Чем отличается покаянный плач от плача истерики?
Истерический плач — неблагодатный, злой, горький. А когда человек кается о грехах и плачет, то в это время у него слезы сладкие, покаянные. Душа в это время омывается. Это можно наглядно объяснить на таком примере: едут две машины одна за другой; от первой машины летит грязь из-под колес и попадает на ветровое стекло второй машины, делает его непросматриваемым. Как очистить стекло, чтобы смотреть вперед на дорогу? Надо включить щеточки-дворники, и они очистят стекло. Но порой они не могут справиться с грязью. Тогда надо водички подлить. А как водичка попадет на стекло, смотришь — дворники быстро очищают стекло от грязи. Вот, точно так же на жизненном пути наша душа оскверняется грязью грехов. Когда мы начинаем каяться, то бывает мало пользы, если мы просто «насухую» рассказываем грехи, перечисляя их. Тут и слезы покаянные нужны, тогда душа быстро очистится.
Можно ли плакать во время молитвы?
Можно. Покаянные слезы — это не слезы зла и обиды, они омывают нашу душу от грехов. Чем больше мы плачем, тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Когда мы молимся — читаем молитвы — и в это время на каких-то словах мы задержались умом (они проникли в нашу душу), не надо их пропускать, ускорять молитву; вернитесь на эти слова, и читайте, пока душа не растворится в чувстве и не начнет плакать. Душа в это время молится. Когда душа в молитве, да еще со слезами- рядом с ней Ангел Хранитель; он молится рядом с нами. Любой искренне верующий человек из практики знает, что Господь его молитву слышит. Мы слова молитвы обращаем к Богу, а Он благодатью возвращает их нам на сердце, и сердце верующего чувствует, что Господь его молитву принимает.
У меня мама во время чтения утренних или вечерних молитв всегда плачет и вспоминает свои грехи от детства. Это ее мучает, и она расстраивается, и думает: «Что это за слезы, может, они от врага?»
Когда человек читает молитвы, акафист, Псалтырь и плачет покаянными слезами, чувствует, как велики его грехи перед Богом, то эти слезы благодатные.
Господь показал и мне, грешному, что значит покаянные слезы. Учился я в семинарии, а на каникулы поехал в Почаевскую Лавру. Встал на ранней литургии под клиросом — и вдруг на меня нашло такое. Никогда в жизни прежде не испытывал! Благодать Божия сошла, и я плакал. Плакал не только о своих грехах, но и о всем мире, лежащем во грехе, во тьме. Так вся литургия прошла. Конечно, мне хотелось, чтобы это состояние подольше продолжалось, но я учился, а на занятиях нигде не уединишься. Так прекратились мои слезы: кругом народ, а душа плачет, когда чувствует около себя только Единого Бога. Бог же приходит в тишине.
Пусть человек плачет, насколько хватит покаяния. Это особое состояние души, его надо хранить и ближним, и самому человеку. Слезы омывают, убеляют нашу душу от грехов. Человек молится и очищает себя от скверны, а молитва души его праведной будет хранить и его родных. И это тоже один из признаков смирения.
На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Слезы во время молитвы
—Душа плачет — это образное выражение. Душу очищают слезы умиления или покаяния, ведь человек не только душа или тело, человек состоит из души и тела. У нас все взаимосвязано. Пост, казалось бы, влияет только на тело, а на самом деле в первую очередь необходим душе.
Нужно верить в благодать святой воды, так, как Вы, недопустимо считать. Я и сам не раз испытывал ее силу и другие верующие. И Вы испытаете, если будете ей пользоваться. Пройдет, это неважно, почему Вы вздрагиваете, разные могут быть причины, и духовные в том числе. Пейте чаще святую воду, и вздрагивать перестанете.
Кружится голова и шатает — по тем же причинам скорее всего, по которым и вздрагиваете. А как Вы думаете: жить без Веры, без Бога и исполнения Его святой воли и потом, придя в храм, не испытать на себе никаких последствий жизни без Господа? Все это быстро пройдет. Ходите в храм и учитесь жить, как должен жить верующий, православный человек. Помоги Христос!
Марина спрашивает: Помогите пожалуйста ответить на один глубоко волнующий меня вопрос. Почему, приходя в Церковь, я начинаю плакать? Без причины. Когда смотрю на иконы и вообще вспоминаю про своих Ангелов Хранителей тоже часто плачу. И это слезы не горечи. а умиротворения какого-то что ли. я не понимаю.
