О краткой непрестанной молитве

На данной странице вы найдете детальное описание: о краткой непрестанной молитве - подобранную специально для Вас!

266. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7. 7).
267. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18. 7, 8).
268. Непрестанно молитесь (1 Сол. 5. 17).
269. Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2. 8).
270. Святого Исаака Слово 69.
271. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, уповающего на Тебя (Пс. 85. 3, 4).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

В руках да будет Божественное чтение, в понятиях — Господнее помышление. Пусть никогда не прекращается беспрерывная молитва, пусть всегда продолжается спасительное делание (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 322).

Частая молитва истребляет (мысленное) пленение, а всякое нерадение об оной, хотя бы малое, есть матерь забвения (прп. авва Исаия, 59, 96).

Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй ; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь, — не прерывай молитвы, ибо не знаешь, когда придет требующий души твоей (прп. Ефрем Сирин, 32, 12).

. В церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве, не оставляй молитвы, и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом, и вечером, и утром, и в полдень (прп. Ефрем Сирин, 32, 12).

Пребывайте в молитве; Господь любит постоянного молитвенника и являет ему щедроты Свои (прп. Ефрем Сирин, 33, 284).

. Если для слепого служит бедствием — не видеть солнца, то сколь велико бедствие для христианина не молиться непрерывно и не вводить посредством молитвы в свою душу света Христова? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 831).

. Надлежит, чтобы. мы проводили жизнь в молитве и ею непрестанно освежали свой ум, так как мы — все люди — нуждаемся в ней не меньше, чем деревья, в водах (свт. Иоанн Златоуст, 45, 836).

. Будешь ли в дороге, или на постели, и где бы ты ни был, — молись. Ты — храм Божий; не ищи же места, нужно только душевное расположение (свт. Иоанн Златоуст, 46, 473).

. Молящемуся следует и не многословить, и постоянно молиться. Творить краткие и постоянные молитвы с небольшими промежутками заповедали и Христос, и Павел (свт. Иоанн Златоуст, 55, 489).

. От непрестанной молитвы мысленный в нас воздух чист бывает от мрачных облаков и ветров духов злобы. Когда же воздух сердца чист, то ничто не препятствует уже сиять в нем Божественному свету Иисусову, если только мы не надымемся тщеславием, самомнением и хвастливым себя выказыванием. и не будем за то лишены помощи Иисусовой, потому что Христос ненавидит все таковое, будучи образцом смирения (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 200).

. Чей ум, отрешившись от уз всяких плотских страстей, приидет в твердое состояние спокойствия, чье сердце всею крепостию прилепится к одному верховному благу, тот в состоянии будет исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). (прп. авва Исаак, 56, 328).

. Часто, но кратко надо молиться, чтобы при нашем протяжении враг-наветник не мог всевать что-нибудь в наше сердце (прп. авва Исаак, 56, 348—349).

Если желаешь быть храмом Божиим, то приноси Богу непрестанную жертву — непрерывную молитву (прп. Нил Синайский, 72, 242).

Святой Павел учит пребывать в молитве (ср.: Рим, 12, 12), продолжительным пребыванием в ней утверждая в себе навык к ней (см.: Кол. 4, 2). И еще повелевает он творить молитвы на всяком месте (ср.: 1 Тим. 2, 8), чтобы ни один нерадивый не мог извиняться тем, что живет далеко от молитвенного храма. Всякое место пригодно для молитвы. Бог приемлет призывающих Его с чистым сердцем и праведными делами и, взирал на расположение их, выслушивает моление их, хотя бы место, где призывают Его, по нашему мнению, ничем не отличалось (прп. Нил Синайский, 90, 242).

. Много нам потребно вразумления от Бога к рассуждению, чтобы знать, когда и какое занятие мы должны предпочитать молитве. Ибо каждый, упражняясь в любимом ему занятии, думает, что он совершает должное служение, не зная того, что все дела (наши) надобно направлять к благоугождению Божию, а не для угождения себе. Еще же труднее рассудить, что и эти необходимые и неизбежные заповеди не всегда одинаковы, но одна из них в свое время должна быть предпочтена другой, ибо каждое из служений не всегда, но в свое время совершается, а служба молитвы узаконена непрестанною; посему мы и должны предпочитать ее занятиям, в которых не настоит необходимой надобности (прп. Марк Подвижник, 89, 506).

