О прекрасная невесто Христова, чистая голубице, позлащенная Духом Святым,
девственная похвало и пещерная собеседнице ангелов, под спудом мира сего скрывшаяся,
но на свещнице церковнем высоце самим Богом поставленная, преподобная мати Досифее!
Что достойное в дар тебе принесем кроме смиренных и грешных молений наших, яже приимши,
очисти я святыми твоими молитвами и принеси к Жениху твоему, Христу Богу нашему.
Ублажаем тя, обители Китаевския украшение, наша заступнице и хранительнице во тьме греховней блуждающым, яко звезда путеводная путь ко Христу указующая.
Ты яко храбрый воин Христов в борьбу с духом злобы вступила еси, немощь женскую презирая,
и мужеством от Бога укрепляема, сохранила еси цвет девства и чистоту целомудрия твоего,
между мужами житие провождая и Досифеем ради сокрытия от мира нарекшаяся.
Моли Бога о нас, о преподобная мати, да не яростию своею обличит нас Господь,
ниже гневом своим накажет нас за премногия грехи нашя, но милостию своею да оградит нас и да дарует нам время на покаяние и исправление.
О преподобная Досифее! Всех собравшихся во храме сем и с любовию чтущих святую память твою,
твоим заступлением осени, и испроси у Царя сил,
Емуже со ангелы предстоиши, коемуждо благоприятная во временней жизни сей,
паче же помози нам небеснаго Царствия достигнути твоими теплыми молитвами
и ходатайством ко Господу нашему Иисусу Христу,
Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.
Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко
Молитва Александра Сергеевича Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» вдохновил на эту Молитву Св.Досифее Киевской(Китаева пустынь):
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но не одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходится на уста
И, падшего, крепит неведомою силой:
Владыка дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей,
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
1836
Из преподобных, Досифей иль Досифея,
Свое предназначение имея,
Призвание — в нем сердцем не остынь,
Взвела под Киевом — Китаеву пустынь,
В монахи же благославила летом,
Императрийца свет Елизавета,
К ней Серафим Саровский приходил,
Благословения в Саров испросил,
Противостала миру в стане хрупком,
Всей чистотою помыслов, поступков,
Затворницей жить научена,
С Христом на век была обручена,
Ниц упадем пред ней благоговея,
Твоя святая кротость Досифея,
Подвижнический подвиг на слуху,
Молись за грешных нас твоему Жениху.
25 сентября / 8 октября
Преподобная Досифея, затворница Киевская |
Прп. Досифея[1] родилась в 1721 г. в Рязани в дворянской семье. Начальное образование она получила у своей бабушки Порфирии в Москве, которая была монахиней Вознесенского монастыря. Она привила девочке любовь к подвижнической жизни и святым добродетелям. Когда Порфирия постриглась в великую схиму, внучка вернулась в родительский дом. Но и здесь она продолжала жить как в монастыре, ибо ничто в мирской жизни ее не привлекало. Родителей беспокоило ее поведение, и они хотели как можно скорее выдать ее замуж. Но святая избежала этого. В пятнадцатилетнем возрасте она переоделась в мужскую одежду и ушла в Троице-Сергиеву лавру, где назвалась крестьянским сыном Досифеем. Ее приняли послушником и поставили пономарем.
Через три года святая тайно бежала из лавры, чтобы родители не нашли ее. Она отправилась в Киево-Печерскую обитель, но там ее не приняли, так как у нее не было паспорта. Не имея другого выхода, она с тех пор стала жить отшельницей в пещере близ Китаевой пустыни.
Досифея питалась хлебом и водой, которые оставлял у входа в ее пещеру один монах. На время Великого поста она затворялась и вкушала только дикие травы, росшие поблизости. Полностью устремленная к Богу в подвиге и непрестанной молитве, она в изобилии удостоилась даров пророчества и прозорливости, благодаря которым вскоре стала известна в окрестностях Киева. Многие христиане стекались к «затворнику Досифею», чтобы благоговейно выслушать его советы и слова утешения через маленькое окошко, в которое не было видно даже его лица. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна (1741-1761) посетила отшельника и ходатайствовала о его постриге в иноческий чин.
За некоторое время до этого прп. Досифею посетил юный Прохор Машнин — будущий прп. Серафим Саровский [2 ян.]. Предвидя судьбу, уготованную ему Господом, святая благословила его и направила в Саровский монастырь, дав наставление постоянно хранить на устах и в сердце Иисусову молитву, чтобы Святой Дух пребывал в нем. Однажды родная сестра прп. Досифеи пришла к «старцу» и спросила, что стало с ее сестрой. Не назвавшись ей, святая отвечала, что не надо больше искать Досифею, ибо она скрывается, чтобы служить Господу.