Попробуйте! Бог рядом! Он готов ответить каждому. » И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; 13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим». (Иер. 29:12,13) «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» . (Ис. 66:2)
Архимандрит Софиан (Богиу; 1912–2002) был одним из самых почитаемых румынских духовников. Знаменитый иконописец, он писал Божественные образа не только на холсте, но и восстанавливал, возрождал образ Божий в душах людей, покрытых мраком суеты и задетых червем греха. Предлагаем читателям ответы архимандрита Софиана на вопросы, касающиеся молитвы и молитвенного делания.
Архимандрит Софиан (Богиу) |
— Расскажите нам о слезах на молитве. Могут ли на молитве приходить слезы от диавола?
— Очень обильные! От диавола, но и от естества тоже. Сильная боль, которая случается у нас в повседневной жизни, утоляется плачем, слезами. Есть еще разряд слез истерических. Есть, однако, и слезы радости о земном успехе. И еще есть слезы духовные, которые труднее всего вызываются у нас, — это слезы раскаяния. Они очень благоугодны Богу, когда мы сожалеем о каких-нибудь наших делах, совершённых в жизни, когда каемся всем сердцем; это слезы нашей покаянной молитвы. Эти слезы угодны Богу. Прочие слезы, человеческие, как-то снимают с души тяготу, приносят сиюминутную пользу, но не помогают в молитве.
— Что такое молитва без слов? А молитва пламенная, о которой говорит святой Иоанн Кассиан? [1]
— Молитва пламенная, молитва без слов — это сердечная молитва, о которой мы упоминали ранее, когда сердце наше молится, и молится без слов, днем и ночью; когда благодать Божия действует на нас в такой мере, что все внутреннее наше пылает огнем, подобным благодатному огню, сходящему в Иерусалиме. Вы знаете, что есть такой священный огонь, который сходит в Иерусалиме на Пасху. Этот огонь, пока он не коснулся вещества, пока не стал пламенем свечи, не обжигает. Ты можешь держать его в руках, можешь обдать им свое лицо, он не обожжет тебя. И все же он — свет, он — пламя. Огонь неопалимой купины на Синае не обжигал купину — тамошний куст. Примерно таков и этот огонь в сердце, о котором говорит святой Иоанн Кассиан. Огонь, который не обжигает, но пылает и освещает, как освещает Бог наш человеческий ум и сердце, когда мы жаждем чего-либо Божественного.
— Может ли молитва заменить Святое Причастие, как в случае с некоторыми отшельниками?
— Она не может заменить Святого Причастия! У Святого Причастия своя роль, а роль молитвы — призвать это Святое Тело Ииусово, Святое Причастие. Преподобная Мария Египетская одними молитвами, без Святого Причастия около 47 лет подвизалась в Иорданской пустыне и достигла того, что на локоть возносилась от земли, когда молилась, не будучи причащенной. И все же она нуждалась в Святом Причастии.
Святой Зосима, приходивший к ней в пустыню, запечатлел и подтвердил эту честь святой, молитвой достигшей такой степени — вознесения тела. Материя ее плоти стала такой легкой, что молитвой поднималась над землей. Однако святая во что бы то ни стало нуждалась в Святом Причастии, и оно появилось, будучи принесено преподобным Зосимой, и явилось увенчанием ее жизни. Когда святой Зосима во второй раз пришел со Святым Причастием, он уже не застал ее в живых. Она получила свою порцию святости в последнем Причастии, принятом после 47 лет отшельнической жизни.
Так что у молитвы есть свой смысл, а Святое Причастие — это увенчание этого смысла.
— Почему обязательно нужен духовник, когда занимаются сердечной молитвой?
— Духовник нужен, потому что эта молитва, творимая непрестанно, произносимая очень часто, вводит ее делателя в особые состояния. Например, появляется тепло вот здесь, напротив сердца, чуть выше этого сердца плотяного. Это признак. И кто молится, но не знает, в чем смысл этой молитвы, тот может возгордиться. Чего только не возомнит человек о себе! А духовник может подсказать ему, что это состояние разгорячения — естественное состояние. Пусть он будет спокоен и молится дальше. То есть на этом пути молитвы у молящегося могут возникнуть новые проблемы, с которыми он не знаком, не знает, как их решать, а духовник, имеющий опыт делания этой молитвы, может точно ответить ему на его проблемы.
— Какую роль в обучении сердечной молитве играет молитва, творимая устами?
