Можно ли после вечерней молитвы заниматься делами

На данной странице вы найдете детальное описание: можно ли после вечерней молитвы заниматься делами - подобранную специально для Вас!

  • Главная
  • История
  • Святыни Храма
  • Иконы Храма
  • Устройство Храма
  • Фото
  • Проповеди
  • Видео
  • Контакты
День за днем
Православный календарь
Расписание богослужений
Газета «Колокол»
Библейская группа
Вопрос священнику
Просьбы молитв
Наши священники
Паломнические поездки
Нужды Храма
Объявления
Православная кухня
Новое на сайте
О смысле
Читаем Евангелие
Таинства
Богослужения
Пост
Библиотека
Библиотека Храма
Молитвослов
Акафисты
Жития святых
Духовная сокровищница
Статьи
Словари
Психология
Воскресная школа
История
Расписание занятий
Милосердие
Дети-сироты
Сервисы сайта
Экспресс-связь
Карта сайта
Ссылки
Выберите раздел Задайте новый вопрос
Вопрос № 6226 (Духовная жизнь) Ответов: 2 Просмотров: 1427

Здравствуйте, Ирина!
1. Если по какой-либо причине Вы не успеваете прочитать Утреннее или Вечернее правило, то его можно заменять сокращенным:
Утром: предначальные молитвы — Трисвятое по «Отче наш», тропари «Воставше от сна», молитва «От сна востав», пс. 50 и Символ веры, молитва 9-я – Ангелу Хранителю, молитва 10 – ко Пресвятой Богородице.
Вечером: Предначальные молитвы, тропари «Помилуй нас Господь», молитва 1-я преп. Макария Великого, молитва 9-я ко Пресвятой Богородице, молитва Ангелу Хранителю и далее до молитвы св. Иоанна Дамаскина. Также утром можно к нему добавить молитву Оптинских Старцев, а вечером преп. Парфения Киевского.

Батюшка, спасибо за столь подробный ответ!
А я без благословения читала Иисусову молитву в течении дня довольно длительное время, и даже когда я вчера прочитала Ваш ответ, она все равно у меня в голове. Это я себе во грех делала?
У нас исповедуют сразу всех, а я хочу индивидуально, но в то же время очень-очень боюсь этого — что говорить, что делать.
Прочитала про грех мшелоимства. Это же ужасно,если у меня этот грех. Но я не испытываю к этим вещам никаких трепетных чувств, не чахну над ними, не лелею, не коллекционирую, не покупаю специально. Я о них даже не вспоминаю, они просто лежат и ждут своего времени — это я переделаю, это перешью. Батюшка, это я оправдываюсь?(

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!


© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

Уважаемый Федор, конечно, добро будет постараться, чтобы все молитвы были нами прочитаны со вниманием и верой, хотя эмоциональная проникновенность — не главное. Во многих молитвословах присутствует также молитва человека, страдающего рассеянием и невниманием при молитве: » Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру даяй мне покаяние, яко мытарю — воздыхание, и яко блуднице — слезы, да велиим гласом зову Ти, Боже, спаси мя, яко Един Благоутробен и Человеколюбец.»

Что касается Вашего вопроса о помяннике, видимо, в Вашем молитвослове отсутствует часть утреннего правила, которая предлагается христианам по возможности. Приводим этот помянник здесь полностью:

Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:

О усопших
Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини, святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон.)
Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)
Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон)
Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. (Трижды)

Добро молиться о всех наших ближних, живых и усопших, также и своими словами.

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

Вопрос: «Что делать, если молитва «не идет», а именно вечернее и утреннее правило? Некоторые святые отцы пишут, все равно трудиться и читать, а некоторые отложить: «Ибо недостойная молитва – это еще больший грех, это оскорбление Господа» Вот, иногда, устаешь и думаешь: стоя — нет сил читать молитвенное правило, а сидя – не достойно как-то, стыдно. Так же и с помыслами, если лезут они: ну, как не побороть, откладывать ли правило до вдохновения или все же трудиться?»