. Непрестанная молитва. состоит в умном делании с памятованием о Боге при постоянном умилении. (прп. Никита Стифат, 93, 134).

Только в том, у кого душевные силы умиротворены ведением, может благоустроиться непрестанная молитва (прп. Никита Стифат, 93, 134).

Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание. Действуя так, большую получишь пользу и молитва скоро восставит тебя при действии благодати. (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 178).

. Избери себе краткую молитовку или несколько таких молитовок и частым их повторением дойди до того, чтоб они сами собой повторялись у тебя на языке и мысль твою держали на одном — на помышлении о Боге (прп. Никодим Святогорец, 70, 199).

Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, — и удобно наследуешь спасение (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 140).

Блаженна душа, которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия. она возрадуется в свое время о чистоте своей и о бесстрастии своем (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 142).

От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя. (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 194).

Непрестанно молящийся постепенно теряет навык к мечтательности, рассеянности, суетной заботливости и многопопечительности, теряет тем более, чем более святое и смиренное поучение будет углубляться в его душу и вкореняться в ней (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 195).

Непрестанною молитвою уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми, а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 195).

Читайте так же:  Молитва на продажу дома квартиры

Блаженны люди, которые с молитвой засыпают и встают и среди всех дел не расстаются с ней. Живот их сокровен есть со Христом в Боге (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 134).

Чувство, что душу тянет к Господу, есть сокровенная молитва, и оно одно может заменить молитвословия. Ибо оно-то и есть непрестанная молитва! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 238).

. Ничего лучшего вам пожелать не умею, как: держите молитву, а для сего ничего не ожидайте от себя, от своей мудрости и усилий, а все от Господа (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 244).

. Апостолы могли непрестанно молиться. Они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 8).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Составитель игумен Феофан (Крюков)

М.: «Даниловский благовестник», 2001

Иисусова молитва не есть непрестанная молитва, но лишь подспорье к ней – Кто останавливается на одной Иисусовой молитве, тот останавливается на полдороге. – Дело не в словах, а в вере и чувстве. – Бывает, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. – Не все, имеющие навык к Иисусовой молитве, вкушают плодов ее. – Существо дела – установиться в памяти Божией. – Навык к Иисусовой молитве должен быть с мыслию о Господе. – Иные забывают о вопиянии из сердца и пусты бывают от благодати. – Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит.

Молитва, которая сама молится. – Она – от благодати и чистой совести. – Она – чувство к Богу неотходное, не имеющее нужды в словах. – Священное Писание заповедует непрестанно молиться.

Тайна духовной жизни – сосредоточить ум в сердце. – Существо христианской жизни – стать умом в сердце пред Богом и оттуда управлять всем в себе. – Закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу и всегда будешь в памяти Божией. – Постоянная память Божия в сердце хранится, если есть соединение ума с сердцем. – Секрет духовной жизни: нельзя стать в сердце без болезненных исканий. – Три силы души потребны для непрестанной молитвы.

К невозможному Бог не обязывает. – Священное Писание не заповедует ничего невозможного. – Работа не должна отвлекать от Бога. – Труд телесный иногда отклоняет от Бога. – Дела лучше не начинать, когда молитва идет. – Надо и дело делать, и умом от Бога не отступать. – Непрестанно молиться – долг всех. – Как согласить дела и постоянное внимание Богу. – Как могли Апостолы непрестанно молиться. – Так повелевает делать Сам Господь.

Три степени молитвы. – Умная молитва в силе, когда приходит влечение внутрь. – Переход от умной к сердечной молитве – когда сердце исполняется любовью к Богу. – Умная молитва переходит в умно-сердечную с зарождением теплоты и влечения внутрь. – Умная молитва, согревая сердце, вводит его в умно-сердечную молитву. – Самодвижная молитва сама собой стоит и действует. – Чем более согревается сердце, тем самодвижнее умно-сердечная молитва. – Два рода самодвижной молитвы – произвольный и несвободный. – Отличие умно-сердечной молитвы от духовной в самодействии. – Умно-сердечная молитва переходит в непрестанную, когда влечения внутрь делаются постоянными. – Главное условие восхождения к непрестанной молитве – очищение сердца от страстей.