— Устами ты можешь читать и акафисты, и каноны, а можешь произносить и эту краткую молитву, о которой я упомянул. Однако когда ты произносишь молитву устами, ум твой частенько блуждает где-то далеко, как я уже говорил. И поэтому хорошо будет, чтобы мы были более сосредоточенными, делали над собой усилие. Если нам это не удается с первого раза, мы можем повторить молитву. Будем повторять ее, будем каяться в этом блуждании ума. Будем молить Бога, чтобы Он помог нам собрать наш ум в себе самих, какую бы молитву мы ни совершали, будь то псалмы (псалмы очень красивы, очень сильны), Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Канон Ангелу хранителю, Канон покаянный или другие церковные каноны Матери Божией.
Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились. В нас ничего не происходит.
Посмотрите, у нас в храме возносятся молитвы, совершается Святая Литургия — это величайшее моление из всех молений Церкви, произносится слово о молитве или еще о чем-нибудь. Но после того как закончится служба и сказано будет слово, в церкви поднимается шум и каждый говорит о чем-то совершенно ином, нежели говорилось на проповеди! Это доказательство того, что в уме и сердце слушавших не осталось почти ничего! Потому что они постоянно отвлекались, все время были рассеянны! И поэтому необходимо в наших молитвах, произносимых вслух, или втайне, или шепотом, сосредотачиваться на каждом слове.
Если нам не удается быть внимательными, повторим молитву сначала. Один раз, два, три, четыре раза, потому что молитва, произнесенная без внимания, это ноль. На нее не бывает ответа со стороны Бога, потому что мы делаем это одними устами, а сердцем далеко отстоим от Него, как говорит Спаситель Христос [2] .
Итак, молитва должна быть сосредоточенной, произносится ли она вслух или совершается втайне! Ведь в книге слова молитвы составлены таким образом, чтобы вести нас к самим себе, к тому центру, где Бог сокрыт в нас. Спаситель говорит нам: Царство Божие внутри вас [3] . А святой апостол Павел говорит: вы храмы Духа Святого [4] . В нас живет Дух Святой [5] . Царство Божие в нас, здесь, благодаря молитвам и всем воззваниям, которые мы обращаем к Богу, Пресвятой Богородице и святым. А если ум наш пребывает в другом месте, эти советы и побуждения не возвращаются к нам, они повисают в воздухе. Мы совершенно не пользуемся ими. Это как если бы мы смотрели на витрину: она уставлена всяческим добром, но между нами и витриной стоит стекло. Мы не можем взять это в руки. Так и такие наши молитвы отделены от нас этой невнимательностью, как стеклом, которое встает между нами и нашей молитвой.
Об этом препятствии я скажу вам вот что: да не будет его!
[1] См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Собеседование 9. О молитве. Гл. 15. М., 1892. С. 332.
Храм — место, где человеку иногда хочется плакать, ибо там ему позволительно быть самим собой, раскрывать свою душу без боязни быть раненым со стороны.
Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?
Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.
Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.
Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.
Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:
Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.
Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.
Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.
Попадая в присутствие Всевышнего Бога, осознавая свою греховность и величину дарованной благодати — жизни вечной, человек мимо воли начинает плакать, раскаиваясь в своей грешной жизни.
Осознавая силу крови Иисуса, перенесенные Им страдания и смерть на кресте, и это все ради каждого христианина, невольно человек начинает плакать, прося прошение за раннее непринятие и равнодушие к мучениям Спасителя.
Не надо стыдиться плача в церкви, независимо мужчина вы или женщина. Не стоит обращать внимания на удивленные взгляды соседей в тот момент, когда сила раскаяния поставит на колени. Ибо в этот момент плачущий человек находится перед самим Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом.
Читайте о поведении в храме:
Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.
В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.
Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.
Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры. Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.
Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.
Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.
Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.
Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.
Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.
Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.
Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.
Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.
С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.
По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.
В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.
Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.
По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.
Слезы покаяния тихие и сладкие, но порой человек, испытывающий обиду, непрощение, самосожаление, когда его накрывает гордыня, начинает рыдать, истерически плакать.
Каждый человек может по-разному вести себя в храме, его душевное состояние при полном погружении в богослужение и молитву регулируется высшими силами. Совет! Следует обратиться к Богу, как Давид в псалме 139:24, в молитве попросить Творца указать, не на опасном пути ли мы пути и направить на путь вечный, чтобы пребывать в покое и уверенности в Его присутствии.
Когда тяжело на душе и хочется плакать, Вам помогут молитвы от скорби. От суеты, потерь, разводов и склок, Вы истощаетесь, реагируя на мир тяжбой и слезами.
Дорогие мои, казалось бы, и причин нет для опустошенного рыдания.
