Дорогие друзья, братья и сестры, подготавливая нас к празднику Рождества Христова, Церковь предлагает нам особый тренинг, работу над собой, в виде поста, который в древние времена назывался Филипповым или малой Четыредесятницей, сейчас же он называется постом Рождественским. В православных семьях заканчиваются скоромные продукты, и на их место в холодильнике располагаются недавно достанные из погреба консервации, а также фрукты и овощи. Рождественское говенье, не особо строго, потому как в нем разрешается вкушение рыбы в субботние и воскресные дни вплоть до 2 января по н.ст, а со второго января наступают дни особо строгие. И мне хотелось бы поделиться с вами не только своим опытом, но и опытом святых людей и богословов церкви.
Поэтому, дорогие мои, наступает время, когда нам надлежит вспомнить тех, кого мы обидели. Ведь в каждом нас окружаещем Христос, постараться вспомнить свои грехи и осознать последствия их порчи, взмолить Бога, о пощаде за те злодеяния, которые мы сотворили, и покаявшись, причастившись Святых Христовых Таин, для исцеления своей души, взяться разгребать свои захламленные корзиночки (сердца), вверенные нам Спасителем, от накопившегося мусора, и начнать наполнять их душистыми цветами и ягодами (добрыми делами), дабы пост принес важную пользу нашим душам, а свет Христов освятил наш жизненный путь.
Всем Бог в помощь. Благословение Господне на Вас!
Павел Денисов,
священник, благочинный Романовского округа.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры, мы с вами приблизились к Святой Великой и спасительной Четыредесятнице. Мы слышали из уст Самого Господа, как должны мы поститься. Мы слышали также из уст апостола Павла повторение того же самого. Мы слышим Читать дальше.
Многие христиане нарушают посты, предписываемые церковным уставом. Основная причина нарушения поста — независимо от мотивов, выявляемых в свое оправдание нарушителями, — маловерие во Христа Спасителя и Бога нашего.
1. «Я потому не пощусь, что без молока мне нельзя: у меня — гипертония». Такой человек Читать дальше.
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало нынешнему рыданию. »
Великий покаянный канон.
Возлюбленные братья и сестры! Мы получили от нашего Творца и Господа великий, безценный дар — жизнь. Господь нас создал, дал нам душу живую, и более мы никогда не Читать дальше.
— Отец Николай, что бы вы посоветовали тем людям, которые в этом году в первый раз решили соблюдать Великий пост?
— Воздержание в пище без молитвы — это просто диета. И потому пост нужно совмещать с хождением в храм. На первой неделе поста нужно Читать дальше.
Пост в церковных песнопениях и в писаниях святых Отцов называется духовной врачебницей.
Итак, что такое пост? Согласно Толковому словарю Даля: «воздержание от скоромной пищи и от суетных наслаждений». По учению же Церкви Христовой, пост — это религиозно-нравственное бодрствование и спасительный подвиг благочестия. Истинно христианский пост Читать дальше.
Заметки по литургическому богословию
Литургические правила Православной Церкви предписывают совершать Божественную Литургию после Вечерни в определенные дни поста. А именно: в четверг и субботу Страстной Седмицы Великого Поста, вечером накануне Рождества, Богоявления и праздника Благовещения. Как и Литургия Преждеосвященных Даров, она всегда служится после Вечерни. Читать дальше.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Стоим мы с вами, дорогие братья и сестры, на пороге Великого поста.
Святая Церковь на протяжении трех недель готовила нас к достойному вступлению на поприще поста, покаяния и сугубой молитвы. В Читать дальше.
Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»
ВОПРОС: От священников я слышал, что для Всеправославного Собора, который должен состояться как Восьмой Вселенский, нашей Сербской Православной Церкви доверено разработать тему «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи». В разработке этой темы, Читать дальше.
С праздником, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!
Сегодня мы с вами читали евангельскую историю про бесноватого юношу, которого привел ко Христу несчастный отец, умоляя исцелить сына. Прежде ему не смогли помочь ученики Христовы, и у отца осталась одна надежда – на Спасителя. Почему же апостолы не смогли изгнать беса? Почему так произошло? Давайте вспомним хронологию евангельских событий.
Отец бесноватого юноши пришел к апостолам за помощью после того, как ученики Христовы вернулись из путешествий по разным городам, куда были направлены проповедовать Христа. Перед этим все они, без исключения, получили от Спасителя грозное оружие — власть исцелять болезни и прогонять бесов. Потом было Преображение Господне. Поднимаясь на гору Фавор, Господь взял лишь трех учеников и предстал перед ними — прежде Своих крестных страданий и Воскресения — во всей своей Божественной славе, показав им, кто Он есть на самом деле. Трое учеников восходят. А остальные-то остаются внизу! Среди них и те, кто не сумел изгнать демона из бесноватого юноши.
