Верующий человек должен молиться о ближних и страждущих, особенно если нет возможности помочь другими действиями.
Ближние — это все люди, с которыми мы имеем дело:
- родственники
- друзья
- коллеги по работе
- соседи
- все те, кто нуждается в нашей помощи
Любого из них можно помянуть в молитве.
За некрещеных можно ставить свечи перед иконами и молиться дома своими словами.
Если человек вам не знаком, но очевидно нуждается в молитвах, узнайте его имя и крещен ли он. Если крещен, о нем можно подать записку в храме.
Молитвы за ближних будут услышаны и приняты Господом только в том случае, если совершаются с любовью и искренней благожелательностью. Такие молитвы равноценны подвигу, и Господь прощает за них грехи молящихся.
У христиан принято в случае болезней, скорбей, житейских трудностей просить друг друга о молитве. Можно молиться в церкви и можно совершать домашнюю молитву (она также называется келейной). Но важно, чтобы тот, за кого молятся, сам хотел принять помощь и спастись.
В храме можно ставить свечи и подавать записки о здравии или упокоении близких людей. Записки пишутся у свечного ящика, который, как правило, расположен в храме около самого входа. Там же можно купить свечи.
Ставить свечи можно о здравии как православных христиан, так и некрещеных либо представителей других конфессий. Купленную свечу нужно поставить в один из подсвечников около икон. Ставя свечу, попросите своими словами у Бога здоровья, сил, душевного покоя для того, о ком вы молитесь.
Не ставьте свечу о здравии на канун — столик с распятием, который обычно стоит в левой стороне храма: там ставятся свечи об упокоении!
Записки пишутся только о православных христианах: имена, упомянутые в записке, зачитываются священником во время Литургии, это равноценно личному участию перечисленных людей в общей литургической молитве, что возможно только для верующих.
Записка оформляется так: вверху изображается восьмиконечный православный крест, а под ним пишется заголовок «О здравии» (или «О упокоении»). Ниже, по одному на строке, перечисляются имена в родительном падеже в той форме, в которой имя значится в православном календаре (например, Светлана — Фотиния, Юрий — Георгий). Записку нужно отдать дежурной у свечного ящика.
Домашние молитвы о ближних читаются в конце утреннего молитвенного правила. В текст молитвенного правила, которое приведено в молитвослове, входят краткие и продолжительные молитвы о живых и об усопших.
Существуют особые молитвы о болящих, путешествующих, терпящих какие-то особые скорби и нужды. Их также читают в конце утреннего или вечернего молитвенного правила. Эти молитвы тоже можно найти в молитвослове.
Для того чтобы перечислить всех, о ком молитесь, и не упустить ни одного имени, их заносят в специальную тетрадку или блокнот — помянник, который используют во время молитвы.
Хотя все люди для христианина ближние, существуют те, за которых мы несем больше всего ответственности перед Богом, — наши родные и домочадцы: супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, свекровь или теща. О них нужно молиться постоянно, каждый день.
Имена родственников обязательно нужно занести в помянник и читать о них молитву в конце утреннего молитвенного правила.
Каждый раз, приходя в храм на Литургию, заказывайте о них записки. Если требуются особо усердные молитвы, можно заказать сорокоуст — церковное поминовение в течение 40 следующих Литургий.
Быть крестным или крестной — большая ответственность. Крестные родители непосредственно участвуют в чине крещения младенца, а впоследствии помогают родителям в его христианском воспитании.
В случае смерти родителей крестные заботятся о крестниках как о родных детях.
Помимо перечисленного, крестные обязаны молиться за крестника и научить его самого молиться.
Крестным может быть воцерковленный человек, знающий основы православной веры. В последние несколько лет в храмах совершаются предварительные — так называемые огласительные беседы для родителей и будущих крестных перед крещением.
Наличие двух крестных не обязательно — крестный может быть один, одного пола с ребенком.
Во время крещения крестный вместо младенца отвечает на вопросы священника, задаваемые по три раза:
— «Отрицаешилися сатаны?» («Отрекаешься ли от сатаны?») — «Отрицаюся», «Отрекохся» («Отрекаюсь», «Отрекся») ;
— «Сочетаваешилися Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»): «Сочетаваюся», «Сочетахся» («Сочетаюсь», «Сочетался»).