Вы не можете понять что происходит.
Сразу рождается мысль, что порчу навели.
Пожалуйста, не травмируйте душу, стирая нахлынувшие слезы.
Лучшим решением будет укрепить свою веру с помощью православных молитв.
Зажгите 3 свечи. Рядом поставьте икону Иисуса Христа, Николая Чудотворца и Блаженной Старицы Матроны Московской.
Раскайтесь перед Господом Богом, припомнив все грехи.
В этот миг, Вам снова захочется плакать, но это уже слезы очищения.
Приступайте к чтению молитв, помогающих душе обрести благодать и спокойствие.
Блаженная Старица, Матрона Московская. Врачуешь ты души, что тяжко рыдают, за то, что рабы о грехах забывают. Утри мои слезы, что в скорби струятся, уйми все невзгоды, что в жизни гнездятся. Да будет воля твоя. Аминь.
Чудотворец Николай, Защитник и Спаситель. Мы молимся тебе, когда стенаем, порой, в душевных муках погибаем. От слез скорбящих, ты меня избавь, как заблужусь, на верный путь наставь. Да будет воля твоя. Аминь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Прости меня, что плачу от невзгод, не видя рядом праведный народ. За тяжесть, что в греховности несу, с очей стираю горькую слезу. Помилуй, Боже, веру укрепи, святой водицей душу окропи. Да будет воля твоя. Аминь.
Каждую молитву читайте по 3 раза, с упоением взирая на святые образа.
Когда на душе тяжело и хочется плакать, помните о том, что Вам поможет вера в Христа.
Этой молитве меня научила бабушка… Она не раз меня спасала! Помню не верила я еще, остались с мужем в чужой стране, ни знакомств, ни денег… Оставалось только на Бога уповать.
Я вспомнила про эту молитву и всю ночь горячо молилась. И помог нам Николай Угодник-в тот день мужу позвонили и предложили хорошую работу.С тех пор я поверила.
Делюсь с вами этой сильнейшей молитвой. Не все верят в силу молитв, однако, при возникновении серьезных жизненных трудностей часто просят помощи у высших сил.
Величайшие святые, доказавшие при жизни свою праведность и непорочность души, многие века доносят мольбы о помощи Отцу Небесному.Именно таким человеком был Святой Николай, которому молятся миллионы верующих.
По свидетельству множества людей, молитва Николаю Чудотворцу, изменяющая судьбу, действительно помогает, избавляет от всяческих бед, проблем и болезней.
Народ верит, что молитва чудотворцу изменяет судьбу. Он слышит молящихся и помогает всем, кому нужна поддержка в тяжелой ситуации.
К нему обращаются с просьбами о заступничестве, здравии, замужестве, умиротворении души и другой помощи.Святитель Николай считается покровителем моряков, путешественников, так как при жизни он смог усмирить бурю в море.
Православная молитва Николаю Чудотворцу – одна из самых сильных.
Если молитва действительно искренняя, идет из самого сердца, она может изменить жизнь человека к лучшему, исцелить и совершить чудо.
Благоприятные изменения происходят не только в жизни самих молящихся, но и тех, о ком они молятся.
Чудотворец помогает даже в самых трудных и, казалось бы, безысходных случаях.
Действенность этой молитвы подтверждена многими чудесами, которые произошли с теми, кто при помощи искреннего молитвенного обращения смог изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Ангела образом, земнаго суща естеством яви всея твари Создателя; благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице:Радуйся, во одеяниях ангельских рожденный, якоже во плоти чист; радуйся, и водою и огнем крещеный, яко же во плоти свят. Радуйся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райского прозабения; радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!
Радуйся, образе агнцев и пастырей; радуйся, святое очистилище нравов. Радуйся, добродетелей великих вместилеще; радуйся, святыни чистое и честное жилище! Радуйся, светильнице всесветлый и вселюбимый; радуйся, свете златозарный и непорочный! Радуйся, достойный Ангелов собеседниче; радуйся, добрый человеков наставниче! Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою слодостей духовных исполняемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотвоче!
Умиление – это малое сокрушение. Это состояние растопленного сердца. Это состояние, производящее плач и слезы. Сильное умиление именуется сокрушением. Умиление – это благодатный дар Бога, а тем более сокрушение, плач и слезы из него.