Отец не сдавался. Он продолжил искать исцеления и, в конце концов, нашел Христа, который изгнал демона из его сына.
Апостолы, мучимые вопросом, почему же они утратили свой Божественный дар, после исцеления юноши подошли ко Христу и услышали ответ: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
Господь говорит ученикам и — через них — всем нам: дорогие люди, нам дары Божии. Но мало их принять. Их нужно сохранить и уметь ими пользоваться. А для этого нужны два условия – пост и молитва.
Возникает вопрос: неужели апостолы не знали об этом? Неужели Господь не предупреждал их ранее? Можно лишь предполагать… Возможно, в долгом путешествии кто-то из них не справился с усталостью, поддался унынию, чревоугодию — ведь апостолы были такими же людьми, как и мы с вами. Они также как мы были подвержены разным человеческим страстям. Пока были рядом с учителем – находились в состоянии воздержания, молитвы, непрестанного богообщения. Остались одни – пропала сосредоточенность на Боге, а за ней пропала и сила, дарованная Господом.
Мы прошли более половины пути, который ведет нас в Иерусалим. И сегодня Церковь неслучайно напоминает нам об этой евангельской истории. Господь говорит – не забывай о посте и молитве, ибо много препятствий на пути в Царство Божие. И самое главное препятствие – наши собственные немощи, недостатки, страсти. Наши собственные гордыня, невоздержание, самолюбование, тщеславие и другие грехи — самые главные враги на пути в жизнь вечную. Пост и молитва дают силы, чтобы этих врагов победить.
Но нельзя говорить о посте только как о воздержании от какой-то пищи. Воздержание должно быть во всем: в мыслях, в намерениях, в поступках. Надо учиться быть трезвыми и уметь держать себя в руках. Чтобы с Богом быть — нужна сосредоточенность, которая помогает человеку не впадать в расслабленность, не терять над собой контроль, а оставаться самим собой и не бояться никаких потрясений. Именно поэтому так важен пост как тренировка в воздержании.
Молитва позволяет наш ум быть сосредоточенным на Боге, это — память о Боге, обращение к Богу, благодарность Богу. Молитва помогает нам находиться в состоянии постоянной направленности к Богу.
Вот почему пост и молитва делают человека цельным и сильным. Только в посте и молитве человек способен не только принимать дары от Бога, но и применять их. Он способен быть грозным и сильным противником зла, противником грехов.
Церковь призывает нас быть сильными. Давайте помнить о том, что впереди — Голгофа. По после Голгофы будет Воскресение. Дай нам Бог прийти туда вместе со Христом, оставшись Ему верными. Спаси нас Господь. Аминь.
Протоиерей Анатолий Куликов
Храм святителя Луки Крымского, г. Екатеринбург
Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Мк. 9, 29.
Это — спасительный рецепт величайшего Врача душ человеческих. Это — средство опробованное и удостоверенное. Нет иного лекарства от сумасшествия. Что это за болезнь? Это — присутствие и господство демона в человеке, злого и жестокого духа, пытающегося окончательно погубить у человека и тело, и душу. Отрока, которого Господь освободил от злого духа, тот бросал то в огонь, то в воду — лишь бы его умертвить.
Пока тот или иной человек всего лишь философствует о Боге, то остается немощным, совершенно безсильным перед демоном. [Ведь] демон [только] посмеивается над немощным светским мудрованием. Но стоит человеку начать поститься и молиться Богу, как демона наполняет неописуемый страх.
Благовония молитвы и поста он вообще не переносит. Благоуханный Божественный аромат душит его и расслабляет до крайнего изнеможения.
В [том] человеке, который только размышляет о вере, для демона место пространное. Но в человеке, начинающем искренно молиться Богу и поститься с терпением и упованием, демону становится тесно, невыразимо тесно, так что должен он бежать из такого человека.
От некоторых болезней тела существует только одно лекарство. А от величайшего душевного недуга, от одержимости демонами, есть два лекарства, которые надлежит употреблять одновременно: пост и молитва.
Апостолы и вообще все святые постились и молились Богу. Потому и обладали они столь могучей силой, сокрушающей бесов.
О Иисусе благий, Врачу наш и Помощниче во всех невзгодах, укрепи нас силой Духа Твоего Святого к соблюдению Твоей спасительной заповеди о посте и молитве, ради спасения нашего и наших ближних. Тебе слава и [по]хвала во веки. Аминь.
В Церкви всё время так — трудно говорить о чем-то одном, не принимая во внимание другое.
Нельзя понять, почему второе воскресенье Великого поста посвящено не прославлению св. Марии Египетской (это произойдет позже), или другому уместному в дни поста празднованию, а святому Григорию Паламе, проповеднику вполне Читать дальше.