После этого крестный (или крестная) читает за ребенка Символ веры.
Согласно древнему правилу, нельзя гласно молиться (то есть на богослужении в храме) о некрещеных людях.
На Литургии, когда приносится евхаристическая Жертва за членов Церкви, о некрещеных нельзя молиться даже про себя.
У многих верующих людей есть некрещеные друзья или родственники. Поминовение их на Литургии невозможно, поэтому записки подавать о них нельзя. Однако можно ставить свечи и поминать в домашней молитве.
Молиться о здравии живых некрещеных родственников дома можно так же, как и о здравии крещеных, добавив к имени слово «некрещеный». Можно также добавить фразу «и сподоби, Господи, его (ее) принять святое крещение», особенно если молитесь о некрещеном младенце.
Молясь об умерших некрещеных, нужно понимать, что они могут не желать вечной жизни с Богом. Поэтому настоятельно не рекомендуется молиться о самоубийцах: они сделали свой выбор, и молиться о упокоении их в Царствии Небесном будет насилием.
Существуют молитвы об обращении неверующих или отступивших от православной веры: молящийся просит Бога и Пресвятую Богородицу смягчить сердце заблудшего и привести его к истинной вере.
О младенцах до их крещения молиться можно и нужно – своими словами в домашней молитве, не только Господу Иисусу Христу, но и Богородице, и святым.
В храме можно подавать записку о здравии, где пишется имя матери (в родительном падеже) и добавляются слова «со чадом».
С точки зрения Православной Церкви, нехристиане, даже если они не атеисты, — это люди, не просвещенные светом Христовым и не относящиеся к истинной Церкви. О них молиться следует точно так же, как о некрещеных, можно ставить свечи.
Вопрос о том, как следует молиться об инославных христианах (католиках, протестантах, армянах, коптах) и допустимо ли в некоторых исключительных случаях поминать их во время церковной службы, до сих пор остается открытым. Как среди сторонников, так и среди противников такого поминовения были авторитетные святые.
Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к тому, что некрещенный человек присутствует на службе и осеняет себя крестным знамением? Как мне поступать, если я знаю, что рядом со мной стоит такой человек?
Надо радоваться и благодарить Бога, что Он привел его в храм. Таких людей в древней Церкви называли оглашенными. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед святой Пасхой, желавшие принять крещение, вносили свои имена в список крещаемых, и над ними в Великую субботу совершалось это спасительное таинство.
Бог отношения к церковным ритуалам и действиям не имеет.
P.S. обидеть канонических последователей христианских конфессий не хочу. Личное…
Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к тому, что некрещенный человек присутствует на службе и осеняет себя крестным знамением? Как мне поступать, если я знаю, что рядом со мной стоит такой человек?
Надо радоваться и благодарить Бога, что Он привел его в храм. Таких людей в древней Церкви называли оглашенными. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед святой Пасхой, желавшие принять крещение, вносили свои имена в список крещаемых,…
Предполагаю, что могут и не допытываться (в православных храмах тоже совсем не во всех допрашивают, был крещен или не был, в нашем храме все записки складываются в общий ящик, за которым никого нет и допрашивать некому, так что теоретически можно точно так же подать кого угодно), но предполагается, что человек сам знает.
zaika (17 April 2013 — 17:04) писал:
у меня выборка помногим городам России и нигде Батюшки не разрешают в стенах храма молиться о некрещеных, о католика
х и тд, и неважно умершие они или нет. Более того, те кто молятся — грешат . Вот что говорят священники РПЦ.
Перечислите, пожалуйста, все храмы, в которых Вы у настоятелей об этом спрашивали и Вам ответили то, что Вы здесь говорите?
Mari!a (17 April 2013 — 17:09) писал:
Хараим (17 April 2013 — 17:02)…
Цитата(blackinmind @ Tue, 12 December 2006, 12:02) [snapback]164838[/snapback]
Вопрос по п.1: т.е., если человек по неведению (или по умыслу) подаст записку о некрещенном на литургию или молебен, то священник все равно её прочтет, но силы это не будет иметь никакой. Так?
Отсюда следует, что Бог осознанно останется глух к упоминанию имени его создания при литургии. Так?