Своим внимательным призыванием имени Иисуса Христа мы убодаем свое жесткое и каменное сердце, умягчаем его и сжимаем. Сила имени Бога сжимает наше сердце, и оно ждет расширения. Это наша подготовка к сокрушению. Наше дело – возжелать сокрушения и плача, понуждать себя к нему при всякой молитве и чтении Писания и писаний отцов, и просить о даровании его у Бога. Наше сердце при внимательном произнесении на поверхности его имени Иисуса Христа чувствует силу имени Бога, получает впечатление от этого имени и сжимается. Затем приходит миг, когда Бог, видя нашу готовность к сокрушению, посылает сокрушающий помысел-ключ. Это может быть краткая молитва. Часть молитвы и даже пару слов, например, «Отче наш». Это может быть краткое изречение из Писания, из писаний отцов, строчка из стихотворения или песни, которая соответствует твоему состоянию и может вывести тебя на предмет плача.
Например, ты произносишь начало молитвы «Отче наш» – всего два первых слова. А Бог помогает тебе духом увидеть и покаянно прочувствовать и пережить следующий открывшийся твоему духу предмет, который можно пространно выразить примерно так:
Но вот встреча с Богом закончилась, и Бог тихо и незаметно ушел, оставив тебя в покаянном настроении и смиренном состоянии. Теперь ты впервые узнал в своем опыте, что такое покаяние, которое принимает Бог. Ты познал также, почему Он его принимает и что оно дает тебе и делает с тобой. У тебя выправились все неправильные до того понятия о покаянии, плаче, сокрушении, слезах, жизни, духовности, плодах покаяния, чистоте ума и сердца и прочем. Ты познал Бога как милостивого и заботливого Своего Благодетеля, помощника. Источника твоей истинной жизни и важных для тебя даров – даров оправданий Божьих. Это об этом мы вслед святого царя Давида молимся «Научи мя оправданием Твоим», «Внегда расширил еси сердце мое» и многое другое.
Бог ушел, а ты продолжил понуждением свой плач. Но вскоре ты увидел разницу между состояниями, когда Бог был с тобой и когда ты, хоть и в благом состоянии, но остался один. Слезы высохли. Сердце выплакалось и успокоилось. Бог принял твое сегодняшнее покаяние – и это для тебя самое важное и главное. Мирное устроение, смиренное состояние и впечатление от пережитого остаются с тобой. Ты получил духовный опыт и личное ведение. Память о пережитом навсегда останется в твоем сердце, помогая приводить его в покаянное чувство. Ты духовно обогащен Богом и облагодетельствован. Не забудь от всего сердца поблагодарить Его за Его милость, великий дар и снисхождение к тебе, недостойному.
Бог ушел, вот почему умалилось молитвенное чувство и желание, прекратился плач размягченного и смиренного им сердца. Но это не безчувствие, а переживание нового последождевого состояния. Это состояние мягкости сердца, мира, благорасположенности ко всем и благодарности к Богу. Понятно, что мы не можем сразу переключиться на сугубо внимательную осознанную Иисусову молитву. Нам надо несколько побыть в этом состоянии, следя за собой. Напечатлеть пережитое. Вспоминать эту милость Божию и благодарить Бога, чтобы сохранить Его расположение и дарованное тебе сокровище. Это оазис, а впереди еще трудный путь по пустыне, от оазиса к оазису в землю обетованную. Впереди еще многие битвы и искушения.
Затем опять настают для тебя покаянные будни. Опять нужно тебе призывание имени Божия. Опять противление страстным помыслам и ощущениям. Опять борьба с духами за свое очищение и спасение. Опять молитвы на потребу дня. Опять подкрепление от церковных таинств и треб. Опять исповедь и исповедание состояния перед отцом духовным. Опять поиск Бога и встречи с Ним. Опять утеснение твоего сердца. Опять неожиданное, как всегда, посещение тебя Богом и дарование нового сокрушающего помысла-ключа. Опять очищение, смирение и ощущение жизни. Новое ведение, новый опыт, новое познание безграничного Бога. Опять сокрушение и плач по конкретному новому предмету, и продвижение к овладению своим сердцем – к состоянию присно сокрушенности и смиренности его, что и есть жертва, Богу угодная, которую Он не уничижит (т.е. не унизит и не отвергнет), но примет как благоуханную и приятную ему.
