Олег стеняев молитва и ее значение

На данной странице вы найдете детальное описание: олег стеняев молитва и ее значение - подобранную специально для Вас!

Протоиерей Олег Стеняев: «Светское государство не означает государство атеистическое»

18 октября Президент России Владимир Путин во время обсуждения итогов муниципальных и региональных выборов высказал свое мнение по некоторым религиозным вопросам,передает сайт Русская народная линия:

Корреспонденты портала Русской народной линии предложили прокомментировать высказывание Владимира Путина известного пастыря, миссионера и богослова протоиерея Олега Стеняева:

« Светское государство не означает государство атеистическое. Мы имеем за плечами печальный урок советского времени, когда у нас была именно государственная атеистическая система. Если речь идет о возврате к тем временам, то, конечно, это будет тяжким бременем для нашего народа. Светский характер государства подчеркивает его нейтралитет в выстраивании добрых отношений со всеми религиозными группами, особенно государствообразующими, на территории страны.

Если для кого-то понятие светскости государства связано с попыткой одержать реванш и навязать России государственный атеизм, который был в свое время, то я думаю, это у них сейчас уже не пройдет. Я помню, что такое госатеизм — это когда нам, священнослужителям, запрещали появляться в подряснике на улице в общественных местах, запрещали посещать учебные заведения, лишали осужденных возможности пользоваться своим правом на религиозную жизнь, лишали военнослужащих права на участие в религиозной жизни. Существовал целый ряд ущемлений через действовавшую Конституцию, это было время репрессий.

Главное, чтобы не произошло такого же смещения, а само понятие «светское государство» означает государство, которое одинаково уважительно должно относиться к государствообразующим религиям и оценивать каждую религиозную группу по тому вкладу, который она сделала в развитие нашей страны. То есть, это ни в коей мере не то, что было в советский период, когда за счет налогоплательщиков осуществлялась пропаганда атеизма. Церкви же религиозная пропаганда была запрещена — такое было несоотношение. Если кому-то хочется пропагандировать свои идеи, то почему это делается за счет государства?

Госатеистическая система опиралась на финансовый бюджет государства. Одно дело, когда устанавливается храм как государственный культурный памятник — это понятно и можно только приветствовать, а когда строили здания для атеистической пропаганды — это было печально и страшно.»

Почему так важно рачительно относиться к времени, отпущенному нам для земной жизни Господом? Что христианин должен обязательно успеть сделать? И какая ошибка, какое опоздание может оказаться непоправимым? Объясняет протоиерей Олег Стеняев.

Самый страшный бес для православного христианина – хронофаг, пожирающий наше время. Мы скачиваем фильмы, которые не смотрим. Мы скачиваем в интернете книги, которые не читаем. Мы можем весь день валяться на диване, смотреть в потолок и терять драгоценные мгновения нашей жизни. Человек должен научиться очень ответственно относиться к тому времени, которое ему отпущено.

В советское время я знал одного человека, который за свои вероубеждения сидел в сталинских концлагерях 20 с лишним лет. И он рассказал удивительную историю, имевшую место в его жизни где-то в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Он работал в пожарной охране в Москве, на Таганке. Этого человека звали Серафим Иванович, у него был брат, Николай. И Серафим был очень обеспокоен тем, что его брат не посещал церковь. Наставляя брата, он говорил: «Ходи в церковь, молись, не упусти время». На что брат Николай отвечал: «Вот когда я буду пожилым, как наш отец или наша мать, я обещаю тебе, Серафим, что буду ходить в церковь, буду молиться, буду исповедоваться, буду причащаться». И Серафим Иванович мне рассказывал, что однажды, когда он в очередной раз услышал такую отговорку, он по какому-то внушению сказал брату: «Николай, смотри не опоздай».

После этого разговора прошло дня два-три, и вдруг звонят по телефону в пожарную охрану, где служил Серафим Иванович, и сообщают: «Ваш брат – такой-то? Он доставлен в больницу в тяжелом состоянии: множественные переломы позвоночника. Приезжайте». Серафим отпросился на работе и бегом в больницу. И вот выходит из операционной врач и говорит ему: «Ваш брат попал в аварию. Мы пытались сделать все возможное. Но… множественные переломы позвоночника… Он погиб».

Началась обычная суета вокруг мертвого тела, оформление документов; они добились разрешения забрать тело домой. Дома обмыли покойника, переодели, положили в гроб, и только к 4 часам утра люди стали разбредаться по комнатам, чтобы немного поспать. А Серафим решил посидеть рядом с братом в кресле, побыть с ним, что называется, один на один. И вот, рассказывает он, как только сел он в это кресло, в доме воцарилась тишина, и он вдруг буквально провалился в некое сонное видение. И смотрит: заходит Николай – здоровый, молодой, красивый; подходит к нему, сидящему в кресле, и говорит: «Сима, Сима, ты слышишь? Я опоздал». Серафим Иванович вздрогнул и очнулся: он сидит в кресле, мертвое тело брата рядом.

