся перед Богом, вместе просим прощения у Него и друг у друга.

Час повечерний, т.е. «по вечеру», после ужина, — час отхождения ко сну. Этим временем службы и определяется ее содержание.

Службу можно разделить на три части.

В первой части: в одних песнопениях содержится благодарение Господу за прошедший день и просьба соблюсти от греха и в наступающую ночь (День прешед), в других напоминается о смерти, на которую так похож сон, и выражается вера в благой промысел Божий о человеке (псалом 90: Живыи в помощи Вышняго).

Вторая часть — покаянная. Молящиеся, памятуя, что жизнь человека коротка, что, может быть, они не увидят следующего дня, приносят Богу покаяние в грехах своих словами пророка Давыда и царя Манасии и просят помилования.

В третьей части воспоминается сошествие Господа в ад, Его победа над смертью и освобождение душ праведников, приносится благодарение за то, что Господь не предал человека смерти.

По окончании вечерни иерей возглашает: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «Приидите поклонимся», трижды; Пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже»; Пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми»; Пс. 117-й: «Господи, услыши молитву мою»; Славословие великое; Символ веры; канон (из Октая в честь Богородицы). После канона: «Достойно есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропари (по уставу); «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3 раза; Слава и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, Отче»;

Чтец: «Аминь»; молитвы: «Нескверная неблазная», «Даждь нам, Владыко, на сон грядущим», «Преславная и присно Дево», и «Упование нам Бог»;

Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;

Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды, «Господи благослови»;

Иерей: отпуст; прощение и помянник.

В детстве я любил вечернее богослужение намного больше литургии. Причина проста – в школе я учился в первую смену, зато вечера были более-менее свободны.

Поэтому на литургию я мог попасть лишь раз в неделю, а вот на всенощные и вечерни-утрени ходил и три, и четыре раза, благо служить наши священники любили часто. Из-за этого вкус к божественной литургии я приобретал позднее, а вот вечерняя служба мне стала близкой уже в юном возрасте.

Литургия – это то, что нам дарит Господь. Не мы ее совершаем, но Бог. Мы лишь молимся на этом богослужении, стремимся причаститься великому таинству богопредстояния, по милости Божией сподобляемся присутствия на Тайной вечери Господа. «Время сотворити Господеви» – говорит диякон в начале литургии.

«Мы сделали все, что от нас зависит, помолились на вечерне, утрене и часах, мы принесли свечи, вино и хлеб, теперь же Твое, Господи, время, Тебе действовать в нас, Тебе прелагать хлеб и вино в Свое Пречистое Тело», – так говорим мы устами священнослужителя.

А вот вечерня и утреня должны быть совершены именно нами, потому как это неотъемлемая часть суточного богослужения. Это наш молитвенный труд, наш дар Богу, как литургия – Божий дар нам.

Литургия всегда одна и та же. Тропари канона, которые служат стихирами на третьем антифоне, апостольское и Евангельское чтения, причастный стих – вот и все, что изменяемо на этой службе.

Вечернее богослужение – а утреня в большинстве храмов, как вы знаете, служится вечером – неизменяемой содержит лишь канву, порядок службы. Остальное постоянно меняется. Кафизмы повторяются раз в неделю, молитвы Октоиха – раз в два месяца, остальное повторяется раз в год. Пропустил службу – больше она в таком же виде вряд ли повторится в течение одной человеческой жизни. Поэтому надо дорожить этим ценным подарком Церкви своим чадам.

Что же делать, если родной храм далеко, а дел по дому, забот о семье и близких так много?

Читайте так же:  Молитва чтобы помог Бог

Во-первых, есть близлежащие храмы. Нет возможности ехать в свой приходской храм? Пойди в соседний дом Божий, помолись там.

Второй вариант – постарайся успеть сделать все дела заранее. В наше суетное и наполненное хлопотами время это сложнее первого. Найти время на семью, на родственников, на прочтение этой статьи и на прения в соцсетях так непросто, что приходится жертвовать временем поездки в храм к духовнику и общине, где ты – родной.

Вариант третий – вычитать самому вечернее богослужение. Множество книг, необходимых для уставного богослужения, нет порой даже в библиотеке священника, поэтому можно ограничиться Канонником и Псалтирью. Это, конечно, компромисс, но вся наша жизнь, мне кажется, состоит из компромиссов.

