Правила чтения молитвы Ефрема сирина

На данной странице вы найдете детальное описание: правила чтения молитвы ефрема сирина - подобранную специально для Вас!

Слушайте онлайн или читайте текст молитвы Ефрему Сирину в великий пост на русском языке. Если вы не знаете когда молитва Ефрема Сирина читается дома, данная статья для Вас!

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь!

Слушать молитву (читает Патриарх Кирилл):

Церковное богослужение подчиняется канонам. Согласно им, молитва Ефрема Сирина читается однажды в год – Великим постом (более всего). Для домашнего обращения к покаянию преград нет: молитесь по мере желания. Если чувствуете пользу – в любое время. Следуя монастырскому уставу, рекомендуется: включать в келейное молитвословие утром и вечером. Добавляется к обычному Правилу с момента, как ее начинают читать в храме .

Несмотря на название – Великопостная, читать молитву Ефрема сириянина в храме начинают чуть раньше. По определенным дням, дважды в конце каждой службы. К домашнему Правилу добавляется, и по Типикону произносится про себя:

    в среду и пятницу Сырной седьмицы; всю четыредесятницу, кроме суббот, воскресений, благовещенской и полиелейной служб; по среду (на утрене четверга не упоминается) Страстной недели.

Примечание: При чтении молитвы Ефрема Сирина изобилуют поклоны (16 раз): человек трудится не только духовно, но и телесно. Так вся наша природа участвует в покаянии. Как отпадение от Бога произошло всецелое, так и в восстановлении задействованы три составляющие: Дух, Тело и Душа .

Святой Ефрем не просит просто избавить от определенного вида грехов, а упоминает о духе страстей. Это как вырвать с корнем, чтобы даже духу (следа) не осталось внутри. Не связать супостата, который увлекает в падение, а извергнуть его вон, навсегда.

Это говорит о более глубоком очищении. Поэтому в посты читается покаянная молитва, призывающая Бога, избавить безвозвратно порабощенную греху природу человека, освободить от пагубных бесовских пут навсегда (распять плоть).

Примечание: О покаянном тексте написано много трудов: святителями, священниками, святыми, даже А.С.Пушкиным. Наша статья дает самое краткое объяснение. Тем, кто хочет осмыслить всю глубину, советуем обратиться к более достойным источникам .

Перечисленные страсти знакомы, к ним привыкли, а потому исчезла острота восприятия, брезгливость ко злу. Этому способствуют современные взгляды, искажающие истину. О какой ненависти ко греху может идти речь, когда дьявольскую ложь выдают за добродетель.

Чтобы не утратить иммунитет на различение добра и зла, читается молитва, написанная с таким глубоким содержанием. Слова побуждают задуматься, обострить покаянные чувства, дабы вооружиться против страстей:

    Праздность: Как при отсутствии физической нагрузки, члены становятся дряблыми, теряют силу и навык, так происходит и на духовном уровне. Бездеятельная душа – нива, покрытая зарослями терновника, бурьяна, заглушающего и голос совести, и способность различения добра. Наконец, человек лишается опоры, которая удерживает, не дает затянуть себя в мрачное болото распутства. Страшнее всего, что теряем драгоценное время – короткий срок жизни. Расточаем ее, идя к вечной гибели. Уныние (в греч. варианте– многотрудность, крайняя противоположность безделью): Кто имеет надежду на Христа, верит заповедям – не может унывать. Христианин, стоящий на верном пути, испытывает противоположные качества: любовь, радость, тишину, терпение, кротость, сдержанность, щедрость, незлобие и пр. Одна печаль спасительна – о нераскаянных пред Богом грехах, которая ведет к жизни. Мирская же – к смерти. Любоначалие(по совр.: стремление к лидерству, высокому положению в обществе): Тяга к начальствованию присуща всем еретикам, раскольникам, гордецам, деннице, то есть, самому дьяволу. Таковым противится Господь, ибо они далеки от смирения, а значит и спасения. Добрая вечная слава гонится за теми, кто от нее бежит, отрешается, ненавидит (речь о святых).

Примечание: Научившись видеть свои грехи, а не смаковать чужие, вступим на путь спасения, имея надежду, что Господь не оставит без Своего попечения и всё, о чем упоминается в молитве Ефрема Сирина, да подаст обильно.