Так мы покаянно переделываем себя с Божьей помощью из ветхого в нового человека. Так мы приносим богоугодное покаяние Богу и продвигаемся в деле своего спасения. Так мы стяжеваем смирение и любовь. Так мы примиряемся и содружаемся с Богом! Так Бог познает нас, а мы – Его! Кто вне этого блаженного делания, тот может услышать грозный голос Бога: «Отойдите от Меня делатели беззакония и неправды, Я не знаю вас»! Он услышит этот приговор даже если и молился, постился, творил милостыню и прочие добродетели и исполнял заповеди Христа, и даже творил Его именем чудеса. Почему так? Да потому, что он все это делал не из сердца СОКРУШЕННОГО И СМИРЕННОГО! А значит, делал это лицемерно, корыстно, с самоудостоением, самомнением, гордостью и тщеславием, как не познавший блаженный плач и Бога, обретающегося в этом плаче. За это он и унижен, и отвержен Богом.
«Боже всемилостивый, покаяния не стяжах, ниже слез, сего ради молю Тя, даруй мне сердце присно сокрушенное и нищету же духовную! Да сие принесу Тебе, яко жертву приятную, единый Спасе!» (Из великого канона Андрея Критского, песнь 8).
Почему так происходит в Вашем сердце, можете разобраться только Вы. Следует поразмышлять над этим, понаблюдать за своими чувствами, желаниями, мыслями и мотивами. Как часто вообще Вы плачете и по каким причинам.
Почему общение с Господом сопровождается слезами? Причины могут быть разные. Это может быть трепетное волнение от обращения к Великому Господу, имеющему всякую власть и силу; от переполняемой сердце радости и благодарности, что Господь есть Защитник и Спаситель, Верный и Настоящий Друг; от ощущения того, что можно называться и быть по Божьему Слову — дитем Его, такой подарок не может не волновать и вполне может вызвать слезы. Святой Дух может касаться Вашего сердца, и выступающие слезы при этом — как момент близких отношений с Богом.
В том, что Вы изливаете свою душу Богу в тайной молитве и при этом плачете — нет ничего странного и тем более страшного. Верующему человеку понятны слезы в молитве. Он их не сдерживает, он открывается перед Господом, все свои тайники сердца, свои радости, переживания, раны и всякую боль. И разве слезы могут быть только однажды? Они приносят невероятное облегчение в личной молитве, Господь знает и видит каждую слезинку на щеке Его дорогого дитяти. Он самой нежной отцовской любовью хочет высушить слезы горя, одиночества, разочарования и страха. Никто не сможет так по-настоящему утешить, как Бог. Ему очень дороги мы, и все наши переживания есть в Его великом добром сердце.
Ксения, пусть молитва приносит Вам исцеление и мир в сердце. Христос говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Матфея 11:28). Приходите к Нему со своими чувствами и мыслями, эмоциями и открытым сердцем — и Он успокоит Вас. Помните, как еще написано: «И отрет Бог всякую слезу. » ( Иоанна 21:4)? Это действительно так.
Со всеми проблема лучше всех нам поможет разобраться Бог. Попросите Его дать Вам спокойствие, смирение. При этом важно не ждать результата, а самой (уже с поддержкой Бога) проанализировать, что может заставить Вас злится. Причины бывают самые маленькие: долгое напряжение, избыток сил (бывает и такое, когда человек начинает тратить энергию агрессией на других людей), обида на кого угодно. Кроме того, на наше поведение влияет музыка (одна успокаивает, другая — призывает к действию), развлечения (развлечения, в том числе юмор, может быть очень агрессивными), общение — если что-то «помогает» Вам повышать напряжение, то эта черта даёт Вам только неудобство. От неё лучше избавиться.
Мы все грешные, и несмотря на это Бог слушает нас. А что самое приятное, Бог не просто слушает, но и выполняет наши молитвы. Это удивительно! Подумайте о том, насколько Бог милостив к нам, это укрепляет любовь к Богу.
Причем у меня преобладает первое: хочется плакать. Если ржать хочется, это еще могу подавить. Но чаще — плакать, и слез сдержать в основном не могу
Во время молитвы ваша душа устремлена к богу. Наверное, потому и слезы, что плачет-то душа. А вот почему она плачет, может быть вызвано разными причинами: это могут быть слезы радости, слезы покаяния, умиления и чего-то еще, что одному только богу и известно. Примерно так.
Значит, искренне, с умилением молитесь. Тогда хорошо, что плакать хочется.
Мне сейчас тоже плакать хочется и я плачу.
А, если смеяться хочется в то время, когда молитесь, это искушение, так враг нападает, чтобы молитва была не благоговейной.
