Верующий человек должен молиться о ближних и страждущих, особенно если нет возможности помочь другими действиями.
Ближние — это все люди, с которыми мы имеем дело:
- родственники
- друзья
- коллеги по работе
- соседи
- все те, кто нуждается в нашей помощи
Любого из них можно помянуть в молитве.
За некрещеных можно ставить свечи перед иконами и молиться дома своими словами.
Если человек вам не знаком, но очевидно нуждается в молитвах, узнайте его имя и крещен ли он. Если крещен, о нем можно подать записку в храме.
Молитвы за ближних будут услышаны и приняты Господом только в том случае, если совершаются с любовью и искренней благожелательностью. Такие молитвы равноценны подвигу, и Господь прощает за них грехи молящихся.
У христиан принято в случае болезней, скорбей, житейских трудностей просить друг друга о молитве. Можно молиться в церкви и можно совершать домашнюю молитву (она также называется келейной). Но важно, чтобы тот, за кого молятся, сам хотел принять помощь и спастись.
В храме можно ставить свечи и подавать записки о здравии или упокоении близких людей. Записки пишутся у свечного ящика, который, как правило, расположен в храме около самого входа. Там же можно купить свечи.
Ставить свечи можно о здравии как православных христиан, так и некрещеных либо представителей других конфессий. Купленную свечу нужно поставить в один из подсвечников около икон. Ставя свечу, попросите своими словами у Бога здоровья, сил, душевного покоя для того, о ком вы молитесь.
Не ставьте свечу о здравии на канун — столик с распятием, который обычно стоит в левой стороне храма: там ставятся свечи об упокоении!
Записки пишутся только о православных христианах: имена, упомянутые в записке, зачитываются священником во время Литургии, это равноценно личному участию перечисленных людей в общей литургической молитве, что возможно только для верующих.
Записка оформляется так: вверху изображается восьмиконечный православный крест, а под ним пишется заголовок «О здравии» (или «О упокоении»). Ниже, по одному на строке, перечисляются имена в родительном падеже в той форме, в которой имя значится в православном календаре (например, Светлана — Фотиния, Юрий — Георгий). Записку нужно отдать дежурной у свечного ящика.
Домашние молитвы о ближних читаются в конце утреннего молитвенного правила. В текст молитвенного правила, которое приведено в молитвослове, входят краткие и продолжительные молитвы о живых и об усопших.
Существуют особые молитвы о болящих, путешествующих, терпящих какие-то особые скорби и нужды. Их также читают в конце утреннего или вечернего молитвенного правила. Эти молитвы тоже можно найти в молитвослове.
Для того чтобы перечислить всех, о ком молитесь, и не упустить ни одного имени, их заносят в специальную тетрадку или блокнот — помянник, который используют во время молитвы.
Хотя все люди для христианина ближние, существуют те, за которых мы несем больше всего ответственности перед Богом, — наши родные и домочадцы: супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, свекровь или теща. О них нужно молиться постоянно, каждый день.
Имена родственников обязательно нужно занести в помянник и читать о них молитву в конце утреннего молитвенного правила.
Каждый раз, приходя в храм на Литургию, заказывайте о них записки. Если требуются особо усердные молитвы, можно заказать сорокоуст — церковное поминовение в течение 40 следующих Литургий.
Быть крестным или крестной — большая ответственность. Крестные родители непосредственно участвуют в чине крещения младенца, а впоследствии помогают родителям в его христианском воспитании.
В случае смерти родителей крестные заботятся о крестниках как о родных детях.
Помимо перечисленного, крестные обязаны молиться за крестника и научить его самого молиться.
Крестным может быть воцерковленный человек, знающий основы православной веры. В последние несколько лет в храмах совершаются предварительные — так называемые огласительные беседы для родителей и будущих крестных перед крещением.
Наличие двух крестных не обязательно — крестный может быть один, одного пола с ребенком.
Во время крещения крестный вместо младенца отвечает на вопросы священника, задаваемые по три раза:
— «Отрицаешилися сатаны?» («Отрекаешься ли от сатаны?») — «Отрицаюся», «Отрекохся» («Отрекаюсь», «Отрекся») ;
— «Сочетаваешилися Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»): «Сочетаваюся», «Сочетахся» («Сочетаюсь», «Сочетался»).
После этого крестный (или крестная) читает за ребенка Символ веры.
Согласно древнему правилу, нельзя гласно молиться (то есть на богослужении в храме) о некрещеных людях.
На Литургии, когда приносится евхаристическая Жертва за членов Церкви, о некрещеных нельзя молиться даже про себя.
У многих верующих людей есть некрещеные друзья или родственники. Поминовение их на Литургии невозможно, поэтому записки подавать о них нельзя. Однако можно ставить свечи и поминать в домашней молитве.
Молиться о здравии живых некрещеных родственников дома можно так же, как и о здравии крещеных, добавив к имени слово «некрещеный». Можно также добавить фразу «и сподоби, Господи, его (ее) принять святое крещение», особенно если молитесь о некрещеном младенце.