Когда производилась конфискация монастырских земель по императорскому указу, прп. Досифея укрылась в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Но там она не могла обрести покоя из-за слишком большого числа людей, приходивших к ней с разными просьбами. Через четыре года она поселилась в отдаленной келье Китаевой пустыни.
В последние годы жизни келейником и учеником прп. Досифеи был монах Феофан, которого она отправила в Молдавию к прп. Паисию Величковскому [15 н.] — великому подвижнику, возродившему исихазм и внутреннюю молитву. По возвращении в Россию Феофан был при прп. Досифее до самой ее смерти. Затем, исполняя волю святой, он ушел вести отшельническую жизнь в Соловецкий монастырь, где много сделал для возрождения традиции умного делания, полузабытой в России.
В пятьдесят пять лет прп. Досифея почувствовала, что настал час ее отшествия из этой жизни, и пошла проститься с братией обители. Вернувшись в келью, она провела ночь за чтением псалмов. Утром 26 сентября 1776 г. ее нашли на коленях перед иконой. В руках ее была записка: «Мое тело готово к погребению. Прошу вас, не трогайте его и похороните по обычаю». Только после смерти прп. отшельника Досифея стало известно, что это была женщина.
Преподобный Досифей в начале 1740-х годов поселился в пригороде Киева, на горе Китай. Вырыв пещеру и затворившись в ней, святой подражал подвигам древних печерских аскетов: держал строжайший пост, не пользовался огнем, проводя время в непрестанной молитве.
Он питался только хлебом и водой, которую приносил ему один инок Китаевской пустыни. С наступлением Великого поста Досифей затворялся наглухо и выходил только по ночам, чтобы набрать мху и корней, которые он ел во время поста.
Когда старца спрашивали, почему в его пещере так темно и холодно, нет света и огня, он со вздохом отвечал:
– Господи, Господи! Во свете лица Твоего узрим свет. Бедные мы грешники. Укрываясь от глаз человеческих темнотой ночи, мы все думаем, что нас не замечает никто. А Бог? Не на всяком ли месте очи Господни смотрят злые и благие? Ибо даже ад и пагуба явны пред Господом: како не и сердца человеков? Итак, око Божие видит все. Ангел хранитель да человеческая совесть суть свидетели всякого рода мыслей и дел. Сознавая сие, для меня все равно: горит ли огонь в моем жилище или нет, я всегда могу лицезреть своим умом Вышнего, Который стоит близ меня и внимает моим словам.
– Не говори о пище, жилище и других маловажных вещах, а со страхом и трепетом проходи житие свое. Как райскую птичку береги страх сей, чтобы не улетел. Улетит – не поймаешь. А для сего затвори двери своей кельи, собери мысли и свяжи чувства вниманием. Утехи минутны, а добродетель бессмертна. Коли ты обладаешь разумом – выбирай любое.
В 1744 году Киев посетила императрица Елисавета Петровна с наследником престола Петром Феодоровичем и его невестой Екатериной Алексеевной.
Государыня неоднократно посещала Ближние и Дальние пещеры, бывала в Софийском соборе, Михайловском и Флоровском монастырях, также и в других Киевских храмах и святых местах. Побывала она и у затворника Досифея. Узнав, что Досифей не пострижен, Государыня повелела немедленно постричь его в рясофор и даже сама, на другой день, присутствовала при обряде пострижения. При постриге подвижнику было дано то же имя Досифей. Расставаясь с Досифеем, государыня вручила ему кошелек, наполненный золотом. Но затворник, проводя императрицу, положил золото в глиняном черепке у дверей, пока по его совету знакомый крестьянин не отнес кошелек в Киево-Печерскую лавру, где и представил духовному Собору. С общего совета соборных старцев и с согласия монаха Досифея решено было на эти деньги выстроить в селении Пирогове церковь.
Долгое время, после пострижения в рясофор, прожил Досифей в пещере, проводя время в алчбе и жажде, терпеливо перенося тесноту, холод и различные страхования от бесов.
Одаренный от природы светлым и обширным умом и имея в себе великую духовную опытность, Досифей привлекал к себе сердца многих православных; паломники являлись к нему целыми толпами за советом и утешением. Досифей не выходил из своего убежища и никого не пускал к себе. Желавшие получить от него благословение и наставление могли беседовать с ним только через маленькое окошечко.