У вас, просто, еще достаточно слабый дух. При молитве повышаются вибрации, и когда они дают резонанс с тем к чему вы привыкли т.е. более низкими вибрациями получаются слезы. Душа начинает очищаться. Если долго и каждый день практиковать молитву, то , со временем, плакать не будет хотеться, но начнет наступать состояние очень похожее на то, что называют трансом. Позднее, во время молитвы может приходить творческое вдохновение. Или вдруг могут начать приходить ответы и решения, которые вы упорно искали, но не могли найти. Потом может случиться так, что вы сами начнете чувствовать энергии и вибрации, исходящие от всего живого. Позже, вы даже можете начать видеть и чувствовать духовный мир. Слезы — это индикатор того, что ваша душа соприкоснулась с Божественным.
Здравствуйте, дорогой батюшка.
Я хочу спросить Вас, как правильно молиться Богу, и сколько раз в день. Иногда, когда я молюсь Богу, мои молитвы сопровождаются плачем, то есть я начинаю плакать, а иногда такого не происходит — почему. Я очень боюсь неприлежной молитвы, например, когда ты молишься и в голову лезут другие мысли, или когда из-за усталости не можешь сконцентрироваться на том, о чём ты молишься. После таких молитв я чувствую неприлежность и то, что Бог меня не услышал.
Ещё я хотела спросить: какие молитвы помогают в исцелении души?
Беседа отца Олега о молитве
Молитва — это наша связь с Богом. Связь эта должна быть неразрывной и постоянной. Вот почему и молитва наша должна быть непрестанной. Новоначальному в покаянии это не только невозможно иметь, но и недомыслимо. Поэтому его дело — молиться как можно чаще в течении дня.
Обрамляется день утренними и вечерними (перед сном) молитвами. Образец этих молитв приводится в православном молитвослове. Эти молитвы именуются утренним и вечерним правилом. Они выправляют мысли и чувства человека в богоугодном направлении. Предлагаемые Церковью молитвы, которые были составлены святыми отцами для своего личного употребления, являются именно образцами, а не пожизненными прошениями с чужих слов. Жизнь течет, мы меняемся, меняется наше состояние, условия и обстоятельства. Вместе с этим должны меняться и наши молитвы и их содержание. В отношении подбора молитв для себя нам заповедан поиск.
Есть молитвы, дарованные нам Самим Господом Иисусом Христом. Это молитва Господня «Отче наш» и молитва именем Иисуса Христа — Иисусовая молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Эти молитвы неизменно должны употребляться нами. Молитва «Отче наш» должна составлять основу нашего утреннего и вечернего правила, а также прочитываться перед обедом. Иисусовая молитва должна стать нашим постоянным деланием. К этим молитвам следует обязательно добавить молитвы, принесенные с неба: «Богородице Дево радуйся», «Трисвятое», «Достойно есть» и «Символ Веры». Хорошо и полезно знать наизусть и читать 50 псалом, 90 псалом, молитву «Да воскреснет Бог», молитву Честному и Животворящему Крест Господнему, молитву Ангелу хранителю, тропарь Иоанну Богослову.
Правильность молитвы новоначального делателя состоит из следующих элементов:
1) в понуждении себя к вниманию к словам молитвы , так, чтобы ум заключался в эти слова и не допускал бы посторонних помыслов;
2) в покаянном чувстве нашего сердца, которым оно сочувствует содержанию молитв и сопровождает каждое слово молитвы; от грешного человека Бог принимает только одно чувство — покаянное;
3) в изведении во время молитвы ума из головы в сердечное место -поверхность левой груди на два пальца выше сосца — и навыкновении его пребывания там, а не в голове;
4) поставлении себя пред Богом , присутствующим в молитвенном месте; должно уверить себя в присутствии Бога и обращать слова своей молитвы так, как бы ты обращалась к присутствующему человеку, помня однако, что Он Бог;
5) в понуждении себя к плачу во время всякой молитвы; дух наш, именуемый сердцем, молится плачем, а ум словами; вот почему нельзя разлучать то, что Бог сочетал, т.е. ум+сердце = слова молитвы+плач; понуждение это не притворство, не лицемерие, не актерская игра, а именно реальное действие, пытающееся вызвать плач (сокрушение) из нашего изсохшего сердца; этому понуждению должно соответствовать настроение сердца, голос, взгляд, поза и содержание молитв.
Без этой пятерицы наша молитва не может иметь плода, пользы и преуспеяния.
Эту пятерицу основных частей молитвы можно условно уподобить пяти нашим чувствам:
1) вниманием видим Бога;
2) покаянным чувством слышим Его;
3) навыкновением сердечному месту осязаем Бога;
4) ощущением Его присутствия обоняем Его;
5) плачем (горьким или сладким) ощущаем вкус Его.