Молитва находящая и молитва созерцательная. – Созерцание выше деятельности. – Отличительная черта созерцательной молитвы – выпадение из сознания всего окружающего. – Совершенное безмыслие созерцания чуждо святым отцам. – Молитва чистая дается одному из тысячи, а созерцательная – в родех и родех едва одному. – Степени блаженной жизни в Боге прежде оного века.

Правило непрестанно молиться. – Прямой путь к непрестанной молитве. – Общее правило – с утра возгреть теплоту и не делать ничего, что ее расстраивает. – Пример дневного правила с непрестанной молитвой. – До непрестанной молитвы доходят не вдруг, а перемежающимися молитвованиями. – Потомить себя, чтобы получить память о Боге. – Два приема привлечь ум к сердцу. – Пока идет вхождение ума в сердце, ничего другого не делать. – Страх Божий доведет до цели. – Что значит «зажечь беду вокруг себя». – Богомыслие пролагает путь к непрестанной молитве. – Богомыслие – ключ молитвы непрестанной. – Правило всякое хорошо, которое держит душу в благоговении перед Богом. – Правило должно быть в вашей собственной воле. – Все правила могут оставлять лишь те, у коих умная молитва стала непрестанною.

Естественные плоды Иисусовой молитвы. – Слезы – мера преуспеяния. – Навык всегда держать внимание на Господе не даст скорбеть. – Внимание в сердце и теплота – естественные действия молитвы. – «Болячка» в сердце – натуральное дело. – Когда человек все делает с полным сознанием и вниманием. – Первое дарование уму – собранность внимания в молитве. – Далее – неотступность хождения пред Богом. – Теплота настоящая и теплота натуральная. – Огонек приходит всегда почти через Таинства. – Сердечная молитва – дар благодати, подаваемый через Таинства. – Сердечная молитва никогда не преждевременна. – Облагодатствованный ум всегда бывает собран, быстропонятлив и сообразителен, озарен истиной. – Внутренняя светлость, прогнание недоброго, дерзновение в молитве, духовный огнь в сердце. – Память Божия, созерцание совершенств Божиих, ревность по Богу, страх Божий. – Чистая любовь – венец совершенства в богоугождении.

Тайна непрестанной молитвы в любви ко Господу. – Богомыслие и коротенькая молитва питают сердечные чувства. – Любовь не дает и на минуту забыть любимого Господа. – Стоять умом в сердце значит зажечь в нем огонь, который Господь пришел вовреши на землю. – Начните умственный подвиг и все увидите сами. – Ложные состояния – не укор истине, но призыв к отрешению от всего. – Монахам удобнее, но и мирянам не невозможна жизнь в Боге. – Плоды непрестанной молитвы приуготовляют душу к будущему лицезрению Бога.

СКАЧАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ

Тайное поучение и чтение Священного Писания есть дом души недоступный для врагов, столп неподвижный, пристанище тихое и безмятежное, верно спасающее душу.

Апостол Павел

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1Фес.5:16:22).

Авва Исайя

Читайте так же:  Молитва Иоанна сирина

Надобно во время молитвы прилог помысла отвращать от сердца благочестивым противоречием, чтоб не оказаться нам устами Богу молящимися, а в сердце помышляющими неуместное. Не принимает Бог от безмолвника молитвы, расхищаемой помыслами, и небрежной. И Писание всюду заповедует хранить душевные чувства. Если воля инока покорится закону Божию, и ум начнет по сему закону управлять подчиненных своих – разумею, все чувства душевные, особенно же гнев и похоть, ибо они суть подчиненные ума – тогда добродетель нами совершена и правда исполнена, пожелание устремлено к Богу и воле Его, а гнев против дьявола и греха. Что же еще потребуется? – Тайное поучение.

