В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.
По нашему счету девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца – вечер, вторая – полночь, третья – петлоглашение, четвертая – утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.
Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).
Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».
В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами – царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.
Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.
Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.
Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.
Вечерня бывает вседневная, малая и великая.
Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста.
Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпyст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.
Великая вечерня – это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники – Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.
Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение». Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней – 68 бдений – «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51). Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней – в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе.
Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров – в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого – в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.
В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы – диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.
Повечерие бывает малое и великое. Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.
Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.
Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.
— общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня — под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» — гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. » (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; «Отче наш»; «Богородице Дево, радуйся»; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.
Эти молитвы в основном читаются тайно. В первую очередь это, конечно, молитвы литургии, но и богослужение времени содержит тайные молитвы священника. На вечерне это молитвы светильничные, которые читаются во время чтения 103-го псалма на будничной службе (священник выходит на солею и стоит перед Царскими вратами), а на бденной – во время пения 103-го псалма (ныне на практике это происходит в алтаре).
Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью Вечерни. Согласно греческой терминологии сама вечерня в IV века и до нового времени называлась также «светильничное». Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня и сначала они относились к «антифонам вечерни», т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к «антифонам на литургии». Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб – всенощного бдения и литургии.
Число этих молитв, по объяснению проф. М. Скабаллановича, есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления. Зажигание в это время светильников – прекрасный символ ветхозаветных упований, откровений и пророчеств – так же как наступающая ночь – символ сумерек, окутавших человечество после грехопадения.
После предначинательного псалма в Светильничных молитвах на вседневной вечерне следует великая ектения. Великая ектения называется еще «мирной», потому что начинается выражением «Миром», или, вернее, «В мире».
На утрени – особые молитвы: во время чтения шестопсалмия, по прочтении трех псалмов, священник выходит и молится перед Царскими вратами. Шестопсалмие – это покаянный вопль о помиловании, и священник зримо является нам как ходатай о наших согрешениях пред Богом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9565 —
| 7558 — или читать все.94.180.82.128 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Краткий устав-схема Всенощного бдения
Вечерня великая (в соединении с утреней)
Отверзаются царские врата. Каждение алтаря.
Приидите, поклонимся. (трижды). Каждение всего храма.
Хор: Благослови, душе моя, Господа. (псалом 103-й).
Закрываются царские врата.
Светильничные молитвы (тайно читает священник).
Ектения великая: Миром Господу помолимся. Яко подобает Тебе. (возглас).
Пение 1-го антифона 1-й кафизмы. И чтение 1-й кафизмы
Ектения малая: Паки и паки. Яко Твоя держава.
Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах.
И ныне. Богородичен догматик или стихира.
Отверзаются царские врата. Вход с кадилом.
Закрываются царские врата.
Ектения сугубая: Рцем вси. Яко Милостив и Человеколюбец.
Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву. Яко Благ и Человеколюбец.
Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Яко Твое есть Царство.
Отверзаются царские врата.
Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития.)
Благословение хлебов (если была лития).
Благословлю Господа. (Псалом 33-й), кончая словами: . не лишатся всякого блага.
Благословение Господне на вас. Аминь.
Закрываются царские врата.
Утреня (с полиелеем)
Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142).
Утренние молитвы (священник читает тайно).
Ектения великая. Яко подобает Тебе всякая слава.
Отверзаются царские врата.
Полиелей. Хвалите Имя Господне. Величание (если есть).
На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися.
Ектения малая. Яко благословися Имя Твое.
На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше.
Слава. Молитвами Апостолов.
И ныне. Молитвами Богородицы.
Помилуй мя, Боже. (1-й стих 50-го псалма)
Стихира (праздника или воскресная)
Спаси, Боже, люди Твоя. Милостию и щедротами.
Закрываются царские врата.
После 3-й песни канона малая ектения. Яко Ты ecu Бог наш.
После 6-й песни канона малая ектения. Ты бо еси Царь мира.
Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим.
По 9-й песни канона малая ектения. Яко Тя хвалят вся Силы небесныя.
Стихиры на хвалитех. И ныне. Богородичен.
Отверзаются царские врата.