Советы его были мудры; он обладал даром прозрения и читал в сердцах людей.
– Батюшка, – сказал раз Досифею один знатный Киевский вельможа, – помогите. У меня случилось большое несчастье. Видно, Бог оставил и не слушает меня.
– А ты зачем затыкаешь уши свои от речей, коими умоляют тебя нуждающиеся? – спросил затворник. – Вот потому-то и не слушает тебя Господь. «Иже затыкает ушеса своя еже не послушати немощнаго, и той призовет и не будет услышан. » Но ты не скорби. Это не беда еще. А будет горе, если Господь не послушает тебя, когда станешь молиться Ему об отпущении грехов.
Со старцами Досифей говорил о молитвенном упражнении и постоянном богомыслии, с молодыми – об опасности страстей и прихотей, с отцами – о воспитании детей, с детьми – о страхе Божием. Он обличал тайные прегрешения, возбуждал к покаянию и предостерегал от будущих бед и искушений. Замечали, что когда Досифей давал просфору или жезл, то это означало выздоровление и благоденствие, а когда ладан, то этим предвещалась смерть.
Среди тех, кто приходил к пещере затворника, был и юный Прохор Мошнин – будущий преподобный Серафим Саровский. Старец Досифей одобрил намерение Прохора быть иноком и указал ему на Саров.
– Гряди, чадо Божие, в Саровскую обитель и пребудь там. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией скончаешь там свое земное странствование. Только старайся стяжать о Боге непрестанную память и постоянно призывай имя Его тако: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В том да будет все твое внимание и обучение. Ходя и сидя и стоя в церкви да будет сие непрестанное твое во устах и в сердце. С ним найдешь покой и приобретешь душевную и телесную чистоту. И тогда вселится в тебя Дух Святой, и управишь жизнь свою во всяком благочестии и чистоте.
Когда последовал указ, чтобы «отшельникам не быть нигде» (это были времена правления Екатерины II, когда монастыри закрывались, подвижники подвергались гонениям), лаврские старцы предложили преподобному Досифею переселиться в лавру. Старец избрал себе место на Дальних пещерах, где жил затворником.
Преподобный Досифей был духовно связан с преподобным Паисием Величковским. Он послал в Молдавию, в Нямецкий монастырь, которым руководил преподобный Паисий, своего келейника, инока Феофана. Незадолго до кончины затворника Досифея преподобный Паисий отослал Феофана опять в Россию, послужить старцу Досифею.
Из жития преподобного Досифея известно о чудесном спасении киевлян во время эпидемии. Незадолго до ее начала старец стал раздавать каждому из приходящих к нему за благословением по кусочку ладана.
– На, возьми, – говорил он, – да покури хорошенько у себя на дворе. Скоро будет страшное несчастье. Люди станут падать на дороге и умирать, как мухи. Но вы не унывайте. Не падайте духом, дети. А молитесь, молитесь.
И действительно, в конце 1770 года на Украине вспыхнула эпидемия и быстро распространялась по Украине, вскоре первые больные появились и в Киеве. Пострадала от нее и Киево-Печерская лавра, где тогда немало вымерло иноков и паломников. Но те, кто получил от Досифея ладан, остались невредимыми.
Существует предание, что старец Досифей, в последнее время своего пребывания в лавре, был лекарем. Старцу стали предлагать сан иеродиакона, но он отказывался, и чтобы его не посвятили насильно, принял на себя подвиг юродства. Он начал бегать по городским улицам, обличал народ, тогда лаврское начальство предложило старцу снова переселиться в Китаевскую пустынь. С благословения митрополита Киевского Гавриила старец поселился в уединенной келейке, при пруде. Целый год провел там старец Досифей в великом воздержании, молитве и посте.
Чувствуя ослабление сил и приближение смерти, Досифей вышел из затвора и, опираясь на палку, пошел по всем кельям прощаться с братией.
Обойдя всех, он возвратился в свою келейку и снова затворился. До самого утра пел Досифей псалмы и, в ожидании предсмертного исхода, читал каноны – и, так, с молитвою на устах, предал, на рассвете, свой дух в руки Божии.
Утром 25 сентября 1776 года келейник Феофан пришел к старцу, чтобы спросить о чем-то, но старец не откликался. Когда отворили дверь кельи, то увидели, что перед образом теплится лампада, на коленях стоит старец. Казалось, будто он молится.