Молясь об умерших некрещеных, нужно понимать, что они могут не желать вечной жизни с Богом. Поэтому настоятельно не рекомендуется молиться о самоубийцах: они сделали свой выбор, и молиться о упокоении их в Царствии Небесном будет насилием.
Существуют молитвы об обращении неверующих или отступивших от православной веры: молящийся просит Бога и Пресвятую Богородицу смягчить сердце заблудшего и привести его к истинной вере.
О младенцах до их крещения молиться можно и нужно – своими словами в домашней молитве, не только Господу Иисусу Христу, но и Богородице, и святым.
В храме можно подавать записку о здравии, где пишется имя матери (в родительном падеже) и добавляются слова «со чадом».
С точки зрения Православной Церкви, нехристиане, даже если они не атеисты, — это люди, не просвещенные светом Христовым и не относящиеся к истинной Церкви. О них молиться следует точно так же, как о некрещеных, можно ставить свечи.
Вопрос о том, как следует молиться об инославных христианах (католиках, протестантах, армянах, коптах) и допустимо ли в некоторых исключительных случаях поминать их во время церковной службы, до сих пор остается открытым. Как среди сторонников, так и среди противников такого поминовения были авторитетные святые.
Нужно ли просить Господа о помощи другим людям? Конечно же, да. И при этом не стоит ограничиваться кругом своих близких, родных или друзей. Помолиться можно и о малознакомых, даже о вызывающих неприязнь.
Является ли молитва за другого человека своеобразной духовной милостыней? Многие священнослужители полагают, что да, и проводят аналогии с раздачей пищи, денежных средств и одежды нуждающимся.
Конечно же, не существует никаких ограничений, касающихся того, когда и как может быть прочитана молитва за другого человека. Попросить о помощи не для себя, а для того, кто в ней нуждается, у святых или Господа можно при любых обстоятельствах. Для молитвы вовсе не нужно ждать, когда у человека случится беда. Если возникает интуитивное желание попросить Всевышнего о милосердии и помощи для кого-то, это следует сделать без раздумий.
Традиционно же молитва за другого человека читается в случае наличия в его жизни каких-либо проблем, разлада в семье, несчастья, болезни. Молятся и о тех, кто подвержен пагубным страстям – алкоголизму, увлечению азартными играми, наркомании или иным. Помимо этого, нужно молиться и о тех, у кого в жизни вроде бы все ладится, но сами люди далеки от Бога, грешны, мелочны, суетливы, злы, чванливы. И конечно же, нужно помолиться о людях, которые в силу жизненных обстоятельств, к примеру, тяжелого заболевания, не могут сделать этого самостоятельно.
Молитва за другого человека относится к ходатайственным. Этот тип обращений к святым и Господу является разновидностью просительных молений.
Испокон веков верующими возносились ходатайственные молитвы о благополучии и здоровье близких и родных. Матери просили за своих детей, жены — за мужей. Нередко люди обращались к монахам и священникам с просьбой помолиться за тех, кто им дорог.
Произносить такую молитву следует так же, как и любую другую. Это означает, что читать текст нужно искренне, от чистого сердца, не имея потаенных умыслов и не выставляя свое действие напоказ в ожидании одобрения или похвалы. Молитва за близких или же малознакомых людей читается точно так же, как и за себя.
Во время моления за других верующий человек не только проявляет заботу о своих близких или же посторонних ему людях, но еще и укрепляет собственный дух. Когда человек проявляет беспокойство не о собственном благополучии, а думает о нуждах тех, кто находится рядом, он очищается духовно.
Вокруг таких людей образуется особая аура, они словно бы излучают участие, доброту. Иными словами, тот, кто вспоминает в молитвах не только о собственных нуждах, обретает благодать, уберегает от пагубных страстей и грехов свою душу. Разумеется, в том случае, если моление искренне.
В православной церковной традиции за других людей принято просить на литургиях Иоанна Златоуста и, конечно же, Василия Блаженного.
На служении Василия Блаженного просят:
- о священниках;
- монахах;
- церковных работниках;
- отшельниках;
- государственных чиновниках;
- военных и представителях органов обеспечения правопорядка.
До революции на этой литургии молились о царе. На служении Иоанну Златоусту принято зачитывать отдельные прошения. Как правило, священники молятся о здравии младенцев, благополучии семей, возвращении в лоно церкви отпавших от нее, обо всех, чьи имена забыты и, конечно же, о нуждающихся. Подавая в храме записку о молении за здравие, верующий услышит упоминание о близком ему человеке именно в служении Иоанну Златоусту.
Помолиться о нуждах и благополучии других людей можно как собственными словами, так и пользуясь готовыми текстами. При выборе слов молитвы важно обращать внимание на такие нюансы, как легкое произношение и понятность.
Недостаток старинных текстов в том, что многие слова, в них упомянутые, давно вышли из повседневного обихода. Современным людям они не особо понятны, помимо этого, их достаточно трудно запоминать и произносить. Соответственно, пользуясь такими текстами, человек невольно концентрируется вовсе не на молении, а на том, верно ли он произносит слова и правильно ли запомнил их порядок. Это полностью обесценивает молитву, фактически превращая ее в нечто, схожее с магическим заклинанием.