Молитва Ефрема Сирина – молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, которое читается за седмичными (то есть будничными) богослужениями Великого поста.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Перевод молитвы преп. Ефрема Сирина:

1) Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(Господи и Владыка жизни моей! не дай мне склонности к праздности — лени, унынию — безнадежности, властолюбию и пустословию.

Празднословие — произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов).

2) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.

Целомудрие — здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие, смирение — сознание, своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других; терпение — терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, скорбей, лишений и несчастий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве — любви (к Богу и ближним)).

3) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(О, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Под братом здесь разумеется всякий другой человек.

Яко благословен еси — потому что Ты достоин прославления).

После каждого из этих трёх воззваний делается земной поклон, затем 12 раз читается «Боже, очисти мя грешного» с поясными поклонами, и в конце прочитываются сразу все три воззвания и делается один заключительный земной поклон.

Промежуточные 12 поклонов в современной русской традиции принято сопровождать словами: «Боже, очисти мя грешнаго», «Боже, милостив буди мне грешному». Эти слова читаются священником, как правило, лишь вполголоса или совсем тайно.

В дониконовской практике на эти 12 поклонов читались краткие молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды), Боже, милостив буди мне грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя. После прочтения этих 6 кратких молитв они повторялись.

Читайте так же:  Молитва на призыв человека

Типикон (т.е. устав) предписывает читать молитву Ефрема Сирина про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из 3 прошений и совершая земной поклон после него.

Богослужение, совершаемое египетскими монахами IV-V вв., состояло из чтения или пения псалмов, перемежавшихся безмолвной молитвой монахов с воздетыми руками, и заканчивалось поклонами.

К этой традиции восходит и образ чтения молитвы Ефрема Сирина. В практике Русской Православной Церкви эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся, что объясняется недостаточным знанием ее прихожанами; воздеяние рук совершается только священником (или в ряде епархий не совершается вовсе).

В греческих Церквах Молитва Ефрема Сирина также читается вслух, безмолвное чтение практикуется только в монастырях (в том числе на Афоне).

Согласно Иерусалимскому уставу, как в редакциях, принятых в настоящее время в греческой церкви, в РПЦ и в других православных Поместных Церквах, так и в редакции, используемой РПЦ с кон. XVII в.,- молитва Ефрема Сирина включает 16 поклонов во все седмичные дни поста, кроме особых.

Однако кафедрально-приходская версия устава, сложившаяся в греческой традиции к XIX в. и окончательно оформившаяся в нач. XX в., предписывает читать Молитву Ефрема Сирина всегда с 3 поклонами. Такое упрощение возникло не сразу.

Так, в XVII в. греки сохраняли 16 поклонов во время молитвы Ефрема Сирина, но не все были земными: за 3 земными поклонами следовали 12 поясных и земной, тогда как более старая традиция, сохранявшаяся на Руси до сер. XVII в. (и доныне практикуемая у старообрядцев), предписывала совершать 16 земных поклонов.

Вопрос о замене 16 земных поклонов во время молитвы Ефрема Сирина 3 земными, 12 поясными и земным (как молитва Ефрема Сирина доныне и совершается в русской, грузинской и других традициях повсеместно, а у греков — в наиболее строгих монастырях) был тесно связан с началом разделений в Русской Церкви, приведших к старообрядческому расколу, — эта замена и предписание о переходе от двуперстия к троеперстию составляли основное содержание «Памяти», разосланной патриархом Никоном Великим постом 1653 г. по московским церквам, с неприятия которой некоторыми клириками и начались нестроения в Русской Церкви.

При этом строгая практика 16 земных поклонов в XVII в. на Руси многими соблюдалась достаточно формально. Составители послениконовской русской редакции Типикона, посвящая молитве Ефрема Сирина и некоторым другим вопросам главу «О поклонех и молитве церковное законоположение» (Типикон. Т. 2. С. 844-851), где обосновывается введенная патриархом Никоном практика, отмечают, что многие в их время пытались облегчить свой подвиг, преклоняясь во время молитвы Ефрема Сирина не до земли, а до «скамеец» (следует отметить, что старообрядцы, придерживающиеся строгости в богослужении, избегают использования подобных приспособлений); тем самым введенную патриархом Никоном практику нельзя назвать упрощением, напротив, она подразумевала отказ от формального отношения к уставным предписаниям.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Живота моего – жизни моей, дух праздности – склонность к празности или лени, уныние – безнадежность, любоначалие – властолюбие, то есть любовь начальствовать и властвовать над другими, празднословие – произношение пустых слов (пустословие), а также дурных и бранных слов, не даждь ми – не дай мне.