Нет. Грубый пример. В интернет могут выйти только те, кто к нему подключен. Остальные, открывают они IE 10 или 50 раз, все равно в инет выйти не смогут. И причина ведь не в том, что провайдер злой. Он (провайдер) наоборот рад каждому .
Цитата(tetra @ Tue, 12 December 2006, 12:23) [snapback]164847[/snapback]
…Так почему же тогда, скажем, в христианском храме нельзя помолиться за здравие мусульманина?
Можно, пожалуйста молитесь…
Отправлено: 2012.06.16 23:24:11. Заголовок: Можно ли некрещёному читать молитву Господню?
Можно ли некрещёному читать молитву Господню? Точнее, крещён во младенчестве в МП и не имею свидетелей правильности крещения.
Jora Админ Упование: РДЦ Откуда: Кубань, Приморско-Ахтарск Сообщение: 4149 Зарегистрирован: 2007.11.06 23:46:04
Отправлено: 2012.06.16 23:26:14. Заголовок: Можно…
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
р.Б.А. Сообщение: 2 Зарегистрирован: 2012.06.16 23:24:11
Отправлено: 2012.06.17 15:21:50. Заголовок: Благодарю за ответ. ..
Благодарю за ответ.
Этот вопрос возник после прочтения книги Сысоева о приготовлении к крещению. Непонятно тогда, откуда…
3. В скорби:
3,5,6,7,12,21,34,38,68,76,101,108,136,141,142.
5. Обращение к Богу:
4,16,25,31,40,53,54,56,60,66,69,70,73,78,79,84,85,87,89,122,129,130,140.
6. о нечестивых:
13,35,51,52,57,58,63,82,93,128,139.
Молитва в христианстве – это встреча и разговор человека с Богом. К сожалению, мы молимся, как правило, когда имеем в чём-то острую нужду – в болезни, в бедствиях, в сложных жизненных ситуациях, требующих от нас правильного решения.
Потому очень часто, молитва воспринимается людьми исключительно как просьба о чём-то у Бога. Однако христианство говорит, что молитва – это естественное состояние души, определенный настрой ума, внутреннее предстояние перед Богом и диалог с Ним. Святитель Иоанн (Максимович) писал: «Бог не ждет, чтобы мы являли Ему свои потребности, так как он их Сам знает. Но, то для нас самих потребно, чтобы мы чаще вспоминали Бога…».
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что дабы встреча человека и Бога в молитве состоялась – оба должны быть в этот момент максимально самими собой. Звучит странно – особенно в отношении Бога, однако в этом есть глубокая правда. Ведь часто бывает, что, молясь, мы искажаем невольно и свой собственный образ и образ Того, кому молимся, пытаясь подогнать под некие благочестивые представления. Подлинная же молитва предполагает высокую степень искренности и подлинности, что довольно непросто.
Главная молитва христианства и единственная, заповеданная Христом – молитва «Отче наш», возможно, как никакая другая способна помочь человеку почувствовать и пережить эту встречу с Богом. Ведь в отличие от других молитв, написанных гораздо позднее и часто в соответствии с громоздкими канонами византийской гимнографии, в этой с первых же слов просто и ясно выражен главнейший принцип отношений между Богом и человеком в Новом завете – богосыновство, высочайшая степень близости души и Бога.
Осознание абсолютной любви Бога, личная открытость и доверие этой любви со стороны человека, ощущение своего несовершенства перед этой любовью крайне важны для понимания сути христианской молитвы.
Если некрещенный человек имеет потребность в молитве – это говорит о желании встречи с Богом, и никто не может запретить человеку эту встречу. И в этом смысле именно молитва «Отче наш» — универсальна и важна, так как Бог – Отец всех людей, Его любовь не делит на своих и чужих, «чистых и нечистых». Если же сам человек готов признать Бога своим Отцом, пусть даже пока не приняв крещения – это уже шаг навстречу к Нему и «рождению свыше».
Молитва в христианстве – это встреча и разговор человека с Богом. К сожалению, мы молимся, как правило, когда имеем в чём-то острую нужду – в болезни, в бедствиях, в сложных жизненных ситуациях, требующих от нас правильного решения.