Молитва Николаю Чудотворцу за другого человека может быть такой: «Николай Угодник, батюшка! Заступник великий во всех чаяниях и заботах мирских, от немощи и хвори избавляющий! Молю тебя о вспомощевании не для себя, а для раба (имя человека). Помоги ему, Николай Чудотворец, батюшка, во всех делах и начинаниях, разреши заботы его и надели разум ясностью, а помыслы чистотой. Даруй доброту сердцу его и широту душе. Укрепи дух его и избавь от происков бесовских, от козней недругов. Аминь»
Молитва за чад своих, читаемая матерями Богородице, может быть такой: «Пресвятая Матерь Божия! Как не оставляла ты меня, рабу (имя собственное), без участия и милости, так и позаботься о чадах моих. Утешь их в печалях и раздели с ними радости. Не дозволь испытать болезней и горестей. Направь в жизни деток моих и сбереги их от всяческих напастей и бед. Аминь»
Мир всем благоразумным, благомыслящим и благорассуждающим о Господе!
К сожалению, из-за неведения у большинства церковных людей сложилась неправильная практика поминания и молитв о здравии живущих близких людей и о упокоении душ усопших родственников и прочих близких лиц. Отсутствие правильного ведения в этом вопросе не только ведет человека к небогоугодным действиям, не только впустую и напрасно заставляет тратить силы и время на не принимаемые Богом поминовения или молитвы за близких людей, но ставит самого молящегося человека и тех, о ком он молится, в опасное положение или причиняет вред.
Основная ошибка без разбору поминающих кого только хочется состоит в ложном понимании милости и в ложной жалости людей. Начитавшись в духовных трудах о любви и милосердии, поминающие полагают, что из милости можно поминать кого только им угодно. На самом деле это далеко не так.
Первым, Кто заложил правильное основание для молитв за других людей, избавляющее нас от обольщения и ошибок в этом деле, был Сам Основатель нашей веры, Глава Церкви и наш Спаситель Иисус Христос. Посмотрим на Его слова в Евангелии от Иоанна: Ин.17: « 9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» .
Итак, нам следует уяснить для себя ту истину, что мы вовсе не должны молиться за всех подряд близких нам людей или родственников, но всегда должны согласовывать нашу о людях молитву с волей Божией.
Для удобства уяснения некоторых важных сторон моления за других людей приведу мое сегодняшнее письмо одной сочувствующей с просьбой помолиться о друзьях её родителей, которые сейчас имеют проблемы в их жизни.
Ты должна понять важную вещь в отношении молитв за других людей. Это очень непростое, а иногда и очень опасное дело.
Для любого дела нужно наличие следующих составляющих:
- Богоугодность подобных дел вообще и конкретного дела в частности;
- Стимул для данного дела;
- Ожидание конкретного результата и пользы от него;
- Учитывание возможной опасности и вреда для участников этого дела;
- Целесообразность данного дела;
- Вероятность его благополучного завершения и осуществления;
- Учитывание того, что трата времени, сил и средств на данное дело оправданы и не будут тщетными и пустыми;
- Правильность совершения дела.
Все это относится полной мерой и к делу поминания и молитвы за других людей.
Поскольку это дело духовное и касается духовного мира и духов, то оно намного труднее, опаснее и сложнее, чем любое житейское дело.
Для удобства понимания приведу подобия из мирской жизни людей. Например, ты узнала о нужде друзей твоих родителей, что им не хватает 300 000 евро для покупки жилья. Ты по Интернету находишь адрес богатого человека и пишешь ему письмо с просьбой подарить 300 000 евро для семейной пары, являющейся друзьями твоих родителей. Как ты думаешь переведет ли этот богатый человек просимую сумму на указанный тобою счет? Правильно думаешь, что не переведет. Он и 3000 евро не переведет и даже 300 евро тоже. Почему? Исключаем у него жадность и скупость к деньгам. Он добрый человек и занимается благотворительностью. Тем не менее, он справедливо не переведет просимой тобой суммы.
Еще один пример. Допустим, ты владеешь жилищем, которое можно продать за 200 или 300 тысяч долларов. Мы с тобой познакомились через Интернет и вступили в дружескую переписку. Вдруг однажды я пишу тебе письмо с просьбой: «NN, срочно продай свое жилье и перешли все полученные тобой деньги на такой-то счет. У меня проблемы, и мне очень нужна сумма в 300 000 долларов». Стала ли бы ты выполнять мою просьбу? Думаю, что нет. Почему же ты полагаешь, что я должен по первой твоей просьбе тратить несравненно более драгоценный свой духовный капитал за неизвестных мне лиц лишь по той причине, что они друзья твоих родителей. Еще можно понять, когда кто-то просит о своих родителях.