Если человек опоздает примириться с Богом здесь, в этой жизни, за гробом он уже сделать этого не сможет

Если человек опоздает на работу, ему придется писать объяснительную; если человек опоздает на встречу с другим человеком, он может попросить прощения, он может извиниться. Но если человек опоздает примириться с Богом, если он увлечется скоротечностью происходящих событий и не предпримет самого важного и необходимого решения в этой жизни – примириться с Создателем, он уже нигде и никогда не сможет этого сделать. Точка невозврата для любого человека – физическая смерть. Потому что когда человек умирает, он не имеет инструмента исправления, каковым является человеческое тело. Пока мы в теле, мы можем поститься – и наши старания будут оценены Богом; пока мы в теле, мы молимся – и наши молитвы услышаны; мы каемся, еще живя на земле, – и Бог видит наши слезы. В будущей жизни даже плач и скрежет зубов в аду никто не увидит и не услышит. Поэтому будем стараться жить по-христиански – пока есть хоть сколько-нибудь времени для того, чтобы обрести мир во Христе и со Христом.

Не будем бездумно растрачивать наши годы, наши месяца, дни, недели, часы, минуты, секунды, мгновения. Потому что никто из нас не знает, будет ли у нас следующее мгновение. А, может, уже не будет. А, может, у нас нет завтрашнего дня. Сколько людей, которые сейчас смотрят эту передачу, не увидят завтрашний день – мы этого не знаем. Сон каждого человека, когда мы ложимся спать, – это образ смерти, и мы молимся, указуя на нашу кровать: «Неужели мне одр сей гроб будет?»

Надо научиться соотносить свою жизнь с Богослужебным кругом – суточным, седмичным, месячным и годовым

Человек должен ответственно относиться к своему времени. Он не должен разменивать мгновения своей жизни на что-то пустое. Надо воспитать в себе чувства, чтобы жить с суточным Богослужебным кругом, седмичным, месячным и годовым. Старинные русские люди так и жили. И известный славянофил, историк Юрий Самарин писал, что даже если русский человек мог упиться до забвения самого себя, то, придя в храм, посмотрев на икону, которая лежит на аналое, посмотрев на украшения храма, он мог совершенно четко сказать, какой день недели, какой месяц и какое число. Наши предки действительно жили суточным, седмичным, месячным и годовым Богослужебным кругом. Это то, чего недостает многим из нас. И надо понять, что Православие – это не просто сумма неких знаний или вероубеждений. Православие – это, прежде всего, образ жизни, это то, как мы расходуем или не расходуем свое время.

Здесь молитва будет услышана, слезы Бог увидит, а там – только допрос и только суд

И так будем бережно и рачительно относиться к каждому мгновению нашей жизни, потому что пока мы живы. Возможно, кто-то находится при смерти, может быть, произносит последние слова и молитвы… Здесь, пока мы живы, есть инструмент нашего исправления, здесь молитва будет услышана, слезы Бог увидит, а там – только допрос и только суд. Будем стремиться не опоздать примириться с Богом, как опоздал Николай, брат Серафима.

Читайте так же:  Молитва на путешествие в самолете

«. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите» — эти слова апостола для нас заповедь, а молитва — беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.

Бывает так, что человек становится на вечернюю молитву и на него наваливается такая усталость, что он чуть не падает. И он еле читает. Но как только он прочитал вечерние молитвы, вдруг звонок по телефону – и он два часа бодрым голосом разговаривает. И сонливость пропала. Вот это уже должно нас заставить задуматься, что молитва – это действительно некая брань. Потому что силы зла особым образом восстают на молящегося человека, они хотят прервать диалог между человеком и Богом. И обычно дается такой совет. Святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский говорил: если на молитве ты ощутил, что мысль ушла куда-то в сторону, не надо читать все правило заново; вот эту молитву, на которой ты себя поймал, что ушел куда-то в сторону в своем сознании, – ее перечитай.

Потом, некоторые опытные духовники говорят: вечерние молитвы можно читать сразу после ужина. Потому что для некоторых людей бывает это тяжело, они доводят до самого сна и становятся на молитву. Но у нас, собственно говоря, вечернее богослужение и есть праздничное богослужение того дня, который следует за богослужением. Например, воскресенье мы празднуем уже в субботу вечером. Поэтому после ужина человек может читать вечерние молитвы, оставив определенную часть – окончание этих молитв – на момент, когда он будет ложиться спать.