Существует устойчивая легенда, хотя и не подтвержденная никакими документами, будто бы преподобный Досифей в действительности был женщиной, дворянской дочерью Дарьей Тяпкиной.
Мощи преподобного Досифея пребывают сейчас под спудом, у северной стены Свято-Троицкого храма в Китаевской пустыни.
Службы, акафисты, тропари, кондаки, икос и молитвы
Акафист Пресвятей Богородице ради Ея иконы «Прибавление ума» в формате PDF. Сравнительная таблица протографа и измененного текста акафиста «Прибавление ума» в формате PDF
Акафист блаженным Серафиме и Марии Киевским в формате PDF
Акафист блаженной Екатерине Киевской в формате PDF
Тропарь и кондак Всецарице в формате PDF
Тропари, кондак, икос и молитва Максиму Греку в формате PDF
Тропарь и две молитвы в формате PDF
Акафист Божией Матери Состраждущей в формате PDF
Акафист Пресвятей Богородице в формате PDF Сравнительная таблица протографа и измененного текста этого акафиста в формате PDF
Акафист Всецарице в формате PDF Сравнительная таблица протографа и краткого варианта измененного текста этого акафиста в формате PDF
Акафист Всецарице пространнейший в формате PDF. Сравнительная таблица протографа и пространного варианта измененного текста Акафиста Всецарице в формате PDF. Сравнительная таблица краткого и более пространного текстов акафиста Всецарице в формате PDF
Тропари, кондак и молитва преподобному Мефодию Почаевскому в формате PDF
Акафист преподобному авве Досифею Палестинскому Текст в формате PDF * * * Тропари, кондак, молитва и величание преподобному Досифею Палестинскому Текст в формате PDF
Тропари, кондаки и молитвы Дивеевским блаженным святым женам текст в формате PDF
Служба Дивеевским преподобным женам текст в формате PDF * * * Тропари, кондаки и молитвы Дивеевским преподобным женам текст в формате PDF
икона преподобного Иосифа Исихаста икона преподобного Иосифа Исихаста написанная иноком Романом Акафист Иосифу Исихасту старцу Афонскому — текст в формате PDF Тропарь, кондак (пространные) Иосифу Исихасту — текст в формате PDF Тропарь, кондак (краткие) Иосифу Исихасту — текст в формате PDF Служба преподобному Иосифу Исихасту. Книги Старец Ефрем Филофейский: «Моя жизнь со Старцем Иосифом» — …
Преподобный Досифей, ученик преподобного аввы Дорофея (память 5 июня), жил в конце VI – начале VII вв., воспитывался в богатой и знатной семье. От слуг своего дяди, который был военачальником, юноша Досифей услышал рассказы о святом городе Иерусалиме, и ему захотелось побывать там.
Вскоре мечта его осуществилась. Будучи в Гефсимании, он долго смотрел на изображение Страшного суда. Вдруг он увидел рядом с собой женщину, которая объяснила Досифею, что именно изображено на картине. Юноша спросил: «Как можно избежать вечных мук?» На это последовал ответ: «Постись, не употребляй мяса, чаще молись». Вслед за тем странная наставница стала невидимой. Досифей принялся искать ее, но тщетно, ибо Собеседницей была Сама Пресвятая Богородица.
Явление Божией Матери произвело на юношу сильное впечатление, и он решил поступить в обитель, где настоятелем был авва Серид, а в числе насельников такие великие подвижники, как старцы Варсонофий (память 6 февраля) и Иоанн (память 19 июня). Досифей, усердно просивший принять его в число братии, был отдан в ученики старцу Дорофею.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Преподобный Досифей нес послушание в монастырской больнице, служа всем недужным. Преподобный Дорофей приучал своего ученика к воздержанию и посту, понемногу уменьшая количество ежедневно съедаемого хлеба. Он также отучил юношу от раздражительности и гнева, постоянно напоминая, что всякое недоброе слово, сказанное больному, говорится одновременно Самому Иисусу Христу. Открыванием помыслов старцу и беспрекословным послушанием инок Досифей совершенно освободил свою душу от пристрастия.