Так вот, пойми и смиренно прими то, что любая просьба в духовном мире стоит несравненно больше и дороже, чем приведенные мной примеры просьб из житейского земного бытия. Духовные дары, силы и результаты нельзя измерить деньгами или земными ценностями. Их нельзя купить за деньги. Чтобы мне хоть с какой-то пользой молиться за другого неизвестного мне человека, мне нужно знать об этом человеке как можно больше. Если он живой, то лучше лично познакомиться, прочувствовать его. Мне нужно расположиться к этому человеку, а ещё лучше – полюбить его. Мне нужно войти в его положение, в его жизнь, понять его и его нужды. Затем мне нужен стимул для моей за него молитвы. Мне нужны Божье благоволение и благословение молиться за него и просить именно конкретно того, что ему нужно и полезно. Бывает же так, что Бог не расположен к какому-то человеку и не принимает никаких молитв за него.
Ты должна также понимать, что молитва за другого человека — это не только отдавание своих сил, времени, трудов и сокровищ духовных, но и вступление в битву и войну за эту душу с духами злобы поднебесной! Какой у меня резон или стимул воевать за тех, которые сами за себя не воевали, жили в грехах или неверии? Бесы просто посмеются и поругаются надо мной, да попущением Божьим смирят меня наведением напастей и пакостей за то, что я взялся своевольно вымаливать тех, кто по праву принадлежит им. Но проблемы и беды начнутся не только у меня, но и у тех, за которых я начну молиться, а также у того, кто попросил меня молиться за конкретных лиц. В результате все связанные своевольным и непродуманным делом молитвы о недостойных или неподходящих лицах понесут потери и попадут в ещё худшее положение, чем до молитв».
Надеюсь, вы сделаете каждый для себя правильные выводы в отношении ваших просьб ко мне о молитвах за ваших родственников и близких, и внесете существенные поправки в ваши списки поминаемых мною церковно и частно лиц.
Молитва за других людей не принимается Богом и по той причине, если мы молимся о людях не соответственно их статусу, положению и состоянию. Например, если мы за погибающего или ложно верующего родственника молимся как за верного. О заблудшем надо молиться как о заблудшем, прося лишь соответствующего его положению и состоянию. О погибающем надо молиться как о погибающем, прося возможного для него. При этом надо учитывать и выполнять все требования, изложенные мной в приведенном письме.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
А по подобным вопросам будьте готовы, что мнения будут неизбежно разными. Но лично на мой взгляд, такие опасения граничат с суевериями. И вообще это совсем не христианский подход, а какой-то эгоистичный, эгоцентричный: не дай Бог, чтобы мне плохо было, если я вдруг за кого-то помолюсь и приму участие в боли какого-то человека. Вам бы приятно было, если бы в ваших нуждах и скорбях к Вам отнеслись точно так же? Не думаю… Поэтому будьте смелее, увереннее в себе и не слушайте, кто чего скажет, а старайтесь слушать только Бога и Его волю постигать. И тогда по вере вашей и будет Вам!
Молитва предполагает, что мы молимся не только за себя, но и за других людей. Тем самым Бог становится ближе не только к нам, но и к ним также. Молиться о других нужно так же, как мы молимся о себе.
Те, за кого мы молимся, тоже нуждаются в нашей любви, сочувствии и сострадании, поэтому произносить их имена нужно со всей любовью и сердечностью. «Надо, чтобы слова выходили как ключ живой воды из родника своего, – чтобы они были искренним голосом сердца, не были чужою заимствованною одеждою, чужими руками», – так говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский о молитве.
Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Лк. 11:1
Он говорил, что когда мы молимся за ближних, Бог смотрит в наше сердце: насколько искренне мы желаем нашим ближним добра – так же, как себе, или нет; не одолевают ли нас гнев или злоба на наших ближних.
Так, старец Паисий Святогорец говорил: «Когда ты молишься, к примеру, о ком-то, кто болен раком, то молись о всех, у кого рак, и добавляй молитовку за усопших. Или, если ты видишь какого-то несчастного, то пусть твой ум сразу же идет ко всем несчастным, и молись за них».
Точно так же и другие люди могут молиться за вас. Но, как мы знаем, молитва неразрывно связана с нашей жизнью, мыслями, поступками. Поэтому, если вы хотите, чтобы кто-то помолился за вас, вы должны вести праведный образ жизни, следовать Божьим заповедям.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Необходимо искреннее желание помочь.
Начинать любую помощь можно, только если вы искренне хотите помочь своему близкому. Молитва может передать духовные силы нуждающемуся и помочь в сложной ситуации совершенно неожиданным способом. Возможно, близкий человек осознает, как ему выйти из сложной ситуации, получит помощь от кого-либо, или произойдет что-то еще, что приблизит разрешение.
Полагайтесь на мудрость Бога.
При формулировании просьбы не используйте конкретных вариантов разрешения сложной ситуации для вашего близкого человека. Господь мудрее нас и может предложить другое, неожиданное для нас решение. Например, формулировка: «Господи, помоги, пожалуйста, (имя) в разрешении его(ее) сложной ситуации в семье» может быть более уместной, чем просьба, чтобы этот человек, например, сменил супруга.
Вы можете вмешиваться в судьбу другого человека только до определенного предела.