Точно так же и утренние молитвы. Хотя самое благоприятное время по Библии считается до восхода солнца, а в Книге Плач Иеремии сказано, что каждое утро Бог обновляет Свои благословения. Чисто теоретически мы можем предположить, что до двенадцати дня можно прочитать утренние молитвы, если, например, по каким-то обстоятельствам (детей собирать в школу, жена должна мужа проводить на работу и так далее) как-то немного осуетились и не смогли вычитать молитвы. Поэтому правило дается (вечерняя, утренняя молитва) для того, чтобы человек не пришел в такое состояние, когда он вообще перестает молиться. Но это не значит, что вечерняя молитва должна быть прямо перед сном (можно и после ужина), а утренняя молитва – только утром. Не получилось прочитать рано утром, читай в десять часов, в одиннадцать… Хотя бы до двенадцати, но надо прочитать.

Чем православная молитва отличается от молитвы инославной?

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «В молитве о упокоении есть такие слова: «душа его (ея) во благих водворится». Как их правильно понимать?»

– «Во благих» – то есть она будет в благостном состоянии, в общении с благими существами, которые упокоились в Господе. «Со святыми упокой» в смысле с другими святыми. «Во благих водворится» – поселится среди блаженных. Здесь такой смысл: через личную благость, которую человек стяжает во время своего земного существования, он обретает надежду на благость в жизни последующей. Ведь земная жизнь нам дана для того, чтобы мы приготовились к жизни вечной. И в этом смысле ад и рай начинаются здесь, как мы проводим нашу земную жизнь. А когда умирает человек, мы молимся за него и желаем, чтобы он упокоился со святыми, во благих водворился. Это наше доброе молитвенное пожелание усопшим.

То есть молитва – это борение?

– В любом случае. Особенно когда мы молимся за других. Святые отцы говорили: «Молиться за других – кровь проливать». Если на чью-то просьбу о молитве вы отвечаете, что будете за этого человека молиться, то должны очень серьезно к этому отнестись. В Писании сказано: «Носите бремена друг друга». Но надо соизмерять, можем ли мы молиться за других людей. Вот, например, кровное родство нас обязывает молиться за своих родственников: родителей, чад, за других родных. А молиться за тяжелых грешников, даже если они нас просят об этом, может, нужно перепоручить другим людям, которые имеют больший молитвенный опыт, чем мы. Это тоже разумно.

Молитва «Отче наш» – в чем ее исключительность?

Вопрос телезрителя из Ставропольского края: «Я принял Православие, хожу в православный храм, дома читаю Псалтирь, но многих слов в тексте не понимаю, хотя в целом вроде бы понятно, о чем там. Не грешно ли это ‒ читать не понимая?»

Отец Олег, чем молитва отличается от мантры?

Какое состояние человека говорит о том, была или нет его молитва плодотворна?

– Если человек читал, допустим, Покаянный канон и после этого нервное напряжение его не покинуло, то он неправильно читал Покаянный канон. А если он читал и, может быть, ему стало легко на душе и робкие слезы радости о Божием прощении появились у него на глазах, то это нормально, это допустимо. Или слушает, например, человек в храме Благодарственные молитвы по Святом Причащении и испытывает ну просто феерический восторг во время чтения и даже после него, то нет, так быть не должно, должна быть тихая радость, невечерний свет. Эти выражения очень православные – тихая радость и свет невечерний, – это дух Православия. Мы должны различать дух молитвы, который затем будет проявляться в нашей повседневной, бытовой жизни, воздействовать на нее.

А крайности – это либо очень страстная, чувственная молитва, либо мантрическая, механическая.

– Или слишком феерический восторг, фейерверк чувств. (Окончание следует)

Окончание. Начало в №29 (830)

Можно ли молиться своими словами? Или лучше довериться молитвослову?

Но можно, конечно, молиться и своими словами. Общественная молитва не может быть экспромтом: церковные правила запрещают совершать богослужение не по Уставу. Но когда какое-то личное, субъективное переживание есть у человека, он может рассказать об этом Богу своими словами, о том, какая у него беда, какая проблема. Но ограничиваться только личной молитвой – это сильно упрощать свою духовную жизнь.

Я общался с баптистами, с пятидесятниками, с разными верующими, и когда я их спрашивал: «Вам не кажется, что ваши личные молитвы все время повторяются? Вы одно и то же говорите?» ‒ то они соглашались. То есть они очень литургически бедные. А молитвы церковные, наоборот, литургически богаты: в них такие краски, такая красота слога! Это же молитвы святых, и в основном они основаны на библейских текстах, прежде всего на Богодухновенной Псалтири и молитве Господней, которая является Конституцией и примером для всех христианских молитв.

Читайте так же:  Молитва ко ПреСвятой Богородице о спасении

Что означает призыв апостола Павла непрестанно молиться?

Как можно обращаться в молитвах к неодушевленным предметам: к Кресту, к поясу Богородицы и так далее?