Наконец наступил Великий пост.
Великий Пост – это то время, которое дается нам для очищения от грехов. Мы все время грешим. Грехи наши, может быть, и не очень тяжелы, но они постоянны, они совершаются нами многократно в течение каждого дня, каждого часа, каждой минуты.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Во второй воскресный день Великого Поста Церковь прославляет великого угодника Божия святителя Григория Паламу. Он именуется великим столпом Православия и проповедником Божественного света. Святитель Григорий жил в 14-м веке. Его родители были благочестивыми Читать дальше.
«На реках Вавилонских, тамо седохом и
плакахом, внегда помянути нам Сиона».
Эти слова великопостного псалма напоминают нам, православным христианам, новому Израилю, о нашем изгнании. Для русских, исторгнутых со Святой Руси, псалом этот имеет особый смысл; но и для всех православных христиан, в равной мере, Читать дальше.
Святое Евангелие предлагает нам, вступающим в период поста, взять с собой мир и любовь.
Закончилось время приготовления к Великому посту. Перед нашим духовным взором прошли образы мытаря и фарисея, блудного сына, картина Страшного суда и изгнания из рая. Церковь напоминала нам о молитве простой, смиренной Читать дальше.
Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его.
Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род.
С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры Читать дальше.
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Проповедь «О молитве»
Молитва — мать всех добродетелей.
Проповедь преподобного отца нашего Арсения основана на Священном Писании и указаниях святых богодухновенных отцов. Она написана с искренним желанием принести людям душевную пользу, ведь от молитвы, как от благоплодного дерева, произрастает все доброе и богоугодное. А без молитвенного испрашивания и помощи Божией человек не может совершить ни одной добродетели. Молитва невозможное делает возможным, трудное легким, неудобное удобным. Заканчивается беседа чтением молитв.
Размышления о спасении души. Данные размышления всего необходимей, они очистят молитву от всего суетного, от помыслов, побудят во многом переменить свою жизнь, заставят подумать о своей душе. Стоит каждое утро хоть несколько минут после молитвы уделять время размышлению о том, что может быть близок тот час, когда душа должна разлучиться с телом, и какая участь может ожидать ее. Если ежедневно не уделять немного времени подобным мыслям, то мирские заботы как волны могут увлечь человека в море житейское и смерть застигнет его неподготовленным.
О молитве. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу или сердечная беседа человека с Богом, она необходима и имеет высокое значение в жизни каждого человека. Ни об одной добродетели не говорится так много в поучениях святых отцов как о молитве, необоримой стене всех верующих.
О крестном знамении. При молитве надо ограждать себя крестным знамением, которое есть апостольское учреждение. Совершать крестное знамение необходимо правильно, не небрежно. Оно должно служить непреоборимым оружием против бесов. Святые силою Креста Христова исцеляли болящих, воскрешали умерших.
О необходимых условиях при молитве. Совершенная преданность воле Божией, сознание своей греховности и крайнего недостоинства и искреннее желание исправить жизнь свою. Если кто просит и не получает, то это не значит, что молитва его неуслышана Богом. Может быть, просимое в молитве может послужить человеку во вред или же надо усилить свое прошение, не отступаться.
Всякая молитва требует принуждения, усилия со стороны человека. Молитвенное расположение есть дар Божий. Одни по степени чистоты и приемлемости скоро могут почувствовать присутствие этого дара, тогда молитва бывает неизреченно сладостна и утешительна. А другие должны много потрудиться, чтобы возбудить в себе это благодатное чувство.
Об утренней молитве. Восстав от сна, первой мыслью да будет благодарение Богу. С этой же мыслью надо отходить ко сну. Прощение обид, даже самых тяжких, необходимо для успеха в молитве. Прежде всего, надо принести искреннее благодарение Богу, потом исповедовать грехи и с сокрушением покаяться в них и, наконец, представить Царю Небесному свои прошения. Во время молитвы надо иметь смирение, кто не осознает себя грешником, того Бог не услышит.
О непрестанной молитве. Непрестанная молитва не означает все время молиться, но всегда памятовать о Боге, Смотрящего на все дела, намерения и помышления человека. Потому во время всяких занятий должно приучать себя чаще мысленно обращаться к Богу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Во всяком начинании и деле ум и сердце возводить к Богу, Его милости, помощи и заступлению.
Все, чтобы не делал человек, надо чаще призывать Имя Божие, тогда освятится вся его жизнь и будет в непрестанной молитве. Если, молясь человек имеет на кого-либо злобу, то Господь не услышит его, даже, если молитва у него непрестанна. Надо молиться о врагах, чтобы Бог расположил их сердца и постараться найти случай к примирению, даже если вины с нашей стороны не было.