Молитва может изменить жизнь другого человека только при его готовности меняться самому. Если близкий человек готов менять свою жизнь и прилагает в этом направлении определенные усилия, то ваша молитва может послужить мощным катализатором положительных изменений. В других же случаях, молитва может быть просто благоприятным фоном для принятия более правильных решений, поддержкой и защитой от серьезных ошибок.
Помните, что только сам человек может изменить свою жизнь, с вашей помощью или без нее. Если он не готов брать ответственность и менять свою ситуацию, а вы очень усердствуете в своих просьбах, то возможна ситуация, когда вы начнете перетягивать на себя его проблемы. Должен быть определенный баланс между его усилиями и вашей молитвенной помощью.
Наибольшую силу имеет молитва матери за своих детей и групповая молитва.
Известно, что молитва матери за своих детей имеет особую силу, поскольку дети с родителями связаны самыми крепкими узами. Если в молитве участвуют несколько человек, то каждый следующий участник усиливает силу молитвы в 7 раз. То есть одновременная молитва двух людей с определенной просьбой сильнее молитвы одного человека в 7 раз, трех людей – уже в 49 раз и так далее.
Используйте доступные молитвы для выражения просьбы.
Вы можете выбрать любые доступные вам молитвы (Отче наш, любые молитвы Богородице, Православным Святым) и читать их после произнесения просьбы о помощи другому человеку. Помощь вашему близкому придет соразмерно тем душевным усилиям, которые вы сможете вложить в процессе молитвы за него, поэтому сам текст молитвы нужно читать несколько раз, в некоторых случаях сотни раз.
Вы сами сможете почувствовать, когда вложено достаточно усилий для того, чтобы ваши молитвы были услышаны.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят? — Существуют большие разногласия по поводу: молиться или не молиться о людях, которые просят молитвенной помощи за себя и за своих близких? Некоторые отговаривают друг друга от такой молитвы на том основании, что якобы «мы слишком немощны, «нападения слишком сильны», и рассказывают, какие искушения им после этого были. Ведь обычно просят молиться за кого? Один отступил от Церкви, другой — наркоман, третий — алкоголик, у всех такая скорбь. Люди рассказывают, и скорбишь вместе с ними, а вот помолиться. Иногда начнешь, но боишься, потом что у тебя свои какие-то страсти, свои немощи, свое несовершенство. И не знаешь, как правильно поступить… — Вся беда в том, что мы забыли, что во всех случаях жизни мы должны руководиться Христовыми заповедями, должны уподобляться Христу. Потому и возникают у нас такие недоумения, смущения, запинания. Господь сказал: «Просящему у тебе — дай» (Мф.5:42). Поэтому если даже мы и сознаем себя крайне ничтожными, крайне падшими, крайне немощными, но если уж, действительно, нас кто-то просит: «Помолись за меня!» — нужно сказать: «Господь Бог да помилует нас обоих». Это значит, что мы не ставим себя выше его (что мы вроде бы лучше его). А «помяни, Господи…» можно и вслух, можно и молча (про себя) сказать. Можно помолиться так: «Господи, помоги рабу Твоему… (или рабе Твоей…) и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» Вот и все — в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Хотя бы даже так сказать — мысленно или вслух, но нельзя вовсе отринуть этого прошения, потому что мы не знаем скорби и веры просящего. В данном случае мы должны поступить по заповеди: «Просящему у тебя — дай» (Мф.5:42). Ведь, по слову Священного Писания, какой мерой будем мерить мы сами, такой возмерят и нам.20 Если мы не ответим сердечным состраданием на скорбь нашего ближнего, не возопием ко Господу хотя бы краткой молитвой, то когда у нас случится скорбь, и мы будем кого-то о чем-то просить, нас тоже не послушают. Так что это нужно запомнить раз и навсегда. А уже браться кого-то «тянуть», вымаливать — это совсем другое дело. Чтобы начать вымаливать конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело. Нужно еще сказать, что большая проблема в этом отношении возникает у нас от неправильного образа мыслей. Обычно мы думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира — начиная от Адама и кончая последним человеком, который будет жить на земле. Грехи всего мира уже искуплены Кровию Христовой. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только — как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом — проявление нашей любви ко Христу и к человеку. Мы же этого не понимаем и не хотим ничего такого понести, и потому как бы отделяемся от Тела Христова (ибо Церковь есть мистическое Тело Христово: Христос — глава, а мы все — члены). Христос ради любви к роду человеческому взял на Себя грехи всего мира, понес всю их тяжесть, а мы не хотим понести даже и малого. Хотя это — лишь ничтожное обозначение той тяжести… Очень редко Господь попускает нам это. А если и попускает чуть-чуть, то для того, чтобы мы поняли, что и мы должны принять участие в Христовых трудах по избавлению этой души от ада преисподнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — сказал Господь (Ин.15:13). Потому не должно нам ужасаться искушений от бесов или людей — но смиряться, терпеть и молиться, ибо именно в такой молитве проявляется любовь к Богу и к ближним. Однако, говоря об этом, нужно отметить, что часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились — вот в чем дело. И это может быть 95% от всех таких случаев. Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос. А не то, что «я сам твердо стою, потому могу вытащить и другого». Нет, никто из нас не устоит, если не будет с нами благодати Святого Духа, если не поможет нам Подвигоположник Христос, Который победил диавола и все его козни. Вот именно с этими чувствами — смирением, любовью и состраданием — мы должны относиться к нашим ближним. По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал пли сделал что-то нехорошее, неподобающее — мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва. Ведь мы должны понять, что мы — сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы — тело Христово (ср.: Рим.12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать — хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это — наш христианский долг. Но только чтобы не было самонадеянности — чувства, что «я лучше других: я уже чего-то достиг, а этого совсем «понесло». — Потому что именно за это чаще всего мы и страдаем (Господь попускает, чтобы мы осознали, что мы не лучше других). Только мы этого не осознаем, а думаем, что искушение пришло за сострадательную молитву о ближнем. Но если будем благоразумны, то даже и в случае какого-то искушения мы просто смиримся, попросим у Господа помощи и избавления — и все. Претерпим это, окажем любовь к ближним, помолимся о них и сами приобретем смирение. И если случится, что сами мы когда-нибудь попадем в какую-то яму, то и за нас кто-то помолится. А если мы приобретем иное свойство — навыкнем не сострадать нашим ближним, то с нами может получиться так, как было показано в одном видении. Ангел вытаскивал одну такую самолюбивую душу из ада, поскольку за нее были сильные ходатаи-молитвенники. И когда oн ее поднимал, за нее начали хвататься другие души. Видя такое дело, самолюбивая душа пришла в негодование, начала кричать и стряхивать с себя тех, кто пытался за нее ухватиться: «А ну отцепитесь! Это меня только вытаскивают, а не вас!» И когда она так отряхивала других, то и сама оборвалась и полетела обратно в адскую пропасть. Этот пример наглядно показывает нам, что если мы не приобретем сострадания, то мы просто-напросто не сможем попасть в рай. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2). Если мы не будем сострадать ближним, то, следовательно, и сами мы лишимся сострадания — и от людей, и от Бога. Вот какой это существенный момент в деле нашего спасения. Поэтому каждый человек за время своей земной жизни обязательно должен научиться сострадать подобострастным ему людям. Сострадать с сердечной болью, без уничижения, без осуждения, а именно с той мыслью, с тем внутренним настроем своей души, что «Христос пришел на землю грешников спасти ОТ НИХЖЕ ПЕРВЫЙ ЕСМЬ A3″. На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. Много раз читала о том, что некоторые люди — молитвенники, подвижники — берут на себя и замаливают грехи других людей. Как это происходит, и могут ли брать на себя грехи ближних люди, не отличающиеся особыми духовными дарованиями? Знаю, что нужно молиться за живых и усопших, но некоторые старцы предупреждали своих духовных чад: «А ты молись не за всех». Наверное, когда молишься за других, а особенно за людей, живущих явно греховной жизнью или умерших во грехе, без покаяния, какую-то часть их грехов тоже принимаешь на себя? Всем ли это по силам? И как правильно понимать слова Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин.,5, 16).Елена, Башкирия. Как молиться за другого человека Архангел Рафаил неизменно отвечает на все молитвы, включая и те, в которых просят о помощи кому-то другому. Когда, например, нужно помочь больному, действие молитвы будет усилено, если с ней обратится не один, а несколько человек. И хотя архангел не может навязывать свою помощь тому больному, который не хочет духовного участия, вы имеете полное право попросить, чтобы он пришел и был рядом с человеком, которому это необходимо, тогда само его присутствие будет оказывать исцеляющее воздействие. Элли Брисон является дипломированным врачом в области ангелотерапии. Однажды она попросила Рафаила оказать помощь своей очень больной подруге, результаты оказались удивительными! Вот как об этом вспоминает Элли: «Моя близкая подруга страдала от хронической почечной недостаточности и вынуждена была каждую неделю по нескольку часов проходить лечение методом подключения к аппарату диализа. Она не могла далеко уходить от дома из-за жесткого графика этой процедуры, а также потому, что в ожидании операции по трансплантации почки должна была находиться под постоянным наблюдением. Как-то после процедуры диализа она позвонила мне и попросила срочно отвезти ее в ближайшую больницу, чтобы заменить шунт диализа на ее запястье. Пока она находилась в операционной, я сидела и молилась. Просила архангела Рафаила полностью исцелить мою подругу. И внезапно почувствовала, будто кто-то легонько похлопывает меня по правому плечу. Оглянувшись, я никого не увидела и решила, что это был мышечный спазм. Но вскоре похлопывание повторилось. И наконец до меня дошло, что это ангелы подают мне сигнал. Тогда я мысленно спросила: “Кто-то пытается установить со мной контакт?” Ответ пришел