Слава Тебе, показавшему нам свет.
Тропарь отпустительный и Богородичен.
Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже. Яко Милостив и Человеколюбец.
Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву. Яко Бог милости и щедрот.
Премудрость. Благослови. Сый благословен.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Слава Тебе, Христе Боже. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Отпуст великий. Многолетие.
Закрываются царские врата. Чтение 1-го часа.
Краткий устав-схема Часов
Первый час
Приидите, поклонимся (трижды).
Пс. 5: Глаголы моя внуши, Господи.
Пс. 89: Господи, прибежище был еси нам.
Пс. 100: Милость и суд воспою.
Слава — тропарь праздника или святого.
И ныне — Богородичен: Что Тя наречем.
Стопы моя направи. Да исполнятся.
Кондак праздника или святого.
Именем Господним благослови, отче.
Третий час
Приидите, поклонимся (трижды).
Пс. 16: Услыши, Господи, правду мою.
Пс. 24: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слава — тропарь праздника или святого.
И ныне — Богородичен: Богородице, Ты еси лоза.
Кондак праздника или святого.
Именем Господним благослови, отче.
Молитвами святых отец наших.
Владыко, Боже Отче Вседержителю.
Шестой час
(После молитвы третьего часа.)
Приидите, поклонимся (трижды).
Пс. 53: Боже, во имя Твое спаси мя.
Пс. 54: Внуши, Боже, молитву мою.
Пс. 90: Живый в помощи Вышняго.
Слава — тропарь праздника или святого.
И ныне — Богородичен: Яко не имамы дерзновения.
Кондак праздника или святого.
Именем Господним благослови, отче.
Молитвами святых отец наших.
Молитва: Боже и Господи сил.
Девятый час
Приидите, поклонимся (трижды).
Пс. 83: Коль возлюбленна селения Твоя.
Пс. 84: Благоволил ecu, Господи, землю Твою.
Пс. 85: Приклони, Господи, ухо Твое.
Слава — тропарь праздника или святого.
И ныне — Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы.
Кондак праздника или святого.
Именем Господним благослови, отче.
Молитва: Владыко Господи, Иисусе Христе Боже наш.
Настоящий порядок и состав вечернего богослужения в главных частях носит на себе печать глубокой древности. Так, напр, нек-рые указания на предначинат. псалом и на пение «Господи, воззвах» — имеются в 8 книге Апостол. Постановлений и в памятниках 8-9 вв.
От 4-5 вв. имеются свидетельства о светильничных молитвах, к-рые свящ-к читает пред царскими вратами. Хотя неизвестно, каково было их точное содержание в древности, но из творений св. Василия Великого нам известно, что они в его время уже были и назывались светильничными.
Светильничные молитвы явл-ся одной из древнейших, если не самой древней частью вечерни. Согласно греч. терминологии сама вечерня с 4 в. и до нового времени называлась также «светильничное». Светильничные молитвы древнее предначинат. псалма, к-рым началась вечерня, и сначала они относились к «антифонам вечерни», т.е. псалмам, к-рые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к «антифонам на литургии». Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб — всенощного бдения и литургии.
После предначинат. псалма в Светильничных молитвах на вседневной вечерне следует великая ектения. Великая ектения называется еще «мирной», т.к. начинается выражением «Миром» или, вернее, «В мире».
Термин «ектения» — молитвенное прошение — очень древний, ибо он встречается уже на рубеже 1 и 2 вв. («Посл. к Коринфянам» свт. Климента Римского). В 4 в. именно в древнем чине Амвросианской литургии встречается форма весьма близкая к современной. Непосредственными же предшественницами ектений нашего времени явл-ся диаконские молитвы в асирско-антиохийской (3 в.) и Иерусалимской (Постановление Апостолов 4 и 5 вв.) редакциях.
Выражение «Паки и паки», характеризующее малую ектению, встречается в 4 в. «в Постановлениях Апостольских».
О 140 пс. на вечерне есть упоминание в 4 в. (свт. Иоанн Златоуст).
Далее, начиная с 5 в., упоминания о его употреблении на вечерне становятся повсеместными на Востоке.