О молитве в храме. Совершая домашнюю молитву не надо уклоняться от молитвы общественной, от церкви. Особенно в дни праздничные надо неукоснительно посещать храм Божий.
Христианский публицист Джессика Галан рассказала о том, как пост и молитва помогают в построении близких отношений со Христом.
Желаете прорыва в своей духовной жизни? Хотите достичь совершенного подчинения Христу? Тогда вам стоит рассмотреть духовные дисциплины поста и молитвы.
Для тех, кто желает близких отношений с небесным Отцом, пост и молитва помогают достичь этой цели. Вот четыре духовные пользы, которые приносит пост.
Пост помогает подавлять нашу плотскую натуру ради достижения того, чего желает Бог. Через пост и молитву можно понять Его волю для нашей жизни и подчиниться ей.
Благодаря посту, наш дух и наша душа испытывают радость. Это – решение мгновенно умереть для своей плоти ради достижения более великих целей, которые важны всемогущему Богу.
Иисус сказал: “Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мр. 2:20).
Знайте, что жертвенные элементы поста всегда воспроизводят блага, касающиеся вечности – именно те блага, которые мы хотим достичь в своем хождении перед Богом. Временный дискомфорт для плоти духовно вознаграждается.
Культура 21 века приводит к ослаблению рвения к тем вещам, которые важны в глазах Бога. Однако молитва и пост (с его «вызовом» для нашего тела) усиливают духовную проницательность.
Мы учимся отказываться от таких вещей, как соцмедиа, телевидение, еда и даже негативное умонастроение. Мы учимся таким вещам, как подчинение Богу, служение верующим в церкви и своим ближним.
Благодаря посту мы получаем мудрость и Божье руководство. Посредством поста и серьезной молитвы мы становимся способными различать волю Бога.
“Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).
Когда мы постимся и молимся, этим возжигаем в нас огонь Святого Духа. Во время поста мы становимся «агентами надежды» и ходатаями для страдающих и несчастных. Благодаря посту наша душа обновляется, мы получаем новые духовные силы.
“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли” (Деян. 1:8).
Источник силы есть в молитве и посте. Мы становимся более способными выполнять величайшее поручение из всех – приобретать души для урожая вечности (Мф. 28).
Когда ученики Иисуса не смогли изгнать злого духа из юноши, Иисус сказал им: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мр. 9:29). Молитва и пост – это очень важно для духовной победы.
Посредством глубокой молитвы мы можем преодолевать духовную оппозицию, разрушать сатанинские твердыни. Когда восстают трудности, последователи Христа могут использовать силу Святого Духа через пост и молитву.
Наши иссохшие сердца освежаются, словно дождем и оживают, когда мы постимся и молимся. Мы лучше снаряжены для борьбы с внезапными искушениями, потому что “на связи” с Богом, Его ангелами, и в нас действует сила Святого Духа.
“Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо” (Ис. 58:6).
В греческом языке слово сила звучит как “дунамис” – мы боремся с силами врага с помощью “духовного динамита”.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если вы раньше никогда не постились, начинайте постепенно. Те, у кого есть диетические ограничения, могут использовать воздержание от соцмедиа и других развлечений.
Начните пропускать один-два приема пищи; заменяйте прием пищи молитвой, просьбами.Запишите в молитвенном дневнике или на молитвенной карточке имена дорогих вам людей, о которых молитесь. Выходите из поста постепенно – ешьте вначале бульон и овощи; не поглощайте сразу тяжелую, жирную пищу.
Празднуйте духовные достижения, когда они есть; верьте, что Бог видит и слышит ваши искренние молитвы и жертвы.
Августин Гиппонский как-то сказал: “С помощью нашего милостивого Господа и Бога все искушения мира, все ловушки дьявола, все страдания в мире, соблазны плоти, все бурные волны тяжелых времен и все духовные противники побеждаются… постом и молитвой”.
Пост и жертвенная молитва никогда не бывают напрасными. Они всегда приносят пользу людям вашего близкого круга и многим последователям Христа в вашей церкви, городе.
Позвольте Богу благотворить вам через пост и молитву. Как написано в Пс. 33:8, “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!”
Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.
Проповедь «О посте и молитве»
Пост и молитва — два крыла, с помощью которых христианин может взлететь на небо, отрешившись от всего греховного. В этой проповеди иеромонах Николай, опираясь на творения святых отцов, рассказывается о том, как правильно молиться и поститься православному христианину.
- В чем различие между постом и диетой.
- Чем отличается пост телесный от поста духовного.
- Как достойно подготовить себя к посту.
- Для чего нужна молитва и какие виды молитв существуют.
- Как правильно приготовиться к молитве – беседе с Богом.