Целомудрие – здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души, смиренномудрие – сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом, и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение), терпение – терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и несчастий, а также нужно для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца, любве – любовь (к Богу и ближним).

Ей, Господи – о, Господи, даруй мне зрети – дай мне видеть, осознавать.

Под братом здесь подразумевается всякий другой человек.

Яко благословен еси – потому что Ты достоин прославления.

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)
(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце) .

Живота моего — жизни моей; Даждь — дай; Ей, Господи — О, Господи; Даруй мне зрети — дай мне видеть, осознавать; Яко — поскольку; Еси — есть.

В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. По субботам и воскресениям эта молитва не читается
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в Типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

Читайте так же:  Молитва ночная Ангелу

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ ( Иак.1:17 ).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем ( Ин.15:5 ). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Молитва Ефрема Сирина – покаянная. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин, был сирийцем по происхождению и жил в IV веке. После себя этот святой оставил многочисленные толкования на Священное Писание, проповеди и поучения. Ефрем Сирин написал гимны и молитвы, которые еще при его жизни перевели на греческий язык. Впоследствии они вошли в современное богослужение.

Вот как эта молитва переводится на некоторые современные славянские языки:

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Господи і Владико життя мого, дух лінивства, безнадійності, владолюбства і марнослав’я не дай мені. Дух же доброчесності, смиренномудрості, терпіння і любові даруй мені рабу Твоєму. Так, Господи Царю, даруй мені бачити провини мої і не осуджувати брата мого, бо Ти благословен єси на віків. Амінь.

Panie i Władco żywota mego! Nie dawaj mi ducha próżniactwa, zniechęcenia, chciwości, panowania i gadatliwości, Za to obdarz mnie, Twego sługę, duchem wstydliwości, skromności, cierpliwości i miłości, O, Panie i Królu! Spraw, abym widział moje przewinienia I nie potępiał brata mego. Albowiem Tyś łogosławiony jest na wieki wieków. Amen.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Подробнее об этом стихотворении А.С. Пушкина читайте здесь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Во время Великого Поста ежедневно кроме субботы и воскресенья читается молитва Ефрема Сирина. Она считается великопостным символом и очень выделяется среди других песнопений и гимнов.

Эта небольшая по объему молитва была написана в 4 веке христианским святым Ефремом. Уникальна она тем, что смогла объединить все положительные и отрицательные качества в жизни человека. В ней говориться о том, что основной грех — праздность, так как она отравляет духовность человека. Именно он влечет за собой некие последствия:

  • любовь к власти — если не направить все свои мысли к Господу и не ставить вечные цели перед собой, можно превратиться в самовлюбленного человека. Это приведет к использованию других личностей для достижения собственных желаний;
  • уныние — опасность заключается в том, что такое состояние отрицает оптимистическое отношение к жизни,что приводит к самоубийству духовности и даже физического тела;
  • празднословие — умение говорить является великим Божьим даром, но часто люди могут сквернословить и употреблять эту благодать для лжи и клеветы..

Молитва начинается из покаяния этих грехам, после чего обязательно нужно совершить поклон. Далее в молитве идет прошение о положительных целях:

смирение — способность полюбить себя, свою жизнь и умение жить по правде и с чистыми мыслями;

терпение — умение бережно относить ко всему окружающему, быть целомудренным и снисходительным;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

целомудрие — призвано помочь человеку определять наиболее ценные вещи в жизни, выстраивая правильную иерархию;

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Читайте так же:  Молитва удачу деньги

любовь — дар, который характеризует всю готовность к вере и служению Богу.

И в самом конце текста указывается на самый страшный грех — гордыню. Идет мольба избавиться от осуждений ближнего своего и возможность сознать свои грехи.