В Четвертой книге Царств рассказывается, что хоронили одного человека, и вдруг начались какое-то беспорядки. Его бросили в первый попавшийся гроб ‒ а это оказался гроб пророка Елисея, ‒ он при падении своем коснулся костей Елисея, ожил и встал на ноги. То есть благодать Божия действует многоразлично и многообразно, но все мы понимаем, что пророки и Павел не от себя действуют. Если пояс его исцеляет кого-то, это не значит, что ткань на это способна. Это действие благодати Божией через святых людей и даже через предметы, которых они касались. По крайней мере, такие аналогии такие примеры есть в Священном Писании.

Когда человек обращается в молитве к святым, которые уже на Небесах находятся, каким образом святые слышат человека?

– В Книгах Царей рассказывается о том, что один языческий царь воевал с евреями. И он никак не мог понять: что он ни начнет делать (совершать какой-нибудь маневр), а евреи это уже знают. Отступает он, наступает – евреи в курсе. И он спрашивает у своих вельмож: «Как они могут знать? Как такое возможно?» Его сановники отвечают ему: «А у евреев есть пророки. Все, что ты говоришь в этой спальне, им известно». То есть Духом Святым пророки видят происходящее. Самое первое наименование пророка – еврейское слово «хозе» ‒ означает «прозорливец», то есть тот, кто видит. Пророк, святой – это тот, кто видит. В акафисте преподобному Сергию есть такие удивительные слова: «трисолнечнаго Святыя Троицы света выну (во всякое время) просвещающее озарение». То есть святой не своею силой видит на расстоянии, а силой Божией. Если пророки, живя на земле, могли знать, что языческий царь говорит в своей спальне, то угодники Божии на Небесах, соединившись там еще теснее с Божественной благодатью, тем более во свете Святой Троицы созерцают наши дела.

И другой очень важный аспект. Сказано: Церковь – это Тело. Церковь только условно делится на Небесную и земную: земная – странствующая и воинствующая, Небесная – торжествующая. А что сказано о теле? «Болит ли один член, страдает все тело». То есть нам здесь, на земле, стало тяжело (может быть, персонально Вам стало тяжело или мне) – это значит, что на Небесах знают о наших скорбях, знают, как страдают сейчас христиане на Ближнем Востоке, как нападает эта саранча из бездны, отрезает им головы и так далее. То есть святые через Божественную благодать проницают. А так как мы все составляем одно мистическое тело, то их свет изливается и на нас.

Что значит молитва перед иконой? И чем икона отличается от картины?

А если мы будем молиться закрыв глаза, не перед иконой, все что угодно может появиться в сознании. Одна женщина мне жаловалась: она посмотрела фильм Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета», становилась на молитву, а у нее перед глазами этот актер. И она не знала, что делать. Кстати, для молитвы у нее была не икона, а картина. Она не могла с помощью картины перебить киношный образ, очень яркий. Тогда я сказал ей: «Купите обычную икону». Она стала молиться перед святым образом. Ведь икона – это чистое, бесстрастное видение духовной реальности.

Когда человек молится, он должен смотреть на икону? Как же он сможет молиться и на нее смотреть? По памяти?

– Икона – это тема для молитвы. Мы осеняем себя крестным знамением, мы смотрим на икону, перед которой горит лампада, чтобы мы видели святой образ. Старинные иконы писались темперой, поэтому, если даже горит одна маленькая лампадка, вся икона была освещена ее светом. Если маслом написать, то масло так не отражает живой огонь. Икона показывает нам реальность духовного зрения, духовного видения, помогает с большей молитвенностью обращаться к Христу, Божией Матери, Его святым угодникам. Поэтому мы и молимся в красном углу, где у нас находятся иконы, где мы возжигаем перед ними свечи, где горят лампады.

Как лучше молиться – по памяти или заглядывая в молитвослов?

Вопрос телезрителя: «Когда, например, на молитве в храме во время богослужения хор поет и повторяет одно и то же «Господи, помилуй» двенадцать раз, что, разве Господь за один раз не услышит и Ему надо двенадцать раз повторять? Христос в Евангелии говорил: «Не будьте многословны, как язычники». Будто многословные будут быстрее услышаны. Как Вы считаете?»

– Если говорить о молитвах канонических, то они изречены Духом Святым. Никогда пророчества не произносились по воле человеческой, но произносили их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым. Все каноны Церкви, все молитвенные правила – их автор все-таки Дух Святой. И если нам что-то непонятно, что-то смущает в той или иной заповеди, в том или ином каноне, правиле ‒ например, почему повторяются одни и те же слова, ‒ то как мы должны поступать? Как древние отцы наставляли: с еще большим усердием выполнять именно такую заповедь в сравнении с той, смысл которой ты разумеешь. Господь так испытывает нас. И мы должны всегда проявлять послушание, особенно перед церковной традицией. Мы должны именно учиться правилам молитвенной жизни посредством тех канонических молитв, которые нам даны, благословлены Церковью и установлены Уставом богослужения. Это действительно формирует в нас доверие к Церкви и привычку к духовному порядку.

