Молитвы Священника утренние

На данной странице вы найдете детальное описание: молитвы священника утренние - подобранную специально для Вас!

Не довольствуясь собственною молитвою в словах шестопсалмия, верующие посылают на молитву облагодатствованного ходатая за себя, напоминающего небесного Ходатая за нас пред Богом, в лице священника, который во время шестопсалмия, стоя пред царскими дверьми, приносит наши молитвы в таинственной безмолвной беседе с Богом. Этих тайных молитв священника на утрене, сообразно большей длине и значению этой службы в сравнении с вечерней, более, чем на последней, но количество их определено, как и на той, символическим числом — 12, соперничающим с 7 священной знаменательностью. Ближайшим образом число это внушает мысль, что мы все часы ночи, — времени, особенно располагающего к молитве и удобного для нее, — хотели бы провести в ней, напоминая о том, что утреня и возникла из первоначальной всенощной службы (вигилии) под праздники.

Чтение их
Утренние молитвы читаются священником в такой же обстановке, как и вечерние, т. е. пред царскими дверьми, с непокрытой головой, в епитрахили; «индеже и в фелони», — прибавляет здесь Типикон, имея в виду, конечно, обычай, узаконенный еще Стоглавым Собором, мирским священникам всю утреню, как и вечерню, совершать в фелони. Такая обстановка чтения, внушая мысль о покаянии и недостоинстве нашем, напоминает и о прежней практике начинать утреню в притворе. Чтение молитв начинается с 4 псалма шестопсалмия «Господи Боже спасения моего», очевидно, чтобы дать возможность священнику выслушать хотя половину шестопсалмия.

Древние уставы об утренних молитвах
Груз. ркп. не упоминает о чтении молитв за шестопсалмием в чине бдения, а говорит об этом в уставе будничной утрени (см. там). Греч. ркп. и печатный греч. Типикон (Иерус): «когда начнет предстоятель 102 псалом: Благослови душе моя Господа, говорит сам иерей молитвы утрени, стоя непокрытым пред св. дверьми»; так и древнейшие слав.; но поздн. греч, и слав. (Моск. Синод, библ. греч. № 381 и слав. № 332/385 конца XIV в.) указывают начинать молитвы со псалма «Господи Боже спасения», как ныне. «Чин» патр. Филофея — то же, но не упоминает об облачении. Старообр. уст.: «восприим на ся епитрахилий». По ‘Ιερατικον’y, иерей чтение молитв начинает с 1-го псалма, до 4-го читает пред св. трапезою, а затем пред иконою Спасителя, которую в заключение целует.

По старым уставам
Груз. ркп. не упоминает о ектении. Греч. ркп. и печ. изд.: «затем творит (иерей) ектению и возглашает». Так и древн. слав, ркп.; поздн. и старообр. уст.: «творит иерей или диакон великое диаконство». По ‘Iερατικον’y,«Господи помилуй» на этой ектении (сказываемой, как и все там, диаконом) хоры поют попеременно.

Как известно, каждый вторник в 19.00 я провожу занятия «Толковый молитвослов». На занятиях мы разбираем непонятные слова и предложения из молитвослова, а конкретно — из правил утреннего, вечернего и ко Святому Причащению. Мое скромное мнение, крайне полезно не просто вычитывать молитвы, но еще и понимать, очем ты молишься. Тогда молитва будет созидать не только твой дух, но и разум.

За шесть занятий закончили утренние молитвы. Ниже — текст молитв с записями занятий.

Беседа 1. Обычное начало и молитва Св. Троице.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас Аминь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Трижды. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, трижды. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Воста́вше от сна, припа́даем Ти, Бла́же, и а́нгельскую песнь вопие́м Ти, Си́льне:Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху

От одра́ и сна воздви́гл мя еси́, Го́споди, ум мой просвети́ и се́рдце, и устне́ мои́ отве́рзи, во е́же пе́ти Тя, Свята́я Тро́ице: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Внеза́пно Судия́ прии́дет, и коего́ждо дея́ния обнажа́тся, но стра́хом зове́м в полу́нощи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́. И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Беседа 3. Молитвы 1-4 (прп. Макария)