Потому очень часто, молитва воспринимается людьми исключительно как просьба о чём-то у Бога. Однако христианство говорит, что молитва – это естественное состояние души, определенный настрой ума, внутреннее предстояние перед Богом и диалог с Ним. Святитель Иоанн (Максимович) писал: «Бог не ждет, чтобы мы являли Ему свои потребности, так как он их Сам знает. Но, то для нас самих потребно, чтобы мы чаще вспоминали Бога…».
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что дабы встреча человека и Бога в молитве состоялась – оба должны быть в этот момент максимально самими собой. Звучит странно – особенно в отношении Бога, однако в этом есть глубокая правда. Ведь часто бывает, что, молясь, мы искажаем невольно и свой собственный образ и образ Того, кому молимся, пытаясь подогнать под некие благочестивые представления. Подлинная же молитва предполагает высокую степень искренности и подлинности, что довольно непросто.
Главная молитва христианства и единственная, заповеданная Христом – молитва «Отче наш», возможно, как никакая другая способна помочь человеку почувствовать и пережить эту встречу с Богом. Ведь в отличие от других молитв, написанных гораздо позднее и часто в соответствии с громоздкими канонами византийской гимнографии, в этой с первых же слов просто и ясно выражен главнейший принцип отношений между Богом и человеком в Новом завете – богосыновство, высочайшая степень близости души и Бога.
Осознание абсолютной любви Бога, личная открытость и доверие этой любви со стороны человека, ощущение своего несовершенства перед этой любовью крайне важны для понимания сути христианской молитвы.
Если некрещенный человек имеет потребность в молитве – это говорит о желании встречи с Богом, и никто не может запретить человеку эту встречу. И в этом смысле именно молитва «Отче наш» — универсальна и важна, так как Бог – Отец всех людей, Его любовь не делит на своих и чужих, «чистых и нечистых». Если же сам человек готов признать Бога своим Отцом, пусть даже пока не приняв крещения – это уже шаг навстречу к Нему и «рождению свыше».
Предание Церкви доносит до нас немало свидетельств о действенности молитвы за людей некрещеных, не принадлежащих к Церкви.
Однажды преп. Макарий Египетский шел по пустыне и увидел лежащий на земле человеческий череп. Когда преподобный прикоснулся к нему пальмовой палкой, череп подал голос. Старец спросил:
«Кто ты?» Череп ответил: «Я был языческим жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте». Он также сказал, что, когда св. Макарий, умилосердясь над теми, кто находятся в вечной муке, молится за них, то они получают некоторое утешение. «Сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами»,— вновь сказал череп, — «Мы стоим посреде огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видеть ближнего своего. Но когда ты молишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада».
После беседы старец предал череп земле.
За людей, которые умерли без святаго крещения или принадлежали к другой конфессии или вере, мы не можем молиться на Божественной Литургии и совершать за них заупокойные службы в Церкви, но никто не возбраняет нам молиться за них в наших личных домашних молитвах.
Т.е. во время Литургии вообще нельзя молиться за некрещеных, ни вслух, ни даже про себя, потому что в это время приносится бескровная Евхаристическая Жертва, а она приносится лишь за членов Церкви. Такое поминание допускается лишь во время панихиды, про себя, и никогда на Литургии.
Преподобный Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал:
«Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему».
Великий старец дал Павлу Тамбовцеву молитву, которую, несколько изменив, можно произносить и за некрещеных:
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя»
Эту молитву вполне можно употреблять при чтении Псалтири за усопших, читая ее на каждой «Славе».
Другой святой Оптинский старец, преподобный Иосиф, позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой молитвы. Ее можно читать в любое время (в течение дня неоднократно). Мысленно можно творить ее и в храме. Помогает посильная милостыня, подаваемая за умершего нуждающимся. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.
Православная Церковь свидетельствует, что есть христианский святой, имеющий особую благодать молиться об умерших некрещеными. Это пострадавший в III в. св. мученик Уар. Существует канон этому святому, в котором основное содержание — просьба к св. мученику помолиться о некрещеных. Этот канон и молитва св. мученику Уару читаются вместо тех заупокойных молитв, которые Церковь возносит о крещеных.
У близких покойного (особенно у детей и внуков — прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в Святых Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедший некрещеным не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол.
И еще хочется сказать: близкие должны не унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием.