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

Вопрос: «Обязательно ли утреннее и вечернее правило вычитывать по молитвослову? У меня есть две причины, препятствующие этому: во – первых, нет возможности уединения, во-вторых, когда молюсь своими словами от сердца молитва получается, более сердечной, а не чисто механической. Не помню, где слышала о правиле Серафима Саровского: Отче наш – трижды, Богородице Дево – трижды, Символ веры. Вот, читаю это правило по вечерам, немного молюсь от себя, а утром все больше находу, совмещая с делами по дому. Можно ли так делать, или обязательно читать все установленные молитвы?»

Здравствуйте, Батюшка.
Благословите пожалуйста.

Утром часто размышляю над такими вопросами.

1) В молитвослове, в начале утренних молитв написано: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно. «.

Как делать правильно? Вставать с постели и сразу же читать молитвенное правило или сначала умыться, почистить зубы, причесаться, застелить постель, чтобы чистым и бодрым предстать пред Богом? Иногда так бывает — идешь в ванную, а по пути еще что-то начинаешь делать. Или, находясь в семье и видя то, что другие домочадцы уже проснулись и вдруг дадут какое-нибудь задание, то получается, что утреннее правило читается уже чуть ли не под вечер.

2) И еще вопрос. Если утром куда-то надо идти и чувствуешь,что уже опаздываешь,можно ли прочитать утреннее правило по пути, например в транспорте, или негласное произнесение молитв про себя совсем недопустимо?

2) За не имением времени, вполне допустимо вычитывать утреннее правило в дороге. Лучше всего это делать по памяти, а не по книге. При этом должно молиться беззвучно, проговаривая молитвы гортанью.

Прочитал, что нельзя, а почему не написано.

Господа, уж вы извините, 10 лет в монастыре проработал, живу от него в 300-х метрах, и не слышал ничего такого. Молятся перед сном и сразу в лю-лю.Т.е. вечернее правило перед сном. Лег, не спится встал поел, какой грех? И вообще огромное кол-во предрассудков. Особенно бабульки при храмах любят нагородить горожу. Знали б вы сколько их попы гоняют.На все вопросы лучше всего ответит духовник. и ни каких проблем и разночтений.

Пример. Встаю в 7.00 то, се, на работу в монастырь. Соседка с 5 летним ребенком давно на ногах, уних утреннее правило. Прихожу на работу, молитва, завтрак, работа. 12.30 иду домой на обед. Соседка исе молится с ребенком. При замечании что ребенок мал и пожалеть надо бы, узнал что я безбожник, нехристь и.т.д. Знали бы вы, как со всем христианским смирением хотелось провести разяснительную беседу в голову, Пришлось идти до ближайшего попа. Выяснилось, что поп и поп не тот, инастоятель неразумен и монастырь вертеп.

А потом эта богомольная других учить будет. Так что к духовнику с иопросами или к любому попу.

Как раз очень хочется, так как пересыхает во рту. Чем мотивирован такой запрет?

После вечерней или после того, как прочтёшь: «Да воскреснет Бог. » и Псалом 90-й?
Их нельзя разделять?

Потому что вечерние молитвы, между всем остальным, знаменуют смерть. Ложась на кровать, нам заповедано вспоминать гроб. А утром будем уже пробуждаться и вспоминать Воскресение и чаять Второе Пришествие. «Жених грядет в полунощи». Так что между этими двумя временами надо или спать или бодрствовать, как бы ожидая Пришествия, а не быть как девы неразумные. Ведь также после вечерних молитв запрещается любое дело праздное (ненужное). Это может еще и является причиной читению молитв, если проснемся среди ночи. Короче Спаситель грядет поэтому там должно быть не до пития. хотя конечно если горло пересохло совсем, то можно и выпить водицы. Мы господа субботы.

Стесняюсь спросить. А где об этом написано, что нельзя пить воды после вечерних молитв?

Стесняюсь спросить. А где об этом написано, что нельзя пить воды после вечерних молитв?

Владимиръ опять спамит темы. а хде Вован? Пароль запамятовал, Владимиръ ?

Слышал, что попить-поесть немного можно, НО — если перед Причастием, то обязательно уснуть, т.е., видимо, чтобы ночь была отмечена, хотя бы формально.
Один начётчик цитировал указание, кажется, из «Ока», что иноку после «Даждь нам Владыко» есть уже нельзя.

Владимиръ, а что вообще хотели сказать?!

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».