Молитва 1, святаго Макария Великаго:

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю, но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́; да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2, тогожде святаго:

От сна воста́в, полу́нощную песнь приношу́ Ти, Спа́се, и припа́дая вопию́ Ти: не даждь ми усну́ти во грехо́вней сме́рти, но уще́дри мя, Распны́йся во́лею,и лежа́щаго мя в ле́ности ускори́в возста́ви, и спаси́ мя в предстоя́нии и моли́тве, и по сне нощне́м возсия́й ми день безгре́шен, Христе́ Бо́же, и спаси́ мя.

Молитва 3, тогожде святаго:

К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю, и на дела́ Твоя́ подвиза́юся милосе́рдием Твои́м, и молю́ся Тебе́: помози́ ми на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи, и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи и диа́вольскаго поспеше́ния, и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное. Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель, о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 4, тогожде святаго Макария:

Го́споди, И́же мно́гою Твое́ю бла́гостию и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна; Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих Тво́рче, сподо́би мя и́стинным Твои́м све́том и просвеще́нным се́рдцем твори́ти во́лю Твою́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Беседа 4. Молитва 5я (свт. Василия Великого)

Беседа 5. Молитвы 6я и 7я (свт. Василия Великого и Богородице)

Читайте так же:  Молитва о страсти гнева

Молитва 6, тогожде святаго:

Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости, творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́, пода́вшаго нам сон во упокое́ние не́мощи на́шея, и ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти. Благодари́м Тя, я́кo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно, и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́, во е́же славосло́вити держа́ву Твою́. Те́мже мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́, и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви: отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни их Твоего́ хвале́ния, я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 7.Песнь ко Пресвятей Богородице:

Беседа 6. Молитвы 8-10 (Иисусу Христу, Ангелу-Хранителю и Богородице)

Молитва 8,ко Господу нашему Иисусу Христу:

Молитва 9,к хранителю человеческия жизни Ангелу:

Святы́й А́нгеле, предстоя́й окая́нней мое́й души́ и стра́стней мое́й жи́зни, не оста́ви мене́ гре́шнаго, ниже́ отступи́ от мене́ за невоздержа́ние мое́. Не даждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́; укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния. Ей, святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю и покрови́телю окая́нныя моея́ души́ и те́ла, вся мне прости́, ели́кими тя оскорби́х во вся дни живота́ моего́, и а́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя в настоя́щий день, и сохрани́ мя от вся́каго искуше́ния проти́внаго, да ни в ко́ем гресе́ прогне́ваю Бо́га, и моли́ся за мя ко Го́споду, да утверди́т мя в стра́се Свое́м, и досто́йна пока́жет мя раба́ Своея́ бла́гости. Ами́нь.

Молитва утренняя конечная, ко Пресвятей Богородице:

Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ от мене́, смире́ннаго и окая́ннаго раба́ Твоего́, уны́ние, забве́ние, неразу́мие, нераде́ние, и вся скве́рная, лука́вая и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего́ се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́; и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен. И изба́ви мя от мно́гих и лю́тых воспомина́ний и предприя́тий, и от всех действ злых свободи́ мя. Я́ко благослове́на еси́ от всех родо́в, и сла́вится пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

Вопрос: «Обязательно ли утреннее и вечернее правило вычитывать по молитвослову? У меня есть две причины, препятствующие этому: во – первых, нет возможности уединения, во-вторых, когда молюсь своими словами от сердца молитва получается, более сердечной, а не чисто механической. Не помню, где слышала о правиле Серафима Саровского: Отче наш – трижды, Богородице Дево – трижды, Символ веры. Вот, читаю это правило по вечерам, немного молюсь от себя, а утром все больше находу, совмещая с делами по дому. Можно ли так делать, или обязательно читать все установленные молитвы?»

Время чтения православных молитв в церкви и дома

Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?

Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

  • в храме
  • дома
  • там, где принимают пищу
  • на работе
  • и даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние молитвы можно читать по пути на работу. В офисе можно помолиться перед началом и по завершении рабочего дня.