После каждого прошения кладется поклон. Читается молитва в конце богослужения дважды. Молитва Ефрема Сирина «Господи Владыко» имеет следующий текст:

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами

Очень важно, по мнению святого Ефима, молиться ха своих врагов и недругов. Избавление души верующего человека от гнева, зла и обиды — залог формирования чистоты душевной и возможности оградить себя от злого влияния в дальнейшем. В таком случае рекомендую к прочтению молитву «О ненавидящих и обидевших нас». Текст ее приведен ниже:

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!
Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!
Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Эту молитву рекомендуют к прочтению трижды в день на протяжении всей жизни. Именно так можно обеспечить себе неподступность сил зла.

Смотрите еще видео с молитвой святого Ефрема:

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В течение поста Великого во всех православных церквях постоянно звучат множество песнопений и молитвословий, которые никогда и нигде больше не раздаются в другое время. Но есть молитвословие, которое звучит чаще, чем остальные — это молитва Ефрема Сирина в пост. Ее начинают читать в разгар Масленицы и продолжают на протяжении всего Великого поста.

Однажды Преподобный попал под заключение, он очень долго возмущался, ведь обвинение было ложным. Но пообщавшись с другими заключенными, понял, что у него тоже были другие дурные проступки, за которые он никогда не был наказан. Именно так Сирин понял, что его осудили заслужено и он несет ответ за другие его грехи.

Выйдя из темницы, он стал просветителем и сподвижником слова Господнего. Главным его занятием стало покаяние. Вскоре он пишет великую молитву, которая очень полюбилась современниками.

До сегодняшнего дня молитва Ефрема Сирина от гнева не утратила свою актуальность и почитаемость. Ее читают тысячи людей каждый день для того, чтобы покаяться и очистить душу от грехов.

[1.] Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
[2.] Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
[3.] Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь

Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем). Она по праву считается главной молитвой Великого поста и читается на всех постовых богослужениях.

Начало чтения этой молитвы приходится на среду и пятницу подготовительной к Великому посту Сырной седмицы. Она читается в храме на Часах. Затем молитва Ефрема Сирина продолжает читаться и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, а также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило — утренние и вечерние молитвы, а также другие молитвенные правила, читаемые по благословению или епитимии.

Домашняя (келейная) молитва

Субботние и воскресные дни, на самом деле, не входят в состав Великого поста, а как бы выпадают из него: в них даже следует некоторое послабление строгого постного режима питания. Следует также обратить внимание на то, что новый церковный день начинается не с утра, а с вечера — в тот момент, когда вечерняя служба соединяется с утренней (для простоты — считаем с 18.00 часов). Это относится к богослужениям и молитвам. Примечательно, что постные сутки, все же, начинаются с 00.00 часов и совпадают с календарными. Таким образом, молитва Ефрема Сирина не читается уже в пятницу вечером (после 18.00) и вновь ее чтение возобновляется в воскресенье вечером.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва Ефрема Сирина читается в последний раз. После этого начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Вне зависимости от того, находишься ли ты в храме и повторяешь слова молитвы за священником, либо же читаешь келейное (домашнее) молитвенное правило,- читать молитву следует так. При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений (выделены мною цифрами в квадратных скобках) кладется земной поклон (становимся на колени и касаемся лбом земли). Затем 12 раз читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами (касаемся рукой земли). Затем вновь читается вся молитва целиком, после которой кладется один земной поклон.

При домашней молитве у мирян молитва Ефрема Сирина читается один раз (то есть один раз выполняется весь перечисленный в предыдущем абзаце набор молитв и поклонов) в конце каждого молитвенного правила: раз — после утренних молитв, раз — после вечерних, раз — после любого дополнительного правила, вычитываемого в течение дня.

Земной поклон. Молитва Ефрема Сирина

В храме во время богослужения молитва Ефрема Сирина читается священником перед Царскими Вратами или перед Святым Престолом. Все присутствующие должны повторять слова молитвы и класть поклоны вслед за ним. Самовольное прочтение этой молитвы в храме во время службы не допускается и является бесчинством. Подробнее о том, когда уместно и когда не уместно православному делать поклоны, можно прочитать в этой статье.

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Читайте так же:  Молитва ко Богородице о здравии детей

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.
духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.
ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.»

Читается на богослужениях Великого поста.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Сохранить молитву в социальных сетях:

Ефрем Сирин – христианский богослов, живший еще в IV столетии. После смерти его причислили к лику святых. Молитва произносится, как правило, на Масленичной неделе во время пятничного богослужения. Священник читает молитвословие, которое большинству христиан известно под названием «покаянная молитва». Считается, что лучшее время для прочтения данного обращения к святому – это время перед началом Великого поста, то есть Масленица.