Прожив пять лет в подвиге служения больным и послушании своему старцу, преподобный Досифей сам впал в тяжкий недуг. Терпеливо перенося страдания, он никогда не роптал и беспрестанно молился. Незадолго до смерти он просил передать старцу Варсонофию: «Отче, отпусти меня, не могу больше жить». Тот прислал ему ответ: «Терпи, чадо, недалеко уже милость Божия». Через несколько дней преподобный Досифей опять послал к старцу сказать: «Владыко мой, не могу больше жить». Тогда преподобный Варсонофий благословил его отойти к Богу и сам просил умиравшего о молитвах за всю братию, когда он предстанет перед Святой Троицей.
Братия удивились, что великий авва Варсонофий просил молитв у инока, который жил в монастыре всего пять лет и большими подвигами не прославился. Но после смерти преподобного один опытный подвижник, молившийся, чтобы ему было открыто местопребывание почивших отцов обители, увидел во сне в сонме святых и юношу Досифея. Преподобный удостоился великой славы в Царстве Небесном за свое совершенное послушание старцу и полное отречение от своей воли.
Согласно «Описанию о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), Д., названный Верхнеостровским-Богословским, преставился 8 окт. (в одном из списков — 28 окт.) 6990 (1482 или 1481) г. (С. 53. № 154). Однако возможно, что круглая дата от Сотворения мира является условной (не дописанной в отношении единиц). Митр. Евгений (Болховитинов) именует святого Дорофеем. По его же сведениям, в синодике Псково-Печерского мон-ря святой назван иеромонахом.
Петропавловский мон-рь впервые упоминается в жалованной грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Конону, датированной 16 февр. 1510 г. ( Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 87-88). В 1584 г. (по др. сведениям, в 1616) Верхнеостровская обитель была приписана к Псково-Печерскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю, в 1703 г. сожжена шведами, ц. во имя св. апостолов Петра и Павла (время построения неизвестно) уничтожена. К 1710 г. мон-рь был восстановлен, вновь возведенный каменный Петропавловский храм обители был освящен 6 окт. 1710 г. До 1764 г. Петропавловский мон-рь был приписан к архиерейскому дому, в 1764 г. упразднен, Петропавловская ц. обращена в приходскую. В 1862 г. к храму был пристроен притвор и колокольня, в 1901-1906 гг. к сев. стороне храма пристроен придел во имя Д. (освящен 30 янв. 1906). После 1945 г. Петропавловский храм был закрыт.
В нач. 90-х гг. XX в., во время работ по очистке от мусора сохранившегося здания Петропавловского храма, под ним была найдена маленькая пещерная церковь, в к-рой под спудом предположительно покоятся мощи Д. Храм возвращен Церкви в 1999 г. при участии прот. Николая Гурьянова, настоятеля ц. во имя свт. Николая на соседнем о-ве Залит. Канонизация Д. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, учрежденный 10 апр. 1987 г. по инициативе митр. Псковского и Порховского Иоанна (Разумова). Имеется краткая служба святому (тропарь и кондак) (Минея (МП). Окт. М., 2002. С. 229), а также акафист (без указания места и года изд.), изданный по благословению архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина).
В Петропавловской ц. на о-ве Белов сохранились 2 единоличные иконы Д. 2-й пол. XIX в. одного извода, к-рый, возможно, восходит к надгробному образу. Святой изображен средовеком с русыми волнистыми волосами на прямой пробор и небольшой раздвоенной бородой, в рост, вполоборота влево, в рясе, мантии и схиме (на одной иконе параман не виден, на плечах, вероятно, куколь), с большим крестом в деснице (у плеча) и длинными четками в левой руке. Более ранняя икона, с нек-рой индивидуализацией образа (глубоко посаженные глаза, острый нос, морщины), написанная на светло-зеленом фоне в академической манере, происходит из иконостаса придела Смоленской иконы Божией Матери (в наст. время в главном иконостасе церкви). Образ посл. трети XIX в. (находится в интерьере храма) с надписью на золотом фоне: «Стый пре: оцъ нашъ Досифей», тоже исполнен с приемами светотеневой моделировки формы.
4 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Досифея, ученика преподобного аввы Дорофея.
Преподобный Досифей жил в конце VI – начале VII вв., воспитывался в богатой и знатной семье. От слуг своего дяди, который был военачальником, юноша Досифей услышал рассказы о святом городе Иерусалиме, и ему захотелось побывать там. Вскоре мечта его осуществилась. Будучи в Гефсимании, он долго смотрел на изображение Страшного суда. Вдруг он увидел рядом с собой женщину, которая объяснила Досифею, что именно изображено на картине. Юноша спросил: “Как можно избежать вечных мук?” На это последовал ответ: “Постись, не употребляй мяса, чаще молись”. Вслед за тем странная наставница стала невидимой.