Во время богослужений в храме верующие сообща совершают общественную (иначе – церковную) молитву.

Чтобы помолиться в храме в одиночестве, нужно прийти вне богослужения, приобрести и поставить свечи. Зажигать не обязательно: служители зажгут их перед началом службы. Затем нужно приложиться к иконе дня или праздника — она лежит на аналое (специальном наклонном столике) посередине храма, — а также к святыням, которые могут находиться в храме: чтимым иконам, мощам святых. После этого можно найти место, чтобы прочитать про себя (шепотом) любую молитву, которую вы знаете наизусть, или помолиться своими словами.

Молитва — это время, посвященное Богу. Такое время должно находиться каждый день.

Православному человеку необходимо читать ежедневные молитвы дома

  • утром,
  • вечером,
  • перед трапезой и после,
  • перед началом и после завершения какого-либо дела (например, работы или учёбы)
  • для того, чтобы сначала испросить у Бога благословения, а в конце — поблагодарить Его.

Кроме этого, важно еженедельно посещать Литургию в храме для совершения церковной молитвы и принятия Святого Причастия. При необходимости, в случае особых нужд или жизненных обстоятельств можно обращаться с частной молитвой (дома перед иконами или в храме между богослужениями) к святым или небесным силам, чтобы они заступились за молящегося перед Господом.

В древних монастырях в сутки совершалось девять продолжительных богослужений, а между ними монахи в одиночестве читали псалмы или произносили Иисусову молитву. Особенно благодатным временем для уединенной молитвы считалась ночь.

Современные миряне утром дома совершают утреннее молитвенное правило, вечером, по возвращении домой – вечернее правило. Если человек немощен или имеет мало времени, то вместо утреннего и вечернего правил он может в течение дня читать краткое правило преподобного Серафима Саровского.

Продолжительность утренних и вечерних молитв желательно обговорить со священником, у которого прихожанин исповедуется постоянно.

В субботу вечером и накануне церковных праздников следует посещать всенощное бдение в храме, а утром по воскресеньям и в праздники — Литургию.

Во время Великого поста молиться в храм ходят чаще: в первые четыре дня стараются не пропускать вечерние службы — на них совершается Великое повечерие с Каноном Андрея Критского. Также нужно постараться посетить как можно больше богослужений на Страстной седмице, предшествующей празднику Пасхи. На Светлой седмице Литургия совершается ежедневно, и верующие стремятся побывать на ней, чтобы причаститься Светлых Христовых Таин не только в воскресенье, но и в будний день.

Утренние молитвы читаются дома, сразу по пробуждении. Проснувшись, нужно встать перед иконами и начать читать молитвы наизусть или по молитвослову.

Вечерние молитвы читаются дома в конце дня или перед сном. Вечернее правило не рекомендуется откладывать на позднее время, поскольку, чем позже – тем сильнее усталость и сложнее сосредоточиться.

Перед самым сном, уже лежа в постели, произносят: «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты мя спаси, Ты же мя помилуй и вечный живот даруй ми».

Православной церковью не установлено строгое время для совершения молитв. Нужно стремиться к тому, чтобы молиться постоянно. Это, прежде всего, значит постоянно помнить о Боге и время от времени, по возможности, обращаться к Нему в течение дня с короткими молитвами (например, Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или краткая благодарственная молитва «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»).

Читайте так же:  Молитва от бесплодия Матроне Московской

Можно читать краткие молитвы непрерывно в течение всего дня, повторяя одну и ту же молитву подряд много раз и считая число повторений по четкам. Обычно так читается Иисусова молитва. Однако для такой молитвы нужно обязательно брать благословение священника, и количество повторений строго регламентируется.

Для непрерывной молитвы существует множество ограничений, ее нельзя читать бесконтрольно.

Преподобный Амвросий Оптинский велел своим духовным чадам читать Иисусову молитву только вслух, потому что чтение про себя может вызывать сильные эмоциональные ощущения и приводить к впадению в прелесть. Прелесть означает самообман, вплоть до умственного помешательства.

Длительность молитв не регулируется правилами.