Все дело в том, что готовиться к этому периоду христианам нужно постепенно и основательно. К примеру, уже на Масленицу многие верующие отказываются от мясных продуктов. В это время и стоит произносить покаянную молитву, поскольку она уберегает от искушений, подстерегающих человека. Более того, произнося такое молитвословие, вы постепенно готовите себя к началу Великого поста, настраиваетесь на этот важный для православных христиан период мысленно и духовно.

Покаянная молитва – это признание всех своих грехов и стремление христианина защитить себя от всех искушений. В религиозном тексте упоминаются не только прегрешения, но и добродетели человека. Речь в молитве идет и о праздности (она значительно ослабляет тело и дух), унынии (в таком состоянии человек окажется неспособным искренне обращаться к Богу), властолюбии (стремление человека взять верх над друзьями, семьей), злословии (использование бранных, обидных слов), целомудрии (способность обуздать свои чувства, чистота мыслей и поступков), а также терпении (умение человека ждать, надеяться и верить).

О том, как правильно читать молитву, рекомендуется уточнить обязательно. Как правило, произносит такое словесное произведение главный священнослужитель храма. При этом он обязательно кланяется. После третьего поклона необходимо низко поклониться еще 12 раз. В это время священник обращается к Господу с мольбой об очищении.

Если следовать в полной мере церковным канонам, необходимо также непременно прочесть эту молитву дома после службы в церкви. При этом желательно читать ее и утром, и вечером.

Покаянная молитва Еврема Сирина должна произноситься и в течение Великого поста. Читать ее желательно каждый день, кроме субботы и воскресенья. Не стоит забывать о том, что церковный день начинается с вечера, а не с утра. Именно поэтому возобновлять чтение данного молитвословия разрешено в воскресный вечер.

В последний раз такая молитва зачитывается в день Страстной среды. Данное молитвословие является неотъемлемой частью Великого поста. Все дело в том, что в это время верующий православный христианин должен обращать особое внимание на то, какую жизнь он проживает, какие совершает грехи, какие у него присутствуют нравственные недостатки. Лишь в этом случае он может искупить все прегрешения. Таким образом, христианин получает возможность преобразить свою жизнь.

Обязательно следуйте церковным канонам, когда читаете молитву, написанную Ефрему Сирину. Также нужно произносить ее со всей искренностью, обращать внимание при этом на свои грехи и недостатки.

В этом видео вы можете прослушать аудио запись молитвы Ефрема Сирина в Великий пост.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (periergia) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, многоделания, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Получается вполне логично и симметрично: многоделание или суетливость – противоположность праздности, которое является пагубным «перекосом» уже в другую сторону. Как праздность, так и излишняя активность лишают человека возможности сосредоточиться на главном, «едином на потребу».

Впрочем, есть и еще интересные моменты, связанные с этой знаменитой молитвой. Дело в том, что тот её вариант, который был в богослужебном употреблении до раскола, и который до сих пор читается у старообрядцев, тоже отличается от сегодняшнего варианта, который звучит в наших храмах, и это тоже связано с древнегреческим языком.

Вот как молитва Ефрема Сирина звучит у старообрядцев:

Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене.

Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь.

Помимо поэтического «отжени от мене» вместо «не даждь ми» на месте духа властолюбия в дониконовском варианте стоит дух сребролюбия.

Связано это, вероятно, с тем, что древнегреческие слова ἡ φιλαρχία (philarhia) – «властолюбие», «желание первенствовать» и ἡ φιλαργῠρία (philarguria) – сребролюбие – очень похожи. Старообрядцы выбрали тот греческий текст, где стояла ἡ φιλαργῠρία.

Тут опять-таки получается интересная перекличка смыслов, если сравнивать тексты молитвы Ефрема Сирина у старообрядцев и у нас. Известно, что многие известные русские предприниматели были выходцами из старообрядческой среды. Зажиточных староверов было вообще очень много, Рябушинскими и Морозовыми их список никак не ограничивается.