Владимиръ, а что вообще хотели сказать?!

А это, в основном, все протестантские «выщипки» из Бтблии. Написана-то, истина, но ее по свОему используют. Если мягко сказать — это своего рода лукавство, либо полное непонимание текстов.
Простите Христа ради.

После вечерней или после того, как прочтёшь: «Да воскреснет Бог. » и Псалом 90-й?
Их нельзя разделять?

Не знаю, ничего подобного в моем молитвеннике нет. Ссылку мне на него дал Аноха.

Лесной пишет:

Короче Спаситель грядет поэтому там должно быть не до пития.

Вообще не понимаю, простите. Что греховного в том, чтобы попить? Как-будто если мы выпьем стакан воды, то не заметим Пришествие Спасителя.

Вы поймите, я просто разбираюсь. Может есть какой канон или традиция, тогда кем введенная?
В одной из тем кто-то писал (из РДЦ вроде), что за испитие воды после вечерних молитв, поклонов столько-то.

Ну я понимаю, перед Причастием, нельзя есть и пить из благоговения к Таинству.

кто-то писал (из РДЦ вроде), что за испитие воды после вечерних молитв, поклонов столько-то.

Не путаете?

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».

Простите, если путаю. Мне почему-то так показалось. Там ещё в теме обсуждалось какое наказание за внесение креста с Распятием в туалет. Не могу найти.

В комментариях к Красному уставу (федосеевскому) есть запрет на еду и питие после вечерних молитв,а больше я нигде не встречал запрета.

Потому что вечерние молитвы, между всем остальным, знаменуют смерть. Ложась на кровать, нам заповедано вспоминать гроб. А утром будем уже пробуждаться и вспоминать Воскресение и чаять Второе Пришествие. «Жених грядет в полунощи». Так что между этими двумя временами надо или спать или бодрствовать, как бы ожидая Пришествия, а не быть как девы неразумные. Ведь также после вечерних молитв запрещается любое дело праздное (ненужное). Это может еще и является причиной читению молитв, если проснемся среди ночи. Короче Спаситель грядет поэтому там должно быть не до пития. хотя конечно если горло пересохло совсем, то можно и выпить водицы.

Вообще не понимаю, простите. Что греховного в том, чтобы попить?

нельзя есть и пить после «Ослаби, остави». Вечером эта молитва читается. Она же читается и утром, но на полунощнице, а раньше полунощницу читали ночью. Выходит, что есть и пить хоть так, хоть этак нельзя было. А вот почему теперь Ослаби читают утром, а затем, не читая утрени или часов, приступают к еде — вообще непонятно. А вообще, есть такая пословица: заставь дурака Богу молиться. Я думаю, Дмитрий, небеса не рухнут, если вы при большой нужде выпьете воды ночью..

В детстве я любил вечернее богослужение намного больше литургии. Причина проста – в школе я учился в первую смену, зато вечера были более-менее свободны.

Поэтому на литургию я мог попасть лишь раз в неделю, а вот на всенощные и вечерни-утрени ходил и три, и четыре раза, благо служить наши священники любили часто. Из-за этого вкус к божественной литургии я приобретал позднее, а вот вечерняя служба мне стала близкой уже в юном возрасте.

Литургия – это то, что нам дарит Господь. Не мы ее совершаем, но Бог. Мы лишь молимся на этом богослужении, стремимся причаститься великому таинству богопредстояния, по милости Божией сподобляемся присутствия на Тайной вечери Господа. «Время сотворити Господеви» – говорит диякон в начале литургии.

«Мы сделали все, что от нас зависит, помолились на вечерне, утрене и часах, мы принесли свечи, вино и хлеб, теперь же Твое, Господи, время, Тебе действовать в нас, Тебе прелагать хлеб и вино в Свое Пречистое Тело», – так говорим мы устами священнослужителя.

А вот вечерня и утреня должны быть совершены именно нами, потому как это неотъемлемая часть суточного богослужения. Это наш молитвенный труд, наш дар Богу, как литургия – Божий дар нам.

Литургия всегда одна и та же. Тропари канона, которые служат стихирами на третьем антифоне, апостольское и Евангельское чтения, причастный стих – вот и все, что изменяемо на этой службе.