Тайное поучение просвещает ум, отгоняет леность. От тайного поучения рождается умиление, вселяется в тебя страх Божий, оно приносит слезы. Тайным поучением доставляется монаху смиренномудрие не лестное, бдение благоумиленное, молитва несмущенная. Тайное поучение есть сокровище молитвенное. Тайное поучение наставляет долготерпению, воздержанию, оно причастнику своему возвещает о геенне. Тайное поучение соблюдает ум немечтательным и приносит ему размышление о смерти. Тайное поучение исполнено всех благих дел, украшено всякою добродетелию, всякого скверного дела непричастно и чуждо.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Под именем поучения или памяти Божией святые отцы разумеют какую-либо краткую молитву или даже какую-либо краткую духовную мысль, в которой они приобучились и которую они старались усвоить уму и памяти вместо всякой мысли.

Можно ли заменить одною духовною, краткою мыслью о Боге все прочие мысли? Можно. Святой апостол Павел говорит: Не судих бо ведети что, точию Иисуса Христа, и Сего распята (1Кор.2:2).Мысль суетная, земная, постоянно занимая человека, производит в нем оскудение разума, препятствует приобретению полезных и нужных познаний: напротив того, мысль о Боге, усвоившись христианину, обогащает его духовным разумом. Стяжавшему в себе Христа непрестанным воспоминанием о Нем поверяются Божественные тайны, неведомые плотским и душевным человекам, неведомые ученым земным, неприступные для них: в Нем же (во Христе) суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол.2:3). Соделывается обладателем этих сокровищ стяжавший в себе Господа Иисуса Христа.

Из писаний преподобных иноков видно, что память Божия, или поучение, были в общем употреблении у иноков первенствующей Церкви Христовой. Преподобный Антоний Великий завещавает непрестанное памятование имени Господа нашего Иисуса Христа: «Не предавай забвению, — говорит он, имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай его во уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе, помоги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос».

Тайное поучение соделывает душу пристанищем тихим и безмятежным

Святой Иоанн Златоуст: «Братия! Умоляю вас: не допустите себе когда-либо престать от совершения правила, сей молитвы или презреть его. Инок употребляет ли пищу или питие, сидит ли или служит, путешествует ли или что другое делает, должен непрестанно вопить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! чтоб имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смирило змея, обладающего сердечными пажитями, спасло и оживотворило душу. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два — едино» (Добротолюбие, ч. 2. Ксанфопулов гл. 21).

Брат спросил преподобного Филимона: «Что значит, отец, сокровенное поучение?» Старец отвечал: «Иди, трезвись в сердце твоем и говори в мысли твоей трезвенно, со страхом и трепетом: Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Об авве Филимоне слово зело полезно. Добротолюбие, ч. 4).

Отчего непрестанная молитва или непрестанное памятование Бога названы поучением? Оттого, что подвижники, на делание которых низошла роса Божественной благодати, обрели в повторяемой ими краткой молитве духовный, глубочайший, неисчерпаемый смысл, постоянно привлекавший и усугублявший их внимание своею духовною новизной. И соделывался для них краткий стих обширнейшею наукою, наукою из наук, а занятие им в точном смысле поучением.

29 июня Церковь празднует память святителя Феофана (Говорова,1815-1894) Вышенского Затворника. Плодотворный, выдающийся духовный писатель, богослов и подвижник, онподдерживал тесные контакты с монахами Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений святителя Феофанао том, как научиться непрестанной молитве при множестве повседневных дел.

1. Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу. Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов.

2. Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет, на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел, Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию, на вас наложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете. Если при хлопотах мысли разбегаются, ворочайте их назад. И как только, кончив дела, останетесь одни, сядьте и молитвою Иисусовою соберитесь в себя. С верою сие совершая, всегда будете получать помощь в сем и успех.

3. Вас гости рассеивали. Жалею вас. Но попробуйте принимать их как посланцев Божиих и заботу об их довольстве и удовольствии быть у вас, как бы лично Самому Господу служили, – и будете всегда с Господом. Можно навык приобрести справлять все требуемое течением дел как службу Божию, ибо Бог везде и все видит и всякое обращение мысли к Нему не пропускает незамеченным.