мгновенно, некий внутренний голос сказал мне: “Ты в больнице. Посмотри вокруг!” И тут я увидела, что вся мебель в кафетерии, где я в тот момент находилась, осветилась изумрудно-зеленым светом, который ассоциируется именно с архангелом Рафаилом. Я рассмеялась и мысленно поблагодарила его за то, что он явился сюда. И тут же услышала его вопрос: “Ты просила помочь выздороветь твоей подруге? Ты уверена, что хочешь полного ее исцеления?” Я подумала, что вопрос довольно странный, но сказала “да”. Конечно, я хотела бы, чтобы она избавилась от своего недуга. Архангел ответил мне так: “Считай, что это сделано”. Похлопывание по плечу прекратилось, и Рафаил удалился. Я больше не думала об этой неожиданной встрече, так как вскоре после этого кто-то из медицинского персонала позвал меня, чтобы сообщить, что моя подруга может покинуть клинику. В операционной все прошло как нельзя лучше. Женщина находилась еще в полусонном состоянии, поэтому в машине мы не могли много разговаривать. Я привезла ее к себе домой, и она сразу же легла в постель, так что в тот вечер у меня не было возможности рассказать ей о своей встрече с Рафаилом. На следующее утро я проснулась, услышав, что она зовет меня из своей спальни. Войдя в комнату, я обнаружила, что она сидит в постели и смеется! – Элли, меня только что навестил архангел Рафаил! Он присел ко мне на кровать и сказал, что разговаривал с тобой вчера и ты попросила его полностью исцелить меня. Я рассказала ей о том, что произошло в больнице накануне вечером, и мы вместе смеялись от радости и обнимали друг друга, понимая, что получили благословенную помощь свыше. Мы были счастливы, что все свершилось чудесным образом. Приблизительно год спустя во время одного шоу, в котором участвовала моя подруга, к ней подошел молодой человек (профессиональный художник) и сказал: “Я слышал историю, связанную с вашей хронической почечной болезнью, и хочу быть вашим донором – отдать вам свою почку!” В наши дни, когда очереди на подобную операцию настолько велики, что можно годами ждать, пока подвернется возможность заменить почку, найти живого донора практически нереально. Медицинское обследование показало, что эти два человека по всем показателям идеально подходят друг другу. Не смея верить в свою удачу, моя подруга была очень взволнована и нервничала перед операцией. Но пересадка прошла благополучно и оба выписались из больницы уже через несколько дней. Когда она лежала в клинике, меня не было в стране, но как раз в момент операции я опять почувствовала легкое похлопывание по плечу. На этот раз сообщение архангела Рафаила было коротким и четким: “Теперь твоя подруга полностью исцелена”. Я поблагодарила Рафаила, меня переполняли чувства. Позже я вспомнила, что год назад молилась о полном исцелении своей подруги, которое и произошло, когда она получила почку для трансплантации и ей больше не нужен был диализ. Женщина обрела новую жизнь и нового замечательного друга, а донорская почка прекрасно прижилась и функционирует безотказно». Как и Элли, вы можете попросить Рафаила помочь восстановить здоровье дорогому вам человеку. Для этого не требуется ни особой квалификации, ни специального обучения, просто будьте искренними в своей просьбе. Архангел помогает каждому, кто его просит, без всяких условий и немедленно. Вот образец молитвы о здоровье другого человека: Дорогие Бог и архангел Рафаил! Пожалуйста, помогите (назовите имя этого человека) избавиться от (опишите проблему, связанную со здоровьем). Благодарю вас за то, что даете всем нам веру и надежду и помогаете поверить, что все происходит в соответствии с Божественным порядком. Спасибо за четкое руководство в отношении действенных шагов в направлении лечения. Например, после того как отцу одного человека по имени Майкл Матх поставили новый тазобедренный сустав, его отвезли в санаторий для реабилитации. Майкл воззвал к Рафаилу, прося о помощи, и ему был дан знак: он заметил как бы рисунок на стене, сделанный архангелом. Тогда он попросил Рафаила помочь его отцу и как можно скорее исцелить его. И получил ответ в форме неизвестно откуда взявшегося внутреннего знания, что его отец хорошо защищен и вскоре выздоровеет. Так все и произошло. Отец Майкла в самом скором времени снова смог ходить и больше не испытывал боли. Редко ли бывает так, что мы даем обещания, а потом, много позже, ломаем голову и всё никак не можем взять в толк, как бы нам половчее их исполнить, чтобы не прослыть (да и не оказаться на самом деле) легкомысленными пустословами и хуже того – обманщиками? Кажется, очень часто. Случается это в основном тогда, когда мы, и правда, относимся к чьей-либо просьбе с изрядной долей легкомыслия и, даже не вслушавшись подчас по-настоящему в то, что от нас требуется или хотя бы ожидается, спешим ответить: – Конечно! Всё сделаю, и не думайте сомневаться! Ну а впоследствии, по сказанному выше, ищем способ, как бы нам то, на что мы уже подрядились, реализовать, и далеко не всегда результат размышлений наших оказывается удовлетворительным. И вот удивительно: нередко подобную же ситуацию можно наблюдать, когда не о чем-то сверхсложном или до крайности необычном идет речь, а когда просят нас о вещи простой и естественной: помолиться. Просят, и мы тотчас же с готовностью восклицаем: – Конечно! Обязательно помолюсь! А