Если такие рассуждения не отсекать, мы придем к тому, что откроем, например, Книгу Исаии и скажем: «А зачем тут ангелы восклицают «Свят, Свят, Свят Господь Бог»?» В Библии есть такие повторы, когда трижды восклицают ангелы пред Богом. Или почему Бог называет Себя «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова», почему сразу три имени? Почему бы просто не сказать: «Я Бог»? Не все доступно нашему пониманию и в Писании, и в церковном уставе. Но в Церкви все существует так, как оно установлено и благословлено ‒ имеет Божие помазание от Духа Святого и церковное разрешение.

– Иисусова молитва – каждый ли может ее читать? Что она означает?

– Иисусова молитва – это тема, которой мы уже касались, говоря о непрестанной молитве. В древности на Руси считали, что если непрерывно читать Иисусову молитву (по возможности, все время), то памятование о Боге не покинет человека нигде: ни дома, ни на улице, и это поможет справиться с личными грехами. Но есть опасность такого чтения – оно может стать слишком механическим. Поэтому, мне думается, если человек хочет практиковать Иисусову молитву, ему надо взять благословение у священника, у которого он исповедуется, то есть у того, кто его хорошо знает.

Помню, когда я был семинаристом, пришел к своему духовнику (покойному протоиерею Димитрию Дудко) и спросил: «Можно я буду молиться по четкам?» Он сказал: «Нет, Олег, не надо тебе молиться по четкам». Я спросил: «Почему?» ‒ и он ответил: «Впадешь в фарисейство». Потом еще, было дело, я к нему подошел и спросил: «А можно я «Добротолюбие» начну изучать?» И получил ответ: «Нет, тебе рано изучать «Добротолюбие», вот будет лет за пятьдесят, тогда изучай». ‒ «Но почему?» ‒ «Впадешь в какое-нибудь саддукейство». То есть духовник – это человек, который тебя знает. Нельзя к любому священнику подойти и сказать: «Вот у меня четки, благословите». Самый лучший врач – это домашний врач. Поэтому если вы исповедуетесь относительно часто у одного и того же священника, вот с ним и можно посоветоваться, читать вам Иисусову молитву или нет.

Читайте так же:  Молитва при трусости

«. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите» — эти слова апостола для нас заповедь, а молитва — беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.

. Один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.

Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)


(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)


(QR-код в отдельном окне)

Родился в 1961 году в г. Орехово-Зуево Московской области. Окончил школу рабочей молодёжи. Работал на заводе токарем-расточником. Служил во внутренних войсках.

В 1981 году был чтецом в церкви. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию. По семейным обстоятельствам курс семинарии полностью не окончил. После был рукоположён во диакона и служил в Тамбовской, Ивановской и Московской епархиях.

Еще будучи диаконом, начал миссионерскую деятельность, и в 1990 году был главным редактором и издателем журнала «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье».

В начале 1990-х годов перешёл в РПЦЗ, где был рукоположен в сан священника. 24 ноября 1993 года возвратился в Московский Ппатриархат, был принят в сане диакона.

В 1994 году рукоположен в сан священника и назначен штатным священником храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Возглавил Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А. С. Хомякова.

В 2000 году о. Олег Стеняев был назначен настоятелем храма святителя Николая на Большой Серпуховской улице; храм не был передан общине и все попытки выселить из храма модельное агентство и театральную студию не увенчались успехом.

С 2004 года является клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

В 2005 году экстерном сдал экзамены за курс семинарии и получил диплом об окончании Перервинской православной духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре; поступил в Московскую духовную академию, которую в 2007 году экстерном окончил и успешно защитил дипломную работу «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий», получив звание бакалавра богословия. После успешного окончания Духовной академии возведен в сан протоиерея.

После убийства своего друга священника Даниила Сысоева, в 2010 году продолжил вести регулярные Библейские беседы по четвергам в храме апостола Фомы на Кантемировской, которые раньше вел отец Даниил.

Регулярно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, ведет библейские беседы, совершает миссионерские поездки, пишет и издаёт новые книги.

Но при всем при этом мы, православные, считаем, что СПАСЕНИЕ — есть дело всей жизни человека. Ниже я поясню почему.

В православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней. Это: искупление, освящение, обо́жение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели — вера, надежда, любовь. А также три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.

Рассмотрим эти три ступени подробно.

Вторая ступень — освящение. В Библии говорится: «Ибо воля Божия есть освящение ваше. » (1 Сол. 4:3). Этой ступени соответствует другая библейская добродетель — надежда. Человек не просто верит, он надеется, он опирается на плоды своей веры, той веры, которая «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Это, прежде всего, труд, это — образ жизни. Человек здесь — наемный работник. Достигая в своей деятельной вере некоего совершенства, он уже может опираться на то, чего достиг своими молитвами, постом и добрыми делами. На этой ступени остановился католический мир — и то лишь в своих рассуждениях. Реально же католики не поднялись ни на первую, ни на вторую ступень.