4. Что значит непрестанно молиться? – Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге – мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу – страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному с таким же желанием избегать всего Ему неугодного и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно и принимание всего случающегося как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

Видео удалено.
Читайте так же:  Молитва для благополучия в доме и семье
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Вопль из сердца, краткий и сильный, – вот что доходно. А это можно походя делать. А следовательно, и молиться непрестанно.

6. Что всякое дело, сознанное достодолжным, надо делать со всем усердием, – это есть долг, огражденный страшным прещением: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением. Но забота или многозаботливость, точащая сердце и покоя ему не дающая, есть болезнь падшего, который взялся сам устроить свою судьбу и мечется во все стороны. Она разбивает мысли и даже на том деле, о котором хлопочет, не дает им сосредоточиться. Так вот, извольте вникнуть, и если найдете, что и вас одолевает иногда эта забота, потрудитесь прогнать ее и не давать ей хода. Усердие к делам имейте и, делая их со всем тщанием, успеха ожидайте от Бога, Ему посвящая и самое дело, как бы оно мало ни было, – а заботу подавляйте. Сделайте так – и ваши занятия и дела житейские не будут вас отвлекать от Бога.

7. Извольте законом иметь всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его; потом, кончивши, и благодарение Ему же воздать за то. каясь, если что проторглось покривившее дело или представляющее его пред очами Божиими в чем-либо недостаточным. Действуя так, вы, наконец, сим трудовым путем достигнете того, чего достигают от всего отрешающиеся пустынники. А если не будете, то останетесь на одной степени с иудеями, не теперешними, а древними, кои жили по предписанной им норме.

8. Бросить ваших дел житейских нельзя. Вы связаны в отношении к ним заповедями и, нарушая их или не исполняя, будете делать неугодное Господу. На все есть заповеди: на все отношения ваши к мужу и слугам, и к родным, и ко всем сторонним. Так уясните себе, как должны вы действовать по заповедям относительно всех и всего, и действуйте так. Это, конечно, будет занимать ваше внимание. Спрашивается, как же Господа при сем иметь во внимании? – Так: какое бы дело, большое или малое, вы ни делали, держите в уме, что его вам повелевает делать Сам Господь Вездесущий – и смотрит, как вы его сделаете. Так себя держа, вы и дело всякое будете делать со вниманием, и Господа будете помнить.

9. Помню, у Василия Великого вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанною молитвою. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву.

10. Есть же люди, которые так установились в Господе, что, несмотря ни на какие разволоки, все пребывают с Господом. Крепость ли духа у них выше, собранность ли более сосредоточенна, или жар любви и сердечной теплоты обильнее! Будем молиться, чтоб и нам Господь даровал сию благодать. А Он любообщителен. Усердие, труд, искание не отщетит. Сам прописал: ищите и обрящете. Поищем и обрящем.

Под именем поучения или памяти Божией святые отцы разумеют какую-либо краткую молитву или даже какую-либо краткую духовную мысль, в которой они приобучились и которую они старались усвоить уму и памяти вместо всякой мысли.

Можно ли заменить одною духовною, краткою мыслью о Боге все прочие мысли? Можно. Святой апостол Павел говорит: Не судих бо ведети что, точию Иисуса Христа, и Сего распята (1Кор.2:2). Мысль суетная, земная, постоянно занимая человека, производит в нем оскудение разума, препятствует приобретению полезных и нужных познаний: напротив того, мысль о Боге, усвоившись христианину, обогащает его духовным разумом. Стяжавшему в себе Христа непрестанным воспоминанием о Нем поверяются Божественные тайны, неведомые плотским и душевным человекам, неведомые ученым земным, неприступные для них: в Нем же (во Христе) суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол.2:3). Соделывается обладателем этих сокровищ стяжавший в себе Господа Иисуса Христа.

Из писаний преподобных иноков видно, что память Божия, или поучение, были в общем употреблении у иноков первенствующей Церкви Христовой. Преподобный Антоний Великий завещавает непрестанное памятование имени Господа нашего Иисуса Христа: «Не предавай забвению, — говорит он, имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай его во уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе, помоги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос» [64].