  • Важнее всего сосредоточенность на молитве, а не ее продолжительность или количество молитв.
  • Молиться нужно не спеша, вдумываясь в каждое слово.
  • Количество молитв должно соответствовать тому времени, которое мы можем им уделить.

Господь говорил «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), поэтому при недостатке времени или сильной усталости допустимо сократить молитвенное правило, чтобы прочитать его сосредоточенно.

Здравствуйте. Какие утренние и вечерние молитвы сейчас надо делать? Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

После Светлой недели до Вознесения мы читаем обычное правило – Утренние и вечерние молитвы, только вместо “Царю Небесный” читаем тропарь Пасхи – “Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в”, а вместо “Достойно есть” – “Ангел вопияше”:

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

Перевод этого песнопения можно посмотреть здесь.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Евхаристическая молитва священника

Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычества Твоего. Ты бо еси Бог неизреченен, неведом, невидим, непостижим, присно сый, такожде сый, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия восставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас. Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающийся пернатии.

Возглас: Победную песнь иоюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Л. Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив, и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

Св: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Св. Подобие и Чашу, по вечери, глаголя:

Св. Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов.

Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.

Св. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Л. Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.

Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, и просим и молим и милися деем, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия.

Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящихтися.

Стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.

Стих: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене.

Священник благословляет трижды Св. Дары:

И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. Аминь.

А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, Аминь, Аминь. И продолжает:

Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение.

Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праве днем в вере скончавшемся.

Приняв кадило, священник возглашает:

Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице и Присно деве Марии.

И кадит пред св. Престолом. Затем, диакон кадит св. Престол окрест и поминает усопших и живых.

Лик поет: Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем [9].

Во все дни Цветной Триоди до отдания Пасхи поется:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе воссия; ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же чистая красуйся, Богородице, о восстании рождества Твоего.

На Литургии св. Василия Вел., кроме Вел. Четверга и Вел. Субботы, поется:

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род: освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори, и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

О святем Иоанне пророце, предтечи и крестители, о святых славных и всехвальных апостолех, о святем (имя), егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже.

И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя.

И поминает… усопших по именам.

И упокой их, и деже присещает свет лица Твоего.

Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство, и всякий священнический чин.

Читайте так же:  Молитва как найти жену

Еще приносим Ти словесную сию службу, о вселенней, о святей соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих; о предержащих властех наших и о христолюбивом воинстве. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Возглас: В первых помяни, Господи, Святейших Патриархов Православных, и Господина нашего Митрополита (или Архиепископа,

или Епископа), ихже даруй святым Твоим Церквам, в мире, целых, честных, здравых, долго действующих, право правящих слово Твоея истины.

Помяни, Господи, град сей, в немже живем (весь сию, в нейже живем; обитель сию, в нейже живем), и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя ниспосли.

И поминает по именам… живых

Св. И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Св. И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Какие молитвы читают утром?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Утром читают молитвы, которые входят в утреннее молитвенное правило. Оно есть буквально в каждом молитвослове и обычно так и озаглавлено: “Утренние молитвы” или “Молитвы утренние”. У нас на сайте есть тексты этих молитв здесь.

Утренние и вечерние молитвы (молитвенное правило) — это совокупность молитв, которые каждый православный христианин должен ежедневно читать утром, сразу после сна, и, соответственно, перед сном. Об истории их написания читайте на сайте журнала «Фома» по этой ссылке.

Если вы только знакомитесь с молитвенным правилом, постарайтесь найти молитвослов с переводом на русский язык. И не спешите прочитать сразу все правило, прочитайте сначала только несколько первых молитв, но прочитайте их вдумчиво и осознанно.

Рекомендую также ознакомится с этим текстом протоиерея Павла Великанова:

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Не довольствуясь собственною молитвою в словах шестопсалмия, верующие посылают на молитву облагодатствованного ходатая за себя, напоминающего небесного Ходатая за нас пред Богом, в лице священника, который во время шестопсалмия, стоя пред царскими дверьми, приносит наши молитвы в таинственной безмолвной беседе с Богом. Этих тайных молитв священника на утрене, сообразно большей длине и значению этой службы в сравнении с вечерней, более, чем на последней, но количество их определено, как и на той, символическим числом — 12, соперничающим с 7 священной знаменательностью. Ближайшим образом число это внушает мысль, что мы все часы ночи, — времени, особенно располагающего к молитве и удобного для нее, — хотели бы провести в ней, напоминая о том, что утреня и возникла из первоначальной всенощной службы (вигилии) под праздники.