Вечернее богослужение – а утреня в большинстве храмов, как вы знаете, служится вечером – неизменяемой содержит лишь канву, порядок службы. Остальное постоянно меняется. Кафизмы повторяются раз в неделю, молитвы Октоиха – раз в два месяца, остальное повторяется раз в год. Пропустил службу – больше она в таком же виде вряд ли повторится в течение одной человеческой жизни. Поэтому надо дорожить этим ценным подарком Церкви своим чадам.

Что же делать, если родной храм далеко, а дел по дому, забот о семье и близких так много?

Во-первых, есть близлежащие храмы. Нет возможности ехать в свой приходской храм? Пойди в соседний дом Божий, помолись там.

Второй вариант – постарайся успеть сделать все дела заранее. В наше суетное и наполненное хлопотами время это сложнее первого. Найти время на семью, на родственников, на прочтение этой статьи и на прения в соцсетях так непросто, что приходится жертвовать временем поездки в храм к духовнику и общине, где ты – родной.

Вариант третий – вычитать самому вечернее богослужение. Множество книг, необходимых для уставного богослужения, нет порой даже в библиотеке священника, поэтому можно ограничиться Канонником и Псалтирью. Это, конечно, компромисс, но вся наша жизнь, мне кажется, состоит из компромиссов.

И последний вариант – для самых занятых. В конце Известия учительного есть правило для тех, кто не может присутствовать на вечерней службе и малограмотен (малограмотны мы или нет – тот еще вопрос!) За вечерню следует прочитать сто Иисусовых молитв с 25 поклонами, за утреню – 300 Иисусовых с 50 поклонами, за первый час – 50 молитв и 7 поклонов. Уж это правило мы всегда можем исполнить.

Но важно помнить, что любая замена не должна становиться правилом, это всегда исключение, замена неравноценная, надо научиться скорбеть, не попав на богослужение в свой храм. Надо полюбить бывать на всем богослужебном суточном круге. Ведь не полюбив молитвы здесь, что мы будем делать на Небесах? Уж точно оттуда доступа к фейсбуку и «одноклассникам» нет. Даже и «Правмира» с ежедневными замечательными статьями там нет. Там есть Бог, и нам надо научиться ставить Его в центре нашего сердца. Учиться здесь, пока еще живы плотию.

В моем детстве наша приходская просфорница, она же сторож, повар и дворник при храме, несмотря на множество послушаний находила время ежедневно вычитывать (вдумаемся в список молитв из ее правила!) утренние молитвы, полунощницу, две кафизмы, утреню, часы, изобразительны, вечерню и повечерие с тремя канонами, вечерние молитвы. Что нам мешает молиться, если не как она, то хотя бы вполовину? Не хватает времени? Наверное, надо отказаться от маловажного ради «единого на потребу».

Можно ли творить утренние (вечерние) молитвы, занимаясь домашними делами?

Здравствуйте, Луиза. Отвечая на Ваш вопрос, нельзя однозначно сказать нет – совершать молитвенное правило, занимаясь домашними заботами, конечно же, лучше, чем не совершать его совсем. Но, делая хоть и совсем привычную работу, мы, так или иначе, все равно отвлекаемся. Поэтому, лучше было бы утренние и вечерние молитвы возносить Богу целенаправленно, уделив и пожертвовав Ему небольшую часть своего времени. А во время обыденных занятий лучше молиться краткими молитовками, такими как Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Или даже проще: Господи, помилуй; Господи, спаси и сохрани; Пресвятая Богородица, спаси нас и др.

По словам святителя Феофана Затворника, этот образ молитвенной жизни наиболее удобен для живущих в миру. Он позволяет все время иметь память Божию, предстоять пред Богом. Краткие молитвенные воздыхания в течение дня помогают быстрее собраться и сосредоточиться и в час вечерних молитв.

С уважением, священник Александр Матлашов

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

Видео (кликните для воспроизведения).

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Как молиться о тех, о ком неизвестно, живы ли они?

«Вы не ошибетесь, если будете молиться, как о живых, потому что у Бога все живы. Все, кроме еретиков и отступников. Это мертвые» — (старец Нектарий Оптинский)[18].

Разрешается ли мирянам читать молитвы из Требника для священнослужителей?