Что касается гимна «Свете Тихий», то он восходит к эпохе катакомб и явл-ся наряду с «Господи, воззвах» и стихирами типичной особенностью вечерни. Время жизни автора песни «Свете Тихий» установить трудно. Это одно из древнейших песнопений первонач. христианства, о к-ром упоминается в Греч. Часослове, автором к-рого назван св. Афинагор (начало 4 в.). Весьма распространено мнение, согласно к-рому автором «Свете Тихий» явл-ся св. мч. Афинаген (3 в.). Свт. Василий Великий в своем «Послании к Амфилохию о Св. Духе» (глава 29) пишет следующее: «Хотя мы не можем положительно сказать, кто был творцом тех хвалений, — говорит Василий Великий, — к-рые читают во время светильных молитв, впрочем народ повторяет древний голос и никому не представлялось еще, что хулу произносят, когда говорят: «Поем Отца, Сына и Святого Духа».
Славян. Часослов называет автором «Свете Тихий» литургиста 7 в., свт. Софрония, патр. Иерусалимского. Многие исследования по этому вопросу тоже останавливаются на его имени. Но, тип христологии в «Свете Тихий» и стиль догматич. выражения очень характерны для 2 и 3 в., с полным основанием констатирует профессор М. Скабалланович.
Что касается возгласа «Премудрость», то по контексту «Свете Тихий» и «Премудрость» относились к Господу Иисусу Христу. Но в практике древнерус. Церкви здесь произошло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: «Премудрость, прости, Свете Тихий», а певцы или чтец продолжали, начиная от слов «Святыя славы» до конца, почему и сама песнь в 16 в. называлась «Святыя славы».
К очень древним временам относится также прокимен стих из псалмов Давидовых, к-рый произносится после «Свете Тихий».
Что же касается возгласа «Мир всем», то он явл-ся приветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа («Мир вам» Ин. 20, 19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным приветствием: «Господь с вами».
Возглас «Вонмем» встречался уже в памятниках 4 в. Возглас: «Премудрость» — более позднего происхождения. Он встречается в памятниках 8-10 вв.
В «Апостол. Постановлениях» указывается также на древнее произношение при вечернем богослужении молитвы: «Сподоби, Господи…». В правосл. вечерню она перешла в 4 в. из Сирской Церкви, где возникли «Апостол. Постановления», на что указывают описания Синайской вечерни Софрония и Иоанна Мосха (Памятник 7-8 вв.).
Вслед за молитвой «Сподоби, Господи» следует ектения, к-рая называется «просительною», а в богослужебных книгах — «Исполним». Эта просит. ектения имеется в «Апостол. Постановлениях».
По окончании стихир на стиховне поется или читается молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши». Текст этой молитвы (Лк. 2, 29-32) появл-ся в последовании вечерни очень рано. Он встречается уже в вечерне «Апостол. Постановлений». Есть он и в описании «Синайской вечерни» Софрония и Иоанна Мосха, а также и в Часословах 8 в.
Очень загадочным по своему происхождению и смыслу явл-ся термин «тропарь». Это текст, содержание к-рого указывает на общее значение службы, соответствующего праздника или дня. Этимология слова «тропарь» не известна. По своему значению оно отождествляется с понятием «гласа», «напева», как это и делает М. Скабалланович. Это форма, передающая содержание праздника. Тропарь посвящен памяти святого или празднику. Тропарь есть основная и самая древняя форма церковной песни, из к-рой выросли стихиры, кондак и икос.
Термин «сугубая ектения» значит буквально «прилежное, усердное моление». Первонач. тип этой ектении близок к просительной. Впервые вид, близкий к нашему, она принимает в рукописях 10 в. Нынешнее её содержание следует отнести к 15 в. Тройное «Господи, помилуй» (независимо от ектений) встречается в сирийских и греч. списках литургии св. ап. Иакова.