Обнимая собою все потребности вступающего в новый день христианина, утренние молитвы, точнее — молитвы утрени (. . . ), вместе с тем приноровлены к разным частям утрени, будучи первоначально, подобно вечерним молитвам, и предназначены для чтения на разных местах ее.

1-я молитва, как вступительная, благодаря Бога за пробуждение и настоящую службу, просит о помощи Божией вообще и достойном совершении богослужения; оканчивается возгласом великой ектении. 2-я и 3-я, начинаясь словами песни прор. Исаии, соответствуют по содержанию этой песни, со стихами которой поется аллилуиа на постной утрене (взамен Бог Господь).

Частнее, 2-я молитва просит о научении совершать правду и святыню в страхе Божием, чтобы Бог помянул и услышал всех молящихся со священником по имени, спас их, благословил и освятил, дал мир миру, Церкви, священнику, императору и всем людям (ср. великую ектению и заамвонную молитву); славословие (= возглас) прославляет имя Божие.

3-я молитва о научении нас правде Божией, внутреннем просвещении (после внешнего — предыдущей молитвы) чрез сохранение в нас печати Духа Святаго, которое повлечет за собою и праведную деятельность, а также радостный наступающий день; возглас 1-й малой ектении.

4-я молитва просит принять благодарение наше (принесенное доселе) за сон и пробуждение и удостоить вечных благ, причем молитва выступает за пределы присутствующих и охватывает всю братию на земле, море и везде; возглас (= на утренней просительной ектении) прославляет милосердие Божие.

5-я просит о принятии утренних молитв (как предыдущая — утреннего благодарения), как кадила, и не обойти помощью ни одного из бдящих и поющих; возглас (= ектении по 3 песни канона) заключает общее прославление Бога и начинает новую серию возгласов.

6-я молитва благодарит уже за благодеяния всей жизни и, частнее, опять за прошедшую ночь и просит, чтобы Бог сподобил петь и молиться Ему непрестанно и помянул «вопиющих к нему в нощи» (следовательно, особенно нуждающихся в помощи), сокрушив невидимых врагов их; возглас (= по 6 песни канона) заключает общее прославление Царства и спасения Божия.

7-я молитва, повторяя прежние прошения о принятии благодарения и научении оправданиям, просит о научении нас достойной молитве и прощении всяких грехов; возглас «Буди держава Царствия Твоего» развивает первую мысль предыдущего возгласа и подготовляет следующий.

8-я молитва развивает прежнее прошение о принятии нашей молитвы, исчисляя и виды ее: моления, исповедания (может быть, указание на полиелейные псалмы), ночные службы — и просит о даровании веры, надежды и любви (положительная сторона испрошенного в прежней молитве отрицательного блага — прощения грехов), о благословении всех предприятий наших в близком уже дне и достижении его; возглас — с прославлением имени и Царства Божия, = на полиелее.

9-я молитва о достойном слушании Евангелия с прославлением Бога, как просвещения нашего (имеется в виду и близкий рассвет); тождественна с литургийной.

10-я молитва 50-го псалма — приспособляет его прошения к христианским потребностям (например: «благоволи приносити Тебе жертву правды и возношения во св. Твоих жертвенницех») с прославлением милости Божией (= возглас пред каноном, — развитие второй мысли в возгласе 5 молитвы).

11-я молитва хвалитных псалмов — просит Творца Ангелов с особым умилением («милися деем»), достигнутым всеми молитвами, принять наше славословие (предварение следующей молитвы), возносимое со всеми созданиями Божиими; возглас (= по 9 песни канона) присоединяет нашу молитву к ангельской хвале.