Досифей принялся искать ее, но тщетно, ибо Собеседницей была Сама Пресвятая Богородица. Явление Божией Матери произвело на юношу сильное впечатление, и он решил поступить в обитель, где настоятелем был авва Серид, а в числе насельников такие великие подвижники, как старцы Варсонофий Великий и Иоанн Отшельник.
Досифей, усердно просивший принять его в число братии, был отдан в ученики старцу Дорофею. Преподобный Досифей нес послушание в монастырской больнице, служа всем недужным. Преподобный Дорофей приучал своего ученика к воздержанию и посту, понемногу уменьшая количество ежедневно съедаемого хлеба. Он также отучил юношу от раздражительности и гнева, постоянно напоминая, что всякое недоброе слово, сказанное больному, говорится одновременно Самому Иисусу Христу. Открыванием помыслов старцу и беспрекословным послушанием инок Досифей совершенно освободил свою душу от пристрастия.
В пятнадцатом веке на южных подступах к Киеву, на Китай-горе монахи Киево-Печерской Лавры создают пещерный монастырь, а затем и Лаврский скит. Подвизалось здесь немало великих старцев, но самым знаменитым был преподобный Досифей, прославившийся в ХVIII веке своими великими подвигами. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья!
В монастыре Дарья прожила семь лет. А потом пришло время забрать девочку домой на светское воспитание, как и положено было при ее дворянском происхождении. Новая жизнь обрушилась на Дарью бессмысленным, никчемным грузом. Пустая трата времени пришлась девочке не по сердцу и вызывала лишь жалость ко взрослым. Окружающие ее люди, в свою очередь, тоже недоумевали: богатая, а ходит, как крестьянка, барыня, а спит на доске, под голову сено кладет да еще с бедняками трапезу делит и разговаривает как с равными. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах. Не нужно было Дарье и светское образование, которое непременно хотели дать ей родители-дворяне. Для этого предполагалось выписать для юной затворницы из столицы бойкую учительницу – француженку. Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.
Однажды в солнечный майский день Дарья попросилась пойти с сестрами в лес. Для нее это было единственной возможностью уйти из дома. И она, ни о чем не сожалея, ушла навсегда – от дома, от родителей, от близких ей людей… от чуждой ей жизни. Сколько ни звали ее сестры, сколько ни аукали, так и вернулись в слезах домой без младшей сестры.
Сначала решила она пойти в Вознесенский монастырь к своей бабушке. Но подумав, что родственники найдут ее там и силой вернут назад, поступила иначе. Дарья остригла волосы, приобрела на базаре мужскую одежду и, переодевшись в простого крестьянского мальчика, направилась в Троице-Сергиеву Лавру. Долгое путешествие изменило ее лицо, оно огрубело, стало смуглым от палящего солнца, голос охрип, тело исхудало до невозможности. Теперь никто не смог бы признать в ней прежнюю красавицу Дарью. Она назвалась беглым крестьянином Досифеем (по-гречески Досифей означает «богом данный»). Посоветовавшись, старцы разрешили ей пребывать в Лавре тайно, но не иноком, а просто послушником. Сколько осторожности, сколько силы воли потребовалось Дарье, чтобы никто не догадался, что она девушка.
Так прошло три года. Однажды в Лавру в поисках пропавшей дочери приехала мать Дарьи. Долго молилась она у мощей святых угодников Божьих. Во время службы заметила молодого послушника. Материнское сердце безошибочно угадало любимое чадо, и она попросила монахов, чтобы юный послушник пришел к ним после службы в гостиницу. Но решительная Дарья, не подавая виду, мигом собралась, накинула котомку на плечи и снова пустилась в путь.
Начался беспримерный подвижнический путь послушника Досифея на родину иночества, в Киево-Печерскую Лавру. Через два месяца он уже стоял перед ее настоятелем и рассказывал, что с раннего детства мечтал стать монахом. Беспаспортного беглеца отказались принять в число братии. В поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевой пустыни, мхом и корнями.
Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этому великому утешителю. Но никто из паломников не видел его лица. Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для государыни императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей императрицей. Чтобы императрица смогла пешком подняться наверх Китай-горы в пещеру Досифея, монахи срочно вбили в узкую тропинку множество деревянных ступенек.