Таким образом, порядок всей вечерни передан Церкви и сохранен ею от первых времен христианства. Конечно, в тех указаниях последования вечерни, к-рые начинают встречаться с 13 в, с указаниями вечерни, совершаемой в Рус. Церкви, имеются нек-рые отличит. особенности в ее составе, ибо тогда вечерня была короче современной. Но эти различия не касались существа чина. Чин вечерни 6 в., сохранившийся до нашего времени, почти не отличается (за очень немногими исключениями) от чина современного.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Первое богослужение в суточном круге — вечерня. Вечерня бывает нескольких видов: вседневная — она совершается чаще всего, в дни, когда нет празднования с полиелеем или всенощным бдением; малая — по Уставу должна совершаться накануне праздничных и воскресных дней перед бдением (на практике почти нигде не совершается, кроме некоторых монастырей); великая вечерня служится накануне дней, когда полагается полиелей или бдение (в соединении с утреней, что и образует всенощное бдение, или же отдельно от нее). Богослужение вечерни по объему своему достаточно невелико, однако его важность требует все же определенной обстоятельности, ввиду чего рассказ о нем нам придется разделить на два выпуска.
Со службой вечерни соединяется по преимуществу воспоминание о временах Ветхого Завета: от самого сотворения мира до пришествия на землю Христа Спасителя.
В ней перед мысленным взором верующего человека проходят основные события ветхозаветной истории: начало бытия мира и блаженное, ничем не омрачаемое пребывание Адама и Евы в раю, их отпадение от Бога и обетование о грядущем Мессии, данное им в утешение, а также самая жизнь ветхозаветного человека с его верой в имеющую некогда открыться тайну искупления человеческого рода смертью Единородного Сына Божия.
Вечер дня естественным образом как бы сближается, сравнивается в вечернем богослужении с вечером нашей жизни, напоминая тем самым о неизбежном конце земного бытия каждого из нас — о смерти, побуждая просить у Бога, как о величайшей милости, о даровании нам мирной христианской кончины.
Это содержание вечерни подробно раскрывается в тех молитвословиях, песнопениях и священнодействиях, которые и составляют собой вечернее богослужение.
После возгласа священника Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков и обычного начала на вечерне всегда читается (или — на всенощной — поется) 103-й псалом, который иначе в богослужебной церковной традиции именуется предначинательным (поскольку им начинается вечерня, а следовательно, вместе с ней и весь суточный круг). В нем в ярких поэтических образах, в трогательных живописных картинах воспевается создание мира, прославляется Господь — его Творец и Промыслитель.
Псалмопевец восходит своей мыслью к Богу, одевающемуся светом, яко ризою (ср.: Пс. 103, 2), вспоминает сотворение небесных бесплотных сил — творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 2), начало бытия видимого, материального мира, поражается его первоначальной красоте и благолепию. И, вкратце исчисляя то, что может свидетельствовать о величии и совершенстве Божественного замысла, он в восторге восклицает: Яко возвеличишися дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси! (Пс. 103, 24).
Во время чтения псалма совершающий службу священник, выйдя из алтаря, становится с непокрытой головой перед закрытыми царскими вратами и тайно, то есть про себя, читает так называемые светильничные молитвы (они называются так, поскольку читаются вечером, когда меркнет естественный свет и приходит время зажигать светильники). Таким образом, священник изображает собой одновременно и Адама, оплакивающего свое грехопадение перед затворенными для него и его потомков вратами рая, и обетованного Богом Ходатая за весь человеческий род — Христа Спасителя. Основное содержание светильничных молитв — восхваление Бога за Его милости к нам, исповедание нашей немощности и греховности, прошение о том, чтобы Господь не прогневался и не наказал нас за допущенные нами беззакония, благодарение за прожитый под покровом Божиим день и просьба, дабы и в оставшееся вечернее и ночное время по-прежнему сохраниться нам в мире и пребыть неуязвленными от зла.
По окончании предначинательного псалма звучит великая, или, иначе, мирная, ектения, которую произносит диакон, а если его нет на богослужении, то священник.
Греческое слово «ектения» означает «распространение». Обычно ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые служат развитием или распространением прошений кратких: «Господи, помилуй», «Подай, Господи» (существуют различные ектении, о них и о том, чем они отличаются друг от друга, мы будем говорить ниже).