Молитва в христианстве – это встреча и разговор человека с Богом. К сожалению, мы молимся, как правило, когда имеем в чём-то острую нужду – в болезни, в бедствиях, в сложных жизненных ситуациях, требующих от нас правильного решения.
Потому очень часто, молитва воспринимается людьми исключительно как просьба о чём-то у Бога. Однако христианство говорит, что молитва – это естественное состояние души, определенный настрой ума, внутреннее предстояние перед Богом и диалог с Ним. Святитель Иоанн (Максимович) писал: «Бог не ждет, чтобы мы являли Ему свои потребности, так как он их Сам знает. Но, то для нас самих потребно, чтобы мы чаще вспоминали Бога…».
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что дабы встреча человека и Бога в молитве состоялась – оба должны быть в этот момент максимально самими собой. Звучит странно – особенно в отношении Бога, однако в этом есть глубокая правда. Ведь часто бывает, что, молясь, мы искажаем невольно и свой собственный образ и образ Того, кому молимся, пытаясь подогнать под некие благочестивые представления. Подлинная же молитва предполагает высокую степень искренности и подлинности, что довольно непросто.
Главная молитва христианства и единственная, заповеданная Христом – молитва «Отче наш», возможно, как никакая другая способна помочь человеку почувствовать и пережить эту встречу с Богом. Ведь в отличие от других молитв, написанных гораздо позднее и часто в соответствии с громоздкими канонами византийской гимнографии, в этой с первых же слов просто и ясно выражен главнейший принцип отношений между Богом и человеком в Новом завете – богосыновство, высочайшая степень близости души и Бога.
Осознание абсолютной любви Бога, личная открытость и доверие этой любви со стороны человека, ощущение своего несовершенства перед этой любовью крайне важны для понимания сути христианской молитвы.
Если некрещенный человек имеет потребность в молитве – это говорит о желании встречи с Богом, и никто не может запретить человеку эту встречу. И в этом смысле именно молитва «Отче наш» — универсальна и важна, так как Бог – Отец всех людей, Его любовь не делит на своих и чужих, «чистых и нечистых». Если же сам человек готов признать Бога своим Отцом, пусть даже пока не приняв крещения – это уже шаг навстречу к Нему и «рождению свыше».
Молитва за некрещеных имеет важно значение, поскольку свидетельствует, что несмотря на то, что человек не принял по каким-либо причинам Таинства Крещения, он был неплохим, и его душа нуждается в спасении так же, как и душа православного христианина. По сути, такая молитва представляет собой прошение к Господу с тем, чтобы он явил свою милость по отношению к этому человеку. Кроме того, молитва за некрещеного может способствовать наставлению его на истинный путь, который может привести его в лоно православной церкви.
Подскажите, пожалуйста, как мне правильно сделать, если я не знаю, был ли крещен усопший или нет, но хочу написать его имя в записочке об упокоении. Спасибо.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Александр, если есть возможность, пожалуйста, постарайтесь все-таки точно узнать, был крещен данный человек или нет. Если же выяснить это нет никакой возможности, поминать усопшего человека любой веры можно дома, читая молитвы или канон об упокоении.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Православная церковь призывает всех верующих христиан к постоянной молитве. Конечно же, чаще всего мы молимся за близких нам людей, родственников, друзей. Но бывают ситуации, когда человек, нуждающийся в молитвенной помощи, не был крещен в православной церкви. Какой тогда должна быть молитва за некрещенных живых и усопших?
Крещение является одним из семи Таинств церкви, и его без преувеличения можно назвать основополагающим. Духовная жизнь православного христианина невозможна, если он рано или поздно не принял церковное крещение. Почему же оно так важно для человека и что оно дает?
Прежде всего, крещение соделывает человека полноправным членом Церкви Христовой. Принимая Таинство, человек исповедует веру в распятого Иисуса Христа и показывает свое намерение по жизни следовать за Ним. Кроме того, в этом Таинстве с человека смывается печать первородного греха, которая присуща каждому из нас.
Сам обряд крещения водой восходит своими истоками еще к Евангельским временам. Так, Предтеча Господень Иоанн крестил народ в реке Иордан. Там же принял Таинство и Сам Господь Наш Иисус Христос во время своей земной жизни.