Если ты будешь соблюдать всю эту пятерицу, то будешь молиться прилежно и богоугодно.
Для исцеления души помогают все вышеуказанные молитвы и прочие покаянные молитвы. Но непременно должна быть молитва собственно об исцелении души. Люди, увы, не молятся об этом — и не получают исцеления. Молиться об исцелении души должно до получения просимого. Делать это можно такими словами: «Господи, Иисусе Христе, Спасителю мой! умилосердись обо мне, грешном, и призри на меня, погибающего! Сжалься надо мною и пошли мне ради Твоих заслуг и ради Тебя Самого благодать Святого Духа, и этой благодатью совершенно исцели душу мою! да прославлю тебя за это во веки веков, аминь».
Я торопливо хочу рассказать Вам о том, почему текут слезы во время чтения молитвы. Вы плачете, и не можете остановиться. К горлу подступает нервный ком.
Дорогие мои, я обнародую, по крайней мере, 5 причин, ложащихся в основу обсуждаемого вопроса. Сразу хочется сказать, что это нормально. И вам не стоит ни смущаться, ни опасаться.
Это не духовная слабость, называемая постылой греховностью. Не считайте себя заболевшим. Вы можете плакать, когда Батюшка произносит молитвенный текст.
Слёзы сами по себе катятся из глаз. В такие минуты, с ними совладать невозможно. Не стоит выходить из Храма и прекращать православное чтение.
1. Сам характер молитвы, во многих случаях, можно считать покаянным. Слёзы, текущие из глаз – это не порок, а очищение.
2. Вы исстрадались. Слишком долго сдерживая слёзы. Придя, скажем, в Храм, Вы ощутили благодать. Само внутреннее убранство и горящие свечи на мгновение отвлекли Вас от насущных проблем. Вы погрузились в молитву и зарыдали.
Как правило, после истошного плача на душе становится легче.
3. Из Вас выходит кем-то насланная порча, сглаз, иное негативное вмешательство.
4. Слезами искупается и чувство вины перед близкими. Особенно перед теми, кого уже нет рядом с Вами.
5. Иногда, слезы могут течь от чрезмерной мнительности прихожанина. Кто-то зарыдал, плачете и Вы.
Есть малоизвестная молитва, способная растрогать даже мужчин.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в своей жизни многих обижал, между двух огней всегда бежал. Я печалил матерь и отца, тяжкий грех стяжая до конца. И в погоне за богатством бренным, стал мой дух лишь черствым да надменным. Не постился, в Церковь не являлся, в тошной зависти от Бога отдалялся. Не презрел я жадность и пороги, не извлёк блаженные уроки. В суете корыстной захлебнулся, и с молитвой вновь к тебе вернулся. Если пал пред Богом я серьезно, помоги подняться, коль не поздно. Да будет воля твоя, и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.
Перекреститесь. Выпейте святую воду. И пусть слёзы, струящиеся из глаз, приблизят Вас к Господу Богу.
Мир Вам, Батюшка Олег! Благословите.
Батюшка, скажите пожалуйста, как быть, когда, если молишься Иисусовой молитвой с закрытыми глазами, начинаешь засыпать? Можно ли молиться с открытыми? (Я думала можно, но нужно следить, чтобы внимание сосредотачивалось не на том предмете, куда невольно падает взгляд, а в сердечном месте.) Нужно ли женщинам стараться покрывать голову при Иисусовой молитве, когда есть такая возможность?
И тебе мир, Юлия. Бог да благословит тебя обильно во спасение твое!
Отягчаться сном и засыпать за упражнением Иисусовой молитвой есть дело и даже по началу неизбежное! С одной стороны это свидетельствует нам о слабости нашей души, а с другой о ненависти к спасительному деланию моления именем Иисуса Христа со стороны нашего падшего естества и злых духов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конечно, можно молиться и с открытыми глазами, но тогда намного труднее будет удерживать внимание в словах молитвы и сосредоточенность в сердечном месте. Когда я занимался внимательной Иисусовой молитвой, то всегда произносил ее с закрытыми глазами. А со сном надо бороться, как и с любой другой страстью, препятствующей молитве. Надо искать у святых отцов способы преодоления сна и сонливости и пробовать их на себе. Можно искать и свои варианты. Самым простым способом (после обтирания холодной водой) является держание руки или рук в подвешенном состоянии. Когда засыпаешь, рука падает вниз и ты просыпаешься.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.