- Как приучить душу к частому обращению к Богу.
- Как вести себя после молитвы.
- Признаки умной и сердечной молитвы.
- Что дает нам постоянное повторение молитвы Иисусовой.
- Какие блага получает человек от действия молитвы.
- О молитвенном восхождении сердца к Богу или как молиться от души.
Беседа изобилует примерами из Священного Писания, высказываниями святителей: Иоанна Златоуста, Иоанна Лестничика, Серафима Саровского, Феофана Затворника, Дмитрия Ростовского и др., подтверждающими величайшую пользу для души человека поста и молитвы.
Пост — это не только воздержание от пития и еды, предписываемое благоразумием и медицинскими показаниями для укрепления телесного здоровья. Это есть высшая степень воздержания, предписываемая нам Церковью.
В каждое из четырех времен года Святая Церковь установила периоды поста для общего покаяния и прощения.
Многодневные посты установлены в честь:
Иисуса Христа — Рождественский и Великий;
восшествия Святого Духа на апостолов — Петров пост.
Кроме того, есть посты однодневные: Крещенский сочельник — навечерие Богоявления,
Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, а также среда и пятница как дни предательства и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Церковью нами заповедано два вида поста: телесный и духовный.
Телесный пост
Умеренность в принятии постной пищи и пития, направленная на ослабление страстных движений плоти.
Пост — это выражение Богопочитания истинными сынами Церкви. Строгое соблюдение правил поста дарует здоровье и долголетие постящимся. За нарушение постов — гнев Божий и великие бедствия.
- Польза телесного поста:
- Пост показывает, что для здоровья человека более полезна не изысканная, но простая пища и питие в умеренных количествах.
- Пост обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки.
- Пост делает нас способными к молитве и размышлениями о Боге. «Кто постится, тот добрым духом молится», — говорил Иоанн Златоуст.
- Пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам.
Как подготовить себя к телесному посту?
К посту надо приготовлять себя постепенно, понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести до того, сколько требует строгость поста в эти дни.
Духовный пост
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, как душа наша соединяется с телом.
В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки.
Пусть постится ум, удерживаясь от пустых и греховных мыслей, пусть постится сердце, удерживаясь от греховных чувствований, постится язык от постыдных речей и злословий. «Ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем, — отмечал св. Иоанн Златоуст.
Настоящий пост — соединение поста телесного и духовного.
Молитва — умная и сердечная беседа христианина с Богом.
Обычно различают три вида молитвы: прошение, славословие и благодарение.
Дело молитвы – самое важное дело в жизни христианина. Молитва – жизнь духа.
Приближая душу к Богу, молитва просвещает ее, врачует ее немощи, наполняет ее духовной радостью. А также укрепляет во здравии телесном, исцеляет в болезни, низводит благословение Божие на все дела и житейские занятия человека.
Главное, чтобы любая молитва была проникнута истинным благочестием, благоговением и любовью к Богу.
Как приобрести и воспитать в себе дух молитвенный?
В молитвах святых отцов содержится великая молитвенная сила. Кто со всем вниманием проникает в них, тот непременно зарядится молитвенной силой.
Как приготовиться к спасительной молитве?
Святитель Дмитрий Ростовский учит: «Молитва есть мое обращение к Богу. Молиться значит предстоять Богу своим умом и взирать на Него неуклонной мыслью, и с Ним беседовать с благоговением, страхом и упованием. Итак, если хочешь молиться, собери все мысли свои и, отложив все внешние житейские проблемы, и представь свой ум Богу и взирай на Него».
- Очистить свою совесть от всех нечистых и грешных мыслей.
- Собраться и сосредоточить все свои мысли на Боге.
- Устранить всякую вражду на ближнего, зависть и злость.
Саму молитву надо совершать во имя Господа Иисуса Христа, с верой и надеждой на получение просимого, с глубоким смирением и искренностью. Предметом молитв наших должно быть все богоугодное, святое, полезное нам и ближним.
Как достигнуть успеха в молитве?
Богомыслие, творение всего во славу Божию и частые воззвания к Богу — суть самые действенные орудия умной и сердечной молитвы, средства к стяжению молитвенного духа.
Она звучит так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
Преподобный Серафим Саровский заповедал новоначальным непрестанно творить Иисусову молитву. “При молитве — поучал блаженный старец, — внимай себе, т.е. собирай ум и соединяй его с душею».
О пользе молитвы, идущей из глубины сердца
Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал: «…слова могут изливаться и без мысли, — но из глубины сердца, с великим усердием и ревностию, из самых оснований души. Такие молитвы имеют великую силу и крепость, не рассеиваются и не колеблются, хотя бы диавол нападал с великого дерзостью… Такая молитва укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к вещам житейским, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое небо».