Читайте так же:  Молитва при первом купании новорожденного от Степановой

Дело в том, что старообрядцы были вынуждены придавать большое значение сколачиванию капиталов и предпринимательству, поскольку деньги давали им возможность хоть как-то защищаться от преследований властей, давали независимость и поддержку. Для них, кстати, характерно сочетание истовой набожности и деловой хватки, подобное тому, которое социолог М. Вебер отметил у первых протестантов. Согласно Веберу, современный капитализм во многом вырос из духа протестантской этики. Парадоксальным образом, в этом сочетании глубокой религиозности и деловитости сошлись такие упрямые традиционалисты, как наши старообрядцы, и – ранние протестанты, которые, напротив, руководствовались духом обновления и модернизма в делах веры. Если душа протестантизма – это антитрадиционализм, то старообрядцы сделали своим фундаментом безусловную верность не только духу, но и букве «старины».

Так или иначе, старообрядцы были гораздо более деловиты и предприимчивы, чем христиане официальной Церкви. И в молитве Ефрема Сирина они молят «отженить» от них угрожающий им дух сребролюбия, как более очевидный для них соблазн. Действительно, упрекнуть их во властолюбии вряд ли кому-то придет в голову.

В то же время официальную Церковь или, как они говорили – «никониан», старообрядцы (и не только они) упрекали и упрекают во властолюбии, в стремлении слиться с властью, в излишнем огосударствлении. Обоснованны эти обвинения или нет – отдельный вопрос. Но, если рассматривать эти два варианта русскоязычного текста молитвы Ефрема Сирина в контексте раскола 17 века, получается любопытная картина: каждый молит Бога избавить его от такого греха, который больше угрожает или может угрожать именно ему, в силу сложившейся исторической ситуации.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, многоделания, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Вы ничего необычного не заметили в этом варианте знаменитой покаянной молитвы Ефрема Сирина, которая читается Великим постом?

Да, действительно, в первом прошении сразу после слов «дух праздности» вместо привычного уныния стоит слово «многоделание». Откуда это новшество? А это вовсе не новшество. Дело в том, что именно так молитва звучит в греческом языке, с которого эту молитву перевели уже на русский:

Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου,

πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς·

Знаменитая покаянная молитва была написана в 4 веке по Р.Х. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин – один из великих Отцов Церкви, христианский богослов и поэт. Он был сирийцем, и писал соответственно на сирийском языке. Еще при жизни его творения были переведены на греческий язык. И получилось так, что сирийский подлинник его знаменитой великопостной молитвы до нас не дошел, остался только ее греческий перевод.

При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (periergia) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл.

При толкованиях русского варианта молитвы обычно подчеркивается, что стоящая на первом месте грехов праздность неизбежно за собой порождает уныние. Праздность тут понимается как духовный грех, как небрежение собой и своим внутренним миром, как отсутствие духовной работы. Так что есть большая доля правды в пословице «лень – мать всех пороков».

Что же касается греческого варианта, то тут получается удивительная симметрия. Первое слово в списке грехов – ἡ ἀργία (argia) – «праздность», «лень» – дословно означает безделье. Оно образовано от отрицательной приставки ἀ—и древнегреческого слова τό ἔργον (ergon) – «дело», «работа», «труд». А второе греческое слово – περιεργία – образовано от того же слова τό ἔργον и приставки περι—со значением «сверх», «чрезмерно». То есть по-гречески первые слова буквально звучат как «не дай мне духа безделья, многоделания…».

И получается, что одинаково неправильны как духовная праздность и лень, так и чрезмерное многоделание, когда за круговертью забот и суетой сует, второстепенных и незначительных дел забывается главное, то самое «единое на потребу». Кстати, неслучайно в русском языке слова «излишество» и «лишение» одного корня. Эти противоположности сходятся в том, что и то и другое означает отсутствие единственно правильного отношения к предмету.

Кроме того, в греческом варианте интересно рифменное созвучие «отрицательных духов»:

πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς.

И еще, очень интересно то, что в своем знаменитом переложении молитвы Ефрема Сирина А.С. Пушкин словно почувствовал, что слово «уныние» тут не совсем аутентично, и с ним можно поиграть. Он объединяет праздность и уныние в «праздность унылую», и так из четырех грехов, перечисляемых в молитве, у Пушкина остается три.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
1836 г.

Греческий текст молитвы Ефрема Сирина полностью:

Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς.

Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης[1], ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς, καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα, καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου, ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν.

Правила чтения молитвы Ефрема сирина
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here