Святой Иоанн Златоуст: «Братия! Умоляю вас: не допустите себе когда-либо престать от совершения правила, сей молитвы или презреть его. Инок употребляет ли пищу или питие, сидит ли или служит, путешествует ли или что другое делает, должен непрестанно вопить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! чтоб имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смирило змея, обладающего сердечными пажитями, спасло и оживотворило душу. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два — едино» (Добротолюбие, ч. 2. Ксанфопулов гл. 21).

Брат спросил преподобного Филимона: «Что значит, отец, сокровенное поучение?» Старец отвечал: «Иди, трезвись в сердце твоем и говори в мысли твоей трезвенно, со страхом и трепетом: Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Об авве Филимоне слово зело полезно. Добротолюбие, ч. 4).

Отчего непрестанная молитва или непрестанное памятование Бога названы поучением? Оттого, что подвижники, на делание которых низошла роса Божественной благодати, обрели в повторяемой ими краткой молитве духовный, глубочайший, неисчерпаемый смысл, постоянно привлекавший и усугублявший их внимание своею духовною новизной. И соделывался для них краткий стих обширнейшею наукою, наукою из наук, а занятие им в точном смысле поучением.

Читайте так же:  Молитвы апостолу филиппу

63. Требник, или особая книжица, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещавает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля.

64. S. Antonii Magni Opera. Patrologia Gr. Tom. 40, pag. 1080.

65. Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях. Февраля 19-го.

66. Каноник, Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного.

67. Письменный патерик, принадлежащий к библиотеке епископа Игнатия.

68. Cassiani callatio 10, cap. 10.

69. Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, дому, отвсюду затворенному и заключенному.

70. Иов.38:11. Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. Добротолюбие, ч. 4.

Ответы на вопросы интернет-конференции «Непрестанно молитесь»: как может молиться современный христианин? Часть II: О непрестанной молитве

Дорогой отец Георгий! В каком смысле понимать непрестанность молитвы? Как постоянство молитвенных усилий, непрерывность молитвы во времени, определенное состояние духа? Какая молитва здесь подразумевается?

О. Георгий: Конечно, имеется в виду не бесконечное произнесение заученных или записанных молитв и постоянное произнесение имени Божьего. Нет, речь идет об обращённости сердца и ума, всей жизни нашей к Богу. Можно непрестанно молиться и делая любое дело. Когда мы открыты Богу, находимся в общении с Ним, то тут мы фактически и пребываем в состоянии молитвы, даже если внешние, человеческие формы выражения при этом не видны или если они очень фрагментарны, частичны. Конечно, есть моменты, когда надо приходить именно в церковное собрание и самому становиться пред лицом Божьим. Но даже если иногда мы не можем этого сделать, нам все равно нужно сохранять открытость и общительность, общение с Богом и с ближними, с церковью. Сохраняйте же это общение – и вы будете непрестанно молиться. И дай Бог, чтобы эта молитва в вашей жизни всегда приносила добрые плоды!

Призыв апостола Павла к непрестанной молитве стоит рядом с призывами к радости и благодарению. Очень хотелось бы встроиться в этот достойный ряд! Апостол Павел имел в виду под непрестанной молитвой создание (расширение?) особого пространства памяти о Господе? Такая молитва может быть любой, в свободной форме?

О. Георгий: Конечно, может. Она, как я уже сказал, может быть и безмолвной, точнее, бессловной, или молитвой в свободной форме, или строгой канонической молитвой, это может быть и Иисусова молитва, – как угодно, всему есть своё место в жизни. Используйте ту форму, которая Вам больше подходит. А о смысле непрестанной молитвы я уже сказал.

И еще, если можно. Оправданы ли непрестанные усилия в молитве для человека с заболеваниями психики? Задаю Вам этот вопрос, так как к Вашим советам прислушиваются специалисты в этой области.

Я могу сказать из своего скромного духовнического опыта, что для людей с отклонениями в психической сфере молитва очень полезна. При одном только условии: если молитва трезвенная, если она не является навязчивой идеей, не становится психической доминантой, не ведет к какому-то диктату по отношению к болящему или по отношению к другим людям со стороны этого человека. Так что очень хорошо непрестанно молиться, но только очень смиренно, очень кротко, очень трезвенно и, я бы сказал, очень просто. В таком случае будет и умиротворение души, и благодать Духа, и компенсация психических расстройств, – т.е. всё то, что требуется человеку.