This post is also available in: Russian
Проповедь говорит протоиерей Георгий Телегин 24.12.2016.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!Чтобы прийти от плотского к душевному, церковью и были установлены посты. Чтобы отвлечь нас от плотского, требуется ограничение в телесной пище, а чтобы отвлечься от душевного – душевной. Пост телесный заключается в отказе от скоромной пищи: мясной и молочной, кроме того и в постной пище необходимо ограничение: в количестве и качестве еды. Что же касается поста душевного, то он заключается в ограничении земной человеческой пищи, которой обычно люди питают свою душу. Что это за пища? Это телевизор, интернет, газеты, журналы, музыка, кино, мирские книги, игры, развлечения, праздные разговоры, сплетни, шутки, забавы и т.п. Через все это мы проносим в свою душу много суеты, много страстей, много земного, человеческого. А там, где пребывает земное, человеческое, не может пребывать небесное, божественное. От земной суеты и праха душа наша становится тяжелой, неспособной ни к чему духовному, она бывает всецело привязана к земле и не может от нее оторваться, не может сколько-нибудь подняться к небу.
Поэтому, как говорит старец Паисий Святогорец, «Нам не следует ожидать, чтобы в нашей душе выросло что-то божественное, если сначала мы любим человеческое». Иногда мы слышим, что некоторые говорят: «У меня Бог в душе». Какой же Бог в душе, если стоит телевизор, а над ним висят иконы? В той же комнате, где телевизор включен, мы стоим и молимся. Что здесь может быть духовного? Пока земля души заросшая мирской травой, пока она не перепахана, пока в нее не упадут зерна небесной пшеницы, ничто духовное в душе не вырастет. И вот таким очищением нашей души и духовным перепахиванием как раз и является пост.
Как уже говорилось, во время поста необходимо ограничение не только в телесной пище, но и в душевной. И нужно помнить, что эта часть поста является даже более важной, ибо что важнее в человеке – душа или тело? Конечно же, и то, и другое. Но более важной частью является душа. Отсюда следует, что душевный пост более важен, а поэтому на него необходимо обратить особое внимание. Нужно отказаться или хотя бы ограничить себя в том мирском прахе, которым привыкла питаться наша душа. Во время поста нужно больше, чем когда бы то ни было сказать себе слово Преподобного Исаака Сирского: «Довольно, довольно с тебя этой свиньям приличной пищи, которой доныне питаешься ты». Однако, совсем без пищи душа человека существовать не может. Поэтому, если бы мы отказались от земной пищи, нужно непременно позаботится о том, чтобы дать душе пищу небесную.
Итак, потрудимся для того, чтобы привнести в предстоящий нам пост духовное, приобрести благодать и подняться по лестнице христианского совершенства.
Вторая часть Нагорной проповеди излагает учение Господа о милостыне, о молитве, о посте и увещание стремиться к главной цели человеческой жизни — Царствию Божию. Сказав ученикам Своим, чего они не должны и что должны делать, чтобы достигнуть блаженства, Господь перешел затем к вопросу о том, как надо делать то, что Он заповедал.
Ни дел милосердия, ни дел Богопочтения, каковы молитва и пост, мы не должны делать напоказ, ради людской славы, ибо в таком случае людская похвала и будет нашей единственной наградой. Тщеславие, как моль, съедает все добрые дела, а потому лучше творить все доброе в тайне, чтобы не лишиться награды от Отца нашего Небесного. Здесь не запрещается, конечно, подавать милостыню и явно, но запрещается делать это с целью обратить на себя внимание и снискать похвалу от людей. Не запрещается также молиться в храмах, но запрещается молиться намеренно напоказ. Можно, по мысли св. Златоуста, и в закрытой комнате молиться по тщеславию, и тогда “затворенные двери не принесут никакой пользы”.
Мы молимся не потому, чтобы Бог не знал наших нужд, а лишь для того, чтобы через молитву очистить сердце и сделаться достойными Божиих милостей, вступив духом своим во внутреннее общение с Богом. Это Богообщение и есть цель молитвы, достижение которой не зависит от количества произносимых слов. Порицая многословие, Господь в то же время многократно заповедует неустанные молитвы, научая, что должно всегда молиться и не унывать (Луки 18:1), и Сам ночи проводя в молитве. Молитва должна быть разумной: мы должны обращаться к Богу с такими просьбами, которые достойны Его, и исполнение которых спасительно для нас. Для научения нас такой молитве Господь и дает, в качестве образца, молитву “Отче наш”, получившую, поэтому, название молитвы Господней.