Читать молитвы из Требника разрешается мирянам, кроме священнических и диаконских. Например, есть такие отдаленные места, где нет церкви; там верующие сами совершают не полное отпевание, т.е. поют стихиры, читают канон, Апостол, но не читают Евангелие, разрешительную молитву, не говорят возгласов и ектений священника и диакона. Совершают даже службы таким образом; например, служат не обедню, а обедницу.

Можно ли есть ночью после двенадцати часов тем, кто работает в ночную смену? Нужно ли им читать молитвы «на сон грядущим»?

По необходимости можно кушать, и помолиться неплохо, хотя бы вкратце. Молитва никогда не помешает, а еще и избавит от…

1201. Что такое «херувимский ладан» и каково его отличие от обыкновенного?

«Херувимский ладан» — это ладан, который побыл в кадиле (и вынут) на Херувимской песне. Это просто местный благочестивый обычай: херувимский ладан имеет большую силу на бесов, чем обыкновенный.

1202. Надо ли толковать собственные сны?

Преп. Амвросий Оптинский пишет, что не должно вспоминать прошедшее и сны.

1203. Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?

Свт. Иоанн Златоуст разрешает это сделать даже маленькому мальчику.

1204. В церкви все «бабушки» у подсвечников советуют по-разному. Как разобраться, кто прав?

Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных, посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги святых отцов.

1205. Если священник благословляет сделать что-то против церковного устава, надо ли…

Благословите! В какое время вечером можно вычитывать вечерние молитвы? Можно ли их вычитать часов в 7-8 вечера или немного раньше, а потом заниматься домашними делами, смотреть телевизор, а последнюю молитву «В руце Твои…» прочитать уже непосредственно перед сном? Просто перед самым сном иногда не хватает уже сил и приходится вычитывать по краткому молитвослову, а очень хочется полностью. Наталия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Да, вечерние молитвы можно вычитать часов в 7-8 вечера, т. е. в такое время, когда Вы можете молиться со вниманием.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Могу ли я развенчаться с мужем, если мы в браке и живем вместе? Причина этому — недоверие к мужу. Боюсь наделать глупостей, да и легче так жить, развенчанными. пожалуйста пришлите ответ на электронную почту

Это какая-то невероятная просьба! Развенчания не бывает. Может быть лишь расторжение гражданского брака (развод), а, следовательно, и церковного. Если Вы не доверяете мужу, и для этого есть основания, то разговаривайте с ним, ставьте свои условия для сохранения семьи и доверия. Поживите, наконец, пару месяцев врозь, подумайте о будущем. Если это просто ревность, то идите в храм на исповедь. Лечитесь от страсти.

Дорогой батюшка! Помогите! У меня необычный вопрос. Сейчас мне 50, не замужем, без детей. В младенчестве крещена, ходила в церковь. К…

Что делать, если не успеваешь читать утренние или вечерние молитвы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на…

Где, когда и как долго нужно молиться?

Сколько раз в день нужно молиться православным?

Время чтения православных молитв в церкви и дома

Какой продолжительности должна быть молитва?

Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?

Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

в храмедоматам, где принимают пищуна работеи даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние…

Николай, Владивосток: Честные отцы, подскажите: 1. После посещения вечерней службы необходимо ли дома читать вечернее правило, а также перед утренней службой утренние молитвы? 2. В пост необходимо ли ужесточать его, если готовишься к причастию?

— Здравствуйте, Николай. После вечерней службы или перед утренней нужно совершать молитвенное правило. В пост можно усугублять свое молитвенное правило, но только по благословению духовника или священника, к которому постоянно ходите на исповедь.

Роман, Москва: Хотел задать вопрос о новорождённых и их жизни до крещения. Можно ли читать молитвы над ними (какие), положить в кроватку икону и как вообще с ними обращаться до крещения. И ещё вопрос об очистительных молитвах для матери ребёнка. Когда они читаются? Сразу после 40 дней очищения и прихода в храм? Как я понимаю, без очистительных молитв нельзя матери участвовать в…

Как раз очень хочется, так как пересыхает во рту. Чем мотивирован такой запрет?

После вечерней или после того, как прочтёшь: «Да воскреснет Бог. » и Псалом 90-й?
Их нельзя разделять?