Мирной эта ектения именуется, поскольку в первых прошениях ее говорится о мире, которого мы просим у Бога. (Здесь надо, конечно, понимать, что, произнося слова «миром Господу помолимся», мы имеем в виду не то, что собираемся молиться «всем миром». Подразумевается мирное состояние духа. И тот «свышний мир», о преподании нам которого мы просим у Бога далее, есть мир, завещанный Христом Его ученикам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [Ин. 14, 27]). Великой она названа по тому большому количеству прошений, которое в ней заключено.
В этой ектении мы молимся о ниспослании «мира миру», о храме и о присутствующих в нем, о церковном священноначалии и о мирских властях, о стране и о граде, в которых мы живем, и вообще о каждой стране и каждом граде и обитающих в них верующих людях. Мы просим в ней, чтобы Господь даровал нам необходимое для жизни «изобилие плодов земных», ходатайствуем особо о тех, кто находится в беде: о «плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих и плененных», молимся, чтобы и нас самих избавил Бог от «всякой скорби, гнева и нужды», и просто — помиловал и спас, в чем заключается, наверное, полнота всех наших прошений. Не будет, пожалуй, преувеличением, сказать, что мирная ектения охватывает собой все основные нужды, о помощи в которых просит человек у Бога на земле.
После мирной ектении по Уставу полагается стихословие (чтение) кафизмы из Псалтири, которое, к сожалению, в приходской практике чаще всего сокращается.
За ней впервые звучит малая ектения, начинающаяся словами «Паки и паки (то есть снова и снова) Господу помолимся» и представляющая собой сокращение великой.
Затем поются и читаются стихи псалмов 140, 141, 129 и 116: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. В это время совершается каждение всего храма — с одной стороны, в напоминание о жертвах и курении фимиама, совершавшихся в Ветхом Завете, с другой — как выражение возношения к Богу наших молитв через веру в Искупителя.
После псаломских стихов звучат стихиры — особые песнопения, в которых прославляется святой, память которого совершается в этот день, либо то или иное благодеяние Божие, в честь которого установлено празднество. Так в стихирах указывается на исполнение в Новом Завете того упования, которым жили праведники Ветхого Завета. Называются эти стихиры по своему месту в богослужении стихирами на Господи, воззвах. На практике они исполняются следующим образом. Канонарх (им бывает один из чтецов на клиросе) громко выкликает начало очередного стиха из вышеуказанных псалмов, и затем хор поет окончание этого стиха и следующую за ним по порядку стихиру. Можно встретить указания, что следует петь стихиры «на 10», «на 8», «на 6» и т.д. Смысл этого заключается в том, что поется либо 10, либо 8, либо 6 стихир. Псалмы прочитываются до соответствующей отметки, так что остается 10, 8 или 6 стихов, и стихи эти надлежащим образом «канонаршатся перед стихирами».
Завершаются стихиры на Господи, воззвах пением стихир на Славу и ныне, причем на и ныне всегда, за исключением некоторых праздников, полагается петь Богородичен, то есть песнопение, посвященное Божией Матери.
Должно быть, потому, что читалась на древней вечерне после Господи воззвах, а на этом месте древней вечерни была великая ектения; до Господи воззвах было 3 антифона с малыми ектениями (см. Кекеяидзе К, прот. Литург. груз. пам., 144).
5-я молитва, обращая внимание на Промышление Божие, не колеблемое грехами нашими, просит о сохранении от них в остаток дня и во всю жизнь; имеет славословие, почти тождественное с возгласом ектении пред каноном на утрене и с литургийным возгласом пред приобщением. 6-я молитва, обращая внимание не только на Промысл Божий (ср. 5 мол.), свидетельствующий о величии, неисповедимости и благости Божией, но и на обещанное нам Царство, опять (ср. 2 и 5 мол.) просит о безгрешном остатке дня. Исключительна по своему содержанию и величине среди других светильничных молитв 7-я. Направляя взор наш к величию, бессмертию и светоносности Божией и обозревая содержание не только вечерни (заимствуются выражения из пс. 103 и 140), но и повечерия (есть выражение из пс. 90 и последней молитвы повечерия), она содержит одно лишь прошение о безгрешном и счастливом вечере, ночи и утре (уже).