Учение Господа о посте, который также должен быть для Бога, а не для получения похвалы людской, ясно свидетельствует о том, сколь неправы те, которые говорят, будто Господь не предписывал Своим последователям поститься. Постясь, не следует так изменять своего наружного вида, чтобы этим привлекать внимание к себе. На Востоке было принято, совершив омовение тела, умащаться маслом, особенно помазать им голову; фарисеи же в дни поста не умывались, не расчесывали волос и не мазали их маслом, привлекая к себе общее внимание своим необычным видом, что и порицает Господь.
Намереваясь показать отношение Своего нового закона к ветхому, Господь предварительно успокаивает ревность иудеев по законе, подчеркивая, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. Христос действительно пришел на землю для того, чтобы на Нем исполнилось все ветхозаветное Слово Божие, чтобы раскрыть, осуществить и утвердить всю силу закона и пророков — показать истинный смысл и дух всего Ветхого Завета. “Как Он исполнил закон?” — спрашивает блаж. Феофилакт: “во-первых, тем, что совершил все, предсказанное о Нем пророками. Он исполнил закон и тем, что восполнил его, ибо в совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень”, дал более глубокое и духовное понимание всех ветхозаветных заповедей, уча о недостаточности одного внешнего, формального их исполнения. “Йота” — самая малая по начертанию буква еврейского алфавита. Говоря, что “йота едина, или едина черта не прейдет от закона”, Господь подчеркивает, что и самое малое в законе Божием не останется без исполнения.
Точно также недостаточно одним внешним образом исполнять 7-ю заповедь закона Божия “Не прелюбы сотвори”, ограждая себя от грубого нарушения ее впадением в грех самым делом. Возвышая эту заповедь, Господь учит, что не только внешнее действие прелюбодеяния есть преступление, но и внутреннее вожделение, взгляд на женщину с вожделением. Не всякий взгляд на женщину грех, но взгляд, соединенный с внутренним пожеланием совершить с нею грех прелюбодеяния. В случае соблазна на грех нужно проявлять такую решимость к пресечению соблазна, чтобы не пожалеть ничего самого дорогого, каковыми являются для человека собственные члены — члены его тела, глаз или рука.
В связи с этим Господь запрещает мужу разводиться с своей женой, “кроме вины любодеяния”. Ветхозаветный закон Моисеев (Втор. 24:1-2) разрешает мужу развестись с своей женой, дав ей разводное письмо, письменное свидетельство, что она была его женой, и что он отпускает ее от себя по такой или такой причине.
Господь в другом месте (Марк.10:2-12) говорит, что разрешение разводиться с женой дано Моисеем евреям, “по их жестокосердию”, но что изначала не было так, что брак установлен Богом как союз нерасторжимый. Он расторгается сам собою только в случае прелюбодеяния одного из супругов. Если же муж без этой причины разводится с своей женой, то он толкает ее на прелюбодеяние, как равно является виновником прелюбодеяния того, кто возьмет ее.
Ветхозаветный закон запрещал употреблять клятву именем Божиим в делах пустых, тем более во лжи. Третья заповедь закона Божия запрещает употребление имени Божия всуе, запрещает всякого рода легкомысленное отношение к клятве именем Божиим. Христианин должен быть настолько честным и правдивым, что ему должны верить по одному слову: “ей, ей; ни, ни” без всякой божбы. Но в важных случаях этим отнюдь не запрещается законная клятва или присяга. Сам Господь Иисус Христос утвердил клятву на суде, когда на слова Первосвященника: “Заклинаю Тебя Богом Живым”, — отвечал: “Ты сказал”, — ибо такова именно была у евреев форма судебной присяги (Матф.26:63-64). И ап. Павел клянется, призывая Бога в свидетельство истины своих слов (Римл.1:9, 9:1, 2 Кор.1:23, 2:17, Гал.1:20 и др.). Запрещается клятва пустая, легкомысленная.
Великая Четыредесятница. Время покаяния и осознания. Ежегодное умерщвление плоти, ради здоровья ее же самой. Здоровья телесного и духовного, того здравия, ради которого мы издерживаемся временем, средствами и годами земной жизни.
Практически всем понятны целебные свойства поста. Правда, одни видят его благо в медицинских свойствах, Читать дальше.
Отец Александр, сейчас идет Великий пост. На что прежде всего нужно обращать внимание в это время?
– Пост – время священное. Само по себе – «священное время». Нужно сказать: «Всё, конец прежней жизни». И жить по-духовному. И не выгадывать себе ничего. Мог бы – Читать дальше.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы вошли в Святой и Великий Пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей.
По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя Читать дальше.
Наступает Великий пост.
Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви,- лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам. Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святаго Читать дальше.
1. Пост и неверующие люди
Снова приблизился Великий Пост. В связи с этим с атеистических кафедр будет сказано немало слов о вреде поста, о его бессмысленности, об иллюзорности религиозных идеалов, о невежестве и ограниченности «служителей культа» и других последователей религии и о многом другом. Читать дальше.