потом… А потом человек идет в храм и задает священнику вопрос, ответ на который, казалось бы, очевиден: – Меня просили помолиться, я пообещал, а как мне это сделать. И вот действительно – как? Поминать просившего о молитве утром и вечером, полагать за него поклоны, читать акафисты и каноны, присоединять прошения о нем к чтению Псалтири и Евангелия, подавать записки на проскомидию, на молебен, заказывать сорокоуст? Наверное, правильно было бы, если бы, пообещав молиться, христианин уже представлял себе, как именно он будет это делать. Но и то правильно, что, затрудняясь, он спрашивает. Было бы хуже, если бы не спрашивал и не молился бы вообще, полагая, что для успокоения сердца просителя достаточно и обещания как такового, – так тоже бывает и не столь редко, как кто-то мог бы подумать. Мне кажется, что вопрос: как мне в данном случае молиться? – сродни другому вопросу: как определить меру своего участия, когда меня просят о помощи делом или, например, деньгами? И ответ на него складывается из тех же самых составляющих: участвовать (молиться) надо по мере необходимости, по мере своего усердия, по мере возможностей, по степени близости нам человека, о котором идет речь, и, конечно же, по мере любви, которая живет в нашем сердце. И обязательно – с рассуждением. По внешнему выражению своему и по продолжительности молитва может быть очень разной, главное – она не должна быть формальной, должна идти от сердца и совершаться с пониманием, о ком и о чем мы Господа просим. В остальном же… Есть у преподобного Силуана Афонского такие слова: «Молиться за людей – что кровь проливать». И это не только в том смысле, что молящийся чувствует боль другого человека как свою собственную, сопереживает, сострадает ему.
Молящийся должен быть готов к тому, чтобы взять на себя какую-то часть того груза, который несет другой человек, понести его тяготу, разделить его скорбь: таков закон духовного восприятия, о котором говорит преподобный Марк Подвижник. Он объясняет, что восприятие это бывает двояким – невольным и вольным. Когда мы осуждаем человека, когда причиняем ему зло, то Господь попускает нам принять на себя какую-то часть его искушений и неприятностей. Когда же, напротив, любим человека и молимся о нем, то Бог, усматривая в нас готовность к самопожертвованию ради ближнего, дает нам спострадать с ним. Причем готовность эта, нашедшая свое выражение в молитвенном труде, иногда остается не до конца осознанной нами, и все, с чем сталкиваемся мы в итоге, вследствие молитвы, оказывается для нас совершенно неожиданным. А надо – ожидать. Во-первых, потому что ожидаемое переносится гораздо легче. Во-вторых, потому что именно осознание такой реальности заставляет более трезво относиться к себе самому, правильнее понимать свою меру. Неслучайно, отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно. Но это, безусловно, в большей степени касается ситуаций, когда о молитве просит нас не очень хорошо знакомый нам человек. Другое дело, когда мы говорим о ком-то по-настоящему близком, о том, кого мы любим, с кем нас связывают узы дружбы, особенно если этот дорогой для нас человек попал в беду или тяжело заболел. Тут необходим труд совсем другого порядка: и просто усердная молитва, и акафисты, и каноны, и Евангелие с Псалтирью, и поминовение за богослужением.
Ну и, конечно, то же самое можно сказать и о молитве за тех наших близких, которые погибают, не в силах совладать со своими страстями, которые не могут справиться с алкогольной или наркотической зависимостью, проигрывают где-то последние деньги, живут греховно, распутно. Здесь можно и нужно либо вымолить их, «вытащить» на себе, либо, как выражался один подвижник, хотя бы стертые поклонами колени Господу показать. А искушения, которые придется при этом потерпеть… что ж, они должны быть – мужественное перенесение их делает нашу молитву гораздо сильней, наше мужество доказывает, что мы, и правда, любим, а молитва, споспешествуемая любовью, творит чудеса.
Впрочем, бывают случаи, когда даже от молитвы за близких приходится отказаться, когда следует, смирившись, с печалью, но отступить. Это случаи, разумеется, особого рода: если наши близкие всерьез увлеклись оккультизмом, если они занимаются экстрасенсорикой или колдовством, не говоря уже о прямом, сознательном служении темной силе, то молитва за них становится по-настоящему опасной. И более того, зачастую она перестает быть богоугодной. Даже такой великий праведник и молитвенник, как афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде. Что уж тут о нас говорить… Конечно, рассуждая о молитве за ближних, я отдаю себе отчет в том, что готовых, раз и навсегда определенных «рецептов» в отношении ее быть не может: жизнь – живая, и любые правила очень часто требуют определенной корректировки. Какой? Это мы понимаем, если и сами, как жизнь, живые: сердце подсказывает, а здравый смысл, рассуждение позволяют в его правоте убедиться. Я просто попытался некие общие принципы проговорить, обозначить, зная по опыту, что нужда в этом насущная есть. Молиться ведь обязательно надо. И если понимать как, то труд этот и легче подъемлется, и пользы больше приносит – и ближним, и нам самим. Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти. Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален. |