Светильничные молитвы, читаемые ныне на предначинательном псалме, древнее употребления за вечерней этого псалма, и потому первоначально они приурочивались не к этому псалму, а к так называемым антифонам вечерни, т. е. к псалмам, певшимся по стихам с особыми припевами, похожими на припевы к нынешним литургийным антифонам: «Спаси ны Сыне Божий молитвами Богородицы» и т. п. В некоторых древних Евхологиях (ок. XIII в.) вечерние молитвы надписываются «молитва антифона 1-го», «молитва антифона 2-го». Такие надписания встречаются даже в списках XVI в. Впрочем, в самых древних, известных ныне, Евхологиях VIII — X в. вечерние молитвы просто нумеруются, что, может быть, указывает на то, что уже тогда они взяты с прежних мест и приурочены к одному моменту вечерни.
Это особенно видно из того, что последняя молитва вечерни 8-го антифона в этих Евхологиях ( VIII — X в.) надписывается «на Господи воззвах»: 140 пс. никогда не занимал на вечерне последнего места, а напротив, издревле, уже с эпохи Апостольских Постановлений, приходился в начале ее.
Вечерня начинается предначинательным псалмом 103 (104) («Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело»), посвященным благодарности Богу Творцу и прославлению Его за красоту всего творения. На Вечерне вспоминается также грехопадение людей, изгнавшее их от лица Божия (что символизируется закрытием царских врат после каждения храма).
Существуют три вида Вечерни – вседневная (совершается в будние, непраздничные дни), малая (перед Всенощным бдением) и великая (накануне праздничных и воскресных дней). На вседневной вечерне не совершается вход, читается рядовая кафизма, сугубая ектения «Рцем вси» начинается с прошения «Помилуй нас, Боже» и читается в конце службы. Малая вечерня является сокращением вседневной. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, кафизмы, малой ектении, поется не более четырех стихир, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву». Великая вечерня совершается или отдельно от Утрени, или соединяется с ней (Всенощное бдение). На великой Вечерне поются первые три псалма первой кафизмы (псалмы 1-3), бывает вход, читаются паремии праздника, поется большее количество стихир, чем на вседневной Вечерне, а также добавляется особая часть службы – лития, т. е. торжественный выход священнослужителей и народа в притвор храма с пением особых литийных стихир и четырьмя прошениями священника с заключительной главопреклоненной молитвой.
В латинском обряде также с древности существует служба суточного круга, именуемая Вечерней (Vesperae). Порядок чинопоследования вечерни в том виде, в каком она закрепилась в средние века, следующий: 5 псалмов с антифонами (в монашеском Бревиарии – 4); краткое чтение (Capitulum – буквально «главка»); гимн (предписанный на данный день); Песнь Богородицы (Magnificat) с антифонами; молитва дня; завершение с отпустом (большая часть изменяемых разделов варьируется в зависимости от дня недели). В воскресенья и праздники предписываются 2 Вечерни: первая – вечером накануне, вторая – вечером в день праздника.
В результате богослужебной реформы после 2-го Ватиканского собора чин Вечерни несколько изменился: гимн; 2 псалма и песнь из Ветхого или Нового Завета; краткое библейское чтение (которое может быть заменено пространным); Песнь Богородицы с антифонами; прошения, завершаемые Молитвой Господней («Отче наш»); заключительная молитва и отпуст. Все названные тексты, кроме Песни Богородицы, Молитвы Господней и отпуста, изменяемые и берутся из Четырехнедельной Псалтири или из частного последования дня литургического года. Обычай совершать 2 вечерни по-прежнему сохраняется в воскресные дни и в праздники, имеющие ранг «торжества».
Свети́льничные моли́твы — молитвы, которые читаются священником на вечерне во время пения предначинательного 103-го псалма. Были составлены в IV веке.
Светильничные молитвы читаются перед закрытыми Царскими вратами с непокровенной головой. Священник символически изображает Адама (а в нём всё падшее человечество), потерявшего Рай и кающегося пред вратами его.
Во время чтения священником семи светильничных молитв, по церковному Уставу полагается зажигание свечей и лампад в храме – действие, которое символизирует ветхозаветные надежды, откровения и пророчества, относящиеся к грядущему Мессии, Спасителю – Иисусу Христу.
Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве! внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо. Настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего Святаго: зане велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи; силен в милости, и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся, уповающия во Имя святое Твое.
Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, нижé гневом Твоим накажеши нас: но сотвори с нами по милости Твоей – Врачу и Исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего: просвети очи сердец наших в познание Твоея Истины: и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых.
Господи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое Имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея; но даруй нам, Господи, вся яже ко спасению прошения, и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всех волю Твою.
Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому. И даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною, и хранящими заповеди Твоя, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих.
Господи, Господи, пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготерпяй на всех нас и каяйся о злобах наших! помяни΄ щедроты Твоя и милость Твою: посети ны Твоею благостию, и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне, Твоею благодатию, от различных козней лукаваго, и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию Всесвятаго Твоего Духа.
Боже Великий и Дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляй всяческая, и мирская нам благая даровавый, и поручивый нам обещанное Царство, обещанными благими путесотворивый нам и дне прешедшую часть, от всякаго уклонитися зла. Даруй нам и прочее непорочно совершити пред Святою Славою Твоею, пети Тя единаго Благаго и человеколюбиваго Бога нашего.
Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие, во Свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи; сподобивый нас, грешных и в настоящий час предварити Лице Твое исповеданием, и вечернее Тебе славословие принести. Сам Человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания; подаждь же нам настоящий вечер, и приходящую нощь мирну; облецы ны во оружие света, избави ны от страха нощнаго, и всякия вещи, во тьме преходящия: и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диавола отчужденный. Ей, Владыко, благих Подателю, да и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощи Имя Твое, и поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем к славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще, о своих согрешениих, и всех людей Твоих, яже молитвами Святыя Богородицы, милостию посети.
Светильничные молитвы — молитвы, читаемые священником перед закрытыми Царскими вратами после каждения с непокровенной головой, при пении предначинательного (103 го) псалма, при начале вечерни. Они напоминают об Адаме, изгнанном из рая и кающемся пред вратами его. Их… … Православие. Словарь-справочник
Молитвы светильничные — молитвы, читаемые священником на вечерне, когда на клиросе поют или читают псалом 103 (предначинательный) … Православная энциклопедия
ВЕЧЕРНЯ — Вечéрня [греч. σπερινός, также λυχνικά или λυχνικόν (светильники); лат. vesperae], одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви. Обычное время ее совершения ок. 9 го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката.… … Православная энциклопедия
Вечерня — (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия
Великая вечерня — Вечерня (греч. Ὁ Ἑσπερινόν; лат. Vesperae) богослужебное последование, которое начинает суточный круг церковных служб; имеет совершаться в вечерние часы, перед заходом солнца, и относится к последующему (по гражданскому исчислению суток), а не… … Википедия
Вседневная вечерня — Вечерня (греч. Ὁ Ἑσπερινόν; лат. Vesperae) богослужебное последование, которое начинает суточный круг церковных служб; имеет совершаться в вечерние часы, перед заходом солнца, и относится к последующему (по гражданскому исчислению суток), а не… … Википедия
Малая вечерня — Вечерня (греч. Ὁ Ἑσπερινόν; лат. Vesperae) богослужебное последование, которое начинает суточный круг церковных служб; имеет совершаться в вечерние часы, перед заходом солнца, и относится к последующему (по гражданскому исчислению суток), а не… … Википедия
Шестопсалмие — шесть псалмов, которые читаются в начале утрени: псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Предваряется малым славословием – троекратно произносимыми словами: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (см. Лк. 2, 14). Во время… … Православие. Словарь-справочник
Шестопсалмие — последовательность из шести псалмов, которые читают в самом начале утрени. Это псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Чтение шестопсалмия предваряет малое славословие, которое на праздничной Всенощной принято петь. Пока чтец читает шестопсалмие,… … Православная энциклопедия
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… … Православная энциклопедия
Видео (кликните для воспроизведения). |
АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ — [греч. ἀρχιερατικὴ λειτουργία, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя… … Православная энциклопедия
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.