Третья ступень в деле спасения — обожение, понятие, известное только православному восточному христианскому богословию. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «. будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Мы можем рассуждать с вами, в чем заключается, например, совершенство Моисея: он не воровал, не прелюбодействовал, был праведен, благочестив. Но когда нас призывают к совершенству Бога?! В чем оно заключается? Мы не знаем, что и сказать в ответ, а Господь призывает нас быть такими.

В Библии сказано: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Любовь и является мистическим вхождением в жизнь Святой Троицы. Этой ступени спасения соответствует уже не «социальное», а приближенное, «семейное», родственное отношение человека к Богу — сын.

Итак, спасение — это восхождение в благодати по ступеням: раб, наемник, сын; через добродетели: веры, надежды, любви. Ни один православный человек не может сказать о себе: «я спасен». Спасение — это дело всей его жизни.

Но посмотрите, что происходит сегодня. Представьте себе огромный, прекрасный дворец, в котором живет множество людей. Произошла беда, дворец разрушился. И вот появляется команда халтурщиков-реставраторов, предлагающих быстро и качественно восстановить его. Реставраторы эти — протестанты или католики, приезжающие к нам с «миссией спасения», но не имеющие даже представления о том, что и как нужно делать. Простодушные люди доверяют им, а они вместо дворца строят примитивную лачугу и говорят: «Готово, восстановлено!»

Читайте так же:  Самая короткая молитва в мире

Серьезное и вдумчивое, изучение Святого Евангелия поможет нам осознать нашу жизнь, всю нашу жизнь как некое, по благодати, преосуществление (то, что и означает в нашем понимание спасение) или обо́жение. Обо́жение как непрекращающееся стяжание благодати Духа Святого. В чем преподобный Серафим Саровский и видел смысл жизни христианина.


Известный московский священник о христианском понимании вопроса об электронной карте и печати антихриста …

Где-то я прочитал, что пожертвования прихожан составляют лишь 6-8% бюджета РПЦ.
Поэтому уверен, что мы услышим лишь тщательно выверенные и осторожные «частные мнения» церковнослужителей.
Необходимо впрягаться нам, православным мирянам.

Нужно создать фонд противодействия внедрению УЭК, с привлечением на платной основе профессиональных юристов и инициативных лиц. Первым внесу деньги на святое дело. Тогда и агитацию проводить будет проще.
Иначе все закончится пустопорожней болтавней, и нас поставят перед свершившимся фактом. Власти будут действовать проверенным путем — методом оттяжек и проволочек. Без наличия контрсистемы, систему не победить никогда. Возмущение масс быстро сойдет на нет, и они это прекрасно знают. Только длительная, профессиональная работа на платной основе может принести плоды.

Начинать следует с конкретных, достижимых целей. Раз в законе предусмотрен принцип добровольности, нужно немедленно жестко потребовать от правительства конкретизировать процедуру отказа от УЭК в подзаконном акте. Непременно начнут затягивать, при этом формируя общероссийскую базу персональных данных. При малейших затяжках необходимо немедленно обращаться в суд.

Ситуация невобразимо серьезна, что бы пустить ее на самотек.
СОЗДАНИЕ ФОНДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ ВНЕДРЕНИЮ УЭК — ЕДИНСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗБЕЖАТЬ СМЕРТЕЛЬНОЙ ЛОВУШКИ.

— Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II сказал, что:»Человек должен оставаться человеком — не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов».,
— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе в феврале 2011 года также коснулся данной проблемы: «Церковь с пониманием относится к позиции людей, не желающих подвергаться контролю, который позволяет собирать всеобъемлющую информацию об их частной жизни, а в перспективе может быть использован для дискриминации граждан по мировоззренческому признаку».
— Есть и специальное решение Арх.Собора О НАЛАЖИВАНИИ ДИАЛОГА с гос. структурами об альтернативном варианте

Если христианин не обращается к Священному Писанию, то его молитва, не соединенная с чтением слова Божия, скорее всего, является монологом, который выше потолка не поднимается.

Для того, чтобы молитва стала полноценным диалогом с Богом, ее надо соединить с чтением Священного Писания.

Тогда, в молитве обращаясь к Богу, через чтение Его слова мы будем получать ответ на наши вопрошания.

В Писании сказано, что не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих (см.: Втор. 8: 3).

Мы должны помнить о том, что человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божие – это и есть пища для нашего внутреннего, духовного человека. Если мы физического человека не покормим день, два, три, четыре, станем пренебрегать заботой о нем, то результатом будет его истощение, дистрофия. Но и духовный человек может оказаться в состоянии дистрофика, если в течение длительного времени не читает Священное Писание. А потом он еще удивляется, почему у него слабеет вера! Источник веры известен: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Поэтому каждому человеку совершенно необходимо прильнуть к этому источнику.