Потому что вечерние молитвы, между всем остальным, знаменуют смерть. Ложась на кровать, нам заповедано вспоминать гроб. А утром будем уже пробуждаться и вспоминать Воскресение и чаять Второе Пришествие. «Жених грядет в полунощи». Так что между этими двумя временами надо или спать или бодрствовать, как бы ожидая Пришествия, а не быть как девы неразумные. Ведь также после вечерних молитв запрещается любое дело праздное (ненужное). Это может еще и является причиной читению молитв, если проснемся среди ночи. Короче Спаситель грядет поэтому там должно быть не до пития. хотя конечно если горло пересохло совсем, то можно и выпить водицы. Мы господа субботы.

Стесняюсь спросить. А где об этом написано, что нельзя пить воды после вечерних молитв?

Стесняюсь спросить. А где об этом написано, что нельзя пить воды после вечерних молитв?

Владимиръ опять спамит темы. а хде Вован? Пароль запамятовал, Владимиръ ?

Слышал, что попить-поесть немного можно, НО — если перед Причастием, то обязательно уснуть, т.е., видимо, чтобы ночь была отмечена, хотя бы формально.
Один начётчик цитировал указание, кажется, из «Ока», что иноку после «Даждь нам Владыко» есть уже нельзя.

Владимиръ, а что вообще хотели сказать?!

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».

Владимиръ, а что вообще хотели сказать?!

А это, в основном, все протестантские «выщипки» из Бтблии. Написана-то, истина, но ее по свОему используют. Если мягко сказать — это своего рода лукавство, либо полное непонимание текстов.
Простите Христа ради.

После вечерней или после того, как прочтёшь: «Да воскреснет Бог. » и Псалом 90-й?
Их нельзя разделять?

Не знаю, ничего подобного в моем молитвеннике нет. Ссылку мне на него дал Аноха.

Лесной пишет:

Короче Спаситель грядет поэтому там должно быть не до пития.

Вообще не понимаю, простите. Что греховного в том, чтобы попить? Как-будто если мы выпьем стакан воды, то не заметим Пришествие Спасителя.

Вы поймите, я просто разбираюсь. Может есть какой канон или традиция, тогда кем введенная?
В одной из тем кто-то писал (из РДЦ вроде), что за испитие воды после вечерних молитв, поклонов столько-то.

Ну я понимаю, перед Причастием, нельзя есть и пить из благоговения к Таинству.

кто-то писал (из РДЦ вроде), что за испитие воды после вечерних молитв, поклонов столько-то.

Не путаете?

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

«Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».

Простите, если путаю. Мне почему-то так показалось. Там ещё в теме обсуждалось какое наказание за внесение креста с Распятием в туалет. Не могу найти.

В комментариях к Красному уставу (федосеевскому) есть запрет на еду и питие после вечерних молитв,а больше я нигде не встречал запрета.

Потому что вечерние молитвы, между всем остальным, знаменуют смерть. Ложась на кровать, нам заповедано вспоминать гроб. А утром будем уже пробуждаться и вспоминать Воскресение и чаять Второе Пришествие. «Жених грядет в полунощи». Так что между этими двумя временами надо или спать или бодрствовать, как бы ожидая Пришествия, а не быть как девы неразумные. Ведь также после вечерних молитв запрещается любое дело праздное (ненужное). Это может еще и является причиной читению молитв, если проснемся среди ночи. Короче Спаситель грядет поэтому там должно быть не до пития. хотя конечно если горло пересохло совсем, то можно и выпить водицы.

Вообще не понимаю, простите. Что греховного в том, чтобы попить?

нельзя есть и пить после «Ослаби, остави». Вечером эта молитва читается. Она же читается и утром, но на полунощнице, а раньше полунощницу читали ночью. Выходит, что есть и пить хоть так, хоть этак нельзя было. А вот почему теперь Ослаби читают утром, а затем, не читая утрени или часов, приступают к еде — вообще непонятно. А вообще, есть такая пословица: заставь дурака Богу молиться. Я думаю, Дмитрий, небеса не рухнут, если вы при большой нужде выпьете воды ночью..

Можно ли после вечерней молитвы заниматься делами
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва подготовка к причастию

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here