О других православных таинствах:
Таким образом можно сказать, что принимая данное Таинство, человек становится открытым к Божьей благодати и может смело идти за Христом в полноте церковной жизни.
В случае если человек по каким-либо причинам не принимает Таинства крещения, он не может быть полноправным членом церкви. Выражается это, прежде всего, в возможности участвовать в Божественной Литургии.
Интересно! Некоторое время назад некрещенные люди не могли входить в храм дальше притвора, а также должны были покинуть Богослужение в определенной его части.
На сегодняшний день такое строгое ограничение снято, но все же некрещенный человек не может участвовать в богослужении как равный.
Главной особенностью молитвы за некрещенных людей является то, что их нельзя поминать на Божественной Литургии.
Священник в алтаре приносит бескровную жертву, символически обозначающую жертву Иисуса Христа. В это время из просфор вынимаются частички за каждое имя, поданное на поминовение. Эти частички далее отправляются в Чашу и становятся великой святыней — Телом Христовым.
Читайте о церковных правилах:
Если же человек сознательно избегает крещения, то Христова жертва за него становится бессмысленной. Именно поэтому для участия в Таинстве Причастия, да и вообще в полноте Литургии необходимо крестится в церкви.
Но что делать, если некрещенным оказывается близкий нам человек, судьба которого небезразлична? Поминать в храме его нельзя, но нет никаких препятствий для сугубой личной молитвы. Дома, перед домашним иконостасом, мы можем молиться о всех близких нам людях, даже если они не были крещены.
Свои особенности имеет и молитва за деток, которые совсем недавно родились и их еще не успели окрестить. Существует традиция крестить детей после 40 дня с момента рождения, однако на самом деле малыш может быть окрещен сразу же, как только появится на свет Божий. Так, если у мамы были тяжелые роды и ребенку угрожает опасность — очень желательно как можно скорее малыша крестить. Во многие родильные дома и детские больницы можно беспрепятственно пригласить священника, а кое-где есть даже действующие храмы на территории лечебного заведения.
Если же семья принимает решение крестить малыша позже, то все время до совершения Таинства о ребенке молятся в тесной связи с матерью. Считается, что в это время у мамы и малыша один на двоих Ангел-Хранитель, и только лишь после Крещения у ребеночка появляется свой собственный.
О таких детках можно молится и в храме, но только в записочке указывается не отдельное имя малыша, а имя мамы с припиской «со чадом». К примеру, если маму зовут Мария, то записочку следует подавать так: «О здравии рабы Божьей Марии со чадом». После Крещения можно в записочку писать уже имя самого ребенка с припиской «младенец».
О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.
Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.
Любому православному христианину тяжело осознавать, что кто-то из близких людей умер, так и не став полноправным членом Церкви Христовой. Впадать в уныние не стоит, Промысел Божий есть и о таких людях. Но искренняя сердечная молитва поможет душе умершего человека, даже если тот не успел глубоко познать Бога.
Другие статьи о молитве за упокой:
Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.
Важно! Как и в случае с еще живущими людьми, в храме на поминовение подавать записочки с именами некрещенных людей нельзя.
Причина та же — человек за свою жизнь по той или иной причине не успел войти в Церковь Божию. Тем важнее для такой души, чтобы был человек, который в своей личной домашней молитве поминал умершего. Ведь за крещенных людей на каждой литургии молится вся Церковь, а за некрещенных молятся только те, кто берет на себя это бремя в личном делании.
В православном богослужении есть специальная служба — панихида — во время которой поминаются все от века почившие православные христиане. Подавать записочки можно только о тех, кто в свою жизнь успел прийти к Богу и Его Святой Церкви. Однако это не значит, что всех остальных нужно оставить без молитвенного поминовения.
Чаще всего за упокой душ некрещенных людей молятся мученику Уару. Есть специально составленный канон этому святому, который жил в ІІІ веке и всю свою жизнь вымаливал тех несчастных, которые остались вне покрова Церкви Христовой. И по сей день искреннее обращение к этому подвижнику приносит большое облегчение душам по смерти.
Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша
О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.