12-я молитва великого славословия, — повторяя его мысли, объединяет все прежние прошения: о прощении грехов, принятии молитвы, просвещении, очищении, исполнении заповедей («яко во дни благообразно ходяще» — наступивший рассвет) и вечной жизни; возглас — общее прославление Бога (возвращение к исходному пункту).

Хотелось бы узнать какое ежедневное молитвенное правило подходит священнику? Он, наверное, должен молиться больше чем мирянин? С подготовкой к причастию все понятно, а вот ежедневно есть ли отличие?

Вопрос поступил в октябре 2016 года, но вновь поднят наверх после получения очередного экспертного мнения

У некоторых мирян бывает гораздо больше возможностей помолиться, чем у священника, который служит на приходе и ездит из одного конца города в другой. И даже если батюшка всю дорогу — в электричке или в метро — будет читать молитвы, всё равно у него возможностей будет меньше, чем у иного мирянина.

Читайте так же:  Молитва парня вернуть

Но молитва должна быть. Есть Иисусова молитва, которую мы можем всегда читать, даже в самых сложных ситуациях.

Такие вопросы надо обговаривать с духовным отцом. Это всегда индивидуально, нет общего правила.

Во-первых, это зависит от благословения духовника батюшки. Потом, загрузка у священника бывает такова, что иногда, когда нужно-то вычитывать правило к Причащению, и то не всегда хватает сил. Тут, как говорится: должна быть вообще непрестанная молитва.

Конечно « Утренние» и «Вечерние» молитвы — это само собой, разумеется. У кого — Евангелие, и ещё что-то, кто читает Псалтирь, это индивидуально. Например, есть правило на чтение Псалтири, полагается Повечерие читать или кто как. Ну, Иисусову молитву каждый может читать.

Я когда-то слышал такое благословение от отца Ефрема Ватопедского:

«Священник должен чаще служить Литургию, все соответствующие правила читать, а остальное — Иисусова молитва»

Правило, как таковое, вычитывать очень сложно — оно дисциплинирует, это правильно. Но если на приходах, на таких как у нас — «живых», то просто нету времени. За правилом засыпаешь даже уже. Поэтому, тут индивидуально.

Хотя отец Сергий Мечев, например, благословлял разделять общее правило ( три канона) — по дням недели. И вообще существует недельные каноны: «Безплотным Силам», «Иоанну Предтече» Когда священник часто служит — тогда этого достаточно.

Начнём с того, что у каждого священника должен быть духовник. И по совету и благословению духовника он должен установить для себя молитвенное правило.

Но, естественно, для всех есть общий минимум — утренние и вечерние молитвы, чтение Священного Писания — Евангелия и Апостола. Со студенческих времён нам говорили, что ещё Патриарх Алексий I ( Симанский) благословлял студентам Московской Духовной Академии, как будущим священникам, в обязательном порядке ежедневно читать главу из Евангелия и две из Апостола. И так должно быть на протяжении всей жизни.

Безусловно, для священника ( как и для мирянина) очень важна Иисусова молитва. Наверное, не нужно устанавливать какое-то правило именно по количеству, но хотя бы некоторое время надо уделять Иисусовой молитве каждый день. Каждый христианин должен быть хоть немножко делателем Иисусовой молитвы, ибо в ней заключено всё Евангелие, заключена вся молитва. Когда человек почувствует её силу, когда человек на опыте осознает, насколько она является важной в его жизни, важной для его радости, счастья, для снисхождения милости Божией в сердце человека — конечно же, он будет за неё постоянно держаться.

Священник, разумеется, должен постоянно навыкать в изучении Священного Писания. Я помню хорошо, когда ещё учился в Академии, покойного отца Кирилла ( Павлова). У него всегда в руках было Евангелие. Он нашёл его в Сталинграде и потом не выпускал из рук всю жизнь. Помню, даже когда он служил Литургию, причастившись, он ни с кем не разговаривал, а прятался между завесой и Царскими вратами, открывал Евангелие и читал. Он соединился со Христом через Причастие и тут же общался с Ним посредством Евангелия. Для нас это было просто примером.