Читая Священное Писание, мы погружаем свое сознание в заповеди Бога

1-й псалом начинается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1: 1–2). Здесь, в первом же стихе, нам показаны три положения человеческого тела: не ходит, не стоит, не сидит. А далее говорится, что верующий в Законе Божием пребывает день и ночь. То есть Закон Божий подсказывает нам, с кем нельзя ходить заодно, с кем нельзя стоять заодно, с кем нельзя сидеть вместе. Заповеди – в слове Божием. Читая Священное Писание, мы погружаем свое сознание в заповеди Бога. Как Давид говорил: «Слово Твое – светильник ноге моей» (Пс. 118: 105). А если мы не погружаем свое сознание в слово Бога, то мы как во тьме ходим.

Обращаясь с наставлением к юному епископу Тимофею, апостол Павел писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением и учением» (1 Тим. 4: 12–13). А боговидец Моисей, поставляя Иисуса Навина, говорил ему: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8).

Как правильно заниматься изучением Священного Писания? Я думаю, что надо начать с Евангельского и Апостольского чтений дня, указания на которые есть в каждом церковном календаре – а такие календари сегодня есть у всех. В старину было принято: после утреннего правила человек открывал календарь, смотрел, какое сегодня Евангельское чтение, какое Апостольское чтение, и читал эти тексты – они были своего рода назиданием ему на этот день. А для более интенсивного изучения Священного Писания очень хорошо время поста.

Обязательно надо дома иметь Библию, подобрать для себя такой экземпляр, который будет удобен для ваших глаз, который в руках приятно держать. И чтобы обязательно была закладка. И под закладку надо читать фрагмент Священного Писания от начала до конца.

Конечно, рекомендуется начинать с Нового Завета. А если человек уже воцерковлен, ему надо хотя бы раз прочитать целиком всю Библию. И когда человек будет время поста использовать для интенсивного изучения Священного Писания, это принесет ему Божие благословение.

Давно замечено, что, сколько бы раз человек ни читал один и тот же библейский текст, в разные периоды жизни он открывается новыми гранями. Точно так драгоценный камень, когда его поворачиваешь, сияет то синим, то бирюзовым, то янтарным. Слово Божие, сколько бы раз мы ни обращались к нему, будет открывать нам всё новые и новые горизонты богопознания.

Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал новоначальным знакомиться с Новым Заветом по толкованиям блаженного Феофилакта

Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал новоначальным знакомиться с Новым Заветом по толкованиям блаженного Феофилакта. Эти толкования хоть и краткие, но передают самую суть текста. И в своих комментариях блаженный Феофилакт не отходит от темы. Как известно, он за основу брал творения святителя Иоанна Златоуста, но из них выделял только то, что относится непосредственно к тексту, который комментируется.

Читайте так же:  Ежедневная молитва для обретения Богатства

Читая сам библейский текст, надо всегда под рукой иметь или Толковую православную Библию, или тот же комментарий блаженного Феофилакта, и когда что-то непонятно, обращаться к ним. Сам комментарий, без библейского текста, читать достаточно сложно, ведь это все-таки справочная литература; надо обращаться к нему, когда сталкиваешься с непонятным или сложным фрагментом Библии.

Родители должны вместе со своими чадами изучать Священное Писание

Как приучить детей читать Священное Писание? Думается, родители должны вместе со своими чадами изучать Священное Писание. В Библии неоднократно говорится о том, что именно отец должен обучать Закону Божиему своих детей. И, кстати, ни разу не говорится о том, что дети должны учиться. Это означает, что, хотят они или не хотят, всё равно с ними надо заниматься Законом Божиим и читать Библию.

Почему так важно рачительно относиться к времени, отпущенному нам для земной жизни Господом? Что христианин должен обязательно успеть сделать? И какая ошибка, какое опоздание может оказаться непоправимым? Объясняет протоиерей Олег Стеняев.

Самый страшный бес для православного христианина – хронофаг, пожирающий наше время. Мы скачиваем фильмы, которые не смотрим. Мы скачиваем в интернете книги, которые не читаем. Мы можем весь день валяться на диване, смотреть в потолок и терять драгоценные мгновения нашей жизни. Человек должен научиться очень ответственно относиться к тому времени, которое ему отпущено.