Долгое время беседовал преподобный Досифей с царицей. Читал и прозревал старец в ее сердце. На всю жизнь запомнила она свою покаянную исповедь у таинственного затворника и его советы о будущем трона, о выборе престолонаследника и его роли в истории России.
Досифей пользовался большим уважением у киевских архиереев и монашеской братии, но даже не был пострижен в рясофор – первый чин монашества. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нем. При постриге подвижнику было дано то же самое имя – Досифей.
Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала на гору Китай его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарье. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет высокой духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо. Именно от преп. Досифеи получил в Китаево благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец преп. .
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, преподобная переселилась на Дальние пещеры в Лавре, где ей назначили келейника по имени Феофан (будущего известного соловецкого подвижника). Однажды Досифей послал Феофана принести ладану и стал раздавать его по кусочкам каждому из приходящих. «Люди станут падать на дороге, умирать как мухи… Но вы не падайте духом, дети, а молитесь. » И действительно, в конце 1770 года на Украине случилась моровая язва. Многих скосила она, даже иноки в Лавре не спаслись. Уцелели только те люди, которым Досифей подал ладан и благословил молиться.
За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по келлиям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения. Простившись со всей обителью, он затворился в своей келлии, чтобы провести последние часы в молитве. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келлию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился (точно так же в 1833 году отойдет к Господу и преподобный Серафим Саровский) – правая рука почившего старца поднята вверх в крестном знамении. В левой – зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению».
Завещание старца исполнили в точности. Никто не посмел обнажить многотрудное тело и обмыть его. С благоговением погребли его иноки в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Спустя несколько лет Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь, очень расстроилась, не застав старца в живых. Попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание. Так стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей – преподобной Досифеей.
Весь православный мир знает и почитает преподобного Серафима Саровского. А 8 октября Церковь чтит память того, кто благословил его на путь монашества и молит¬вы, — прославленного в лике преподобных киевского старца Досифея, который на самом деле был женщиной.
Весь православный мир знает и почитает преподобного Серафима Саровского. А 8 октября Церковь чтит память того, кто благословил его на путь монашества и молитвы, — прославленного в лике преподобных киевского старца Досифея, который на самом деле был женщиной.
В 1721 году в богатой семье рязанских дворян Тяпкиных родилась девочка, которую назвали Дарьей. Она росла в любви и заботе, не зная ни в чём отказа. При этом родители старались воспитать её в духе православной веры, с младенчества прививая ей любовь к молитве, благочестивой жизни. В двухлетнем возрасте девочка вместе со взрослыми отправилась на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. И по дороге путники остановились в Московском Вознесенском монастыре, где подвизалась бабушка Дарьи — монахиня Порфирия. Она-то и упросила родителей оставить внучку с ней в обители.
— И как повествует Житие святой, провела она в монастыре семь лет, — рассказывает секретарь Рязанской епархии священник Анатолий Кленяев. — С пяти лет строго держала все посты, а в среду и пятницу она не ела ничего, кроме хлеба и воды. Несмотря на маленький возраст, девочка наравне со взрослыми выстаивала долгие монастырские службы, клала многочисленные земные поклоны и исполняла молитвенные правила, причём делала это не по принуждению, а по собственному желанию, всем своим детским сердцем устремляясь к милосердному Богу.
Годы в монастыре сильно повлияли на чуткую и трепетную душу девочки, но в Рязани её ждала совсем другая жизнь. Различные светские мероприятия, на которые знатные люди её круга так любили ходить, казались ей бессмысленными, пустой тратой времени. Она по-прежнему исполняла монастырские правила, была очень неприхотлива в быту: спала на простой доске, подкладывая под голову сено, а трапезу делила со слугами. Её душа тянулась к Богу, поэтому, когда родители заговорили о свадьбе дочери, Дарья для себя приняла решение, ведь она уже выбрала себе Жениха, с Которым готова была связать всю свою жизнь.
— Просто уйти в монастырь ей не позволяли: для знатных девушек того времени это было чем-то немыслимым. Но если сердце и душа человека стремятся к Богу, то все преграды будут преодолимы. Из-за «чрезмерной церковности», как казалось многим людям из её круга, над девушкой часто смеялись, но она не скрывала своей веры и устремлений, не стеснялась, как часто делаем мы, когда нашу веру начинают высмеивать люди, далёкие от Церкви. Для нас, современных христиан, это тоже урок. Не скрывать собственных убеждений, жить по заповедям, никого не осуждая, и, возможно, для кого-то это станет поводом побольше узнать о православии, встать на путь истинной веры, — считает священник Анатолий Кленяев.