Настоящий священник мало говорит, но много показывает. И я благодарю Бога, что в своей жизни видел таких людей. Отец Кирилл не был каким-то оратором, не был великим проповедником, но он, как многие другие насельники Троице-Сергиевой Лавры, оказал на нас потрясающее действие именно своим примером, просто своим образом, своим предстоянием и молитвой. Таким должен быть настоящий священник.

Сегодня мы живём в такое время, когда слову очень многие не верят. Народ не верит самым красивым и самым правильным словам. Они хотят увидеть пример. Это очень трудно — быть таким постоянно.

Мало кого из нас можно сравнить с натянутой струной, которая никогда не расслабляется. Но люди от нас ждут именно этого. И когда они будут видеть такой пример, тогда и слов не нужно будет.

Помню, у меня начинал служить один батюшка, протоиерей Николай Тихомиров — заслуженный протоиерей, старейший. Он готовился к службе Псалтирью. Читал по кафизме, и она его как-то « размягчала», давала ему то, что необходимо для служения.

У священника не бывает выходных. Никогда. Он постоянно должен напоминать себе о Боге. Где-то утром, вечером, днём, и ночью. Просыпаешься — всё время с Богом, в молитве. Молитвы — это не только когда стоишь перед иконами и молишься. Это общение, это возношение ума и сердца к Богу. И поэтому, мне трудно сказать конкретно, какое правило. У каждого своё. Главное, чтобы это была встреча с Живым Богом, хождение перед Ним. Это от сердца к сердцу, от души.

Иногда бывает, что утренние или вечерние молитвы ты уже до того дочитал, что всё просто по накатанной идёт, и сердца не касается — только ради галочки. Но Богу эта галочка не нужна. Господь говорит священнику: «Сынок, дай мне твоё сердце». Пускай это будет небольшое правило, но это должна быть встреча с Живым Богом. Поэтому в этом случае целесообразно оставить на какое-то время такие молитвы, найти другие.

Вокруг такое изобилие святоотеческого опыта в возношении ума и сердца к Богу, что, думаю, можно найти именно то, к чему откликнется душа. Конечно, в правило должно входить Евангелие, Апостол, Псалтирь — на это можно найти время.

Знаю священнослужителя, который нашёл средство борьбы со своими страстишками. У каждого свои привязанности, которые мучают его. К примеру, хочется после тяжелого дня выпить пивка. А батюшка говорит себе: «Прежде чем пойти и выпить, я должен прочесть две главы из Евангелия. Пока не прочту — не пойду». И потом, может быть, мы этой страстишке поклонимся: «Если бы не ты, дорогая страсть, я бы Евангелие наизусть и не выучил».

Или к вечеру, например, опять спросить свою совесть: «Ну-ка, дорогой, сколько раз ты был неправ сегодня? В мыслях допустил плохие слова, дела какие-то не так сделал?». И на каждый этот упрёк совести, к примеру, три поклона сделать. То есть попросить у Бога подвести черту прожитому дню. И на каждый факт падения внутреннего — в мыслях, в словах или в делах — хотя бы по три поклона: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Поклоны очень хорошо разогревают сердце, но и физически хорошо — «фитнес» хороший будет для нас, который так нужен при малоподвижном образе жизни. А в духовном плане — это вообще неоценимо для священнослужителя.

Поэтому, что читать конкретно — каждый решает по своему внутреннему состоянию. Но священник никогда не должен допускать мысль: «Я вот это Тебе, Господи вычитал, что положено — всё, теперь Ты Сам по Себе, а я сам по себе». Священник постоянно должен ходить перед Живым Богом. Тогда Бог будет ему помогать, и он будет хорошим пастырем. А народ это обязательно почувствует.

Для священника не должно быть какого-то сверх правила, можно к обычным для всех утренним и вечерним правилам добавить акафист, канон или кафизмы — все по мере сил.

Но священник должен стараться постоянно предстоять пред Богом, путем непрестанных кратких молитв и Богомыслия.

Читайте так же:  Молитва перед сном иудаизм

И, священник, исполняя требы вне Богослужения, должен внимательно и с чувством произносить молитвы.

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

Молитвы Священника утренние
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here