О посте нужно говорить только с теми, у кого уже есть некоторый духовный опыт.
Сегодня много людей, тянущихся к вере, решают вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься, и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из Читать дальше.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Сей род лукавый, бесовский изгоняется только молитвой и постом» (смотр. Мф. 17:21), — эти слова Господь сказал Своим ученикам, когда те не смогли изгнать беса из отрока, которого привел к ним его отец. Что значат эти слова?
После того, как Христос одним словом исцелил отрока, апостолы спросили Его: «Раньше бесы повиновались нам, и больных мы исцеляли, и другие великие чудеса творили. А этого отрока не смогли избавить от власти беса. Почему мы не смогли этого сделать?». И Господь говорит им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Эти слова обращены не только к апостолам, но — через Евангелие, в веках — и к каждому из нас, потому что если по молитве и трудам поста изгоняется бес из другого человека, то тем более злой дух не может приблизиться к тому, кто сам соблюдает пост и молитву.
И тут возникает вполне оправданный вопрос: «А что значит такой, изгоняющий бесов, пост? Каким он должен быть? И какой должна быть молитва, чтобы бес не приближался к человеку?»
Что такое пост? Это очень актуально для нас с вами, поскольку мы вступаем в строгий Успенский пост. Пост — прежде всего воздержание, при чем не только от особого рода пищи (мясной, молочной, яиц и — в строгий пост — рыбы). По своей сущности пост — это воздеражание от излишеств, которые расслабляют нашу плоть, делают её дебелой и открытой для воздействия на неё темных сил. Другими словами, пост (как мы поём об этом в великопостных песнопениях), — воздержание наших глаз от того, чтобы не смотреть, куда не нужно, языка — чтобы не говорить то, что не следует говорить, и даже то, что следует, говорить умеренно, не растекаясь в многословии. Также пост — это воздержание наших чувств, эмоций.
То есть пост — определенная мера для человека в его проявлениях внутри и вовне, в мире. Если человек воздержан в чувствах, словах, во всех своих проявлениях, то находится в состоянии поста. Как говорит один из наших прихожан, если же человек Великим постом с услаждением выпил чай или с удовольствием поел жареную картошку, он уже согрешил (чувствует, что согрешил), потому что сделал это невоздержанно.
Что такое молитва, которая изгоняет бесов или не допускает их войти в человека? Господь заповедал нам: «Непрестанно молитесь».
Что означает эта непрестанная молитва? Или: какой должна быть постоянная молитва, о которой говорит Господь? Молитва, мы знаем, бывает славословная, покаянная, просительная и благодарственная… Но бывает ещё и внутренняя молитва. Мы знаем Иисусову молитву, которую многие из нас навыкли творить, и она, как ручеек, течет в нашем сердце. Наверное, это и есть та самая непрестанная молитва.
Молитва также может быть безмолвной — когда человек ощущает присутствие Божие в своей жизни и даже не произносит слов Иисусовой молитвы, поддерживает безмолвную молитвенную связь, состояние внутреннего предстояния перед Богом, Его всевидящим оком. Человек ощущает, что Господь видит его, смотрит на него. Это тоже есть молитва. Та самая непрестанная молитва, на которую указывает нам как на заповедь («Непрестанно молитесь») Господь.
В свете всего этого возникает естественный вопрос: «Если человек не постится и не молится, то бесы входят в такого человека?» Святые отцы говорят, что да, в таком случае злые духи беспрепятственно входят в сердце. И лукаво прячутся от человека и наущают его на творение злых дел, при чем так, что он воспринимает внушенные ведущие к греху мысли как свои собственные.
Поэтому, братья и сестры, вступая в Успенский пост, давайте слова, которые сегодня нам говорит Святая Церковь, — «Сей род изгоняется только молитвой и постом» — глубоко насадим в своем сердце. Вооружимся постом и молитвой против этого лукавого рода, по своей зависти, злобе и гордыни не хотящего покаяться и влекущего нас к погибели. Господь дал нам великое оружие, доступное каждому из нас. Воздержание (пост), молитва — это то, что, как огнем, отгоняет от нас с вами бесов.
Пускай эти слова будут всегда в нашей памяти, хотя бы в ближайшие дни Успенского поста. Аминь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Протоиерей Владислав Софийчук. 13 августа 2017 г.
Добрый день. Меня зовут Екатерина. Я верующий человек, хожу в церковь, верю в Бога и Христа спасителя.Данный сайт был создан как хранилище различных молитв, которые мне удалось найти.
Сайт не призывает к действию. Если вы нашли материалы оскорбляющие Ваше чувство верующего, то напишите мне в контактную форму, он будет удален.