В советское время я знал одного человека, который за свои вероубеждения сидел в сталинских концлагерях 20 с лишним лет. И он рассказал удивительную историю, имевшую место в его жизни где-то в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Он работал в пожарной охране в Москве, на Таганке. Этого человека звали Серафим Иванович, у него был брат, Николай. И Серафим был очень обеспокоен тем, что его брат не посещал церковь. Наставляя брата, он говорил: «Ходи в церковь, молись, не упусти время». На что брат Николай отвечал: «Вот когда я буду пожилым, как наш отец или наша мать, я обещаю тебе, Серафим, что буду ходить в церковь, буду молиться, буду исповедоваться, буду причащаться». И Серафим Иванович мне рассказывал, что однажды, когда он в очередной раз услышал такую отговорку, он по какому-то внушению сказал брату: «Николай, смотри не опоздай».

После этого разговора прошло дня два-три, и вдруг звонят по телефону в пожарную охрану, где служил Серафим Иванович, и сообщают: «Ваш брат – такой-то? Он доставлен в больницу в тяжелом состоянии: множественные переломы позвоночника. Приезжайте». Серафим отпросился на работе и бегом в больницу. И вот выходит из операционной врач и говорит ему: «Ваш брат попал в аварию. Мы пытались сделать все возможное. Но… множественные переломы позвоночника… Он погиб».

Началась обычная суета вокруг мертвого тела, оформление документов; они добились разрешения забрать тело домой. Дома обмыли покойника, переодели, положили в гроб, и только к 4 часам утра люди стали разбредаться по комнатам, чтобы немного поспать. А Серафим решил посидеть рядом с братом в кресле, побыть с ним, что называется, один на один. И вот, рассказывает он, как только сел он в это кресло, в доме воцарилась тишина, и он вдруг буквально провалился в некое сонное видение. И смотрит: заходит Николай – здоровый, молодой, красивый; подходит к нему, сидящему в кресле, и говорит: «Сима, Сима, ты слышишь? Я опоздал». Серафим Иванович вздрогнул и очнулся: он сидит в кресле, мертвое тело брата рядом.

Если человек опоздает примириться с Богом здесь, в этой жизни, за гробом он уже сделать этого не сможет

Если человек опоздает на работу, ему придется писать объяснительную; если человек опоздает на встречу с другим человеком, он может попросить прощения, он может извиниться. Но если человек опоздает примириться с Богом, если он увлечется скоротечностью происходящих событий и не предпримет самого важного и необходимого решения в этой жизни – примириться с Создателем, он уже нигде и никогда не сможет этого сделать. Точка невозврата для любого человека – физическая смерть. Потому что когда человек умирает, он не имеет инструмента исправления, каковым является человеческое тело. Пока мы в теле, мы можем поститься – и наши старания будут оценены Богом; пока мы в теле, мы молимся – и наши молитвы услышаны; мы каемся, еще живя на земле, – и Бог видит наши слезы. В будущей жизни даже плач и скрежет зубов в аду никто не увидит и не услышит. Поэтому будем стараться жить по-христиански – пока есть хоть сколько-нибудь времени для того, чтобы обрести мир во Христе и со Христом.

Не будем бездумно растрачивать наши годы, наши месяца, дни, недели, часы, минуты, секунды, мгновения. Потому что никто из нас не знает, будет ли у нас следующее мгновение. А, может, уже не будет. А, может, у нас нет завтрашнего дня. Сколько людей, которые сейчас смотрят эту передачу, не увидят завтрашний день – мы этого не знаем. Сон каждого человека, когда мы ложимся спать, – это образ смерти, и мы молимся, указуя на нашу кровать: «Неужели мне одр сей гроб будет?»

Надо научиться соотносить свою жизнь с Богослужебным кругом – суточным, седмичным, месячным и годовым

Человек должен ответственно относиться к своему времени. Он не должен разменивать мгновения своей жизни на что-то пустое. Надо воспитать в себе чувства, чтобы жить с суточным Богослужебным кругом, седмичным, месячным и годовым. Старинные русские люди так и жили. И известный славянофил, историк Юрий Самарин писал, что даже если русский человек мог упиться до забвения самого себя, то, придя в храм, посмотрев на икону, которая лежит на аналое, посмотрев на украшения храма, он мог совершенно четко сказать, какой день недели, какой месяц и какое число. Наши предки действительно жили суточным, седмичным, месячным и годовым Богослужебным кругом. Это то, чего недостает многим из нас. И надо понять, что Православие – это не просто сумма неких знаний или вероубеждений. Православие – это, прежде всего, образ жизни, это то, как мы расходуем или не расходуем свое время.

Здесь молитва будет услышана, слезы Бог увидит, а там – только допрос и только суд

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И так будем бережно и рачительно относиться к каждому мгновению нашей жизни, потому что пока мы живы. Возможно, кто-то находится при смерти, может быть, произносит последние слова и молитвы… Здесь, пока мы живы, есть инструмент нашего исправления, здесь молитва будет услышана, слезы Бог увидит, а там – только допрос и только суд. Будем стремиться не опоздать примириться с Богом, как опоздал Николай, брат Серафима.

Олег стеняев молитва и ее значение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here