И последний вариант – для самых занятых. В конце Известия учительного есть правило для тех, кто не может присутствовать на вечерней службе и малограмотен (малограмотны мы или нет – тот еще вопрос!) За вечерню следует прочитать сто Иисусовых молитв с 25 поклонами, за утреню – 300 Иисусовых с 50 поклонами, за первый час – 50 молитв и 7 поклонов. Уж это правило мы всегда можем исполнить.

Но важно помнить, что любая замена не должна становиться правилом, это всегда исключение, замена неравноценная, надо научиться скорбеть, не попав на богослужение в свой храм. Надо полюбить бывать на всем богослужебном суточном круге. Ведь не полюбив молитвы здесь, что мы будем делать на Небесах? Уж точно оттуда доступа к фейсбуку и «одноклассникам» нет. Даже и «Правмира» с ежедневными замечательными статьями там нет. Там есть Бог, и нам надо научиться ставить Его в центре нашего сердца. Учиться здесь, пока еще живы плотию.

В моем детстве наша приходская просфорница, она же сторож, повар и дворник при храме, несмотря на множество послушаний находила время ежедневно вычитывать (вдумаемся в список молитв из ее правила!) утренние молитвы, полунощницу, две кафизмы, утреню, часы, изобразительны, вечерню и повечерие с тремя канонами, вечерние молитвы. Что нам мешает молиться, если не как она, то хотя бы вполовину? Не хватает времени? Наверное, надо отказаться от маловажного ради «единого на потребу».

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи Боже наш! Все, в чем я в сей день согрешил словом, делом и мыслию, Ты, как Милостивый и Человеколюбивый, прости мне. Подай мне мирный и спокойный сон. Пошли мне Твоего Ангела хранителя, который покрывал бы и оберегал меня от всякого зла. Ибо Ты хранитель душ и тел наших, и Тебе славу воздаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки вечные. Аминь.

Глава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва Вопрос: Если наша молитва не влияет на решения Творца, то выходит, мы сами не влияем на ход событий? Или все же каким-то образом влияем?Ответ: Любое ощущение человека, даже такое, которое он сам не ощущает, которое проскакивает

ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА Богослужебный характер трапезы Согласно заповеди апостола: «аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» [137], Православная Церковь и на принятие пищи смотрит как на богослужение, по существу не различающееся от других

Вечерняя молитва Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим,

Вечерняя молитва Большинство из нас вступает в ночь покоя: мы отложим тяготу дня, усталость, тревоги, напряжение, озабоченность. Мы отложим все это на пороге ночи и войдем в забытье. В этом забытьи мы беззащитны, в течение этих ночных часов Один Господь может покрыть нас

Глава 336 «Сидур». «Махзор». Утренняя служба/ «Шахарит». Полуденная служба / «Минха». Вечерняя служба / «Маарив». Дополнительная служба в субботу и на праздники / «Мусаф»

Что такое умная молитва, сердечная молитва? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВ аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой.

Первая молитва: молитва всей Церкви Затем предстоятель обращается к народу: «Помолимся». По этому призыву всё собрание замирает и пребывает в молчании. Не должно быть в храме больше никакой суеты, всем надо сосредоточиться.Из этого можно извлечь один общий урок.

ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА Большинство из нас вступает в ночь покоя; мы отложим тяготу дня, усталость, тpевоги, напpяжение, озабоченность. Мы отложим все это на поpоге ночи и войдем в забытье. В этом забытии мы беззащитны; в течение этих ночных часов Один Господь может покpыть нас

Вечерняя молитва Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим,

Молитва вечерняя (читай только вечером )Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя пошли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов) Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского) Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитянина ревности ради к Тебе, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевуй, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам,

Вечерняя песнь Солнце сокрылось; дымятся долины; Медленно сходят к ночлегу стада; Чуть шевелятся лесные вершины, Чуть шевелится вода. Ветер приносит прохладу ночную; Тихою славой горят небеса… Братья, оставим работу денную, В песни сольем голоса… Ночь на востоке с

ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Господи Боже мой, все в чем я согрешил в этот день Ты, как милостивый и человеколюбивый прости мне. Прости мне Господи все мерзкие дела мои, поступки, помыслы, возникающие в душе моей неразумной. И не гневайся на меня

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день) Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца – вечер, вторая – полночь, третья – петлоглашение, четвертая – утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Читайте так же:  Откуда взялись православные молитвы

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами – царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста.

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпyст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня – это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники – Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение». Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней – 68 бдений – «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51). Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней – в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе.

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров – в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого – в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы – диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое. Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

Молитвы на службе вечерней
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here