Отдельно за мертворожденных или некрещенных младенцев можно помолится молитвой митрополита Новгородского Григоиря или же иеромонаха Арсения Афонского. Если в семье случилась такая беда, и умер ребенок до принятия Таинства Крещения, то особая молитвенная поддержка нужна как его душе, так и родителям и семье. В молитве и уповании на Божий Промысел о каждом человеке будет легче пережить потерю и горе.
Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.
Следует помнить, что молитва — это всегда труд. А личная молитва без поддержки церкви — труд особый. Поэтому если мы беремся за вымаливание близких нам некрещенных людей — надо быть готовым к различным искушениям и препятствиям на этом пути. И только с Божьей помощью и смирением можно преодолеть этот путь.
Можно ли некрещёному читать молитву Господню? Точнее, крещён во младенчестве в МП и не имею свидетелей правильности крещения.
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
Благодарю за ответ.
Этот вопрос возник после прочтения книги Сысоева о приготовлении к крещению. Непонятно тогда, откуда Сысоев взял это правило. Вроде он выступал за полное соблюдение порядка погружательного крещения.
Следующий вопрос задам в отдельной теме.
А полунощницу с павечерницей можно?
Всё можно, кроме Таинств и присутствия на Литургии верных.
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
Крещеному молиться можно, но не в собрании верных (крещенных). Т.е. в храме молиться нельзя. На кладбищенской панихиде нельзя. Дома, конечно, молитесь. Хоть весь круг. Готовьтесь принять крещение.
Можно ли некрещёному читать молитву Господню?
Можно ли павечерницу читать после полуночи? а полунощницу ближе к полудню?
«Совам» — можно. Главное — чтобы было.
Знал старушку, так она все пропущенные суточного круга службы записывала, потом отмаливала.
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
Можно ли некрещёному читать молитву Господню?
Незнаю точно, только эта молитва дана для верных, потому что только верные могут сказать:»Отче наш», для неверных — Господь не Отец.
Точнее, крещён во младенчестве в МП и не имею свидетелей правильности крещения.
Плюс еще нет увепренности в правильности крещения священника,который вас крестил.Поэтому вы — не крещеная.При присоединении к старообрядческой Церкви, вас надо перекрещивать.
для неверных — Господь не Отец.
Да что Вы говорите? Это они — Ему не сыны (де-юре), а Он — всегда Любящий и Ждущий блудного сына Отец.
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».
Да что Вы говорите? Это они — Ему не сыны (де-юре), а Он — всегда Любящий и Ждущий блудного сына Отец
Полностью согласен. Просто неверный, не имеет право обратиться «Отче наш», потому что, не является сыном.
цитата:
Точнее, крещён во младенчестве в МП и не имею свидетелей правильности крещения.Плюс еще нет увепренности в правильности крещения священника,который вас крестил.Поэтому вы — не крещеная.При присоединении к старообрядческой Церкви, вас надо перекрещивать.
«крещён» проверочный вопрос — Кто? ответ -Он
А по сути Вашего замечания возражений нет. Нет свидетелей «достойных» — значит, 100%ая необходимость в повторном крещении. Каким чином? не знаю. Я, как и Вы , чуть не «вляпался». И поэтому я здесь. Всё начинаю с самого начала.
Нет свидетелей «достойных» — значит, 100%ая необходимость в повторном крещении. Каким чином? не знаю.
Я, как и Вы , чуть не «вляпался». И поэтому я здесь. Всё начинаю с самого начала
Я не вляпался,т.к. крещен правильно.Другое дело(если вы имели ввиду диспуты об истинной Церкви), неожиданно для меня, стал вопрос:»А не крещен ли я, у еретиков 3-го чина?».Если да, то, все равно, при покаянии, и присоединении, к Церкви, мне автоматически (по Арсению Уральскому)Бог подаст печать Духа Святаго,я не сомневаюсь в этом. «Ищите и обрящете»
Я это тоже постоянно делаю.Нелегко изямы вылезти, но надо.
Просто неверный, не имеет право обратиться «Отче наш», потому что, не является сыном.
Оглашенный имеет право обращаться так.
Большая трагедия, если человек умирает, не будучи крещенным. Этого уже не исправить. И по церковным законам отпевать его в храме, поминать на Литургии — нельзя. Но всегда у близких остается право личной молитвы о некрещеных умерших. Как же это лучше делать?