В последние месяцы я начинаю вечернее и утреннее правило с одного или двух хвалебных псалмов (32, . 99, 117, 135. ). Мне кажется, что чтение именно хвалебного псалма в начале правила привнесло в мою молитву новое качество. Важен ли, в самом деле, порядок, в каком возносятся молитвы из утрени-вечерни, молитвы из молитвослова, хвалебные псалмы и другие, личные прошения и молитва своими словами, покаянные слова?

О. Георгий: Конечно, порядок важен. Всякая молитва имеет свой смысл в контексте того или иного правила. Когда вы молитесь, не используя церковный чин, то можете употреблять любые из этих молитв в любом порядке. Вы можете, если у вас есть такое настроение, поблагодарить, восхвалить или воспеть Бога. Можете спеть хвалебные псалмы или прочитать какие-то отдельные молитвы. Но когда Вы употребляете церковный чин, то лучше не нарушать его последовательность.

«Непрестанно молитесь. » Иногда ловлю себя на мысли, что в суете дня или в погружении в работу ни разу не вспомнила о Господе. Как возгреть в себе постоянное памятование? Мне посоветовали: из каждого часа 15 минут отводи на чтение Писания, лучше всего псалмов. Это что же, ставить таймер, а если я не дома, а где-то в городе, на работе?

О. Георгий: Я бы не рекомендовал Вам следовать тому совету, который Вам дали, потому что это слишком механическое решение вопроса. На самом деле, чтобы помнить о Боге, надо Его просто любить. Когда вы любите какого-нибудь человека всей душой, всем сердцем, вы постоянно о нем вспоминаете, постоянно думаете. Это не мешает вам жить, трудиться, общаться с другими людьми, но вы этого человека никогда не забываете. Вы хотите с ним общаться, вы хотите с ним встретиться, посмотреть ему в глаза, сказать какие-то слова или что-то услышать от него. Поэтому механическое чтение, тем более Псалтири, мне кажется, является не лучшим выходом из положения.

Еще вопрос к тому же: мы в общине согласились в определенный час молиться или хотя бы вспоминать о нашей общине. Я все время этот час пропускаю, т.е. нет опять же памятования о Господе и Его церкви. А если ставить таймер, то это он помнит, а не я, и памятование получается не мое. Как тут быть?

О. Георгий: Это очень простой вопрос. Если у Вас память не очень хорошая, то действительно просто ставьте таймер или будильник, ничего страшного в этом нет. Для того и существуют будильники, чтобы напоминать нам среди многих наших дел о том, что мы должны сделать в то или иное время. Если же вы договорились о молитве в определенный час, то надо соблюдать эту договоренность, и здесь имеет смысл постараться и приложить дополнительные усилия, пусть даже с помощью технических средств.

«Я есть истинная виноградная лоза»-говорит Господь Иисус Христос. Бог Отец является садовником. Мы — это ветви лозы. Мы в Церкви, — теле Христовом. Церковью установлены Посты. В христианстве Пост — наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве Евхаристии. Атмосфера Поста создается богослужениями, различными изменениями, вводимыми в этот период Поста в литургическую жизнь.Пост — светлая печаль.Богослужения переносят нас в другой мир — в присутствие самого Бога. На страницах нашего сообщества мы будем следовать за жизнью Церкви.

Читайте так же:  Как правильно держать руки при молитве

Можно наблюдать, что часто молитва и жизнь хри­стианина не связаны в одно целое. Человек уделяет молитве время утром и вечером, а в остальное время дня забывает и о молитве, и о Боге, и об учении Христа, и об Его заповедях.
Молитва в этом случае как бы обособляется и не проникает в жизнь. От этого жизнь христианина в таких случаях мало чем отличается от жизни живущих вне Бога: человек легко поддается действию страстей, его возмущают бури душевные, и он чувствует себя безза­щитным и покинутым при житейских невзгодах.
Это случается потому, что человек не умеет постоян­но владеть могучим оружием христианина — непре­станною молитвою. Он как бы примеряет оружие ут­ром и вечером, а на день снимает его и выходит на ежедневную битву с врагом без оружия.
«Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», — говорит прп. Исаак Сириянин.