Тайком покинув дом, Дарья купила на базаре мужскую одежду, коротко остригла волосы и в мужском обличье отправилась в Троице-Сергиеву лавру, назвавшись крестьянином Досифеем. Здесь в послушничестве она провела три года, а затем снова пришлось бежать — на этот раз в Киево-Печерскую лавру, а оттуда — в Китаевскую пустынь, окружённую лесами, где селились многие подвижники. Поднявшись на самый верх горы, Досифей руками вырыл себе пещеру, в которой прожил 17 лет, питаясь мхом, корнями и хлебом, который изредка приноси ли ему монахи из Китаевской пустыни. Слава о мудром и прозорливом отшельнике быстро распространилась по Руси. Со всех уголков страны за советом и молитвами к нему стали приходить люди. Но никто не видел лица старца, со всеми он разговаривал через небольшое окошечко, сделав исключение только лишь для императрицы Елизаветы Феодоровны, которая побывала у Досифея в 1744 году. Она велела постричь отшельника в монахи. Так Досифей был принят в братию Киево-Печерского монастыря.
— История Церкви знает нескольких святых угодниц, которые вот так же надевали на себя мужскую одежду и подвизались на поприще веры в новом облике. В их числе блаженная Ксения Петербургская, которая после смерти мужа носила его одежду и называлась его именем. Но подвиг Дарьи-Досифеи отличается от подвига святой Ксении. Скрываясь под мужским обличьем, святая хотела избежать той жизни, которую уготовило ей светское общество, и желала провести свои дни в молитве, единении с Богом. Ей пришлось пойти на обман, однако весь её дальнейший жизненный путь был наполнен глубочайшим молитвенным подвигом и постоянным стремлением к источнику вечной благодати — к Господу», — говорит священник Анатолий Кленяев.
Старец Досифей скончался в возрасте 55 лет, проведя свои последние часы в молитве. Его так и нашли — стоящим на коленях перед иконой. И только по прошествии времени выяснилось, что затворник Китаевской пустыни был монахиней — преподобной Досифеей.
Прославлена старица была в 1993 году. Мощи её хранятся под спудом в Китаевской пустыни, куда до сих пор приезжает множество людей просить молитвенной помощи великой подвижницы.
«Панорама города» №41 от 8 октября 2014 года
МОЛИТВА перед началом всякого дела: ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ УТЕШИТЕЛЮ, ДУШЕ ИСТИНЫ, ИЖЕ ВЕЗДЕ СЫЙ И ВСЯ ИСПОЛНЯЙ, СОКРОВИЩЕ БЛАГИХ И ЖИЗНИ ПОДАТЕЛЮ, ПРИИДИ, И ВСЕЛИСЯ В НЫ, И ОЧИСТИ НЫ ОТ ВСЯКИЯ СКВЕРНЫ, И СПАСИ, БЛАЖЕ, ДУШИ НАША.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившегося к сайту Илью
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившуюся к сайту Матрену Васильевну.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившегося к сайту Георгия
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившуюся к сайту Екатерину Кузнецову.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившуюся к сайту Наталию.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившегося к сайту ЮК.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившегося к сайту valery zhukov .
Мы празднуем день ангела, то есть день христианской нашей жизни), нам с особым удовольствием вспомнить о жизни будущего века (Символ веры), для которого мы и на свет произошли, и живем на этом свете. Так смотрите же: близки ли вы к своей цели – к Царству Небесному или еще далеки Собрали ли вы запас добрых дел? Каковы ваши вера, надежда и любовь? В день ангела лучше всего подумать об этом, самое удобное время испытать свою веру, надежду и любовь» (Иоанн Кронштадтский, святитель. Творения. Дневник. 1860–1861. М., 2005. Т. 3. С. 189–190).
В этот день можно заказать в храме благодарственный молебен или дома помолиться.
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.
Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.
Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.
В день именин, кроме благодарения Богу, принято читать молитвы своему святому покровителю, память которого в этот день Церковь празднует. Если молитву найти не удается, то – своими слова. Самое главное – теплота и искренность. Надо постараться в этот день причаститься Святых Таин.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую новую участницу сайта Светлану Зайцеву.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившихся к сайту Илью, Николая, Сергея.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившуюся к сайту Olwen.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Приветствую присоединившуюся к сайту Виктора Славнова.
Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Приветствую присоединившуюся к сайту Сергея Пуйтова.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.