Если человек совсем отвергался Господа при жизни, молиться за него слишком усердно не надо. Бывали случаи, когда покойники являлись и просили не молиться за них. В любом случае, поговорите со священником, он посоветует, что делать в конкретной ситуации. Но бывает так, что люди с уважением относятся к вере, проявляют желание креститься, просто не успевают этого сделать. Тогда молиться можно и нужно.
Каждая душа после смерти идет на частный суд, который состоится на 40-й день после смерти. Считается, что молитвы о некрещеных умерших помогают душе покойного проходить воздушные мытарства и способы даже облегчить его участь. В самый день смерти можно:
- прочесть 17 кафизму — псалмы и необходимые молитвы об упокоении;
- на кладбище совершить мирской чин литии;
- поставить свечу в храме и помолиться.
Заказать панихиду и церковное поминание нельзя. Это делается потому, что человек сам при жизни не выражал желания принадлежать к Церкви, отвергался Бога.
Существует почитание мученика Уара, который якобы обладал благодатью молиться за некрещеных. Ему составлена даже служба, только она неканоническая, т. е. официально церковью не признается. Церковная молитва о некрещеных усопших хотя некоторыми священниками сейчас допускается (за вознаграждение), нарушает все каноны. Читать или нет канон за умерших мученику Уару — это личное дело каждого.
Святые отцы также советуют подавать милостыню за тех, кто умер без покаяния, не приняв Христа.
Великое горе — потеря маленького ребенка. Но Святая церковь верит, что все младенцы оказываются в раю. Об этом написано в Евангелии. Молитва о некрещеных младенцах совершается также частным порядком, как и о других людях, не ставших членами Церкви. Дети, хотя и не имеют сознательных плохих поступков, все же несут на себе печать первородного греха Адама и Евы. Вот почему Церковь считает необходимым крестить маленьких детей.
Может показаться несправедливым, что дитя не познало жизни. Но ведь нам неизвестно, как сложилась бы его судьба. Считается, что Господь забирает к Себе, чтобы уберечь человека от более страшной беды, это касается и детей. Надо верить в благость Божию, не отчаиваться и благодарить за все, хотя это бывает и сложно.
«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».
Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.
У меня есть несколько некрещеных родственников. Могу ли я молиться за них? Если да, то как?
Василий Шелест
Отвечает протоиерей Валентин Макаров:
– Можете. У каждого из нас есть знакомые, которые еще не пришли к покаянию и крещению. Причины могут быть разные, и нет смысла их все разбирать в этом вопросе. Да и большинство крещеных живут как язычники, их также можно отнести к той категории людей, о которых стоит вопрос. Сам факт крещения не делает их лучше, и молиться о таких нужно.
Сердце любящего Бога человека непрестанно хочет поделиться этой радостью с ближними, подобно тому, как апостолы, еще будучи рыбаками, рассказывали друг другу об Иисусе, не в силах утаить дивную для себя находку. Но наши слова часто встречают улыбку или непонимание. С одной стороны мы говорим не так убедительно, с другой – человек может быть еще закрыт для проповеди. Подобно евреям во время чтения моисеевых книг, у которых, по слову ап. Павла, еще лежит покрывало на лице. Вот тут и приходится молиться, чтобы если не сразу, то хотя бы спустя долгое время, наши близкие пришли в познание Истины.
Если обратиться к литургии, то мы найдем явное место, в котором Церковь призывает к молитве за некрещеных. Это так называемые оглашенные. Здесь можно возразить, что оглашенные – это люди, которым проповедь уже открылась, остается лишь научить их правильно веровать. Но где можно найти то место, где оглашенными занимаются отдельно и не допускают их к крещению без обучения?
В моей практике были случаи, когда мы с желающим креститься договаривались о ряде бесед перед крещением. После первой беседы, которая длилась всего 15-20 минут, они пропадали. Или же сообщали, что уже «покрестились» в другом храме.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Поэтому, во время ектении об оглашенных, молитесь о своих некрещеных, заблудших родственниках. Молитесь просто, своими словами. Просите вразумления и открытия душевных очей. Единственное, что еще можно добавить, молитесь только за тех, с кем вы непосредственно связаны родственными узами, а не вообще за всех некрещеных. Молиться за таких – удел епископов, священников и монашествующих.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.