Св. отцы говорят также, что «если ты молишься только тогда, когда встал на молитву, — то ты никогда не молишься».
Надо понимать также, что мы подвергаемся действию непрестанного потока искушений: в мыслях и в чув­ствах, при работе, отдыхая, в постели и т. д. Поэтому и основное средство борьбы с искушениями — молитва — также должна быть непрестанной. Отсюда привычка к непрестанной молитве есть самая важная, самая необхо­димая из всех привычек, и для приобретения ее хрис­тианин не должен жалеть усилий.

Есть несколько форм непрестанной молитвы. Одной из них так учит св. Василий Великий:
«Молиться надобно всегда, при всяком случае. Вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему его. Наде­ваешь одежду — благодари Даровавшего нам покро­вы. Пришел ли день — благодари Даровавшего нам солнце. Когда смотришь на небо и увидишь красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилуч­шему Художнику Богу, Который «вся Премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24).
Когда увидишь, что вся природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов. Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но че­рез все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою».
Как видно из приведенной выдержки, св. Василий Великий понимает под непрестанной молитвой непрек­ращающееся состояние богомыслия, т. е. постоянной памяти о Боге и зависимости нас и всех наших дел и всей природы от нашего Создателя и Промыслителя.

Здесь уместно вспомнить, как привычка к памяти о Боге и непрестанной молитве три раза спасала старца Силуана от смертельной опасности.
Прямо на него бежала бешеная собака — бежать от нее было уже невозможно. Силуан успел лишь помо­литься: «Господи, помилуй». И какая-то сила отшвыр­нула собаку в сторону, и она пробежала мимо. В другой раз на него катилось с высокой горы боль­шое бревно. Опять он воззвал к Господу о помощи, и бревно остановилось, зацепившись за что-то.
Какова бы ни была форма непрестанной молитвы, она приводит христианина к тому, что он находится в непре­станном общении с Богом, черпает в Нем силу, сохраня­ет свое духовное устроение и этим достигает цели своей жизни — всегдашнего пребывания в Духе Святом.

Н.Е.Пестов. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ. ТОМ ВТОРОЙ
Глава 13. РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ

«Непрестанно молитесь» — как реализовать это на практике?

«Непрестанно молитесь» (1-е Фес. 5:17) Что имел в виду Павел? Как можно молиться непрестанно, когда ты на работе или дома и думаешь не о молитве? Как реализовать это указание на практике? (А.)

Отвечает Родион, раввин мессианской общины Запорожья:

Обычно, когда говорим о молитве, люди имеют в виду монолог. Однако, молитва – это общение. Это когда мы принимаем от Бога, слышим Его голос. Молитва – это состояние сердца, а не форма. Поэтому важнее быть способным смиряться в любой ситуации. Именно смирение приводит нас к зависимости от Бога во всем и всегда. Хороший пример – Енох. Он всегда ходил пред Богом. Это когда ты живешь постоянно в Божьем присутствии, с осознанием того, что Бог знает и видит все в твоей жизни. Он знает твои намерения, мысли, мотивы, поступки.

И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Павел ставит для нас высокую планку – непрестанно. Однако, это воля Божья для нас. Молитва помогает нам быть сконцентрированными на Боге, на Его Слове. Хранить себя от греха и мира – это наша ежедневная задача. И помогает нам в этом – молитва.

Также наша молитва включает в себя и молитву духом. Это сверхъестественный ресурс, который дал нам Бог. Надо упражняться в молитве, дисциплинировать свою плоть, свой разум. Писание говорит: «Помышляйте о горнем, а не о земном».

Вот несколько мест из Писания, в которых говорится о молитве:

1Пет.4:7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

Кол.4:2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

Еф.6:18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.

Лук.18:1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать.

Лук.21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого.

Рим.12:12 утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны.

На практике это может быть и пение, и молитва, и слушание Библии на плеере, молитвенное размышление об услышанном, чтение Писания и заучивание отрывков наизусть. Самое главное в молитве – это жажда, постоянство и дисциплина.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пусть Господь поможет нам проводить каждый день в Его присутствии. Шалом.

О краткой непрестанной молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here